Права ребенка в семейных правоотношениях и их защита

Закон (семейный кодекс) о защите прав ребенка

Современное законодательство России создало капитальную основу для защиты семейных прав, а также прав несовершеннолетних. Закон о защите прав ребенка содержит нормы права, регулирующие абсолютно все аспекты, необходимые для полноценной жизни семьи и детей.

  • кто и как должен нести ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних;
  • каким образом должны устанавливаться взаимоотношения между родителями, и, соответственно, их детьми, а также бабушками и дедушками;
  • каким образом должны оформляться алиментные обязательства – как на содержание несовершеннолетних, так и на содержание взрослых – престарелых родителей или же на людей, обладающих проблемами со здоровьем;
  • прочие нормы, регулирующие любые семейные правоотношения.

Права ребенка

Закон о защите прав ребенка устанавливает нормы, на основании которых совершеннолетние лица могут считаться его родителями:

  • мать: по факту рождения ребенка в медицинских учреждениях, при рождении за пределами оного – при наличии свидетельских показаний, медицинских документов, подтверждающих роды у женщины и соответствии генетического материала плацентарного мешочка ребенку и его потенциальной матери;
  • отец: в случае рождения дитя в браке, в случае его рождения в пределах 300 суток после расторжения брачных отношений или же смерти потенциального отца, по решению суда, установившему отцовство, по добровольному заявлению потенциального отца, на основании устного заявления матери несовершеннолетнего, которое не было оспорено в судебном порядке.

Кроме этого закон устанавливает право ребенка на проживание и воспитание в семье, общение со всеми своими родственниками, защиту своих законных прав и, соответственно, интересов, выражение своего мнения.

Помимо вышесказанного Семейный кодекс, права ребенка регламентирующий, устанавливает такие, казалось бы, неотъемлемые права, как право на собственное имя, и, соответственно, фамилию и отчество, а также право на их изменение, по собственному ли желанию, или же по решению суда.

Родители – их права и обязанности

Оба родителя, в соответствии с действующей редакцией закона, обязаны в равной степени участвовать, как в содержании, так и в воспитании несовершеннолетнего. Связано это, несомненно, с необходимостью обеспечить детей в достойном питании, хорошей одежде, а также в разностороннем, как умственном, так и психологическом воспитании.

Они равноценно несут ответственность за физическое развитие, дошкольное и школьное образование, дополнительное образование (секции, художественные школы и т.п.). Также они обязаны обеспечить ему достойное духовное воспитание, не столько религиозное, хотя и это тоже зачастую не бывает лишним.

Одним словом они просто обязаны приложить все возможные усилия и вырастить достойного человека – различающего плохое и хорошее, правду и ложь, понимающего основы устройства общества и его основные правила.

Если же один из родителей уклоняется от исполнения своих обязанностей, то в данном случае просто необходимо обратиться к профессиональному юристу — за помощью и консультацией, который сможет судом обязать нерадивого родителя к исполнению своих обязанностей.

К таким обязательствам может быть отнесено взыскание алиментов, как минимум, а как максимум на него можно возложить дополнительные расходы на содержание – оплату дополнительных занятий или же кружков для ребенка. Судебная практика весьма разнообразна, поэтому только профессионал сможет грамотно защитить права ребенка.

Права несовершеннолетних детей в семье

Самой большой ценностью в жизни человека являются его дети, права которых так же, как и права родителей, защищены законом.
В истории российского семейного законодательства права несовершеннолетних детей установлены Семейным Кодексом РФ, рассматривающим детей как независимых участников отношений в семье, а не как объект «родительской власти». Данный аспект семейного права приведен в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является начиная с 1990 года. Конвенция, исходя из общеизвестного постулата: будущее любой страны зависит от ее молодых граждан, — рассматривает ребенка как личностью, за которой сохраняется неограниченное право на умственное, физическое и социальное развитие и право свободного выражения личного мнения.

Семейный Кодекс РФ признает таковым лицо, не достигшее совершеннолетия. Согласно Семейному Кодексу в РФ установлены следующие основные права несовершеннолетних детей в семье, реализация которых способствует их нормальному развитию и надлежащему воспитанию.

Право жить и воспитываться в семье. [↑]

Это право, бесспорно, является одним из наиболее важных прав ребенка в силу чрезвычайной значимости фактора семейного воспитания для физического и нравственного становления человека. Воспитание полноценного члена общества с высокими нравственными принципами — задача, в первую очередь, родителей, хотя в воспитании ребенка также участвуют все взрослые члены семьи. Однако именно родители на основе собственного жизненного опыта формируют характер, способствуют всестороннему развитию ребенка, обеспечивают надлежащий уровень образования. «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей», — гласит ст. 38 Конституции РФ.

Право ребенка жить вместе со своими родителями. [↑]

Этого права не может лишить ни один государственный орган, если отсутствуют установленные законом основания. Передача ребенка на воспитание другим лицам или помещение в детское учреждение против воли родителей возможны, только если последние лишены родительских прав или ограничены в них решением суда, пришедшего к выводу о том, что оставление ребенка у родителей опасно для него.В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства детей до 14 лет является место проживания родителей. В случае их раздельного проживания родители сами решают, с кем из них останется ребенок, если же единогласие не достигнуто, это определяет суд, исходя из интересов ребенка и учитывая его желание. Достигшие 14-летнего возраста дети имеют право выбрать место проживания с согласия родителей.

В случае разлучения с одним или с обоими родителями ребенок имеет право сохранять связь как с одним, так и с другим. Закон оставляет право родителям и детям покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну с целью поддержания личных отношений или воссоединения между собой.

Следуя важности семейного воспитания детей, Семейный Кодекс РФ устанавливает передачу детей, которые остались без родителей или утратили по каким-либо причинам возможность проживания в своей семье органам опеки и попечительства, которые в последующем помогают определить их дальнейшую судьбу. Согласно законодательству РФ ребенок помещается на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение, если его устройство в семью невозможно.

Право на общение с родителями и другими родственниками. [↑]

Постоянная связь с близкими родственниками, которыми кроме родителей являются дедушки и бабушки (со стороны матери и отца), родные братья и сестры, — очень важный фактор для полноценного развития ребенка. Данное право несовершеннолетних детей остается неизменным в случаях расторжения брака родителей, признания его недействительным или раздельного их проживания.

Законом охраняется также право на взаимное общение ребенка и дедушки, бабушки и других близких родственников. В соответствии законодательством РФ, если родители (либо один из них) препятствуют общению ребенка с кем-либо из близких родственников, последние вправе обратиться в орган опеки и попечительства. Если принятое этим органом решение не выполняется, следует обратиться в суд.

Право на общение с родителями и другими родственниками имеет ребенок, оказавшийся в экстремальной ситуации ( арест , задержание, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.д.). Порядок осуществления данного права определен исходя из законов, устанавливающих порядок деятельности соответствующих учреждений. Так, порядок свиданий осужденных несовершеннолетних с родителями и другими близкими родственниками (родными братьями и сестрами, дедушкой и бабушкой) установлен в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом.

Право ребенка на защиту. [↑]

Согласно закону «защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Родители — это законные представители своих детей, наделенные правом (и обязанностью) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. То есть отец и мать, руководствуясь законом, обязаны защищать права детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни.

Семейный кодекс защищает ребенка от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, уполномоченных законом отвечать за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если он достиг 14-летнего возраста.

В случае угрозы жизни и здоровью ребенка, нарушения его прав и законных интересов в семье граждане или должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), которым стали известны эти факты, обязаны сообщить о них в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Вышеупомянутые органы в рамках своих полномочий должны принять соответствующие меры.

Право выражать свое мнение. [↑]

Ребенок в семье является личностью, с которой следует считаться, это право закреплено в Семейном Кодексе РФ. Он может свободно выражать свое мнение, когда в семье решается какой-либо вопрос, касающийся его интересов. Ребенку предоставляется возможность (непосредственно, через законного представителя или соответствующий орган) быть заслушанным в любом судебном или административном разбирательстве, если рассматриваются вопросы воспитания и другие имеющие важное для него значение вопросы.

Закон установил перечень случаев, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, имеет правовое значение. К ним относятся: усыновление ребенка; запись усыновителей в качестве родителей ребенка; изменение фамилии и имени ребенка; восстановление родителей, лишенных родительских прав, в этих правах; изменение имени, отчества и фамилии ребенка при его усыновлении; изменение фамилии и имени ребенка при отмене усыновления; передача ребенка в приемную семью. Перечисленные юридические действия, затрагивающие важнейшие права и интересы ребенка, могут быть совершены только с его согласия.

Право на имя. [↑]

С момента рождения ребенок приобретает данное право. Имя включает в себя фамилию, собственно имя и отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Семейный кодекс РФ определяет порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии. Имя дается по соглашению родителей, а отчество — по имени отца. Фамилия ребенку дается по фамилии родителей; в случае если фамилии родителей разные — по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Возникающие между родителями разногласия по поводу фамилии или имени детей (при разных фамилиях родителей) решаются органами опеки и попечительства.

В случае неустановленного отцовства имя ребенку дается по желанию матери, отчество — по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия — по фамилии матери.

По совместной просьбе родителей имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка до достижения им 14 лет. Причинами этого могут быть неудачное сочетание имени и отчества, трудности произношения последних и др. По достижении ребенком десятилетнего возраста изменение имени и фамилии возможно лишь с его согласия.

Если родители проживают раздельно (причины не имеют значения), тот из них, с которым ребенок проживает постоянно, имеет право просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку). Исходя из интересов ребенка и только с его согласия вопрос решается органом опеки и попечительства при условии достижения им десятилетнего возраста. Что касается мнения другого родителя, оно обязательно учитывается, однако для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенку не является решающим. Как уже было сказано, изменение фамилии ребенка производится исключительно в его интересах.

Приведем пример.
Ребенок, носящий фамилию отца, проживает с матерью, ее новым мужем и детьми от повторного брака (у всех другая фамилия). Отец возражает против изменения фамилии, что, безусловно, отражается на интересах ребенка, оказавшегося в затруднительном положении — ему приходится отвечать (в школе, во дворе и т.д.) на мучительные для него вопросы по поводу разных фамилий членов семьи.

Имущественное право несовершеннолетних детей. [↑]

Настоящие права включают в себя: право собственности на принадлежащее ему имущество и право на распоряжение этим имуществом (с ограничениями, установленными законом в интересах детей); право на получение содержания ( алиментов ) от своих родителей или при наличии установленных в законе обстоятельств — от других членов семьи; право распоряжаться своими доходами (имеющимся заработком, стипендией и т.п.).

Удовлетворение материальных потребностей детей, которые проживают вместе с родителями, производится обычно в пределах семейного бюджета. Имеются в виду удовлетворение всех необходимых нужд ребенка (в зависимости от состояния здоровья, возраста, индивидуальных особенностей) в питании, одежде, в обучении и развитии (игрушки, книги и т.д.), в лечении, реабилитации и т.д.

Несовершеннолетним детям может принадлежать имущество, доставшееся по наследству, в виде подарков или на ином, законном основании (например вещи, приобретенные на стипендию). Данное имущество — личная собственность детей, не входящая в состав имущества родителей. Тем не менее, родители, являясь законными представителями своих детей, управляют этим имуществом, пока ребенок не достигнет совершеннолетия. Семейный Кодекс РФ не указывает способов осуществления управления, однако в соответствии с общим положением об осуществлении родительских прав и с учетом характера данного имущества управление имуществом несовершеннолетнего должно производиться исключительно в интересах ребенка. Кроме того, согласно законодательству РФ действия родителей по распоряжению имуществом ребенка (обмен, продажа, сдача внаем и др.) допускаются лишь с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

Родители не имеют права на имущество детей, которые, в свою очередь, не имеют право на имущество родителей, кроме права наследования и права на содержание. Однако по взаимному согласию детей и родителей допускается возможность пользования и владения имуществом друг друга. Такие отношения в семье, как правило, определяются сложившимся укладом семейной жизни, основанным на доверии и взаимопонимании.

Допустимы также случаи, когда в совместной собственности родителей и детей окажется какое-либо иное имущество (например, ими совместно получен по наследству жилой дом или дача). Законодательство РФ предусматривает нормы о совместной собственности, которыми регулируются владение, пользование и распоряжение этим общим имуществом.

Написано по материалам Бурдейного М.А.

Защита прав ребенка

Предыдущая статья была посвящена правам ребенка, а в настоящей заметке мы затронем вопрос защиты этих прав.

Важно понимать принципиальное различие понятий «защита права» и «охрана права», так как зачастую они смешиваются. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятие «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, т.е. к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии. В то время как «защита права» подразумевает под собой меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.

Статья 56 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то в соответствии со статьей 147 СК РФ защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.

Ребенку, признанному полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, СК РФ предоставил право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Право ребенка на защиту включает также возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка. В таких ситуациях статья 56 СК РФ предоставила ребенку право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69 и 73 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление СК РФ обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Гражданский кодекс Российской федерации в 12 статье излагает те способы, которыми осуществляется защита гражданских прав. В том числе это могут быть:

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Что касается международных актов, которые также входят в систему российского права, то статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и его зрелостью.

Данная норма имплементирована в СК РФ. В статье 57 предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

СК РФ не указывает, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции же такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.

Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его право вого статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере дет ства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Фе дерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Консти туцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Россий ской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка :
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону , и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка , провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции , — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения ( ст. 34 Конвенции).

Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( ст. 1 СК РФ).

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012);

Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru ;

«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.)

Дата размещения статьи: 04.11.2015

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство (ч. 1 ст. 7). Составной частью его политики является государственная семейная политика, которая представляет собой целостную систему принципов, направленных на улучшение и повышение качества жизни семьи.
Одним из направлений социальной политики современного Российского государства является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции Российской Федерации) .
———————————
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ; от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ; от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ; от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

Впервые вопросы охраны прав и интересов детей нашли свое отражение в Женевской декларации прав ребенка (Хартия прав ребенка, принятая 24 сентября 1924 г. Генеральной Ассамблеей Лиги Наций), а также в Декларации прав ребенка, провозглашенной Резолюцией N 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года .
———————————
Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 385 — 388.

В преамбуле Конвенции о правах ребенка (одобрена Государственной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) признается, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, а ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
———————————
Ратифицирована 13 июня 1990 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993).

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, поскольку «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».
Согласно ст. 19 данной Конвенции, Российская Федерация обязана принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Со дня подписания Конвенции о правах ребенка Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ней национальное законодательство.
Были приняты: Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ), гл. 11 которого регламентирует права несовершеннолетних детей, Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ; от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ; от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ; от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другие нормативные правовые акты.
———————————
Российская газета. 27 декабря 1996 г.
Российская газета. 5 августа 1998 г.
Российская газета. 28 июня 1999 г.
Российская газета. 30 апреля 2008 г.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 СК РФ).
Согласно пункту 2 ст. 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Семья является серьезным инструментом в формировании молодого поколения и приобретении им необходимых жизненных качеств. Вместе с тем родители зачастую не занимаются специально целенаправленным воспитанием своих детей — в такой семье оно происходит стихийно. Не всегда родители, которые являются главными учителями для детей, становятся положительным примером для своих детей . Их неправильное поведение, выражающееся в противоправных и безнравственных поступках в семье и вне семьи, наносит вред воспитанию детей.
———————————
См.: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А. Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2008. 302 с.

Семейное законодательство не определяет, как именно родители должны воспитывать своих детей. В статье 65 СК РФ лишь указаны действия, которые недопустимы при воспитании.
В тех случаях, когда в процессе осуществления родителями своих прав и обязанностей в отношении ребенка обеспечение интересов детей перестает быть предметом основной заботы родителей или же эта забота осуществляется в ненадлежащей форме и недостаточном объеме, несовершеннолетний в силу ст. 56 СК РФ имеет право на защиту, которую ему должно обеспечить государство в лице компетентных органов с применением правовых механизмов .
———————————
См.: Шерстнева Н.С. Понятие, сущность и система принципов семейного права: Монография. М., 2006. С. 74.

В статье 8 СК РФ говорится лишь о том, что защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями данного Кодекса.
Одной из эффективных форм защиты семейных прав является установленная СК РФ судебная процедура лишения родительских прав (ст. 69), ограничения в родительских правах (ст. 73), отмены усыновления (ст. 140), а также восстановления в родительских правах (ст. 72, 76).
В целях обеспечения наиболее полной защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, а также правильного и единообразного применения судами норм Семейного кодекса Российской Федерации, регулирующих указанные правоотношения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал соответствующие разъяснения в Постановлении от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 6) .
———————————
Бюллетень ВС РФ. 1998. N 7; 2007. N 5.

Практика рассмотрения таких споров судами общей юрисдикции Орловской области свидетельствует об увеличении их количества в последние годы.
Районными судами области в 2013 году было рассмотрено 401 дело данной категории, а в 2014 году — 448 дел.
Большая часть от общего количества рассмотренных судами дел (536) — это дела о лишении родительских прав, в том числе с вынесением решений об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявленных требований (467, или более 87% дел) .
———————————
Статистические данные за 2013 и 2014 годы опубликованы на официальном сайте Управления Судебного департамента в Орловской области (см.: http://usd.orl.sudrf.ru/modules.php?name=stat&rid=8).

При разрешении споров о лишении родительских прав суды правильно исходят из того, что данная мера семейно-правовой ответственности представляет собой исключительную меру, которая влечет за собой серьезные правовые последствия как для родителей, так и для ребенка; родители могут быть лишены судом родительских прав по основаниям, предусмотренным ст. 69 СК РФ, только в случае их виновного поведения. Не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим.
В связи с этим интересным представляется следующее дело.
Бюджетное стационарное учреждение обслуживания Орловской области «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» обратилось в суд с иском к Д.Ю. и Г.И. о лишении их родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери М. .
———————————
Апелляционное определение Орловского областного суда N 33-132/2014.

Требования были мотивированы ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей в отношении несовершеннолетней дочери, имеющей недостатки физического и психического развития и находящейся в детском доме-интернате для детей с физическими недостатками.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что со стороны ответчиков отсутствует противоправное поведение, их бездействие по исполнению своих родительских обязанностей в отношении дочери М. не может являться основанием для лишения родительских прав.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда признала выводы суда первой инстанции правильными, поскольку установила, что имеющаяся у ребенка тяжелая врожденная патология, следствием чего является интеллектуальная недостаточность и обездвиженность, требует его нахождения в специализированном заведении под постоянным присмотром и уходом, тогда как родители, даже при наличии у них соответствующих материальных возможностей, не смогут обеспечить такому ребенку должный уход, воспитание и развитие.
Как показывает практика, в большинстве случаев причиной обращения в суд с иском о лишении родительских прав служит ненадлежащее отношение родителей к выполнению своих обязанностей, их уклонение от воспитания и содержания детей, злоупотребление спиртными напитками, аморальный образ жизни.
Так, Железнодорожным судом г. Орла был удовлетворен иск Л.З. к Э.К. о лишении родительских прав .
———————————
Апелляционное определение Орловского областного суда N 33-1818/2014.

Основанием для удовлетворения иска явилось злоупотребление ответчиком спиртными напитками, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию сына, наличие неоднократных судимостей и совершение противоправных действий в отношении Л.З. в присутствии несовершеннолетнего ребенка.
Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10, при доказанности виновного поведения родителя, то есть и при наличии оснований для удовлетворения иска о лишении родительских прав, суд с учетом характера поведения родителя, его личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении его родительских прав. Но при этом суд обязан предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей.
Данное разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации учитывают и применяют и суды Орловской области.
Например, П.О. обратилась в суд с иском к П.В. о лишении его родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери .
———————————
Апелляционное определение Орловского областного суда N 33-2575/2013.

Иск был мотивирован тем, что ответчик не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, никакого интереса к его жизни не проявляет, не имеет желания общаться с ним.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о лишении ответчика родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери, поскольку достаточных оснований, позволяющих применить крайнюю меру ответственности в ходе рассмотрения дела, не установлено. При этом суд обоснованно учел характер поведения и личность ответчика. Установление судом виновного поведения родителя, которое выражалось в отсутствии в течение непродолжительного времени заботы, явилось основанием для предупреждения ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию дочери и возложения на органы опеки и попечительства контроля за выполнением родительских обязанностей.
Как видно из материалов дела, судом при принятии решения учтено то обстоятельство, что ответчик интересуется здоровьем ребенка, желает принимать участие в его жизни и воспитании, заботиться о дочери.
Принимая во внимание данное обстоятельство и интересы несовершеннолетнего ребенка, который в силу закона имеет право на воспитание своими родителями, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, признав их правильными.
Практика показывает, что в качестве меры защиты прав несовершеннолетних судами применяется также ограничение родительских прав.
Ограничение родительских прав возможно по следующим основаниям: в случае, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка в силу обстоятельств, не зависящих от родителей или одного из них (это могут быть психическое расстройство, иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств, серьезные физические дефекты и др.), и если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка (ст. 73 СК РФ).
Ограничение родительских прав, в отличие от лишения родительских прав, может применяться к родителям не только вследствие их виновного поведения, но и в том случае, когда опасная для ребенка обстановка возникла в результате серьезных хронических заболеваний, психического расстройства родителей (одного из них), их болезни на протяжении длительного времени, стечения тяжелых обстоятельств (например, затяжной семейный конфликт, в результате которого ребенок предоставлен самому себе) и т.п.
Восстановление в ранее ограниченных правах возможно, если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали. Суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных ст. 74 СК РФ.
Статьей 72 СК РФ также предусматривается возможность восстановления в родительских правах, если родители (один из них) изменили свое поведение, образ жизни, отношение к воспитанию ребенка. При этом необходимо наличие всех перечисленных фактов в совокупности.
В этой связи интерес представляют следующие два дела.
Орловским районным судом по иску прокурора была ограничена в родительских правах Т.Б., которая страдала психическим расстройством, злоупотребляла спиртными напитками, систематически оставляла ребенка без присмотра и еды, что создавало угрозу жизни ребенка .
———————————
Дело N 2-517/2013 // Архив Орловского районного суда.

После вступления решения суда в законную силу Т.Б. прошла курс лечения в психиатрической больнице, ее состояние здоровья стабилизировалось, была достигнута стойкая ремиссия, и пребывание ребенка с ответчиком перестало представлять опасность для ребенка.
Кроме того, Т.Б. изменила свое поведение в отношении дочери, начала проявлять интерес к ее жизни, в том числе к учебе ребенка, общалась с педагогами, заботилась о здоровье девочки соответственно ее возрасту, трудоустроилась и частично погасила задолженность по алиментам.
Для суда указанные обстоятельства явились основанием для удовлетворения требований Т.Б. об отмене ограничения родительских прав и передаче ребенка на воспитание в семью матери.
Тем же судом были удовлетворены требования Л.А. о восстановлении в родительских правах: двое ее несовершеннолетних детей, которые находились в школе-интернате, были возвращены в родную семью на воспитание .
———————————
Дело N 2-2143/2013 // Архив Орловского районного суда.

Основанием для восстановления послужило то обстоятельство, что Л.А. прошла лечение от алкоголизма, изменила образ жизни, поведение и свое отношение к воспитанию детей.
Несмотря на приведенные положительные примеры, судебная практика свидетельствует о том, что родители, лишенные прав в отношении своих детей и не желающие заниматься их воспитанием, редко обращаются за восстановлением в родительских правах.
Помимо указанных мер защиты прав несовершеннолетних в семейном праве предусмотрен институт отмены усыновления.
В соответствии со ст. 141 СК РФ усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
При этом наличие или отсутствие вины не влияет на меру воздействия и правовой результат в случае ее применения. Эта мера применяется во всех случаях, когда усыновление перестает отвечать интересам ребенка, независимо от того, виновны в этом усыновители или нет.
В качестве примера можно привести следующее дело.
Покровским районным судом Орловской области были удовлетворены исковые требования Е.А. к М.Ю. об отмене удочерения .
———————————
Апелляционное определение Орловского областного суда N 33-2275/2013.

По делу установлено, что Е.А. является биологической матерью несовершеннолетней В.
В 2005 году Е.А. определила свою дочь в приют и выехала в Орел. М.Ю., являющаяся матерью Е.А., забрала девочку к себе, а затем, признав Е.А. безвестно отсутствующей, удочерила ребенка.
Приговором Покровского районного суда Орловской области М.Ю. была осуждена по части первой ст. 231, части третьей ст. 30, пункту «б» части второй ст. 228.1, части третьей ст. 69 УК РФ к пяти годам и трем месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
После отмены Покровским районным судом Орловской области решения о признании Е.А. безвестно отсутствующей ребенок был передан Е.А. под опеку.
Принимая решение об отмене удочерения, суд оценил всю совокупность представленных доказательств (условия жизни Е.А., ее материальное положение и положительные характеристики с места работы, желание ребенка жить с матерью, заключение органа опеки и попечительства о целесообразности отмены удочерения и др.), сделал правильный вывод о том, что у девочки имеется биологическая мать — Е.А., которая способна обеспечить ей здоровый образ жизни, полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, получение образования, надлежащие материально-бытовые условия, тогда как оставление ребенка с удочерителем не отвечает его интересам.
Таким образом, судебная процедура лишения (ограничения) родительских прав в системе российского законодательства рассматривается как одна из основных мер, направленных на защиту ребенка от родителей, нарушающих его права и интересы.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10, суды не должны оставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел, связанных с защитой прав несовершеннолетних, факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к несовершеннолетним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; суды обязаны реагировать на эти нарушения путем вынесения частных определений в адрес соответствующих органов и организаций.
Суды Орловской области принимают превентивные меры с целью защиты прав несовершеннолетних с учетом данного разъяснения вышестоящей инстанции.
Одним из примеров такой профилактической работы, проводимой судами Орловской области, является следующее дело.
Решением Мценского районного суда Орловской области были оставлены без удовлетворения исковые требования органа опеки и попечительства Мценского района Орловской области о лишении О.С. родительских прав .
———————————
Апелляционное определение Орловского областного суда N 33-2650/2014.

Суд, установив, что мать не заботится о ребенке-инвалиде, нуждающемся в особом уходе, и что ее поведение может причинить вред его физическому и психическому развитию, ограничил О.С. в родительских правах, передав ребенка под опеку бабушке — М.А.
При рассмотрении дела судом были выявлены существенные недостатки в работе органа опеки и попечительства, выразившиеся в отсутствии должного внимания к ребенку-инвалиду и непринятии своевременных мер к защите прав и охраняемых интересов несовершеннолетнего.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения частного определения в адрес главы администрации Мценского района Орловской области, в котором было рекомендовано усилить контроль за исполнением работниками органа опеки и попечительства — отдела общего образования администрации Мценского района — возложенных на них обязанностей по защите прав несовершеннолетних.
Реагируя на допущенные нарушения, суды Орловской области выносят частные определения в адрес органов опеки и попечительства при разрешении споров, в которых нарушение прав несовершеннолетних не являлось предметом судебного разбирательства.
Например, при рассмотрении апелляционной инстанцией Орловского областного суда иска администрации Мценского района Орловской области о выселении С.А. из квартиры установлено, что по соглашению супругов С.А. и С.Е., фактически прекративших семейные отношения и проживающих раздельно, местом жительства их несовершеннолетней дочери была определена спорная квартира .
———————————
Апелляционное определение Орловского областного суда N 33-727/2015.

Однако С.А. снял несовершеннолетнюю дочь с регистрационного учета без согласия ее матери, на что судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда отреагировала вынесением частного определения в адрес органа опеки и попечительства администрации Мценского района Орловской области с целью предупреждения действий, создающих угрозу правам несовершеннолетнего ребенка.
Приведенные в данной статье меры защиты несовершеннолетних в семейных правоотношениях, установленные Семейным кодексом Российской Федерации, в целом направлены на защиту одного из важнейших прав ребенка — жить и воспитываться в семье. При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, судам необходимо в полной мере обеспечивать соблюдение принципа приоритета интересов несовершеннолетних.