Основной источник дохода в россии

Основной источник дохода в россии

№ 159 — 160
24 мая — 6 июня 2004

Главный источник доходов россиян по-прежнему — оплата труда

Денежные доходы населения России формируются за счет заработной платы, выплаченной наемным работникам, социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, страховых возмещений и прочих выплат), доходов лиц, занятых предпринимательской деятельностью, доходов от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и других доходов. Оплата труда остается основным видом денежных доходов населения, хотя роль ее заметно снизилась в 90-е годы — если ранее она составляла более 4/5 совокупных денежных доходов, то теперь 2/3 (рис. 2). Роль социальных трансфертов осталась почти неизменной — в 2003 году они обеспечили 14,3% совокупных денежных доходов. Практически такое же значение стали играть предпринимательские доходы (11,4%) и доходы от собственности (5,4%) в совокупности.

Рисунок 2. Состав денежных доходов населения России, 1970-2003,%

Заработная плата является основным источником дохода для примерно 61 миллиона человек, работающих по найму, и членов их семей, находящихся на их иждивении. Различные виды пенсий образуют доходы 38 миллионов пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты. Получателями остальных видов денежных доходов являются существенно более малочисленные группы населения. Численность получающих предпринимательские доходы можно оценить по данным выборочных обследований по проблемам занятости об индивидуальных предпринимателях — предпринимательской деятельностью без образования юридического лица занимается около 4 миллионов человек.

Социально-экономический кризис переходного периода и, особенно, финансово-экономический кризис 1998 года наиболее сильно ударил по пенсионерам. Средний размер назначенной за 1999 год месячной пенсии составил в реальном выражении лишь 61% к уровню 1998 года, среднемесячная заработная плата одного работника, начисленная в 1999 году, составила в реальном выражении 78% от уровня 1998 года, а реальные располагаемые денежные доходы — 87,6%. В последующие годы заработная плата и пенсии в реальном выражении росли быстрее, чем реальные располагаемые денежные доходы, но все же именно последние быстрее превзошли уровень августа 1998 ( уже в 2001 году) и в 2003 году росли уже быстрее, чем заработная плата и пенсии.

В I квартале 2003 года реальные денежные доходы были на 14,4% выше, чем в тот же период предшествующего года, в I квартале 2004 года — на 14,3% больше в сравнении с январем-мартом 2003 года (рис. 3).

Рисунок 3. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения России с величиной прожиточного минимума и динамика реальных денежных доходов (декабрь 1994=100), по месяцам 1994-2004 гг.

Начисленная за апрель 2004 года заработная плата одного работника в среднем составила 6556 рублей и увеличилась по сравнению с апрелем 2003 года на 27,4%. В реальном выражении рост средней начисленной заработной платы в I квартале 2004 по сравнению с аналогичным периодом 2003 года составил 15,8%, а в целом за январь-апрель — 15,1% (за те же периоды 2003 года по сравнению с 2002 годом — на 9,7 и 9,4%). Соотношение заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения увеличилось в IV квартале 2003 года до 2,7 против 2,4 в октябре-декабре 2002 года (рис. 4).

Рисунок 4. Соотношение средней начисленной заработной платы с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения и динамика реальной заработной платы (декабрь 1994=100), по месяцам 1994-2004 гг.

Средний размер назначенных месячных пенсий в марте 2004 года составил 1764 рубля. По сравнению с мартом 2003 года он увеличился на 17,5%, а в реальном выражении — на 6,6%. Реальный размер средней назначенной в январе-марте 2004 года пенсии был на 7,0% выше, чем в январе-мартее 2003 года (за тот же период 2002 года по сравнению с 2001 годом — на 0,1%). В итоге средний размер назначенных пенсий в реальном выражении, в отличие от заработной платы и среднедушевых денежных доходов, превысил уровень августа 1998 года только в последние месяцы 2002 года (рис. 5). Только во второй половине 2002 года средний размер назначенных пенсий превысил уровень прожиточного минимума пенсионера (102%), но в начале 2003 года он вновь были ниже этого минимума (95,8% в I квартале). С середины прошлого года реальный размер средней назначенной пенсии устойчиво превышает уровень августа 1998 года и уровень прожиточного минимума пенсионера. При этом средняя начисленная заработная плата более чем в 3,7 раза превосходит средний размер назначенных пенсий.

Рисунок 5. Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера и динамика реального размера назначенных месячных пенсий (декабрь 1994=100), по месяцам 1994-2004 гг

Налоги как основной источник доходов государственного бюджета (1)

Главная > Реферат >Финансы

Налоги как основной источник доходов государственного бюджета

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;

анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;

определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

Методологической основой исследования послужили диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.

При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и статьи печатных изданий за 2009-2010 г.г. российских авторов по теме работы.

Глава 1. Налоговые доходы как основной источник государственного бюджета РФ

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19 в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.

Государство, аккумулируя налоги в бюджете, финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

С философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, а стало быть, он есть общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи. В русском языке налог происходит от слова подать, подаяние, т.е. добровольное пожертвование средств ради общественного блага и помощи конкретному человеку.

По своей сущности налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он есть часть созданного (произведенного или полученного дохода, прибыли), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно-финансовые, публично-правовые отношения между федерацией, ее субъектами, органами МСУ и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного регулирования.

В то же время, категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой системы и, в этом значении, имеет выраженную правовую природу. Налоги порождены государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами — это прерогатива представительной (парламентской) власти. Порядок их уплаты, взимания, налогового контроля, ответственности, защиты интересов субъектов налогообложения — все они реализуются посредством правоустановительных, правообеспечительных, правонаделительных, правозащитных и правоприменительных юридических форм и процедур. Таким образом, двойственная сущность налогов определяет межотраслевую природу налогообложения (экономика, бухгалтерский учет, право), привлекает к ним научный и практический интерес экономистов, менеджеров и юристов, определяет экономико-правовую специфику налоговедения. За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков.

По мнению Черника Д.Г., налог по своей сущности, есть «…изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового определенного продукта в виде обязательного взноса» 1 . В данном определении подчеркивается исключительно фискальный характер налога, который «изымается государством». Изъятие по своей юридической природе есть принудительное отчуждение имущества, однако, абсолютное большинство налогоплательщиков совершенно осознано и добровольно уплачивает налоги. На мой взгляд, неточно указан здесь и адресат налога — в пользу общества. Он изымается в пользу государства, для осуществления его функций, естественно, полезных обществу, иначе, зачем нужно государство?

Юткина Т.Ф. считает, что налог в реальном налоговом механизме — безвозвратная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом части их доходов с целью удовлетворения общественно-необходимых потребностей 2 . В этом определении так же выпукло проявляется фискальная составляющая налога и неопределенность его адресата. Исследовали проблему дефиниции налога и другие известные налоговеды.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». 3

Таким образом, в понятие «налог» вложены следующие юридические элементы: с одной стороны, это взимание денежных средств для формирования доходной части государственного бюджета; а с другой — одна из форм фискальных платежей.

Из понятия «налог» видно, что оно основано на следующих признаках платежа: обязательность и индивидуальная безвозмездность с указанием формы взимания — отчуждения принадлежащих лицам денежных средств.

По мнению законодателей, налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц.

Рассмотрим основные признаки налога. В ст. 57 Конституции РФ установлена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Следовательно, главным, определяющим признаком налога является его законность, которая предлагает, что данный платеж включен в систему налогов РФ, путем внесения его в соответствующий перечень, установленный в ст.ст. 13-15 НК РФ. Статус налога ему придан путем принятия Федерального закона Федеральным собранием Российской Федерации в порядке, определенном ст. ст. 1, 4, 5, 6, 12, НК РФ. В то же время, в содержание законности входит также соблюдение установленного порядка введения региональных и местных налогов, регулирования отдельных элементов их юридических составов, в соответствии с полномочиями, предоставленными органам власти субъектов Федерации и МСУ. (ст. 12 НК РФ).

Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Россия не слезла с нефтяной иглы

Половину федерального бюджета по-прежнему формируют нефтегазовые доходы

Несмотря на то что нефть подешевела почти в два раза, налоги и сборы с нефтегазового сектора остаются основным источником дохода для федерального бюджета. В условиях падения промпроизводства и потребительского сектора и отсутствия реформ шансов на снятие нефтезависимости нет.

Нефтяные котировки на мировых рынках остаются под давлением. В среду баррель Brent торговался на уровне $49,3, а днем ранее падал ниже $48. Оптимизма у инвесторов нет, несмотря на то что в США сократились запасы. Рынок беспокоят продолжающийся рост добычи «черного золота» в США, возможное увеличение нефтяного экспорта Ираном и замедление темпов роста китайской экономики.

Каждый третий банк не соответствует требованиям ЦБ по кредитованию связанных сторон

«Пессимизма в отношении перспектив нефти добавил опубликованный отчет аналитиков Goldman Sachs о том, что все доступные мощности по хранению сырья нефти и нефтепродуктов (включая плавучие терминалы) к концу года могут быть заполнены, что неминуемо скажется на ценах», — отмечает София Кирсанова, аналитик УК «Райффайзен Капитал».

Низкие цены на нефть тянут вниз и российскую валюту. В среду на торгах доллар превышал отметку 64 руб., а евро тестировал уровень 70 руб. Если ослабление курса рубля продолжится, то вверх поползет инфляция, которая после июльского всплеска из-за роста тарифов уже две недели находится на нулевом уровне.

Впрочем, дешевый рубль — это не проблема, а спасение для российского правительства: в условиях дешевеющей нефти бюджет не останется пустым. Причем тот факт, что стоимость барреля упала почти вдвое (с $107,3 в первом полугодии 2014 года до $58 за январь-июнь 2015-го), незначительно поколебал положение нефтегазового сектора как основного донора для федеральной казны.

Недавно в одном из интервью Михаил Ходорковский заявил, что нефть уже не является единственным богатством России, а доля нефтяных доходов в консолидированном бюджете страны — не более 20%. Экс-совладелец ЮКОСа немного поспешил.

По оперативным данным Минфина, в первом полугодии в федеральный бюджет поступило 6,6 трлн руб. доходов. Из них налогов — 3,6 трлн руб., таможенных сборов — 2,3 трлн руб. Однако надо вспомнить, что один из основных налогов — это налог на добычу полезных ископаемых, а с 1 января этого года в действие вступил налоговый маневр, благодаря которому тяжесть фискальной нагрузки для нефтяников смещается с таможенных пошлин именно на НДПИ.

В результате, по оценке Минэкономразвития, общий объем нефтегазовых доходов, поступивший в федеральный бюджет в первом полугодии, составил почти 3 трлн руб., или 45% общего объема бюджетных доходов. В первом полугодии прошлого года нефтегазовый сектор принес казне почти 52% доходов (3,7 трлн из 7,1 трлн руб.).

Нефть марки Brent упала ниже $50 впервые с начала года

Главное отличие 2015 года от прошлого — в наличии дефицита бюджета. По итогам первого полугодия он составил 0,9 трлн руб. Министр финансов Антон Силуанов предполагал, что по году дефицит может составить 3,4% ВВП, то есть около 2,5 трлн руб.

Но более высокий курс рубля и стоимость нефти (относительно параметров, по которым сверстан бюджет) делают ситуацию менее критичной. Даже если баррель не поднимется выше $50, при текущей стоимости доллара дефицит окажется существенно ниже, чем предполагает Минфин.
России сейчас не очень выгоден крепкий рубль.

В июне, когда после продолжительного периода укрепления рубль вновь начал дешеветь, это оказало поддержку обрабатывающему сектору промышленности, и динамика ненефтегазовых доходов была весьма неплохой.

После дефицита в январе-мае в июне федеральный бюджет был исполнен с профицитом, отмечают аналитики Sberbank-CIB. Причем доходы бюджета в июне были на 1,6% выше показателя за июнь-2014. По их прогнозу, дефицит бюджета до конца года продолжит увеличиваться и в итоге будет близок к 2,2% ВВП.

В то же время более низкий дефицит никак не заставит Минфин отказаться от планов сократить госрасходы в 2016–2017 годах. Не собирается ведомство смягчать и бюджетное правило. Напротив, речь идет о его ужесточении, что автоматически ограничит поступление средств в бюджет и станет аргументом в споре с соцблоком правительства по поводу индексации социальных выплат.

Сокращать расходы Минфину советуют эксперты (например, глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич), а также Международный валютный фонд.

В своих последних рекомендациях МВФ отмечает, что России в среднесрочной перспективе потребуется бюджетная консолидация, то есть сокращение госрасходов на 2–3% ВВП. Если этого не сделать, то ненефтегазовый дефицит составит в 2020 году 7% ВВП, а резервные фонды будут почти полностью исчерпаны.

ЦБ лишил лицензии пять из семи НПФ Анатолия Мотылева

На 1 августа 2015 года совокупный объем Резервного фонда составил 4,3 трлн руб., в Фонде национального благосостояния было 4,4 трлн руб.

Однако даже с учетом предполагаемой Минфином «бюджетной консолидации» снизить долю нефтегазовых денег в федеральном бюджете на сколько-нибудь значимую величину необходимо, чтобы возобновился рост экономики. Но до этого еще далеко.

В последнем обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе», подготовленном Центром развития НИУ ВШЭ, отмечается, что консенсус-прогноз экономистов падения ВВП на 2015 год ухудшился с 3,6 до 3,7%. Экономисты Альфа-банка с 1,5 до 0,3% понизили прогноз роста российской экономики на следующий год. В долгосрочной перспективе они прогнозируют рост лишь на 0,5–1% в год. Эксперты в унисон говорят о необходимости реформ (многим уже даже все равно каких, левых или правых), без которых выйти на устойчивый рост будет невозможно.

Источники средств к существованию

Основными источниками средств к существованию у населения являются:

  • доход от трудовой деятельности — 38,3% всех источников дохода у городского населения и 22,6 % у сельского;
  • иждивенчество отдельных лиц — 24,2% и 21,3%;
  • различные пенсии — 20,1% и 18,5%;
  • пособия и другие виды гособеспечения — 8,9% и 14,3%;
  • доходы от личного подсобного хозяйства — 4,7% и 21%;
  • иные источники доходов — 4% и 2,2%.

Значительная часть населения располагает не одним источником средств к существованию. И у городского, и у сельского населения во всех, кроме самых младших (до 20 лет) и старших (60 и более лет), возрастных группах основным источником средств к существованию является доход от трудовой деятельности. Наибольшую роль он играет у лиц от 30 до 50 лет. В этом возрасте трудовая деятельность предоставляет средства к существованию почти 3/4 городского населения и 1/2 сельского населения. Личным подсобным хозяйством живет 7—7,5% городского населения и несколько меньше 30% сельского в возрасте старше 30 лет.

Пенсии являются существенным источником средств к существованию у 1/3 горожан 50—60 лет и основным — более, чем у 4/5 лиц старших возрастов. В сельской местности пенсия, как основной источник дохода, стоит на 3-ем месте после доходов от трудовой деятельности и от личного подсобного хозяйства у лиц 50—60 лет, но в более старших возрастах пенсионерами являются уже 7/10 сельских жителей. Наибольшее число

живущих на государственные пособия и на иждивении у отдельных лиц и в городском населении (около 24% и 64 %), и в сельском (38% и 51%) наблюдается среди детей, подростков и учащейся молодежи примерно до 25 лет.

Пространственная дифференциация доли различных источников доходов весьма велика. Москва и городские поселения Ханты-Мансийского автономного округа – Югра являются примерами территорий, где подавляющая часть населения получает доходы из одного источника ( в обоих регионах почти у половины жителей это – доход от трудовой деятельности). Примерно 2/5 городских жителей Республики Тыва и Республики Дагестан необходим второй, а в некоторых случаях и третий источник дохода. Обычно второй источник _ это пособия. Сравнительно молодым возрастом населения и высокой его занятостью определяется предельно низкое значение пособий и пенсий в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

В регионах Центра и отчасти Северо-Запада Европейской части России более, чем 1/4 населения – пенсионеры по возрасту, и почти четверть сельского населения основной доход получает от личного подсобного хозяйства.

Высокий уровень безработицы в ряде регионов Северного Кавказа. Заметно большее, чем в других регионах, число детей в семьях и ряд других социально-экономических факторов – причина того, что от 1/3 до 2/5 и городского и сельского населения Чеченской Республики и Республики Ингушетия живут на пособия и только 7–12% _ на доходы от формально зафиксированной трудовой деятельности.

Московская область и Чеченская Республика выделяются тем, что в их сельской местности высока доля лиц, живущих на доходы от одного источника. В первом случае – это следствие высокой занятости населения в ведущих и современных отраслях экономики при удовлетворительной оплате труда, во втором – результат неразвитой, неустойчивой экономики и очень ограниченной возможности выбора работы в месте жительства.

Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. о получении дохода от сдачи имущества в аренду сообщили только 0,1 % городских жителей и 0,2% сельских. Никто не указал на него как на основной или важный источник дохода. Даже учитывая, что фактически эти цифры многократно занижены (известно, как много жилья сдается в аренду, особенно в зоне транспортной доступности больших городов и в них самих), очевидно, что в России класс рантье практически не сложился – слишком еще сильны формальные и неформальные препятствия развитию этого способа получения доходов.

Источники доходов населения

В экономической науке понятие «доход» (income) включает в себя все денежные поступления конкретного человека или домохозяйства за определенный промежуток времени (месяц, год).

Источники доходов, как правило, подразделяют на три группы:

  • доход, получаемый владельцем фактора производства – труда;
  • доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);
  • так называемые «трансфертные платежи» – т. е. доходы как результат перераспределения совокупного общественного продукта.

Что касается труда, здесь все понятно. Вознаграждением за труд является заработная плата (см. предыдущий вопрос). В разных странах мира заработная плата составляет от 50 до 70 % доходов населения.

Доход, получаемый за счет использования других факторов производства выражаются в виде процента, прибыли и ренты. Под экономической рентой понимается сумма, получаемая владельцем экономического ресурса сверх трансфертного вознаграждения. Экономическую ренту могут получать владельцы и земли, и труда, и капитала.

Однако надо отметить, что экономическое содержание термина «рента» меняется в зависимости от уровня агрегативности. В макроэкономике, где рассматриваются составные части национального дохода, под «рентой» понимаются только рентные вознаграждения, получаемые владельцами земли и других натуральных ресурсов, имеющих жестко фиксированное суммарное предложение.

Следующий вид дохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год).

Под экономической прибылью понимается разница между суммарной выручкой и всеми издержками фирмы, индивидуального предпринимателя и т. п.

Рассмотрим доходы как результат перераспределения совокупного общественного продукта. До того как произведенный продукт поступит в личное потребление, т. е. примет форму частных доходов, из него следует вычесть следующие статьи.

1. Фонд возмещения потребленных средств производства, т. е. стоимость потребленного постоянного капитала – амортизация.

2. Фонд накопления, т. е. все возможные фонды развития производства на предприятии.

3. Резервный и страховой фонды для обеспечения стабильного и непрерывного производственного процесса.

4. Издержки управления – издержки на обеспечение нормального функционирования государственных и хозяйственных управленческих структур.

5. Социальные фонды, направленные на удовлетворение массовых потребностей, образование, здравоохранение, культура и др. социальные фонды для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества (пенсии, пособия, стипендии).

В перечисленных со второго по пятый пунктах дается характеристика направлений распределения созданного прибавочного продукта.

Оставшаяся часть нераспределенного продукта направлена на удовлетворение частных потребностей, т. е. является доходом, распределенным между различными участниками производства.