Правовые и этические нормы общения в интернет

Правила сетевого этикета

Виртуальное общение отличается от общения, которое происходит в реальной жизни. При общении в сети собеседникам вас не видно; они не знают ни ваших достоинств, ни ваших недостатков; никого не интересует ваше положение в обществе. Все собеседники изначально равны между собой. Это раскрепощает, но везде нужна мера. Иногдаодин из участников виртуальной беседы, понимая безнаказанность своего поведения, может оскорбить других, возмутить, разочаровать или просто надаесть им. При работе в сети необходимо руководствоваться определенными негласными, но общеизвестными нормами поведения, этикой общения людей.

Общение по электронной почте

В настоящее время электронная переписка является самым популярным и доступным способом общения через Интернет. В зависимости от отношений между корреспондентами переписка может быть деловой или частной.

Если письмо частное, то к нему не предъявляется жестких требований с точки зрения этики. Стиль письма и манера изложения в частной переписке зависят от степени знакомства с адресатом.

В обычной деловой переписке есть общепринятые правила, которые необходимо знать и которыми следует руководствоваться при любой форме переписки.

Вот некоторые из них:

Электронная почта предназначена прежде всего для связи между знакомыми людьми и режим работы с ней приравнивается к обычному телефонному разговору, только «заочному». По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.

Отправка незатребованной корреспонденции является нарушением правил сетевого этикета и называется электронным спамом. В зависимости от грубости нарушения спаммер может быть наказан. Сервер поставщика услуг Интернета, через которого в сеть поступило сообщение, устанавливается очень просто, а через него легко устанавливается и конкретный нарушитель.

Заполняйте поле Тема. Из-за опасения получить в письме вирус или спам, многие пользователи удаляют сообщения без темы или с подозрительной темой, даже не читая их.

Подписывайте свои послания.

К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа. Как правило, обращения, относящиеся к сфере профессиональных или личных интересов корреспондента, вызывают доброжелательный отклик. Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять обращение не следует.

При обращении к незнакомым людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использования других средств связи, отличных от электронной почты. Так, например, не следует обращаться, даже с очень вежливой просьбой позвонить по телефону или отправить обычной почтой письмо с автографом на память. Такие просьбы остаются без ответа, а их повторение рассматривается как спам.

В тексте сообщения никогда не надо использовать прописные буквы. ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, рассматривается как крик. В лучшем случае его относят к неграмотности в вопросах сетевого этикета.

Есть и свои правила ответа на сообщения электронной почты. Содержание ответа зависит от того, получено ли оно от известного источника или от неизвестного.

Отвечать знакомым людям следует так, как обычно отвечают по телефону. Если в данный момент выполнить поступившую просьбу нельзя, следует прямо об этом сообщить, не затягивая с ответом более, чем на сутки.

Если обращение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. Если обращение обосновано, следует ответить в течение трех дней. Если обращение необоснованно (например, это незатребованная реклама), на него нельзя отвечать ни в коем случае.

Любой ответ, даже резко негативный, является для спаммера подтверждением действительности почтового адреса и вызывает новый поток сообщений от него и от других спаммеров. Действительные электронные адреса являются предметом торговли среди дельцов от рекламы, особенно если о владельце адреса известны дополнительные сведения (пол, возраст, образо¬вание, личные интересы). По этим же причинам не следует заполнять анкеты, поступающие по электронной почте, даже если в них обещается огромный выигрыш в лотерее.

Сообщения электронной почты могут иметь вложения. Так, например, к электронному письму может быть приложен файл с фотографией или, например, с программой. Форматированные документы, выполненные в текстовом процессоре (например, проекты договоров), также иногда прикладывают к электронному письму. К этим вложениям надо подходить, как подходят к посылке, полученной от неизвестного доброжелателя. Посылка может содержать взрывное устройство.

Не пересылайте большие файлы без предварительной архивации.

Если письмо с вложением получено от знакомого человека, значит, в тексте письма он обязательно должен был указать, что он приложил и зачем. Если письмо с вложением получено от незнакомого лица, файл вложения следует удалить, не читая и не просматривая, каким бы заманчивым ни было предложение им воспользоваться. Программные файлы, рассылаемые таким образом, часто содержат вирусы, а файлы документов — макровирусы.

Для выражения эмоций в электронной переписке используют схематические изображения человеческого лица, так называемые смайлики (англ. smiley, «улыбочка»), некоторые из которых приведены ниже.

Смайлики (рассматривайте, склонив голову влево)

Правовые и этические нормы общения в Интернет

Цели:

воспитательные

  • формировать потребность в применении общепризнанных правил поведения в глобальной сети,
  • формирование гражданской позиции и чувства ответственности за сопричастность к проблемам работы с информацией,
  • воспитание потребности приобщения к глобальным проблемам,
  • воспитывать у учащихся уважение к культуре общения,
  • воспитывать культуру труда;
  • формировать навык работы в группе,
  • воспитание уважения к сопернику, умение слушать и достойно вести спор.

Умения и навыки:

Ученик должен усвоить:

  • проблемы безопасности;
  • меры профилактики;
  • понятие этикета в сети;
  • понятие авторского права.

Оборудование:

  • фрагмент какого-нибудь фильма с сюжетом похищения или повреждения информации;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • презентация к уроку, установленная на компьютеры учеников, тест;
  • законы по защите информации в электронном виде.

Содержание доски:

  • тема,
  • название законов РФ о защите прав,
  • таблицы для результатов игр-соревнований,
  • адрес презентации и теста, закона.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Актуализация знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Работа над темой.
  6. Игра-соревнование.
  7. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Мотивация

Показ фрагмента какого-нибудь фильма с сюжетом похищения или повреждения информации.

Вы знаете, что существуют проблемы по охране информации, её хранении. Информация часто является дорогостоящим товаром. А поэтому находятся злоумышленники, пытающиеся завладеть ею. Нам сегодня надо ответить на вопрос: “Существуют ли методы борьбы с ними?” и другие вопросы, связанные с нашей темой.

Актуализация знаний

Сегодня нам понадобятся знания, полученные на уроке “Компьютерные вирусы”.

Сейчас мы закрепим их с помощью презентации и теста на компьютере. Занимаем места, приступаем к работе.

Физкультминутка

Компьютер отнимает много сил, а они нам пригодятся. Выполним упражнения на снятие напряжения в мышцах. “Поплаваем” в море информации.

Работа над темой

Сегодня мы проведем урок по изучению сложившихся правовых и этических норм общения в Интернет. Вам было дано задание, изучить дополнительный материал по данной теме заранее. Это нам поможет на уроке.

Запишем тему в тетрадь. А теперь, вспомнив предмет “Обществознание”, ответьте на вопрос: “В чём разница между правовыми и этическими нормами поведения?”

Правовые нормы поведения людей имеют юридическую основу и регулируются государственными законами. Этические нормы регулируют поведение людей и их отношения в повседневной жизни по сложившимся традициям и внутренним законам общества. Этические нормы дополняют собой юридические, что позволяет эффективнее регулировать человеческие отношения.

Правовые основы работы с информацией и программным обеспечением заложены в законах РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” от 23.09.92 3523-1 и “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.93 5351-1 с исправлениями и дополнениями от 19.07.95 110-фЗ.

В информационной деятельности юридические законы пока не всегда возможно применить.

Стоит заглянуть и в пользовательское соглашение сайта www.yandex.гu/info/agreement.html. где подробно изложено, чего нельзя делать в Интернете. Запрещены все те противоправные и неэтичные действия, а также распространение материалов, связанных с ними, которые недопустимы в любом цивилизованном человеческом обществе.

Как вы относитесь к слову хакер?

Многие правонарушители заблуждаются, считая, что если они прикрываются псевдонимом, то это обеспечивает им полную анонимность, и никто не сможет их найти. Большинство серверов регистрируют IP-aдpeca компьютеров, которые к ним подключаются. По IP-aдpecy можно определить, какому провайдеру он принадлежит, и, обратившись к провайдеру, можно легко “вычислить” нарушителя.

Сейчас в Интернете почти не говорят об угрозе со стороны хакеров.

Попытки доступа к закрытой информации немедленно регистрируются автоматическими средствами защиты. Теперь говорят об угрозе самим хакерам. Обычно это не преступники, а молодые люди, которыми движет любопытство и желание померяться силами со средствами защиты. Но их действия не только противозаконны, но и хорошо видны со стороны.

Что такое авторское право?

По Закону РФ “Об авторском праве и смежных нормах” право на произведение принадлежит тому, кто его создал, или тому, кому автор эти права передал.

Фотографии, рисунки, музыка, литературные произведения, сохраненные в электронной форме или размещенные на сайте в Интернете, также являются объектами авторского права. Это значит, что без согласия автора нельзя использовать его произведения: показывать, воспроизводить, распространять, продавать, перерабатывать и т.д.

Но ведь есть легальная возможность сохранять на своем компьютере web-страницы, тесты, картинки, файлы, и пр. Не нарушает ли это закон? Не нарушает, если цели пользователя не преследуют коммерческую выгоду, а использование производится исключительно в личных целях. Можно также цитировать короткие выдержки из произведений, не получая у автора согласия, но при этом необходимо обязательно указывать его имя.

А вот чего нельзя делать, так это размещать на своем сайте чужие работы без разрешения их собственников. Если вы нашли в Интернете красивую картинку и хотите разместить ее на своём сайте, спросите разрешения у автора. Публикуя произведения без разрешения, пользователь совершает противоправные действия, которые называются воровством контента.

Музыкальный файл, согласно закону, является объектом смежных прав. Права на фонограмму принадлежат ее производителю, а не автору музыкального произведения. Свободное воспроизведение фонограмм без разрешения производителя также разрешается законом, если оно осуществляется в личных целях, не для продажи.

Знак ©, которым обозначается авторское право на произведение, не гарантирует охрану авторских прав, но предупреждает о том, что это произведение охраняется законом, и напоминает всем о необходимости соблюдения авторских прав.

Сейчас прочитайте материал лекции и подготовьтесь к игре соревнованию между командами.

Можно использовать материалы имеющиеся на компьютере.

Игра-соревнование

А сейчас мы проведём игру-соревнование.

Разобьёмся на две команды. При этом я выберу координатора группы.

Первая команда “Злоумышленник”

Вторая команда “Дока-пользователь”

Первая команда — это коллективный злой разум, действующий в Интернет.

Вторая команда — это добропорядочные пользователи сети.

Первая команда, при ответе на вопрос, называет негативные явления, вторая – позитивные.

Ответим на вечный вопрос “Кто победит в борьбе – зло или добро?”

Результаты фиксируются на доске.

Вопросы:

Первая команда — Какие существуют опасности при работе в сети?

Эталон ответов:

  • широкая торговля базами данных о частных лицах и предприятиях
  • кража личной информации об абонентах мобильных сетей
  • нарушение законодательства об охране авторских прав
  • одна из важных проблем — вирусы
  • спам — это различные рекламные объявления, которые приходят по электронной почте, забивая ящик и мешая загружать нормальные письма

Вторая команда — Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями при работе в сети?

Эталон ответов:

  • чтобы обезопасить себя, необходимо пользоваться антивирусными программами
  • не следует загружать программы с сайтов, не заслуживающих доверия
  • если в тексте сайта множество грамматических ошибок, и весь он забит рекламными баннерами, то загрузка с такого сайта может быть чревата последствиями
  • не открывайте подозрительных писем от неизвестных вам авторов
  • осторожно относится к адресу своего ящика вводите свой e-mail только в том случае, если он гарантирует вашу конфиденциальность
  • заведите два почтовых ящика: адрес одного говорите только друзьям и знакомым, а для регистрации в Интернете, пишите адрес второго

Первая команда — Какие правонарушения, связанные с работой в сети вам известны?

Вторая команда — Какие меры принимает общество и государство против правонарушений?

Первая команда – Вы являетесь похитителем контента. Ваши действия.

Вторая команда — Вы являетесь автором произведения. Ваши действия для его защиты. Ваши права.

Задание командам. “Реверанс”. — Кто назовёт больше правил этикета.

Эталоны ответов:

  • Обращаться к незнакомым людям можно при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
  • К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации и вежливыми предложениями, не претендуя на получение ответа. Если ответ не пришел, повторять обращение не следует.
  • При обращении к незнакомым людям надо воздерживаться от просьб использовать другие средства связи, например, выслать по почте автограф. Такие просьбы оставляют без ответа, а повторение рассматривают как спам.
  • Отправляемое электронное письмо всегда должно быть подписано и указана тема сообщения.
  • Если у вас нет возможности сразу ответить на полученное письмо, сообщите, что вы его получили и oтвeтитe позже.
  • Не забудьте ответить позже, не затягивайте с ответом.
  • Будьте вежливы, не отправляйте флеймов — написанных в запале писем.
  • Шутки принято обозначать явным образом при помощи смайликов: ©, ®, и др.
  • В тексте сообщения не принято выделять текст прописными БУКВАМИ. Такое выделение рассматривается как крик. В лучшем случае — как неграмотность в вопросах этикета.
  • Большие файлы-вложения нужно архивировать. А для обмена очень большими файлами есть другие способы.
  • Нельзя посылать рекламу в не предназначенные для этого места. Это грубое нарушение.
  • Нельзя посылать незатребованную корреспонденцию. Это тоже нарушение этикета.

Задание командам. Какие профессии служат для сохранения информации, регулирования её использования?

Эталоны ответов: системный администратор, модератор, криптограф.

Подведение итогов

Задание командам. Сделайте вывод.

(О чем мы сегодня говорили на уроке?

Какие силы побеждают в борьбе за информацию?

Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в вашей жизни?)

Вывод – “добро должно быть с кулаками”, то есть информация нуждается в эффективных методах защиты.

В соревновании победила команда ______ ряда, набравшая большее количество очков.

А вообще, я думаю победило сообщество Интернет, которое пополнилось добропорядочными участниками.

Правовые и этические нормы общения в Интернете Выполнила Ученица 11 «А» класса МОУ лицея 10 Пашкова Виктория. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемГаля Жулидова

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету «Право» на тему: «Правовые и этические нормы общения в Интернете Выполнила Ученица 11 «А» класса МОУ лицея 10 Пашкова Виктория.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Правовые и этические нормы общения в Интернете Выполнила Ученица 11 «А» класса МОУ лицея 10 Пашкова Виктория

2 Вы знаете, что существуют проблемы по охране информации, её хранении. Информация часто является дорогостоящим товаром. А поэтому находятся злоумышленники, пытающиеся завладеть ею. Нам сегодня надо ответить на вопрос: Существуют ли методы борьбы с ними? и другие вопросы, связанные с нашей темой.

3 В чём разница между правовыми и этическими нормами поведения? Правовые нормы поведения людей имеют юридическую основу и регулируются государственными законами. Этические нормы регулируют поведение людей и их отношения в повседневной жизни по сложившимся традициям и внутренним законам общества. Этические нормы дополняют собой юридические, что позволяет эффективнее регулировать человеческие отношения.

4 Правовые основы работы с информацией и программным обеспечением заложены в законах РФ О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных от и Об авторском праве и смежных правах от с исправлениями и дополнениями от фЗ.

5 В информационной деятельности юридические законы пока не всегда возможно применить. Стоит заглянуть и в пользовательское соглашение сайта где подробно изложено, чего нельзя делать в Интернете. Запрещены все те противоправные и неэтичные действия, а также распространение материалов, связанных с ними, которые недопустимы в любом цивилизованном человеческом обществе.

6 Что такое авторское право? По Закону РФ Об авторском праве и смежных нормах право на произведение принадлежит тому, кто его создал, или тому, кому автор эти права передал. Фотографии, рисунки, музыка, литературные произведения, сохраненные в электронной форме или размещенные на сайте в Интернете, также являются объектами авторского права. Это значит, что без согласия автора нельзя использовать его произведения: показывать, воспроизводить, распространять, продавать, перерабатывать и т.д.

7 Какие существуют опасности при работе в сети? широкая торговля базами данных о частных лицах и предприятиях кража личной информации об абонентах мобильных сетей нарушение законодательства об охране авторских прав одна из важных проблем — вирусы спам — это различные рекламные объявления, которые приходят по электронной почте, забивая ящик и мешая загружать нормальные письма

8 Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями при работе в сети? чтобы обезопасить себя, необходимо пользоваться антивирусными программами не следует загружать программы с сайтов, не заслуживающих доверия если в тексте сайта множество грамматических ошибок, и весь он забит рекламными баннерами, то загрузка с такого сайта может быть чревата последствиями не открывайте подозрительных писем от неизвестных вам авторов осторожно относится к адресу своего ящика вводите свой только в том случае, если он гарантирует вашу конфиденциальность заведите два почтовых ящика: адрес одного говорите только друзьям и знакомым, а для регистрации в Интернете, пишите адрес второго

Правовые и этические нормы общения в интернет

Итак, мы рассмотрели наиболее общие, уже сложившиеся особенности Интернет – общения, придя к выводу о том, что культура общения в интернет обладает своим собственным набором ценностей, которые и предполагается рассмотреть в настоящей части.

Следует подчеркнуть, что Интернет-этика находится пока что только в стадии своей разработки и становления, вовлекая в свои проблемы все новых и новых пользователей, представителей услуг (так называемых «провайдеров»), целые социальные группы и слои и, наконец, самого государства. Выстраивая цепочку элементов Сетевой этики следует опереться на этику обычную, естественно, постараясь ее экстраполировать на особенности Интернет.

Информационное общество создает новые законы, потому что оно живёт в совершенно новой среде – Сети.

Некоторые исследователи выделяют три пересекающиеся посылки сетевой этики:

§ анархия, точнее личная свобода;

§ инстинкт сохранения популяции в целом.

Анархия означает, что каждый волен делать всё, что ему будет угодно, если это не вредит другим членам общества, не ущемляет их интересов. Совершенно естественная посылка. Если вы не делаете ничего, что меня напрягает, мне должно быть абсолютно всё равно, что вы там делаете, – это Ваше Личное Дело.

Инстинкт самосохранения абсолютно необходим, ибо без него само общество может прекратить своё существование. Система устойчива только тогда, когда имеется отрицательная обратная связь. Это означает лишь то, что сетевое сообщество должно беречь и защищать свою среду обитания – Сеть. Мы же заботимся об охране окружающей среды. Механизм этой заботы несколько схож с заботой о Сети.

Здоровый консерватизм означает бережное отношение к уже достигнутому, умелое его использование для своего развития. Причем «здоровый» здесь имеется ввиду как произошедший от слова «здоровье».

Однако все это проистекает из сущности и особенностей Сетевой этики. А что же конкретно делается в Сети для становления этических норм и принципов? Кроме того, что последнее время организовывается все больше конференций, чатов, личных WEB-страниц пользователей и провайдеров по данной проблеме, сеть и множество различных концепций и даже теоретических программ и моделей сетевых норм и ценностей. Пройдя стадию своего свободного обсуждения, в котором может принимать участие каждый желающий (ограничением выступает только языковой барьер), эти, уже официальные, документы Сети выставляются в готовом виде на всеобщее обозрение и предполагают теперь только наличие оценок и соответствующих комментариев пользователей.

Рассмотрим, один из наиболее упорядоченных сейчас в Сети документов относительно Сетевой этики, но следует сразу заметить, что хоть он и приводится на некоторых сайтах как законченный документ, однако работа на проектом все еще продолжается.

Итак, одна из первых, в первом приближении законченных, версий Кодекса поведения в Сети. Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним многопользовательских коммуникационных сетей. Основные его создатели отметили сразу же, что документ этот не создан с намерением быть использованным в качестве законодательства; он создан с целью оценки законодательств.

Кодекс можно условно разделить на 2 основных раздела: Сетевые права и Сетевая этика, но оба они основаны, прежде всего на становлении именно культуры поведения в Сети.

Первый раздел «Права» представляет права, принадлежащие каждому взрослому участнику Интернета. Законы или нормативы, нарушающие эти права, угрожают свободам личности, собственности, безопасности и способности противостоять притеснениям для всех участников Интернета.

· Права на Коммуникации;

· Права на Сохранение Тайны;

· Права на Юрисдикцию;

· Право на Администрирование.

Права на коммуникации включают в себя:

Право принимать любую информацию из любого источника; право каждого лица контролировать и лицензировать интеллектуальную собственность, инвестированную в его собственное оригинальное произведение, но не в алгоритмы или любую другую собственность математики; право передавать (распространять) любую информацию любому человеку, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности; право публиковать любую информацию в любом нередактируемом (немодерируемом) сетевом форуме, а также предоставлять любую информацию в любой редактируемый сетевой форум, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности.

Права на Сохранение Тайны представляют собой:

Право каждого лица отказать в разглашении любой информации, им созданной или полученной; право каждого лица зашифровывать, расшифровывать или трансформировать любым путем любую информацию, им созданную или полученную; право каждого лица отказать в разглашении имен источников информации, им переданной или полученной; право наблюдения за другими только по их предшествующему согласию; право игнорировать информацию любой природы.

Права на Юрисдикцию состоят из:

Права каждого лица отвечать только по законам и нормативам, которые применимы к нему в связи с его физическим местоположением; права искать обращение за помощью закона против организаторов действий и других деяний, которые могут повлечь ущерб, но не против любого промежуточного лица, организации или посредника.

Права на Доступ выражены следующими положениями:

Право доступа к любой информации в любой общественной сфере, ограничиваемое только ее ценой; право каждого лица на доступ к любому сообщению, записи, акту, нормативу или закону, которые могут быть применены к нему, или которые были созданы – полностью или частично – его представителями или агентами, ограничиваемое только Правом на Сохранение Тайны.

Право на Администрирование включает в себя:

Право, будучи модератором редактируемого (модерируемого) форума, наблюдать и принуждать участников форума соблюдать устав этого форума; право системного администратора запретить доступ в эту систему любому лицу по любой причине, в рамках действующих контрактных обязательств; право лица, будучи родителем или законным представителем несовершеннолетнего, контролировать информацию, доступную несовершеннолетнему.

Второй раздел несколько больше и посвящен, как уже упоминалось основным принципам сетевой этики. Здесь выработаны и представлены этические стандарты, которые обеспечивают выполнение изложенных выше прав. Сразу же в документе присутствует оговорка, что эти этические стандарты не гарантированы и не могут быть гарантированы законами, так как любой закон, который обеспечивает такие гарантии, будет нарушать одно или более чем одно изложенное выше право.

Состоит данный раздел из:

· этики предупредительности и

Этика Терпимости, прежде всего состоит в том, что:

неэтично подавлять высказывания других, даже в том случае когда эти высказывания впрямую оскорбляют ваши собственные взгляды и веру; неэтично беспокоить других или угрожать другим; неэтично апеллировать к беспристрастным (судебным) инстанциям для разрешения спора до того как применены все переговорные и посреднические средства с целью предотвращения вреда и несправедливости.

Этика Доверия выражается в следующем:

неэтично публично распространять высказывания, изображения или мнение других без их согласия; неэтично неверно представлять себя, свои наблюдения и мнения или высказывания других; неэтично запрашивать или передавать информацию, созданную посредством принуждения или другим способом, попирающим свободу, за исключением предшествующего соглашения с жертвами подобной практики или, в случае их смерти, недееспособности или неизвестного местонахождения, соглашения с их законными представителями или наследниками; неэтично пренебрегать адекватными предупреждениями, сопровождающими любую информацию, которая может быть неверно оценена наивным лицом, воспринимающим информацию; или подвергнуть этого воспринимающего опасности либо испортить удовольствие от восприятия для остальных.

Этика Предупредительности заключается в том, что

неэтично передавать информацию лицам и форума, определенно не согласным с такой информацией; неэтично выражать несогласие с ценой использования коммуникационной сети и дискового пространства для сохранения информации.

Этика Регуляции состоит из некоторых предписаний:

представителям государств и корпораций неэтично пренебрегать или противодействовать гарантиями законов или нормативов правам, изложенным в первой части настоящего документа; представителям государств и корпораций неэтично представлять или утверждать любыми гарантиями законов этические принципы, изложенные во второй части настоящего документа; этично обозревать, обсуждать, уточнять и пропагандировать права и этические нормы, представленные в настоящем документе.

Настоящий документ был разработан на основании суждений и дискуссий со многими участниками Интернета из различных стран и представляющих различные культуры; его создание и развитие поддерживается и пропагандируется.

Данный документ содержит в себе основные принципы и нормы сетевой этики, однако, даже не зная его, каждый пользователь, желая еще большего развития Сети, должен придерживаться хотя бы некоторых, ему наиболее подходящих этических норм. А так как виртуальный портрет среднестатистического Интернет-пользователя уже сложился, то возможно, уже можно говорить о том, что этические нормы в Сети займут отнюдь не последнее место.

Таким образом, сделаем второй промежуточный вывод:

Основной особенностью интернет общения, является тот факт, что в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, коммуникативная компетентностью человека. Как любое сообщество, культура общения в Интернете обладает своим собственным набором ценностей, в том числе и этических, стандартов используемого языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи.

Следует признать, что Интернет-этика находится пока что только в стадии своей разработки и становления. Выстраивая цепочку элементов Сетевой этики, пользователи стараются опираться на этику обычную, стараясь ее экстраполировать на особенности Интернета. В настоящее время рядом пользователей разработан, так называемый Кодекс поведения в Сети, которые в рекомендательном порядке регламентирует. Кодекс можно условно разделить на два основных раздела: Сетевые права и Сетевая этика, но оба они основаны, прежде всего на становлении именно культуры поведения в Сети. Настоящий документ был разработан на основании суждений и дискуссий со многими участниками Интернета из различных стран и представляющих различные культуры; его создание и развитие поддерживается и пропагандируется.

ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Колесник О.А.

Аспирант, Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды

ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Аннотация

В статье рассмотрено важность этического общения в сети Интернет для подростков. Ученики подросткового возраста являются наиболее активными пользователями Интернет. Это предопределяет необходимость формирование школьной молодежи морально-этических норм общения в глобальной сети, сегодня становится одной из важнейших задач учителя информатики.

Ключевые слова: общения в Интернете, этика общения в Интернете, беседа, подростки.

Kolesnuk O.O.

Postgraduate, Kharkiv-State Teachers Training University

FORMATION OF ETHICS COMMUNICATION TEENS ONLINE

Abstract

The article highlights the importance of ethical communication on the Internet for teens. Among Internet users a significant proportion of teenagers. Under these conditions, especially the urgent need of forming moral values in the younger generation, the main tasks of the modern school , which require implementation issues of communication ethics education of adolescents on the Internet plays an important role.

Key words: online communication, ethics of communication on the Internet, chatting, teenagers.

Интернет предоставляет человеку безграничные возможности для поиска нужной информации. Однако, проникая все глубже и охватывая практически все сферы нашего бытия, Интернет постепенно порождает целый ряд проблем морального, юридического, этического, физиологического характера, которые вызывают необходимость выработки адекватной педагогической реакции. Среди пользователей Интернета весомую долю составляют подростки. Учитывая, что подростковый возраст является важным периодом с точки зрения формирования ценностных ориентаций личности, важно уделить внимание привлечению школьников к обсуждению, выяснение и осознание нравственных устоев общения в сети Интернете. Именно поэтому нами определены дидактические подходы к формированию этики общения подростков в сети Интернет.

Первый подход к формированию этики общения подростков в сети Интернет – ориентация на выработку у подростков устойчивых мотивов, установок на этические нормы общения в Интернете и способности к рефлексии как основы дальнейшей саморегуляции их деятельности в глобальной сети Интернет. Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что общение подростков поддается наблюдению в реальном мире, что делает контроль над общением со стороны родителей, учителей, окружение и своевременное корректировки его отклонений от нормы. Это приводит к необходимости использования учителями таких методов формирования этики общения в сети Интернет, ориентированы которые на мотивацию ребенка к этичному общению в сети и приведет к сознательной саморегуляции подростка общения в сети.

К сожалению, Интернет наполнен большим количеством примеров неэтичного общения, и ученики их воспринимают как образцы поведения. Желание не выделяться среди сверстников или быть «крутым», получить их признание приводит к тому, что подросток копирует такие «образцы», иногда даже превышая их по степени выхода за рамки этики. Безнаказанность в Интернете побуждает подростка к испытанию различных стилей общения далеких от нравственных [1].

Однако современный Интернет – это не только общение в социальных сетях, но и обучение, работа, досуг. Стремительное развитие возможностей Интернета открывает пользователям новые способы ведения дел, создает беспрецедентные возможности поддержания деловых отношений в виртуальном пространстве.

Учителю нужно апеллировать к опыту ученика в общении в сети и создать условия для того, чтобы он критически переосмыслил этот опыт. Ученики должны понять, что-то, как они общаются в сети Интернет, создает их образ, который изменить крайне трудно. Привлечение опыта ученика способствует лучшему пониманию практического значения этики общения в сети Интернет.

Для эффективности формирования этичного общения подростков в сети Интернет целесообразно предоставить им возможность критически проанализировать и объективно оценить реальные ситуации общения в сети Интернет. С этой целью целесообразно воспользоваться демонстрацией фрагментов, взятых непосредственно из сети. Такой анализ позволяет ученикам осознать, как выглядит со стороны тот или иной вариант само презентации пользователя в сети, какое впечатление производит оформление письма, какой смысл может быть вложен в ту или иную фразу и тому подобное. Кроме того, важно, что таким образом можно побудить ученика к переосмыслению собственного опыта общения в сети Интернет [2].

Для формирования этики общения в сети Интернет целесообразно учесть следующий подход – создание условий для коллективного обсуждения вопросов этики общения в Интернете. В условиях такой работы все ученики класса получают редкую в традиционном обучении возможность высказываться, обмениваться идеями и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Групповая работа способствует развитию навыков общения, умения высказываться, умений убеждать и вести дискуссию. Навыки электронного общения можно отрабатывать в локальной сети с использованием чатов.

Формирование основ этики общения в Интернете является актуальной педагогической проблемой, и требует системности, последовательности, нацеленности на выработку в учащихся устойчивых навыков этичного поведения в сети и неприятие отклонений от такого поведения, вместе с приемами и методами формирования помогут достичь успехов в столь актуальной и сложной проблеме.