Проект изменения в коап 2018

Изменения КоАП РФ с 30 июля 2018 года

30 июля 2018 года вступает в силу новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодатели ввели административную ответственность за нарушение российского законодательства о теплоснабжении.

Редакцию КоАП РФ с 30 июля 2018 года изменил Федеральный закон от 19.07.2018 N 220-ФЗ, вступивший в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Законодатели ввели административную ответственность для пользователей систем теплоснабжения за такие действия, как:

  • ненаправление проекта схемы теплоснабжения для утверждения;
  • нарушение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;
  • нарушение порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее 500 тысяч человек;
  • невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Административная ответственность в сфере теплоснабжения

Законодатели добавили в КоАП РФ новую статью 9.24 «Нарушение законодательства о теплоснабжении». в соответствии с ней административным правонарушением стало:

  1. Ненаправление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения 500 тысяч человек и более или города федерального значения для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Также наказывается направление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения с нарушением требований. За такие деяния предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей.
  2. Неразмещение в установленные сроки информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения или проекту актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения либо итогового документа (протокола) публичных слушаний уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения 500 тысяч человек и более или органа исполнительной власти города федерального значения, уполномоченных на проведение публичных слушаний. За такое правонарушение должностное лицо также оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей.
  3. Неисполнение должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения менее 500 тысяч человек или должностным лицом органа местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, решения, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по результатам рассмотрения разногласий при утверждении схем теплоснабжения или актуализации схем теплоснабжения. В этом случае виновное должностное лицо получит предупреждение или административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.
  4. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее 5000 тысяч человек приведет его к предупреждению или наложению административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Повторное совершение этих административных правонарушений приведет к увеличению санкций. В частности, размер штрафа составит от 30 000 до 50 000 рублей. также должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет.

Кроме того, поправки внесли в статью 19.5 КоАП РФ . В соответствии с ее новой редакцией за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, должностное лицо ожидает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей. Повторное совершение такого административного правонарушения увеличивает административный штраф на должностных лиц до 50 000 рублей. Также может быть применена дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Уполномоченные органы

Еще одна новая статья 23.87 КоАП РФ называется «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения». В соответствии с ней федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.24 КоАП РФ и частями 34 и 35 статьи 19.5 КоАП РФ. Непосредственным рассмотрением таких административных дел занимаются:

  • руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, его заместители;
  • руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и их заместители.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ»

Минприроды России предлагает усилить административную ответственность за нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления

П роектом, в частности, предусматривается:

— дифференциация ответственности, установленной статьей 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» в зависимости от вида деятельности, при осуществлении которой было допущено нарушение экологических требований;

— установление специальных статей об административной ответственности за несоблюдение экологических требований в области обращения с веществами, разрушающими озоновый слой, и за несоблюдение экологических требований при обращении с химическими и другими загрязняющими веществами;

— введение отдельного состава административного правонарушения, связанного с несоблюдением экологических требований при обращении с отходами животноводства;

— увеличение размеров штрафов за нарушение законодательства об экологической экспертизе в отношении юридических лиц;

— установление административной ответственности за несвоевременное, либо не в полном объеме, либо недостоверное представление сведений производителями, импортерами товаров, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации;

— введение ответственности за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов и применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров;

— дополнение КоАП РФ статьей 8.41.1 «Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, уплачиваемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство товаров на территории Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров».

Все подробности и нюансы про изменения в ПДД Украины 2018

На самом деле, множество пугающих изменений в ПДД Украины, о которых говорят некоторые представители МВД и пишут различные издания, являются лишь еще не утвержденными планами правительства. А как известно, в нашем государстве планы далеко не всегда становятся реальностью.

И поскольку некоторые водители на сегодняшний день уже в край запутались, и не понимают, что происходит, мы четко и подробно расскажем, что же на самом деле с 1 января 2018 года изменилось для водителей, а что пока является лишь гипотетическими намерениями.

Во-первых, следует знать, что принимать изменения в различные законодательные акты, касающиеся ПДД, обязанностей и ответственности водителей имеет право, как Кабинет Министров Украины, так и Верховная Рада, но полномочия у них разные, ибо Верховная Рада – это законодательный орган, а Кабинет Министров – исполнительный.

А это значит, что КМ в данном случае может вносить только изменения в сами Правила, а также определять нормы выдачи тех или иных документов (к примеру, водительского удостоверения). Но вот вводить ответственность за административные нарушения, прописанные в Кодексе (то есть, различные штрафы и наказания), имеет право исключительно Верховная Рада.

Тот документ о штрафах, про который столько написано в сети (закон под номером 7286 от 14.11.2017), в Верховную Раду пока только подан, как проект. Он не проголосован, и пока никто с уверенностью не может сказать, когда и в каком виде это произойдет.

Так что пока забудьте о повышенных штрафах – их нет. А все эти гигантские суммы и сроки тюремных заключений, которые были озвучены многими, сейчас являются планами. После множества обсуждений в Раде они могут еще сто раз поменяться или и вовсе не быть утвержденными.

Закон об изменениях правил парковки Верховной Радой уже принят, но еще не подписан Президентом, а значит, пока тоже не вступил в действие.

И на сегодняшний день рабочих изменений пока не много.

1 января 2018 года вступили в силу такие изменения ПДД

Изменение направления

Поворот необходимо осуществлять так, чтобы во время выезда с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на полосе встречного движения, а в случае правого поворота следует двигаться ближе к правому краю проезжей части.

Выезд с перекрестка с круговым движением можно осуществлять с какой угодно полосы, если направление движения не определено дорожными знаками или разметкой, и это не создаст помех транспортным средствам, двигающимся в попутном направлении справа.

Основание: Постановление КМУ № 860 от 15.11.2017, изменения в п. 10.5 ПДД.

Скорость

Изменена допустимая скорость движения транспортных средств в пределах населенных пунктов – теперь она не должна превышать 50 км/ч.

Основание: Постановление КМУ № 883 от 10.11.2017, изменения внесены в п.12.4 ПДД.

Вместе с тем, стоит учитывать, что согласно пункту 12.8 ПДД, собственники дорог (или органы, на балансе которых они находятся) по согласованию с Нацполицией, могут на отдельных участках дорог устанавливать скоростные ограничения, дающие возможность двигаться с большей, чем 50 км/ч скоростью.

Проезд перекрестков, движение по кругу

  1. Перекресток, где очередность проезда определяется светофором или регулировщиком, считается регулируемым, и на нем не действуют знаки приоритета.

Если же на этом перекрестке нет регулировщика, а светофор не работает или работает в режиме желтого мигающего, он считается не регулируемым, и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками.

Основание: Постановление КМУ № 860 от 15.11.2017, изменения п.16.1 ПДД.

  1. На перекрестке равнозначных дорог водитель любого нерельсового транспорта должен уступать дорогу тем транспортным средствам, которые двигаются справа. Правило не распространяется только на перекрестки с круговым движением.

Этого правила должны придерживаться и водители трамваев.

На нерегулируемых перекрестках трамвай всегда имеет преимущество перед нерельсовым транспортом, кроме перекрестков с круговым движением.

Преимущество на нерегулируемых перекрестках с круговым движением, обозначенных знаком 4.10 (Круговое движение) дается транспортным средствам, которые уже двигаются по кругу.

Основание: Постановление КМУ № 860 от 15.11.2017, изменения п.16.12 ПДД.

Изменения порядка выдачи водительского удостоверения и допуска граждан к управлению ТС

  1. Теперь впервые выдаваемое водительское удостоверение с ограниченным правом управления ТС будет действительно 2 года.

Основание: Постановление КМУ N 885 от 10.11.2017, изменения в п.2.

  1. Если на протяжении 2-х контрольных лет водитель не совершит более 2-х правонарушений, права ему будут продлены.

При большем количестве нарушений водителю придется заново сдавать экзамены.

В случае лишения водителя прав на протяжении этих 2-х лет, ему также придется заново сдавать экзамены и проходить медосмотр.

Основание: Постановление КМУ N 885 от 10.11.2017, изменения в п.20.

  1. В случае утери, порчи или кражи удостоверения в этот 2-годичный срок выдается его замена, однако, срок такого удостоверения начинает заново отсчитываться от даты повторной выдачи.

На данный момент иных вступивших в действие изменений нет – ни увеличенных штрафов, ни изменений правил парковки, ни фото- и видеофиксации. А если они появятся и заработают, мы обязательно об этом расскажем дополнительно.

Еженедельный обзор важнейших изменений в законодательстве и практике за 9 – 15 апреля 2018 г.

На рассмотрение Госдумы внесены депутатские законопроекты:

№ 441399-7 «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств» о предоставлении Правительству РФ полномочий вводить ограничительные меры в отношении различных товаров и граждан США и других стран, которые приняли аналогичные ограничительные меры в отношении РФ. Первое чтение состоится 15 мая;

№ 442400-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» (инициаторы – А. Макаров и др.), в частности, о налогообложении операций, связанных с выходом из дочерних обществ и их ликвидацией, возвратом средств финансирования, а также уточнении отдельных правил налогообложения контролируемых иностранных компаний.

Принят Госдумой и направлен в Совет Федерации (следующее заседание – 18 апреля) закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» ( законопроект № 134557-7 ). Предусмотрена обязанность аудиторов уведомлять Росфинмониторинг в случае наличия любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма.

Первое думское чтение прошел правительственный законопроект № 367470-7
«О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения правил распределения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Госдума приняла в первом чтении законопроекты:

№ 288750-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии» (инициатор – Правительство РФ);

№ 223849-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о создании механизма пресечения распространения противоправной информации в социальных сетях (инициаторы – депутаты Л. Бокова и др.), а также сопутствующие поправки в КоАП РФ ( законопроект № 223871-7 );

№ 387276-7 «О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» об ответственности приглашающей стороны за непринятие мер по контролю соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели въезда и сроков пребывания в РФ (инициатор – Правительство РФ).

На рассмотрение нижней палаты внесены правительственные законопроекты:

№ 441858-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации»;

№ 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» о создании механизма обоснования инвестиций, а также введении понятия «технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций»;

№ 437961-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» о повышении порога участия иностранных юридических лиц в уставном капитале субъектов МСП.

Процедуру публичных обсуждений проходят проекты:

федерального закона «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Предусмотрено распространение запрета антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, на случаи заключения таких соглашений на торгах хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц;

постановления Правительства РФ об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в исключительной экономической зоне РФ;

приказа Минприроды России , в частности, об установлении порядка досудебного обжалования юридическими лицами результатов проверок, проведенных Росприроднадзором.

Независимую антикоррупционную экспертизу проходит проект постановления Правительства РФ об утверждении правил организации и выполнения работ по подтверждению соответствия в РФ.

Постановлением от 09.04.2018 № 430 скорректировало порядок работы Правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций;

Постановлением от 09.04.2018 № 431 уточнило правила предварительного согласования сделок, влекущих контроль иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над стратегическими хозяйственными обществами;

Постановлением от 12.04.2018 № 439 утвердило начальную (максимальную) цену контракта, при превышении которой заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах.

Обновлены административные регламенты:

выдачи Минздравом России разрешений на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения ( Приказ Минздрава России от 19.01.2018 № 20н );

выдачи Минпромторгом России лицензий и других разрешительных документов на экспорт и импорт отдельных видов товаров ( Приказ Минпромторга России от 18.10.2017 № 3624 ).


ДЛЯ СВЕДЕНИЯ

Указанием Банка России от 30.03.2018 № 4760-У определен порядок рассмотрения жалоб на отказ финансовых организаций от проведения операций или от заключения договора банковского счета (вклада).

Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11 обновлены формы и порядок уведомления об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории РФ.

При подготовке обзора использована информация официальных сайтов Президента РФ, Правительства РФ, Госдумы, министерств и ведомств, высших судебных органов, а также правовых баз данных.

Обзор изменений в законодательстве за июль 2018

1. Планируются изменения в 152-ФЗ

Опубликованы проекты двух документов, которые предлагают внести изменения в требования 152-ФЗ «О персональных данных» и в КоАП в части штрафов за их невыполнение:

Если предлагаемые изменения вступят в силу, то оператор, поручающий обработку ПДн третьему лицу, будет обязан надлежащим образом контролировать, что это третье лицо выполняет все установленные требования и не нарушает 152-ФЗ. А за нарушения можно будет и штраф получить, причем как оператору, так и обработчику ПДн (самое большее – до 30 тысяч рублей для юридических лиц).

На текущий момент в случае, если между оператором и обработчиком заключено «Поручительство об обработке ПДн», ответственность за выполнение установленных требований 152-ФЗ лежит не на операторе ПДн (т.е. не на том, кто поручил обработку), а на обработчике (т.е. на том, кому поручили обработку).

Однако пока неясно, как именно будет осуществляться контроль надлежащего исполнения требований. Возможно стоит ожидать новых проектов нормативных актов, закрепляющих данную процедуру, либо все сведется к бюрократическим формальностям.

2. Запуск Единой биометрической системы идентификации личности – 1 июля 2018 г.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 №482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля на коммерческой основе запускается Единая биометрическая система идентификации личности (ЕБС). Это означает, что госорганы, банки и иные организации получают право собирать биометрические данные граждан и устанавливать по ним личность.

Для проекта на государственном уровне выбраны два типа биометрии: голос и лицо, причем не по отдельности, а вместе. В будущем возможно подключение других биометрий, в частности, радужной оболочки глаз и рисунков вен.

Оператором системы назначен ПАО «Ростелеком». Он и обеспечит сбор, обработку и хранение биометрических ПДн и их проверку.

На начальном этапе введения системы клиентам будут доступны только простые операции вроде перевода внутри своих счетов, в дальнейшем с ее помощью можно будет оформлять кредиты и ипотеки. В перспективе систему планируют распространить на госуслуги, образование, здравоохранение и другие сферы.

В рамках этой деятельности также опубликовано несколько сопутствующих документов. В отношении информационных технологий и средств, которые обрабатывают биометрические ПДн, определяются требования и формы соответствия этим требованиям.

Касательно же граждан РФ определяется порядок обработки биометрических ПДн, а также установления взаимного соответствия предоставляемых ПДн и данных из ЕБС.

Утверждены следующие приказы Минкомсвязи:

Порядок определяет процедуру обработки параметров биометрических ПДн, а также их размещения и обновления в ЕБС.

Так, с Вас возьмут изображение лица и запись голоса при Вашем личном присутствии. Затем данные автоматически проверяются, и создается биометрический шаблон. Хранить его будут не менее 50 лет, а вот идентифицировать личность можно не более 3 лет со дня сбора сведений. Однако Вы всегда можете обновить ПДн по истечении этого срока.

Данные будут размещаться в ЕБС, если гражданин РФ прошел процедуру регистрации в единой системе идентификации и аутентификации сведений (ЕСИА).

Кроме того, приказом утверждены требования к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических ПДн в указанных целях.

Утверждены формулы определения степени взаимного соответствия предоставленных ПДн и данных, хранящихся в ЕБС.

Оператор ЕБС предоставляет государственным органам, банкам и иным организациям результаты проверки биометрических ПДн гражданина без его личного присутствия только в том случае, если степень взаимного соответствия не ниже 0,9999.

Утверждены типовые шаблоны для подтверждения соответствия установленным требованиям информационных технологий и технических средств, предназначенных для обработки биометрических ПДн в целях проведения идентификации.

Если банк запрашивает сведения о степени соответствия биометрических ПДн гражданина сведениям, содержащимся в ЕБС, ему придется заплатить 200 рублей при каждом обращении.

Приняты следующие Постановления:

Определены правила фиксирования действий уполномоченных сотрудников госорганов, банков и иных организаций при размещении ими биометрических ПДн граждан РФ в ЕБС и ЕСИА:

  • должна проводиться идентификация и аутентификация сотрудника по его номеру СНИЛС;
  • действия сотрудников должны протоколироваться в электронной форме.

Органы и организации должны обеспечивать хранение указанной информации в течение 5 лет с даты размещения сведений о гражданине.

В Постановлении определен состав сведений, размещаемых в ЕБС и ЕСИА, а именно:

  • биометрические ПДн физического лица – гражданина РФ (изображение лица и запись голоса);
  • основной государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, разместившего биометрические ПДн гражданина в ЕБС;
  • СНИЛС уполномоченного сотрудника, разместившего биометрические ПДн;
  • идентификатор учетной записи в ЕСИА.

Перед размещением сведений в ЕСИА и ЕБС уполномоченные госорганы и организации проводят идентификацию граждан в соответствии с закрепленными требованиями.

Требования применяются при идентификации, проводимой при личном присутствии гражданина. Будет также проверяться, что гражданин не включен в перечень физлиц, причастных к экстремизму или терроризму. В Постановлении перечислены сведения и документы, которые предоставляют граждане при процедуре идентификации.

С хранением информации о гражданах связаны и не стихающие обсуждения нашумевшего «пакета Яровой»

3. С 01.07.2018 г. вступили в силу требования к хранению сообщений по пакету законов о противодействии терроризму

Вступил в силу абзац 4 подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» » – так называемого «пакета Яровой».

Это означает, что операторы связи обязаны начать хранить данные своих пользователей, включая записи разговоров, переписку, видео, изображения и сопутствующую информацию. Хранить все это придется в течение полугода.

А вот уровень ответственности операторов и интернет-компаний за неисполнение требований «закона Яровой» до сих пор не определен.

Кроме того, 26 июня 2018 года правительство РФ опубликовало Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 №728 «Об утверждении Правил хранения организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет », которое разъясняет нормы «пакета Яровой» в отношении интернет-сайтов, мессенджеров и других сервисов. В документе уточняется, что все организаторы распространения информации обязаны хранить трафик пользователей в течение шести месяцев. Речь идёт о голосовой информации, изображениях, звуках, видеозаписях и электронных сообщениях интернет-пользователей.

Это серьёзное ужесточение «пакета Яровой» с учётом того, что от интернет-провайдеров требуется хранить трафик пользователей только в течение 1 месяца.

Однако в соответствии с п.2 документа, данные требования распространяются только на граждан РФ. Это означает, что если вы пользуетесь зарубежным VPN, то на вас правила могут не распространяться. В этом случае сайты и мессенджеры не обязаны хранить ваши сообщения.

А тем временем назревают поправки в УК РФ относительно негласного получения информации

4. ФСБ предлагает ввести ответственность за скрытое применение диктофонов и камер в смартфонах

ФСБ России вынесла на общественное обсуждение поправки в УК РФ и КоАП, в которых предлагается определить термин «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации».

Сейчас определения таких технических средств нет. Новое определение специальных технических средств, в редакции ФСБ России, выглядит таким образом.

О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 1 Дополнить статью 1381 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2011, № 50, ст. 7362; 2015, № 24, ст. 3367; 2016, № 27, ст. 4258; 2017, № 31, ст. 4799) примечанием следующего содержания:

Примечание. Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя).

В теории под такие специальные средства будут подпадать и многочисленные приложения для смартфонов с функциями с записи аудио, видео и фото в скрытом или неявном режиме.

В результате, в зоне риска могут оказаться как продвинутые приложения-диктофоны (или камеры), так и привычные многим программы для удалённого администрирования компьютера. В пояснительной записке к поправкам так же не уточняется, в чем именно заключаются признаки тайного или неочевидного получения информации либо доступа к ней.

The last but not the least – долой зарубежные технологии! (нет ☺)

5. Новый виток импортозамещения

Сразу оговорюсь: это именно рекомендации, и никто не обрушит на Вас небесную кару за использование зарубежного офисного ПО.

В частности, определены требования к назначению работника, ответственного за переход на использование отечественного офисного ПО. Кроме того, в документах по информатизации (программах, стратегиях, концепциях и т. п.) для госорганов необходимо предусмотреть положения и мероприятия, направленные на приоритетное использование российских информационно-телекоммуникационных систем и отечественного офисного ПО.

Переход рекомендуется осуществлять с использованием ПО, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и которое соответствует дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ. Кроме того, в рекомендациях приведены формы документов, составляемых в рамках мероприятий.

К офисному ПО относятся в т. ч. операционная система, коммуникационное ПО, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный, текстовый редактор и средства антивирусной защиты.

До встречи в следующем месяце!