Семейный кодекс сз рф

Проект федерального закона N 492630-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» (внесен Правительством РФ) (принят в первом чтении 17.07.2018) (не действует)

Проект федерального закона N 492630-7
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»
(вносится Правительством Российской Федерации)

Абзацы первый и второй пункта 1 статьи 11 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16) изложить в следующей редакции:

«1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака.».

Внести в Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6394; 2013, N 30, ст. 4075; 2015, N 1, ст. 70; 2016, N 26, ст. 3888; 2018, N 1, ст. 56) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 26:

после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:

«выбранные дата и время государственной регистрации заключения брака»;

2) пункты 2 и 3 статьи 27 изложить в следующей редакции:

«2. Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния.

Дата и время государственной регистрации заключения брака определяются лицами, вступающими в брак, при подаче ими совместного заявления о заключении брака в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, посредством выбора доступных даты и времени из интервалов, определенных выбранным органом записи актов гражданского состояния в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

Выбранные дата и время государственной регистрации заключения брака в дальнейшем не могут быть изменены, кроме случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

3. По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, заключение брака и государственная регистрация заключения брака могут быть произведены до истечения месяца со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Семейного кодекса Российской Федерации.

По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, дата и (или) время государственной регистрации заключения брака, определенные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, могут быть изменены руководителем органа записи актов гражданского состояния.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2018 года.

Статья 168. Порядок введения в действие настоящего Кодекса

1. Ввести в действие настоящий Кодекс с 1 марта 1996 года, за исключением положений, для которых настоящим Кодексом установлены иные сроки введения в действие.

2. Признать утратившими силу с 1 марта 1996 года:

Кодекс о браке и семье РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969, N 32, ст. 1086), за исключением раздела IV «Акты гражданского состояния», который действует в части, не противоречащей настоящему Кодексу, впредь до принятия федерального закона об актах гражданского состояния;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1969 года «О порядке введения в действие Кодекса о браке и семье РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969, N 43, ст.1290).

3. Со дня введения в действие настоящего Кодекса признать не действующими на территории Российской Федерации:

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 241);

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1968 года «О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 39, ст. 353);

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 года «Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1967, N 30, ст. 418);

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1985 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1985, N 6, ст. 101).

Комментарий к Ст. 168 СК РФ

1. Как правило, принимая кодифицированные акты, законодатель параллельно принимает федеральные законы о введении в действие того или иного кодекса . При разработке и принятии СК РФ законодатель пошел другим путем, поместив в «тело» настоящего Кодекса специальный раздел, посвященный вводным (переходным) положениям данного документа.
———————————
См., например: Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302; от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15.

2. По общему правилу, установленному Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» , федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Однако данным актом предусматривается возможность установления другого порядка вступления закона в силу. При этом необходимо, чтобы этот (иной) порядок был установлен непосредственно в самом законе. Законодатель использовал данную возможность, установив, что основные положения комментируемого Кодекса вступили в силу с 1 марта 1996 г.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

Причин того, что комментируемым Кодексом предусмотрен период от опубликования до введения в действие, — две. Необходимо было время, во-первых, для подготовки и принятия всего пакета нормативно-правовых актов, вытекающих из Кодекса; во-вторых, для изучения данного документа как правоприменительными органами, так и гражданами, заинтересованными в защите своих прав и законных интересов.

3. Специальные сроки введения в действие отдельных статей СК РФ установлены в ст. 169 (см. данную статью и комментарий к ней).

4. В п. 2 комментируемой статьи дается перечень законодательных актов, утративших силу в связи с введением в действие СК РФ. Следует обратить внимание на то, что был принят Федеральный закон от 18 октября 1997 г. N 132-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации» , где перечень законодательных актов, утративших силу в связи с принятием СК РФ, был существенно расширен.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4731.

Статья 151 СК РФ. Утратила силу с 1 сентября 2008 г.

Новая редакция Ст. 151 СК РФ

Статья 151. Утратила силу с 1 сентября 2008 года — Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.

Комментарий к Статье 151 СК РФ

Комментарий временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 151 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Договор о передаче ребенка в семью на воспитание является консенсуальньм, возмездным, двусторонне-обязывающим. Его сторонами являются орган опеки и попечительства и приемные родители. Существенным условием такого договора является его срок. Подробнее об этом договоре см. ст.152 СК РФ и комментарий к ней.

2. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3721) утверждено Положение о приемной семье. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения .родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) (см. ст.145-150 СК РФ и комментарий к ним). Общее число детеи в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно Приложению N 1 к Положению о приемной семье. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно Приложению N 2 к Положению о приемной семье. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

4. Для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

5. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства РФ.

Основные изменения в семейный кодекс 2016

Я, юрист Вячеслав Кудрявцев, специализируюсь на семейных делах. За 5 лет работы участвовал в рассмотрении десятков самых различных семейных вопросов. Если у вас есть семейные сложности, будьте уверены: обратившись ко мне, вы получите самую квалифицированную юридическую помощь и решите свой вопрос наилучшим образом. Не откладывайте решение — звоните прямо сейчас.

Обзор с кратким комментарием важнейших изменений 29 и 30 декабря 2015 года в Семейный кодекс Российской Федерации.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст.2), Федеральным законом от 30.12.2015 N 457-ФЗ «о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» носят в своей большей части существенный характер для ее правоприменения. Однако, обо всем по порядку.

Итак, проведем анализ предшествующей и настоящей редакции СК РФ.

Старая редакция

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Новая редакция

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из изложенного, мы наглядным образом видим расширения предмета Семейного права, закрепленного действующим законодательством. Т.е. на теоретическом уровне можно сказать, что законодатель существенно расширил предмет регулирования, однако, не все так однозначно. Данные положения «порядок осуществления и защиты семейных прав», «выявление детей, оставшихся без попечения родителей», «временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» хотя напрямую в ст. 2 СК РФ не были закреплены, но исходя из тех НПА, которые входят в состав основных законов (источников) семейного права и так на сегодняшний день уже регулировали предмет, ведь семейное законодательство состоит не только из одного СК РФ, но также, как и другие кодифицированные документы, еще из ряда законов и подзаконных актов и т.д. Например, порядок осуществления и защиты семейных прав содержится в общеправовом (конституционном) принципе права на судебную защиту (ст.46, 47 Конституции РФ), а также в нормах части первой ГК РФ, ГПК РФ. Что касается «выявления детей, оставшихся без попечения родителей» и «временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то данные положения отражены в Федеральном законе от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и т.д.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, то на практическое применение, данная норма влияние никакого не оказывает, т.к. это все так или иначе по факту регулировалось «семейным законодательством».

Пункт 2 статьи 8 СК РФ изложен также в новой редакции

Старая редакция

Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса.

Новая редакция

Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.

Также, с моей точки зрения, как и указано выше, для правоприменения никаких новшеств не возникает, т.к. Защита семейных прав, как и защита иных прав (гражданских, трудовых и т.д.) не может регулироваться лишь только одним источником права с учетом действующих реалий. Т.к. деятельность специальных органов, иных лиц урегулирована своими законами и инструкциями, которые в свою очередь необходимо применять (исполнять) лицами, обратившимися за защитой своих прав. Таким примером может служить и Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», хотя в СК РФ как способ защиты медиация не предусмотрена, но на практике ее возможно применение, как не противоречащее нормам СК РФ.

Пункт 2 статьи 21 СК РФ

Старая редакция

Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и другое).

Новая редакция

Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния, в том числе отказывается подать заявление.

Данное положение приведено в соответствие с положениями п.4 ст. 33 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об актах гражданского состояния», которое предусматривает лишь совместную подачу заявления о гос. регистрации расторжения брака, но никак не обязательную явку, т.е. сама норма закрепляет возможность по поданному заявлению расторгнуть брак в присутствии хотя бы одного из супругов.

Абзац 1 пункта 3 статьи 35 СК РФ

Старая редакция

Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Новая редакция

Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Законодатель расширяет перечень сделок, подлежащих обязательному получению «нотариального» согласия. В данном случае норма действительно в изменяемой части устарела, в целях устранения нарушения (злоупотребления) правом одним из супругов законодатель вводит в действие общее понятие сделок с гос. регистрацией, а не только недвижимость.

Статья 37 СК РФ

Старая редакция

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

Новая редакция

Имущество каждого из супругов может быть признано судом их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

На мой взгляд, указанная норма стала более несовершенной, чем в предыдущей редакции. Ее можно понять с нескольких точек зрения и в зависимости от той позиции, которую занимает сторона.

Если смотреть с одной стороны, то теперь признать имущество каждого из супругов их совместной собственностью может исключительно суд. А как же право на соглашение, как о разделе имущества, так и брачном контракте? Похоже, законодатель создает какие-то проблемы.

Если смотреть с другой стороны, то оговорка «может быть признано судом» дает о себе понятие, что в принципе и не только судом. Вроде и до этого при рассмотрении вопроса о разделе имущества, суд мог признать имущество совместным, если у сторон относительно него возникали споры. Остается только надеяться на разъяснения ВС РФ.

Пункт 2 статьи 38 СК РФ

Старая редакция

Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.

Новая редакция

Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено.

Осмелюсь возразить на действия законодателя ввиду следующего. В нашей стране знание законодательства может быть поставлено под сомнение, тем более «простыми» гражданами. Постановлением Конституционного суда РФ № 4-П от 23.02.1999 года уже установлено, что гражданин является экономически слабой стороной, нуждающейся в особой защите своих прав. Если добавить к этому еще и тот факт, что раздел имущества является для таких лиц «не совсем приятным занятием», когда каждый хочет урвать кусок, да и побольше, напрашивается вопрос. для чего обязательную нотариальную форму? Чтобы завалить потом, итак перегруженный, суд исковыми заявлениями при нежелании совместного похода к нотариусу? А если граждане так и не узнают, что нужна нотариальная форма и просто письменно разделят. потом исковое об оспаривании сделки?

И кстати, в последнем случае будет все уж и не так понятно, т.к. п. 58 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» нам говорит, что если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона приняла исполнение и уклоняется от такого удостоверения, суд по требованию стороны, исполнившей сделку, вправе признать сделку действительной.

По моему мнению, принятие в данной части именно такой поправки является крайне неосмотрительным. Редакция статьи была понятной и в должной степени разумно применяемой.

Пункт 2 статьи 51 СК РФ

Старая редакция

Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка — по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса), или отец записывается согласно решению суда.

Новая редакция

Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка — по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка (пункт 3 статьи 48 настоящего Кодекса), или отец записывается согласно решению суда.

Данное изменение приведено в соответствии с положениями Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ, где упомянутый в данной статье пункт 4 статьи 48 считается пунктом 3 указанной статьи.

Пункт 2 статьи 62 СК РФ

Старая редакция

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

Новая редакция

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

В новой редакции законодатель устанавливает в императивном порядке назначение опекуна ребенку до достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет.

Пункт 3 статьи 66, абзац 2 пункта 3 статьи 67, пункт 1 статьи 79, п.2 статьи 112 СК РФ Слова «гражданским процессуальным законодательством» заменены словами «законодательством об административных правонарушениях и (или) законодательством об исполнительном производстве».

С точки зрения законодателя — правильная позиция, т.к. закрепленные в этих нормах меры привлечения к ответственности и меры принудительного исполнения судебных постановлений в ГПК РФ в данной части не закреплены (утратили силу) и регулируются законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве.

Абзац 7 статьи 69 СК РФ

Старая редакция

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Новая редакция

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Новая редакция закона представляет более расширенный перечень оснований, в соответствии с которыми возможно лишение родительских прав. Так дополнительными основаниями к лишению родительских прав законодатель предусмотрел такие умышленные преступления против жизни или здоровья не только своих детей и супруга, но и другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Своими поправками законодатель в вершину всего ставит приоритет семьи, однако, в случае установления такого широкого спектра лиц, нет объяснения, чем же отличаются преступления против указанных лиц от преступлений в отношении иных лиц. или законодатель предпочитает и в дальнейшем их перевести в отдельную категорию УК РФ как «преступления против жизни и здоровья своего ребенка, родственников и супруга». что также не совсем логично.

Статья 75 СК РФ

Старая редакция

Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в котором находится ребенок.

Новая редакция

Родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителя с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок.

В действительности новая редакция содержит более правильную форму, указывая, что ограниченными родительские права бывают не сразу у обоих родителей и, следовательно, при такой формулировке на практике у судов и иных правоприменителей (ООиП и т.д.) могли возникнуть вопросы относительно того, если обратится один из родителей за разрешением на контакт с ребенком, и т.к. старая редакция формулирована во множественном числе, то ее понимание неоднозначно и носит, в т.ч. корупциогенный характер.

Абзац 5 пункта 1 статьи 90 СК РФ

Старая редакция

Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

  • бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
  • нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы;
  • нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
  • нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Новая редакция

Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

  • бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
  • нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы;
  • нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
  • нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Таким образом, установив изменение в а.5 добавлением слова «бывший», законодатель устранил противоречия в правовом понимании. Т.е. старая редакция в ее буквальном понимании указывала на возможность получения алиментов нуждающемуся супругу, т.е. действующему, хотя наименование статьи и предусматривало, как «Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака».

В абзаце 1,2 пункта 1, абзаце 1 пункта 2, абзаце 1,2 пункта 3 статьи 125 СК РФ, подпункте 7 пункта 1 статьи 127 СК РФ слова «установлении усыновления» заменены словом «усыновлении» По моему мнению, не носят никакой правовой нагрузки, исправлены в лингвистических целях.

Список использованных нормативно-правовых актов и судебной практики:

  1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета, № 220, 20.11.2002.
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ Часть первая (в ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2012 г., № 10, ст. 1162.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 21.05.1999 г. № 120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции от 23.11.2015). // Российская газета, № 121, 30.06.1999.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 28.11.2015) // Российская газета, № 24, 20.11.1997.
  9. ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2008.
  10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 28.11.2015) // Российская газета от 27 декабря 1996 г.
  11. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. от 28.11.2015) // Российская газета, № 94, 30.04.2008.
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 16.04.2001 № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ. 2001. № 17.
  13. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением» (ред. от 16.12.2014) // Российская газета, № 257, 16.11.2006.
  14. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (ред. от 10.09.2015) // Российская газета № 72, 13.04.2000.
  15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»// Российская газета, № 92, 03.05.2006.
  16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 15 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» // Российская газета, № 219, 18.11.1998.
  17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 (в ред. от 06.02.2007 года) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Российская газета, № 110, 10.06.1998.
  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, № 140, 30.06.2015.
  19. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года „О банках и банковской деятельности“ в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Веселяшкина и Н.П. Лазаренко» // Российская газета, № 40, 03.03.1999.
  20. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.07.2011) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 7, июль, 2012.

Нужен ли России новый Семейный кодекс? (Крашенинников П.В.)

Дата размещения статьи: 12.12.2017

Современный Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) был принят в 1995 г., вобрав в себя то лучшее, что осталось от советского семейного права, с учетом новых Конституции и первой части Гражданского кодекса, которые, как мы знаем, не обошли вниманием и институт семьи.
Фундаментальное значение для общества имеет то, что Семейный кодекс РФ основан на классических семейных ценностях, которые характерны для большинства многонационального населения России. В их числе прежде всего запрет однополых браков (ст. ст. 1, 12 СК РФ), недопустимость полигамных браков (ст. 14 СК РФ), добровольность брака и признание его при условии государственной регистрации в органах ЗАГС (ст. ст. 1, 10 — 12 СК РФ), построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (ст. 1 СК РФ), невмешательство в личную жизнь (ст. 152.2 ГК РФ).
Семейная сфера правового регулирования требует очень взвешенного и аккуратного регулирования. Государству и обществу, коммерческим и некоммерческим организациям недопустимо бездумно вмешиваться в личные дела супругов, родителей и детей, других членов семьи. Из истории нам известны разные примеры вмешательства, начиная от Законов Ману, регламентирующих жизнь в семье и в соответствии с которыми «муж обязан был учить жену поведению и мог ударить ее три раза по спине расщепленной тростью, веревкой или рукой», и заканчивая «налогом на бездетность» , действовавшим с 1941 г. до начала 90-х годов XX в., взимаемым с граждан, достигших возраста 20 лет, и стимулировавшим к созданию семьи и рождению детей.
———————————
Указ Президиума ВС СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» // Ведомости ВС СССР. 1941. N 42.

Семейный кодекс учитывает сложившиеся веками традиции и подходы к семейным ценностям всего многонационального народа восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации, закрепляя равенство прав супругов в семье, определяя добровольность брачного союза как союза мужчины и женщины, отдавая приоритет воспитанию детей в семье и устанавливая различные формы устройства детей, оставшихся без попечения.
В последнее время нередко звучат предложения о необходимости коренной реформы семейного законодательства и даже о передаче правового регулирования семейных отношений в сферу гражданского права, исходя из того что многие институты характерны как для гражданского, так и для семейного права, и некоторые нормы повторяются в кодифицированных актах (режим имущества супругов, в том числе договорный, опека и попечительство и др.). Эта история не нова, и восходит она своими корнями к дискуссии 30 — 40-х годов XX в. о соотношении гражданского и семейного права.
Интересно, что первый Кодекс в нашей стране был посвящен именно браку и семье. В 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве . Данный закон не только кодифицировал нормы семейного права, но и был тяжелым испытанием для действовавшего тогда режима, и при этом все-таки своевременным ответом на идею свободы от брака , на раннекоммунистическую идею заменены семейного воспитания общественным .
———————————
СУ РСФСР. 1918. N 76 — 77. Ст. 818.
См.: Арманд И.Ф. О женском вопросе. 1912.
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М.: Госполитиздат, 1948. С. 83.

Через восемь лет, в 1926 г., в РСФСР уже действовал Кодекс законов о браке, семье и опеке , создавший предпосылки выделения семейных отношений для регулирования самостоятельной отраслью законодательства. Многие ученые обосновывали различия между семейным и гражданским правом, и их доводы звучат не менее убедительно, чем это было 70 — 80 лет назад, учитывая значительный личный характер отношений, лежащих в основе брака, рождения детей, создания и жизни семьи.
———————————
Постановление ВЦИК от 19 ноября 1926 г. «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке» // СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 612.

Развитие договорных отношений, какое бы оно ни оказывало сильное влияние не только в супружеских, но и в родительских отношениях, не может быть противопоставлено личным связям в семье, а также многочисленным императивным нормам, благодаря которым обеспечивается защита несовершеннолетних, нетрудоспособных и иных слабых в правовом и экономическом отношении участников семейных отношений. Еще К.П. Победоносцев обращал внимание на то, что «семейственные отношения составляют основной элемент общественных, государственных отношений и сохраняют это свойство навсегда. . В прочих юридических гражданских отношениях мы видим отношение лица к вещи или отношение к лицу по поводу вещи — имущество, собственность. Здесь отношения между лицами не ограничиваются понятием о собственности или имуществе, но личность относится к личности во всей своей целости. Там отношение лица к лицу проистекает из личной воли, служащей источником и двигателем отношений. Здесь отношения возникают независимо от личной воли, но одно лицо тяготеет к другому вследствие необходимой природной связи, и притом так, что исключается возможность безусловного распоряжения одного лица другим. Эти отношения несравненно в меньшей степени, чем все другие, поддаются и подлежат юридическим определениям: именно по своей цельности, именно потому, что в них много элементов, которых не может и не должно обнимать юридическое определение, как не может оно спуститься в глубину совести и нравственного чувства» .
———————————
См.: Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: права семейственные, наследственные и завещательные. Классика российского права. URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/16/page_1.html#4.

Действующий Семейный кодекс Российской Федерации является одним из самых стабильных кодифицированных актов страны. За более чем двадцатилетний срок его действия в Кодекс было внесено всего 27 изменений, из которых более четверти носят технический характер или связаны с изменениями в системе органов государственной власти и местного самоуправления, организационно-правовых форм юридических лиц. Лишь одна норма Семейного кодекса РФ признана неконституционной. Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» абзац десятый пункта 1 статьи 127 признан не соответствующим статьям 7 (часть 2), 19 (часть 1), части 1 и 2 ст. 38, 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации прежде всего в той мере, в какой предусмотренный им запрет на усыновление детей распространяется на лиц, имевших судимость за преступления, указанные в качестве ограничения для усыновления, но при этом не относящиеся к тяжким и особо тяжким преступлениям, а также к преступлениям против половой неприкосновенности.
Наиболее важные изменения в СК РФ за период его действия были связаны с расширением перечня оснований лишения родительских прав и возложением на органы опеки и попечительства обязанности назначать опекуна ребенку несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет , приведением в соответствие с изменениями гражданского законодательства о сделках , интеллектуальной собственности , законодательством об образовании , о государственной регистрации актов гражданского состояния , изменения в процедурах передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей, оставшихся без попечения родителей , индексации алиментов и усиления ответственности за уклонение от их уплаты и др.
———————————
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть I). Ст. 77.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть I). Ст. 11.
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3808; Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3477.
Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования государственной регистрации актов гражданского состояния» // СЗ РФ. 2012. N 47. Ст. 6394.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3459; Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7029.
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7041.
Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 115 Семейного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3124.

Коренная реформа (читай — ломка) семейно-правового регулирования опасна, а некоторые особенно радикальные предложения иногда явным образом направлены против семейных ценностей. Предложения о введении отдельных видов мер ювенальных технологий влекут неоправданное вмешательство государства в жизнь семьи, ограничение прав родителей воспитывать детей в духе традиционных нравственных ценностей и в целом серьезно угрожают семье, нарушая принцип приоритета семейного воспитания ребенка. Задачей органов опеки и попечительства, как и государства в целом, должен стать не тотальный контроль за семьей, а прежде всего меры по оказанию родителям, оказавшимся в тяжелой ситуации, определенной помощи, содействие в улучшении ситуации ребенка с сохранением семейного воспитания. Механизмы решения такого рода проблем разнообразны. С семейно-правовой позиции необходимо отдать приоритет не административному, а судебному порядку отобрания ребенка, и только в случаях, прямо установленных законом, — усилению мер ответственности в отношении недобросовестного поведения представителей органов опеки и попечительства, использованию институтов компенсации ущерба и морального вреда, причиненного родителям и ребенку в случае неправомерного применения административных мер, и др.
Относительно периодически высказываемого тезиса о включении семейного права в качестве раздела Гражданского кодекса РФ по аналогии с рядом зарубежных стран (Германия, Греция, Италия, Испания, Франция) следует отметить, что подобного рода предложения не всегда учитывают то разнообразие семейных традиций, которые существуют у народов России, чем не может «похвастаться» ни одно из названных государств, сочетания разных религий (православия, мусульманства и др.), что находит отражение в отнесении семейного законодательства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. 1 ст. 3 СК РФ). Кроме того, не следует забывать, что ст. 4 СК РФ позволяет применять к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений, а в соответствии со ст. 5 СК РФ в случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). В силу аналогии права также подлежат применению принципы не только семейного, но и гражданского права.
———————————
См. подробнее: Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева, О.А. Рузакова; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.

Нередко Семейный кодекс РФ «ругают» за отсутствие в нем ключевого понятия «семьи», которое имеет значение и для других отраслей права. Действительно, определение понятия семьи, а также членов семьи, родственников, свойственников чрезвычайно важно и для гражданского, жилищного, процессуальных, а также других отраслей права и законодательства. В связи с этим трудно забыть судебную практику 2005 — 2007 гг., когда на основе норм ст. 31 Жилищного кодекса РФ ребенок мог быть признан бывшим членом семьи родителя — собственника жилого помещения. В 2007 г. было дано разъяснение, согласно которому право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака между его родителями (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2007 г., вопрос 4 ). Проблема различного толкования заключалась в том, что семейное и жилищное законодательство используют разные критерии в понимании семьи. Семейное право отдает приоритет узам брака, родства, принятию детей на воспитание в семью, а для жилищного законодательства решающим является факт совместного проживания.
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007) // СПС «КонсультантПлюс».

Определение «семьи» не характерно для российского законодательства. На отсутствие ясности в понимании термина «семья» обращалось внимание и до революции .
———————————
Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 483.

Ни Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г., ни Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г., ни Кодекс о браке и семье 1969 г. не давали определения семьи. Лишь Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для целей, предусмотренных законом, предлагает понимать под семьей лиц, связанных родством и (или) свойством, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство , не учитывая при этом лиц, не связанных родством или свойством, но находящихся в семье под опекой или попечительством.
———————————
Закон РСФСР от 30 июля 1969 г. «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1086.
Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.

Несмотря на отсутствие унифицированного понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права, ученые не оставляли попыток сформулировать это понятие в науке. Еще Г.Ф. Шершеневич писал, что «семья представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих» . Невозможно перечислить все предложения дореволюционных, российских, советских, зарубежных специалистов , предлагавших те или иные конструкции данного понятия в разной степени его отраслевой унификации. Не обошел эту проблему вниманием и Конституционный Суд Российской Федерации, мнением которого нельзя пренебречь. В Определении от 5 июля 2001 г. N 135-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Костромской областной Думы о толковании понятия «семья» , содержащегося в статье 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации» было отмечено, что выявление в процессе абстрактного толкования нормативного содержания понятия «семья», наполняемого, в зависимости от целей правового регулирования, различным юридическим содержанием, потребовало бы согласования федеральных законов в части, содержащей разные основания для установления круга лиц, составляющих семью.
———————————
См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 406.
См., например: Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В 3 т. / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. Т. 2. С. 1 — 2; Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 43; Мананкова Р.П. Правовые проблемы членства в семье. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1985. С. 23 — 25; Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 2 — 6, и др.
СПС «КонсультантПлюс».

Безусловно, во многом терминология, отдельные институты семейного права носят межотраслевой характер, а последние зачастую существенным образом влияют и на решение социальных, демографических и т.п. проблем. В настоящее время в качестве мер по их решению звучат весьма разнообразные предложения, иногда абсолютно противоположной направленности: от введения используемых в некоторых европейских странах «беби-боксов» (Австрия, Чехия, Германия, Италия и др.) до уголовной ответственности за их организацию до полного запрета абортов. Запреты абортов действуют в большинстве своем в ряде мусульманских государств (Афганистан, Бангладеш, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Саудовская Аравия и др.).
Истории российского законодательства, в том числе уголовного, известны последствия запрета прерывания беременности. Так, Постановление ЦИК СССР N 65, СНК СССР N 1134 от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» повлекло в 30-е и особенно в послевоенные годы рост криминальных абортов и женской смертности, что повлекло принятие 23 ноября 1955 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» , предоставившего женщине право самой решать вопрос материнства. Здесь уместно вспомнить замечательное произведение Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», по которому, кстати, снят замечательный фильм. Проблемы и трагические последствия запрета абортов там показаны достаточно наглядно.
———————————
СЗ СССР. 1936. N 34. Ст. 309.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. N 22. Ст. 425.

Что касается оставления новорожденных в «беби-боксах», то здесь следует говорить о сохранении жизни новорожденного человека, а не о семейном воспитании. Неоднозначны законодательство и практика Европы в этих вопросах. Так, согласно параграфу 27 Акта 1861 г., принятого объединенным парламентом Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, о преступлениях против личности закон определяет мать, оставившую своего ребенка младше двух лет, как лицо, совершившее преступление, влекущее до пяти лет лишения свободы. В Бельгии распространение информации о «беби-боксах» рассматривается как «реклама подкидывания детей», что влечет применение мер ответственности. Вопросы о наказании за организацию «беби-боксов» периодически поднимаются и в России. Таким образом, предложений, направленных на «улучшение демографической и социальной ситуации семьи, женщин, детей», немало, но далеко не все из них учитывают уже имеющийся как положительный, так и отрицательный исторический российский и зарубежный опыт правового регулирования, а также современные традиции, нравственные и религиозные приоритеты разных стран, в которых подобные инициативы уже нашли отражение.
Не следует спешить и с регулированием фактических брачных отношений. Такого рода меры едва ли приведут к укреплению и стабильности института семьи, а при наличии фактической связи одновременно с брачными отношениями, зарегистрированными в органах ЗАГС, могут создать конкуренцию в наследственных, жилищных, земельных и других отношениях. Последствия такой конкуренции нетрудно предсказать.
Безусловно, точечные изменения Семейного кодекса РФ необходимы, поскольку жизнь не стоит на месте, появляются новые виды отношений, которые вызывают потребность в новых механизмах регулирования, новые проблемы, требующие решения иногда в сочетании с нормами других отраслей права и законодательства (гражданского, жилищного, гражданско-процессуального, административного). Необходима правка тех положений закона, которые зарекомендовали себя как ошибочные с точки зрения правоприменения . Но не более.
———————————
Например, нормы об имущественных отношениях супругов. Понятие имущества не должно рассматриваться исключительно в узком смысле, как это сделано в п. 1 ст. 35 СК РФ. Режим общей совместной собственности распространяется лишь на объекты вещных прав. В то же время в понятие имущества входят обязательственные, исключительные права. В понятие имущества входят и долги супругов, в отношении которых пока только судебная практика формирует отдельные подходы. Приблизительный перечень имущества, предусмотренный в п. 2 названной статьи, также требует корректировки с учетом новых экономических отношений.