Ответственность работодателя за нарушение трудовых прав работника

Содержание:

Какую ответственность понесет работодатель за нарушение законодательства о труде?

За нарушение законодательства о труде и занятости населения работодатель (юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель) может быть привлечен к финансовой ответственности, а должностные лица – еще и к ответственности административной. Подробнее расскажет Prostopravo

Финансовая ответственность

Согласно ст.265 Кодекса законов о труде юридические и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:

  • фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта),
  • оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии,
  • выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов

— в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;

В случае нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплаті их не в полном объеме — в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

За несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда грозит штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации» чревато штрафом в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;

Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в его проведении повлечет штраф в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.

А если проверка проводится по вопросам выявления таких нарушений, как: фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта); оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии; выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, на нарушителя может быть наложен штраф в стократному размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.

За нарушение других требований трудового законодательства КЗоТом предусмотрен штраф в размере одной минимальной заработной платы.

Кроме того, статьей 53 Закона Украины «О занятости населения» предусмотрены штрафы за такие нарушения трудового законодательства:

  • В случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в части первой статьи 14 Закона «О занятости населения», с него взимается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае осуществления предприятием деятельности по предоставлению услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей без получения соответствующей лицензии или наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя без получения соответствующего разрешения взимается штраф в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае непредставления или нарушение порядка представления субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве, в соответствии с настоящим Законом сведений о трудоустроенных им лицах взимается штраф в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае применения работодателем труда иностранцев или лиц без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца:
    • на условиях трудового или иного договора без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства, взимается штраф за каждое лицо в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения;
    • на других условиях, чем те, которые предусмотрены указанным разрешением, или другим работодателем, взимается штраф за каждое лицо в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае непредставления или нарушения работодателем установленного порядка представления данных, предусмотренных абзацем третьим пункта 4 части третьей статьи 50 Закона «О занятости населения», взимается штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае нарушения субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве в Украине, требований части второй статьи 37 настоящего Закона взимается штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

Такие штрафы являются финансовыми санкциями. Они налагаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины и утвержденным Постановлением КМУ от 17 июля 2013 г. № 509.

Порядок наложения штрафов

Штрафы налагаются Главой Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями, руководителями исполнительных органов местных рад городов областного значения, сельских, поселковых, городских рад объединенных территориальных общин и их заместителями.

Штрафы могут быть наложены на основании:

  • решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленного на предприятии, в учреждении, организации;
  • акта об обнаружении во время проверки субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и / или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или его территориального органа, исполнительного органа местной рады города областного значения и сельской, поселковой, городской рады объединенной территориальной общины;
  • акта документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде.

Уполномоченное должностное лицо не позднее чем через 10 дней с даты составления акта принимает решение о рассмотрении дела о наложении штрафа. Дело рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня принятия решения о его рассмотрении. В случае поступления от субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого возбуждено дело, обоснованного ходатайства об отложении его рассмотрения, срок рассмотрения дела может быть продлен уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 10 дней.

О рассмотрении дела уполномоченные должностные лица письменно уведомляют субъектов хозяйствования и работодателей не позднее чем за пять дней до даты рассмотрения заказным письмом или телеграммой, телефаксом, телефонограммой или путем вручения уведомления их представителям, о чем на копии уведомления, которая остается у уполномоченного должностного лица делается соответствующая отметка, заверенная подписью такого представителя.

Дело рассматривается с участием представителя предприятия или работодателя, по которому оно возбуждено. Дело может быть рассмотрено без участия такого представителя в случае, когда его проинформировали о рассмотрении и от него не поступило обоснованное ходатайство об отложении рассмотрения.

По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо на основании акта составляет постановление о наложении штрафа.

Постановление о наложении штрафа составляется в двух экземплярах по форме, установленной Минсоцполититки, один из которых остается у уполномоченного должностного лица, рассматривавшего дело, второй — направляется в течение трех дней субъекту хозяйствования или работодателю, в отношении которого принято постановление, или выдается его представителю, о чем на нем делается соответствующая отметка, заверенная подписью такого представителя.

Штраф уплачивается в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель сообщают уполномоченному должностному лицу, которое составило постановление о наложении штрафа.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.

Не уплаченные в добровольном порядке штрафы взимаются:

  • в судебном порядке региональными центрами занятости на основании материалов дела, которые передаются им территориальными органами Гоструда, исполнительными органами городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по штрафам, предусмотренным частями второй, пятой и шестой статьи 53 Закона Украины «О занятости населения»)
  • в судебном порядке территориальными органами Гоструда, исполнительными органами городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по штрафам, предусмотренным частями третьей, четвертой и седьмой статьи 53 Закона «О занятости населения»);
  • органами государственной исполнительной службы (по штрафам, предусмотренным частью второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины).

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

Административная ответственность

Кроме того, Кодексом об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц субъекта хозяйствования, нарушивших законодательство о труде.

Так, ст.41 КоАПУ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда.

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов по их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.д.), определенных Законом Украины «об обращениях граждан», или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде —

  • влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, или те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, —

  • влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства –

  • влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, —

  • влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, —

  • влечет наложение штрафа на работников от четырех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от двадцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение установленного порядка уведомления (предоставление информации) центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве —

  • влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, и на физических лиц, не имеющих статуса предпринимателей и используют наемный труд, от двадцати до пятидесяти необлагаемых рублей.

Нарушение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», —

  • влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Статья 188-6 КоАПУ устанавливает ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, или создание препятствий для деятельности этого органа.

Так, невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, об устранении нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создание препятствий для деятельности этого органа — влечет наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 13.09.2017

Нарушения трудового законодательства: за что и как могут наказать работодателя

В последнее время средства массовой информации регулярно сообщают о намерениях правительства ужесточить проверки соблюдения трудового законодательства в связи с значительным увеличением размера минимальной заработной платы до 3 200 грн. Государственные чиновники сурово предупреждают работодателей всех форм собственности, в особенности, частных предпринимателей, которые используют наемный труд, о внезапных проверках и многотысячных штрафах за нарушения трудового законодательства. В то время, проводить разъяснительнуюправовую работу с субъектами предпринимательской деятельности государственные чиновники не спешат. Однако, по нашему мнению, рассказывать о реальном содержании законов необходимо. Поэтому в этой статье мы более подробно остановимся на проблеме юридической ответственности работодателей за нарушения законов о труде.

Юридическая ответственность
Как известно из теории права, юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Проще говоря, преступил закон — получи наказание. Какое наказание и в какой мере — определит государство.
Если ограничимся только трудовым законодательством, то юридическая ответственность за нарушения в сфере законодательства о труде, в зависимости от характера этих правонарушений, может быть: а) уголовной; б) административной, в) финансовой или г) дисциплинарной. Дисциплинарная ответственность (выговор или увольнение с работы) нас в данном случае не интересует, так как этот вид юридической ответственности не применяется к субъектам хозяйствования со стороны органов государственной власти.

Уголовная ответственность
Уголовная ответственность предусмотрена за совершение правонарушений уголовного характера, проще говоря, преступлений, относительно трудовых прав граждан.
К трудовым правам граждан относятся: право на труд и отдых, право на денежное вознаграждение за выполненную работу, право на объединение в профессиональные союзы, право на забастовку и т. д.
К уголовной ответственности за нарушение законов о труде могут быть привлечены должностные лица предприятий и организаций, физические лица-предприниматели или иные физические лица, которые используют наемный труд других людей. Здесь нужно знать об одном важномобстоятельстве. Уголовная ответственность работодателей предусмотрена исключительно статьями Уголовного кодекса Украины (УК) и исключительно за те составы преступлений, которые в этих статьях указаны. О каких преступлениях идет речь?
Во-первых, это незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам или в связи с сообщением работником о нарушении требований Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» другим лицом, а также иное грубое нарушение законодательства о труде (статья 172 УК). Если нет квалифицирующих признаков, т. е. преступление не отягощено дополнительными негативными факторами, то работодатель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа от 2 000 до 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34 000 до 51 000 грн.) или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, или исправительных работ на срок до 2-х лет.
Во-вторых, это грубое нарушение соглашения о труде служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребление доверием либо принуждение к выполнению работы, не обусловленной соглашением (статья 173 УК). Если нет квалифицирующих признаков, наказывается штрафом до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн.) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет, или арестом на срок до 6-ти месяцев, или ограничением свободы на срок до 2-х лет.
Наконец, в-третьих, это безосновательная невыплата заработной платы, . или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная преднамеренно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности (статья 175 УК). Если нет квалифицирующих признаков, наказывается штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8 500 до 17 000 грн.) или исправительными работами на срок до 2-х лет, или лишением свободы на срок до 2-х лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Кстати, здесь будет уместно заметить, что директор предприятия или частный предприниматель может быть освобожден от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности он полностью выплатит работникам заработную плату.

Административная ответственность
Знакомство с административной ответственностью работодателей за нарушение трудового законодательства ограничим лишь частью 1 статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), которая гласит: «Нарушение установленных сроков выплаты. заработной платы, выплата . не в полном объеме, сроков предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов об их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), определенных Законом Украины «Об обращениях граждан», или предоставление указанных документов, которые содержат недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям работы и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде, — влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 грн.).

Финансовая ответственность
Финансовые санкции (финансовая ответственность) за нарушение законодательства о труде предусмотрены Кодексом законов о работе Украины (КЗоТ). Собственно, это и есть та «страшилка», чем более всего пугают сейчас частных предпринимателей.
Дословно процитируем отдельные положения статьи 265 КЗоТ «Ответственность за нарушение законодательства о труде» (в нынешней редакции).
Согласно части 2 статьи 265 КЗоТ, «Юридические и физическое лица — предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:
— фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, — в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершенно нарушение(т. е. 96 000 грн. с 1.01.2017);
— нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплаты их не в полном объеме, — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения(9 600 грн. с 1.01.2017);
— несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда – в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершенно нарушение (32 000 грн. с 1.01.2017);
— несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работников, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О военной обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», — в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершенно нарушение (32 000 грн. с 1.01.2017);
— недопущения к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создания препятствий в ее проведении, — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (9 600 грн. с 1.01.2017);
— совершения действий, предусмотренных абзацем 6 этой части, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абзаце 2 этой части, — в 100-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (320 000 грн. с 1.01.2017);
— нарушения других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами 2 — 7 этой части, — в размере минимальной заработной платы (3 200 грн. с 1.01.2017).
Подчеркнем, что максимальные финансовые санкции в размере 320 000 грн. могут быть применены к работодателю только в том случае, если он незаконноне допустит для проверки его хозяйственной деятельности госчиновников, прибывших с целью выявления незаконных задержек с выплатой заработной платы работникам или выплат не в полном объеме.
В заключение заметим, что уплата штрафа или финансовых санкций не освобождает работодателя от устранения всех выявленных нарушений трудового законодательства.

Выводы
По нашему мнению, понимание и правильное разграничение уголовной, административной и финансовой ответственности, а также умение разобраться в конкретных случаях их наступления, помимо работников, сейчас как никогда будет необходимо не только руководителям больших и малых предприятий, но и частным предпринимателям, — в первую очередь, для своевременного выбора правильных способов защиты своих прав, возможно, с помощью юристов, в случае предъявления претензий со стороны государственных органов. Ведь не секрет, что огромные штрафы за нарушения трудового законодательства — это не только стимул для предпринимателей чтить закон и соблюдать трудовые права работников, но и манящая приманка для недобросовестных чиновников, всегда готовых «порешать вопрос», не прибегая к применению сурового наказания. Крылатая фраза Павла Верещагина из известного фильма: «Я мзду не беру – мне за державу обидно» — это явно не их кредо.
Как будет воплощена в жизнь задумка правительства бороться огромными штрафами с теневыми зарплатами в условиях непобежденной чиновничьей коррупции, увидим уже в ближайшее время.
Игорь Ворон, юрист.

Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

Похожие публикации

На практике часто ущемляются права трудоустроенных граждан. Это может быть выражено в различных формах: нарушение оплаты труда, безопасности работы и т.п. Законодательство о труде стоит на защите прав и интересов работников, поэтому, предусматривает возможность привлечения к ответственности работодателей.

Обязанности организаций по отношению к персоналу

Ст. 22 ТК РФ утверждает конкретные обязанности работодателей, основными из которых выступают:

  • соблюдение правовых норм о труде;
  • предоставление работы, согласно трудового договора;
  • своевременная выплата зарплаты работникам;
  • обеспечение безопасности труда;
  • исполнение предписаний надзорных и контрольных служб по труду;
  • осуществление обязательного социального страхования работников;
  • возмещение вреда, полученного при исполнении работы.

Нарушения трудового законодательства работодателем влекут различные виды его ответственности.

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства

Согласно ст. 362 ТК РФ, к ответственности за нарушение трудового законодательства могут привлекаться не только руководители и должностные лица организаций, но и работодатели – физлица. Ст. 419 ТК РФ определяет пять разновидностей такой ответственности. Для удобства восприятия представим их в виде таблицы:

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства

Наказание работодателя за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ:

  • Нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или денежный штраф в сумме до 50 тыс. руб. Повторное нарушение предусматривает взыскание до 70 тыс. руб.
  • Уклонение от оформления трудового договора — до100 тыс. руб., 200 тыс. руб. при повторном нарушении.
  • Нарушения по выплате зарплаты — до 50 тыс. руб. и до 100 тыс. руб. при повторном проступке.

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства

  • Необоснованный отказ в приеме на работу или при увольнении женщины в положении или являющейся матерью ребенка до 3 лет по ст. 145 УК РФ предусматривает штраф до 200 тыс. руб., обязательный труд 360 часов.
  • По ст. 143 УК РФ нарушение требований охраны труда, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть – штраф до 400 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы до 5 лет, в зависимости от тяжести преступления.
  • Отсутствие зарплаты от 2 месяцев чревато привлечением к ответственности по ст. 145. 1 УК РФ и, в зависимости от степени вины руководителя, грозит ему штрафом и запретом занимать определенные должности на различный срок.

Материальная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

Наказание может быть определено в следующем виде:

  • за незаконное лишение возможности работать (ст. 234 ТК РФ) взыскивается моральный вред по ст. 237 ТК РФ;
  • возмещение ущерба имуществу трудящегося согласно ст. 235 ТК РФ;
  • по ст. 236 ТК РФ за задержку зарплаты дополнительно выплачиваются проценты в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки.

Наказания выражены в замечаниях, выговоре или увольнении по основаниям, утвержденным ст. 192 ТК РФ.

Согласно ст.ст. 15 и 151 ГК РФ, ущемленный сотрудник может требовать:

  • полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное;
  • получения компенсации морального вреда через суд.

Примером гражданско – правовой ответственности будет подача иска в суд о восстановлении прав и компенсации морального вреда по причине дискриминации (ст. 3 и 391 ТК РФ).

Суммы наказаний различны, в зависимости от выявленного нарушения.

Нарушение трудового законодательства работодателем: куда обратиться

Каждый трудоустроенный гражданин при ущемлении его прав вправе обратиться в следующие инстанции:

Есть смысл обращаться в трудинспекцию, если работодатель не заключил договор, задерживает или не платит зарплату, не соблюдает режим работы, нарушает условия охраны труда.

Когда присутствуют признаки уголовного преступления, логичнее обращаться в прокуратуру. Например, грубое пренебрежение техникой охраны труда. Также в прокуратуру пишут жалобы, если работодатель обязует выйти в праздничные и выходные дни без оснований, а также умышленно не платит зарплату.

Судебные инстанции рассматривают споры о трудовых отношениях. К примеру, незаконное увольнение и взыскание морального либо материального ущерба. Все вопросы, которые нельзя урегулировать мирным путем, можно решить через судебную инстанцию.

Каждого работодателя и должностное лицо ждет ответственность за нарушение трудового законодательства. Какой из видов ответственности следует применять, зависит от тяжести нарушения.

Ответственность работодателей и должностных лиц, за нарушения трудового законодательства

За год в нашей стране органами Федеральной инспекции труда совместно с другими федеральными органами проводится более 250-300 тыс. различных проверок, в результате которых выявляются и устраняются допущенные работодателем нарушения трудового законодательства. На каждую проверку приходится в среднем свыше 10 выявленных грубых нарушений.

Официальные результаты проверок, проводимых инспекторами труда и результаты судебных споров по вопросам применения трудового законодательства крайне неутешительны: наши работодатели не знают и не соблюдают трудовое законодательство.

При этом в действующих законодательных актах установлена достаточно серьезная мера ответственности за его нарушение. Давайте разберемся, что прописано в нашем законодательстве по данным вопросам. Регулируют вопросы ответственности работодателей и должностных лиц три действующих нормативных акта:

1. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.

3. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 №63- ФЗ.

Трудовой Кодекс РФ предусматривает привлечение лиц, виновных в нарушении трудового законодательства к дисциплинарной ответственности (в рамках самого Трудового кодекса это замечание, выговор, увольнение), а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Кодекс РФ об административных правонарушениях КоАП, в нем за нарушения законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27) установлены следующие виды административных наказаний:

Административный штраф это денежное взыскание, кратное минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – МРОТ).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Статья 5.27 КаАПа предусматривает за нарушение законодательства о труде и об охране труда — наложение административного штрафа на виновных должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Различные штрафные санкции предусмотрены и за:

  • уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, либо нарушение установленного срока его заключения, либо необоснованный отказ от его заключения;
  • непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;
  • нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению;
  • уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах; невыполнение соглашения;
  • сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Согласно, Федеральному закону от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» ( ст. 5) установлено, что исчисление штрафов, осуществляемых в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, максимальный размер штрафа при одной проверке в любом случае не будет больше 5000 руб. (в настоящий момент времени).

Применение административного наказания, производится по факту одной проверки, а не каждого нарушения (для кого-то, к сожалению, а для работодателей, точно, к счастью, так как по Москве среднее предписание состоит из 15-25 пунктов нарушения трудового законодательства).

Сумма не такая большая, поэтому штрафами нашего работодателя не запугаешь. Пойдемте дальше?

Кроме этого в этой же статье с сентября 2005 г. установлены дополнительные санкции: «на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом. Также она может распространяться на предпринимателей без образования юридического лица. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только по решению суда.

За что же может быть применима такая мера административного наказания? Статья 5.27 КоАПа, пункт 2, говорит о том, что за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Дела в суд по вопросам дисквалификации, как правило, передаются инспекторами труда, которые после проведенной проверки обнаружили повторное аналогичное нарушение в сфере трудового законодательства и охраны труда.

Если по решению суда физическое лицо будет дисквалифицировано с определенной должности, запись об этом должна быть внесена работодателем этому сотруднику в трудовую книжку. Выглядеть она будет примерно следующим образом: «Дисквалифицирован с должности______ сроком на три года. Основание: решение суда от (дата) № __».

Кроме этого в КаАПе установлено обязательное требование (ст. 32.11) о расторжении трудового договора с лицом, которое по решению суда было дисквалифицировано.

То есть, после внесения записи в трудовую книжку о дисквалификации, следующая запись должна быть об увольнении этого сотрудника и, именно, в связи с его дисквалификацией.

И, если с момента введения такой меры наказания в 2002 г. случаи дисквалификации были единичны, то сейчас масштабы применения дисквалификации должностных лиц за нарушения законодательства о труде и об охране труда привели к тому, что в планируемых поправках в Трудовой Кодекс РФ в статью 83, регулирующую основания расторжения трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон будет внесен дополнительный пункт 8. Этот пункт будет предусматривать возможность расторжения трудового договора именно с дисквалифицированным лицом.

Кроме этого в КоАПе же установлено обязательное требование для работодателя при заключении трудового договора запросить информацию о возможном наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Это обязательно необходимо делать, если трудовой договор заключается с человеком, претендующим на руководящую должность и не имеющим (по непонятным причинам, а точнее, по очень понятным причинам) на руках трудовой книжки, для предъявления ее работодателю.

То есть, кроме записи в трудовой книжке, существует еще и своеобразная «Доска почета дисквалифицированных», а точнее реестр дисквалифицированных лиц, который ведет Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц»).

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления любого лица. Чтобы получить ее, необходимо оплатить госпошлину в размере 1 МРОТ и соответствующие сведения будут предоставлены заинтересованному лицу (организации) в течение 5 дней со дня получения запроса.

В данном реестре фиксируется ФИО человека, его паспортные данные, срок дисквалификации, с какой должности и за какие нарушения он был дисквалифицирован.

Если человек, который был дисквалифицирован продолжает заниматься управленческой деятельностью, он будет оштрафован на 50 МРОТ, а юридическое лицо (работодатель), который либо не расторг с виновным сотрудником трудовой договор или принял на работу сотрудника, не проведя специальной проверки, будет оштрафован до 1000 МРОТ (ст. 14.23).

«Попасть» под дисквалификацию на практике оказалось очень легко, достаточно повторно быть подвергнутым проверке инспекторов труда, и, быть «пойманным» на аналогичном нарушении, за которое на должностное лицо уже налагали административное взыскание.

А попасть под саму проверку в настоящее время не просто легко, а очень легко. Любой сотрудник организации, написавший жалобу на нарушение трудового законодательства и его прав в Государственную инспекцию труда, гарантировано, в течение месяца получит ответ от инспектора труда по факту уже проведенной проверки.

Причем работодателя о внеплановой проверке по жалобе предупреждать, скорее всего, не будут. Как прописано в статье 360 Трудового кодекса «При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля». Поэтому, что в первый раз, что во второй, подготовиться «как следует» скорее всего, не удастся.

И, настоятельно не рекомендую, при проведении проверки не предоставлять совсем, или предоставлять не вовремя сведения (информацию, в том числе устную), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления инспектором своих прямых обязанностей, а также представлять такие сведения (информацию) в неполном объеме или в искаженном виде. Это может быть отягощено не только штрафами, но и другими видами ответственности, вплоть до уголовной. Задумываемся ли мы об этом, когда забыв оформить вовремя кадровый документ, оформляем его позднее, указывая в нем «не совсем фактические» даты?

Если при такой проверке будет обнаружено нарушение трудового законодательства и законодательства по охране труда, должностное лицо, виновное в данном нарушении, как уже отмечалось выше, может быть оштрафовано до 50 МРОТ. Повторная проверка после этого может придти уже в любой момент (и по жалобе и без нее) и, если будут обнаружены аналогичные нарушения….См. п. «Дисквалификация»

Поэтому штрафы, штрафами, а дисквалификация это значительный ущерб деловой репутации и карьере. Кем быть потом, куда податься? Только во владельцы, поуправлять уже не удастся, по крайней мере, в ближайшем обозримом будущем.

Кроме этого, не стоит забывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. То есть, выполнять предписание, выданное инспектором труда на обязательное исправление допущенных нарушений, и, восстановление прав работников придется все равно, причем в четко установленные в данном предписании сроки. Невыполнение предписания в срок, чревато организации штрафом от 50 до 100 МРОТ, виновному должностному лицу от 5 до 10 МРОТ (ст. 19.5).

Уголовный Кодекс РФ.

Поговорим с Вами про главу 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

В Конституции РФ, в ст. 37 прописано: «Труд свободен. … Принудительный труд запрещен. …Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации …Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.»

Таким образом, нарушение этих постулатов, может быть трактовано, как нарушение прав и свобод гражданина (с использованием служебного положения (ст. 136 п.2.) и, повлечь за собой штраф в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Как уволить беременную женщину? Этот вопрос мне задают практически все организации. Отвечаю: «За необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145), по этим мотивам – виновные лица, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов».

Очень много нарушений сегодня в организациях всех форм собственности и сфер деятельности есть по охране труда. Поэтому нелишне будет привести здесь выписку из ст. 143 Трудового законодательства:

Статья 143. Нарушение правил охраны труда.

1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

К таким нарушениям относятся: нарушение режимов работы (большие переработки, работа в течение двух и более смен подряд), нарушение режимов отдыха (большая задолженность по отпускам, непредоставление отпуска более двух лет, частая работа в выходные дни) и др.

И, напоследок, невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145.1.), совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (и это, если данные действия, не повлекли тяжких последствий).

Закон есть закон, плох он или хорош. Поэтому быть или не быть, решать Вам.