Права смежные с авторскими тест

Содержание:

uristinfo.net

Тест к теме 3

1. Кто являются субъектами смежных прав?

а) исполнители, производители фонограмм, организации эфирного
или кабельного вещания;

б) авторы и исполнители;

в) авторы, исполнители, производители фонограмм, организации
эфирного или кабельного вещания.

2. Какие права не предусмотрены законодательством в
отношении исполнителя?

а) право на обнародование исполнения;

в) право на использование исполнения или постановки в любой
форме.

3. Как законодатель определяет понятие «фонограмма»?

а) это любая исключительно звуковая запись исполнений или
иных звуков;

б) это любая запись исполнений или иных звуков;

в) это запись объектов авторских и смежных прав.

4. В каких случаях допускается использование фонограммы без
согласия производителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой
вознаграждения ?

а) при передаче фонограммы в эфир, если она опубликована в
коммерческих целях;

б) при сдаче экземпляров фонограммы в прокат;

в) при импорте экземпляров фонограммы в целях
распространения.

5. Какие права принадлежат производителю фонограммы?

а) право авторства;

в) право на использование фонограммы в любой форме.

6. В каких случаях допускается использование исполнений,
постановок, передач в эфир, передач по кабелю и их записей без
согласия исполнителей, производителей фонограмм, организаций
эфирного и кабельного вещания и без выплаты им вознаграждения?

а) при использовании исключительно в целях обучения или
научного исследования;

б) при записи для воспроизведения в личных целях;

в) при сообщении передачи для всеобщего сведения в местах с
платным входом.

7. В течение какого срока действуют имущественные права
исполнителя?

а) в течение 50 лет после первого исполнения или постановки;

б) в течение всей жизни исполнителя и 50 лет после смерти;

в) в течение всей жизни исполнителя и 70 лет после смерти.

8. Какой значок помещается на экземпляре фонограммы для
оповещения о смежных правах производителя фонограммы и
исполнителя?

9. С какого года в Российской Федерации охраняются права
производителей фонограмм?

а) с 1991 г.; б)с1992г.; в) с 1993 г.

10. Необходимо ли для осуществления смежных прав на
постановку получить согласие автора литературного произведения,
по которому осуществлена постановка?

в) да, но только для осуществления смежных прав артистами.

11. Может ли юридическое лицо выступать в качестве
субъекта смежных прав?

а) да, например в качестве производителя фонограмм;

в) может, но при условии, что оно является не коммерческой
организацией.

12. Какой размер компенсации установлен законом за
нарушении авторских и смежных прав?

а) от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда;

б) от 5 до 10 000 минимальных размеров оплаты труда;

в) таких размеров законом не установлено.

13. В отношении каких лиц, участвовавших в Великой
Отечественной войне, срок охраны смежных прав увеличивается на
4 года?

а) в отношении исполнителей;

б) в отношении производителей фонограмм;

в) в отношении лиц, учредивших организацию эфирного или
кабельного вещания

14. Кто из перечисленных лиц не может взыскать компенсацию за нарушение авторских и смежных прав?

а) обладатель прав по договору о передаче исключительных прав;

б) обладатель прав по договору о передаче неисключительных
прав;

75. Необходимо ли для возникновения смежных прав на фонограмму приобретение авторских прав?

а) да, во всех случаях;

б) да, но только в тех случаях, когда записано произведение,
охраняемое авторским правом;

16. Подлежит ли компенсации моральный вред при нарушении
авторских и смежных прав?

а) да, если в результате этого нарушения были причинены
физические и нравственные страдания правообладателю;

в) да, во всех случаях нарушения авторских и смежных прав.

17. Какие обстоятельства необходимо доказать для взыскания
компенсации за нарушение авторских и смежных прав?

а) факт правонарушения;

б) факт правонарушения и размер причиненных убытков;

в) факт правонарушения, размер причиненных убытков, а также
причинение морального вреда.

18. В течение какого срока охраняются личные
неимущественные права исполнителя?

б) в течение всей жизни исполнителя и 50 лет с момента его смерти;

в) в течение жизни исполнителя.

19. Какая из аббревиатур означает наименование организации,
управляющей имущественными правами авторов на коллективной
основе?

20. В каких случаях допускается использование передачи в эфир
или по кабелю и ее записи без согласия правообладателя, но с выплатой
вознаграждения ?

а) при использовании в личных целях;

б) при сообщении передачи для всеобщего сведения в местах с
платным входом;

в) при одновременном сообщении для всеобщего сведения по кабелю
этой передачи другой организацией кабельного вещания.

Этот тест рассчитан на начинающих специалистов и состоит из относительно не сложных вопросов, при ответе на которые, если Вы еще не работаете на профессиональном уровне над проблемами регистрации и охраны товарных знаков, Вы можете использовать текст Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». —

Тест по курсу «Основы авторского права» рассчитан на базовый уровень подготовки и включает основные вопросы, на которые, по нашему мнению, любой специалист в области авторского права и смежных прав должен уметь давать правильные ответы, не пользуясь каким-либо дополнительными источниками информации.

Тест по курсу «Правовое обеспечение интеллектуальной собственности» содержит вопросы, относящиеся к различным видам объектов права интеллектуальной собственности. К сожалению, достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что специалисты в области авторского права плохо ориентируются в вопросах патентного законодательства или товарных знаков, и наоборот. С его помощью данного теста Вы можете проверить, насколько Вы владеете различными областями знаний в сфере интеллектуальной собственности.

Проверьте знания по Основам практической защиты авторских и смежных прав. Сможете ли Вы защитить права от нарушений?

1. Авторское право на произведение возникает и охраняется законом, если:

а) автор или правопреемники – граждане Российской Федерации;

б) произведение впервые опубликовано в Российской Федерации;

в) произведение отвечает обоим критериям.

2. Авторское право на произведение возникает и охраняется законом с момента:

а) когда творческий результат выражен в объективной (материальной) форме;

б) государственной регистрации;

в) обнародования произведения.

3. Отсутствие знака охраны авторского права на произведении:

а) лишает автора правовой охраны;

б) не лишает автора произведения правовой охраны;

в) не влияет на правовую охрану, так как имеет чисто информационный характер.

4. Авторским правом охраняются:

1) высокохудожественные, глубоко научные произведения;

2) идеи, методы, концепции;

3) любой оригинальный творческий результат, независимо от его достоинств.

5. Название произведения:

а) является объектом авторского права;

б) не является объектом авторского права;

в) является объектом авторского права, если представляет собой результат творческой деятельности.

6. Делимое соавторство:

а) ограничивает право любого соавтора самостоятельно использовать созданную им часть произведения;

б) не ограничивает право любого соавтора самостоятельно использовать созданную им часть произведения;

в) предусматривает, что соавторы будут использовать произведение совместно.

7. Авторское право распространяется:

а) на произведение в целом;

б) на отдельную часть произведения;

в) как на произведение в целом, так и на его отдельную часть.

8. Право собственности на произведение и право собственности на материальный объект, в котором это произведение выражено:

а) существуют независимо друг от друга;

б) взаимосвязаны между собой;

в) возникают в результате создания произведения.

9. Не являются объектами авторского права:

а) произведения народного творчества (фольклор);

б) аудиовизуальные произведения;

в) произведения, опубликованные анонимно.

10. Результат творческой деятельности составителя сборника заключается:

а) в отборе и взаимном расположении включенных в него материалов;

б) в оригинальном тексте включенных в него материалов;

в) в переработке отдельных материалов.

11. Переводы:

а) охраняются авторским правом как самостоятельные произведения;

б) не являются оригинальным результатом творческой деятельности;

в) охраняются авторским правом как самостоятельные произведения при условии, что получено разрешение на перевод от автора оригинала произведения.

12. Служебные произведения создаются:

а) в рамках трудового договора;

б) в рамках лицензионного договора;

в) в рамках договора авторского заказа.

13. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат:

а) только автору;

б) всегда работодателю;

в) работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором.

14. Автором аудиовизуального произведения является:

а) режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения;

в) режиссер-постановщик и актеры.

15. Исключительное право на использование аудиовизуального произведения принадлежит:

б) изготовителю аудиовизуального произведения;

в) организации, осуществляющей публичное сообщение аудиовизуального произведения.

16. Авторское право по российскому законодательству охраняется:

а) с момента создания произведения в течение всей жизни автора;

б) с момента создания произведения всю жизнь автора и 50 лет после его смерти;

в) с момента создания произведения всю жизнь автора и 70 лет после его смерти.

17. К личным неимущественным правам относятся:

а) право авторства;

б) право на воспроизведение;

в) право на переработку произведения.

18. Право автора на имя охраняется:

б) в течение всей жизни автора;

в) в течение 70 лет после смерти автора.

19. Юридическое лицо в качестве субъекта авторских прав:

а) может выступать;

б) не может выступать;

в) может выступать, если получило исключительные авторские права на основании договора.

20. Убытки, причиненные в результате отзыва автором своего произведения, возмещает:

в) убытки не подлежат возмещению, поскольку право на отзыв является неимущественным правом.

21. Право следования:

а) переходит к наследникам по закону;

б) переходит к наследникам по завещанию;

в) к наследникам не переходит.

22. Исчисление срока охраны авторского права начинается:

а) с 1 января года, следующего за годом, в котором произведение было опубликовано;

б) с момента опубликования произведения;

в) с 1 января текущего года, в котором произведение было опубликовано.

23. Не переходит по наследству:

а) право на обнародование произведения;

б) право на воспроизведение произведения;

в) право авторства.

24. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует:

а) в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов;

б) в течение всей жизни и 70 лет после смерти каждого автора;

в) в течение 50 лет после смерти каждого из соавторов.

25. Общественным достоянием являются произведения:

а) автор которых неизвестен;

б) на которые истек срок действия авторского права;

в) опубликованные под псевдонимом.

26. Программы для ЭВМ и базы данных:

а) относятся к объектам авторского права;

б) относятся к объектам патентного права;

в) имеют особый режим охраны, отличный от авторского и патентного права.

27. В научно-художественной литературе свободное цитирование:

в) допускается с обязательным указанием имени автора цитируемого произведения.

28. Публично произнесенные доклады:

а) являются объектом авторского права;

б) относятся к случаям свободного безвозмездного использования произведений;

в) не охраняются авторским правом, поскольку имеют информационный характер.

29. Обзор печати следует рассматривать как:

а) случай свободного безвозмездного использования произведения;

б) составное произведение;

30. Свободное использование произведения означает:

а) использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора;

б) безвозмездное использование произведения;

в) использование произведения с выплатой фиксированного авторского вознаграждения.

31. В федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть зарегистрированы:

а) аудиовизуальные произведения;

б) любые объекты авторского права;

в) программы для ЭВМ и базы данных.

32. К случаям свободного использования произведения относится:

а) цитирование правомерно обнародованных произведений;

б) перевод произведения;

в) публичное исполнение произведения.

33. Исключительные права на готовое произведение автор может передать на основании:

а) лицензионного договора;

б) договора авторского заказа;

в) договора купли-продажи.

34. Знак охраны смежных прав проставляется:

а) на всех объектах смежных прав;

б) исполнениях и фонограммах;

в) аудиовизуальных произведениях.

35. Повторное «живое» исполнение:

а) является самостоятельным объектом смежных прав;

б) не является новым объектом смежных прав;

в) на повторное исполнение не распространяются права исполнителя.

36. Исключительное право на совместное исполнение принадлежит:

а) членам коллектива исполнителей;

б) руководителю коллектива исполнителей (дирижеру, режиссеру);

в) членам коллектива и его руководителю.

37. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, допускается:

а) без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты вознаграждения;

б) без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму, но с выплатой вознаграждения;

в) без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму.

38. Производителю фонограммы принадлежит:

б) право авторства;

в) право на использование фонограммы в любой форме.

39. Право на распространение фонограммы принадлежит:

б) производителю фонограммы;

в) организации, управляющей имущественными правами авторов.

40. При постановке спектакля исполнительские права возникают:

а) у режиссера-постановщика на спектакль в целом;

б) исполнителей, участвующих в спектакле, на их исполнение;

в) у режиссера-постановщика на спектакль в целом и у каждого исполнителя, участвующего в спектакле, на его исполнение.

41. Исключительное право на исполнение действует в течение:

а) 50 лет с момента первого исполнения;

б) всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет;

в) всей жизни исполнителя и 70 лет после его смерти.

42. Пользователи фонограмм:

а) должны представлять отчеты об их использовании в организацию по управлению правами авторов на коллективной основе;

б) выплачивают единовременное вознаграждение авторам и исполнителю;

в) использование правомерно опубликованных фонограмм относится к случаям свободного использования.

43. Производитель фонограммы осуществляет свои права:

а) на основании договора с исполнителем и автором записанного на фонограмму произведения;

б) на основании устного соглашения с автором и исполнителем;

в) в соответствии с планом, утвержденным руководителем студии звукозаписи.

44. Организации эфирного вещания осуществляют выплату вознаграждения за передачу исполнения в эфир:

а) непосредственно исполнителям;

б) изготовителю фонограммы;

в) через организации, управляющие имущественными правами авторов.

45. На запись передачи, еще не сообщенной в эфир, смежные права:

в) возникают авторские права.

46. Необходимость в коллективном управлении правами возникает:

а) при использовании записей исполнений;

б) при «живом» исполнении;

в) при использовании объектов смежных прав без согласия правообладателей.

47. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, являются:

а) коммерческими организациями;

б) государственными организациями;

в) некоммерческими организациями.

48. Взаимоотношения между организацией, управляющей имущественными правами, и правообладателями авторских и смежных прав строятся на основании:

а) лицензионного договора;

б) устава организации;

в) постановления Правительства РФ.

49. За нарушение авторских и смежных прав размер компенсации составляет:

а) от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.;

б) от 10 до 50 000 МРОТ;

в) от 5 тыс. руб. до 10 млн руб.

50. Обладатели авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации:

а) за допущенные правонарушения в целом;

б) за каждый случай неправомерного использования произведения;

в) за каждый случай неправомерного использования произведения либо за допущенные правонарушения в целом.

51. Получить конфискованные контрафактные экземпляры правообладатели:

а) могут вместо возмещения убытков;

в) контрафактные экземпляры во всех случаях передаются правообладателю.

52. Основные государственные функции в сфере интеллектуальной собственности осуществляет:

б) Минюст России;

в) Минэкономразвития России.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 15. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 1

Тест 15. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 1 А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? □ 1) в племен. у деревн.. □ 2) на плать. в академи.. □ 3) кулич..м, камеш..к □ 4) совоч..к, сапож..к А2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е? □ 1) столица Болгари.. □ 2) лицо Мари.. □ 3) позвонил Дарь.. □ 4) говорил о Васили..

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 20. Итоговый тест по теме «Имя прилагательное» Вариант 2

Тест 20. Итоговый тест по теме «Имя прилагательное» Вариант 2 А1. В каком словосочетании есть относительное прилагательное? □ 1) чёткая речь □ 2) дядина шляпа □ 3) ровные отношения □ 4) греческие мифы А2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно? □ 1) Платок вовсе (не)свеж. □ 2) У собаки был (не)счастный вид. □ 3) Погода стояла (не)зимняя.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 22. Итоговый тест по теме «Имя числительное» Вариант 1

Тест 22. Итоговый тест по теме «Имя числительное» Вариант 1 А1. В каком ряду оба слова — числительные? □ 1) четырёх, удвоить □ 2) тройка, пятнадцатый □ 3) второй, двадцать □ 4) шестому, пятёрка А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь? □ 1) сем..надцать □ 2) сем..десят □ 3) сед..мой □ 4) сем..сот

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 1

Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 1 А1. Какая пара слов не является словосочетанием? □ 1) забил гвоздь □ 2) лампа горит □ 3) сахарный песок □ 4) связь слов А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении. Вечером тучи внезапно сдвинулись и закрыли звезды. □ 1) закрыли звезды □ 2) тучи сдвинулись и закрыли звезды

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 2

Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 2 А1. Какая пара слов не является словосочетанием? □ 1) около школы □ 2) старинная книга □ 3) помощь друга □ 4) нашёл гриб А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении. Грохот грома раздавался непрерывно и сливался в один сплошной гул. □ 1) грохот раздавался □ 2) сливался гул

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 1

Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 1 А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? □ 1) подобный □ 2) поднос □ 3) подводный □ 4) подлец А2. В каком слове есть суффикс -ЧИК-? □ 1) лучик □ 2) мячик □ 3) ключик □ 4) рубчик А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 2

Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 2 А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? □ 1) породистый □ 2) порог □ 3) пористый □ 4) посуда А2. В каком слове нет суффикса -ЧИК-? □ 1) венчик □ 2) ларчик □ 3) пончик □ 4) грузчик

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 1

Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 1 А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения? □ 1) пять кастрюль □ 2) сборщик дани □ 3) парусный корабль □ 4) теннисная площадка А2. Какое из нарицательных существительных употребляется и как имя собственное? □ 1) орёл □ 2) медведь □ 3) зяблик □ 4) заяц

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 2

Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 2 А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения? □ 1) ловил сетью □ 2) несколько яблонь □ 3) маленькая лошадка □ 4) быстрый конь А2. Какое из нарицательных существительных употребляется и как имя собственное? □ 1) холм □ 2) курган □ 3) гора □ 4) овраг

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 28. Итоговый тест по теме «Глагол» Вариант 2

Тест 28. Итоговый тест по теме «Глагол» Вариант 2 А1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно? □ 1) (не)доумевать □ 2) (не)стану □ 3) (не)хочет □ 4) (не)выйдет А2. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И? □ 1) стро..м, посе..м □ 2) выд..рать, дыш..м □ 3) запиш..м, ст..рают □ 4) расст..лать, копа..м А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 1

Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 1 А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? □ 1) совет мудрец..в, соль с перц..м □ 2) королева Великобритани. рос у тропинк.. □ 3) за рубеж..м, с громким плач..м □ 4) плывут по луж. выучил слова рол.. А2. Какое словосочетание содержит существительное женского рода? □ 1) новые туфли □ 2) настроили рояль

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 2

Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 2 А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? □ 1) Садовым кольц..м, увлечься танц..м □ 2) не хватает сол. изображено на картинк.. □ 3) калач..м не заманишь, погнался за зайц..м □ 4) праздник песн.. в Эстони.. А2. Какое словосочетание содержит существительное мужского рода? □ 1) шампунь на травах

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 20. Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния» Вариант 2

Тест 20. Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния» Вариант 2 А1. С каким словом НЕ пишется слитно? □ 1) (не)спится □ 2) (не)громко □ 3) (не)прочитав □ 4) (не)по-летнему А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н? □ 1) Обстановка в доме была проста и непринуждё..а. □ 2) Ты поступил мужестве..о. □ 3) Цветы в букете выглядели естестве..о.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 24. Итоговый тест по теме «Служебные части речи» Вариант 1

Тест 24. Итоговый тест по теме «Служебные части речи» Вариант 1 А1. В каком предложении нет частицы? □ 1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег. □ 2) У реки сидел лишь один рыбак. □ 3) Помочь мне можешь именно ты. □ 4) Как весело было в парке! А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно? □ 1) (ЧТО)Б ты делал без меня? □ 2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Аршавин.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 24. Итоговый тест по теме «Служебные части речи» Вариант 2

Тест 24. Итоговый тест по теме «Служебные части речи» Вариант 2 А1. В каком предложении нет частицы? □ 1) Что за прелесть эти сказки! □ 2) У тебя такие руки, что сбежали даже брюки! □ 3) Говорю это только тебе. □ 4) Но только что сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал. А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно? □ 1) Реши задачу (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 25. Итоговый тест по программе 7 класса Вариант 1

Тест 25. Итоговый тест по программе 7 класса Вариант 1 А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? □ 1) о пропавш..й экспедици.. □ 2) о случивш..мся н..давно □ 3) на взвивш..мся знамен.. □ 4) выяв..вший н..достатки А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? □ 1) примеча..мый, высвет..в □ 2) поража..мый, заброс..в □ 3) ненавид..мый, прекращ..на

СМЕЖНЫЕ ПРАВА(Лекция, тесты)

1. Понятие сфера и срок действия смежных прав.

2. Объекты и субъекты смежных прав.

3. Смежные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного (кабельного) вещания.

4. Ограничение прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

5. Виды произведений в области информационных технологий.

6. Компьютерные программы как объекты авторского права.

7. Правовая охрана баз данных, мультимедийных и сетевых произведений.

8. Управление имущественными правами авторов и иных правообладателей на коллективной основе. Назначение и основные принципы коллективного управления.

3.1. ПОНЯТИЕ СФЕРА И СРОК ДЕЙСТВИЯ

В отличие от авторского права, смежные права как самостоятельная категория прав интеллектуальной собственности оформились гораздо позже. Лишь в первой половине ХХ века в законодательствах отдельных промышленно развитых стран стали появляться положения, направленные на охрану прав исполнителей; еще позднее — прав производителей фонограмм и вещательных организаций.

Смежные права распространяют свое действие с авторским правом на произведения литературы (науки, искусства). Объекты смежных прав, не являясь произведениями, доводят последние до сведения общественности.

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного (кабельного) вещания.

В субъективном смысле смежные права — это совокупность имущественных, а в отношении исполнений — и личных неимущественных прав на указанные объекты.

Сфера действия смежных прав устанавливается ст.31 Закона об авторском праве и смежных правах. Так, на основании указанной статьи исполнителям предоставляются права в отношении их исполнений, если:

— исполнители являются гражданами Республики Беларусь;

— исполнители не являются гражданами Республики Беларусь, но их исполнения имеют место на территории Республики Беларусь;

— включены в фонограммы, охраняемые в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах;

— не записаны на фонограмму, но содержатся в передачах организаций эфирного (кабельного) вещания, которые охраняются в соответствии с названным законодательным актом.

Фонограммам согласно названной выше статье Закона об авторском праве и смежных правах предоставляется правовая охрана, если:

— их производителями являются граждане Республики Беларусь или юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

— их производителями не являются граждане Республик Беларусь или юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Республики Беларусь, но они впервые опубликованы на территории Республики Беларусь или опубликованы на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком- либо другом государстве.

В соответствии со ст.31 Закона об авторском праве и смежных правах правовая охрана предоставляется передачам организаций эфирного (кабельного) вещания, имеющих официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляющих передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Также на основании положений указанного нормативного акта его действие распространяется на исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного (кабельного) вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусь предоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких- либо формальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

— латинской буквы «Р» в окружности;

— имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

— года первого опубликования фонограммы.

Поскольку смежные права охраняют неоднородные по своей природе объекты, срок действия прав на них тоже отличается.

Так, личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно.

Имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного (кабельного) вещания действуют 50 лет, но моменты, с которых они начинают действовать, отличаются.

Права исполнителя действуют с момента первой записи исполнения. Права производителя фонограммы действуют после первого опубликования фонограммы или после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение 50 лет с момента ее первой записи.

Права организации эфирного (кабельного) вещания действуют с момента осуществления передачи в эфир (по кабелю) соответственно.

Исчисление сроков, указанных выше, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начал отсчета срока.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

3.2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ

Объектами смежных прав являются исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного (кабельного вещания).

Закон об авторском праве и смежных правах не дает определение понятию « исполнение». В то же время анализ определения понятия « исполнитель», содержащегося в ст.4 указанного нормативного акта, позволяет говорить о том, что в качестве исполнения в соответствии с положениями данного Закона охраняется деятельность по исполнению произведений литературы (искусства, народного творчества), т.е. непосредственно пение, чтение, декламация, игра на музыкальном инструменте, танец и др.

Фонограмма определяется Законом об авторском праве и смежных правах как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. При этом фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение.

Передачей организации эфирного (кабельного) вещания в соответствии со ст.4 Закона об авторском праве и смежных правах признается передача, созданная самой организацией эфирного (кабельного) вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного (кабельного) вещания.

В соответствии со ст.4 Закона об авторском праве и смежных правах исполнителем признается актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы (искусства, народного творчества) посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или каком либо иным образом.

Согласно названной выше статье производителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме.

Организацией эфирного вещания можно признать телекомпанию или радиостанцию.

Организацией кабельного вещания в свою очередь являются операторы кабельных сетей, а также телерадиокомпании, распространяющие свои передачи посредством кабельных сетей.

Поскольку в соответствии со ст.38 Закона об авторском праве и смежных правах имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного (кабельного) вещания могут быть уступлены полностью или в части, субъектами смежных прав могут стать лица, которым такие права уступлены.

Субъектами смежных прав также могут стать лица, которым указанные права перешли в порядке наследования или правопреемства при реорганизации юридического лица — правообладателя.

Следует учесть, что личные неимущественные права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы, поэтому их обладателем может быть только сам исполнитель.

3.3. СМЕЖНЫЕ ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

ФОНОГРАММ, ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО

В соответствии со ст.31 Закона об авторском праве и смежных правах исполнителю в отношении его исполнения принадлежат следующие личные неимущественные и имущественные права.

К личным неимущественным правам исполнителя относят право на имя и право на защиту репутации, т.е. право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

К имущественным правам исполнителя относят исключительное право на исполнение, т.е. право использовать исполнение в любой форме и любым способом, а также право разрешать такое использование другим лицам.

Реализуя последнее правомочие, исполнитель также приобретает право получать вознаграждение за каждый вид использования исполнения другим лицом.

Под использованием исполнения ст.31 Закона об авторском праве и смежных правах понимает осуществление в отношении исполнения следующих действий:

— передачи исполнения в эфир или его сообщения для всеобщего сведения по кабелю, если оно не было ранее передано в эфир или не осуществляется с использованием записи;

— записи ранее не записанного исполнения;

— воспроизведения записи исполнения;

— передачи записи исполнения в эфир или по кабелю, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

— распространения оригинала или экземпляра исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права собственности;

— проката оригинала или экземпляров записанного на фонограмму исполнения;

— сообщения для всеобщего сведения исполнения, записанного на фонограмму, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Исключительное право исполнителя осуществлять и разрешать осуществлять действия по воспроизведению исполнения не распространяется на случаи, когда:

первоначальная запись исполнения была произведена с согласия исполнителя;

воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях, в каких было получено согласие исполнителя при записи исполнения;

воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях, в каких была произведена запись исполнения, а запись исполнения была произведена в целях позволяющих ограничивать имущественные права исполнителя.

Исполнитель осуществляет указанные выше права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения литературы (искусства, народного творчества).

На основании ст.32 Закона об авторском праве и смежных правах производителю фонограммы принадлежит исключительное право на фонограмму.

Под исключительным правом на фонограмму понимается право использовать или разрешать использовать фонограмму в любой форме и любым способом, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Под использованием фонограммы понимается осуществление в отношении фонограммы следующих действий:

— воспроизведения (прямо или косвенно) фонограммы;

— переделки или иной переработки фонограммы;

— распространения оригинала или экземпляров фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;

— импорта экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

— проката оригиналов или экземпляров фонограммы;

— доведения фонограммы до всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ней доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.

В соответствии с п.1 ст.33 Закона « Об авторском праве и смежных правах» допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой им вознаграждения следующие виды использования фонограммы:

1. Публичное исполнение фонограммы.

2. Передача фонограммы в эфир.

3. Иное сообщение фонограммы для всеобщего сведения.

Фонограммы, ставшие доступными для всеобщего сведения по проводам или средствам беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору, приравниваются к опубликованным в коммерческих целях.

Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены с разрешения исполнителя и производителя фонограммы в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия исполнителя и производителя фонограммы и без выплаты им вознаграждения.

При этом право на прокат принадлежит исполнителю и производителю фонограммы независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры фонограммы.

Права организаций эфирного или кабельного вещания.

У организаций эфирного или кабельного вещания в отношении созданных ими передач личных неимущественных прав не возникает, поскольку действия таких организаций квалифицируются как организационно-технические, а не творческие.

За такими организациями ст.34 Закона «Об авторском праве и смежных правах» закрепляет исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Исключительное право организации эфирного вещания давать разрешение на использование ее передач означает разрешение на осуществление следующих действий:

1. Передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания. Речь идет о праве организации эфирного вещания как правообладателя разрешать ретрансляцию своей передачи, как в записи, так и в живом исполнении, другой организации вещания одновременно с трансляцией организацией ― правообладателем.

2. Сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю.

3. Записывать передачу.

4. Воспроизводить записи передачи, то есть создавать копии передачи на материальном носителе

5. Сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

6. Распространять среди публики записи передачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности. Это право, за исключением права на прокат, прекращается в отношении записи передачи или экземпляров записи передачи, которые с разрешения организации эфирного вещания были введены на территории Республики Беларусь в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности.

Право на прокат сохраняется за организацией эфирного вещания независимо от принадлежности права собственности на запись передачи или ее экземпляры.

Исключительное право организации кабельного вещания давать разрешение на использование ее передачи означает разрешение на осуществление действий, аналогичных действиям организаций эфирного вещания.

3.4. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ, ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО

ИЛИ КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ

Ограничения имущественных прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного (кабельного) вещания установлены ст.ст. 33, 36 Закона об авторском праве и смежных правах.

В соответствии со ст.33 Закона об авторском праве и смежных правах допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой им вознаграждения осуществление следующих действий:

публичного исполнения фонограммы;

передачи фонограммы в эфир;

иного сообщения фонограммы для всеобщего сведения.

Согласно ст. 36 Закона об авторском праве и смежных правах допускается без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного (кабельного) вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, передачи организации эфирного (кабельного) вещания и их записей, а также воспроизведение фонограмм:

для включения в обзор о текущих событиях, отрывков из исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного (кабельного) вещания;

исключительно в целях обучения или научного исследования;

для цитирования в форме отрывков из исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного (кабельного) вещания при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях;

в иных случаях, установленных Законом об авторском праве и смежных правах в отношении ограничения имущественных прав авторов произведений литературы (науки, искусства).

3.5. ВИДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБЛАСТИ

Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований. Различия, имеющиеся между отдельными видами произведений, учитываются при их охране и сказываются на их правовом режиме.

В сфере информационных технологий охраной авторского права пользуются:

Эти объекты рассматриваются как объекты авторского права.

Во-первых, указанные объекты являются результатом творческого, интеллектуального труда человека или нескольких лиц. Во-вторых, это результат нематериального характера. В-третьих, этот результат оформлен таким образом, что к нему могут получить доступ иные лица. В-четвертых, названные объекты имеют все признаки произведений в области литературы, науки и искусства. Например, компьютерные программы, программное обеспечение сочетают в себе элементы произведения науки и литературного произведения с использованием особого языка, а сетевые произведения вполне могут относиться и к литературным произведениям, и к произведениям искусства (в зависимости от их содержания), и т. д.

Охрана и защита произведений в сфере информационных технологий значительно затруднена и имеет свои особенности в силу того, что данная область постоянно развивается и малодоступна для контроля со стороны государства и его органов.

В Республике Беларусь на законодательном уровне урегулированы вопросы охраны авторских прав только на компьютерные программы и базы данных. Основными источниками правового регулирования в этой сфере являются ГК Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

3.6. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ОБЪЕКТЫ

Компьютерные программы являются одним из важнейших объектов интеллектуальной собственности и относительно новым объектом правовой охраны.

Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» компьютерная программа — упорядоченная совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая электронная документация.

Традиционно авторским правом применительно к программам защищается то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном (литеральном) представлении до исполнения программы. То, что порождается в ходе функционирования программы, — это так называемые нелитеральные (поп-1iега1) элементы.

Исходный текст компьютерной программы имеет черты письменного литературного произведения (текст программы может быть написан на разных языках программирования). Алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использованные при разработке компьютерной программы, придают ей черты научного произведения. Аудиовизуальные отображения, анимация и графика, создаваемые компьютерной программой, имеют черты художественного произведения.

Охрана компьютерных программ как литературных произведений основывается на следующих положениях:

• распространение охраны компьютерных программ на все их виды (в том числе операционные системы);

• независимость охраны компьютерных программ от языка программирования;

• независимость охраны компьютерных программ от формы выражения;

• охрана текстов компьютерных программ. Согласно ч. 2 ст. 993 ГК Республики Беларусь компьютерные программы охраняются как литературные произведения, и такая охрана распространяется на все виды программ, в том числе на прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;

• охрана названий компьютерных программ как товарных знаков. В этом заключается отличие компьютерных программ от большинства других видов произведений, названия которых могут охраняться авторским правом только в том случае, если их можно считать результатом творческого труда, т. е. если в названии произведения есть нечто качественно новое, неповторимое, уникальное и оригинальное;

• охрана названий произведений как товарных знаков характерна также для электронных баз данных, аудиовизуальных, мультимедийных, сетевых и других видов произведений.

• возможность адаптации компьютерных программ. В соответствии с пунктом 2 ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе адаптировать компьютерную программу для обеспечения совместной работы с другими программами при условии, что полученная при адаптации информация не будет использоваться для создания других компьютерных программ, аналогичных адаптируемой, или для осуществления любого действия, нарушающего авторское право;

• возможность свободного воспроизведения компьютерных программ.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе изготовить копию компьютерной программы при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал компьютерной программы утерян, уничтожен или стал непригодным для использования. При этом копия компьютерной программы не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой компьютерной программы перестанет быть правомерным (пункт 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»).

Ограничения на разработку вредоносных программ. Во-первых, запрещается разрабатывать и использовать компьютерные программы, которые без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав, и основной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств.

Во-вторых, запрещается разрабатывать и использовать компьютерные программы, которые позволяют устранять или изменять любую электронную информацию об управлении правами без разрешения правообладателя.

Согласно пункту 5 ст. 39 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» указанные действия являются нарушением авторского права и смежных прав. Причем, если компьютерная программа не предназначена специально для такого нарушения, то ее разработчики не могут нести ответственность за нарушения прав.

Лицензионное соглашение на компьютерную программу. Права на использование компьютерной программы могут быть переданы по лицензионному соглашению, которое, как правило, сопровождает программу, прикреплено к ней, и компьютерная программа распространяется вместе с соглашением. Это позволяет упростить отношения производителя программы со множеством ее потенциальных пользователей и освобождает от необходимости с каждым из них заключать письменный договор.

3.7. ПРАВОВАЯ ОХРАНА БАЗ ДАННЫХ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

И СЕТЕВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Одним из наиболее сложных объектов охраны в сфере информационных технологий являются базы данных (БД).

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» под базами данных понимается компиляция материалов, данных, информации по подбору и расположению материалов, представляющая результат творческого труда.

Базы данных понимаются как разновидность электронных сборников, которые могут быть объектами авторского права, если подбор или расположение материалов представляет собой результат творческого труда.

Авторское право распространяется только на БД, которые являются результатом творческого труда (креативные базы данных). Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материалов базы данных. Однако критерии творческого характера баз данных, особенно электронных, очень расплывчаты, поэтому фактически любую базу данных можно считать результатом творческого труда.

Охрана баз данных основана на следующих положениях:

Ø охрана не распространяется на данные или материалы базы данных (ч. 2 пункта 3 ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»);

Ø охрана баз данных, включающих охраняемые объекты авторского права или смежных прав, может возникать только при соблюдении прав на эти объекты. Согласно ч. 2 пункта 3 ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» такая охрана действует без ущерба какому-либо авторскому праву, к сфере распространения которого относятся такие данные или материалы;

Ø охрана базы данных не распространяется на компьютерную программу, с помощью которой осуществляется электронный доступ к ней;

Ø названия электронных баз данных, как и компьютерных программ, могут охраняться как товарные знаки;

Ø права на базу данных могут быть переданы по лицензионному соглашению.

Мультимедийные произведения — совокупность произведений и исполнений в цифровой форме, находящихся на локальном материальном носителе (жестком диске, СD, DVD-дисках и др.), доступ к которым осуществляется в интерактивном режиме.

Цифровая природа мультимедийных произведений, идеально приспособленных к Интернету, в настоящее время делает их одним из наиболее распространенных видов произведений.

К особенностям мультимедийных произведений можно отнести следующее:

— интерактивный характер, т. е. пользователь является активным участником действий, предусмотренных создателем произведения;

—• мультимедийные произведения имеют дело с виртуальными исполнителями, с которыми не нужно заключать контракты и выплачивать гонорары.

Очень сложные правовые проблемы возникают при создании мультимедийных произведений, поскольку они, как правило, могут включать множество литературных, художественных, музыкальных, анимационных объектов. При этом от каждого правообладателя необходимо получить разрешение, чтобы включить его объект в создаваемое мультимедийное произведение.

Рассматриваемые произведения могут считаться не только самостоятельным объектом охраны, но и рассматриваться как базы данных или как аудиовизуальные произведения, поскольку по внутренней структуре мультимедийные произведения аналогичны базам данных, а по внешнему восприятию — аудиовизуальным произведениям.

Сетевые произведения — совокупность произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, находящихся на серверах, в компьютерных сетях, в том числе в Интернете, с возможностью интерактивного доступа к ним с помощью компьютера, мобильного телефона, коммуникатора и т. д.

Сетевые произведения, размещенные на сайтах, в полной мере отвечают признакам охраняемых авторским правом произведений. Они могут рассматриваться как разновидность мультимедийных произведений, доступная пользователю в режиме реального времени.

В последнее время появилось несколько новых видов сетевых произведений, наиболее заметными являются блоги и интернет-экциклопедии.

Блоги — дневники множества пользователей, размещенные на различных сайтах и доступные любым пользователям. С точки зрения авторского права блоги являются охраняемыми объектами, эквивалентными составным произведениям или базам данных.

В Республике Беларусь вопросы правовой охраны мультимедийных и сетевых произведений не получили четкого законодательного разрешения и урегулирования.

3.8. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ АВТОРОВ

И ИНЫХ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ НА КОЛЛЕКТИВНОЙ

ОСНОВЕ. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей в Законе об авторском праве и смежных правах посвящена только одна статья 42 « Коллективное управление имущественными правами».

В соответствии с указанной статьей, в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограммы и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, могут создаваться организации, осуществляющие и охраняющие права указанных лиц на коллективной основе.

Суть системы коллективного управления заключается в том, что осуществление авторских и смежных прав правообладатели возлагают на организации, действующие от их имени и в их интересах. Организация коллективного управления действует на основе договоров с пользователями (дискотеками, кинотеатрами, ресторанами, радиостанциями, вещательными организациями и др.), дает им разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом, из имеющегося у нее репертуара на определенных условиях и за вознаграждение.

В функции организаций по коллективному управлению имущественными правами, как правило входят:

1. Отслеживание использования произведений правообладателей.

2. Ведение переговоров с правообладателями и возможными пользователями и заключение договоров.

3. Выдача лицензий пользователям на определенных условиях и за соответствующее вознаграждение.

4. Сбор вознаграждения и распределения его между правообладателями.

Система коллективного управления является наиболее рациональной и сравнительно дешевой.

Одной из авторитетных международных организаций, объединяющей авторско-правовые организации большинства стран мира является Международная конфедерация авторов и композиторов (СИЗАК).

В настоящее время в Республике Беларусь в сфере коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей действует только одна организация — государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности».

Назначение коллективного управления — обеспечить реализацию имущественных прав авторов и иных правообладателей в тех сферах, где осуществить указанные права в индивидуальном порядке не представляется возможным либо является достаточно затруднительным; в театрально-зрелищной сфере, сфере радиовещания и др.

К принципам коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей относятся:

— некоммерческий характер деятельности по коллективному управлению;

— имущественными правами авторов и иных правообладателей;

— доминирование интересов авторов и иных правообладателей а также пользователей при осуществлении такой деятельности организацией по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей;

— контроль над деятельностью организации по коллективному управлению со стороны авторов и иных правообладателей, а также пользователей и государства в лице его уполномоченных органов;

— обеспечение равных условий использования произведений и объектов смежных прав пользователям одной категории;

— обеспечение равных условий реализации имущественных прав авторов и обладателей смежных прав одной категории;

— гарантирование справедливого вознаграждения авторам и иным правообладателям за использование принадлежащих им объектов; авторского права и смежных прав.