Пени тсж расчет

Описание расчета пени в программе 1С:Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК

В данной статье подробно разберем расшифровку расчета начисления пени в программе 1С:Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК

Организация начала свою деятельность с мая 2016, начисление пени первый раз решили сделать в сентябре 2016 года по всем услугам.
Для нашей организации установлен срок оплаты — 15 дней (это число будущего месяца до которого необходимо оплатить начисления текущего месяца).
Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ * (далее — ФЗ № 307) внесены изменения в статью Жилищного кодекса, регулирующую порядок расчета размера пеней. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2016 .
Теперь в случае нарушения срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или внесения платы не в полном объеме, пени начисляются в следующих размерах:

Рассмотрим алгоритм начисления пени на примере услуги «Уличная колонка» (сумма начислений меняется из-за смены тарифа в июле).
Задолженность начинается отсчитываться с того момента, когда проходит срок оплаты начислений, в нашей случае спустя 15 дней.

Этапы начисления пени:

  1. Проводим начисление услуг
  2. Делаем закрытие месяца по начислениям ЖКХ. Данная операция помогает распределить авансы на долги в пределах одного договора, лицевого счета, услуги
  3. Создаем документ Начисление пени.

Для примера начислим пени только на 1 лицевой счет.

Рассмотрим отчет «Расшифровка пени»

База пени — сумма начисления за данный месяц 150,55 — до июля, 154,7 — начиная с августа
Ставка пени — 10,5%(ставка рефинансирования)*1/300=0,035%
Ставка пени — 10,5%(ставка рефинансирования)*1/130=0,0807%
Пени начисляем в сентябре 2016 года, за это время сформировалась задолженность за май, июнь, июль, август.
Общая сумма пеней, начисленная в сентябре по задолженности с мая по сентябрь=
= сумма пени по майской задолженности + пени по июньской задолженности+ пени по июльской задолженности + пени по августовской задолженности
Ниже в таблице рассмотрим подробнее каждую составную
часть формулы для расчета пеней в сентябре:

Итого:
Общая сумма пеней, начисленная в сентябре по задолженности с мая по сентябрь =
пени по майской задолженности + пени по июньской задолженности+ пени по июльской задолженности + пени по августовской задолженности =
= 2.75 + 1,58 + 0,87 +0 = 5.2

Если у вас остались вопросы по расчету размера пени, то мы можем проконсультировать вас более подробно.

Обзор отчета с Единого семинара

Пени тсж расчет

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

автор: Пархачева Марина

Как известно, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (далее КУ), а также – взносы на капремонт, обязаны уплатить управляющей организации соответствующие суммы пеней в порядке, предусмотренном ч. 14 и ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ.

При этом ТСЖ может требовать уплаты пеней с лиц, в чьи обязанности входит внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги и иные платежи, одобренные собственниками помещений. Такими лицами применительно к ТСЖ являются (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ):

— собственники помещений в многоквартирном доме (физические или юридические лица) с момента возникновения права собственности на такие помещения (неважно, являются ли они жилыми или нежилыми);

— лица, принявшие помещения от застройщика по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (либо непосредственно застройщик, не передавший помещение, данный вариант далее не рассматривается).

Далее для простоты обе указанные категории лиц обозначим как «собственники помещений в МКД» и рассмотрим порядок взимания пеней с собственников помещений – физических лиц.

Прежде, чем перейти непосредственно к алгоритму расчета пеней, необходимо определить период просрочки.

Платежи по ЖКУ и взносам на капремонт считаются просроченными, если их оплата не произведена в установленный срок. Чтобы определить сумму пеней с несвоевременно уплаченных платежей необходимо знать срок оплаты и период просрочки.

Срок оплаты

Сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлены в ч. 1 ст. 155 ЖК РФ — ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен решением общего собрания членов товарищества. В дальнейшем будем считать, что общее собрание членов ТСЖ решения об установлении иного срока внесения платы за ЖКУ не устанавливало. Если в товарищество собственников жилья все же установлен иной срок, датой отсчета для взыскания долгов по «коммуналке» будет не 10 число месяца (как в приведенных ниже примерах), а иная установленная общим собранием ТСЖ дата.

Казалось бы, все очень просто: если собственник помещения своевременно – до 10 числа текущего месяца числа – не оплатил платежи по ЖКУ за предшествующий месяц, можно говорить об их просрочке.

Однако это вопрос спорный: ведь в силу подп. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ товарищество собственников жилья (ТСЖ) имеет встречное обязательство — своевременно известить собственника помещения о соответствующих начислениях путем предоставления ему не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим (если решением ТСЖ не установлен иной срок), платежных документов (в т.ч. в электронной форме).

Иными словами, чтобы собственник помещения мог своевременно исполнить обязательства по уплате ЖКУ, он должен своевременно получить соответствующие платежные документы. А товарищество собственников жилья (ТСЖ )– представить в суд соответствующие доказательства.

Многие суды в отсутствие доказательств передачи собственнику помещения платежных документов, считали невозможным определить период просрочки по уплате ЖКХ, поскольку неизвестна дата, с которой она началась.

Такой ситуацией в полной мере пользовались должники, пытаясь откреститься от уплаты пеней. Но в настоящее время ситуация изменилась.

Во-первых, суды стали все чаще обращать внимание на то, что собственники помещений знают о наличии у них обязанности в установленный законом срок вносить платежи за содержание и ремонт общего имущества дома, а потому могут сами обратиться в УК или товарищество собственников жилья ( ТСЖ) за оформлением платежных документов и на их основании произвести оплату. Соответственно для освобождения от уплаты пеней именно собственникам следует представить доказательства того, что они такие действия совершили либо были какие-то обстоятельства, препятствующие этому (см. к примеру, постановление АС Дальневосточного округа от 28.06.2016 по делу № А73-16692/2014, оставлено без изменения определением ВС РФ от 16.09.2016 № 303-ЭС16-11560).

Во-вторых, в настоящее время действует новый алгоритм расчета пеней в отношении ЖКУ и взносов на капремонт, о котором подробно изложено в следующем разделе, согласно которому в первый месяц просрочки пени не начисляются. Соответственно собственник помещения имеет не 10 дней — как ранее, а 40 дней для получения платежных документов и оплаты ЖКУ без пеней. И ему будет очень сложно доказать в суде наличие каких-либо обстоятельств, помешавших обратиться в ТСЖ за платежными документами и уплатить обязательные платежи.

Обратите внимание, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало (ст. 191 ГК РФ). Так, если срок уплаты установлен как 10 число месяца, период просрочки начинает течь с 11 числа того же месяца.

Период просрочки

Как следует из ст. 155 ЖК РФ окончанием просрочки по ЖКУ и взносам на капремонт (периода, за который начисляются пени), является дата фактической оплаты задолженности. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки (постановление Президиума ВАС РФ от 11.02.2014 № 14088/13).

Таким образом, период просрочки платежей определяется со следующего дня после установленной крайней даты оплаты ЖКУ и заканчивается в день оплаты включительно.

Пример:

Предположим, что собственник помещения обязан внести взносы на капремонт за июнь 2016 в срок до 10 июля 2016, однако фактически уплатил их в 25 сентября 2016.

Определение периода просрочки:

Срок считается с 11 июля до 25 сентября 2016 включительно и составляет 77 дней (21 день в июле, 31 день в августе и 25 дней в сентябре).

Зная, как определить период просрочки, обратимся к алгоритму начисления пеней по ЖКУ и взносам на капремонт.

Сразу отметим, что начисление пеней собственникам помещений за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг и взносов на капремонт различается. Начнем с наиболее простого варианта – расчета пеней за просрочку платежей по взносам на капремонт.

Пени по взносам на капремонт

Согласно ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ пени в отношении собственников помещений, несвоевременно и (или) не полностью внесших взносы на капремонт, начисляются с 31-го дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Рассматриваемый далее порядок начисления пеней действует с 4 июля 2016 г.

Пример:

Предположим, что собственник помещения обязан внести взносы на капремонт за июнь 2016 в срок до 10 июля 2016, однако фактически они были уплачены 5 сентября 2016.

Алгоритм расчета пеней:

  1. За период с 11 июля по 9 августа 2016 включительно (30 календарных дней со дня просрочки) пени не начисляются;
  2. Начиная с 10 августа 2016 до даты фактической уплаты (5 сентября 2016 включительно) пени исчисляются исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России.

Более сложный алгоритм расчета пеней предусмотрен жилищным законодательством в отношении просрочки платежей по ЖКУ.

Пени по ЖКУ

Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ алгоритм расчета пеней в отношении собственников помещений, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и КУ, зависит от периода просрочки. При этом чем больше период просрочки, тем больше пеней будет начислено неплательщику. Рассматриваемый далее порядок начисления пеней действует с 1 января 2016.

Просрочка до 30 дней.

В первые 30 календарных дней со дня просрочки платежа пени не начисляются, их начисление предусмотрено только начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты.

Пример:

Предположим, что собственник помещения обязан внести плату за ЖКУ за февраль 2016 в срок до 10 марта 2016, однако она была фактически уплачена 5 апреля 2016.

Алгоритм расчета пеней:

Поскольку период просрочки с 11 марта по 5 апреля 2016 включительно составляет 26 календарных дней (менее 30 календарных дней), пени не начисляются.

Просрочка до 90 дней.

Начисление пеней с 31-го дня со дня просрочки до истечения 90 календарных дней, следующих за днем наступления установленного срока оплаты, производится исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка России (далее – Банк России).

Пример:

Предположим, что собственник помещения обязан внести плату за ЖКУ за февраль 2016 в срок до 10 марта 2016, однако она была фактически уплачена 5 мая 2016.

Алгоритм расчета пеней:

  1. За период с 11 марта по 9 апреля 2016 включительно (30 календарных дней со дня просрочки) пени не начисляются;
  2. За период с 10 апреля по 5 мая 2016 включительно просрочка составляет 26 дней при общей просрочке 56 дней (более 30 календарных дней, но менее 90 календарных дней со дня просрочки) и пени исчисляются, исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России.

Просрочка более 90 дней.

Начиная с 91-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты включительно размер пеней увеличивается — пени уплачиваются исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России.

Пример:

Предположим, что собственник помещения обязан внести плату за ЖКУ за февраль 2016 в срок до 10 марта 2016, однако она была фактически уплачена 5 июля 2016.

Алгоритм расчета пеней:

  1. За период с 11 марта по 9 апреля 2016 включительно (30 календарных дней со дня просрочки) пени не начисляются;
  2. За период с 10 апреля по 8 июня 2016 включительно просрочка составляет 60 дней (до 90 календарных дней со дня просрочки), и пени исчисляются исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России;
  3. За период с 9 июня по 5 июля 2016 включительно просрочка составляет 27 дней (более 90 календарных дней со дня просрочки), и пени исчисляются исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России.

Размер ставки рефинансирования

Для расчета пеней необходимо знать, как применяется ставка рефинансирования Банка России, что такое ставка рефинансирования и как определить ее размер.

Ставка рефинансирования Банка России была введена с 1 января 1992 как единая ставка для предоставления кредитов коммерческим банкам, однако с 1 января 2016 ее значение приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. Самостоятельное значение ставки рефинансирования теперь не устанавливается (указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»).

Таким образом, в качестве ставки рефинансирования используется ключевая ставка как основной индикатор денежно-кредитной политики. Она устанавливается Советом директоров Банка России и ее текущее значение публикуется на главной странице официального сайта Банка России.

Так, ключевая ставка, заменившая ставку рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 составляла 11% годовых, с 14.06.2016 – 10,5%, с 19.09.2016 – 10% годовых.

Порядок применения ставки

Как мы выяснили ранее, пени по платежам по ЖКУ и взносам на капремонт начинают начисляться с 31-го дня просрочки и считаются до момента фактического исполнения обязательства, т.е. до дня оплаты соответствующей задолженности. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки (постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7).

Обратите внимание: как следует из ч. 14 и ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ пени исчисляются исходя из ключевой ставки, действующей на день исполнения обязательства, а не по периодам действия той или иной ключевой ставки.

Иными словами, неважно, какой была ставка в период просрочки, важно, какая ставка действует на момент исполнения обязательства должником. Именно она должна быть положена в основу расчета.

Пример:

Предположим, что собственник помещения обязан внести плату за ЖКУ за февраль 2016 в срок до 10 марта 2016, однако она была фактически уплачена 5 июля 2016 г.

Порядок применения ставки:

  1. За период с 10 апреля по 8 июня 2016 (от 30 до 90 календарных дней со дня просрочки) пени исчисляются исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на 5 июля 2016;
  2. За период с 9 июня по 5 июля 2016 (более 90 календарных дней со дня просрочки) пени исчисляются исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на 5 июля 2016.

Итак, зная сумму задолженности собственника помещения, порядок применения ключевой ставки и период просрочки, можно приступать непосредственно к расчету пеней.

Расчет пеней

Произведем расчет пеней по ЖКУ на конкретном примере, допустив, что собственник помещения в МКД допускал просрочку платежей в течение трех месяцев.

Пример:

Предположим, что собственник помещения обязан внести плату за ЖКУ

— в размере 10 000 руб. за февраль 2016 в срок до 10.03.2016;

— в размере 9500 руб. за март 2016 в срок до 10.04.2016;

— в размере 9800 руб. за апрель 2016 в срок до 10.05.2016.

Допустим, что оплата ЖКУ за февраль 2016 была частично произведена 25 мая 2016 в размере 4000 руб., остальная задолженность в размере 6000 руб., а также долг за март и апрель, фактически были погашены 5 июля 2016.

Ключевая ставка на 25.05.2016 составляла 11%, а на 05.07.2016 — 10,5%.

26.09.2017 | Обратная сила Закона 307-ФЗ

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон 307-ФЗ) внесены поправки в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере потребления энергоресурсов (в том числе в сфере потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг). В числе прочего указанным законом изменен порядок расчета пеней в случае несвоевременной или неполной оплаты энергоресурсов. Частью 2 статьи 9 Закона 307-ФЗ установлено, что нормы о новом порядке начисления пеней для УО, ТСЖ, ЖСК и потребителей коммунальных услуг вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом частью 1 статьи 8 указанного закона установлено, что его действие в новой редакции распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Именно распространение новых норм на ранее возникшие отношения стало причиной многочисленных споров по вопросу применимости этих норм при расчете пеней с задолженностей, возникших до 01.01.2016.

Новый порядок расчета пеней

Законом 307-ФЗ определены несколько категорий должников, для которых с 01.01.2016 применяется различный порядок расчета пеней на просроченную задолженность. Представим этот новый порядок в виде таблицы:

Доля ставки рефинансирования от просроченной задолженности, применяемая при расчете пеней за каждый день просрочки

Период просрочки \ Должник

Потребители КУ, ТСЖ, ЖСК

УО

91 день и более

Суть споров

Споры о порядке начисления пеней в соответствии с поправками, внесенными Законом 307-ФЗ, касаются в основном задолженностей, возникших до 01.01.2016, и сводятся к разному толкованию положения о распространении действия новых норм на ранее возникшие отношения.

Кредитор заявляет требования о расчете размера пеней по следующей схеме: пени на просроченную задолженность, возникшую до 2016 года, в период по 31.12.2015 рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, а с 01.01.2016 — исходя из 1/300, 1/170 или 1/130 ставки рефинансирования в зависимости от длительности просрочки и статуса должника (УО, ТСЖ, потребители коммунальных услуг).

Должник указывает, что действие новых норм, хотя и распространяется на ранее возникшие отношения, но применяется только к обязательствам, возникшим после вступления новых норм в силу. Следовательно, пени за просроченную задолженность, возникшую до 01.01.2016 (день вступления в силу норм Закона 307-ФЗ), рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования, независимо от даты взыскания этой задолженности, а пени за просроченную задолженность, возникшую после 01.01.2016, рассчитываются уже по новым правилам. То есть решающим фактором при определении порядка расчета пеней является дата возникновения задолженности, а не дата ее взыскания/погашения.

Необходимо заметить, что судебная практика по данному вопросу разошлась. Причем, интересно, что суды общей юрисдикции, рассматривающие дела о взыскании задолженности с потребителей коммунальных услуг в пользу УО и ТСЖ, чаще руководствуются позицией должников, а вот арбитражные суды, рассматривающие дела о взыскании задолженности с УО и ТСЖ в пользу РСО, чаще поддерживают позицию кредиторов.

Попробуем разобраться, какая же позиция является верной.

Обратная сила законов

Прежде всего, необходимо понять, что означает распространение действия нормы на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Часть 1 статьи 8 Закона 307-ФЗ дословно устанавливает, что действие новой редакции законов, в которые внесены поправки Законом 307-ФЗ, «распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров».

При этом ГК РФ в части ретроактивности норм устанавливает:
«Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени:
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса
».

То есть, несмотря на то, что поправки, внесенные Законом 307-ФЗ, распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, эти поправки, исходя из части 2 статьи 4 ГК РФ, применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения Закона 307-ФЗ в действие. Таким образом, независимо от того, в какой конкретно момент производится взыскание задолженности, за какой именно период рассчитывается неустойка за просрочку платежа, применимость поправок, внесенных Законом 307-ФЗ, определяется исключительно датой возникновения указанной задолженности — возникла данная задолженность до 01.01.2016 (дата вступления в силу норм об изменении порядка расчета неустойки) или после 01.01.2016.

Жилищное законодательство РФ содержит нормы, аналогичные гражданскому. Статья 6 ЖК РФ устанавливает:
«1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие
».

Таким образом, ни жилищное, ни гражданское законодательство РФ не предусматривают применение новых норм, распространяющих свое действие на ранее возникшие отношения, к тем правам и обязанностям, которые возникли до вступления указанных новых норм в силу.

Запрет ретроактивности норм, ухудшающих положение граждан

Очевидно, что новый порядок расчета пеней приводит к более высокому размеру пеней, чем при ранее существовавшем порядке — по крайней мере, указанное утверждение справедливо для случаев, если должником является УО или если длительность просрочки задолженности довольно высока. Таким образом, новые нормы явно ухудшают положения должников. Собственно, из названия Закона 307-ФЗ следует, что он направлен на укрепление платежной дисциплины, и такое укрепление достигается усилением ответственности за несвоевременную или неполную оплату.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного суда РФ от 24.10.1996 № 17-П установлено: «По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет».

Можно, конечно, попытаться разделить должников на «граждан» и «не граждан» и исходя из буквального понимания утверждения КС РФ заявить, что придавать обратную силу нормам, ухудшающим положение «не граждан», не запрещено. При этом к «не гражданам», разумеется, можно отнести, например, УО, как это сделал Минстрой России в своем письме от 03.04.2017 № 11174-ОО/04.

Однако, необходимо обратить внимание, что часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ расшифровывает понятие «управляющая организация», дословно указывая: «Основаниями для проведения внеплановой проверки … являются поступления … обращений и заявлений граждан …, информации …, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к … порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом…». Далее в тексте Жилищного кодекса указывается термин «управляющая организация», однако, необходимо помнить, что управляющей организацией в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ может являться в том числе и индивидуальный предприниматель. При этом согласно части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ «1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». То есть управляющая организация вполне может являться гражданином, а придание обратной силы нормам, ухудшающим положение такого гражданина, запрещено.

Юридические формулировки

Необходимо обратить внимание, что часть 2 статьи 4 ГК РФ дословно устанавливает: «По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие». Часть 3 статьи 6 ЖК РФ дословно устанавливает: «В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие».

При этом позиция кредиторов, приведенная в настоящей статье, формулируется следующим образом: «Действие поправок, внесенных Законом 307-ФЗ, применяется с момента вступления указанных поправок в силу, к обязанностям, возникшим до вступления этих поправок в силу». Иначе сформулировать заявляемые требования кредиторов попросту невозможно.

Как видно из элементарного сравнения позиции кредиторов и положений действующего законодательства РФ, приведенная позиция кредиторов абсолютно противоречит нормам ГК РФ и ЖК РФ. Законодательство допускает возможность применения новых норм к ранее возникшим отношениям, но только к тем обязательствам, вытекающим из этих отношений, которые возникли после вступления этих норм в силу. В противоречие с данным утверждением кредиторы требуют применения новых норм не только к ранее возникшим отношениям, но и к обязательствам, возникшим до вступления в силу новых норм.

Позиция, противоречащая законодательству, разумеется, недопустима.

Применение различных норм в различные периоды

Как уже заявлено выше, фактором, определяющим подлежащий применению порядок расчета пеней, является дата возникновения задолженности. Необходимо отметить, что такой датой является дата именно возникновения обязанности внести оплату, а не дата исполнения кредитором обязательства по договору. То есть, если в отношениях между РСО и УО, ресурсоснабжающая организация поставила коммунальный ресурс в декабре 2015, а управляющая организация обязана внести оплату за поставленный ресурс в январе 2016 (в силу договора или в силу закона), то задолженность возникает в январе 2016 года, и расчет пеней за просрочку ее оплаты будет вестись с учетом норм Закона 307-ФЗ.

Однако, если задолженность возникла до января 2016 года, представляется неправомерным расчет пеней в порядке, предусмотренном Законом 307-ФЗ. Неправомерность такого расчета подтверждается еще и тем обстоятельством, что в случае применения норм Закона 307-ФЗ к задолженностям, возникшим ранее 2016 года, нарушается последовательность повышения применяемой доли ставки рефинансирования, установленная самим же Законом 307-ФЗ.

Например, если задолженность ТСЖ перед РСО возникла 15 декабря 2015 года, тогда на следующий день после возникновения такой задолженности уже возникает обязанность по оплате пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности (согласно ранее действующему законодательству). При наступлении 1 января 2016 согласно логике кредиторов, требующих применить Закон 307-ФЗ, увеличение пеней прекращается (для ТСЖ в течение 30 дней после наступления обязанности по оплате коммунального ресурса согласно нормам Закона 307-ФЗ пени не начисляются). 15 января 2016 года является 31-м днем, с которого согласно логике кредиторов (на основании Закона 307-ФЗ) начинается начисление пеней по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности. 16 марта 2016 года будет 91 днем просрочки, и с этого дня начнется начисление пеней по 1/130 ставки рефинансирования. В итоге получится следующий порядок расчета пеней: с 1 по 16 день — 1/300 ставки, с 17 по 30 день — 0, с 31 по 90 день — 1/300 ставки, далее с 91 дня — по 1/130. Однако, приведенный порядок не предусмотрен ни ранее действующим законодательством, ни поправками, внесенными Законом 307-ФЗ.

Рассмотрим еще пример. Пусть у УО возникла задолженность перед РСО 15 сентября. Тогда по логике кредиторов с 16 сентября по 31 декабря расчет пеней будет вестись исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности, а с 1 января 2016 года — по 1/130 (поскольку 90-дневный период с момента возникновения задолженности уже истечет). Таким образом, 107 дней расчет пеней будет вестись по 1/300, а потом — сразу по 1/130, минуя период начисления по 1/170.

Такое применение различных норм законодательства к одной и той же задолженности представляется неправильным, нарушающим логику последовательного повышения доли ставки рефинансирования в зависимости от длительности периода просроченной задолженности, установленную самим же Законом 307-ФЗ.

Выводы

Исходя из сказанного в настоящей статье, представляется законным начисление пеней на просроченную задолженность в порядке, зависящем от даты возникновения такой задолженности — при возникновении задолженности в период по 31.12.2015 расчет пеней необходимо вести по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки оплаты, а при возникновении задолженности с 01.01.2016 — в порядке, утвержденном Законом 307-ФЗ.

В виде таблицы такой порядок расчета можно представить следующим образом:

Доля ставки рефинансирования от просроченной задолженности, возникшей по 31.12.2015 включительно, применяемая при расчете пеней за каждый день просрочки

Период просрочки \ Должник

За просрочку платежей по коммунальным услугам УК, ТСЖ и граждане будут платить штрафы и пени

Госдума 23 октября 2015 года во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ с целью укрепления платёжной дисциплины всех категорий потребителей коммунальных услуг.

Федеральный закон №307 от 03.11.2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» вступает в законную силу с 1 января 2016 года. Ознакомиться с текстом закона можно здесь.

За просрочку платежей начислят пени

Первоначально депутаты предлагали вводить штрафы и пени за просрочку платежей только по электроэнергии, но по последним подсчётам оказалось, что совокупная задолженность всех категорий потребителей за коммунальные ресурсы в России на 1 октября 2015 года составила 850 миллиардов рублей.

Из них в разбивке по отдельным энергоресурсам долг составил:

  • за электроэнергию – 183,5 миллиардов рублей;
  • за газ — 163,2 миллиардов рублей;
  • за тепловую энергию перед ТЭЦ – 147,6 миллиардов рублей;
  • за воду и услуги по водоотведению – 110 миллиардов рублей.

Нужно отметить, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению депутаты внесли существенные корректировки, смягчающие механизм взимания пени и штрафов, но только для граждан, ТСЖ и ЖСК. Управляющие компании в эту категорию “льготников” не попали. Для них, наоборот, наказание за неуплату или несвоевременную оплату по поставленным коммунальным ресурсам ужесточили.

Если для граждан, ТСЖ и ЖСК за неуплату ЖКУ в первый месяц просрочки пени не начисляются, то для управляющих компаний с 1 по 60 день просрочки пени устанавливаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Тогда как для населения, ТСЖ и ЖСК данный размер пени начисляется только с 31 по 90 день задолженности. А для управляющих компаний уже с третьего месяца задолженности (с 61 дня просрочки) пени повышаются до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Ещё одним предложением депутатов стал тот факт, что Федеральный закон вступает в силу не со дня его официальной публикации, а с 1 января 2016 года. Таким образом, у УК, ТСЖ, ЖСК, граждан и остальных организаций, потребляющих энергоресурсы ещё есть время, чтобы привести свои платежи в порядок и оплатить все старые задолженности. В противном случае, с 1 января 2016 года на всех неплательщиков будут распространяться уже новые нормы закона.

Ответственность

Итак, за несвоевременную оплату или неуплату счетов за коммунальные ресурсы размеры пени (неустойки) в долях от ставки рефинансирования ЦБ РФ за день просрочки составят для:

ТСЖ, ЖСК, граждан:

  • С 1 по 30 день — 0
  • С 31 по 90 день — 1/300
  • С 91 дня и далее — 1/130

Управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих организаций:

  • С 1 по 60 день — 1/300
  • С 61 по 90 день — 1/170
  • С 91 и дня и далее — 1/130

Всех остальных организаций, потребляющих энергоресурсы:

  • С 1 дня и далее — 1/130

Глас закона

На основании договоров поставки энергоресурсов и договоров об оказании услуг по их транспортировке потребители обязаны оплатить подачу коммунальных ресурсов и оказанные услуги. Обобщая ответственность по неуплате за все коммунальные ресурсы их потребителями и основываясь на ФЗ №307 от 03.11.2015 года, можно выделить следующее:

“В случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов и услуг по их транспортировке потребитель обязан уплатить поставщику пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.”

“ТСЖ, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”

“Управляющие компании, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты коммунальных ресурсов уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 60 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена.

Начиная с 61 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”

“Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов, потребляемых при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.”

“При несоблюдении потребителями энергоресурсов условий договоров поставки и об оказании услуг по их транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки коммунальных ресурсов в порядке, установленном Правительством РФ.”

Вместо заключения

Из вышесказанного ясно, что с начиная с нового 2016 года власти ещё больше ужесточат контроль и ответственность для неплательщиков коммунальных услуг от начисления пени и штрафов и вплоть до приостановки и ограничения подачи энергоресурсов.

Чем это чревато конкретно для управляющих компаний? Прежде всего тем, что если у УК накопятся большие долги перед ресурсоснабжающими организациями и она их не оплатит в срок, то согласно вступившим в силу изменениям в жилищном законодательстве (ФЗ №176 от 29.06.2015 г.) это может быть расценено как несоблюдение лицензионных требований. А это, в свою очередь, может привести к дисквалификации руководителя УК или аннулированию лицензии.

Чтобы не допустить такого сценария действий, необходимо вовремя вносить плату по счетам за все потребляемые коммунальные ресурсы. Ксения Терлецкая

Особенности расчета пени

В программе 1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК, ред. 3.0 имеется возможность рассчитывать пени по лицевым счетам, не вовремя оплачивающим услуги. В данной инструкции рассмотрим настройки, которые влияют на расчет пени, а также особенности, которые следует учитывать при расчете.

Настройки для расчета пени

Перед выполнением расчета пени необходимо произвести настройки программы.

В настройках учетной политики ЖКХ в меню «Главное – Учетная политика (ЖКХ)» на закладке «Общее» указать срок оплаты, по истечении которого будет производиться начисление пени. Например, если по лицевому счету было произведено начисление услуг за январь, а срок оплаты указан 10 дней, то начисление пени можно производить, начиная с 10 февраля:

В учетной политике ЖКХ на закладке «Пени» указать настройку расчета пени:

Здесь определяются следующие настройки:

Вариант оплаты пени. Доступны три варианта:

в первую очередь гасить пени;

распределять пропорционально по начислениям и пени;

первоочередная оплата услуг, затем погашение пени:

В поле «Дата начала учета начислений» указывается дата, с которой необходимо получать начисления для расчета пени. Если дата не указана, ограничения начислений по периоду для расчета пени не будет:

Например, если указана дата начала учета начислений 01.01.2018, а по лицевому счету имеется задолженность с 01.12.2017, то учитываться будут только новые долги, а на старые долги пени считаться не будут.

Можно определить, будут ли рассчитываться пени на закрытые лицевые счета, для этого нужно установить соответствующий флажок:

Далее, необходимо выбрать основание расчета пени. Можно использовать процентную ставку:

Или использовать ключевую ставку ЦБ РФ:

При выборе этого варианта можно указать размер ключевой ставки ЦБ РФ, для этого нужно перейти по ссылке «Размер ключевой ставки ЦБ РФ»:

Ключевую ставку ЦБ РФ можно создать вручную:

Обновить через Интернет:

Или настроить автоматическое обновление ключевой ставки ЦБ РФ:

Также указывается график расчета пени, например, для коммунальных услуг настройка следующая (в соответствии со статьей №155 Жилищного Кодекса РФ):

c 1 по 30 день пени не начисляются;

c 31 по 90 день пени начисляются в размере 1/300 доли ставки рефинансирования;

c 91 дня пени начисляются в размере 1/130 доли ставки рефинансирования.

Для услуги капитального ремонта нужно установить отдельную настройку расчета пени (так как расчет пени по капитальному ремонту отличается от коммунальных услуг). Для этого нужно зайти в меню «Главное – Настройки учета по капремонту»:

И выбрать отдельную настройку расчета пени для услуг капитального ремонта:

Расчет пени

Расчет пени производится ежемесячно документом «Начисление пени», доступном в разделе «Начисления услуг»:

Порядок заполнения документа следующий:

Указываем организацию – организация, по которой необходимо рассчитать пени.

Указываем дату документа – дата, определяющая месяц начисления пени (месяц, в котором начисляются пени). Например, если указана дата «20.03.2016», то пени будут начислены и отражены в марте 2016.

Указываем объект – здание, подъезд, помещение или лицевой счет, по которому необходимо рассчитать пени. Например, если указать здание, то пени рассчитаются по всем лицевым счетам, относящимся к этому зданию.

Для расчета пени нажимаем кнопку «Заполнить»:

При этом, пени рассчитываются только в блоке ЖКХ. Для дальнейшего формирования проводок, необходимо отразить начисления пени в регламентированном учете.

Алгоритм расчета пени

Расчет пени производится по следующей формуле:

Пени = База для расчета пени * Ставка рефинансирования / 300 * Количество дней просрочки платежа

Отсчет количества дней просрочки платежа начинается со следующего дня после установленного срока платежа. Т.е. если срок платежа в «Учетной политике» установлен 10-ым числом месяца, то отсчет количества дней просрочки начнется с 11 числа и будет продолжаться до полного погашения суммы задолженности (включая день погашения).

База для расчета пени определяется по каждой услуге отдельно и вычисляется следующим способом:

[Сальдо на конец месяца] + [Сумма корректировок] – [Поступившие оплаты],

[Сальдо на конец месяца] – задолженность лицевого счета на конец месяца (далее – Базовый месяц), за который начисляются пени;

[Сумма корректировок] – это итоговая сумма всех перерасчетов, произведенных в период с конца Базового месяца до даты начисления пени и соответствующих месяцу начисления пени;

[Поступившие оплаты] – оплаты, поступившие от лицевого счета в период с конца Базового месяца до даты начисления пени.

Расчет пени в программе производится в разрезе услуг. То есть, если общая сумма платежа лицевого счета погасила задолженность, но по какой-либо из услуг имеется долг, то на эту услугу пени будут начислены.

Для таких ситуаций используется документ «Закрытие периода по начислениям ЖКХ». Документ позволяет переносить авансы с услуг на погашение долга по другим услугам. Настройки документа производятся в учетной политике ЖКХ на закладке «Закрытие периода».

При распределении авансов, сначала аванс по услуге распределяется по долгам этой же услуги по всем месяцам задолженности. Нераспределенные остатки распределяются в зависимости от следующих настроек:

разрешить перенос авансов с одной услуги на долги по другим услугам – если флажок установлен, то при закрытии периода аванс по одной услуге будет распределяться по долгам других услуг. В противном случае аванс по одной услуге будет всегда распределяться только на долги этой же услуги;

выполнять перенос в рамках одного месяца начисления (данный флажок доступен, если установлен флажок «Разрешить перенос авансов с одной услуги на долги по другим услугам») – если флажок установлен, то аванс по услуге будет распределяться по долгам других услуг только в пределах одного месяца начисления. В противном случае распределение будет производиться по всем месяцам задолженности по методу ФИФО;

разрешить перенос аванса по начислениям на погашение задолженности по пени – если флажок установлен, то аванс по начислениям услуг будет распределяться по задолженности начислений и пени согласно варианту оплаты пени (вариант оплаты пени, указанный на закладке «Пени»). В противном случае аванс по начислениям на задолженность по пени распределяться не будет.

Документ нужно создавать в конце месяца после регистрации всех оплат (создания документов «Регистрация оплаты»).

Если по каким-то лицевым счетам есть переплаты, но считаются пени, возможно, оплаты распределились некорректно. В таком случае рекомендуем проверить последние проведенные оплаты по лицевому счету в документе «Регистрация оплаты», а именно – табличную часть «Расшифровка оплаты». Необходимо убедиться, что оплата действительно распределилась на тот месяц, по которому некорректно начисляются пени. Возможно, оплаты по услугам распределены некорректно (то есть оплата распределилась не на нужный месяц, вследствие чего рассчитались пени) и не проведены документы «Закрытие периода по начислениям ЖКХ».

Если это так, рекомендуем выполнить следующие действия:

перепровести оплаты помесячно с момента начала ведения учета с помощью обработки «Перепроведение регистраций оплаты». Обработку можно скачать здесь;

проверить, что в учетной политике ЖКХ на закладке «Закрытие периода» установлен флажок «Разрешить перенос авансов с одной услуги на долги по другим услугам»;

провести документ «Закрытие периода по начислениям ЖКХ» по всем объектам.

При этом документы «Регистрация оплаты» проводятся не за весь период (например, 01.01.2016-30.06.2016), а именно отдельно за каждый месяц (01.01.2016-31.01.2016). После этого создается документ «Закрытие периода по начислениям ЖКХ» за месяц. Затем аналогичные действия выполняются за следующий месяц.

Для анализа взаиморасчетов по услугам можно использовать отчет «Карточка расчетов» с отбором по лицевому счету и услуге.

Примечание: пример использования документа «Закрытие периода по начислениям ЖКХ» можно посмотреть в инструкции.

Пример расчета пени

Общие условия примера:

в качестве срока оплаты для тестирования примеров использовать значение, равное 10 дням;

в качестве ставки рефинансирования использовать значение, равное 11%;

начисление пени производится в Апреле и Мае по неоплаченным долгам за Март;

в примерах рассматривается один лицевой счет и услуга.

Долг на начало месяца за Март по л/с и услуге составляет 500 р.

3 Апреля было погашено 200 р. долга.

18 Апреля было погашено 200 р. долга.

12 мая было погашено 100 р.

Используется процентная ставка 0,01% за каждый день с первого дня просрочки по настоящий момент.

Описание расчета в примере №1:

Начисление пени в Апреле составит:

(500 – 200) * 8 * 0,01 / 100 + (300 – 200) * 12 * 0,01 / 100 = 0,24 + 0,12 = 0,36 р.

Т.е. за 8 дней (с 11 по 18 число) от 300 р. и за 12 (с 19 по 30 число) дней от 100 р. долга.

Начисление пени в Мае составит:

100 * 12 * 0,01 / 100= 0,12 р.

Т.е. за 12 дней (с 1 по 12 число) от 100 р. долга.

Долг на начало месяца за Март по л/с и услуге составляет 500 р.

3 Апреля было погашено 200 р. долга.

18 Апреля было погашено 200 р. долга.

12 мая было погашено 100 р.

Используется доля ставки рефинансирования, при этом:

1/300 ставки с 1 по 15 день просрочки;

1/150 ставки с 16 по 25 день просрочки;

1/100 ставки с 26 по настоящий момент.

Описание расчета в примере №2:

Начисление пени в Апреле составит:

(500 – 200) * 8 * 11 * (1 / 300) / 100 + (300 – 200) * 7 * 11 * (1 / 300) / 100 + (300 — 200) * 5 * 11 * (1 / 150) / 100 = 0,88 + 0,26 + 0,37 = 1,51 р.

Т.е. за 8 дней (с 11 по 18 число) от 300 р., за 7 дней (с 19 по 25) от 100 р. по 1/300 ставки и за 5 дней (с 26 по 30 число) от 100 р. долга по 1/150 ставки.

Начисление пени в Мае составит:

100 * 5 * 11 * 1 / 150 / 100 + 100 * 7 * 11 * 1 / 100 / 100 = 0,37 + 0,77 = 1,14 р.

Т.е. за 5 дней (с 1 по 5 число) от 100 р. по 1/150 ставки и за 7 дней (с 6 по 12 число) от 100 р. по 1/100 ставки.

Отчеты по пеням

В программе существует возможность сформировать расшифровку расчета пени, начисленных в определенном месяце начисления. Данная возможность реализована в виде отчета «Расшифровка расчета пени». Отчет можно открыть в разделе «Начисление услуг» или из документа «Начисление пени» по кнопке «Расшифровка расчета пени»:

В отчете формируются данные о том, каким образом рассчитаны пени:

за какие месяцы начислений;

по каким услугам;

от какой задолженности;

по каким ставкам.

В отчете доступны различные варианты настроек группировки вывода данных, а также настройка вывода строк с нулевой базой расчета (суммой задолженности на период расчета).

Важной особенностью отчета является то, что отчет формируется не по готовым данным расчета документа «Начисление пени», а путем расчета пени по настройкам отчета заново.

Это значит, что если пени начислены, а данные, на которых основывался расчет, были изменены, то данные из отчета «Расшифровка расчета пени» могут отличаться от данных в документе «Начисление пени».

Для просмотра начисленных пени также можно воспользоваться, например, отчетом «Сводная ведомость»: