Порядок привлечения к ответственности за экологические правонарушения

Экология природных ресурсов

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры.

Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений – причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф. Согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» (2001) в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы -на граждан – 1-25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;

  • на должностных лиц 3-200-кратный размер МРОТ;
  • на юридических лиц 30-3000-кратный размер МРОТ.

Кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.

Уголовная ответственность

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Имущественная ответственность

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут имущественную ответственность.

21.4. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Состав экологического правонарушения, являющегося основанием эколого-правовой ответственности, включает единство следующих элементов: противоправности деяния (как действия, так и бездействия); наличия вреда или реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу; причинная связь между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается возложение на нарушителя природоохранных норм обязанности претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:

превентивную – предупреждение новых экологических правонарушений;

стимулирующую к соблюдению экологических норм;

компенсационную – возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;

карательную – наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для

отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ)

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.

Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:

невыполнение экологических требований;

нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;

причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);

несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);

нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);

нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических проступков относятся:

нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);

нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);

нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических проступков относятся:

порча земли (ст. 8.6);

незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);

• уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Составы экологических преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления».

К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид – ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики – ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность – ст. 293; превышение должностных полномочий – ст. 286; служебный подлог – ст. 292 и т. д.).

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

лишение свободы на определенный срок.

Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом преступника, когда он осознает нарушение установленных правил, предвидит возможность наступления негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.

Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное

заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нару-шением законодательства в области охраны окружающей среды, рас-сматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Основания и условия применения юридической ответственности

Экологическое правонарушение характеризуется в первую очередь такими чертами, как экологическая направленность, экологическая опасность, экологическая противоправность.

Суть экологической направленности правонарушения состоит в том, что поведение конкретного правонарушителя направлена на негативное изменение состояния окружающей среды, нарушения соответствующего правового режима природных ресурсов. Экологическая направленность правонарушение имеет место также в случаях, когда она касается экологических интересов и прав человека, которые охраняются законом.

Экологическая опасность правонарушения в области экологии включает не только вероятность, возможность нарушения экологических интересов общества, но и повышенную опасность для существующих экологических связей в самых экосистемах.

Любое экологическое нарушение по своим объективным свойствам составляет противоправное действие лица (физического или юридического), которая осуществляется путем действия или бездействия. Экологическая противоправность действия означает несоответствие ее требованиям правовых норм в области экологии. Она заключается в полном или частичном неисполнении требований, игнорировании правил, закрепленных нормами экологического законодательства. При этом следует иметь в виду, что противоправность экологического правонарушения означает как невыполнение норм законов в области экологии, так и действующих подзаконных актов. В последнем случае речь идет также и о нормах, принятых на локальном уровне правовой регламентации. Нарушение нормативных актов в области экологии могут проявляться в форме активных действий (самовольное использование природных ресурсов, нарушение сроков внесения платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды и др..), Так и в форме бездействия (скажем, непринятие мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий и другого вредного воздействия на окружающую природную среду и др.)..

Экологические правонарушения имеют разную природу, разную степень общественной вредности (опасности). В зависимости от того, в какой сфере совершенное экологическое правонарушение, можно говорить о земельных, лесных, горные, атмосферно-воздушные и другие экологические правонарушения. Кроме того, институт юридической ответственности за экологические правонарушения имеет комплексный характер. Несмотря на различия между ними, экологические правонарушения имеют целый ряд общих юридических признаков, по которым можно раскрыть содержание экологического правонарушения как основания для применения экологических санкций. Эта совокупность признаков формирует состав экологического правонарушения. К ним относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения, вина правонарушителя, наличие причинной связи между противоправным поведением субъекта и его последствиями. В ряде случаев обязательным признаком является наличие причиненного ущерба.

Одним из основных элементов состава экологического правонарушения является объект противоправного посягательства. В наиболее общем виде под объектом (предметом) экологического правонарушения понимают комплекс общественных правоотношений экологического характера, которые составляют экологический правопорядок в стране. В составе этого комплекса выделяют общий и специальные объекты экологических правонарушений. Общим объектом экологических правонарушений является определен и закреплен законом экологический правопорядок. Его основу составляет общественное отношение к рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Любое посягательство на установленный правопорядок является противоправным.

Общий объект экологических правонарушений дифференцируется на специальные объекты. Это обусловлено комплексным характером общественных отношений, связанных с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Как специальные объекты экологических правонарушений могут выделяться группы однородных общественных отношений по охране и рациональному использованию земли, вод, недр, животного и растительного мира, атмосферного воздуха и др..

Объектом экологических правонарушений считаются общественные отношения, связанные с сохранением и обеспечением надлежащего состояния окружающей среды, доступного на данном этапе развития общества, который отвечает современным требованиям, их правовые формы и материально-ресурсная основа. Эти общественные отношения регулируются нормами экологического права.

Наличие специфического объекта покушения является одной из основных, но не единственным идентификационным признаком экологических правонарушений.

Характеристика объекта экологического правонарушения была бы неполной без выявления его предмета — одной из важнейших признаков объективной стороны экологического правонарушения. Предметом экологического правонарушения есть природную среду в целом и его отдельные компоненты. Подробно предмет экологических правонарушений определяется в ст. 5 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», в которой установлено, что государственной охране и регулированию использования на территории Украины подлежат: окружающая природная среда как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов, природные ресурсы, как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и не используемые в народном хозяйстве в данный период (земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и иная растительность, животный мир), ландшафты и другие природные комплексы. Особой государственной охране подлежат территории и объекты природно-заповедного фонда Украины и другие территории и объекты, определенные в соответствии с законодательством Украины. Государственной охране от отрицательного воздействия неблагоприятной экологической обстановки подлежат также здоровья и жизни людей. Таким образом, предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, необособленные благодаря человеческому труду от природных условий существования, или такие, что хотя и аккумулируют в себе определенное количество человеческого труда, но остаются в среде или внесенные в нее для выполнения своих биологических и иных природных функций.

С экологическим правопорядком, то есть порядком, урегулированным нормами экологического права, связанная объективная сторона экологических правонарушений. Она характеризуется: а) противоправностью действий (бездействия), повлекшее нарушение экологического правопорядка; б) причинением или угрозой причинения экологического вреда; в) причинной связью между противоправным действием (действиями или бездействием) и его последствиями (экологическим ущербом); способами и другими обстоятельствами совершения экологического правонарушения. В предусмотренных законом случаях юридически значимыми признаками объективной стороны экологических правонарушений являются, в частности, место, время, обстоятельства, способы совершения правонарушения (например, в случаях незаконной охоты или рыболовства).

Таким образом, объективная сторона экологического правонарушения представляет боя совокупность внешних признаков противоправного деяния. Экологическое правонарушение может быть совершено путем как активных и (например, незаконная порубка леса), так и бездействия (например, несообщение сведений об аварийных ситуациях на водных объектах).

Понятие «противоправность» всегда характеризует экологическое правонарушение, которое в свою очередь неразрывно связано с понятием общественного вреда (опасности). В зависимости от степени общественного вреда (опасности) определяется вид юридической ответственности за совершенное правонарушение. Например, если нарушение требований по охране недр незначительное по степени общественной опасности, то ответственность за него наступает в соответствии со ст. 57 КоАП, то есть применяются меры административной ответственности. Если же нарушение правил охраны недр создало опасность для жизни, здоровья людей или окружающей среды, то ответственность наступает в соответствии со ст. 240 УК Украины, то есть виновные лица несут уголовную ответственность.

Общественно опасными последствиями совершения большинства экологических правонарушений является причинение экологического вреда или реальная угроза причинения такого вреда. Экологический вред означает негативное воздействие на окружающую среду, вызванного антропогенной деятельностью человека и связан с загрязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов, повреждением или разрушением экологических систем.

Необходимость установления причинной связи между противоправным поведением и его последствиями — экологическим ущербом является обязательным условием привлечения к юридической ответственности в тех случаях, когда нормой права предусмотрены материально выраженные последствия как элемент объективной стороны состава экологического правонарушения, так называемые материальные склады правонарушения (например, уничтожение или повреждение лесных массивов — ст. 245 УК РФ, незаконная охота — ст. 248 УК Украины повреждение леса сточными водами, химическими веществами, нефтью и нефтепродуктами, вредными выбросами, отходами и отбросами — ст. 72 КоАП).

Одновременно значительное количество экологических правонарушений базируется на формальных составах. В этих случаях необходимость установления причинной связи отпадает, поскольку ответственность наступает за сам факт совершения правонарушения независимо от наступления общественно опасных последствий (например, нарушение требований пожарной безопасности в лесах — ст. 77 КоАП, сокрытие или искажение сведений об экологическом состоянии или заболеваемости населения — ст. 238 УК Украины).

Существуют и такие составы экологических правонарушений, за совершение которых предусмотрена ответственность как в случаях наступления негативных последствий, так и в случаях, когда такие последствия еще не наступили но есть реальная угроза их наступления (например, ввод в эксплуатацию производственных объектов без оборудования, предотвращает вредное влияние на леса — ст. 71 КоАП, нарушение правил охраны недр — ст. 240 УК Украины).

Важным элементом состава экологических правонарушений является их субъекты. Ими могут быть как отдельные граждане и должностные лица, так и предприятия, учреждения и организации — юридические лица. Правонарушителями в области экологии могут быть и государственные органы управления, которые, например, незаконно распоряжаются природными ресурсами, нарушающих установленный порядок передачи природных ресурсов в собственность или предоставления их в пользование. Субъекты экологических правонарушений — физические и юридические лица — не обязательно должны быть владельцами природных ресурсов, природопользователями или вообще субъектами экологических отношений. Экологические правонарушения возможны, например, со стороны проектных организаций, разрабатывающих проекты расположения и строительства объектов, градостроительную документацию и т.п..

В определенных случаях юридическую ответственность несут как украинские, так и иностранные физические и юридические лица. К субъектам экологических правонарушений относятся и созданные в Украине совместные предприятия, международные объединения, организации, фирмы и т.п..

Гражданин как субъект экологического правонарушения должен достичь, по общему правилу, 16-летнего возраста и на момент совершения неправомерных действий быть дееспособным.

При этом следует отметить, что субъектами уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности могут быть только физические лица — граждане и должностные лица, а субъектами административной и гражданско-правовой (имущественной) ответственности могут быть и физические, и юридические лица.

Обязательным признаком экологических правонарушений является причинная связь между противоправными действиями (или бездействием) и наступившими (например, нанесенными убытками или реальной угрозой их причинения). При отсутствии такой связи сам факт причинения убытков среде в целом или отдельным его компонентам нельзя признать правонарушением, совершенным конкретным лицом.

С субъективной стороны экологическое правонарушение характеризуется наличием вины. Ответственность субъекта без вины возможна только в случае, когда вред причиняется источником повышенной опасности, а также в других случаях, прямо предусмотренных законодательством. Это закреплено в ст. 69 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Данной нормой определено, что лица, которые владеют источником повышенной опасности, обязаны компенсировать причиненный вред гражданам и юридическим лицам, если не докажут, что этот вред возник вследствие стихийных природных явлений или умышленных действий потерпевших.

Вина выражает психическое отношение субъекта правонарушения к совершенным противоправным действиям или бездействию и последствий, которые наступили. В зависимости от этого различается вина в двух формах: умысел (прямой и косвенный) и неосторожность (небрежность и самоуверенность).

Отдельные экологические правонарушения могут совершаться только умышленно, например, незаконная охота, нецелевое использование природных ресурсов и т.п.. Некоторые же правонарушения в области природопользования и охраны окружающей природной среды могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности (например, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и др.)..

Необходимым признаком экологического правонарушения в ряде случаев является наличие вреда, ущерба или реальная угроза их. Ущерб, причиненный в результате экологических правонарушений, состоит в уничтожении или повреждении отдельных природных ресурсов, комплексов, истощении природных объектов, а также в загрязнении или засорении среды или отдельных его компонентов, которые находятся в собственности или пользовании субъекта или под охраной государства (скажем, когда речь идет о заповедных территориях).

Во указанной вредом в правовом аспекте понимают те негативные последствия действия или бездействия, которые в современных условиях можно было бы избежать, не нарушая экологических связей и существующего соотношения экономических и экологических интересов общества. Вред должен объектом своего посягательства прежде имущественные права и интересы субъекта (собственника природных ресурсов или природопользователя), т.е. ей присущ имущественный характер. Но она может наноситься и непосредственно окружающей среде. Такой вред связана с ухудшением качественного состояния окружающей среды. В тех случаях, когда имеет место причинение вреда объектам природы, находящихся в собственности государства, фактически сочетаются экономические, хозяйственные убытки и экологический вред, обуславливающих снижение природных качеств объекта и снижение экономической, имущественной ценности.

Чтобы выступать основанием юридической ответственности, экологическое правонарушение должно быть надлежащим образом выявлено и зафиксировано. Данную функцию осуществляют уполномоченные органы и должностные лица.

Действующим законодательством экологические правонарушения фактически рассматриваются как посягательство на права собственников природных ресурсов, как хозяйственные правонарушения, как нарушение общественного правопорядка и т.п. Между тем все они объединяются одной существенно важным признаком — отрицательным влиянием на окружающую среду, то есть имеют экологическую направленность . Именно в этом и заключается особенность экологических правонарушений.

По своему составу экологические правонарушения являются неоднородными могут быть классифицированы. В зависимости от цели классификации в основу деления может быть положен тот или иной конкретный критерий. Так, если в основу классификации экологических правонарушений будет положен вид ответственности, характер применяемых санкций, то можно различать уголовные преступления, административные проступки, дисциплинарные и гражданско-правовые правонарушения. Наличие такой классификации связана с тем. что экологическое право как самостоятельная отрасль права не содержит всего комплекса правовых санкций, применяемых к субъектам экологических правонарушений. Поэтому для борьбы с экологическими правонарушениями экологическое право использует те санкции, которые содержатся в различных отраслях современного права, особенно в уголовном, гражданском, административном, трудовом. Однако для применения указанных санкций необходимо, чтобы нарушение экологического законодательства одновременно выступало и как нарушение правовых норм соответствующих отраслей права.

Перечень экологических правонарушений весьма широк. В обобщенной форме экологические правонарушения сформулированы и закреплены в ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», а также в отраслевом поресурсовому законодательстве. Но этот перечень не исчерпывает всего разнообразия экологических правонарушений, которые встречаются на практике или потенциально возможные.

Каждый вид экологических правонарушений характеризуется присущими ему специфическими признаками и свойствами. Можно в. делить три вида экологических правонарушений: 1) те, совершенных владельцами природных ресурсов; 2) те, которые совершенны природопользователями; 3) те, совершенных лицами, которые не являются владельцами природных ресурсов или природопользователями.

Отдельное место принадлежит экологическим правонарушением, связанным, например, с нарушением субъективных прав собственников природных ресурсов (права владения, права пользования и права распоряжения) и с причинением вреда, ущерба самим объектам права собственности. Распространенным правонарушением первой разновидности незаконные сделки с природными ресурсами, а также самовольное их использовании)., Среди второй разновидности экологических правонарушений на первое место в качестве критерия должно быть поставлено состояние объекта природы (уничтожение, порча, ухудшение).

Классифицировать экологические правонарушения можно с объектом посягательства. В связи с данным критерием среди экологических правонарушений можно выделить земельные, водные, горные, лесные и др.. Эта классификация имеет практическую направленность и используется, например, для разработки сборников нормативных актов, характеристики направлений правовой охраны окружающей среды.

В случае же выделения за объектом посягательства группы однородных экологических правонарушений и конкретизации видов правового поведения имеет место дальнейшая классификация. Такое разделение, дополнен другими признаками, например, предметом посягательства, позволяет выделить следующие обобщенные экологические правонарушения:

1) противоправное уничтожение и повреждение природных ресурсов (например, загрязнение и засорение вод, уничтожение или повреждение леса, лесных культур, повреждение сельскохозяйственных и других земель);

2) ухудшение объектов окружающей среды (например, выборочная разработка богатых месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным затратам балансовых запасов ископаемых и т.д.);

3) нарушение правил передачи в собственность, предоставлении в пользование природных объектов, связанные с возможным причинением вреда окружающей среде (например, ввод в эксплуатацию предприятий и других объектов без сооружений, предотвращающих загрязнение и засорение вод);

4) бездействие, невыполнение правил (скажем, невыполнение правил охраны недр);

5) использование природных ресурсов из корыстных побуждений (незаконный сбор дикорастущих растений и т. п.);

Возможна и другая классификация экологических правонарушений в зависимости от цели и критерия, который будет положен в основу классификации.

Таким образом, юридическая ответственность за экологические правонарушения — это применение к физическим и юридических лиц, их совершивших предусмотренных законодательством санкций, выполнение которых в необходимых случаях обеспечивается силой государственного принуждения.

Специфика юридической ответственности за экологические правонарушения проявляется в функциях, которые она выполняет. Можно выделить следующие функции юридической ответственности за экологические правонарушения:

— Обеспечительная — обеспечивает охрану и сохранение надлежащего состояния окружающей среды, отдельных его компонентов;

— Превентивная — проявляется в предотвращении новым правонарушением, их профилактике;

— Компенсационная — направлена ??на восстановление нарушенного состояния природной среды, возмещения вреда, причиненного соответствующим природным ресурсам, объектам или условиям;

— Стимулирующая — стимулирует выполнение и соблюдение требований экологического законодательства всеми гражданами и юридическими лицами независимо от форм собственности;

— Воспитательная — является средством воспитания людей, повышения их экологической культуры, формирует у граждан уверенность в стабильности существующего правопорядка, в защищенности их экологических прав и интересов;

— Карательная — заключается в ограничении прав и свобод правонарушителя или возложении на него дополнительных обязанностей, наступлении негативных последствий.

Применение санкций итоге фокусируется на наказании лиц, виновных в совершении экологических правонарушений, возмещении причиненного ущерба и восстановлении предыдущего состояния соответствующих природных компонентов.

Подытоживая рассмотрение особенностей юридической ответственности за экологические правонарушения, можно констатировать, что, во-первых, она возникает в случаях совершения экологического правонарушения, то есть правонарушение с особым объектом посягательства, во-вторых, она включает в себя практически весь комплекс механизмов, присущих разным видам юридической ответственности в зависимости от вида экологического правонарушения (преступление, административный проступок, дисциплинарный проступок, гражданско-правовой деликт) вступает в действие тот или иной механизм, характерный для конкретного вида ответственности.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность за экологические преступления является разновидностью наказания, налагаемого руководством предприятия на трудящегося, виновного в нарушении правил в данной сфере. Вина работника может выражаться как в действиях, так и преступном бездействии. Характерным отличием данного вида ответственности является то, что нарушение законодательства было допущено вследствие ненадлежащего выполнения сотрудником своих должностных обязанностей в сфере охраны окружающей среды.

Привлечение служащих к дисциплинарной ответственности за нарушение норм экологического законодательства предусмотрено ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды». Порядок и основания её применения, субъекты и меры наказания закреплены в Трудовом кодексе РФ. Согласно действующему законодательству к экологическим правонарушениям, влекущим за собой наложение дисциплинарного взыскания, относятся:

  • Нарушение установленного на предприятии трудового распорядка;
  • Невыполнение распоряжения работодателя относительно природоохранной деятельности;
  • Нарушение правил техники безопасности в экологической сфере и т.д.

В роли определяющего фактора в данном случае выступает характер правонарушения. Виновное действие или бездействие должно повлечь за собой негативные последствия в сфере обеспечения экологической безопасности и природопользования.

Данный вид ответственности носит диспозитивный характер, то есть применяется по усмотрению работодателя. В случае выявления оснований для наложения взыскания, в отношении служащего могут быть применены следующие меры воздействия:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Расторжение трудовых отношений при наличии соответствующих оснований.

Необходимо учитывать, что степень тяжести проступка должна быть соизмерима со строгостью наложенного взыскания. В случае превышения полномочий и применения такой меры воздействия, как увольнение, за незначительное нарушение, сотрудник может быть восстановлен в должности в судебном порядке, а работодатель должен будет выплатить ему соответствующую компенсацию.

Работник может быть привлечен к ответственности в течение месяца со дня выявления обстоятельств дающих на это право. Однако необходимое решение должно быть принято не позднее 6-ти месяцев со дня совершения правонарушения. Не допускается применение в отношении сотрудника нескольких мер воздействия за один и тот же проступок.

Если работник не согласен с примененным к нему дисциплинарным взысканием, он имеет право обжаловать данное решение. Для этого трудящийся может обратиться:

  • В вышестоящую организацию, если таковая имеется;
  • Госинспекцию по труду;
  • Орган урегулирования индивидуальных трудовых споров;
  • В суд.

При этом оспариваться может как само наложение взыскания, так и его величина. Это касается и ситуаций, когда работник несет материальную ответственность за допущенный проступок, если такой порядок прописан в локальных актах предприятия или трудовом договоре. При этом обязанность возмещения причиненного ущерба может возникать как самостоятельно, так и налагаться вместе с дисциплинарным взысканием.

Законодательная база

Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в первую очередь в ст.75 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с данной нормой за нарушение законодательства в данной сфере, в зависимости от тяжести совершенного проступка, предусмотрены такие виды ответственности:

  • Дисциплинарная;
  • Материальная;
  • Административная;
  • Уголовная.

Работодатель со своей стороны может привлечь трудящегося к дисциплинарной и материальной ответственности. При этом вина работника должна выражаться в виде невыполнения или ненадлежащего исполнения приказов руководства и своих должностных обязанностей в сфере охраны окружающей среды.

Возможные виды дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены в отношении служащего, закреплены в ст.135 ТК РФ. Как уже было отмечено выше, среди них замечание, выговор и расторжение трудового договора.

Кроме указанных взысканий, в отношении виновных лиц могут быть применены иные меры воздействия, если таковые установлены внутренними локальными актами организации. К примеру, временный или постоянный перевод на иную должность, снятие денежных премий на определенный срок и т.п.

Действующее законодательство закрепляет не только виды взысканий, наложение которых допустимо в отношении виновных лиц, но и определяет порядок рассмотрения совершенных правонарушений, привлечения к дисциплинарной ответственности и обжалования принятых решений.

Какие правонарушения относятся к экологическим?

К экологическим относятся правонарушения, которые привели к негативным последствиям в сфере охраны окружающей среды, нанесли вред природным объектам. Такого рода проступки могут быть совершены:

  1. Лицами, являющимися законными владельцами таких объектов;
  2. Теми, кто имеет право на их использование;
  3. Иными лицами, не входящими в первые две группы.

При определении степени тяжести совершенного экологического правонарушения определяется, какой вред был причинен природному объекту: нанесение ущерба, порча, уничтожение. При этом наказание должно быть соизмеримо с причиненным ущербом, поэтому увольнение, как вид дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения, не бывает применен за незначительные правонарушения.

Наиболее распространенными видами правонарушений данной сфере являются:

  • Нанесение ущерба – вырубка деревьев, загрязнение водных объектов, порча сельскохозяйственных полей и прочее;
  • Передача прав собственности на природные объекты, ресурсы в нарушении действующего законодательства;
  • Совершение действий, нарушающих правила пользования объектами, введенными для их сохранения;
  • Использование природных ресурсов в корыстных целях – к примеру, сбор растений, отнесенных к редким видам, и т.п.

При этом для наказания виновного лица, его действия должны идти не только в разрез с действующим законодательством, но и противоречить возложенным на него трудовым обязанностям. В противном случае привлечение к дисциплинарной ответственности невозможно, однако это не освобождает лицо от возможного административного или уголовного преследования.

Субъекты дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения

Субъектами экологических правонарушений выступают физические и юридические лица, допустившие нарушение норм действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, правил пользования природными объектами и ресурсами, которые повлекли за собой негативные последствия для них. При этом данные действия должны быть совершены на территории РФ или на иной полномочной ей.

При этом субъектами дисциплинарной ответственности за правонарушения в данной сфере могут выступать сотрудники и руководители предприятий и организаций, чьё невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей повлекло за собой причинение вреда природным объектам.

Привлечение к дисциплинарной ответственности

Согласно норам Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» наложение дисциплинарной ответственности на работников производится вне зависимости от формы собственности фирмы, в которой они работают, если трудящимися было совершено экологическое правонарушение. Основанием для наложения взысканиями может послужить:

  • Нерациональное использование природных ресурсов;
  • Нарушение природоохранных норм и правил;
  • Невыполнение установленных государством требований в сфере обеспечения безопасности природных объектов;
  • Нарушение иных требований, связанных с охраной окружающей среды.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности закреплен трудовым законодательством, отраслевыми и локальными актами, в том числе учредительными документами предприятия. В последних, помимо прочего, может быть установлена и материальная ответственность за экологические правонарушения.

Меры дисциплинарного взыскания применяются исключительно в случае, если проступок в данной сфере был совершен гражданином в процессе его работы. Также к ответственности может быть привлечено лицо, не исполнившее свои должностные обязанности, в которые входило выполнение действий по обеспечению экологической безопасности и т.п. К примеру, если в выхлопах служебного автомобиля содержание вредных веществ превышает установленные законодательством нормы, то ответственность за это будет нести не водитель данного транспортного средства, а техник, который допустил его к эксплуатации.

Меры дисциплинарной ответственности и порядок их применения

Трудовым законодательством предусмотрено только три вида дисциплинарного взыскания, которое может быть наложено на виновного сотрудника: замечание, выговор и прекращение трудовых отношений. Работодатель также имеет право установить в своих учредительных документах дополнительные меры воздействия.

Для применения дисциплинарного взыскания работодатель должен соблюсти процедуру, установленную действующим законодательством. Вне зависимости от избранной меры, её наложению должно предшествовать истребование письменного объяснения от сотрудника, допустившего нарушение экологического законодательства. Данный документ необходим для того, чтобы при рассмотрении было учтено мнение всех сторон. В случае если работник отказывается от дачи пояснений, должен быть оформлен соответствующий акт за подписями не менее двух свидетелей.

Отсутствие объяснительной служащего не является основанием для отказа от наложения дисциплинарного взыскания. Работодатель при этом получает возможность трактовать все обстоятельства согласно своей точки зрения.

Решение о наложении взыскания на сотрудника должно быть принято не позднее месяца со дня выявления правонарушения. При этом в учет не берется время нахождения работника в отпуске или на больничном. Если для принятия решения необходимо учесть мнение профсоюзного органа трудящихся, то время ожидания его ответа также не учитывается при исчислении срока наложения взыскания.

После принятия решения о мере дисциплинарной ответственности работодатель должен издать соответствующий приказ и ознакомить с ним трудящегося под роспись в течение 3-х дней. Данный документ может быть обжалован служащим в Трудовой инспекции.

Если на сотрудника наложено взыскание, то срок его действия – 1 год. После истечения указанного периода оно снимается автоматически. В ряде случаев возможно и досрочное снятие по инициативе работодателя. В качестве инициатора также может выступать профсоюзная организация или сам сотрудник, но решение будет приниматься руководителем предприятия. Необходимо учитывать, что получение второго взыскания, до снятия первого, является основанием для прекращения трудовых отношений.

Примеры наложения дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения

Дисциплинарное взыскание за экологические правонарушения может быть наложено только на сотрудников ответственных за обеспечение охраны окружающей среды или правильное использование природных объектов и ресурсов. Примером нарушения норм законодательства в данной сфере может выступать несоблюдение ведущим инженером организации правил эксплуатации промышленного оборудования. Если в результате данных действий произошел выброс опасных веществ в окружающую среду – это станет правонарушением инженера, за которое он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В качестве примера нарушения экологического законодательства также можно привести действия начальника отдела утилизации отходов, который пренебрег своими обязанностями и не организовал учет движения отходов, а также место для их хранения. Вследствие чего было допущено захламление территории свалки металлоломом и иными отходами производства.

После выявления нарушений, в отношении виновных лиц проводится служебная проверка, итогом которой становится наложение дисциплинарного взыскания.