Ограничение понятия адвокат

3. Ограничение и обобщение понятий

В повседневной жизни, в общении мы не всегда имеем в виду весь объем понятий, скажем, когда говорим “город”, “государство”, “наука”, “человек”, “закон”, “товар”. Мы имеем в виду, как правило, лишь часть объема этих понятий:

Город ® город Киев,

Государство ® украинская государство,

Наука ® наука логика,

Закон ® моральный закон,

Товар ® продовольственный товар

Таким образом мы мысленно совершаем переход от понятия с большим объемом (родового) к понятию с меньшим объемом (видового). Это действие называется ограничение понятия. Она происходит за счет того, что мы до родового понятия добавляем определенную видоутворюючу признак — это слово написанное выше курсивом. Таким образом: ограничение — логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к родовому понятию видоутворюючої признаки. Противоположная логическая операция называется обобщение — это переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от него видоутворюючої признаки.

Студент ДонДУУ ® студент;

Город Донецк ® город;

облигация ® ценная бумага;

Крайним пределом обобщения являются философские категории — предельно общие универсальные понятия, которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения действительности и познания — “материя”, “движение”, “пространство”, “время”, “существо”, “идеальное”, “сознание” и т.д. Например: человек ® примат ® животное ® живое существо ® существо.

Ограничение понятия адвокат

ЗАДАЧА 13. Произведите операцию двойного ограничения.

Решение. Уменьшая объем понятия «преступник», переходим к понятию «грабитель», и,далее, к понятию «грабитель Симанов».

Решение. Преподаватель — преподаватель логики — преподавательлогики Кириллов.

Упражнение 13. Относительно следующих понятий произведите операцию двойного ограничения.

Право нарушение. 2. Учащийся. 3. Наука. 4. Победитель сорев­нования. 5.Кодекс. 6. Версия. 7. План. 8. Обыск. 9. Государство. 10. За­кон. 11. Игра. 12.Семья. 13. Ребенок. 14. Экзамен. 15. Директор.

ЗАДАЧА 14. Проверьте правильность следующих ограничений:

/. Министерство образования — Министерство образования Рос­сии — Министерство образования Башкортостана.

Решение. На первом этапе — при переходе от понятия «Министер­ство образования» к понятию «Министерство образования России» — ог­раничение проведено правильно. На следующем же этапе совершенаошибка: ограничивается единичное понятие «Министерство образова­ния России». Таким образом, сначала здесь проведено ограничение, за­тем — другая логическая операция — анализ (Министерство образованияБашкортостана не является видом Министерства образования России, асоставляет его часть).

Кража — вымогательство — мошенничество.

Решение. Это не ограничение, а деление подразумеваемого поня­тия «преступление» (вымогательство не является видом кражи, а мо­шенничество — видом вымогательства. Это разные виды преступлений).

Особо опасный преступник — опасный преступник — преступник.

Решение. Вместо ограничения проведена операция обобщения

понятия «особо опасный преступник».

Философское направление — материализм — диалектический материализм.

Решение. Ограничение проведено правильно.

Населенный пункт город Уфа.

Решение. Пропущено родовое по отношению к понятию «город Уфа» понятие«город».

б. Населенный пункт — го роб

Решение. Ограничение не доведено до конца, ибо понятие «го­род» не является единичным.

Упражнение 14. Проверьте правильностьследующих ограничений.

1. Кража — вымогательство — мошенничество. 3. Преступление — должностное преступление — получение взятки. 4. Циферблат — цифра — девять. 5. МВД РФ — МВД Башкортостана — УВД т. Уфы. 6. Офицер — майор — лейтенант. 7. Оркестр — виолончель — музыкант. 8. Цена — цена то­вара — цена нового товара. 9. Предмет — учебный предмет — логика.

Министерство — МВД — МВД РФ. 11. Часы — настольные часы — бу­дильник. 12. Адвокат — юрист — человек. 13. Мужчина — спортсмен — бок­сер. 14. Книга — книга в мягком переплете — мягкий переплет. 15. Понятие — единичное понятие — «город Смоленск». 16. Автомобиль — колесо — руль. 17. Варвар — злодей — разрушитель. 18. След — отпечаток — оттиск. 19. Враг — неприятель — противник. 20. Хозяин — владелец — собственник.

ЗАДАЧА 15. Проверьте правильность следующих обобщений:

Коммунистическая партия России — коммунистическая пар­тия — партия — общественная организация.

Решение. Обобщение правильное.

Ранняя весна — время года.

Решение. Пропущено ближайшее по отношению к понятию «ран­няя весна» понятие «весна».

Товар — рынок — торговля.

Решение. Обобщающие понятия не являются родовыми по отношению к обобщаемым.

Чемпион мира — чемпион мира по гребле — чемпион мира по боксу.

Решение. Вместо обобщения проведено деление понятия «чемпи­он мира».

Монитор — системный блок — клавиатура — компьютер.

Решение. Вместо обобщения проведен синтез.

Литература — башкирская литература.

Решение.’Вместо обобщения проведено ограничение.

Упражнение 15. Проверьте правильность следующих обобщений.

1. Допрос свидетеля Митина — допрос свидетеля — допрос. 2. Сер­жант — лейтенант — военнослужащий. 3. Расследование убийства — рас­следование преступления — следователь.4. Отмычка — орудие взлома — орудие преступления.5. Офицер милиции — сотрудник милиции — ра­ботник МВД. России. 6. Налог на наследство — налог — бюджет. 7. Река

Лписль — рекаморс — океан. 8.Курсант Сидоров — курсант учащий­ся. 9,Газета «Из рукв руки» — газета — еженедельник. 10. Водоем — озе- ро озеро Байкал.11. Смешанный лес — лес — дерево.12. Тетрадь — предмет— учебный предмет. 13. Регистрирующее понятие общее по­нятие понятие.14. Мужмоей сестры муж мужчина. 15. Обобщениепонятия — логическаяоперация — ограничение понятия. 16. Ссора — кон­фликт — разногласие. 17. Магазин — универмаг — универмаг «Уфа». 18. Православие —христианство — религия. 19. Гриб — съедобный гриб —белый гриб. 20. Сосна — растение.

Ограничение понятия адвокат

. Л о г и ч н о й о п ер а ц и есть ю над понятиями называется такое действие, посредством которой из одних понятий получают новые понятия. В логических операций над понятиями относятся:

а) ограничение и обобщение понятий;

б) операции над объемами понятий как множествами;

в) разделение понятий;

г) определение понятий

Традиционно принято считать, что операции а, б, в являются собственно операциями над объемами понятий, а операция г является операцией, раскрывает содержание понятий

а). Ограничение и обобщение понятий

В основе операции ограничения и обобщения понятий лежит зависимость, которую фиксирует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий

. О б м е ж е н и м понятия называется логическая операция, которая заключается в переходе от понятия с большим объемом, но меньшим содержанием к понятию с большим содержанием, но меньшим объемом. Например, возьмем понятие»человек»х. А (х) и ограничим его. Для этого последовательно обогащаем его содержание новыми признаками:»поэт»х. В (х),»украинский поэт»х. С (х),»украинский поэт XIX века»х. Д (х),» ет XIX ст» х. Д(х), «автор «Кобзаря» а.

Пределом ограничения является единичное понятие (в нашем случае понятие а -«автор»Кобзаря»)

. В с а г а л ь н е н я м понятия называется логическая операция, с помощью которой переходят от понятия с большим содержанием, но меньшим объемом к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием

В нашем случае — это переход от понятия а -«автор»Кобзаря»к понятию х. А (х) -«человек»). Конечным пунктом операции обобщения понятия являются категории. Категории — это наиболее общие понятия, т.е. такие понятия, которые не имеют рода, а значит, их нельзя обобщить. Например, не поддаются обобщению понятия»материя»,»сознание»,»причина»,»необходимость»,»сущность»и тд. В современной логике предел обобщения трактуется как универсальное понятие, т.е. понятие у которого область определения предиката, выражающей его (понятия) содержание совпадает с областью истинности этого предикат, що виражає його (поняття) зміст співпадає з областю істинності цього предиката.

Логическая операция обобщения и ограничения понятий регламентируется двумя правилами:

1). При обобщении понятия следует переходить от вида к роду

Например, понятие»мошенничество»можно обобщить путем перехода к родового понятия»преступление против собственности», или понятие»судья»можно обобщить путем перехода к родового понятия

«юрист»Переход же от понятия»судья»к понятию»адвокат»будет нарушением данного правила. Здесь нет обобщения. Понятие»адвокат»не является родом для понятия»судья»Эти понятия являются видами для родового пон понятие»юристuot;.. Ці поняття є видами для родового поняття «юрист».

Обратимся ко второму правила:

2). При ограничении понятия нужно переходить от рода к виду

Например, понятие»государство»можно ограничить путем перехода к понятию «правовое государство», или понятие»судья»можно ограничить, перейдя к понятию»судья апелляционного суда»

При нарушении этого правила возникает логическая ошибка, которая заключается в сведении исходного понятия к понятию, которое не является его видом. Например, если при ограничении понятия»государство»мы перейдем к понятию»д государственная союз юристов», то такое ограничение будет неправильным, поскольку приведенное понятие не является видом для понятия»государстводля поняття «держава».

6). Операции над объемами понятий как множествами

Поскольку мы отождествляем объемы понятий с множествами, то можно применить к ним все операции, и к множеств: дополнение, пересечение, объединение, разность

Если мы объем понятия»киевлянин»WхA (х), то дополнением к нему будет объем понятия»иногородний»Wх B (х). Из схемы. И очевидно, что любой элемент универсального понятия принадлежит или Wх A (х), в Wх A (х Wх A(х), або Wх A(х).

. П е р е т и н о м объемов понятий Wх. А (х) и Wх. В (х) является объем нового понятия, состоящий из всех тех и только тех элементов, которые одновременно относятся и Wх. А (х) и Wх. В (х):

Графически операция пересечения изображается схеме:. П

Выражения 5,6 свидетельствуют о том, что из содержания понятий, объемы которых пересеклись логически вытекает содержание каждого из понятий, которые не пересекаются. Операцию пересечения можно осуществлять над совместными понятиями

Есть тождественные понятия:»квадрат»х. А (х) и»равносторонний прямоугольник»х. В (х). В результате пересечения получаем:»квадрат»или»равносторонний прямоугольник»:

Возьмем понятия, находящиеся в отношении частичного совпадения:»поэт»х. Р (х) и»лауреат»хQ (х). Осуществляя над их объемами операцию пересечения получаем:»человек, который и поэтом, и лауреатом»: _

Пересечем подчинены понятия:»книга»х. К (х) и»учебник»х F (х). Получим:»книга, которая является учебником»

Целью операции объединения является выявление всех элементов объемов, объединяются. В правой части равенства а), которая является новым объемом сделаем подстановку:

Операцию объединения объемов можно осуществлять над совместимыми и несовместимыми понятиями

1 частично совпадения: например,»юрист»х. А (х) и»депутат»х. В (х). Результатом объединения является новое понятие»или юрист, или депутат»:

2. Отношение тождества: например,»квадрат»х. А (х) и»прямоугольный ромб»х. В (х). Объединение тождественных понятий даст новое понятие, которое по содержанию совпадать с одним из понятий, объединяемых:

3 Отношение подчинения: например,»космический объект»х. А (х) и»планета»х. В (х). При объединении этих понятий получаем новое понятие»космический объект»(«космический объект»

4. Отношение противоречия:. Например,»треугольник»х. А (х), и»не треугольник»х. А (х). В результате объединения этих понятий получаем новое понятие»геометрическая фигура»:

5. Отношение противоположности: например,»ребенок»х. А (х) и»пожилой человек»х. В (х). Результатом объединения этих понятий будет новое понятие»основные параметры человеческого возраста»:

6 Отношение соподчинения: например,»кража»х. А (х) и»грабеж»х. В (х). Объединяя эти понятия получаем новое понятие»виды преступлений»:

Следовательно, операции над объемами понятий (объединение и пересечение) не надо отождествлять с логическими отношениями между понятиями. Одну и ту же операцию можно осуществлять над понятиями, находящихся в разных отношениях Логические отношения между понятиями выступают своеобразным эмпирическим исходным материалом для операций объединения и пересечениену.

С точки зрения закона обратного отношения содержание понятий, объединяемых, более информативный чем содержание понятия, является результатом объединения. Свидетельством этого является следующие формулы:

Разностью объемов Wх. А (х) и Wх. В (х) называется объем нового понятия, состоящий из всех тех и только тех элементов объема Wх. А (х), которые не принадлежат объему Wх. В (х)

Сказывается операция разницы объемов так:

Записывается операция разницы объемов так:

Графически изображается в виде следующей схемы:

Экстраполяция операций над множествами, на объемы понятий, а также анализ этой экстраполяции позволил глубже понять, что в основе формирования знаковых синтаксических средств логики лежат теоретико-множеств. УНИ представлении.

Когда мы интерпретируем множества как объемы понятий и ставим им в соответствие содержание понятий в виде предикатов, и когда мы интерпретируем теоретико-множественные операции как логические, то есть возможность прослыть лидкуваты исторические корни происхождения тех синтаксических средств, которые сейчас широко применяются для анализа традиционных проблем логик.

в). Деление понятия и правила разделения

Рассмотрим теперь следующую операцию — деление понятия

. П о д и л о м понятий называют логическую операцию, с помощью которой раскрывают объем понятия. Иными словами, осуществить разделение понятие означает установить, из объемов каких-либо понятий состоит объем понятия, подлежит ае разделения. В объеме понятия, во-первых, можно выделить объемы видовых понятий, входящих в него. Например, видами наказания является штраф, конфискация имущества, арест, лишение свободы на определенный срок и тд. А во-вторых, в объеме произвольного понятия можно выделить лишь два взаимоисключающие понятия. Например,»преступления бывают умышленные и неумышленные»,»студенты бывают отличники и не отличники»,»науки бывают гуманитарные и негуманитарных»и тманітарні і негуманітарні» і т.д.

Структура операции деления состоит из:

1) делимого понятия;

2) членов деления;

3) основания деления

. Д и л е н и м называется понятие объем которого требуется раскрыть

. Ч л е н а м и разделения называют видовые понятия, на которые разбивают объем делимого понятия

. Пи д с т а в о й разделения называют признак по которому выделяются члены деления

Например, возьмем понятие»студент»и осуществим над ним операцию деления понятия: студенты бывают дневной формы обучения, заочной и вечерней. Здесь делимым является понятие»студент», членами деления: студент т заочной формы обучения, студент вечерней формы обучения, студент дневной формы обучения; основанием деления является видовой признак -«форма обученияка — «форма навчання».

Различают два вида разделения понятий:

а) разделение по видозминюваною признаком

б) дихотомическое деление

Делением за в и д о з м е н ю в а н о й признаком называют такой вид разделения с помощью которого разбивают делимого понятия на виды, на основании специфического проявления признака в различных видах делимого понятия. Например,»науки бывают гуманитарные естественные, технические»Здесь каждому из членов деления специфицируется признак»предмет наукиot;предмет науки».

При анализе логической структуры понятия неизбежно возникает вопрос: какие именно предметы являются носителями признаков, составляющих содержание понятия? яеться, что каждому члену деления присуща определенная родовой признак, которая в каждом из них своеобразно проявляется.

есть этот признак специфицируется отношении каждого члена разделения. Это и определяет данную признак как видоутворюючу

Например, когда мы совершаем деление понятия»преступление против собственности»и называем такие члены деления:»кража»,»грабеж»,»мошенничество»и тд, то по каждому из названных видовых понятий родовой признак а»завладение чужим имуществом»четко специфицируется, а именно: это тайное завладение, или открытое, путем обмана и таємне заволодіння, чи відкрите, чи шляхом омани і т.д.

Итак, деление понятия, в результате которого находят его виды, всегда осуществляется на основе конкретной родовой признаки, именно сменяемость которой ведет к образованию новых видовых понятий

Основой разделения может быть признак, которая является существенной в определенном отношении и, самое главное, которая может видоизменяться, проявляться в различных формах, или спецификуватися

Например, если нам нужно найти виды понятия»должностное преступление», то такой признак, как»общественно опасное деяние»не может быть основанием разделения. Поскольку в отношении таких видов служебного преступления, как к»злоупотребление властью или служебным положением»,»получение взятки»,»служебная халатность»и тд данный признак не специфицируется. Иными словами, разделить понятия»должностное преступление»на виды на основании оз наки»общественно опасное деяние»невозможно, так как их нельзя выделить среди множества служебных преступленииt; неможливо, так як їх не можна виділити серед множини службових злочинів.

Иллюстрацией данной ситуации являются следующие примеры: нельзя найти виды студентов на основании родовой признаки»учиться в высшем учебном заведении»; также нельзя установить виды автомобилей на осно. Иоасу признаки»быть транспортным средством»и тм засобом» і т.д.

Рассмотрим следующий вид разделения понятий: дихотомическое деление

Название дихотомическое деление происходит от греческого слова»дихотомия», что означает:»рассекать на две части»

. Д и х о т о м и ч н ы м называется разделение с помощью которого делимого понятия разбивают на два противоречивые понятия

Например,»студенты бывают способны и неспособны»,»приговоры бывают обоснованные и необоснованные»,»книги бывают художественные и нехудожественные»и т.д.

Основанием дихотомического деления понятия является наличие или отсутствие видоутворюючои признаки. В результате дихотомического деления объем делимого понятия разбивается на две взаимоисключающие части, в су уме исчерпывают объем делимого понятия. Например, приговоры бывают справедливые и несправедливыеві.

Привлекательность дихотомического деления заключается в его тривиальности и доступности. В ходе дихотомического деления мы имеем дело лишь с двумя взаимоисключающими понятиями, которые вместе исчерпывают объем делимого в понятие. Это означает, что дихотомическое деление всегда пение мерное, а члены деления исключают друг друга, поскольку каждый элемент объема делимого понятия попадает в объем только одного из двух понятий. А или не-А. Эта ситуация обусловлена ??тем, что дихотомическое деление осуществляется четко по одному основанию -«наличие или отсутствие определенного признака ознаки».

Например, преступления (А) по дихотомическим разделением мы можем разделить на служебные (а) и не служебные (не-а):

Итак, в объеме делимого понятия»преступление»находим видовое понятие»должностное преступление»(а) и добавляем к нему противоречивое понятие»неслужебное преступление»(не-а) и тем самым вычерпываем объем делимого понятия я»преступление»(А діленого поняття «злочин» (А).

В объеме понятия (не-а) находим видовое понятие (в) и разделим (не-а) на (в) и (не-в):

Общая схема дихотомического деления имеет следующий вид:

Проиллюстрируем эту схему следующими примерами:»Преступление против собственности делится на»кражу»и»не-воровство»,»не-кража»делится на»грабеж»и»не-грабеж»,»не-грабеж»делится на»разбой разбой», и тд»,»Книги делятся на»художественные»и»нехудожественные»,»нехудожественные»делятся на»учебники»и»не-учебники»,»не-учебники»делятся на»словари»и»не- «нехудожні» діляться на «підручники» і «не-підручники»; «не-підручники» діляться на «словники» і «не-словники» і т.д.».

При анализе дихотомического деления бросается в глаза то обстоятельство, что дихотомическое деление фактически информирует о существенных признака лишь того класса предметов, которые представлены в объеме положительного понятия (а, в в, с), при этом ничего неизвестно о той части делимого понятия, которая обозначена негативным понятием (не-а, не-в, не-с). Обозначая вторую часть делимого понятия выражением»не-я»,»не-в можем лишь утверждать, что отрицательным понятию не свойственна признак, принадлежащей предметам выделенного вида. Кроме того, во второй степени дихотомического деления отрицает. Вальне понятие включает. Выделите не видовые понятия на первой ступени разделение видове поняття на першій ступені поділу.

есть, если мы понятия»преступление против собственности»разделили на»кражу»и»не-кражу», а»не-воровство»на»мошенничество»и»не-мошенничество», то в объем отрицает тельного понятия «не- выделено на первой ступени дихотомического деления видовое понятие»кража»И это касается каждой ступени дихотомического деления, а именно: что каждое отрицает. Вальне понятие включает в свой объем объемы все х предыдущих выделенных видовых понятльне поняття включає в свій обсяг обсяги всіх попередніх виділених видових понять.

Оценивая возможности дихотомического деления, следует обратить внимание на некоторые особенности этого вида разделения

Подразумевается ходе самой процедуры дихотомического деления. Если процедура дихотомического деления имеет вид разветвленного дерева, то это означает, что первым шагом в дихотомическом разделении является нахождение в ди. Илен понятии одного из видовых понятий, а затем включения остальных видовых понятий в объем отрицает тельного понятия:

Уместной иллюстрацией дихотомического деления в приведенном варианте будет:»геометрические фигуры (А) делятся на треугольники (а) и не треугольники (не-а) не треугольники делятся на прямоугольники (b) и не п прямоугольники (не-b) не прямоугольники делятся на квадраты (с) и не квадраты (не-с) и тд», или»автомобили (А) подразделяются на грузовые (а) и не грузовые (не-а); легковые (b) и не легковые (не-b) и. ТДкові (не-b) і. Т.Д.».

Если процедура дихотомического деления предусматривает нахождение членов деления по характеристической ознакою2, то такое разделение будет иметь вид не деревья, а отдельных ветвей:

Дихотомическое деление применяют преимущественно в тех случаях, когда нужно последовательно ограничить множество предметов, среди которых нужно найти тот предмет, который нас интересует

В связи с этим дихотомическое деление широко применяют в следственной практике. А именно при разработке плана расследования преступления, при выдвижении и проверке версий относительно мотивов, средств, соучастников преступления в и т.д.

Например, на месте преступления найдены отпечатки альпинистского обувь. Это стало основанием для следователя разделить всех лиц, посещавших в этот день потерпевшего, на тех, кто альпинистская обувь и т тех, кто его не носит. На месте преступления также было найдено самодельное охотничий нож. Тогда следователям круг лиц, имеющих альпинистская обувь, были разделены на тех, кто может иметь самодельный охотничьих й нож и тех, кто его не имеет. Таким образом, следователь теперь может сосредоточить внимание на расследовании данного преступления на значительно меньшем кругу осиосіб.

Операция деления понятия подчиняется специальным правилам

1. Деление понятия должен быть соразмерным есть сумма объемов членов деления должна исчерпывать объем делимого понятия

Например,»преступления (А) бывают: а) небольшой тяжести б) средней тяжести, в) тяжкие и г) особо тяжкие»(здесь основой деления является»степень общественной опасности»)

Схематично данное разделение понятия»преступление»можно изобразить следующим образом:

Графически эту ситуацию записывают в виде формулы:

Или возьмем еще такой пример:»Студенты бывают заочной, вечерней и дневной формы обучения»(здесь основой деления является форма обучения)

При нарушении этого правила возникает две логические ошибки:

1)»слишком узкий разделение и

2)»слишком широкий подол»

Рассмотрим конкретно каждую из этих ошибок. Суть ошибки»слишком узкий раздел»заключается в том, что не все члены деления найдены или перечисленные. Например,»К видам наказаний относятся штраф, арест, обм меженный воли»Такое разделение будет слишком узким, поскольку пропущенные такие виды наказаний, как конфискация имущества, лишение свободы на определенный срок и тд. Или еще один пример:»Студенты бывают дневной формы н авчання и вечерней формы обучения»Этот раздел также будет ошибочным, поскольку пропущен такой вид студентов как»студенты заочной формы обученияяк «студенти заочної форми навчання».

Схематично»кругами. Эйлера»эту ситуацию можно изобразить следующим образом:

касается ошибки»слишком широкий подол»следует отметить, что она возникает при ситуации, когда в процессе деления конкретного понятия с выявленными членов деления добавляют понятие, объем которого не являются частью о объема делимого понятия. Примером ошибки»слишком широкий подол»может быть:»видами пресечения является»подписка о невыезде»,»взятие на поруки»,»взятие под стражу»и»арест»»В этом примере по понятия»арест»не является видовым понятием для родового понятия»мера»На самом деле это понятие является видовым для такого родового понятия, как»наказаниеіжний захід».. Насправді це поняття є видовим для такого родового поняття, як «покарання».

«кругами. Эйлера»эту ситуацию можно проиллюстрировать следующим образом:

Иллюстрацией этой ошибки будут также примеры:»книги делятся на художественные, научные, учебные, справочные и библиотечные»,»студенты бывают дневной формы обучения, вечерней формы обучения и пов шукувачи та пошукувачі».

2. Разделение следует осуществлять по одному основанию

Имеется в виду, что хотя объем одного и того же понятия можно разделить на виды по нескольким признакам, но в пределах конкретной процедуры раздела следует придерживаться одной основания

При правильном разделении члены деления должны быть пение подчиненными в делимого понятия

Например,»преступления против собственности»делятся на»кражу»,»разбой»,»грабеж»,»мошенничество»и тд. В этом все примере перечисленные понятия есть вместе подчинены деленному понятию»преступление против вл ласностиорядковані діленому поняттю «злочин проти власності».

При нарушении этого правила возникает ошибка, называемая»подмена основания деления»Суть этой ошибки состоит в том, что в процессе деления за основание берут несколько видовых признаков результате ч члены деления уже не пение подчиненными в делимого понятия и между ними отсутствует отношение несовместимостинесумісності.

Примерами этой ошибки будут следующие случаи:»преступления бывают служебные, против собственности и преднамеренные»,»студенты бывают отличники, трийочникы и спортсмены»,»автомобили подразделяются на грузовые, ле егкови и современные»и т легкові та сучасні» і т.д.

в этих примерах в каждом конкретном разделении применяют по два основания

Схематически это выглядит так:

3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило вытекает из второго правила. Суть данного правила заключается в том, что члены деления должны быть пение подчинены деленному понятию и находиться в отношении несовместимости между собой. Другими словами, каждый элемент объема делимого понятия будет входить в объем только одного члена разделениеділу.

Например,»мерой пресечения (А) является а) подписка о невыезде, б) взятие на поруки и в) заключения под стражу»На схеме это четко видно:

В случае, когда событие осуществляется одновременно по нескольким основаниям, члены деления будут пересекаться или частично совпадать

Например,»преступления бывают преднамеренными, средней тяжести и против собственности»,»книги бывают художественные, интересные и дорогие»,»студенты бывают отличники, заочники и иногородние»и тд. Во всех этих примерах х разделение осуществляется одновременно по трем основаниямя одночасно за трьома підставами.

Схемой этих примеров будет следующая:

4. Деление должно быть непрерывным. Иными словами, члены деления должны быть равно порядковыми, нельзя, чтобы к членам разделения зачислялись понятия, по объему непосредственно не являются видовыми к делимого понятийтя.

При нарушении этого правила возникает логическая ошибка, которая называется»скачок в делении»Суть этой ошибки состоит в том, что в процессе разделения среди видовых понятий появляются понятия, которые фактически не являются видовыми к делимого понятия, а такими они для пропущенного члена разделения деле происходит разрыв в последовательности разделения понятийділу поняття.

На схеме эту ситуацию можно изобразить следующим образом:

Получается, что в процессе деления была разорвана последовательность в выявлении членов деления. Вместо того, чтобы назвать одно порядковое понятия к перечисленным ранее -«преступления против собственности»- выписывают по оняття:»кража»,»разбой»и тд, которые являются видовыми к понятию»преступления против собственностипоняття «злочини проти власності».

Примерами этой ошибки будут следующие попытки разделения понятий:»науки бывают естественные, технические, юридические, филологические, политологические»,»художественные произведения делятся на поэзию, романы, рассказы, нары. ИСИідання, нариси».

Логическую операцию деление понятия надо отличать от процедур подобных разделения понятий

Это такие процедуры как классификация и разделение целого на части

. К л а с и ф и к а ц и есть ю называется систематизация предметов на основе соглашения или определенных практических соображений, и на основе признаков, вытекающих из природы систематизированных предметов

Классификация, которая предусматривает систематизацию предметов на основе соглашения или практических соображений, называют д о п о м и ж н о й

Например, список группы студентов по алфавиту

Классификация, в основе которой при систематизации предметов лежат признаки, вытекающие из природы этих предметов, называют естественной. Примером, может быть»периодическая таблица химических элементов. ДМенделе еева»Здесь за основу классификации взята объективная зависимость между валентностью и весом химических элементов. В этой классификации каждый предмет имеет четко определенное этой зависимостью место и поменять местами. Н с. Сl или Ft с Fe невозможнымз Fe неможливо.

Разделение целого на части заключается в мышлении расчленении целого на части

Например,»Год состоит с января, февраля, марта и т.д.»Здесь есть не деление понятия, а расчленение целого на части. Дело в том, что любой член деления имеет признак делимого понятия. Часть же н не является носителем признаки целого. Поскольку между частью и целым отсутствует родовидовий связь. Например, построим суждение:»Январь есть год»- получили ложное суждение, как свидетельство того, что любой части р глазу (в данном случае месяцу) не присуща признаки целого притаманна ознака цілого.

г). Определение понятия и правила

. В и з н а ч е н и м понятия называется логическая операция, которая раскрывает содержание понятия адекватные операцию определение можно сформулировать еще и так:»Определением называется логическая процедура, с помощью которой видшукуеть ься, строится какой-либо предмет, отличается от других, а также формируется значение впервые применяемого срока или уточняются значения уже существующего срокарміну».

Название операции определения происходит от латинского слова — definitio, дефиниция. Поэтому часто вместо названия»определение»употребляют слово»дефиниция»

По своей структуре операция определения состоит из:

Например,»дом есть дом, который приспособлен для постоянного проживания»В этом определении понятия»дом»является определяемым, т.е. понятием содержание которого раскрывается, или difiniendum (дефиниендум) и позн ределяемая символом»В / иається символом «В/й».

Та часть определения, которая выражает способы отождествления, различения, выделения, конструирования объектов мысли (в нашем случае -«дом, приспособленный для постоянного жилья») называется определяющим чем. Называют ее difiens (дефиниенс) и обозначают символом»Dfnволом «Dfn».

Операцию определение понятия можно анализировать в трех плоскостях:

С позиций логической семантики дефиниция является операцией, с помощью которой раскрывается или смысл, или денотат»определяемого термина»(В / и) через смысл или денотат»визначуючого срока Dfn»

Например, в определении»Планета — это космический объект, который движется по эллиптической орбите вокруг. Солнца и имеет естественный спутник»- Dfn представляет собой смысл, информацию зафиксированную в Dfd. А в визн чение»Планеты — это. Земля,. Марс,. Юпитер,. Меркурий»- Dfn представляет денотат, то есть те объекты, к которым относится определяемый терминая визначуваний термін.

Надо заметить, что в Dfn выражается конкретный смысл или конкретное значение Dfd, а не логический смысл и значение Dfd. Это обусловлено тем, что тип логического значения и смысла Dfd определяется тем семанти ичному категории, к которой принадлежит Dfd. Известно, что. В / и может быть представлен либо термом, или предикатором, или высказыванияям.

Если посмотреть с этой точки зрения приведенные примеры определений, то у них Dfd относится к категории предикаторив. Можно еще сказать, что с позиции логической семантики определение является, по сути, операцию с помощью которой детерминируются смысл и денотат определяемого срока путем сопоставления их со смыслом и денотатом визначуючого сроку.

С точки зрения логического синтаксиса дефиниция Df состоит из двух терминов и может быть выражена формулой: Dfd = Df Dfn. Знак равенства (=) в этой формуле означает возможность взаемозаминювання Dfd и Dfn

Факт взаемозаминювання фиксируется двумя правилами:

Эти правила фиксируют, что с синтаксической точки зрения дефиниция является способом отождествление двух терминов»определяемого»(Dfd) и»визначуючого»(Dfn), благодаря чему становится возможным их взаимозаменяемость в тех. Конте. ЭКСТ, они фигуруютх, де вони фігурують.

С точки зрения логической прагматики дефиниции исследуются со стороны их роли в коммуникативных процессах. Известно, что в процессе информационной коммуникации дефиниции вносят изменения в существующий фонд коммуникантов или иного языка, в контексте которой эти дефиниции фигурують.

Эти изменения касаются во-первых, установление отношения синонимии между Df, которые уже есть в информационном фонде, во-вторых, уточнения или видоизменения устойчивого смысла или значения термина, в-третьих, введение я принципиально новое значение и смысл для сроке.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Обобщение и ограничение понятий

Ознакомившись со структурой (строением) понятий, их видами, отношениями между ними по объему и содержанию, рассмотрим некоторые логические операции (действия) с ними.

К обобщению понятий прибегают в тех случаях, когда обнаруживается сходство признаков у предметов, объединенных до этого в различающиеся множества. Если стало известно, что студенты юридического факультета МГУ, получающие стипендии, сдали успешно очередную сессию, студенты исторического факультета МГУ, получающие стипендии, сдали успешно очередную сессию, и так по всем факультетам, то мы можем перейти к одному, но более общему суждению «Студенты МГУ, получающие стипендии, сдали успешно очередную сессию». Для построения этого суждения нам потребовалось перейти от менее общих (видовых) понятий «студент юридического факультета МГУ, получающий стипендию», «студент исторического факультета МГУ, получающий стипендию» и т.п. к более общему (родовому) понятию «студент МГУ, получающий стипендию».

Рассмотрим отношение между понятиями «Студент юридического факультета МГУ, получающий стипендию» (S) и «Студент МГУ, получающий стипендию» (P).

На этой схеме видно, что объем понятия S составляет часть объема понятия P: всякий студент юридического факультета МГУ, получающий стипендию, является студентом МГУ, но не всякий студент МГУ, получающий стипендию, является студентом юридического факультета МГУ.

Операция обобщения некоторого понятия состоит в образовании из этого понятия нового с более широким объемом. Переход от данного понятия к понятию с более широким объемом осуществляется за счет ослабления (сужения) содержания первого, что нам уже известно из закона обратного отношения (раздел 2.4.). В только что рассмотренном примере такой переход может быть осуществлен посредством «изъятия» из содержания понятия S признака принадлежности студента-стипендиата к юридическому факультету.

Операция ограничения (обратная операции обобщения) осуществляется также в полном соответствии с упомянутым законом за счет пополнения содержания исходного понятия. Например, результатом ограничения понятия «треугольник» может стать понятие «прямоугольный треугольник», а понятия «студент МГУ» – понятие «студент юридического факультета МГУ». В этих примерах ограничение объема исходного понятия произошло за счет добавления к его содержанию дополнительных признаков: в первом случае признака прямоугольности, а во втором – признака принадлежности к юридическому факультету.

В процессах обобщения и ограничения следует соблюдать такие правила:

1) при обобщении надо последовательно переходить от вида к ближайшему роду, не делая «скачков» (правильно: «равнобедренный прямоугольный треугольник» → «прямоугольный треугольник» → «треугольник»; неправильно: «равнобедренный прямоугольный треугольник» → «треугольник»).

2) при ограничении последовательность этой операции состоит в переходе от рода к ближайшему виду (правильно: «растение» → «дерево» → «хвойное дерево» → «ель»; неправильно: «растение» → «ель»).

Обобщение одного и того же понятия, как и его ограничение, может идти по разным основаниям. Например, понятие «деревянный стол» можно обобщить и как «деревянная вещь», и как «стол», а ограничить и как «старинный деревянный стол», и как «удобный деревянный стол». По какому основанию проводить эти операции зависит от целей этих операций. Например, антиквара будет интересовать конкретизация (ограничение) этих понятий по времени изготовления мыслимых в них предметов, а администратора – по функциональным их свойствам.

Стоит добавить к изложенному, что обобщение понятий нельзя смешивать с мысленным переходом от части предмета к предмету как целому, а ограничение – с переходом от целого к части. И последнее. Важно осознавать, каким образом мы ослабляем (уменьшаем) либо усиливаем (увеличиваем) содержание обобщаемого либо ограничиваемого исходного понятия. К примеру, нам надо обобщить понятие «студент, сдавший экзамены на «хорошо»». Мы можем это сделать присоединением к содержанию этого понятия признака «сдать экзамен на «отлично». Но присоединение это следует осуществить не с помощью союза «и», а с помощью союза «или»: «студент, сдавший экзамены на «хорошо» или «отлично»». Если же мы хотим ограничить понятие «студент, сдавший все экзамены», то это можно сделать посредством присоединения признака «получить только отличные оценки» посредством союза «и»: «студент, сдавший все экзамены и получивший только отличные оценки», что равнозначно понятию «студент, сдавший все экзамены на «отлично»».

1. Обобщите и ограничьте каждое из следующих понятий: адвокат, молодежь, коллектив юридического факультета, древнерусский город, республика, хищение.

*Выполнение этого упражнения следует начать с выявления содержания и объема предлагаемых понятий. Прежде всего, стоит помнить, что обобщение предполагает постепенный переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Нарисуйте объем исходного понятия в виде круговой схемы. Затем найдите для этого понятия ближайшее родовое понятие и изобразите его объем посредством круга большего диаметра.

Аналогично следует поступить при ограничении понятия, только теперь вы будете искать для данного в упражнении понятия видовое понятие, так как ограничение – это операция перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом за счет добавления признаков к содержанию исходного понятия. Рассмотрите следующие примеры этих операций:

Р – писатель XIX века; Q – писатель; S – человек творческой профессии; F – человек.

S – человек творческой профессии; P – писатель;
Q – писатель-романист; F – писатель-романист
ХIХ века.

2. Вспомните о законе, лежащем в основе операций обобщения и ограничения понятий. Обобщите понятие «тайное хищение чужого имущества» и ограничьте понятие «прокуратура».

3. Определите, произведена ли операция ограничения понятия:

а) печатное издание ® книга; б) правление банка ® председатель правления банка; в) город Европы ® город Англии ® населенный пункт; г) законодательство ® закон.

4. Найдите общие понятия для следующих пар понятий:

а) правило без исключения, правило с исключением; б) лишение свободы (уголовная санкция), исправительно-трудовые работы.

5. Исключите только одно понятие из ряда, так чтобы оставшиеся можно было включить в один общий род, укажите этот род:

1) медь, железо, алюминий, бронза, золото; 2) врач, слесарь, учитель, юрист; 3) волк, лиса, тигр, заяц, лев.

6. Можно ли рассматривать второе понятие в следующих парах как результат обобщения первого?

1) староста группы ® староста курса; 2) москвич ® житель столицы;
3) противоправное действие ® аморальное действие; 4) реформирование ® изменение; 7) спор ® обмен мнениями; 8) конфискация ® изъятие имущества.

7. Какая операция (обобщение или ограничение) произведена?

агрессивность ® активность; число, делящееся на 6 ® четное число; человек, потерявший паспорт ® человек, потерявший паспорт или свидетельство о рождении.

8. Определите, произведено ли последовательное многоступенчатое обобщение или ограничение:

а) крупный город ® столица ® столица крупного государства;

б) тонна ® центнер ® килограмм ® грамм;

в) факультет университета®гуманитарный факультет университета ® факультет;

г) 25 ® число, оканчивающееся на 5 ® число, делящееся на 5.

9. Расположите понятия в таком порядке, чтобы объем последующего включался в объем предыдущего, т.е. в порядке уменьшения объемов:

число, делящееся на какое-нибудь четное число; число, делящееся на 2; число, делящееся на 2 и на 4.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 2664 . Нарушение авторских прав