Понятие и особенности юридической ответственности за экологические правонарушения

Экологическое право

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере – экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды).

Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция – это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие. Так, в Законе РСФСР от 15 октября 1960 г . «Об охране природы в РСФСР» отсутствовали санкции за нарушение предусмотренных в нем требований. Этот Закон, отмененный с принятием Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», был малоэффективным, номинальным, в частности, именно из-за отсутствия в нем санкций.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

uristinfo.net

XVII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

1. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
2. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
4. Административная ответственность за экологические правонарушения
5. Уголовная ответственность за экологические преступления
6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения
7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения
7.2. Возмещение вреда природной среде
7.3. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды
7.4. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности

1. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере — экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).
Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция — это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.
Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
— стимулирующую к соблюдению норм экологического права;
— превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
— компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
— карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения обеспечивает реализацию экологических интересов в принудительном порядке.

Экологические правонарушения — нарушения законодательства связанные с причинением вреда окружающей природной среде (например, загрязнение окружающей среды, незаконная рубка леса и др.). Экологические правонарушения делят на экологические проступки и экологические преступления. Экологическими проступками называют те экологические правонарушения, которые не являющиеся общественно опасными. Если же экологические правонарушения представляют общественную опасность, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, то их относят к экологическим преступлениям.

За экологические правонарушения предусмотрены – дисциплинарная, административная, уголовная и материальная виды ответственности.

Дисциплинарную ответственность могут нести должностные лица, рабочие и служащие, не выполняющие свои производственные обязанности, связанные с охраной окружающей природной среды. Дисциплинарные наказания — это предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они накладываются руководителем предприятия, организации, учреждения. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

Административная ответственность. К данному виду ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К административным правонарушениям относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Виды административного взыскания — чаще всего это денежный штраф, а также предупреждения, общественное порицание, конфискация незаконно добытой продукции и т.д. Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды РФ и др.

Уголовная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения, отличающиеся наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, браконьерство и др. Меры уголовной ответственности прописаны в Уголовном кодексе. К ним относятся лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п. Степень уголовной ответственности устанавливает суд.

Материальная ответственность направлена на компенсацию причиненных убытков за счет правонарушителя. Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан или хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность. Они обязаны возместить предприятию причиненный ему прямой вред. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

28. Понятие, сущность и функции юридической ответственности за экологические правонарушения.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения – это отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

В действиях нарушителя необходимо установить четыре признака (элемента) правонарушения:

противоправное действие (бездействие) лица или организации, привлекае­мых к юридической ответственности, т.е. нарушение опре­деленной статьи, нормы закона или иного правового акта;

вредный результат этого действия или бездействия, выра­зившийся в неблагоприятных последствиях: порча земель, загрязнение водных объектов, морской среды, атмосферы, уничтожение и повреждение лесов;

наличие причинной связи между действиями и наступившим вредом (объек­тивный элемент состава);

вина нарушителя конкретных правовых норм (субъективный элемент состава).

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере — экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

Функции юридической ответственности за экологические правонарушения:

стимулирующая к соблюдению норм экологического права;

превентивная, обеспечивающая предупреждение новых правонарушений;

компенсационная, направленная на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

карательная, заключающаяся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Виды экологической ответственности перечислены в ст. 75 Закона «Об охране окружающей природной среды»:

Имущественная ответственность — обязанность работника возместить имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

Административная ответственность выражается в применении мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Уголовная ответственность наступает за нарушение правил охраны окружающей среды, предусмотренных в УК РФ.

Тема 8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия личностного, имущественного или организационного порядка, которые наступают для него в ответ на совершенное им виновное противоправное поведение — правонарушение. [13]

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. [14]

В.В.Петров считает сформировавшейся и нетрадиционной эколого-правовой ответственности. [15]

Эколого-правовая ответственность является составной частью юридической ответственности в целом и обладает всеми чертами, которые ей присущи. В то же время она имеет и свои особенности, определяемые спецификой эколого-правового отношения.

Во-первых, вред, причиненный экологическими правонарушениями, в отличие от вреда, причиненного другими правонарушениями, рассматривается (с известной мерой условности) в двух аспектах:

экономическом (материальном) и экологическом (не материальном). Но в ряде случаев в связи с тем, что в сфере охраны природы возместить вред в натуре и восстановить нарушенное положение довольно сложно, а в некоторых случаях невозможно, возмещается он в денежной форме. Поэтому имущественная ответственность в данной области отношений проявляется в материальной ответственности.

Во-вторых, есть свои особенности в порядке определения размера причиненного ущерба.

В-третьих, среди мер принуждения, применяемых к нарушителям экологического законодательства, есть такие (лишение, ограничение или приостановление права пользования), которые не вписываются в рамки традиционных видов ответственности.

В-четвертых, в случае незаконного завладения природными объектами ответственность наступает не за хищение, как в случаях незаконного присвоения других объектов, например, за незаконную охоту, незаконную порубку деревьев, самовольное занятие земель, по специальным статьям 1 .

Каждая отрасль права имеет свои специфические меры ответственности. Отраслевая ответственность соотносится с юридической ответственностью как отдельное с общим.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законом;

как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

как правовой институт, то есть совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранительного и др.). 2

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, (поскольку включает нормы различных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного природоохранного и др. отраслей права) выполняющий четыре основные функции:

1. стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний;

2. компенсационную, направленную на возмещение потерь в окружающей среде и восстановление здоровья человека;

3. превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений.

4. карательную, заключающуюся в применении наказания к лицу, совершившему экологическое правонарушение

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

М.М. Бринчук считает, что объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Экологическое правонарушение в зависимости от состава может быть административным или дисциплинарным проступком, либо преступлением, за совершение которых наступает соответственно административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

К нарушителям в соответствии с КЗОТ могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор расторжение индивидуального трудового договора.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за которую предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения.

Виды экологических правонарушений, порядок и основания привлечения к административной ответственности за правонарушения регулируются главой 19 Кодексом РК Об административных правонарушения

В статье 554 (КоАП РК) определены полномочия уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов

Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и природных ресурсов рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 122, 123, 240-249, 259-275, 291, 295-297, 301, 302 (частями первой, второй), 303 (частью первой), 304 (частью первой), 305 (частью первой), 306 (частью первой).

В соответствии со ст. 557 Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 323 (когда эти нарушения являются нарушением санитарногигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха,

В соответствии со ст. 559 Должностные лица уполномоченного органа в области ветеринарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 310 настоящего Кодекса.

Уполномоченный орган по карантину растений и его органы на местах рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 294, 307, 309 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по водным ресурсам рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 127, 276, 277, 278 (частью второй), 279-281, 314 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 125, 126, 282290, 292, 294-297, 298 (частью первой), 299 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по управлению земельными ресурсами рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 121, 250-258 настоящего Кодекса.

Одним из важнейших видов ответственности на современном этапе развития общества является гражданскоправовая ответственность.

Для гражданско-правовой ответственности характерно не всякое государственное принуждение, а только принуждение к несению отрицательных имущественных последствий, возникающих в связи с неисполнением, ненадлежащим исполнением обязанности из договора, из причинения внедоговорного вреда.

Цель гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении нарушенного имущественного состояния лица за счет имущества правонарушителя или лица, ответственного за правонарушение другого. [16]

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданскоправовую ответственность подразделяют на договорную (за причинение вреда) и деликатную (неосновательное обогащение). [17]

Под таксой понимается заранее установленная расценка товаров или норма оплаты чего-нибудь. В области экологии часто таксовый метод — единственно возможный вариант исчисления убытков.

Здесь такса определяет в твердой сумме размер возмещения за каждый экземпляр незаконно добытой продукции того или иного вида. В эту сумму включается стоимость всех отрицательных последствий, возникающих в связи с незаконной добычей или уничтожением природного объекта:

— неполученной продукции (древесины, пушнины, мяса и т.д.);

— неиспользованных затрат, вложенных для улучшения природного объекта;

— расходов на восстановление прежнего состояния объекта и т.п.

Постановлением Правительства РК от 04.09.2001г. утверждены Размеры возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, исчисляемой по таксе за каждый особь (за один килограмм) в месячных расчетных показателях. Таксы определены на наземных млекопитающих, птиц, примыкающих земноводные, насекомые, паукообразные, рыбы, морские млекопитающие и водные беспозвоночные.

Например, за уничтожение снежного барса размер возмещения вреда определен 2000 расчетных показателей, сокола балабана 700 расчетных показателей, осетр, севрюга, гибриды осетровых, икровые (за один килограмм) 5 расчетных показателя и.т.д. Таксовая ответственность установлена и за нарушение лесного законодательства.

Пленум Верховного суда РК в постановлении от 22 декабря 2000г., «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» указал, что при рассмотрении гражданских дел, связанных с нарушением законодательства об охране окружающей среды, судам следует в обязательном порядке выяснять обстоятельства, свидетельствующие о наступлении вредных последствий, а также принимать меры к установлению причинителя вреда, наличия вины и причинной связи.

При невозможности установления причинителя вреда суды должны возлагать ответственность на собственника природного ресурса или иного титульного владельца, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по его охране (пункт 1 ст. 917 ГК), пункт 1. По общему правилу, вина является необходимым основанием привлечения к имущественной ответственности за причинение вреда окружающей среде, при этом в силу пункта 2 статьи 917 ГК истец освобождается от обязанности доказывания вины причинителя вреда.

Вместе с тем, судам следует иметь в виду, что в отдельных случаях допускается возложение ответственности за вред, причиненный окружающей среде, независимо от наличия или отсутствия вины причинителя.

В силу пункта 1 статьи 931 ГК, юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для охраны окружающей среды, возмещают причиненный ими вред независимо от наличия их вины.

Вопрос о том, представляет ли деятельность физического или юридического лица повышенную опасность для охраны окружающей среды, решается судом в каждом конкретном случае самостоятельно,

Обратить внимание судов, что в отдельных случаях законодательными актами прямо указано на повышенную опасность той или иной деятельности для окружающей среды.