Придомовая территория многоквартирного дома 2018

Содержание:

Как оформить право на землю под многоквартирным домом в Украине в 2018 году: пошаговая инструкция

Жильцам многоквартирных домов предоставляется возможность оформить земельный участок возле многоквартирного дома в собственность или постоянное пользование.

В Украине в 2015 году были внесены изменения в Земельный кодекс Украины (ЗКУ) относительно передачи земельных участков в собственность и постоянное использование совладельцами многоквартирных домов. Портал Domik.ua выяснил, как украинцам оформить право собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

Право жильцов дома на земельный участок предусмотрено в Законе Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» №417-VIII от 14.05.2015. Данным законом были внесены изменения в ст. 42 ЗКУ.

В статье 42 ЗКУ значится, что земельные участки многоквартирных домов передаются бесплатно в собственность или постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома. В Законе Украины №417-VIII предусмотрено, что все владельцы жилых и нежилых помещений многоквартирного дома выступают совладельцами общего имущества жилого здания. Так, собственники квартир и коммерческих помещений наделены правом оформить земельный участок в постоянное пользование. При этом запрещено выделения части земли для каждого совладельца.

Совладельцы многоквартирного дома, оформившие право на землю, могут ограждать придомовую территорию

Какая территория относится к земельному участку многоквартирного дома

Размеры и конфигурация земельного участка, на котором размещен многоквартирный дом, определяются на основании соответствующей землеустроительной документации.

К земельному участку многоквартирного дома относится:

  • земля, на которой размещено жилое здание;
  • земля, на которой находятся относящиеся к такому дому здания и сооружения;
  • придомовая территория.

В Законе №417-VIII прописано, что земельный участок передается в собственность или пользование совладельцев многоквартирного дома в порядке, утвержденном кабинетом министров Украины. Предусматривалось, что правительство упростит процедуру передачи земельных участков до 1 февраля 2016 года. В 2017 году столичные чиновники обратились к правительству Украины с требованием разработать проект бесплатной передачи земельных участков в пользование ОСМД и ЖСК. Но по состоянию на март 2018 года утвержденного документа нет.

В такой ситуации, право собственности на землю можно зарегистрировать на общих основаниях, которые прописаны в ст. 123 ЗКУ.

Кому разрешено оформлять права на земельный участок многоквартирного дома

Украинским законодательством определяется право жильцов многоквартирных домов взять земельный участок в постоянное пользование не зависимо от создания ОСМД. Такая норма значится в ст. 116 ЗКУ. Если в доме нет ОСМД, то регистрировать землю возможно только при 100% согласии владельцев жилых и нежилых помещений дома.

На практике воспользоваться предоставленным правом на земельный участок можно тем жильцам, которые зарегистрировали объединение совладельцев многоквартирных домов. Решение об оформлении земельного участка необходимо принять на собрании совладельцев и составить соответствующий протокол собрания.

На собрании также следует определить представителя от ОСМД, который будет действовать от имени объединения:

  • оформлять документы;
  • подписывать договоры;
  • подавать ходатайство.

Полномочия представителя ОСМД должны быть указаны в протоколе собрания совладельцев. Также функции представителя объединения вправе выполнять члены правления ОСМД.

Установить шлагбаум при въезде во двор могут совладельцы многоквартирного дома, оформившие право собственности на земельный участок

Пошаговая инструкция оформления земельного участка

Чтобы оформить право собственности на земельный участок многоквартирного дома, необходимо прийти следующую процедуру (описано ниже).

Шаг 1. Представитель ОСМД направляет в местный совет ходатайство о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. К документу прикрепляются графические материалы, на которых указан размер земельного участка. Чтобы получить такие документы, следует обратиться в районное или городское управление земельных ресурсов.

В украинском законодательстве не прописаны четкие требования к графическим материалам. Так, целесообразно использовать:

  • кадастровый план;
  • выкопировку из детального плана территории;
  • выкопировку из генерального плана населенного пункта;
  • распечатку из государственного земельного или градостроительного кадастра.

После получения документов, органы местной власти в месячный срок рассматривают ходатайство и принимают решение о дальнейшей регистрации прав совладельцев на земельный участок. Орган местной власти вправе разрешить или запретить разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка. Отказ должен быть обоснован. В ЗКУ значится, что причинами запрета на разработку проекта землеустройства выступает несоответствие места расположения объекта требованиям:

  • законов и нормативно-правовых актов;
  • генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации;
  • схем землеустройства;
  • проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов.

Если указанные требования соблюдены, местная власть своим решением разрешает разработку проекта землеустройства.

Шаг 2. Уполномоченный от ОСМД обращается в землеустроительную компанию для разработки проекта землеустройства. Нужно обратить внимание, что исполнителем должен быть специалист, который получил сертификат инженера-землеустроителя. Проверить эту информацию можно в Государственном реестре сертифицированных инженеров-землеустроителей на сайте Госгеокадастра.

Чтобы найти контакты землеустроительных организаций, которые разрабатывают проекты землеустройства, следует обратиться в органы местной власти или воспользоваться данными из Госреестра сертифицированных инженеров-землеустроителей.

Срок разработки проекта землеустройства оговаривается индивидуально, но не должен превышать 6 месяцев от даты подписания договора на выполнение работ.

Шаг 3. Делегат от ОСМД согласовывает проект в территориальном органе Госгеокадастра и местном органе градостроительства и архитектуры. Эта процедура длится 10 рабочих дней от даты получения документов.

Шаг 4. Представитель ОСМД регистрирует земельный участок в государственном земельном кадастре. Для этого следует обратиться в территориальный орган Госземагентства Украины. Регистрация осуществляется в течение 14-ти дней от даты получения заявления. В результате регистрации земельному участку присвоят кадастровый номер. Далее необходимо получить выписку из Государственного земельного кадастра, которая необходима для дальнейшего оформления прав на землю.

Возможно, совладельцам многоквартирного дома придется провести государственную экспертизу проекта землеустройства. Эта процедура в законодательстве не определена как обязательная. При этом проект отведения земли может попасть под выборочную экспертизу.

Шаг 5. Уполномоченный от ОСМД утверждает проект землеустройства в местном совете. В законодательстве предусмотрены сроки утверждения в течение 2-х недель со дня получения проекта. Но на практике эти сроки увеличиваются в зависимости от графика проведения сессий местных советов. Органы власти вправе отказать в утверждении проекта из-за его несоответствия требованиям законов и нормативно-правовых актов.

Шаг 6. Представитель ОСМД регистрирует права постоянного пользования в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и их обременений. Процедура регистрации занимает от 5-ти рабочих дней до 2-х часов в зависимости от ее стоимости. По результатам будет получена выписка из Государственного реестра, что подтверждает наличие права постоянного пользования земельным участком.

Ознакомиться со стоимостью регистрации прав и получения выписки из Госреестра в Украине в 2018 году можно по ссылке.

Сроки оформления прав на земельный участок многоквартирного дома зависят от периода подготовки документов и их согласования в органах местной власти. Минимальный срок прохождения процедуры — 3,5 месяца, а максимальный — около года.

Подводные камни процедуры регистрации прав на землю

Если земельный участок уже зарегистрирован в Государственном земельном кадастре, а права на него — в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, то для оформления земли документацию по землеустройству составлять не надо. Это упростит процедуру регистрации прав на землю.

При оформлении земельного участка необходимо учитывать нормативно-правовые акты по отведению земельных участков, принятые органами местных советов. Утвержденные документы содержат уточнения и дополнительные требования для оформления прав на землю. Так, в столице действует Порядок приобретения прав на землю из земель коммунальной собственности в Киеве, утвержденный решением Киевсовета от 20.04.2017 № 241/2463.

Перед началом процедуры оформления земли представителям ОСМД необходимо обратиться в орган местной власти и проконсультироваться относительно дополнительных условий, которые действуют в процедуре оформления земельного участка в собственность или пользование.

Обсудить правила передачи земельного участка многоквартирного дома совладельцам жилого здания и поделиться мнением о данном вопросе можно на форуме все о ЖКХ в Украине .

Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома?

Покупая квартиру, мы точно знаем, что после сделки станем ее полноправными хозяевами. При этом мало кто задумывается о том, кому принадлежит земля, расположенная возле многоквартирного дома. По логике, она должна принадлежать жильцам. Ведь придомовая территория, с ее детской площадкой, скверами и лавочками, изначально создавалась для удобства людей, живущих в доме.

К сожалению, вместо жильцов, придомовой территорией зачастую пользуется кто угодно и как угодно. Там, где была детская площадка, возникает магазин, а вместо сквера появляется очередная новостройка. А ведь на самом деле, жильцы могут стать хозяевами придомовой территории многоквартирного дома. Попробуем разобраться, зачем это нужно и как это сделать.

Что такое «придомовая территория»

Понять, что подразумевается под термином «придомовая территория» в Украине, не так просто. В нашей стране нет унифицированной формулировки, в Налоговом, Земельном кодексах и соответствующих законах «придомовая территория» определяется по-разному. Возьмем за основу определение, которое было предложено Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, с целью внести ясность.

Придомовая территория многоквартирного дома – территория, располагающаяся вокруг дома, определенная землеустроительной и градостроительной документацией в границах участка земли. Кроме дома, на этом участке могут располагаться принадлежащие дому сооружения, здания, а также необходимые для обслуживания дома и удовлетворения потребностей жильцов и арендаторов нежилые помещения.

Зачем нужна приватизация придомовой территории

Как уже упоминалось выше, нередко на придомовой территории появляется новый дом, заправка или магазин. При этом сокращается количество детских площадок и зеленых зон. Самое печальное, что сделать с этим вы ничего не сможете, даже обратившись в соответствующие инстанции. По закону земля вам не принадлежит, значит, ею может распоряжаться кто-то другой. Зато если оформить землю в собственность жильцов, без вашего разрешения никто не сможет построить на ней что бы то ни было.

Приватизация земли возле дома обозначит границы участка, это позволит скорректировать стоимость уборки придомовой территории. Хотя бы станет понятно, за что мы ежемесячно платим.

Но это лишь верхушка айсберга. Большинство квартир сейчас приватизировано, и если с вашим домом что-то случится (пожар, взрыв газа) или дом обветшает, то государство вас новым жильем не обеспечит. Чтобы не оказаться на улице, лучше приватизировать придомовую территорию, тогда землю можно будет продать и возместить свои убытки.

Как оформить придомовую территорию в собственность

Единственный возможный на сегодня вариант приватизации придомовой территории – создать ОСМД (объединение совладельцев многоквартирного дома) и оформить передачу участка в собственность. В этом случае, придомовая территория не становится собственностью ОСМД, а является общей собственностью совладельцев.

ОСМД – юридическое лицо, неприбыльная организация, созданная собственниками квартир дома с целью управления домом, улучшения качества предоставления коммунальных услуг и рационального использования совместного имущества. Ранее мы писали о том, как создать ОСМД .

Алгоритм перевода придомовой территории в собственность ОСМД

  1. На собрании ОСМД необходимо принять решение о взятии участка в собственность.
  2. Далее следует обратиться к городскому голове с письменным заявлением на оформление права собственности. По необходимости, следует внести в заявление просьбу инициировать разработку и утверждение проекта раздела соответствующего района.
  3. С готовым техническим заданием и разрешением на отведение участка земли, необходимо обратится в землеустроительную организацию, представив следующие документы:
    • Свидетельство о госрегистрации ОСМД;
    • Справку о включении в ЕДРПОУ;
    • Устав ОСМД;
    • Выписку из госреестра о праве собственности;
    • Техпаспорт на дом;
    • Решение о предоставлении участка в пользование;
    • План границ участка и др.
  4. Землеустроительная организация, на основании проекта раздела района и соответствующей документации, определяет размер придомовой территории, готовит проект отвода участка.
  5. На основании документации от землеустранительной организации, горсовет принимает решение передать участок в собственность ОСМД и утверждает проект участка.
  6. Но основании решения горсовета, границы участка выносятся на местность, оформляется госакт о праве собственности на участок.
  7. Право собственности на участок регистрируется в установленном порядке и вносится в Единый реестр прав на недвижимое имущество.

Приватизировать придомовую территорию не так просто, зато в итоге вы будете уверены, что распоряжаться землей возле вашего дома будете только вы – жильцы.

Придомовая территория многоквартирного дома

В современных условиях проживания каждый хочет знать, что относится к придомовой земле вашего многоквартирного здания. Этот интерес возникает в результате различных обстоятельств. Содержать его необходимо из собственных расходов каждого владельца. Подобные отчисления используются рационально? Подобная земля может стать дополнительным источником дохода. Как грамотно ею распоряжаться?

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома

Благоустройство на придомовой зоне многоквартирного дома осуществляется самостоятельно с использованием собственных денежных средств. Никто кроме владельцев квартир в этом здании не несут ответственности за финансирование. Поэтому вы можете потребовать распоряжение конкретной земли по своему усмотрению.

Понятие придомовой территории многоквартирного дома

Отметим, что эта зона считается землей, которая закрепляется за зданием. Жильцы должны обеспечивать содержание в соответствующем виде. Она находится в их собственности. В зависимости от конкретной земли, устанавливаются границы и правила использования.

Закон об ограждении придомовой территории

Способ ограждения и выбор материала согласовывается на общем собрании жильцов. Необходимо соблюдать процедуру созыва, порядок оформления и голосования по итогам проведения. Не останавливайтесь на этих требованиях. Если собрание было проведено с нарушением текущей процедуры, это послужит основанием обращения в суд.

Правила благоустройства придомовой территории многоквартирного дома

В ЖК РФ есть статья, которая предусматривает бесплатный перевод земельного участка от государства к собственникам, если на таковом четко обозначены границы и он зарегистрирован в кадастровом учете. В ином случае, для благоустройства потребуется сформировать всевозможные документы, чтобы участок перешел в собственность владельцев жилой площади в конкретном здании.

Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома?

Подобный участок относится к конкретному многоквартирному зданию. Она принадлежит собственникам как жилых, так и нежилых помещений находящегося поблизости здания. Иногда рядом с ним находятся объекты, которые не включены в основной состав. На подобную территорию такие собственники не имеют права. Учитывайте границы этой территории.

Уборка придомовой территории многоквартирного дома

Каждую зону необходимо содержать в санитарных условиях. Сюда входят услуги по уборке мусора в подземных парковках, близ находящихся зонах, профилактика общих помещений, вывоз снега, мусора, устройство и стрижка газонов, уход за ними в летний период, посадка цветов, производство металлических ограждений для земли, покраска и очистка ворот, фасада, скамеек и других. Осуществляются работы плохого качества по поддержанию санитарных норм? Подобная служба должна снизить размер платы за подобные услуги, как утверждает постановление Российской Федерации.

Оформление придомовой территории многоквартирного дома в собственность

Статья 36 часть 1 ЖК РФ свидетельствует о том, что каждому собственнику принадлежит отдельная доля земли, включая участок, на котором расположен сам дом. Размер и границы земельного участка рекомендуется устанавливать в соответствии с условиями законодательства о градостроительной области деятельности. Если участок, на котором расположено здание, был приватизирован государством задолго до строительства дома и введения Жилищного кодекса, тогда он переходит в собственность владельцев квартир с момента его вступления в действие.

Как оформить придомовую территорию многоквартирного дома?

Оформить подобную землю можно в соответствии с нормативными актами, которые утверждены законодательством Российской Федерации. Процедура оформления при строительстве новых домов считается обязательной. Если оформление происходило ранее, пройдите кадастровый учет или составьте технический паспорт самостоятельно:

  • Для начала необходимо определить право собственности на конкретную квартиру;
  • Затем предъявить правоустанавливающие документы.

В основной порядок при оформлении этой зоны входит:

  • Проведение кадастрового учета;
  • Формирование земли;
  • Поданное заявление на приватизацию;
  • Регистрация в соответствующем кадастровом учете.

Что относится к придомовой территории многоквартирного дома?

Необходимо проанализировать земельный участок к каждой конкретной квартире и прилегающей к зданию земли. Бывает, что возникает спорная ситуация. Например, управляющая организация отказывается обслуживать конкретную землю. Ознакомьтесь с соответствующими документами. Это можно сделать различными образами. Для начала обратитесь к сотрудникам управляющей компании или в центр недвижимости, который расположен в этом же районе. У них есть подробный план придомовой зоны вашего здания и что к нему относится.

Придомовая территория многоквартирного дома 2018

Определение и использование придомовой территории многоквартирного дома уже продолжительное время являются объектом дискуссий как среди самих совладельцев такого дома, так и среди органов государственной власти и местного самоуправления. Такая заинтересованность земельным участком вокруг многоквартирного дома имеет материальное основание и связана не только с вопросом обеспечения комфорта и потребностей жителей многоквартирного дома.

Понятие придомовой территории и ее использование

Правовой режим земель жилой и общественной застройки определен главой 6 Земельного кодекса Украины (далее – ЗК Украины). Среди земель этой категории выделяют земельные участки, предназначенные для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома.[1]

По мнению Конституционного Суда Украины, такое функциональное назначение, как обслуживание многоквартирного дома, имеет и придомовая территория вокруг него.[2]

Наиболее полное определение понятия «придомовая территория» находим в Законе Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» № 417-VIII от 14.05.2015 (далее – Закон), в соответствии с которым придомовая территория – территория вокруг многоквартирного дома, определенная на основании соответствующей градостроительной и землеустроительной документации, в пределах земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и относящиеся к нему здания и сооружения, необходимая для обслуживания многоквартирного дома и удовлетворения жилищных, социальных и бытовых нужд владельцев (совладельцев и нанимателей (арендаторов) квартир, а также нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона). Аналогичный подход к определению придомовой территории закреплен в Налоговом кодексе Украины, что обусловлено исчислением платы за землю.

Вместе с тем, следует сосредоточить внимание на практическом понимании придомовой территории. Фактически, этот прилегающий к дому земельный участок используется для размещения детских или спортивных площадок, обустройства автостоянок для жителей многоквартирного дома, высадки зеленых насаждений и т. п. В пределах придомовой территории вокруг современных жилых комплексов размещают также пропускные и охранные пункты, что повышает уровень защищенности жителей дома.

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению придомовых территорий многоквартирных домов (далее – Методические рекомендации) в состав такой придомовой территории могут также входить: площадки для мусоросборников, хозяйственных зданий и сооружений, въезды и выезды подземных гаражей и автостоянок и др. [3]

Определение придомовой территории

Размеры и конфигурация земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются на основании соответствующей землеустроительной документации (ч. 4 ст. 42 ЗК Украины).

Следует отметить, что на законодательном уровне не предусмотрен четкий критерий определения размера придомовой территории для обслуживания многоквартирного дома, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого из объектов такой застройки, а также наличием или отсутствием свободных земель в пределах определенного населенного пункта, которые можно было бы выделить.

При этом п. 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что минимально допустимая величина придомовой территории не может быть меньше чем территория технического обслуживания соответствующего многоквартирного жилого дома, если указанное возможно в существующей застройке. [4]

Законодательство Украины требует от застройщика надлежащего оформления прав на земельный участок – права собственности или пользования – еще до начала строительства. В пределах выделенного под строительство земельного участка, с учетом проекта застройки, определяется придомовая территория многоквартирного дома.

Если речь идет об уже существующем многоквартирном доме, и права на территорию вокруг такого дома не оформлены, однако его совладельцы инициируют приобретение таких прав, размер придомовой территории, вероятно, будет определяться с учетом действующей градостроительной и землеустроительной документации, а также существующей застройки, то есть не нарушая при этом прав и интересов владельцев и пользователей соседних земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Права на земельный участок

Важным в указанном контексте является вопрос оформления прав на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и его придомовая территория. Отсутствие надлежащим образом оформленного земельного участка на прилегающую к дому территорию может привести к ее передаче в собственность или пользование третьим лицам. Особенно это актуально для застройщиков смежных территорий, стремящихся закрепить за собой как можно большую площадь. Актуален этот вопрос и в случае парковки на придомовой территории транспортных средств жителями соседних домов или иного ее использования третьими лицами, чему совладельцы многоквартирного дома не могут воспрепятствовать при отсутствии надлежаще оформленного титула на земельный участок.

С целью защиты своих прав и интересов и недопущения отвода земельного участка в пользу третьих лиц, совладельцам многоквартирного дома следует совершить действия, направленные на приобретение прав на земельный участок, на котором расположен дом и прилегающая к нему территория, чему способствуют последние изменения в законодательстве Украины в этой части.

Так, Законом № 417-VIII от 14.05.2015 внесены изменения в ЗК Украины, что позволило совладельцам многоквартирного дома получить бесплатно в собственность или в постоянное пользование земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, находящиеся в общей совместной собственности владельцев квартир и нежилых помещений (ч. 2 ст. 42 ЗК Украины).

Новая редакция ч. 2 ст. 42 ЗК Украины предусматривает возможность оформления прав на земельный участок под многоквартирным домом и прилегающей к нему территорией на совладельцев такого дома. Следовательно, теоретически создание отдельного юридического лица – объединения совладельцев многоквартирного дома (далее – ОСМД) не требуется. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 116 ЗК Украины приобрести права на землю из земель государственной и коммунальной собственности могут граждане и юридические лица.

В то же время Законом № 417-VIII от 14.05.2015 (п. 6 ч. 1 ст. 1; ч. 1 ст. 5) и Гражданским кодексом Украины (ч. 2 ст. 382) права на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и его придомовая территория, включены в перечень общего имущества, принадлежащего совладельцам такого дома на праве общей совместной собственности. Однако необходимым условием является государственная регистрация таких прав, что соответствует требованиям ст. 125 ЗК Украины.

Итак, приобретение владельцами квартир и нежилых помещений прав на землю под многоквартирным домом и вокруг него, несмотря на общий характер такого имущества, требует совместных действий совладельцев многоквартирного дома, направленных на их оформление. При этом речь не идет об оформлении таких прав по каждому из совладельцев, а предполагает их коллективное участие, поскольку земельный участок не может быть поделен между совладельцами многоквартирного дома или выделен в натуре.

Учитывая вышеизложенное, наиболее вероятной представляется реализация прав на землю под многоквартирным домом и его придомовой территорией через ОСМД, целью создания которого, среди прочего, является надлежащее содержание и использование общего имущества многоквартирного дома.[5]

Законодатель предусмотрел два альтернативных способа приобретения прав на землю совладельцами многоквартирного дома – передача безвозмездно в собственность или в постоянное пользование.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 ЗК Украины порядок использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяется совладельцами. Вероятно, в зависимости от того, как планируют использовать такой земельный участок совладельцы многоквартирного дома, будет зависеть оформление ими прав на землю: собственность или постоянное пользование.

В этом контексте следует отметить, что право постоянного пользования предусматривает право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (ч. 1 ст. 92 ЗК Украины). То есть возможность распоряжаться земельным участком у землепользователей отсутствует. Кроме того, право постоянного пользования нужно отличать от права пользования земельным участком, которое означает его аренду и регулярное внесение арендной платы.

Право собственности, в отличие от права постоянного пользования, дает возможность распоряжаться земельным участком. Однако в этом случае следует учитывать, что земельные участки совладельцев многоквартирного дома, в случае надлежащей регистрации прав на них, становятся объектом общей совместной собственности (п. «г» ч. 2. ст. 89 ЗК Украины). Законом № 417-VIII от 14.05.2015 принятие решения относительно распоряжения общим имуществом многоквартирного дома отнесено к полномочиям собрания совладельцев (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона). Вполне вероятно, что совладельцы примут решение передать какую-то часть прилегающей к дому территории в пользование юридическим или физическим лицам.

Кроме того, порядок безвозмездной передачи земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, в собственность или в постоянное пользование их совладельцам пока не определен, хотя этого требует ЗК Украины. Обязательства Кабинета Министров Украины привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 417-VIII от 14.05.2015 предусмотрены п. 6 Заключительных и переходных положений данного Закона. Законодатель отвел на этот процесс полгода, но необходимый порядок так и не был разработан, что, фактически, затрудняет реализацию совладельцами своего права на получение бесплатно в собственность или постоянное пользование земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей к нему территорией. Теоретически отсутствие такого порядка не лишает совладельцев многоквартирного дома или созданного ими ОСМД возможности обратиться за передачей им земельного участка в силу закрепления такого права на законодательном уровне. Кроме того, процедура приобретения права постоянного пользования земельным участком кажется понятной, и в целом вопрос передачи земельного участка в постоянное пользование будет зависеть от воли уполномоченного органа, который может отказать в его выделении в связи с отсутствием установленного порядка или дополнительно обратиться в Кабинет Министров Украины с просьбой установить соответствующий порядок.

ВЫВОД:

Подытоживая, придомовая территория – прилегающая к многоквартирному дому территория, предназначенная для его обслуживания и удовлетворения потребностей владельцев его квартир и нежилых помещений, которые совместно определяют правовой режим ее использования. Размер земельного участка, который может быть выделен под многоквартирный дом и его придомовую территорию, ограничен существующей застройкой, наличием свободных земель и волей органа, принимающего решение о его выделении. При этом минимальный размер придомовой территории должен соответствовать и определяться на основании действующих технических, строительных и санитарных требований.

С целью защиты собственных интересов совладельцам многоквартирного дома следует совершить действия, направленные на приобретение прав на земельный участок под таким домом и его придомовой территорией, что хотя и не исключает риск его использования третьими лицами, однако минимизирует его. При этом чем раньше совладельцы обратятся с такой инициативой, тем больше у них шансов получить земельный участок желаемого размера.

Последние изменения в законодательстве способствуют защите прав совладельцев многоквартирного дома на его придомовую территорию, однако требуют от органов государственной власти определения механизма реализации предоставленных совладельцам прав, предусмотрев порядок безвозмездной передачи в собственность или в постоянное пользование земельного участка под многоквартирным домом и его придомовой территорией. В то же время совладельцы многоквартирного дома (ОСМД) могут обратиться за получением земельного участка на основании закрепления за ними такого права на уровне закона, хотя результат такого обращения, при отсутствии установленного порядка, зависит от воли органа, уполномоченного принимать решения о его выделении.

«Юрист & Закон», 29.07.2016 – 04.08.2016, № 27

[1] Приказ Государственного комитета Украины по земельным ресурсам № 548 от 23.07.2010 «Об утверждении Классификации видов целевого назначения земель».

[2] Решение Конституционного Суда Украины по делу № 1-22/2011 от 09.11.2011.

[3] Приказ Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 389 от 29.12.2011 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению придомовых территорий многоквартирных домов».

[4] Приказ Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 389 от 29.12.2011 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению придомовых территорий многоквартирных домов».

[5] Закон Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома» № 2866-III от 29.11.2001 (ч. 1 ст. 4).

Придомовая территория наглого обмана

Последнее повышение платы за содержание домов и придомовых территорий в Киеве дает повод обратить внимание такую интересную статью расходов, как собственно плата за придомовую территорию.

Обращает внимание также и тот факт, что в столице квартплата в многоквартирных домах выставляется общей суммой без разделения на обслуживание дома, вывоз мусора и содержание придомовой территории. Размер платы за придомовую территорию в составе общей суммы неизвестен, неизвестны площадь территории и на каком основании она отмеряна. Более того, сама плата за содержание придомовой территории является весьма сомнительной…

С одной стороны, жильцы многоквартирного дома вроде как придомовой территорией пользуются. Но с другой стороны, они отношения к ней не имеют, совершенно ею не распоряжаются и абсолютно не имеют никакого влияния на то, что на этой территории происходит.

Квадратные метры беспредела

В то же время, в столице регулярно вспыхивают скандалы, когда на якобы придомовой территории впритык к другим домам начинается строительство, например, высотки, которая угрожает обвалить фундаменты соседних зданий и заслонить свет их жильцам. В таких случаях часто доходит до массовых драк между обитателями соседних домов и разного рода уголовным сбродом, которой застройщики нанимают под видом «охранных фирмам». Возмущенные жильцы при этом совершенно справедливо говорят о нарушении норм по плотности застройки и освещенности (инсоляции). Но в ответ им говорят, что нормы эти советские и устаревшие. Ведь «проклятая советская власть» беспокоилась, чтобы инсоляция трудящихся соответствовала хоть какими-то научно обоснованным показателям, а при нынешней «демократии», перефразируя вождя мирового пролетариата, «важнейшим из искусств является бабло».

В итоге, жильцы могут годами платить деньги за содержание земли, которую кто-то когда-то приберет к рукам! Ведь никаких правоустанавливающих документов на эту землю, как правило, не существует, о чем далее.

По сути, это такой дополнительный налог, который получает даже не местный бюджет, а коммунальные предприятия.

Конечно, жильцы близлежащих домов территорией пользуются. В конце концов, там надо убирать, потому что они там пачкают, и очень сильно. Но ведь они и на майдане пачкают, особенно, во время массовых гуляний по тому или иному поводу. Собственно, они везде пачкают. Хотя уборка майдана в квартплату вроде не входит, по крайней мере, пока, и оплачивается из городского бюджета. Тогда почему жильцы должны оплачивать придомовую территорию, к которой они формально не имеют никакого отношения так же, как и к майдану?

Кроме того, имеют место многочисленные случаи, когда платят за территорию жильцы, а пользуются ею другие лица. Чаще всего это происходит в центральных районах и в жилых домах, находящихся в оживленных местах. Здесь расположены разного рода торговые точки, увеселительные заведения, офисы, например, на первых этажах жилых домов или возле домов. Именно они вовсю пользуют территорию под строения, часто незаконные, для отстоя автотранспорта и так далее. Но платят за все жильцы. Еще раз подчеркнем: одни пользуются, а другие платят!

Ни справедливости, ни даже элементарной логики в этом нет по определению.

Деньги за воздух

Напомним, с 1 июля 2017 года столичная власть подняла плату за услуги по содержанию домов и придомовой территории в тех домах, которые находятся в коммунальной собственности. Причем плата была повышена сразу почти вдвое!

До повышения киевляне платили 2,8 за 1 кв. м при оплате до 20 числа следующего месяца и 3,3 грн за 1 кв. м при оплате после 20 числа.

Теперь же оплата производится по тарифу 5,8 грн за квадратный метр при оплате до 20 числа следующего и 6,43 грн — после 20 числа.

Сам факт наличия 10%-й скидки при оплате до 20 числа уже вызывает множество вопросов. Получается, что основной тариф можно спокойно снизить, и коммунальное хозяйство от этого совершенно не пострадает. Но в эти подробности вдаваться сейчас не будем, чтобы они не увели нас от главного.

В квитанциях плата за содержание домов и придомовых территорий стоит одной суммой, без разбивки на содержание того и другого. Допустим, содержание домов начисляется, исходя из площади квартиры и количества проживающих. Как начисляется плата за придомовую территорию – неясно, никто этого не поясняет, но похоже, что так же. Но это нонсенс!

Непонятно, сколько квадратных метров приписано к каждому дому. Непонятно, как эти метры распределяются по квартирам. Непонятно, сколько стоит отдельно содержание дома и отдельно содержание придомовой территории. Ведь территорию нужно только убирать, а в доме, кроме уборки, есть еще содержание и ремонт домовых коммуникаций, лифтов и так далее.

Кроме того, в районах с более низкой этажностью, например, с «хрущевками» и, соответственно, с меньшим количеством жильцов за содержание аналогичной придомовой территории придется платить в пересчета на домохозяйство больше, чем в «брежневских» девятиэтажках, тем более в современных высотках.

К тому же, в разных районах имеет место разная плотность застройки. Особенно плотной она является в современных кварталах с так называемым престижным жильем, где все сидят друг у друга на голове. В старых же кварталах плотность и этажность низкая, но платить за придомовые метры в пересчете на человека и/или квартиру придется больше.

К тому же, никаких норм нет. Каждый ЖЭК нарезает, сколько ему надо, чтобы поиметь больше денег с жильцов.

Часто приходится наблюдать, как работники ЖЭКов, например, на Оболони заборчиками отгораживают территорию, которую ЖЭК приписывает к тому или иному дому. На основании чего? Ответа нет. При этом отгораживают побольше, чтобы каждый метр к кому-то привязать и за его существование брать деньги на ровном месте.

Итак, насколько законно взимание с жильцов платы за то, на что они не влияют и чем очень часто не пользуются?

Платим за то, чего у нас нет!

Бывший министр жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко полагает, что «придомовая территория абсолютно не принадлежит жителям и не имеет ни одного землеустроительного документа», а потому «должна содержаться за счет городского бюджета».

Алексей Кучеренко

В эфире телеканала NewsOne он подчеркнул: «Жильцы домов не обязаны платить за придомовую территорию, так как она находится в муниципальной собственности. Придомовая территория абсолютно не принадлежит жителям, она не имеет ни одного землеустроительного документа, актов на землю. Мы не обязаны за нее платить вообще».

«Если город хочет, чтобы эта территория была наша, нужно с нами заключить сделку. Нужно ее выделить в натуре, показать нам акт на землю, ведь эта земля под домом наша, но у нас нет акта», — пояснил Алексей Кучеренко.

При этом, Кучеренко подчеркнул, что местная власть делает все, чтобы жители не получили этих актов на землю.

Здесь Кучеренко затронул давнюю проблему, которая в столице поднимается уже много лет. Все столичные власти, начиная с Черновецкого и даже Омельченко, «съезжают с темы», когда этот вопрос в очередной раз поднимается.

Суть проблемы состоит в том, что под подавляющее большинство многоквартирных жилых домов, особенно коммунальной собственности, землеотвода в столице не сделано. Более того, делать его никто не собирается. Причем именно потому, что это дает возможность манипулировать земельными участками и при удобном случае передавать их в «нужные руки», естественно, «не за просто так».

Особо циничной здесь выглядит позиция нынешней столичной власти во главе с городским головой Виталием Клично.

Вернемся в теперь уже давние 2009-2010 годы. В те былинные времена столицей правил сначала Леонид (Космос) Черновецкий, затем Черновецкий якобы на паях с неким Александром Поповым (ставленником регионалов), а затем сам Попов.

В те времена еще не было партии Кличко УДАР, а в столичной Киевраде заседал ее предшественник Блок Кличко, находившийся в оппозиции к тогдашней столичной власти Черновецкого и Попова. Будучи в оппозиции, Кличко и его команда ставили очень много правильных вопросов по землеотводам, по несправедливому тарифообразованию, а также по многим другим проблемам, включая незаконную плату за придомовые территории.

В частности, этим активно занималась тогдашний депутат Киеврады от Блока Кличко, позднее партии УДАР, Наталья Новак, являющаяся сейчас народным депутатом Украины от Блока Порошенко, в который, как известно, вошел УДАР.

В распоряжении автора имеется копия ответа Главного управления земельных ресурсов Киевской городской государственной администрации (КГГА) на запрос тогда еще депутата Киеврады от Блока Кличко Натальи Новак. В этом документе от 9 апреля 2010 года № 03-86/11275 за подписью исполняющего обязанности начальника управления А. Тарнопольского отмечается, что «границы придомовых территорий объектов жилищного фонда в городе Киеве не установлены и не утверждены в установленном законом порядке».

Виталий Кличко и Наталья Новак

Не установлены и не утверждены они и по сей день, хотя прошло более семи лет!

Но плату за содержание придомовой территории как взимали тогда, так и продолжают брать сейчас, регулярно ее увеличивая. Взимают незаконно!

Придомовая территория продолжает использоваться для циничного обмана граждан.