Сколько платят пособие на второго ребенка

Содержание:

Декрет и пособие на ребенка в 2018 году: какие выплаты положены в Украине

В 2018 году размер помощи при рождении ребенка составляет 41 280 гривен независимо от количества детей в семье, пособие выплачивается поэтапно в течение 3 лет.

На декретные выплаты в 2018 году могут рассчитывать все без исключения женщины, однако размер этих выплат будет отличаться. Кроме того, все родители имеют право на помощь при рождении ребенка, которая составляет в 2018 году 41 280 грн независимо от количества детей в семье. Об этом в комментарии сообщила ведущий эксперт социальных и гендерных программ «Центра Разумкова» Ольга Пищулина.

Социальные выплаты семьям с детьми

Как отметила Пищулина, бюджетный кризис в стране заставляет правительство к более жесткому учету средств, поэтому было принято решение об инвентаризации всех социальных выплат. Законам Украины «О государственной помощи семьям с детьми» семьям с детьми назначаются такие виды государственной помощи:

  • помощь в связи с беременностью и родами;
  • помощь при рождении ребенка;
  • помощь при усыновлении ребенка;
  • помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство;
  • помощь на детей одиноким матерям.

Выплаты по беременности и родам (декретные выплаты)

По словам эксперта, в соответствии с указанным законом право на получение денежной выплаты в связи с беременностью и родами в 2018 году имеет каждая беременная женщина, но размер помощи и порядок ее получения будет зависеть от статуса женщины (работает ли женщина, учится, является ли частным предпринимателем, военнослужащим или безработным) и от размера ее доходов.

В частности, для работающих женщин законом предусмотрены выплаты в размере 100% от средней заработной платы, предоставляемые сразу за весь период декретного отпуска. Сумма декретных выплат зависит от двух показателей: среднедневной зарплаты и количества календарных дней декретного отпуска.

«К сожалению, бывают случаи, когда будущая мама вынуждена находиться в больнице (на «сохранении» или в связи с необходимостью лечения патологии беременности). В этом случае, в соответствии с законом «Об общеобязательном государственном социальном страховании», выдается больничный, на основании которого осуществляется выплата пособия по временной нетрудоспособности, а не помощи в связи с беременностью и родами», — отметила ведущий эксперт социальных и гендерных программ «Центра Разумкова».

Как добавила она, размер выплат по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа:

  • 50% средней зарплаты — при страховом стаже до 3 лет;
  • 60% средней зарплаты — при страховом стаже 3-5 лет;
  • 70% средней зарплаты — при страховом стаже 5-8 лет;
  • 100% средней зарплаты — страховой стаж более 8 лет.

Помощь тем, кто учится, — аспирантам, докторантам, студентам высших учебных заведений I-IV уровня аккредитации и профессионально-технических учебных заведений — назначается в размере месячной стипендии.

«В этом случае женщина самостоятельно решает, что она будет получать: социальную помощь или стипендию», — пояснила Пищулина.

Физические лица — предприниматели получают социальную помощь при условии уплаты единого социального взноса. Эксперт обратила внимание на то, что до 1 января 2016 года для получения помощи в связи с беременностью и родами женщинам — частным предпринимателям надо было платить ЕСВ за увеличенной ставкой.

«Женщины-предприниматели не были застрахованными лицами и, соответственно, не имели права на получение больничных в период болезни или в случае ухода в отпуск по беременности и родам. На сегодняшний день для получения декретных выплат частному предпринимателю достаточно платить единый социальный взнос и не иметь задолженности», — подчеркнула Пищулина.

Неработающим женщинам в качестве декретного пособия выплачивается 25% от прожиточного минимума (ПМ), установленного для трудоспособного лица, в 2018 году составляет:

Помощь при рождении ребенка

По словам Пищулиной, помощь при рождении ребенка остается в последние годы неизменной — 41 280 грн — и не зависит от очередности рождения ребенка (первый, второй или третий).

Пособие выплачивается поэтапно в течение трех лет. Первая часть — в размере 10 320 грн — выдается через 2-3 месяца после подачи в социальные службы всех необходимых документов. Остальная сумма — ежемесячно равными частями (по 860 грн) в течение следующих 3 лет (выплаты на детей до достижения ими трехлетнего возраста в размере 130 грн еще предыдущими решениеми правительства были отменены).

Помощь одиноким матерям

Эксперт отметила, что согласно закону Украины «О государственной помощи семьям с детьми» право на финансовую поддержку в 2018 году имеют:

  • одинокие матери (не состоящие в браке);
  • одинокие усыновители;
  • а также мать (отец) детей в случае смерти второго из родителей (при условии неполучения пенсии по потере кормильца или социальной пенсии).

Согласно закону, помощь одиноким матерям зависит от среднемесячного дохода семьи (законом установлено, что членами семьи одинокой матери является она сама и ее дети. Доходы родителей одинокой матери и других лиц, совместно проживающих с ним и детьми в одном доме/квартире, не будут влиять на среднемесячный доход семьи одинокой матери).

Одинокая мама может претендовать на помощь от государства только в том случае, если на одного члена семьи приходится сумма, которая не дотягивает до прожиточного минимума (1700 грн — на 1 января).

«Размер пособия является расчетной величиной, она рассчитывается, исходя из разницы между 100% прожиточного минимума, установленного для ребенка соответствующего возраста, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев (совокупный доход семьи за 6 месяцев необходимо разделить на 6, а затем — на количество членов такой семьи). Полученный после деления доход необходимо сравнить с соответствующим ПМ. Если в результате сравнения среднемесячный доход на каждого ребенка окажется: выше соответствующего ПМ — то социальные выплаты на детей такой одинокой матери не назначаются; ниже соответствующего ПМ — тогда одинокой матери будет назначена социальная выплата на детей в размере разницы между ПМ на ребенка соответствующего возраста и среднемесячным доходом на одного члена семьи», — пояснила Пищулина.

Таким образом, получение социальной помощи зависит от результата сравнения среднемесячного дохода члена семьи с размером конкретного ПМ.

«Иными словами, одинокая мать может получать социальные выплаты на всех своих детей или только на одного (нескольких) или вообще не получать помощь от государства», — уточнила эксперт социальных и гендерных программ «Центра Разумкова».

При этом, как подчеркнула Пищулина, такое законодательное регулирование выплат семьям с детьми имеет неоднозначные последствия.

«С одной стороны, определенная категория женщин будет получать помощь в гораздо большем размере, чем это было раньше. В частности, раньше женщины получали от государства помощь в размере не менее 30% от прожиточного минимума (до 2016 года женщины получали по 350,10 гривен на дошкольника и 436,50 гривен на ребенка от шести до 18-ти лет. Кроме того, существовал увеличенный размер адресной помощи — тем мамам, которые получали низкие доходы). Сейчас женщины получают помощь в размере 100% от прожиточного минимума (в случае, если женщина не имеет доходов)», — добавила она.

С другой стороны, по словам эксперта, по приблизительным оценкам специалистов, треть женщин, получавших пособие на ребенка, пока лишены права на детское пособие. В действующей редакции закона «О государственной помощи семьям с детьми» отсутствует норма о том, что все одинокие матери, независимо от состояния, имеют право на ежемесячную выплату.

«По нынешней формуле Минсоцполитики появилась категория женщин с «высоким доходом» (пожелаем такие «высокие доходы» чиновникам и народным депутатам) — матери-одиночки, если их ежемесячный доход превышает расчетный, не будут получать государственную помощь», — отметила Пищулина.

При этом, по ее словам, законодатель позаботился о том, чтобы женщины не пользовались статусом матери-одиночки с целью получения большего дохода.

«В частности ст. 18-1 закона «О государственной помощи семьям с детьми» предусматривает, что «женщина, имеющая детей от лица, с которым она не находилась и не находится в зарегистрированном браке, но с которым она ведет совместное хозяйство, вместе проживает и воспитывает детей, права на получение помощи, установленной на детей одиноким матерям, не имеет. При регистрации этой женщиной брака с лицом, от которого она имеет детей, помощь на детей, рожденных от этого лица, не назначается». При этом здесь же есть и такая норма: «Если одинокая мать, одинокий усыновитель, мать (отец) в случае смерти одного из родителей зарегистрировали брак, то за ними сохраняется право на получение пособия на детей, родившихся или усыновленных до брака, если такие дети не были усыновлены мужем», — обратила внимание эксперт.

Розенко рассказал, когда ждать повышения минималки в 2018 году

Вместе с тем она добавила, что возникает вопрос, кто и каким образом будет контролировать, что женщина с мужчиной ведут общее хозяйство.

«Например, если состоятельный мужчина и женщина живут вместе, имеют ребенка, а брак не зарегистрировали. Женщина, например, не работает (но семья имеет высокие доходы) и, тем не менее, женщина как безработная имеет право получать помощь в размере прожиточного минимума на ребенка соответствующего возраста», — пояснила Пищулина.

Максимальный размер детских пособий для одиноких матерей в 2018 году равняется прожиточному минимуму для детей соответствующих категорий в случае, если семья не имеет никаких доходов. Если доход есть, то необходимо из указанной суммы вычесть среднемесячный доход в расчете на одного человека. Среднемесячный доход за детей в возрасте от 18 до 23 лет необходимо сравнивать с прожиточным минимумом для трудоспособных лиц.

Размер детских пособий для одиноких матерей в 2018 году:

Если в семье насчитывается три человека (двое детей — 12 и 4 лет и мать, которая является одинокой в отношении обоих детей), среднемесячный доход семьи — 2500 грн (сюда входит и заработная плата, и выплаты после рождения ребенка и т.д., учитываются все возможные источники доходов). Таким образом, на одного члена семьи среднемесячный доход составит 2500 грн/3 человека = 833,33 грн.

На ребенка 4-х лет размер пособия одинокой матери составляет:

1492 грн (ПМ) — 833,33 грн = 658,67 грн.

На ребенка 12-и лет размер пособия одинокой матери составляет:

1860 грн (ПМ) — 833,33 грн = 1026,67 грн.

Таким образом женщина имеет помощь в размере 658,67 грн и 1026,67 грн на полгода. Далее она вновь должна обращаться в социальные службы и предоставлять информацию о своих доходах и помощь будет перечисляться по обновленным доходами.

Беременные и работодатели

Что касается отношений беременных и работодателей, то по словам Пищулиной, права беременных женщин хорошо защищены законодательством.

В частности, согласно Трудовому кодексу (Кодекс законов о труде), работодатель не имеет права отказать беременной женщине в приеме на работу. Если работодатель отказывает женщине, то он обязан сообщить женщине о причинах отказа в письменной форме. Причем отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке.

Уволить беременную женщину по собственной инициативе работодатель также не имеет права. Увольнение допускается только в случае полной ликвидации предприятия, где работает женщина. При этом на владельца предприятия возлагается обязанность трудоустройства беременной.

Обязательное трудоустройство беременных женщин осуществляется также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора.

В случае нарушений со стороны работодателя, на него, согласно законодательству, можно наложить штраф. Также предусмотрена административная и уголовная ответственность. Оштрафовать могут по решению суда, если нарушения не признаны грубыми.

«К сожалению, определенная жесткость нашего законодательства компенсируется его тотальным невыполнением. С одной стороны государство не выполняет свои обязательства по защите прав граждан, с другой стороны мы являемся свидетелями правовой неосведомленности наших граждан. Женщина должна знать свои права и может отстаивать их в суде», — подчеркнула эксперт.

В Минсоцполитики объяснили, как получить пенсию «неофициальным» работникам

Однако, по словам Пищулиной, сейчас достаточно сложно отстаивать свои права в суде рядовому гражданину, в результате тех изменений, которые происходили в сфере судебной реформы: это становится дорогим для обычного гражданина, он должен уплатить повышенные судебные сборы, нанять для защиты профессионального адвоката, на которого также необходимы деньги, понадобятся деньги также под «залог корпоративных адвокатов», кроме того, суды сейчас перегружены и рассмотрение дел является длительным, не хватает судей.

«То есть, пока судебная защита для граждан существенно затруднена», — резюмировала эксперт.

Напомним, правительство увеличило размер ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Суммы детских пособий в 2018 году

В соответствии с единым порядком индексации социальных выплат, утвержденным федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., с 1 февраля 2018 года основные государственные пособия семьям с детьми будут проиндексированы всего на 2.5% (коэффициент индексации 1.025) в соответствии с определенной Росстатом «официальной» величиной потребительской инфляции за 2017 год. Соответствующее повышение пособий на детей в 2018 году утверждено Постановлением Правительства от 26 января 2018 года № 74.

Правительство России отмечает рекордно низкий уровень инфляции в 2017 году, в связи с этим индексация пособий в 2018 году будет тоже рекордно низкой (всего на 2,5%). Для сравнения, годом ранее индексация государственных пособий на детей согласно Постановлению Правительства № 88 от 26.01.2017 г. была проведена на 5,4% (коэффициент 1,054).

Напомним, ежегодная индексация социальных выплат проводится с целью сохранения их покупательной способности на фоне роста потребительских цен на товары и услуги, вызванного инфляцией (обесцениванием денег). В последние годы эта процедура не распространяется на материнский капитал — в 2018 году его величина останется на уровне 453026 рублей и сохранится еще как минимум до 01.01.2020 г. в соответствии с «законом о заморозке» суммы сертификата (см. ст. 12 закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ).

Таблица пособий на детей в 2018 году

  • 282106,70 руб. при отпуске в 140 дней;
  • 314347,47 руб. за 156 дней;
  • 390919,29 руб. за 194 дня.

Выплачивается будущим мамам, которые встали на учет в женскую консультацию не позднее 12-й недели беременности.

За пособием необходимо обратиться не позднее, чем через 6 месяцев после родов

Работающим выплачивают по месту работы работодатели. Неработающим — УСЗН.

Для получения необходимо обращаться по месту выплат не позднее 6 месяцев после родов (перейти к схеме).

Предоставляется Пенсионным фондом РФ после рождения или усыновления второго и последующих детей. Выдается в виде сертификата и тратится только в безналичной форме.

Работающим выплачивается по месту работы, а неработающим — в УСЗН в минимальном размере:

  • 3142,33 руб. в месяц на первого ребенка;
  • 6284,65 руб. — на второго и последующих.

Максимально работающим на одного ребенка — 24536,55 руб.

За пособием необходимо обращаться не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Предоставляется работодателями лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1110.

Устанавливается по инициативе Владимира Путина с 1 января 2018 года нуждающимся семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1.5 региональных прожиточных минимума трудоспособного населения.

На первого ребенка оформляется и выплачивается через органы Соцзащиты как самостоятельное ежемесячное пособие, на второго — через Пенсионный фонд России из средств материнского капитала (выплаты наличными)

Региональное — в 2018 году установлено более чем в 60 регионах страны.

Выплачивается семьям при рождении третьего ребенка, если среднедушевой доход ниже установленного в регионе.

  • 3241,05 руб. в месяц — до достижения детьми 1.5 лет
  • 6482,10 руб. — на ребенка от 1.5 до 3 лет

Право на получение возникает после наступления срока беременности — 180 дней, если на тот момент муж проходит срочную военную службу.

Предоставляется по уходу за ребенком до 3-х лет весь период от его рождения, до увольнения со срочной службы отца ребенка.

Выплачивается в службе соцзащиты населения по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (до 23 лет при обучении по очной форме).

Работающим выплачивают работодатели. Неработающим — УСЗН.

График оформления и выплаты детских пособий

  • Пособия для всех семей, имеющих детей
    • При рождении ребенка
    • При усыновлении ребенка
  • Дополнительные виды пособий
    • Семьям военнослужащих по призыву
    • Приемным родителям и опекунам
    • Когда оформляют и выплачивают

    От начала беременности

    12 недель беременности

    28 или 30 недель беременности

    Конец декретного отпуска

    Рождение ребенка

    (не ограничено)

    Конец декретного отпуска

    От рождения или от 1,5 лет

    До 16 или до 18 лет

    Усыновление ребенка

    6 месяцев после усыновления
    (не ограничено)

    180 дней беременности жены военнослужащего

    Окончание срочной службы отца ребенка

    Рождение ребенка

    Наступление смерти военнослужащего

    Передача ребенка на воспитание в семью

    6 месяцев после передачи

    График детских пособий по срокам их оформления и выплаты

    • Пособия для всех семей
      • При рождении ребенка
      • При усыновлении ребенка
    • Дополнительные виды пособий
      • Семьям военнослужащих по призыву
      • Приемным родителям и опекунам
      • 12
        недель
        беременности
      • 28 или 30
        недель
        беременности
      • Рождение
        ребенка
      • Конец
        декретного
        отпуска
      • 0,5
        года
      • 1,5
        года
      • 3
        года
      • 16
        лет
      • 18
        лет
      • при постановке
        на учет на ранних сроках
      • по беременности
        и родам
      • при рождении
        ребенка
      • материнский (семейный)
        капитал
      • при рождении третьего
        и последующих детей
      • по уходу за ребенком
        до 1,5 лет
      • компенсация
        в отпуске до 3-х лет
      • региональное пособие
        на ребенка*
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты
      • Выплаты возможны*
      • Рождение
        ребенка
      • Усыновление
        ребенка
      • 3
        месяца
      • 1,5
        года
      • 3
        года
      • 16
        лет
      • 18
        лет
      • по беременности
        и родам
      • по уходу за ребенком
        до 1,5 лет
      • при усыновлении
        третьего ребенка
      • компенсация
        в отпуске до 3-х лет
      • региональное
        пособие на ребенка*
      • Рождение
        ребенка
      • Усыновление
        ребенка
      • 6 месяцев
        после усыновления
      • пособие при передаче ребенка
        на воспитание в семью**
      • материнский
        (семейный) капитал**
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты
      • Выплаты возможны*
      • 180 дней
        беременности жены
        военнослужащего
      • Рождение
        ребенка
      • 3
        года
      • 18
        лет
      • беременной жене военнослужащего,
        проходящего военную службу по призыву
      • на ребенка
        военнослужащего*
      • по потере
        кормильца**
      • Начало
        срочной службы
        отца ребенка
      • Наступление
        смерти
        военнослужащего
      • Окончание
        срочной службы
        отца ребенка
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты
      • Выплаты возможны*
      • Рождение
        ребенка
      • Передача ребенка
        на воспитание
        в семью
      • 6 месяцев
        после передачи
      • 18
        лет
      • пособие при передаче ребенка
        на воспитание в семью
      • выплаты на содержание приемных
        и опекаемых детей
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты

    Одновременно с федеральным правительством, региональные власти устанавливают дополнительные выплаты и льготы семьям с детьми. Пока эта система не отлажена и в ней существуют определенные перекосы, выражающиеся в различном подходе местных властей к вопросам социальной защиты населения. Из-за существующих различий в стоимости потребительской корзины и уровня жизни, устанавливаемый размер аналогичной материальной помощи в различных областях, краях и республиках может отличаться в разы.

    Повышающие районные коэффициенты к пособиям

    Действующие нормы Трудового кодекса России (ч. 2 ст. 146, ст. 148) устанавливают, что исполнение рабочих обязанностей в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере с использованием специальных повышающих коэффициентов, устанавливающих процентную надбавку к зарплате.

    В соответствии с требованиями ст. 5 закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ районные коэффициенты к зарплате, установленные в отдельных субъектах федерации, их районах и местностях, используются при исчислении размера социальных выплат гражданам, имеющим детей, в следующих случаях:

    • при выплате пособий, установленных на очередной год в твердой (фиксированной) денежной сумме или в предусмотренном минимальном (максимальном) размере (см. таблицу выше);
    • при расчете пособий по социальному страхованию, если при выплате заработной платы за расчетный период они по какой-то причине не были учтены по месту работы.

    Однако в настоящее время рассматривается вопрос отмены районных коэффициентов в том виде, в котором они сейчас существуют, как изжившего себя пережитка прошлого. Этой позиции, в частности, придерживается Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин: «Экономическая ситуация поменялась, и сейчас исчисление этих добавок — всего лишь дополнительная нагрузка на бухгалтерию работодателей».

    Дело в том, что принципы начисления оплаты труда с советских времен значительно изменились, и учет «северной надбавки» фактически свелся к формальности, когда она вычленяется из уже установленной к выдаче зарплаты и просто прописывается в бухгалтерской отчетности отдельной строкой, что не несет никакой полезной информации и только создает лишнюю нагрузку бухгалтеру.

    Размеры детских пособий из ФСС

    Система социального страхования в России на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривает расчет размера ряда детских пособий пропорционально сумме среднего заработка женщины, с которого производились отчисления в соответствующий страховой фонд:

    • пособие по беременности и родам — в размере 100% среднего заработка за два предыдущих полных календарных года, но не менее 43615,65 руб. (при расчете по МРОТ, размер которого с 1 января 2018 года составляет 9489 руб.) и не более 282106,70 руб. при длительности больничного 140 дней в 2018 году;
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — в размере 40% от среднемесячной зарплаты за тот же рабочий период в расчете на одного ребенка, 80% — на двух, не более 100% — на трех детей и более, при этом в расчете на каждого не более 24536,55 руб. (исходя из размера страховой базы в ФСС за 2016 и 2017 годы)

    Иные выплаты, предоставляемые по месту работы в связи с рождением ребенка и осуществлением материнства, выплачиваются в фиксированных суммах, приведенных в представленной выше таблице детских пособий на 2018 год:

    • дополнительная выплата к пособию по беременности и родам для женщин, вставших на учет в женской консультации до 12 акушерских недель, — в сумме 628,47 рублей;
    • единовременное пособие при рождении ребенка — в размере 16759,09 рублей.

    Расчет размера страховых пособий из ФСС может быть выполнен самостоятельно с учетом приведенных ниже примеров, актуальных по состоянию на 2018 год:

    Прожиточный минимум и детские пособия в 2018 году

    Очевидно, что устанавливаемые на территории страны федеральные и региональные детские выплаты должны определенным образом соотноситься с величиной прожиточного минимума на ребенка, утвержденного как в среднем по стране, так и на территории конкретного субъекта федерации.

    Постановлением Правительства РФ № 1490 от 08.12.2017 г. сумма прожиточного минимума на ребенка по стране за 3 квартал 2017 года была установлена в размере 10181 рублей (на душу населения — 10328).

    С учетом величины детских выплат, приведенных в представленной выше таблице, и установленного размера прожиточного минимума можно сделать следующие выводы:

    • такие виды помощи, как материнский капитал, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет действительно способны сильно поддержать семейный бюджет, и их средств может хватить на реальную помощь при воспитании и становлении ребенка;
    • новые ежемесячные выплаты при рождении 1 и 2 ребенка до 1.5 лет с 1 января 2018 года выплачиваются по инициативе Владимира Путина за счет средств федерального бюджета в размере регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года, что составляет от 8247 руб. в Белгородской области до 22222 рублей в Чукотском автономном округе (в среднем по стране — около 10,5 тысяч рублей);
    • ежемесячная выплата на 3 ребенка до 3 лет предоставляется из средств бюджетов субъектов федерации в размере одного регионального прожиточного минимума на ребенка, утвержденного на соответствующий финансовый год, однако устанавливается в соответствии с правилами только в отношении малоимущих (малообеспеченных) семей;
    • в то же время ежемесячное пособие на ребенка или выплату беременным женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности, можно назвать чисто «номинальными» из-за их незначительного размера в сравнении с величиной прожиточного минимума, как и «знаменитую» ежемесячную компенсацию 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

    Несмотря на это, динамика последнего десятилетия (особенно в сравнении с размерами государственной социальной поддержки семей с детьми в 90-х годах) свидетельствует о позитивных изменениях, и хочется надеяться, что подобная тенденция возобновиться в будущем после завершения кризиса вместе с повышением цены на нефть.

    Порядок индексации детских пособий

    С 1 апреля 2008 года в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ введена статья 4.2, устанавливающая процедуру индексации федеральных детских выплат на величину прогнозного уровня инфляции, закладываемого в закон о бюджете на очередной финансовый год с целью полного или частичного возмещения потери пособий в своей фактической стоимости при повышении в стране цен на товары и услуги.

    Механизм индексации детских пособий на величину прогнозного уровня потребительской инфляции характеризуется одним существенным недостатком: даже официальная (заниженная Росстатом) фактическая годовая инфляция практически за все предыдущие годы превышала прогнозную величину, заложенную в закон о бюджете на соответствующий финансовый год.

    Например, на 2015 год пособия на ребенка и материнский капитал были проиндексированы всего на 5,5%, в то время как официальная оценка инфляции по итогам года составила по данным Росстата 12,9%. Вследствие этого покупательная способность детских социальных выплат только за один год фактически сократилась сразу на 7%.

    Доиндексация пособий на текущий год по российским законам может проводиться только в случае пересмотра параметров федерального бюджета, что является крайней мерой и практикуется только в условиях экономических кризисов.

    • В частности, весной 2015 года была подготовлена новая редакция закона о бюджете, в который закладывалась более реалистичная оценка инфляции на уровне 12,2% вместо изначально запланированной 5,5%. Однако, чтобы не проводить доиндексацию социальных выплат семьям с детьми в условиях дефицита бюджета, Правительство и Госдума были вынуждены пойти на экстраординарные меры, приняв 27 марта 2015 года закон о приостановке индексации социальных пособий и маткапитала до 2016 года (позднее материнский капитал заморозили еще раз сразу до 1 января 2020 года).
    • Вместо этого было предложено изменение порядка очередного повышения размера пособий гражданам, имеющим детей. Именно благодаря этому теперь по аналогии с пенсионным законодательством предлагалось проводить индексацию детских выплат не по прогнозному, как раньше, а по фактическому уровню годовой инфляции — то есть ежегодно с 1 февраля по данным об инфляции за прошедший год.

    «Ситуация в экономике ухудшилась. Надо убрать индексацию выплат на прогнозную инфляцию», — отмечал по этому поводу глава Минфина РФ Антон Силуанов.

    Впрочем, обсуждались и более радикальные решения — в том числе возможность вообще устранить механизм индексации пособий на величину (оценку) инфляции. В этом случае пересмотр размера социальных выплат, включая детские пособия, предлагалось проводить вообще «без привязки» к инфляции по усмотрению Правительства исключительно с учетом возможностей федерального бюджета.

    Обо всех новостях, касающихся изменения размера детских пособий, вы можете своевременно узнавать в тематической группе социальной сети Вконтакте.

    Детское пособие в Беларуси

    Детское пособие – денежная выплата алиментарного характера, назначаемая неработающим матерям (или лицам их заменяющим) в период ухода за детьми до определенного возраста. В Республике Беларусь выплачивается до исполнения ребенку трех лет.

    Если у вас в жизни произошли радостные события, и ваше семейство получило статус «воспитывающее детей», то вы в полном праве рассчитывать на помощь от государства. Родителям на воспитание потомства в Беларуси полагаются нижеперечисленные детские пособия:

    1. Пособие женщинам, ставшим на учет в женскую консультацию до 12-ти недель беременности. Размер его приравнивается к наибольшей величине бюджета прожиточного минимума в целом по стране (сокращенно – БПМ), действующего до момента рождения малыша, и его выплата производится одноразово, как правило, вместе со следующим пособием.
    2. Единовременное пособие в связи с рождением ребенка.

    Величина этого пособия ранжируется в зависимости от того, сколько наследников в вашей семье:

    • если у вас появился первенец — сумма выплаты будет эквивалентна десяти БПМ (его наибольшей сумме перед днем рождения крохи);
    • если второй малыш и следующие детки – вам выплатят четырнадцать БПМ
    1. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.

    С 01.01.2013 года — как принцип начисления этого основного ежемесячного пособия кардинально поменялся: на сегодняшний день базой для расчета пособия является среднемесячная заработная плата работников в стране за предшествующий квартал. Величина пособия также, как и предыдущего, зависит от последовательности появления на свет ваших деток:

    • на воспитание первенца каждый месяц выплачивается 35 процентов среднемесячной зарплаты;
    • на второго и следующих малышей – 40 процентов среднемесячной зарплаты;
    • на ребенка-инвалида – 45 процентов среднемесячной зарплаты.
    1. Пособие на детей, достигших возраста 3-х лет.

    Это пособие полагается лишь некоторым группам семей, в зависимости от чего рассчитывается его размер:

    • на ребенка-инвалида в возрасте до 18-ти лет – 70 процентов БПМ;
    • на ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до 18-ти лет – 70 процентов БПМ;

    Господдержка также причитается в размере половины БПМ в тех случаях, когда кто-то из родителей является военнослужащим на срочной военной службе, или когда родители находятся на инвалидности первой или второй группы.

    1. Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18-ти лет. Его полагается выплачивать каждый месяц в сумме одного БПМ.
    2. И, наконец — ежемесячное пособие на детей в возрасте от 3-х до 18-ти лет семьям в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет.

    Выплата этого пособия в Беларуси включена в список с января 2015 года и является нововведением. Его величина составляет половину от наибольшего размера БПМ в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты. При этом количество несовершеннолетних детишек старше трех лет на выплачиваемую сумму не влияет.

    Важно помнить, что обращаться за государственной помощью необходимо не позднее полугода со дня возникновения права на получение перечисленных дотаций.

    Для расчета размера пособия с 1 ноября 2018 по 31 января 2019 года применяется показатель среднемесячной заработной платы работников в республике за второй квартал 2018 года в размере 940,10 руб. и БПМ в среднем на душу населения в ценах июня 2018 года – 214,21 руб.

    В таблице приведены размеры детских пособий в Беларуси в денежном выражении с начала 2017 года и в текущем 2018:

    Детские пособия в Украине в 2018 году

    Последние несколько лет заставляют жителей Украины с тревогой всматриваться в будущее, ведь постоянный рост инфляционных показателей, падение курса национальной валюты, регулярное повышение стоимости услуг ЖКХ и цен на самые необходимые товары заставляют украинцев все туже затягивать пояса. Особенно сложно приходится молодым родителям, ведь к их затратам прибавляются такие статьи расходов как пеленки, детские вещи, игрушки, предметы гигиены, не говоря уже о кроватке и коляске для малыша.

    А если еще и принимать во внимание тот факт, что молодая мама на несколько лет должна покинуть ряды работающих и зарабатывающих членов семьи, то становится ясно, насколько важным является вопрос о финансовой помощи со стороны государства. К сожалению, на сегодняшний день правительство не балует молодых родителей существенными суммами социальной помощи.

    Если же учесть еще и ситуацию с бюджетом, который из года в год закрывается с дефицитом, то рассчитывать на существенное повышение детских пособий не приходится. Тем не менее, правительство обещает не только вовремя выдавать этот вид социальной помощи, но и рассматривает возможности для некоторой корректировки сумм в сторону увеличения. Давайте разберемся, на что украинские родители могут рассчитывать в 2018 году, чтобы вы без труда спланировали финансовые потребности своего семейства.

    Выплаты при рождении ребенка

    Стоит сказать, что суммы при выплате данного пособия остаются неизменными уже на протяжении нескольких лет. Четыре года назад правительственным постановлением размер данного вида соцпомощи был зафиксирован на уровне 41280 гривен. Отметим, что суммы не имеют зависимости от того, какой по счету ребенок появился в семье, то есть пособие будет начислено в равных суммах как для первого, так и для второго, третьего или даже четвертого малыша.

    Стоит знать, что начисление этого вида финансовой помощи происходит поэтапно:

    • первый «транш» в размерах 10320 гривен перечисляют после того как в соцслужбах был пройден процесс оформления необходимых документов. Происходит это не сразу, а через 2-3 месяца с момента подачи заявления;
    • остальная сумма, составляющая 30960 гривен, перечисляется на протяжении 3-х лет в виде ежемесячной помощи. Нетрудно посчитать, что сумма выплаты будет составлять 860 гривен в месяц.

    Напомним, что для оформления данного вида пособия в 2018 году нужно будет принести и предоставить специалисту из территориального органа Управления по соцзащите населения определенный набор документов. Данный пакет включает:

    • гражданский паспорт лица, которое оформляет на себя пособие, и копию всех его заполненных страниц;
    • заявление установленного образца, в котором прописана просьба предоставить выплату в связи с рождением ребенка;
    • свидетельство, подтверждающее факт появления на свет малыша, а также копию данного документа.

    Также следует проинформировать специалиста о том, на какие банковские реквизиты нужно перечислять соцпомощь. Заранее позаботьтесь о том, чтобы завести себе счет и получить карточку в банке. Для обращения за деньгами в органы соцзащиты у молодых родителей есть год после того, как в их семье появился новый член.

    Основная выплата от рождения ребенка до его трехлетия – 41280 гривен

    Выплаты на детей до достижения ими трех лет

    Напомним, что после того как было принято решение о начислении соцвыплаты, связанной с рождением малыша, детские деньги, которые выплачивались молодым матерям на протяжении трехлетнего периода, были отменены. Пока данная норма обещает остаться без изменений. С одной стороны, мамы лишились не слишком значительным сумм, ведь после отмены 130 гривен им стали выплачивать 860. Тем не менее, и такие копейки для многих стали бы подспорьем.

    Пособия матерям-одиночкам

    Согласно текущим нормам социального законодательства, такая соцпомощь зависит от уровня дохода на каждого человека в семье и текущего уровня прожиточной «минималки». Если на одного члена семьи приходится сумма, которая не дотягивает до прожиточного минимума, мама имеет право на оформление дополнительной выплаты. Тем не менее, нельзя сказать, что размеры помощи помогут существенно повысить уровень благосостояния семьи. Максимум, на что можно рассчитывать в данном случае, сегодня составляет:

    • для детей, не достигших возраста 6 лет – 1492 гривен;
    • для детей в возрасте от 6 лет и до совершеннолетия (18 лет) – 1860 гривен;
    • для юношей и девушек, которым исполнилось от 18 до 23 лет – 1762 гривны. Однако начисление такого пособия осуществляется лишь в случае, если ваш сын или дочь обучаются в университете на очной форме обучения. Как только студент переходит на заочную форму и начинает работать, государство прекращает оказывать финансовую помощь.

    Выплаты детям, родители которых не платят алименты

    Данная социальная гарантия, как и выплата матерям-одиночкам, имеет прямую зависимость от величины совокупных доходов семьи и уровня прожиточного минимума. В 2017 году правительство решило увеличить данное пособие – если раньше оно составляло 30% от разницы между прожиточным минимумом и суммой среднедушевого семейного дохода, то теперь это значение подняли до 50%. По состоянию на 1 декабря 2016 года, на малышей до 6 лет можно получать соцпомощь в размере 746 гривен, а с 6 лет и до совершеннолетия – 930 гривен.

    При неуплате алиментов дети могут получить от государства соцпомощь

    Пособия на детей, которым присвоен статус инвалида

    Родители или опекуны детей, которым был присвоен статус инвалида, имеют право оформить ребенку дополнительную соцпомощь. Суммы такого рода выплаты варьируются в зависимости от того, какая степень инвалидности была определена медицинской комиссией. Так, по состоянию на 1 декабря 2016 года, суммы некоторых пособий зафиксированы в следующем размере:

    • для малышей, которым присвоена инвалидность І группы (подгруппа «А»), – 2821 гривна 10 копеек ежемесячно;
    • для малышей-инвалидов с группой ІІ (подгруппа «Б») – 2059 гривен 50 копеек;
    • для инвалидов группы ІІ – 1373 гривны;
    • для детей, оформленных как инвалиды ІІІ группы, – 1373 гривны;
    • детям-инвалидам, отнесенным к ІІІ группе и подгруппе «А», которым исполнилось не менее 6 и не более 18 лет, – 2821 гривен 10 копеек;
    • если инвалидность была вызвана Чернобыльской катастрофой – 1441 гривна 65 копеек. В случае, если малышу присвоена подгруппа «А», выплата повышается до 2933 гривен 65 копеек;
    • для детей 6-18 лет, инвалидность которых была обусловлена воздействием факторов Чернобыльской катастрофы, сумма выплаты равна 2371 гривнам 60 копейкам. Если ребенку присвоена подгруппа «А», пособие возрастает до 3301 гривны 65 копеек.

    Пособие родителям в Крыму, ДНР, ЛНР

    Если дети были рождены на территориях, отнесенных к категории временно оккупированных, родители должны знать несколько важных моментов:

    • мамы-крымчанки, родившие ребенка до 2015 года, могут оформить все положенные украинским законодательством виды соцвыплат. Дети, рожденные после 2015 года, могут претендовать лишь на получение пособия от российских властей;
    • мамы, папы или опекуны, которые вместе с ребенком покинули зону АТО, могут оформить все положенные выплаты в органе соцзащиты, расположенном по месту их текущего проживания в Украине. Если малыш был рожден на оккупированной территории, а на него было выписано свидетельство с печатями ДНР или ЛНР, его родители не могут претендовать на выплаты, так как данные документы не имеют юридической силы.

    Возможные изменения в суммах выплат в 2018 году

    Не так давно на рассмотрение Верховной Рады был подан проект закона, в котором содержатся предложения о пересмотре сумм детских выплат. Авторы данного документа настаивают, что только так можно решить проблему катастрофической демографической ситуации в стране. В качестве основного аргумента они приводят тот факт, что сейчас Украина занимает 172 место в мировом рейтинге стран, отсортированных по зафиксированному уровню рождаемости.

    Пока неизвестно, повысит ли Верховная Рада детские выплаты в 2018 году

    Кроме того, сегодня более 76% многодетных семей Украины (а таких насчитывается около четырехсот тысяч) имеют уровень дохода значительно ниже среднего. Если же рассматривать ситуацию с деторождением в целом по стране, то сегодня на одну женщину приходится примерно один ребенок. Исходя из данных статистических выкладок, разработчики документа предлагают следующее:

    • строго привязать суммы денежной помощи для малышей до 6 лет к величине минимального уровня, достаточного для проживания. При пересмотре данных сумм должны быть пересмотрены и соцвыплаты;
    • пересмотреть суммы начисления выплат при рождении малыша, учитывая то, какой именно по счету ребенок появился в семье. В законопроекте предлагается, чтобы родителям первого ребенка выплачивалось сумма, равная 52 прожиточным минимумам (например, если говорить о минималке января 2017 года, это будет 80300 гривен), второго – 70 прожиточных минимумов (108000 гривен), третьего, четвертого и так далее – 120 прожиточных минимумов (185300 гривен);
    • разделить суммы выплат на «транши», из которых первый будет составлять от 15-ти прожиточных минимумов на первого ребенка, до 25 – на второго и 40 – на третьего и последующих;
    • остаток выплаты при рождении малыша разделить пропорциональными суммами на 36 месяцев.

    Отдельно прописано изменение порядка выплат в том случае, если мама малыша решит прервать декретный отпуск и вернуться на место трудоустройства на условиях полного рабочего дня. В этом случае деньги можно будет переоформить на человека, который будет присматривать за малышом до того момента, пока ему не исполнится три года.

    Безусловно, такие суммы материальной помощи совершенно несопоставимы с текущими выплатами на детей, так что инициативу можно назвать весьма похвальной. Единственное, о чем не пишут авторы проекта, – откуда следует брать деньги на реализацию данной инициативы. Так что не исключено, что она останется только на бумаге, а не воплотится в реальность.

    (7 голосов, среднее: 4.86 с 5)