Система органов государственной власти в зарубежных странах

Система органов государственной власти в зарубежных странах

1. Принцип разделения властей и государственный аппарат

Государственная власть опирается в реализации своих функций на государственный аппарат. Однако государственный аппарат осуществляет государственную власть различными способами, средствами, методами и по различным принципам и схемам, которые определяются историческими, политическими традициями, конституционно-правовыми установлениями той или иной страны.

Практически во всех демократических странах в качестве конституционной основы осуществления государственной власти используется принцип разделения властей.

Суть его в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит государству, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат.

Но для того, чтобы какой-либо государственный орган не имел возможность сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться этим, единая государственная власть функционально делится на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную.

Разделение властей выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Причем ни одна из властей не может принять на себя функции другой. Поэтому они должны взаимодействовать, образуя единственный государственный механизм.

Принцип разделения властей предписывает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов.

Элементы системы сдержек и противовесов:

срочность полномочий должностных лиц разных уровней;

несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления;

право вето на законопроекты;

право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов;

конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента;

независимость судейского корпуса и т.д.

Набор данных элементов в разных государствах может быть различным. Тем не менее, наличие в конституции принципа разделения властей и реализация его на практике — важное качество правового государства. Ибо осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственного аппарата.

2.Понятие и признаки государственных органов, принципы их формирования

Каждое государство осуществляет свои функции посредством специально созданного государственного аппарата , т.е. определенной совокупности государственных органов.

Выделяют следующие основные признаки органа государства:

конституционно-правовой статус органа,

особенности его формирования,

характер государственно-властных полномочий,

характер взаимоотношений различных государственных органов и гражданского общества.

Важнейшим признаком принадлежности государственного органа к государственному аппарату является наличие у органа государства государственно-властных полномочий.

Государственно-властные полномочия — это сложное явление, в котором можно выделить три основных элемента:

1) принятие решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства;

2) организация исполнения принятых решений, опирающаяся на материальную основу, базу (например, фонды государства, средства государственного бюджета и т.д.);

3) охрана принятых решений от нарушений путем применения различных методов и мер: убеждения, общественного воздействия, а также государственного принуждения.

В то же время существуют и другие признаки:

орган государства — это определенная организация, организованный коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности (Вместе с тем, государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином данного государства (глава государства — Президент США).

орган государства образуется в установленном государством порядке. (Однако порядок образования государственных органов устанавливается не во всех государствах).

орган государства наделяется с помощью правовых норм определенной компетенцией, которая включает в себя совокупность предметов его ведения и полномочий в отношении этих предметов ведения.

орган государства действует, как правило, в установленном государством порядке.

орган государства является частью единого государственного аппарата, определенной системы органов государственной власти той или иной страны.

Таким образом, государственный орган — это коллектив граждан или гражданин определенного государства, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный данным государством на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке.

Принципы формирования государственных органов:

принцип представительного правления, который означает, что органы власти избираются народом непосредственно, выражают его волю. Путем выборов формируются представительные органы государственной власти в большинстве стран мира (например, парламент в Италии, Президент в России). Органы исполнительной и судебной власти образуются, в свою очередь, как правило, вышеназванными органами государственной власти.

принцип разделения властей, который предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власти осуществляются различными государственными органами, которые друг друга сдерживают и уравновешивают в процессе их создания и реализации своих полномочий.

принципфедерализма, т.е. принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти ее субъектов (например, это отражено в ст. 30, 31, 70-74 Основного закона ФРГ). Суть данного принципа в том, что в вопросах формирования государственных органов федерации и ее субъекты самостоятельны.

принцип внепартийности . Так, в ст. 98 Конституции Италии говорится, что в отношении судей, кадровых военных действительной службы, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей закон может установить ограничения их права состоять в политических партиях.

принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать конституцию и другие законы государства в процессе формирования и организации деятельности подотчетных и подчиненных государственных органов.

3. Система органов государства, их структура и компетенция

Государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, обладающую характерными признаками.

Признаки органов государства:

обладают единством. Это единство предполагает единство интересов и воли народа, которую они осуществляют. Деятельность всех органов направлена на достижение общей главной цели — обеспечить благополучие и процветание страны. При этом, все составляющие ее органы действуют не разрозненно, а совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.

действуют на основе законов . Акты, принятые вышестоящими органами, обязательны (если они не противоречат конституции) для нижестоящих, т. е. между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.

разграничение на составные части — виды государственных органов. Структура и виды органов того или иного государства устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и в соответствии с общепринятым принципом разделения властей при осуществлении государственной власти.

В зависимости от формы государственного устройства существуют следующие виды государственных органов:

высшие и местные органы государственной власти в государствах с унитарной формой государственного устройства (например, во Франции — президент, парламент, правительство являются высшими органами государства, а префект и префектура в департаментах — местными органами государственной власти);

федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации в государствах с федеративной формой государственного устройства (например, в ФРГ — федеральный канцлер, парламент, федеральный президент, федеральное правительство являются общефедеральными органами государственной власти, а органы государственной власти земель, входящих в состав федерации, являются государственными органами субъектов федерации).

Осуществление принципа разделения властей предполагает наличие в государстве органов законодательных, исполнительных и судебных, которые составляют основу государственного аппарата в той или иной стране.

Законодательные органы — это такие органы государства, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческая деятельность.

Исполнительные органы — это те органы, которые осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство, которое обычно формируется путем назначения. К ведению правительства обычно относятся следующие вопросы:

проведение в жизнь законов и иных решений законодательной власти;

руководство гражданской и военной администрацией;

руководство внутренней и внешней политикой;

составление и исполнение бюджета и др.

К исполнительным органам государства относятся также министерства и другие центральные административные учреждение и ведомства, которые осуществляют государственное руководство в различных сферах государственной жизни, организуя исполнение законов и других нормативно-правовых актов высших государственных органов.

Судебные органы осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами. Основным назначением судов является защита прав всех субъектов права путем разбирательства в процессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.

Особое место среди судов занимают конституционные суды, которые осуществляют контроль и надзор за тем, чтобы все нормативно-правовые акты и решения правоприменительных органов соответствовали конституции.

В системе разделения властей исключительно важное место принадлежит институту главы государства . В политической практике различных государств это официальное лицо, занимающее формально высшее место в системе государственных органов и осуществляющее высшее представительство государства во внутриполитической жизни и в международных отношениях. В настоящее время наиболее распространены два вида этого института: монарх и президент.

Помимо рассматриваемых традиционных и наиболее распространенных видов государственных органов существуют и другие виды органов государства. Эти органы образуют еще один вид государственных органов — контрольно-надзорные органы государства. К ним относятся:

прокуратура, на которую возложена защита законности и, как правило, уголовное преследование (см., например, ст. 124 Конституции Испании),

ревизионно-финансовые органы — счетные палаты (см., например, ст. 100 Конституции Италии), ревизионные советы (см. ст. 90 Конституции Японии; ст. 98 Конституции Греции) и др.

Органов государственной власти зарубежных стран

Органы государственной власти современных государств: понятие, виды, признаки. Понятие, виды и общая характеристика систем государственных органов зарубежных стран. “Разделение властей” как основополагающий принцип построения системы органов государственной власти современных демократических стран. Механизм “сдержек и противовесов”: понятие, назначение и особенности функционирования при различных формах демократического правления.

Глава государства: понятие и место в системе органов государственной власти. Особенности правового и фактического положения монарха в абсолютных, парламентарных и дуалистических монархиях. Порядок престолонаследия. Институт президентства: понятие, достоинства и недостатки, особенности конституционно-правового статуса Президента в республиках разного типа. Наиболее общие требования к кандидату в президенты и гарантии против его превращения в авторитарного правителя. Процедура досрочного отрешения президента от должности (импичмент): понятие, основания, порядок реализации. Компетенция главы государства: а) в сфере государственного управления; б) в законотворческом процессе: в) в сферах обороны, обеспечения государственной безопасности и внешней политики; г) в области личного статуса; д) чрезвычайные полномочия главы государства.

Парламент в системе органов государственной власти: понятие, виды, назначение и порядок формирования. Структура парламента, однопалатные и двухпалатные парламенты. Руководящие органы парламента, комитеты и комиссии его палат. Депутатские фракции и группы. Компетенция представительных органов власти. Законодательный процесс. Контрольные и иные полномочия парламента. Депутаты представительных органов власти: понятие и особенности статуса. Императивный и свободный мандат депутата парламента. Депутатский иммунитет и индемнитет. Ответственность депутата.

Правительство в системе органов государственной власти: понятие, виды, назначение, особенности формирования при различных формах и типах правления. Полномочия правительства в различных сферах государственного управления. Ответственность правительства.

Судебная власть: понятие, сущностные признаки и функции. Общая характеристика основных моделей судебной власти современных государств. Судебные системы.

Практическое занятие проводится с использованием интерактивных методов – с использованием мультимедийных презентаций.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

68. Система высших органов государственной власти и управления

68. Система высших органов государственной власти и управления

К системе высших органов государственной власти и управления относятся Всекитайское собрание народных представителей, его Постоянный комитет, Председатель КНР, Государственный совет, Верховный народный суд.

Согласно Конституции КНР, вся полнота власти принадлежит собраниям народных представителей. Принцип разделения властей в современном Китае не действует.

Полномочия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП):

– принимает и изменяет Конституцию;

– принимает и изменяет так называемые «основные законы» – уголовные, гражданские, избирательные, о статусе государственных органов и др.;

– рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, отчеты об их выполнении;

– рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его выполнении;

– решает вопросы войны и мира.

В состав ВСНП входят Постоянный комитет, президиум сессии, специальные комиссии, а также делегации по избирательным единицам.

Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Основные полномочия:

– толкование Конституции КНР, осуществление контроля за проведением ее положений в жизнь;

– принятие и изменение большинства законов;

– внесение поправок в планы экономического и социального развития и в государственный бюджет в период между сессиями ВСНП;

– ратификация и денонсация международных договоров КНР.

То есть существуют два законодательных органа власти – ВСНП и его Постоянный комитет. Постоянный комитет формируется Всекитайским собранием народных представителей и несет перед ним ответственность.

Единоличным главой государства является Председатель КНР. Председатель КНР выполняет традиционные функции главы государства – представляет Китай на международной арене, опубликовывает законы, указы о помиловании, о мобилизации, о введении военного положения, награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания.

Важное место в системе властных институтов принадлежит Государственному совету КНР – центральному правительству, являющемуся исполнительным органом верховного органа государственной власти. Он обладает большими полномочиями в социально-экономической и военно-политической сферах. Госсовет на основе Конституции и законов определяет административные мероприятия, принимает административно-правовые акты. Его возглавляет должностное лицо – Премьер Государственного совета.

Государственный совет состоит из премьера, его заместителей, министров, председателей комитетов, имеющих ранг министра, начальника секретариата. В Государственном совете есть должность Главного ревизора, имеющего ранг министра. Некоторые министры не являются членами Государственного совета, не участвуют в его заседаниях или участвуют только с правом совещательного голоса. Изменения в составе Государственного совета между сессиями ВСНП производятся Постоянным комитетом ВСНП.

Центральный военный совет – коллегиальный орган военного управления. Он состоит из председателя и членов. Центральный военный совет обладает правом законодательной инициативы, его члены обязаны по должности присутствовать на сессиях ВСНП и вправе выступать на них, но не имеют права голосовать, если не являются депутатами. Роль Центрального военного совета связана с особой ролью армии в Китае.

Высшим судебным органом является Верховный народный суд, осуществляющий надзорные полномочия за судебной деятельностью местных и специальных судов. Верховный народный суд ответствен перед ВСНП и его Постоянным комитетом.

Система органов государства, их структура и компетенция

Государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, обладающую характерными признаками.

Признаки органов государства:

обладают единством. Это единство предполагает единство интересов и воли народа, которую они осуществляют. Деятельность всех органов направлена на достижение общей главной цели – обеспечить благополучие и процветание страны. При этом все составляющие ее органы действуют не разрозненно, а совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости;

действуют на основе законов. Акты, принятые вышестоящими органами, обязательны (если они не противоречат конституции) для нижестоящих, т.е. между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь;

разграничение на составные части – виды государственных органов. Структура и виды органов того или иного государства устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и в соответствии с общепринятым принципом разделения властей при осуществлении государственной власти.

В зависимости от формы государственного устройства существуют следующие виды государственных органов:

– высшие и местные органы государственной власти в государствах с унитарной формой государственного устройства (например, во Франции – президент, парламент и правительство являются высшими органами государства, а префект и префектура в департаментах – местными органами государственной власти);

– федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации в государствах с федеративной формой государственного устройства (например, в ФРГ – федеральный канцлер, парламент, федеральный президент и федеральное правительство являются общефедеральными органами государственной власти, а органы государственной власти земель, входящих в состав федерации, – государственными органами субъектов федерации).

Осуществление принципа разделения властей предполагает наличие в государстве законодательных, исполнительных и судебных органов, которые составляют основу государственного аппарата в той или иной стране.

Законодательные органы – это органы государства, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческая деятельность.

Исполнительные органы – это те органы, которые осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство, которое обычно формируется путем назначения. К ведению правительства обычно относятся следующие вопросы:

– проведение в жизнь законов и иных решений законодательной власти;

– руководство гражданской и военной администрацией;

– руководство внутренней и внешней политикой;

– составление и исполнение бюджета и др.

К исполнительным органам государства относятся также министерства, другие центральные административные учреждения и ведомства, которые осуществляют государственное руководство в различных сферах государственной жизни, организуя исполнение законов и других нормативно-правовых актов высших государственных органов.

Судебные органы осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами. Основным назначением судов является защита прав всех субъектов права путем разбирательства в процессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.

Особое место среди судов занимают конституционные суды, которые осуществляют контроль и надзор за тем, чтобы все нормативно-правовые акты и решения правоприменительных органов соответствовали конституции.

В системе разделения властей исключительно важное место принадлежит институту главы государства. В политической практике различных государств это официальное лицо, формально возглавляющее систему государственных органов и осуществляющее высшее представительство государства во внутриполитической жизни и в международных отношениях. В настоящее время наиболее распространены два вида этих официальных лиц: монарх и президент.

Помимо рассматриваемых традиционных и наиболее распространенных видов государственных органов существуют и другие их виды. Эти органы образуют еще один вид – контрольно-надзорные. К ним относятся:

– прокуратура, на которую возложена защита законности и, как правило, уголовное преследование (ст. 124 Конституции Испании);

– ревизионно-финансовые органы – счетные палаты (ст. 100 Конституции Италии), ревизионные советы (ст. 90 Конституции Японии; ст. 98 Конституции Греции) и др.

10.1. Место правительства в системе органов государственной власти

Правительство — это центральный (общенациональный) орган исполнительной власти. Его официальные наименования самые разнообразные: Правительство (Германия, Молдова, Франция, Чехия), Совет министров (Бельгия, Италия, Сирия), Кабинет министров (Азербайджан, Украина, Латвия), Кабинет (Исландия, Япония), Государственный совет (Китай, Норвегия, Республика Корея, Швеция), Исполнительный совет (Новая Зеландия), Федеральный совет (Швейцария).

Правительство осуществляет общее руководство государственными (публичными) делами и отвечает перед народом за свою деятельность. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные. Оно обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, охрану конституционного строя и установленного правопорядка. Правительство наделено широкими исполнительно-распорядительными полномочиями.

В системе государственной власти правительство занимает, как правило, доминирующее положение.

Во главе правительства стоит премьер-министр, председатель совета министров, канцлер, другое должностное лицо (например, Премьер Государственного совета в КНР). В президентских и полупрезидентских республиках главой правительства (исполнительной власти) является президент, как исключение — вице- президент или административный премьер-министр. Создание или упразднение последней ответственной государственной должности зависит всецело от президента, который передает ему часть своих полномочий, как правило, социально-экономического характера. В классических президентских республиках глава государства присутствует на всех заседаниях правительства (кабинета) и непосредственно руководит им.

Правительство постоянно взаимодействует с различными государственными органами, прежде всего с парламентом. В той или иной степени высший представительный (законодательный) орган осуществляет контроль за правительством и проводимой им политикой. Наиболее широко и последовательно контрольные полномочия проявляются в рамках парламентских форм правления. Глава государства участвует в формировании правительства, а в президентской республике и при абсолютной монархии даже возглавляет его.

Правительство руководит работой министерств, иных нов исполнительной власти, координирует и контролирует их деятельность.

В абсолютном большинстве государств статус и функции члена правительства несовместимы с депутатским мандатом (исключение — страны с развитыми традициями классического парламентаризма), любой выборной должностью, с деятельностью, прямо направленной на извлечение прибыли.

По партийному составу различают однопартийные и коалиционные (фактически многопартийные) правительства.

Если ни одна из партий, представленных в парламенте, не смогла самостоятельно сформировать правительство, а создание парламентской коалиции невозможно, образуется правительство меньшинства. В этом случае лидеры партий, общественных объединений, политический истеблишмент откладывают на некоторое время парламентские выборы. Правительство меньшинства «не делает резких движений», не меняет радикально политический курс, а занимается текущими государственными делами. Подобное правительство действует, как правило, несколько месяцев, а затем проводятся парламентские выборы и проясняется расстановка политических сил.

В некоторых странах с парламентскими формами правления в условиях военного противостояния или внешней агрессии образовывается правительство национального единства с участи- ем не только правящей парти и (партий), но и оппозиции. Однако это является временной, краткосрочной мерой.

В условиях смены общественного строя или политического режима может создаваться временное правительство, обладающее чаще всего ограниченными полномочиями. Одно из исключений — правительство Франции в 1958 г. в период формирования Пятой Республики, обладавшее огромными прерогативами.

В целом надо констатировать тенденцию к усилению властно-управленческих полномочий и функций в руках правительства и к его большей самостоятельности, стремление уйти от реального парламентского или общественного контроля.