Подследственность 285 ук рф

О некоторых вопросах, возникающих при определении подследственности по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами правоохранительных органов и военнослужащими

Анализ складывающейся правоприменительной практики свидетельствует об отсутствии единого подхода при определении подследственности уголовных дел, совершенных должностными лицами.

Так, в ряде субъектов России уголовные дела этой категории расследуются следователями при органах внутренних дел, а в других – следователями Следственного комитета Российской Федерации.

Отсутствие единообразной практики по указанному вопросу обусловлено неудачной конструкцией подпункта «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, порождающей неоднозначное его толкование.

В уголовно-процессуальном законе различаются следующие виды подследственности:

-предметная (родовая, определяется характером совершенного преступления, который, в свою очередь, находит отражение, прежде всего, в квалификации преступления);

-персональная(личная, исключительная, т.е.это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление);

-альтернативная (универсальная, смешанная, т.е. определенные виды преступлений могут расследоваться органом, выявившим данное преступление);

по связи дел(в основу данного вида подследственности положена связь преступления, рассматриваемого по «основному» делу, с другим преступлением, совершенным одним и тем же лицом или другими лицами).

Правила территориальной подследственности регламентированы ст. 152 УПК РФ.

Предметный вид подследственности определяется характером совершенного преступления, который, в свою очередь, находит отражение, прежде всего, в квалификации преступления. В зависимости от квалификации преступления разграничиваются полномочия между органами дознания и предварительного следствия (ч. 2 и 3 статьи 151 УПК РФ), а также между следователями, находящимися в разных ведомствах (ч. 2 п. 1-4 ст. 151 УПК РФ), и дознавателями (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Персональный вид подследственности определяется субъектом, совершившим конкретное преступление (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 и ч. 4 статьи 151 УПК РФ).

Если должностным лицом, указанным в подп. и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ совершено преступление, которое не относится к компетенции Следственного комитета РФ(например, ст. 264 УК РФ),то подпункт «в» п. 1 ч.2 ст. 151 УПК РФ является специальной нормой по отношению к п. 3 ч.2данной статьи, и имеет приоритет в правоприменении.

В силу этого следователи Следственного комитета РФ производят предварительное следствие по всем преступлениям, совершенным должностными лицами правоохранительных органов.

При определении понятия «должностное лицо» следует руководствоваться пунктом 1 примечания к статье 285 УК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Так, к исполняющим функции представителя власти следует относить сотрудников правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В тексте подпункта «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ союз «или» разделяет сотрудников различных ведомств от военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Только применительно к последним закон устанавливает в качестве необходимого основания для расследования дел органами Следственного комитета связь деяния с исполнением служебных обязанностей.

Таким образом, проведение процессуальных проверок, возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных должностными лицами, перечисленными в подпункте «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а именно: должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона относится к компетенции следователя Следственного комитета Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 151 УПК РФ прокурор наделен правом определения исключительной подследственности, а согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ — полномочиями передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому.

Так, при наличии оснований, то есть данных, указывающих на особую сложность исследования проверяемых фактов, расследования преступлений, их высокую общественную значимость, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, с обязательным указанием оснований передачи прокурор вправе изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.04.2008 № 301-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ» и указания Генерального прокурора Российской Федерации от 19 декабря 2011 года № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».

Отдел по надзору за процессуальной

деятельностью в органах СК РФ прокуратуры КЧР

Статья 151. Подследственность

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 133, 136 — 149, 198 — 199.2, 170.1, 185 — 185.6, 205, 205.1, 205.2, 208 — 212, 215, 215.1, 216, 217, 227, 237 — 239, 246 — 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 263, 263.1, 269, 270, 271, 279, 282, 282.1, 282.2, 285 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298 — 305, 317, 318, 320, 321, 328, 332 — 354 и 356 — 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй — четвертой, 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 275 — 281, 283, 284, 322 частью второй, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 134, 135, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 188 частями второй — четвертой, 191 — 193, 195 — 197, 201, 202, 204 — 206, 208 — 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 — 227, 228 частью второй, 228.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частью второй, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 290 — 293, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частью второй и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй — четвертой (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ), 228 частью второй, 228.1, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6 настоящей части;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлении, предусмотренном частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188 и статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частью первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой и 233 и 234 частями первой и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 275, 276, 283 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 174, 174.1, 176, 183, 187, 188, 190, 191 частью второй, 192, 193, 195 — 197, 201, 202, 204, 206, 208 — 210, 222 частями второй и третьей, 226 частями второй — четвертой, 228 частью второй, 228.1, 272 — 274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 285.1, 285.2, 286, 290 — 293, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

ФСБ будет расследовать уголовные дела по ст.285,286УК. Оборотням приготовится на выход с вещами!

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

В феврале в Государственной думе рассмотрят и примут во втором и окончательном третьем чтениях проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», подготовленный правительством в соответствии с исполнением перечня поручений президента. Согласно законопроекту, предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), предусматривающие усиление мер ответственности руководителей госкомпаний, государственных предприятий, акционерных обществ с государственным участием за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества. Кроме того, теперь заниматься делами по нецелевому расходованию бюджетных средств сможет не только Следственный комитет (СК), но Федеральная служба безопасности (ФСБ).

В настоящее время ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе предусмотрена ст. 293 «Халатность» УК РФ, при этом субъектом этого преступления могут быть только должностные лица. То есть те, кто постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют определенные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, а также в Вооруженных силах.

Таким образом, руководители государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ в категорию должностных лиц не входят, а, следовательно, привлечение их к уголовной ответственности по статьям «Халатность», «Нецелевое расходование бюджетных средств» и «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов» УК РФ невозможно, поскольку они несут ответственность не как должностные лица, а как лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Вместе с тем осуществляемые этими руководителями полномочия — а это и управление государственной собственностью, и выполнение ряда государственных задач и функций, и оказание государственных и муниципальных услуг — позволяют говорить о целесообразности приравнивания их к должностным лицам, поскольку привлечь их к уголовной ответственности за указанные статьи практически невозможно. Учитывая это, правительство предлагает дополнить перечень должностных лиц руководителями госкомпаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций в которых принадлежит государству или муниципальным образованиям.

Кроме того, чтобы исключить коррупционную составляющую расследования данных дел, в законопроекте предусматривается возможность расширения альтернативной подследственности — теперь вести расследование уголовных дел по нецелевому расходованию бюджетных средств смогут органы МВД и СК РФ, но и ФСБ.

В целях усиления ответственности должностных лиц законопроектом предлагается дополнить ст. 293 УК РФ нормой, предусматривающей ответственность за халатность, повлекшую особо крупный ущерб на сумму свыше 7,5 млн рублей по аналогии с крупным и особо крупным размерами, установленными в ст. 285 «Нецелевое расходование бюджетных средств» УК РФ. В соответствии с этой статьей предусмотрен штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если же деяния, предусмотренные статьей, повлекли тяжкие последствия, то наказанием станет лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Также предлагается дополнить ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) новой частью, устанавливающей ответственность за совершение действий либо бездействия, результатом которых явилось неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров или выполнение работ для нужд заказчиков, которыми являются государство и муниципальные образования, если такие действия не влекут уголовной ответственности. Субъектом данного правонарушения будут являться должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

Верховный суд Российской Федерации уже дал официальный отзыв на предложенный законопроект, поддержав инициативу правительства. В комитете Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству он тоже не вызвал никаких серьезных нареканий. В частности, депутаты после внесения некоторых замечаний юридически-технического характера решили рекомендовать его к принятию во втором и третьем чтениях.

Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин («Единая Россия») пояснил «Известиям», что в связи с непростой экономической ситуацией в стране меры по противодействию растратам и разгильдяйству становятся особенно актуальными.

— Эта проблема назрела уже давно, и то, что мы принимаем этот закон, не случайно. Естественно, предлагаемые поправки надо поддержать, поскольку и чиновники, и руководители госкорпораций должны относиться с полной ответственность к своим обязанностям и понимать, что от их действий зависит развитие государства. И сейчас мы обращаем более пристальное внимание на госкорпорации, потому что через них проходят крупные заказы, и им в большей степени государство оказывает поддержку. Для того чтобы у этой поддержки было правильное применение, и был разработан этот законопроект, — заявил парламентарий.

Его коллега по комитету Иван Сухарев (ЛДПР) пояснил «Известиям», что, согласно предыдущей редакции, было невозможно привлечь по статьей «Халатность» некоторых руководителей организаций, подконтрольных государству. По мнению депутата, неправильно, когда некоторые лица, которые по роду деятельности выполняют по сути функции должностных лиц, уходят от ответственности.

— Все они распоряжаются в той или иной степени государственной собственностью, поэтому они должны нести ответственность по соответствующим статьям. Что касается самих санкций, то я считаю, что они должны быть более строгими, чем сейчас, — отметил депутат.

Руководитель проекта «Нет — коррупции!» Владимир Осечкин считает, что принятие предлагаемого закона — один из очевидных шагов по наведению порядка в стране в сфере госзакупок и контрактов с использованием бюджетных средств.

— Коррупционеры и расхитители государственных средств из числа муниципальных служащих и дорожных служб теперь будут нести уголовную ответственность наряду с чиновниками, а расследованием этих дел будет заниматься Федеральная служба безопасности, что уже само по себе говорит о серьезности намерений руководства страны начать полномасштабную борьбу с коррупцией. Однако санкции в виде ареста до шести месяцев за халатность, повлекшую ущерб в особо крупном размере, — свыше 7 млн рублей, конечно, необходимо ужесточать. Пришло время приравнять коррупцию и хищения к государственной измене и попытке подрыва государственной безопасности, — подчеркнул Осечкин.

5.2. Подследственность

Понятие и виды подследственности

Подследственность – это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военного следственного управления Следственного комитета РФ).

Иногда в учебной литературе понятие подследственности дается через категорию компетенции или разграничения полномочий . Как видно из приведенного определения, понятия “подследственность” и “компетенция” взаимосвязаны, но не являются синонимами. Компетенция – это определенная совокупность прав и обязанностей субъекта. Подследственность – это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), позволяющая определить, распространяется ли право органа (должностного лица) расследовать преступление в полном объеме на данный конкретный состав, но не само это право.

См.: Павлов Н.В. Общие условия предварительного расследования // Уголовный процесс: Учебник для иностранных слушателей вузов МВД СССР / Под ред. В.П. Божьева. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 167.

См.: Белоусов С.А. Подследственность в уголовном процессе и вопросы ее совершенствования: Автореф. дис. … к.ю.н. Ташкент: ВШ МВД РУ, 1994. С. 7.

Общепринято выделять следующие виды (признаки) подследственности:

1) предметная, или иначе – родовая;

2) альтернативная (смешанная);

3) персональная (специальная );

Так считает правильным именовать персональную подследственность С.А. Белоусов. См.: Там же. С. 17.

О территориальной подследственности см. раздел “Место производства предварительного расследования” настоящей главы.

5) подследственность по связи дел.

Предметная подследственность

Предметная подследственность определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какое преступление, предполагается, (или точно установлено) совершено, его должно расследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.

Предметная подследственность установлена ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно. По ним обычно производится дознание. К числу таковых законодателем отнесены, к примеру, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ), оставление в опасности (ст. 125 УК РФ), по которым предварительное следствие производится только по письменному указанию прокурора.

В ст. 151 УПК РФ законодатель установил, во-первых, по каким составам преступлений предварительное следствие обязательно. Во-вторых, какой орган предварительного следствия (какого ведомства) производит по конкретным составам преступлений предварительное расследование в полном объеме. Предварительное следствие по какого рода преступлениям должно осуществляться следователями Следственного комитета РФ, а по каким – следователями органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков, органов внутренних дел.

Названными статьями УПК РФ определены признаки предметной подследственности применительно к предварительному следствию, “дознанию” в полном объеме и смешанному предварительному расследованию. В правовой литературе постоянно дискутируется вопрос об ограничении предметной подследственности органов дознания. Обосновывается поддерживаемая автором настоящей работы необходимость запрещения производства ими предварительного расследования в полном объеме.

Между тем и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и преступления, по признакам предметной подследственности относящиеся к подследственности органов дознания, в настоящее время уголовно-процессуальным законом предусмотрены. Исключение из правила предметной подследственности закреплено лишь в п. 11 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно названным статьям закона по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия. В соответствии же с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурору дозволено изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.

Смешанная подследственность

В ст. 151 УПК РФ определены также признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственности. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма (ст. 209 УК РФ), контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (ст. 226.1 УК РФ), контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ), невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу предварительного следствия, который выявил это преступление.

Возбудить уголовное дело по преступлениям, подследственным следователям, может и орган дознания. Тем не менее смешанная подследственность касается лишь органов предварительного следствия. То есть органы дознания не наделены правом осуществлять предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

Подследственность по связи дел

Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Уголовные дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), о нецелевом расходовании бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), о нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ), о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), о заведомо ложном доносе (ст. 306 УК РФ), о заведомо ложных показаниях, заключении эксперта, специалиста или неправильном переводе (ст. 307 УК РФ), об отказе свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ), о подкупе или принуждении к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ), о разглашении данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ), разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 311 УК РФ), об укрывательстве преступлений (ст. 316 УК РФ) и о разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ), расследуются тем органом предварительного следствия, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК РФ).

Персональная подследственность

Персональная подследственность – это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил, преступление. К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Более того, если преступление, по которому в обычном порядке предварительное следствие не обязательно, совершено указанными лицами, дознание по нему, а по письменному указанию прокурора и предварительное следствие производится следователем Следственного комитета РФ (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Споры о подследственности уголовного дела разрешаются прокурором (ч. 8 ст. 151 УПК РФ).

21.06.2018 — Подследственность уголовных дел Следственному комитету России

В средствах массовой информации наиболее активно освещается деятельность следователей Следственного комитета Российской Федерации (Далее – СК РФ). В результате чего значительное количество граждан обращаются в указанный орган с требованием об осуществлении уголовного преследования по факту нарушениях их прав. Пределы полномочий следователей СК РФ определены статьей 151 УК РФ, которая определяет подследственность всех следователей и дознавателей.

Подследственность – это совокупность правил, определяющих компетенцию того или иного органа предварительного следствия или дознания, по осуществлению уголовного судопроизводства по тем или иным сообщениям о преступлениях. Действующий уголовно-процессуальный закон дает основания для выделения следующих признаков подследственности: предметный, альтернативный, персональный и территориальный.

Предметная подследственность относит ряд преступлений к компетенции определенного органа предварительного расследования. По этому признаку следователям Следственного комитета РФ подследственны дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности и доведении до самоубийства (статьи 105 — 107 УК), об умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (часть четвертая статьи 111 УК), обо всех преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 136 — 149 УК) и против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (статьи 285 — 293 УК), а также о некоторых других преступлениях против здоровья, свободы личности, половой свободы и неприкосновенности, в сфере экономики, общественной безопасности и других.

Другой признак, по которому определяется подследственность следователей Следственного комитета РФ, называется персональным. Он выражается в указании закона на специфику субъекта преступления. По этому признаку этим следователям подследственны:

а) уголовные дела о преступлениях, совершенных категориями лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, то есть статьей 447 УПК;

б) уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. И кроме того о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Приведенные правила определения подследственности, установленные ст. 151 УПК РФ, постоянно претерпевают изменения, в том числе и в связи с изменением системы правоохранительных органов.

Вместе с тем, есть неизменные правила, например, в части отнесения осуществления уголовного судопроизводства в отношении сотрудников СК РФ, ФСБ РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСО РФ, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов к исключительной подследственности следователей СК РФ вне зависимости от того, о каких преступлениях расследуется уголовное дело или проводится проверка.

Информацию предоставила старший прокурор отдела управления прокуратуры края Саяна Базарова