Система народных судов

Формирование советской судебной системы (1917-1922 гг.).

Сразу после взятия власти в октябре 1917 года лидер большевиков В. Ленин призвал к применению государственных принудительных мер для подавления сопротивления любого сопротивления новой власти — «Когда революционный класс ведёт борьбу против имущих классов, которые оказывают сопротивление, то он это сопротивление должен подавлять; и мы будем подавлять сопротивление имущих всеми теми средствами, которыми они подавляли пролетариат, — другие средства не изобретены».

Новая власть упразднила старый государственный аппарат: полицию, жандармерию, суды, прокуратуру и приступила к созданию своих революционных органов борьбы с противниками и новых судебно-следственных учреждений.

Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде – Декрета № 1 о суде – в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным «революционным правосознанием». Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй. Из старых судебных органов первое время кое-где сохранились и дореволюционные суды, особенно мировые.

В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло 22 ноября 1917 г. первый декрет о суде. Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. В ст. 8 Декрета указывалось: «Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемыми губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же советах образуются особые следственные комиссии».

Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда – для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; революционных трибуналов.

Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.

Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:

— избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей;

— гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях;

— полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан;

— допущение защиты со стадии предварительного следствия;

— коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса;

— в виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п. Смертная казнь не входила в число предусмотренных законом наказаний.

Важным этапом в развитии советской судебной системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде.

Декрет № 2 о суде предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, которые отныне стали именоваться местными народными судами. Жалобы на приговоры и решения окружных судов должны были рассматривать областные суды. Кассационной инстанцией для местных народных судов оставался уездный или столичный съезд местных народных судей.

Окружные суды избирались Советами. Декрет закрепил такое принципиальное для многонациональной России положение, как ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается дело. В литературе неоднократно указывалось на двойственность в построении общих судов в соответствии с Декретом № 2. Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы – местные народные суды и окружные суды (каждая с самостоятельной кассационной инстанцией).

Эта двойственность в организации советской судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г.

Декрет № 3 о суде значительно расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам.

Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд.

Окончательное же претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы Советского государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе:

— народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.);

— народного судьи и двух народных заседателей;

— народного судьи и шести народных заседателей (в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях).

Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии.

В первые послереволюционные годы был принят также ряд постановлений, регламентирующих деятельность революционных трибуналов. Основная задача в этой области в условиях гражданской войны сводилась для Советской власти к централизации системы трибуналов, повышению её «эффективности». К середине 1921 года эта система состояла из: трибуналов в столицах, крупных городах и центрах и Верховного революционного трибунала при ВЦИК, рассматривающего наиболее важные дела. Он же являлся и кассационной инстанцией.

Таким образом, к концу 1922 года сложились две системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего Судебного Контроля в лице народного комиссариата юстиции (НКЮ), и революционные трибуналы, в виде трибуналов крупных центров и городов и Верховного революционного трибунала при ВЦИК, являющегося судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной инстанцией для всех революционных трибуналов. Параллельное существование двух этих систем объяснялось историческими особенностями периода и необходимостью иметь специальный судебный орган, способный подавлять сопротивление оппозиционных и враждебных сил. С таким положением дел (когда Верховный революционный трибунал выступал в одно и то же время как суд первичной инстанции и как кассационная инстанция) в значительной степени связаны ставшие в годы гражданской войны нормой нарушения прав граждан. Но это было для Советского государства важным средством удержания и укрепления власти в наиболее тяжёлые годы. Обилие же нормативных актов, создававших, упразднявших и реорганизовывавших судебные органы, вызывалось неизбежностью поисков наиболее эффективной формы судебной организации принципиально нового типа государства.

Становление системы народных судов РСФСР в 1917-1922 гг

Октябрьский переворот 1917 г. и последующие революционные преобразования российского об-ва носили глубокий системный характер. На смену старым гос. органам, отягощенным пережитками феодал. отношений, пришли новые учреждения, свободные от сословных ограничений и слабо связанные спрежней исторической традицией развития российского полит.строя. Вместе с тем серьезное влияние на становление советской гос. системы оказывала идеология революционных партий и в первую очередь учение В.И. Ленина. В рез-те Советская Россия на некот. время стала своеобразным полигоном для практической апробации радикальных идей, разрабатывавшихся в рамках социал-демократического движения в конце XIX начале XX в. В ходе преобразовательской дея-сти одни идеологические постулаты находили успешное применение в реальной жизни, др. не прошли проверку временем и были отвергнуты как несвоевременные или неэффективные. Период 1917-1922 гг. во многом был переломным в истории нашей страны; наполненный огромным количеством разноплановых событий, обремененный военными действиями и сложной внешнеполит.обстановкой, он требует новых исследований и новых концептуальных подходов к осмыслению русской революции и последовавшей за ней Гражданской войны.

Предметом нашего исслед-я является становление судебной системы советских народных судов в 1917-1922 гг. В годы революции и Гражданской войны народные суды были основной судебной инстанцией, рассма3вавшей как уголовные, так и гражданские дела. Вместе с тем тяжкие и особо тяжкие уголовные дела в рассма3ваемый период были подсудны специализированным военизированным судам революционным 3буналам [1]. Однако это обстоятельство нисколько не умаляет того значения, какое народные суды имели в части отправления правосудия. Ведь именно народные суды были самой первой и максимально приближенной к народу инстанцией, рассма3вавшей споры, возникавшие в повседневной жизни людей.

В ходе институционализации советских народных судов в 1917-1922 гг. можно выделить 2 основных этапа, отличающихся различ.и подходами к структурированию судебной системы.

Первый период охватывает 1917-1918 гг., когда построение новых судов происходило под сильным влиянием левых эсеров, входивших в состав Совета народных комиссаров до лета 1918 г. На данном этапе предполагалось создание многозвенной судебной системы с воспр-вом ряда элементов, характерных для дореволюционных российских судов. По аналогии с прежним строением дореволюционных судебных установлений первые декреты предполагали развитие двух уровней новой советской судебной системы «мировой» и «общей» юстиции. Основным звеном «мировой» юстиции становился местный народный суд. Местные судьи должны были избираться на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых, временно, уездными, городскими, районными или волостными советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Народные заседатели приглашались на каждую сессию по особым спискам. Составление списков заседателей и определение очереди их явки на сессии возлагалось на региональные советы. На основании ст. 2 Декрета о суде № 1 местным судам были подсудны гражданские дела с ценой иска не более 3000 рублей и уголовные дела по преступлениям, за совершение кот. предусма3валось наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет [2]. Декрет о суде № 3 существенно расширил подсудность местного суда: цена иска по гражданским делам возросла до 10 ООО рублей, по уголовным делам максимальный срок лишения свободы, налагаемый народным судом, увеличивался до пяти лет [3].

Начиная с Декрета о суде № 1, в советском судопроизводстве отменялся апелляционный порядок обжалования судебных решений. Кассационной инстанцией по отношению к местным судам становился уездный, а в столицах столичный съезд местных судей. Основанием для кассационного пересмотра дела была жалоба, поданная не позднее 7 дней после вынесения приговора. Съезды местных судей занимались не только пересмотром приговоров и судебных решений нижестоящих судов. В условиях революции система советского права еще только проходила стадию становления и страдала значительными пробелами и противоречиями. И на местах именно съезды местных судей взяли на себя ф-ции разъяснения правоприменительной практики советских нормативных актов И].

В систему судов «общей» юстиции входили окружные народные суды, охватывавшие в своей дея-сти несколько уездов, составлявших судебный округ по прежнему законод-ву. Члены окружных судов избирались местными советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов по округам. На общем собрании окружных судей избирался председатель суда, а также формировались составы уголовного и гражданского отделений. Работа окружного суда носила коллегиальный характер. Решение дел по существу в гражданском отделении осуществлялось в составе трех судей и 4х народных заседателей, в уголовном отделении в составе судьи и двенадцати народных заседателей. Окружным судам были подсудны все уголовные и гражданские дела, превышавшие компетенцию местных народных судов.

Кассационной инстанцией по отношению к окружным судам должны были стать областные народные суды. Члены областных судов избирались общим собранием окружных судей одной области. В ст. 5 Декрета о суде № 2 подчеркивалось, что при рассмотрении дела в кассационном порядке «суд имеет право отменить решение не только по формальным нарушениям, признанным им существенными, но и в том случае, если признает, что обжалованное решение явно несправедливо» [5]. После отмены приговора дело должно было передаваться на новое рассмотрение в новом составе судебного присутствия.

Своеобразным органом судебного надзора должен был стать учреждаемый в Петрограде Верховный судебный контроль. В его состав предполагалось включить представителей от областных народных судов на срок не свыше одного года с правом отзыва как со стороны окружных судов, так и советов. Главной целью создания судебного контроля объявлялось достижение единообразия кассационной практики народных судов. В случае обнаружения противоречий в толковании законов различ.и кассационными инстанциями Верховный судебный контроль мог выносить объединяющие принципиальные решения, кот. кассационными инстанциями должны приниматься как неукоснительное руководство. Кроме того, при обнаружении неустранимых противоречий м/у действующим законом и народным правосознанием Верховный судебный контроль мог выходить с представлениями о необходимости принятия нового закона в законодательные органы.

Таким образом, Верховный судебный контроль должен был обладать высокой долей самостоятельности. Во-первых, формирование его состава происходило без прямого участия советов или партийных органов. Во-вторых, отменять решения судебного контроля мог «только законодательный орган советской власти». Подобная независимость высшего надзорного судебного органа не вписывалась в большевистскую концепцию построения судебной системы. Разрыв коалиции с левыми эсерами и разгоравшаяся Гражданская война заставили советское руководство внести коррективы в процесс судебного строительства. Согласно ст. 8 Декрета о суде № 3, вместо областных судов и судебного контроля предписывалось создание кассационного суда в Москве. Формирование состава кассационного суда находилось в руках Центрального исполнительного комитета и Народного комиссариата юстиции. советский народный суд юрисдикция

На первом этапе развития советской судебной системы народные судьи обладали широкими полномочиями как на стадии досудебного разбирательства, так и в ходе судебного следствия. Народные судьи обладали правом возбуждения уголовного дела, выносили коллегиальное постановление о личном задержании и предании суду. В процессе досудебного следствия судьи рассма3вали жалобы на действия и определения следственных комиссий. Окружные народные суды могли вернуть материалы дела в следственную комиссию, если основания для привлечения обвиняемого к уголовной ответственности были признаны судьями недостаточными [6].

На стадии судебного следствия судья при соблюдении формальных требований открывал судебное заседание, заслушивал выступление тяжущихся сторон. По решению судьи из коллегии правозаступников приглашались об-венный обвинитель и защитник. Вместе с тем суд обладал правом отказа от участия в судебном следствии профессиональных защитников по своему усмотрению.

Таким образом, система советских народных судов, созданная к лету 1918 г., состояла из двух уровней: «мировой» юстиции местных народных судов и уездных съездов местных народных судей и «общей» юстиции окружных судов и кассационного суда в столице. Подобное построение судебных органов имело ряд достоинств и недостатков, кот., в свою очередь, носили как объективный, так и субъективный характер. Основная причина отказа от дореволюционной судебной системы и советского судоустройства первого этапа (1917-1918 гг.) заключается в том, что в крестьянской, малограмотной стране, каковой являлась Россия в начале XX в., функционирование судов, разделенных на несколько территориально оторванных друг от друга уровней, состоявших из профессиональных юристов, опиравшихся на тома непонятного для простого народа свода законов материального и процессуального права, вряд ли было возможным. На смену ему должен был прийти суд скорый, приближенный к месту проживания граждан, состоящий из лиц, равных большинству населения по социальному статусу, понятный как по содержанию применяемых норм права, так и по процессуальной форме. И отношение большевиков к построению советской судебной системы в большей степени соответствовало народным ожиданиям. В частности, В. И. Ленин в работе «Гос-во и революция» ратовал за максимальное упрощение процедуры гос. управ-я, в том числе и судопр-ва, полагая, что «специфическое “начальствование” гос.чиновников можно и должно тот час же. начать заменять простыми ф-циями “надсмотрщиков и бухгалтеров”, ф-циями, кот. уже теперь доступны уровню развития горожан вообще и вполне выполнимы “за заработную плату рабочего”». По мере развития пролетарской революции будет происходить «отмирание» всякого чиновничества и тем самым создаваться такой порядок, «когда все более упрощающиеся ф-ции надсмотра и отчетности будут выполняться всеми по очереди, будут затем становиться привычкой и, наконец, отпадут, как особые ф-ции особого слоя людей» [7].К ликвидации окружных судов большевиков также подталкивала практика работы советских судов в первом полугодии 1918 г. Народный комиссар юстиции Д. Курский называл 4 причины перехода к системе единых народных судов. Во-первых, одним из отличий местных судов от окружных являлось большее число заседателей в последнем (4 для гражданских и двенадцать для уголовных отделений). Однако, по мнению Курского, и в системе единого народного суда было возможно увеличение заседателей по наиболее сложным делам, в особенности уголовным. Во-вторых, подавляющее большинство дел прежних окружных судов (примерно 3/4 от общего числа) в соответствии с декретами о суде было подсудно местным народным судам. В-третьих, национализация земли и промышленных предприятий, ограничение ЧС неизбежно вели к сокращению «крупных» исков, кот. могли быть подсудны окружным судам. В-четвертых, окружной суд не отвечал одному из основных требований, предъявляемых к советским народным судам, территориальной близости к населению. Д. И. Курский по этому поводу отмечал: «Мы имеем факты, говорящие о том, что окружной народный суд на местах всю свою дея-сть сосредоточивает на выездных сессиях. По идее окружной суд должен быть в центре, он должен представлять собой специальный аппарат для рассмотрения сложных уголовных и гражданских дел, в действительности же он выезжает их этого центра и приближается к населению» [8]. А в условиях военных действий, охвативших большую часть страны, право кассационного обжалования судебного решения в инстанциях, удаленных от места вынесения приговора, становилось затруднительным и иногда невозможным в принципе.

Второй период развития советской судебной системы начался в конце 1918 г. и продолжался до судебной реформы 1922 г. Основным звеном судебной системы судов общей юрисдикции становился народный суд, действовавший в пределах района, уездного или городского. В городах судьи избирались общими собраниями районных или городских советов рабочих и крестьянских депутатов, в уездах исполнительными комитетами уездных советов. При рассмотрении определенных категорий дел вместе с судьей в судебном следствии участвуют народные заседатели, кандидатуры кот. утверждаются исполнительными комитетами советов. «Положение о народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г. предусма3вало формирование трех судебных составов: 1) одного постоянного народного судьи; 2) постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей; 3) постоянного народного судьи и шести народных заседателей.

В соответствии со ст. 9 «Положения» при рассмотрении уголовных и гражданских дел «очередные народные заседатели во всех стадиях судебного разбирательства пользуются одинаковыми правами с постоянным народным судьей, решая совместно с ним вопросы о факте преступления, наказания, присуждения исковых требований, или отказе в иске, и все вопросы, возникающие при разборе дел» [9].

Народному суду в пределах района были подсудны все уголовные и гражданские дела за исключением дел, подсудных революционным 3буналам (дела о контрреволюционных деяниях и выступлениях, саботаже, дискредитировании советской власти и шпионаже). Если революционный 3бунал признавал дело не имеющим полит.значения, то оно могло быть передано в народный суд.

Кассационной инстанцией по отношению к народным судам стали советы народных судей, образуемые на уровне губерний. Прежние съезды местных судей подлежали упразднению. В состав совета народных судей входили: председатель совета судей и его заместитель, постоянные члены совета народных судей (от двух до пяти человек) и народные судьи губернии по очереди. Председатель, заместитель председателя и постоянные члены совета народных судей избирались губернскими съездами народных судей округа и утверждались исполнительными комитетами губернских или городских советов рабочих и крестьянских депутатов.

Структура совета народных судей включала в себя: 1) президиум в составе председателя, его заместителя и постоянных членов совета судей; уголовные и гражданские отделения, во главе кот. находились члены президиума. «Положение о народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г. предусма3вало образование в рамках совета народных судей двух судебных составов: а) для рассмотрения кассационных жалоб 2 члена президиума и 3 народных судьи; б) для рассмотрения частных жалоб и жалоб на отдельные действия народных судов один член президиума и 2 народных судьи. В соответствии с «Положением о народном суде РСФСР» от 21.10.1920 г. для разбора всех кассационных и частных жалоб образовывался один судебный состав один член президиума и 2 народных судьи [10].

Кассационные жалобы должны были передаваться или через народный суд, кот. вынес приговор или решение, или непосредственно в совет народных судей. Срок подачи кассационной жалобы увеличивался до одного месяца со дня объявления приговора.

Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. предусма3вало отказ от создания кассационного суда в Москве: «Пересмотр дел в кассационном порядке производился в губернских советах народных судей, а последние не рассма3вали дела по первой инстанции. При этих условиях не было необходимости в существовании спец. кассационного суда в центре республики» [11].

Система «единого народного суда» имела ряд существенных недостатков. Во-первых, к таковым относится низкий образовательный уровень народных судей. Если декреты о суде № 1-3 разрешали принимать на судейские должности работников прежних судебных установлений, то в «Положении о народном суде» от 30 ноября 1918 г. к кандидатам на должность судьи предъявлялся определенный социально-полит.ценз. В рез-те и без того невысокий образовательный и квалификационный уровень судейских работников стал неуклонно снижаться. Во-вторых, замыкание судебного разбирательства на уровне уездов и губерний и, как следствие, отсутствие единого органа судебного надзора приводили к потере контроля над работой кассационных инстанций губернских советов судей. Сложившееся положение мешало и обобщению судебной практики в рамках всей судебной системы.

Окончание Гражданской войны потребовало проведения новой судебной реформы в России. Главной задачей стала ликвидация чрезвычайных органов революционного правосудия и завершение формирования единой централизованной системы советских судов. В 1922 г. постановлением ВЦИК было утверждено новое «Положение о судоустройстве РСФСР», отменившее действие прежнего законод-ва [12]. Начался новый этап в развитии советской судебной системы.

Таким образом, советские народные суды изначально формировались как система единообразных судебных органов, обладавших общей юрисдикцией. Имевшиеся на первом этапе на местах отклонения от утвержденных центром положений и инструкций не были системными, носили временный характер и были связаны с трудностями переходного периода в целом. В 1917-1918 гг., на первом этапе становления советских судов, новые органы правосудия имели некот. черты, присущие прежней судебной системе. Сохранялось деление судов на «мировую» (местный народный суд) и «общую» (окружной суд) юстицию. Территориальная подсудность местных народных судов почти полностью совпадала с территориальной подсудностью старых мировых судей. Категории дел, рассма3вавшиеся в новом советском народном суде, были практически идентичны подсудности прежних мировых судов.

Однако социальные, культурные и полит.особенности российского об-ва переломного периода в истории России XX в. (1917— 1922 гг.) не позволили укрепить и расширить демократизированную судебную систему, создаваемую при активном участии левых эсеров. Уже в конце 1918 г. большевики, руководствуясь идеями максимального упрощения судопр-ва и приближения его к населению, реализовали свой проект «единого народного суда». Недостатки, присущие единому суду, стали выявляться по мере окончания Гражданской войны, и реформа 1922 г. частично возродила те элементы построения судебной системы, кот. были отвергнуты ранее.

Народные суды в системе государственных органов Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Минь Дык

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нгуен Минь Дык. Народные суды в системе государственных органов Социалистической Республики Вьетнам : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 Москва, 2006 210 с. РГБ ОД, 61:06-12/1014

Содержание к диссертации

ГЛАВА L МЕСТО И РОЛЬ НАРОДНЫХ СУДОВ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ
17

І.Место народных судов в системе государственных органов
Социалистической Республики Вьетнам
17

1Л. Общая характеристика организации социалистического государства
во Вьетнаме и место народного суда 17

L2. Взаимоотношения народных судов с другими орі^анами
государственной власти 26

2. Народный суд как орган осуществлении правосудия СРВ 28

2.1. Понятие правосудия и отличительные свойства правосудия 28

2.2. Конституционные принципы организации и осуществления
правосудия в СРВ 36

3- Общая характеристика системы народных судов СРВ 57

ЗЛ. Понятие системы народных судов СРВ 57

Основные звени системы народных судов по законодательству СРВ 63

Конституционно-правовой статус судей и народных заседателей

4. Развитие системы народных судов в Конституциях Вьетнама 80

ГЛАВА П. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНЫХ
СУДОВ ВО ВЬЕТНАМЕ
88

1, Народные суды уездов, районов и городов провинциального
подчинения
88

1 Л, Состав и организационный порядок народных судов уездов, районов

и городов провинциального подчинения 89

1.2, Подсудность народных судов уездов, районов и городов
провинциального подчинения 95

1.3, Организация работы народных судов уездов, районов и городов
провинциального подчинения 106

2. Народные суды провинций и городов центрального подчинения 110

2.1. Состав и структура народных судов провинций и городов
центрального подчинения 111

2.2. Подсудность народных судов провинций и городов центрального
подчинения 118

2.3. Организация работы народных судов провинций и городов
центрального подчинения 126

3, Верховный Народный Суд СРВ 128

Общая характеристика Верховного Народного Суда СРВ 128

Состав, структура и организация работы Верховного Народного

3.3. Судебные полномочия Верховного Суда СРВ 139

ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ СУДОВ ВЬЕТНАМА НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 147

1. Оценка нынешнего состоянии народных судов и прогноз
общественных факторов, влияющих на их организацию и
деятельность 147

2. Формы совершенствовании организации и деятельности народных
судов в настоящее время 156

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 195

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Введение к работе

Акіуальность темы. Независимое государство Вьетнам было создано в результате Августовской революции 1945 года, покончившей с французским колониалыгым режимом. С самого начала оно проявило себя как государство демократическое, тесно связанное с народом и созданное для защиты интересов народа. Со временем постоянно укреплявшийся и совершенствовавшийся государственный аппарат выполнил свою основную задачу, защитив независимость и суверенитет, единство и территориальЕіую целостность, а также создав новый общественный строй.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов, в обстановке кризиса системы социалистических государств во всем мире, Вьетнам декларировал, *гто «всестороннее обновление общественной политической жизни страны является первоочередной задачей и имеет особо важное значение для СРВ» 1 . Таким образом, с 1986 г. Вьетнам стал осуществлять переход на новый этап развития — с рыночной экономикой, но под руководством Коммунистической партии и влиянием социалистической идеологии. В соответствии с этой же тенденцией обновляются и органы государственного механизма. Иными словами, во Вьетнаме политическая стабильность рассматривается как решающее условие дальнейшего обновления всех сфер жизнедеятельности общества, реформирования общественных отношений,

Сказашюе вовсе не означает, что СРВ не собирается ничего мешпъ в полнгако-юридической надстройке. Наоборот, происходящее в стране обновление экономической системы и социальной сферы неизбежно влечет за собой кардинальные перемены и в надстройке. Эти преобразования осуществляются поэтапно, и сущностью обновления политической системы в СРВ декларируются организация и постепенное совершенствование социалистической демократии, задача сделать каждого гражданина подлшшым хозяином в строительстве нового общества, который, будучи обязанным и заинтересованным в том, чтобы трудиться, обладал бы правом на участие в управлении государством.

Материалы VI съезда Компартии Вьетнама» Ханой, 1986, С, 26 (на вьетнамском языке).

С 1986 г. Вьетнам шаг за шагом проводит административные и организационные реформы с целью создания «правового социалистического государства» 2 , усовершенствует конкретные правовые, административные процедуры для всех видов деятельности в стране. Неотъемлемой и важной составной частью процесса обновления политической системы Вьетнама является реформирование организации и деятельности правоохранительных органов, в первую очередь органов правосудия. В последние годы были приняты Конституция 1992 г. и ряд важных нормативных актов: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Трудовой кодекс, Закон «Об организации народных судов СРВ» и другие основополагающие законы, направленные на усиление судебной защиты конституционных прав человека и гражданина.

Согласно Конституции СРВ, единственными органами, которые вправе осуществлять правосудие, являются народные суды. Они выступают органами государства СРВ и одновременно являются «неотъемлемой частью в системе правоохранительных органов», которая вместе с другими государственными органами непрерывно укрепляется.

Со времени своего создания народные суды внес важный вклад в выполнение общих задач страны, обеспечение социалистической законности и правопорядка, защиту конституционных прав и свобод человека и граждаїшна, конституционного строя, единого экономического и правового пространства СРВ.

С конца XX века же начался процесс реформирования судебной системы в соответствии с теми задачами, которые вытекают из достигнутого уровня экономического и социального развития страны. Наряду с успехами, в обновлении правосудия имеются и трудности. Как отмечается в материалах Коммунистической партии Вьетнама, а также в работах видных правоведов Вьетнама, «административная реформа проводится медленно, ей недостает решительности и эффективности» 4 . Более того, «функции, задачи, правомочия, ответственность

См.: Ст. 2 Конституции СРВ 1992 г. с изменением и дополнением от 25 декабря 2001 г. 3 См.: Ст. 63 Конституции Демократической Республики Вьетнам от 9 ноября 1946 г. ^Материалы IX Съезда К11 Вьетнама. Ханой* 2001. С.77 (на вьетнамском языке).

государственных органов и должностных лиц не ясны. Увеличиваются пороки бюрократизма, расточительства, коррупции; подрывается правопорядок.. ,» 5 . «Качество судебной работы еще не отвечает предъявляемым требованиям народа, в некоторых случаях судебные органы не предотвращали преступления, страдали обвинительным уклоном, нарушали демократические права и свободы граждан. Сложившаяся напряженная ситуация ведет к снижению доверия народа к руководству партии и государства» 6 .

Таким образом, не только объективным состоянием правосудия в стране, но и партией и государством поставлена срочная теоретическая задача по выявлению главных причин, приведших к неполноценному функционированию и организации народного суда. Этими обстоятельствами и объясняется выбор диссертантом темы своего исследования, в результате которого делаются некоторые выводы, которые должны помочь найти методы исправления этих недостатков.

Изучение системы правосудия СРВ и ее сопоставление с аналогичными системами ряда государств мира, прежде всего России, актуальны в научно-теоретическом плане, т.е. в смысле дальнейшего обогащения теории изучением конкретного опыта Вьетнама. Они актуальны также для практики реализации намеченных реформ, поскольку при известных условиях дают возможность сформулировать практические рекомендации по устранению препятствий и дальнейшему совершенствованию судебной системы СРВ. В свою очередь, анализ вьетнамского опыта постепенного реформирования системы правосудия и политико-юридической надстройки в целом может оказаться полезным и для ученых и практиков разных стран, так как раскрывают положительные стороны и недостатки радикального экономического и социального реформирования при относительной стабильности ориентации развития государства.

Объектом диссертационного исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с созданием, организацией и деятельностью системы народных

выступление Ректора Государственной Политической Академии СРВ Чан Динь Хоан от ] января 2004 г. // Газета: www, vnn.vn. (на вьетнамском и английском языке). Постановление № 08-NQ/TW КП Вьетнама «Об основных задачах судебной работы в дальнейшее время» от 2 января 2002 г, (на вьетнамском языке).

7 судов (судов общей юрисдикции) в качестве органов государственной власти СРВ, в соответствии с действующим вьетнамским законодательством, а также путем их реформирования на современном этапе.

Предметом диссертационного исследования является исследование конспиуционно-правовых норм, регулирующих отношения по созданию, организации, практической деятельности, а также выбора путей реформирования народных судов в СРВ в контексте обновления всех сфер общественной жизни вьетнамского общества.

Степень изученности проблемы. В российской государствоведческой науке труды по реформированию политической, и в особенности судебной, системы СРВ в последние десятилетия полностью отсутствуют,

В самом же Вьетнаме после принятия Конституции 1992 г. с целью обновления политической системы и проведения судебной реформы и построения правового государства в юридической литературе уделяется определенное внимание проблемам правового государства, выявления роли и места различных ветвей государственной власти в системе государственных органов СРВ. В трудах вьетнамских ученых подчеркивается акіуальность анализа развития судебной системы в условиях построения правового государства и рыночной экономики в современном Вьетнаме. Изданы труды, посвященные анализу ставших хроническими сбоев в работе правосудия, чаще всего ставятся вопросы о непрочности конституционных гарантий независимости народных судов 7 . Более того, в работах правоведов говорится о необходимых изменениях в организации и деятельности народных судов, ставится вопрос о том, под контролем какого органа должны находиться местные суды, уделяется внимание становлению и развитию народных судов в будущем. Вносятся предложения по повышению полномочий, эффективности народных судов уездного звена, определяются важнейшие признаки

См., например: Дао Чи Ук, О месте, роли, специфике и принципах судебной деятельности // Государство и право. Ханой, 2003, № 7, с, 3-7; Ніусп Нхы Фат. Некоторые мнения о судебной реформе во Вьетнаме в настоящее время // Государство и право, Ханой, 2004, № 3, с. 26-32; Нгуеп Мань Хапг. Судебная реформа и проблема состязательности. // Государство и право, Ханой, 2003, .№ 10, с. 32-37; Чан Ван Ту. Обновление организации и деятельности народных судов // Исследование законодательства. Ханой, 2003, .№ 1, с. 34-37; и др.

и функции осуществления судебной деятельности в условиях правового государства.

Однако работы вьетнамских ученых, как правило, уделяют внимание лишь отдельным проблемам или, наоборот, носят слишком общий харатегер. Этим ученым еще не удалось обобщить препятствия успешной организации и деятельїіости народного суда, изучить становление и развитие конституционных основ органов правосудия, а также предложить эффективные меры по обновлению и совершенствоватгию организации и деятельности народных судов.

Кроме того, рассмотрение во вьетнамской литературе тех или иных сторон исследуемой проблемы не исключает необходимости новых теоретических обобщений в плане комплексного анализа вопросов правосудия, в соответствии с теми конституционными основами, которыми определяется его деятельность в процессе формирования правового государства во Вьетнаме.

В современной юридической учебной литературе по государственному праву Вьетнама 9 и научных монографиях по конституционным проблемам организации судебных органов содержатся отдельные главы или параграфы 10 , в которых рассматриваются вопросы становления и развития конституционных основ органов правосудия. Одновременно характеристика этих основ преследовала чисто учебные цели и была ограничена традиционными вопросами организации судебной системы.

Цель и задачи диссертационной работы. В свете нынешнего состояния судебной системы Вьетнама и степени разработанности згой темы диссертант ставит перед собой зада 1 ^, максимально изучив законодательство о народных судах и его практическое применение, систематизировать основные причины, препятствующие

См., например: Дао Суан Мьен. Управление местными народными судами об организации и судебной деятельности- Ханой, 1993; Хоанг Тхе Льен. Обновление судебных органов (теоретические и практические проблемы), Ханой 1994; Правоохранительные органы и их реформа / Под ред. Дао Чи Ука. Ханой, 2002; Судебный институт в правовом государстве / Под ред. Нгуен Данг Зунга. Ханой, 2004; Судейская регламентация: некоторые проблемы теории и практики/Под ред. Фам Ван Лоя. Ханой, 2004 и др.

9 См,, например: Конституционное право СРВ: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред-Нгуен Кыу Вьет, Ханой: Ханойский государственный университет, 1999 (с. 312-320) и 2002 (с. 287-304); Конституционное право СРВ / Под ред. Нгуен Данг Зунга, Нго Дык Туана. Государственный университет Городского ХоШи Мина, 1998, с.148-152. |0 Чинь Хонг Зыонг, Данг Куанг Фыонг. Научное толкование Конституции СРВ: народный суд и народная прокуратура, Ханой, 1995, с. 332-368.

9 эффективности организации и деятельности народных судов, а также предложить, в меру своих сил и знаний, пути их преодоления.

Достижение этой цели предполагает решение ряда частных теоретических и нау*шо-праюіических задач:

выявить место и роль народных судов в системе государственных
органов Вьетнама на основе анализа правовых актов, изучения теоретических
положений вьетнамских и зарубежных ученых, а таюке выяснить принципы и
механизмы взаимодействия народных судов с законодательными и
исполнительными органами власти, по действующей конституции СРВ;

уточнить понятие «правосудие» на основе исследования теоретических положений вьетнамских и зарубежных ученых-правоведов, а таюке выявить его отличительные свойства и конституционные принципы функционирования;

провести тщательный анализ конституций Вьетнама на предмет выявления принципов организации и функционирования народных судов в различные периоды строительства и развития вьетнамского государства;

на основе обобщения организационных принципов и практической деятельности народных судов во Вьетнаме проанализировать их сильные и слабые стороны, а таюке основные причины, которые препятствуют успешной организации и деятельности системы народных судов;

на основе комплексного исследования проблем правосудия в СРВ, их сопоставления с зарубежным опытом (особенно Российской Федерации) предложить конкретные направления и меры для дальнейшего обновления и совершенствования работы народного суда в государственном аппарате Вьетнама»

Исгочниковая база исследования составляют в первую очередь нормативные акты и иные документы самого Вьетнама — Конституции СРВ 1946, 1960, 1980, 1992 гг. 11 ; положения Конституции СРВ 1992 г, (с изменением и дополнением от 25 декабря 2001 г.); Законы «Об организации народных судов» I960, 1981,1992 и 2002 гг.; Указы о статусе народных судей и заседателей 1993 и 2002 гг.; основные нормативные акты конституционного и других отраслей права, прямо или

п Сбор]шк Конституций СРВ 1946,1959,1980 гг. Ханой, 2002.

косвенно связанные с организацией и деятельностью народных судов СРВ, а также постановления и статистические данные по судебной практике Верховного Народного Суда 12 , а также официальные документы КПВ и др.

Кроме того, при подготовке диссертации были проанализированы международно-правовые акты 13 , Конституция Российской Федерации 1993 г., конституционные нормативные акты РФ, российское законодательство о судоустройстве и судопроизводстве 14 ; а также конституции ряда стран мира 1 5 .

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена актуальностью темы, степенью ее разработанности и используемой нормативной базой. Диссертация основывается на анализе реальной обстановки организации и деятельности системы народных судов во Вьетнаме по действующему законодательству. На основе выявления ее сильных и слабых сторон в диссертации сделаны предложения о конкретных мерах по совершенствованию организации и деятельности народного суда в системе государственного аппарата СРВ- В силу сказанного научная новизна диссертационного исследования выражается в том, т гго;

а) народные суды современного Вьетнама впервые получают освещение в
российской государствоведческой науке, а в ее научный оборот вводится целый ряд
новых нормативных документов СРВ;

б) в современной вьетнамской правовой науке также впервые предметом
исследования выступают конституционные нормы права, регулирующие отношения,
связанные с ролью народных судов в системе государственных органов СРВ в
период построения правового государства;

в) проанализированы основные направления судебной реформы СРВ на
период 2006 — 2020 гг. и доказывается, что она была вызвана глубокими социально-
политическими преобразованиями, происходящими в стране;

|2 Сборник правовых актов «Об организации народных судов СРВ» с 1945 по 1995 г. Ханой, 2001; Обобщения судебной работы Верховного Народного Суда СРВ с 1994 по 2004 г, ‘^Например: Международная защита прав и свобод человека //Сборник документов, М.? 1990; Права человека и судопроизводство // Сборник международных документов. Вена; Варшава, 1996 и др. |4 Напримср: Конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. ред. от 5 апреля 2005 г.; «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г. ред. от 5 апреля 2005 г.; Законы РФ «О судоустройстве РСФСР» 1981 г, ред. от 5 апреля 2005 г.; «О статусе судей в Российской Федерации» 1992 г. ред. от 5 апреля 2005 г. и др. ‘^Например: Конституции Китая 1982 г., США 1787 г., Франции 1958 г.

г) обосновывается вывод о том, что идеология реформирования судебной
системы содержится в Постановлении № 08-NQ/TW КП Вьетнама «Об узловых
задачах судебной работы в дальнейшее время» от 2 января 2002 г. Оно сыграло
большую роль в определении основных направлений реформирования народных
судов и в обозначении круга сопутствующих проблем, без решения которых было
невозможно становление народных судов как самостоятельной ветви
государственной власти;

д) доказывается положение о том, что народный суд может надлежащим
образом выполнять свои функции лишь при наличии трех условий: полноты
компетенции, самостоятельности судов и независимости судей и эффективного
механизма исполнения судебных решений. Задачей судебной реформы является
достижение упомянутых выше условий мерами законодательного,
организационного, экономического и кадрового характера;

е) делается вывод о том, что полнота компетенции означает
подведомственность судам разрешения всех правовых конфликтов, затрагивающих
частные и публичные интересы, посредством уголовного, гражданского, трудового,
административного и экономического судопроизводства. Судьи, обладая в этих
случаях правом окончательного вердикта, выступают как защитники
гарантированных законами и международными договорами прав и свобод граждан,
защищают основы конституционного строя, обеспечивают охрану экономических
интересов участников гражданского оборота, разрешают споры между другими
органами государственной власти;

ж) на основе научного анализа и обобщения материалов теории и судебной
праюики (с 1994 по 2004 г.) диссертант пытается выявить основные причины,
препятствующие улучшению организации и деятельности народных судов;

з) анализ опыта организации судебной системы Российской Федерации и
других стран; изучение законодательства России и ряда других стран о статусе судей
и об их государственной защите, а также сравнение его с имеющимися по этим
вопросам законодательными актами во Вьетнаме показал, что в СРВ статус судей
обеспечивается меньше, чем в Российской Федерации.

Методология и методика исследования. В диссертации широко использованы общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительного исследования, а также конкретно-исторического, формальнологического, диалектического методов, реализоваїїьі социологический и сравнительно-правовой подходы к сущности обновления организации и деятельности системы народного суда во Вьетнаме. Исследование базируется на принципах и теоретических положениях теории государства и права, конституциошюго права, уголовно-процессуального и других отраслей права»

Источниками методологических положений для диссертационного исследования послужили работы вьетнамских и зарубежных ученых, материалы научных конференций. В частности, изучена и использована научно-монографическая литература СРВ по вопросам государственного строительства в условиях гражданского общества, места и роли народных судов в системе государственных органов СРВ- Для более полного и глубокого освещения анализируемых вопросов в диссертации рассмотрен зарубежный опыт организации и деятельности судебных органов., причем особое внимание уделено опыту Российской Федерации по проведению судебной реформы и построения правового государства.

Диссертантом использовались также исследования античных авторов и мыслителей средневековья: Аристотеля, Дж. Локка, IILJT. Монтескье, а также публикации известных русских ученых ХІХ-ХХ вв.: Л, Е. Владимирова, А.Ф. Кони 16 и др.

Важное значение для определения места суда как вида органов государственной власти в государственном механизме, методологических и мировоззренческих аспектов его функционирования имеют исследования таких советских и российских ученых, как К.Ф. Гуценко, С.А. Авакьян, В.В. Ершов, В.И.

|6 Аристотель. Политика. М., 19ІЇ; Локк Дж, Сочинения в 3-х. Т.З. М.ч 1985; Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955; Он же- О духе законов. Спб.; М., 1900; Кони А.Ф. Избранные труды и речи // Сост. ИЗ. Потапчук. Тула: Автограф, 2000; Владимиров Л.Е. Реформа уголовной защиты: Публичная лекция в Харьковском университете 17 января J 886 г // Читатель. 1898. 9.

13 Иванова, MA. Ковалев, В.А. Лазарева, Г.И Муромцев, B.C. Нерсесшщ, ИЛ. Петрухин, Л.К. Савюк, ІО.Д. Северин, В.Е. Чиркин 17 и др.

Интересный материал содержат работы ряда современных вьетнамских исследователей по наиболее принципиальным и спорным вопросам теории и практики осуществления судебной власти и проведения судебной реформы в СРВ. Это труды Дао Чьи Ука; Нгуен Данг Зунга; Фам Ван Лоя 13 и др. Кроме того, в диссертации предпринято изучение освещения исследуемой темы в сети Интернет,

Результаты исследования позволяют вынести на защиту следующие основные положения и выводы, содержащие элементы научной новизны:

1, Результативность работы народных судов зависит также от
совершенствования системы законодательства, в том числе процессуального права. В
настоящее время материальные нормы права в системе законодательного
судопроизводства СРВ выявили ряд их несовершенств и устарелостей, например, в
процессе применения Указа об исполнении уголовных приговоров от 8 марта 1993 г.
и Уїсаза о порядке рассмотрения административных дел от 21 мая 1996 г. Поэтому
первый вопрос — это принятие неотложных мер по приведению данных нормативных
актов в соответствие с потребностями социально-экономического развития, для чего
требуется не только отмена устаревших статей закона, но и включение в закон
наиболее необходимых новых положений.

2. Укрепление независимости народных судов, судей и обеспечение
беспристрастности судей в осуществлении правосудия, настоятельно предполагает
включение в Конституцию СРВ, в Закон «Об организации народных судов СРВ» и
другое законодательство о судопроизводстве принципа состязательности.

17 Гуценко ІСФ-, Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1995; Иванова В.И., Клишас А.А. Конституционное право РФ, М, 2004; Петрухин И.Л. Судебная власть. М., 2003; Человек и власть в сфере борьбы с преступностью. М, 1999; Проблемы общей теории права и государства; Учебник для вузов. /Под ред. B.C. Нерсссяна. М., 2004; Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы. М., 2004; Северин ІО.Д. Организационные основы правосудия. М., 2003; Судебная система России і Отв. ред. В.В. Нршова. М, 2001; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.э 1999.

18 Дао Чи У к. Правовое государство: основные вопросы. Ханой, 1994; Система правоохранительных органов и их реформа во Вьетнаме в настоящее время. Ханой, 2002; Нгуен Даиг Зунг. Судебный регламент в правовом государстве. Ханой, 2004; Фам Ван Лой. Судебная система СРВ и основные направления ее совершенствования. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени к.ю.н. (12.00.11), Казань. 1997.

3. Реализация доктрины правового социалистического государства во
Вьетнаме предполагает судебный контроль над законодательной и исполнительной
ветвями власти, как того требует любое правовое государство. На основе
действующей Конституции СРВ в ходе проведения судебной реформы в стране
необходимо создание конституционно-правового контроля- Суть его — в обеспечении
конституционности и правового характера всей системы общеобязательных актов и
норм путем лишения юридической силы тех из них, которые носят
антиконституционный, противоправный характер. Такой контроль по своей
правовой природе и смыслу находится в сфере судебной власти.

4. Укрепление отношений меэвду народным судом и другими
государственными органами, а также общественными организациями повышает
эффегсгивность деятельности народного суда. Для этого необходимо
совершенствовать систему органов, связанных с судебной деятельностью
(организацию адвокатов, органы расследования, экспертные и нотариальные органы)
как в количєствєеіном, так и в качественном отношениях.

Повышение эффективности судебной системы СРВ невозможно без укрепления ее кадрового состава. Это означает, что необходимо принять меры к поиску и выдвижению достойных судебных работников, увеличению численности судей и постоянному повышению уровня их юридического образования посредством системы профессиональной подготовки и переподготовки. Кроме того, условием стимулирования творческого труда не только для судей, но и других работников является увеличение заработной платы. Государство должно обеспечить судье и его семье достойные условия жизни и деятельности, пересмотрев нынешний правовой статус и нормы оплаты труда судей.

Еще одним условием повышения эффективности судебной системы является развитие материально-технического обеспечения деятельности системы народных судов- В будущем предлагается существенно улучшить состояние зданий, занимаемых народными судами, создать компьютерные автоматизированные рабочие места для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизовашіьши и

общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами,

Улучшение работы судов предполагает повышение качества рассмотрения дел в судах и принятие меры по исполнению судебных приговоров и решений. Для этого в ходе судебно-правовой реформы должен быть усилен судебный контроль на стадии предварительного расследования, расширен доступ к правосудию; созданы наиболее благоприятные условия для осуществления правосудия; устранены упущения в судебной деятельности за прошлые годы,

Эффективность судебной деятельности по удовлетворению общественных потребностей в сфере правосудия во Вьетнаме предусматривает создание механизма эффективного взаимодействия мелщу законодательными, исполнительными и судебными органами в государственном аппарате СРВ, Это взаимодействие должно простираться от процесса разработки законопроектов до обобщения практики правоприменения, включая проверку судами соответствия нормативных правовых актов конституционным законам, государственным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Автор диссертации надеется, что с реализацией вышеуказанных предложений организация и деятельность народных судов станут более совершенными, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению и развитию правового государства во Вьетнаме,

Научная и практическая значимость диссертационного исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем государственного строительства, институционального оформления судебной власти в СРВ, выявление специфики природы н функционирования народных судов.

Практическое значение полученных автором результатов состоит в возможности использовать новые предложения при разработке и совершенствовании нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов правосудия, а также ускорить ход судебной реформе в СРВ.

Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе РФ при преподавании теории государства и праваэ конституционного права зарубежных стран, а главным образом при разработке права

СРВ, учебных пособий по теории государства и права, копституцношюму праву, уголовно-процессуальному праву и др.

Апробация результатов диссертационного исследования. Положения и основные выводы диссертации обсуждены и одобрены на методологическом семинаре и заседании Кафедры конституционного и муниципального права Юридического факультета Российского университета дружбы народов? в выступлениях диссертанта на научной конференции, а также получили отражение в авторских научных публикациях.

Структура и содержание работы. Цели и задачи, поставленные диссертантом, определили структуру и содержание данной работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка источников и научной литературы, приложений, а также использованной при написании данной диссертации и списка используемых сокращений.