Права и обязанности ребёнка игра

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Последние новости

Самое популярное

Цель: — продолжать знакомить детей с их правами и обязанностями;
— довести до сознания детей, что их человеческие права всегда сопряжены с обязанностями;
— воспитывать такие нравственные понятия, как уважение личности, чувство собственного достоинства, чувство ответственности, развивать интерес у детей к чтению стихотворений.

План занятия:
1. Ознакомление детей с целями занятия.
2. Знакомство с правами и обязанностями ребенка.
3. Наставления детям.

Ход занятия
-Дети, кому из вас нравится слушать стихи? (Ответы детей). Некоторые из вас берут в библиотеке книги, в которых напечатаны стихи, и читают их с удовольствием, другие – откладывают эти книги в сторону. Сегодня в разговоре с вами о ваших правах и обязанностях я возьму в помощники себе именно стихи, к которым многие относятся равнодушно. И на нашем занятии вы сегодня услышите хорошие стихи, а также познакомитесь с вашими правами и обязанностями. Послушаем отрывок из стихотворения
С.Михалкова «Разговор с сыном» и подумаем, почему раньше, много лет назад не все дети могли учиться.
… А раньше, много лет назад,
Страною правил царь.
И были не у всех ребят
Тетради и букварь.
Учились дети богачей:
Сынки купцов, дворян.
Немного в школу шло детей
Рабочих и крестьян.
— Почему? (Ответы детей).
Теперь все дети имеют право на образование, и образование у нас бесплатное.
— А сейчас я вам прочту другое стихотворение, а вы подумайте, о каком праве здесь говорится:
Аптека.
Заходи быстрей в аптеку
Там дежурят день и ночь,
Чтобы встретить человека
И всегда ему помочь.
Входишь – чисто и светло,
Всюду мрамор и стекло.
За стеклом лежат в порядке
Банки, капли, порошки.
— О каком праве идет речь? (Ответы детей).
Да, это право на жизнь и охрану здоровья. В законе РБ «О правах ребенка» предусмотрены не только охрана здоровья ребенка, но и неприкосновенность личности, защита от физического и психического насилия. Никто не имеет права жестоко обращаться с ребенком, оскорблять его, заниматься непосильным трудом, а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки. Государство следит за тем, чтобы все окружающие, в том числе родители, родственники, а также знакомые и незнакомые люди не причиняли вред детям.
В законе РБ «О правах ребенка» указаны и права и обязанности ребенка. Не бывает прав без обязанностей. Если ребенок хочет, чтобы его права уважали, то он должен соблюдать этот Закон и все другие, считаться с Государством и обществом, слушать родителей и быть к ним внимательным, беречь природу, а также все, что создано руками человека.
Береги вещи
Вещи сами не растут
Вещи сделать – нужен труд
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку береги:
Не ломай, не мни, не рви!
— О какой обязанности идет речь? (Ответы детей).
Стихотворение «Улица» также напоминает вам о ваших обязанностях.

Улица широкая,
Улица прямая.
Едут и автобусы,
Едут и трамваи.
Нет нигде соринки –
Всюду чистота.
Улица нарядная,
Солнцем залита.
Это кто там насорил?
Кто бумажку бросил?
Мы неряхе не простим
И убрать попросим!

— Как поэт назвал бросившего бумагу? Почему нельзя так поступать? А теперь отгадайте загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвостик колечком (Собака).
— В ответ на заботу о нас, как мы должны относиться к ним? (Ответы детей).
Ромашка
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
— Ребята, берегите природу! Приумножайте ее богатства.
В конце занятия ребята еще раз перечисляют свои права и обязанности.

Кто больше вспомнит
Детям предлагается назвать сказки, басни, стихи и др. произведения, где есть покушение на права героев. («Колобок» — у героя хотят отнять жизнь заяц, лиса и волк; «Терем-теремок» — медведь отнимает дом у других животных; «Волк и ягненок» — волк покушается на жизнь ягненка).

Кривое зеркало
Учитель читает текст, где дается описание типичной ситуации взаимоотношений и общения, которая возникает постоянно в классе. В читаемом тексте сделаны пропуски имен. Ученики должны предложить сами имена сверстников. При организации игры надо соблюдать осторожность, чтобы не обидеть детей.

Письмо родителям
Дорогие родители! Мы знаем, что вы нас очень любите, и мы вас тоже. Вы не любите, когда вас обижают, обзывают, ругают. Мы тоже. И мы просим вас, чтобы вы:
— не дергали нас за уши (это больно);
— не давали подзатыльников (это обидно);
— не называли разными кличками (это противно).
Текст дополняется учащимися.

Права и обязанности ребёнка игра

Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007

Игра посвящена теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается

Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.

Игра «Права ребенка»

Цель:Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

Задачи:

познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;

помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.

Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

· Перечень с надписями прав ребенка:

· Право на имя при рождении.

· Право на медицинскую помощь.

· Право на образование.

· Право на отдых и досуг.

· Право на индивидуальность.

· Право свободно выражать свои взгляды.

· Право на специальную охрану и защиту.

· Право на заботу и воспитание родителями.

· Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

· Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

· Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

(игрок от каждой команды, подходит и выбирает лист на котором, записаны в произвольном порядке права)

Каждой команде по 4 права. В ходе беседы с учащимися выясняется, как они понимают каждое названное право. Если ответ верен, команда получает 1 очко.

· Право на жизнь. (Ст. 6).

· Право на имя при рождении. (Ст. 7).

· Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).

· Право на образование. (Ст. 28).

· Право на отдых и досуг. (Ст. 28).

· Право на индивидуальность. (Ст. 8).

· Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).

· Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле).

· Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).

· Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а).

· Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).

· Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).

II. Конкурс. Кроссворд.

Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.

II. Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

III. Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).

“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).

“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

“Наташка-первоклашка” (право на образование).

“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Конкурс. Эскиз обложки.

Составьте эскиз обложки важного документа, с которым вы сегодня познакомились. Для этого вспомните, какой организацией он был принят? Когда? Как называется документ? Когда команды приготовят свои эскизы, на слайде демонстрируется обложка Конвенции о правах ребенка. Наиболее удачные эскизы оцениваются. (Команды получают по 2 очка).

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Спасибо за работу!

Использованная литература:

Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007

Игра «Права ребенка»

Игровые формы работы активно используются в урочной и внеурочной работе. Они позволяют активизировать деятельность учащихся, развивать коммуникативные компетенции.

Данная игра рекомендуется для проведения среди учащихся 8-9 классов, изучающих обществознание. Возможна организация игры на повторительно-обобщающем уроке по теме «Права ребенка» или как внеклассного мероприятия. В основе содержания игры лежит «Конвенция прав ребенка». Игра носит соревновательный характер. Участники делятся на две команды, возможна организация соревнования между двумя классами.

Для организации судейства необходимо жюри, которое может состоять из учителей, старшеклассников, учащихся того же класса. Жюри состоит из 2-3 человек. В его функции входят проверка правильности ответов, их разъяснение и подведение итогов. Баллы выставляются за правильность и скорость ответов.

Для проведения игры нужны ведущий и два его помощника, которые будут раздавать задания командам и собирать их ответы.

Оборудование необходимое для проведения игры:

— требуется организовать отдельные посадочные места для команд (два стола и стулья) и отдельно для жюри;

— распечатанные и разрезанные на карточки, фрагменты статей Конвенции прав ребенка;

— распечатанные карточки с правами человека, ребенка;

— призы (приз) для команды победителя.

Приветствие. Объяснение правил. Представление жюри.

Девиз игры – «Каждый ребенок должен знать свои права».

Для игры я прошу вас разделиться на 2 команды. Каждая команда садится за отдельный стол. Жюри будет выставлять баллы за скорость и за правильность выполнения задания.

Команды садятся за отдельные столы.

Ведущий: Главный международный документ, в котором записаны права детей, называется «Конвенция прав ребенка». Она была принята в 1989г. Генеральной ассамблеей ООН и вступила в силу в 1990г.

Законы, принятые в каждой стране должны соответствовать нормам Конвенции. Сейчас каждая команда восстановит распавшиеся статьи Конвенции.

Объявляется конкурс № 1

Каждая команда получает фрагменты статей конвенции, которые нужно соединить по парам, чтобы получить определенную статью Конвенции.

Один из фрагментов лишний.

ребенком является каждое человеческое достижения 18-летнего возраста

если по закону, применимому к данному ребенку, он

достижения 18-летнего возраста

не достигает совершеннолетия ранее.

государства-участники обязуются обеспечить ребенку

принимая во внимание права и обязанности его

такую защиту и заботу, которые необходимы для его

родителей, опекунов или других лиц, несущих за него

ответственность по закону, и с этой целью принимают

все соответствующие законодательные и

ребенок регистрируется сразу же после рождения и с

а также, насколько это возможно, право знать своих

момента рождения имеет право на имя и на

родителей и право на их забот

государства-участники обязуются уважать право

как предусматривается законом, не допуская

ребенка на сохранение своей индивидуальности,

включая гражданство, имя и семейные связи

государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок

за исключением случаев, когда компетентные органы,

не разлучался со своими родителями вопреки их

согласно судебному решению, определяют в

соответствии с применимым законом и процедурами,

что такое разлучение необходимо в наилучших

ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;

независимо от границ, в устной, письменной или

это право включает свободу искать, получать и

печатной форме, в форме произведений искусства или

передавать информацию и идеи любого рода,

с помощью других средств по выбору ребенка

ни один ребенок не может быть объектом

неприкосновенность жилища или тайну

произвольного или незаконного вмешательства в

корреспонденции, или незаконного посягательства на

осуществление его права наличную жизнь, семейную жизнь,

его честь и репутацию

неполноценный в умственном или физическом

жизнь в условиях, которые обеспечивают его

отношении ребенок должен вести полноценную и

достоинство, способствуют его уверенности в себе и

облегчают его активное участие в жизни общества

право пользоваться благами социального обеспечения,

и принимают необходимые меры для достижения

включая социальное страхование

полного осуществления этого права в соответствии с

их национальным законодательством.

право каждого ребенка на уровень жизни,

родитель(и) или другие лица, воспитывающие

необходимый для физического, умственного,

ребенка, несут основную ответственность за

духовного, нравственного и социального развития

обеспечение в пределах своих способностей и

финансовых возможностей условий жизни,

необходимых для развития ребенка.

Команды соединяют фрагменты.

Жюри отмечает скорость и оценивает правильность.

Ведущий: Пока жюри выставляет баллы, начнем следующий конкурс. Все люди имеют равные права. Но ребенок — это особый человек, поэтому у него есть и свои особенные права.

Объявляется конкурс № 2

Каждая команда получает карточки с различными правами человека, ребенка. Из предложенного перечня прав выбираются те, которые относятся только к ребенку.

Жюри отмечает скорость и оценивает правильность.

Список прав указанных в карточках (необходимо два экземпляра):

  • право на жизнь
  • право на имя и на приобретение гражданства
  • право знать своих родителей
  • право на их заботу
  • право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи
  • право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим свои интересы
  • право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору
  • право на свободу мысли, совести и религии
  • право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний
  • право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья
  • право пользоваться благами социального обеспечения
  • право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития
  • право на образование
  • право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  • право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию
  • право каждого . который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе
  • право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность
  • право на равную защиту закона
  • право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав
  • право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства
  • право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции.
  • право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства
  • право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
  • право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем
  • право на гражданство
  • право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью
  • право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими право на свободу мысли, совести и религии
  • право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей
  • право на труд, на свободный выбор работы
  • право на отдых и досуг
  • право свободно участвовать в культурной жизни общества

Ведущий объявляет результаты конкурса № 1.

Жюри исправляет ошибки.

Ведущий: Пока жюри подчитывает результаты. Мы проведем конкурс № 3.

Иногда люди нарушают права других людей. Поэтому для каждого человека важно не только знать свои права, но и уметь объяснить их окружающим. Мы предлагаем вам объяснить свои права.

Объявляется конкурс № 3

По 1 человеку из каждой команды выходят из кабинета. Остальные члены команды через 5 минут должны объяснить этому человеку определенное право. Объяснить нужно без слов, можно использовать жесты, инсценировки, мимику. Если команда использует слова – победа присуждается команде-сопернику.

Из кабинета выходят по одному человеку от команды.

Команды вытягивают фразу, которую нужно объяснить.

право на образование

право на заботу

право на совместное проживание с родителями

право на воспитание своими родителями

Обсуждают представление в течение 5 минут.

Приглашается представитель команды №1

Угадывает. Ведущий определяет верно, или нет.

приглашается представитель команды № 2

Угадывает. Ведущий определяет верно, или нет.

Жюри исправляет ошибки в задании № 2

подводит итоги по трем конкурсам.

Ведущий: Подведение итогов. Награждение победителей.

Итак, наше соревнование завершено. Вы лучше узнали свои права, вспомнили права человека. Мы надеемся, что каждый из вас не зря провел время с нами. Победителем игры со счетом _________ становится команда №__. Мы поздравляем вас и дарим эти подарки. Всем спасибо, до свидания.

P.S. Если есть зрители, то между конкурсами они отвечают на вопросы:

— какие сказочные герои и как нарушали права человека?

— вопросы из списка.

По итогам игры наградить наиболее успешных зрителей.

Игра — викторина «Права и обязанности ребёнка»

Игра-викторина «Права и обязанности ребенка» для 1 класса

Цель: активизировать познавательные процессы учащихся, выяснить знания детей по данной теме.

Вопросы игры разделены на 5 категорий:

1 категория: Права и обязанности.

2 категория: Правовой словарь.

3 категория: Цифры и факты.

4 категория: Пословицы.

5 категория: Сказки.

В каждой категории 4-5 вопросов. Цена вопросов: 1, 2, 3, 4, 5 баллов. Дети разделяются на две команды. Команда игры имеет право выбрать в 5 категориях любой из 4-5 вопросов. За правильный ответ команде выдаётся карточка, соответствующая цене вопроса. В конце игры каждая команда подсчитывает набранные баллы. Победителем становится та команда, набравшая большее количество баллов.

1 категория: Права и обязанности.

1балл. Закончи стихотворение:

1) Мама работала,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

2 балла. 1) На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся общеобразовательного учреждения:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение объективной оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и освобождение от учебных занятий в установленном порядке.

2) Какие имеются обязанности у обучающихся общеобразовательного учреждения:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

3 балла. Назовите какие существуют права у несовершеннолетних и какие обязанности вытекают из этих прав?

Право на образование

Право на медицинский уход

Право на отдых и досуг

Право управлять велосипедом

4 балла. Назовите 10 правил безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах.

2 категория: Правовой словарь. (Закончи предложение)

1балл. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства — это …. (Гражданин)

2балл . Норма, поддерживаемая государством это … (Закон)

3балла. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок – это….. (Наказание)

4балла. Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения — это ….. (Обязанность)

5баллов. Обязанность человека отвечать за совершенные действия или их последствия – это ……. (Ответственность)

3 категория: Цифры и факты

1балл. Как вы думаете, до какого возраста в документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми? (До 18 лет).

2балла. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

3балла. Какое образование вы должен получить бесплатно по Конституции РФ? (9 классов).

4балла . С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

5балла. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

4 категория: Пословицы

1балл. Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).

2балла . Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).

3балла. Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).

4балла. Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).

5баллов. Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).

5 категория: Сказки

1балл . Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

1) Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

2) Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).

1) Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино). 2) Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

4балла . Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

5) Право на владение личным имуществом: Красная Шапочка, Буратино, Баба Яга. (Буратино).

5баллов . Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека.

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино: … (Не имеешь права лишать меня имущества).

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок: …(Не имеешь права посягать на мою жизнь).

Волк: «Козлятушки — ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята: … (Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу).

Правовая игра «Права и обязанности»

Новопавловская ОШ І-ІІІступеней

Подготовила и провела

классный руководитель 7 класса

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

формировать систему правовых знаний;

способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.

Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Карточки, жетоны, интерактивная презентация, видеоролик.

чистые листы бумаги,

отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,

карточки с заданиями.

Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.

Организационный момент — 2 мин.

Объяснение нового материала – 10 минут.

Проведение круглого стола -22 мин.

Просмотр ролика «Реализация прав и обязанностей в нашей жизни»-6 мин

Подведение итогов урока- 5 мин.

В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.

Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.

Памятка «Важные правила»

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

— Что такое, например, право на жизнь?

У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; это означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свободу.

— Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

— Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Закрепление пройденного материала.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1 задание. Составление таблицы

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы. (работа с интерактивной доской)