Случаи выплаты авто страховки

Как получить страховую выплату, если автомобиль был куплен по доверенности

Бывают ситуации, когда человек приобретает автомобиль по доверенности, т.е. старый владелец не захотел снимать с учёта, выписал доверенность, передал ключи, ударили по рукам и разъехались, а новый владелец обратился в страховые компании в Киеве с целью его страхования.

Человек оформил договор КАСКО автомобиля на себя, так как в действительности он уже заплатил за автомобиль, и соответственно, указал себя выгодоприобретателем (тот, кто имеет приоритетное право на получение страхового возмещения).

Через некоторое время он по доверенности снял автомобиль с учёта, и в это время произошло ДТП со значительным ущербом. Человек обратился в страховую компанию, а ему поясняют, что заплатить не можем, так как Вы не собственник, имущественного интереса в объекте страхования нет. Начался спор, даже до судебного разбирательства дошло. Позиция страховой компании следующая, оплатить не можем, так как деньги получает лицо, которое строго юридически никаких имущественных прав в отношении автомобиля не имеет. Есть доверенность, но она не устанавливает права собственности, а лишь предоставляет право совершить некоторые действия в отношении автомобиля, даже продать, но, естественно, в интересах собственника.

Такая ситуация может встречаться в практике достаточно часто решили изложить своё мнение по данному вопросу.

В соответствии, со ст. 1 Закона Украины «О страховании» страхование – это вид гражданско-правовых отношений, связанных с защитой имущественных интересов физических лиц и юридических лиц в случае наступления определённых событий (страховых случаев), определённых договором страхования и т.д. Ключевым моментом в данном случае является имущественный интерес, т.е. право собственности либо иные имущественные права на объект (аренда, залог и т.д.). При этом имущественный интерес арендатора, например, связан с ответственностью перед собственником, в случае гибели либо повреждения арендуемого имущества.

Таким образом, получается, что формально страховая компания права. Более того, возникает вопрос, связанный с налогообложением. Поверенному ведь имущественный ущерб не причинён, а автомобиль застрахован в его интересах. Следовательно, он получил не возмещение с целью восстановления имущества, а доход, который должен облагаться по ставке 15% в соответствии с законодательством о налогообложении доходов физических лиц.

Тогда возникает вопрос, имеет ли право принимать на страхование имущество страховщик, если страхователь и выгодоприобретатель не являются его собственником. Либо другой вопрос, может ли арендатор быть выгодоприобретателем по договору страхования арендованного имущества.

Страховая компания не должна принимать на страхование имущество, не убедившись в наличии имущественного интереса у страхователя. При этом, имущественный интерес должен подтверждаться документально, в противном случае в заключении договора страхования необходимо отказывать.

Если же обязательства приняты, то страховщик в любом случае обязан нести ответственность, хотя механизмы выполнения обязательств в данном случае сомнительны с точки зрения законодательства.

Следовательно, возмещение должно быть выплачено, сложившаяся ситуация – вина страховщика, поскольку страхователь выполнил все условия договора страхования, однако страховщик, по мнению юристов, вполне законно сможет уменьшить выплату на 15% (ставка подоходного налога) и перечислить указанную сумму в бюджет. В любом случае данный вопрос не решается однозначно, среди страховщиков есть разные мнения.

Выходом из потовой ситуации может быть перечисление денег на СТО безналичным путём. В данной ситуации имущественный интерес собственника учитывается, т.е. деньги формально уходят на восстановление его имущества, дохода у поверенного нет, так как он денег не получает.

Однако вопрос о правомерности заключения договора страхования имущества лицами, которые не имеют имущественного интереса, и рассмотрении их претензий на выплату страхового возмещения остаётся открытым.

Не стоит заключать договора страхования, если отсутствует имущественный интерес, что бы не говорили представители страховой компании. Это позволит избежать недоразумений при наступлении страхового события.

Автор: Сергей Мишкур
Источник: Финанс-стр@хование

Фориншурер не является страховым агентом или посредником, поэтому вы получите цену страхового полиса от менеджеров страховых компаний Украины напрямую

Узнайте стоимость страхования

©2008-2017 Фориншурер: автострахование — специализированный B2C-проект журнала №1 о страховании в Украине forinsurer.com, рассчитанный на потребителей страховых услуг, главная задача которого помочь в выборе надёжной страховой компании.

© Полное или частичное использование рейтингов страховых компаний Украины запрещено. База данных рейтингов является интеллектуальной собственностью журнала Insurance TOP.

Страховщики пользуются юридической неграмотностью украинцев и не платят компенсации после ДТП

Эксперты советуют не гнаться за дешевизной полиса и тщательно читать договор.

В Украине страховщики отказываются выплачивать компенсации после ДТП, пишет «Сегодня».

Страховая защита на сегодняшний день существует только для идеально целых автомобилей. Так, к примеру, известен случай, когда после ДТП по всей ширине двери пострадавшей машины полосой была содрана краска. Страховая виновной стороны отказалась оплатить покраску, ссылаясь на то, что она и до ДТП не была идеальной — в уголке нашлась небольшая потертость.

«В данном случае речь идет не о царапинах, а о том, что если деталь нужно было полностью красить и до убытка, то страховщик не должен возмещать стоимость покраски, поскольку выплата должна позволить вернуть имущество в состояние, в котором оно было до убытка», — пояснил начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко.

А вот юристы считают иначе. «В данном случае СК незаконно отказала в выплате страховки, — говорит ведущий юрист МПК «УкрЮрЦентр» Кирилл Бобровный. — Чаще всего это делается, если сумма страховой выплаты небольшая. СК умышленно отказывается выплачивать страховку, надеясь на то, что страхователь не будет подавать в суд».

В случае, если страховая все-таки не возместит ущерб, требовать деньги надо у виновника ДТП, говорят эксперты. «Согласно ст. 1194 Гражданского кодекса, лицо, застраховавшее свою гражданскую ответственность, в случае недостаточности страховой выплаты обязано само доплатить потерпевшему разницу между выплатой и реальным ущербом. За возмещением стоит обращаться в суд», — отметил юрист компании «Правовая помощь» Андрей Бузинный.

Помимо отказа страховых компаний платить, встречаются и случаи, когда они попросту затягивают процесс выплаты. Как рассказала хозяйка пострадавшей в ДТП машины, она добивалась от страховой компенсации полгода, но так ничего и не получилось, и женщина махнула на все рукой.

«Это типичный пример того, что некоторые СК больше заботит сбор премий, чем реальное страхование», — говорит менеджер по коммуникациям компании «PZU Украина» Александр Мельничук. Правда, есть доля вины и самих страхователей. «Сколько водителей, покупая полис ОСАГО, выбирают страховщика по параметру надежности, а не только цены? — добавил Александр Яременко. — Часто покупают что угодно, лишь бы подешевле и бумажка для ГАИ была».

«Затягивание времени — типичное поведение страховщиков», — говорит Андрей Бузинный.

Однако, стоит отметить, что действия страховых четко регламентированы в Украине законом. Например, у СК есть только 10 дней с момента получения уведомления о ДТП для того, чтобы выяснить причины аварии и посчитать ущерб. Если же это не будет сделано, потерпевший имеет право сам выбрать эксперта. Кроме того, СК не имеет права затягивать и с выплатой компенсации — на это дается 90 дней с момента подачи заявления о страховом возмещении. «Если этого не происходит — подавайте в суд», — отмечает Бобровный.

Часто также страховые не учитывают износ деталей при выплатах по договорам гражданской ответственности. «В заблуждение может ввести соотношение понятий «стоимость восстановительного ремонта» и «стоимость материального ущерба», — говорит Кирилл Бобровный. — Стоимость восстановительного ремонта как раз и включает в себя стоимость деталей по рыночной цене на сегодняшний день, однако далее эта сумма умножается на коэффициент износа деталей (амортизация). В итоге мы получаем стоимость материального ущерба, которая всегда меньше стоимости восстановительного ремонта. А именно материальный ущерб обязана возместить СК».

По словам экспертов, чтобы обезопасить себя от проделок страховых, в первую очередь необходимо тщательно выбирать компанию. «Главный совет — тщательно выбирайте СК, — отметил Александр Мельничук. — Только на надежного страховщика можно переложить свои риски и быть уверенным в том, что он выполнит свои обязательства и вам не придется в срочном порядке искать деньги для ремонта своего или чужого авто». При выборе компании необходимо ориентироваться на ее репутацию, финансовое положение и опыт.

Также не следует гнаться за компаниями, страховые полисы которых дешевле остальных, — чаще всего так делают ненадежные компании.

И напоследок – обязательно перед подписанием договора страхования внимательно его изучить.

«При оформлении страховки обязательно ознакомьтесь со всеми пунктами договора. Если вы с чем-то не согласны, предлагайте сразу вносить изменения, исправлять опечатки или ошибки», — говорит Бобровный.

«В большинстве случаев действия СК направлены на то, чтобы под любым предлогом не выплатить страховку или выплатить ее не полностью. Чаще всего пользуются юридической неграмотностью людей и классическим способом перевода стрелок», — добавил эксперт.

Напомним, ранее сообщалось, что страховщики «блокируют» украинцам выезд за границу из-за их возраста.

9 случаев, когда проблематично получить выплаты по КАСКО

Как получить страховую выплату по КАСКО: подводные камни.

Автострахование – один из наиболее востребованных видов страхования в Украине. Ежегодно украинские автовладельцы страхуют свой транспорт на несколько миллиардов гривен. По данным исследования журнала «Insurance TOP», в структуре страховых премий по видам страхования наибольший удельный вес по итогам 2014 года принадлежит автострахованию (КАСКО, ОСАГО, «Зеленая карта») – 5,947 млрд грн (32%). На автострахование также приходится наибольшая доля страховых выплат – 2,744 млрд грн (или 56,1%). При этом 20,9% всех страховых премий от физических лиц составили премии от страхования наземного транспорта (КАСКО) – 1,986 млрд грн. Основная часть страховых выплат (34,9%) также была осуществлена по договорам КАСКО – 1 млрд грн.

Причина популярности КАСКО среди украинских водителей кроется в простой статистике: только за десять месяцев 2014 года на автодорогах страны произошло 127 177 ДТП, травмированы более 27 тыс. человек, погибли около 4 тыс., угнано больше 10 тыс. машин. Аварийное состояние дорог и прилегающих сооружений, человеческий фактор, эхо войны на востоке страны – эти и другие факторы ежедневно ставят в зону риска украинцев на дорогах.

КАСКО обеспечивает страховую защиту автомобилей и других видов наземного транспорта от максимального количества рисков, которым может быть подвержен автомобиль. По КАСКО оплачивается ремонт автомобиля, поврежденного в результате ДТП, пожара, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, а также возмещается страховая выплата в случае угона автомобиля. Наиболее часто по КАСКО возмещается ущерб, причиненный в результате ДТП, падения предметов/попадания камней, противоправных действий третьих лиц.

Стоимость КАСКО зависит от многих параметров: типа автомобиля, марки, года выпуска, стоимости автомобиля, наличия франшизы, условий эксплуатации, территории действия договора и т.д. Кроме того, очень часто учитывается предыдущая история страхования (в том числе в других компаниях). Для примера, при цене автомобиля в 250 000 грн страховой платеж составит от 11 000 грн.

Читайте также:

Как показывает практика, получить выплаты по КАСКО не просто, существует множество подводных камней, о которых вслух не говорят. Конечно, они все прописаны в договоре мелким шрифтом, и подписанный договор говорит о том, что водитель ознакомлен со всеми условиями. Но на деле мы часто упускаем эти детали, фокусируясь на общем.

UBR.ua разобрался, в каких случаях невозможно или проблематично получить возмещение ущерба у страховой компании по договору КАСКО.

1. Наезд на бордюр

Выезжая с места стоянки водитель, а чаще начинающий, может зацепить бордюр или парковочный барьер по соседству. Последствия такого столкновения, как правило, незначительны – вмятина на крыле, царапина, повреждение бампера. В большинстве случаев водитель сочтёт такой инцидент ничтожным и поедет дальше по своим делам. И уже позже обратиться в страховую за компенсацией. Здесь и кроется подвох.

Сразу же после столкновения водитель обязан позвонить в страховую компанию. Ведь даже въезд в ворота собственного гаража считается ДТП. Зарегистрированный оператором колл-центра звонок является подтверждением того, что ДТП произошло и клиент уведомил о нем страховую компанию. Если в договоре предусмотрено, что незначительные выплаты могут осуществляться без справки ГАИ о ДТП, то страховая должна выплатить возмещение за ущерб без подтверждения ГАИ. В ином случае компания вправе отказать в компенсации. Как правило, убытки, связанные с повреждением авто, подлежат компенсации без справок из ГАИ ограниченное количество раз в течение действия договора (чаще всего один раз). Также устанавливается лимит такой выплаты (размер ущерба может не превышать 1-5% от страховой суммы).

2. Падение дерева

Возможна похожая ситуация с деревом – на припаркованный или во время движения автомобиль упала ветка или дерево. Водитель отделался легким испугом, автомобиль – царапиной и легкой вмятиной на капоте. Как и в предыдущем случае, необходимо сразу же поставить в известность страховую компанию. В зависимости от того, где было совершено происшествие и какие последствия, вызываются работники ГАИ, МВД или МЧС.

По словам Юрия Островского, старшего специалиста отдела автотранспортного страхования, партнера BritMark, деревья, которые падают от урагана – это классический страховой случай, подпадающий под риск «стихийное бедствие». В рамках полной страховки КАСКО – компенсация будет выплачиваться. Но возможны случаи, когда в договоре указано, что ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, является исключением и не подлежит страховому возмещению. Тогда на компенсацию можно не надеяться. В ином случае падение дерева на автомобиль в результате стихийного бедствия будет покрываться такой страховкой. При этом, как уточнили в компании АСКА, ущерб будет возмещен, когда Украинский гидрометеорологический центр ответит на запрос страховой компании подтверждением о наступлении стихийного бедствия в указанное время, в указанном месте. Автовладелец также может самостоятельно получить такую справку в Укргидрометцентре и предоставить страховщику.

«Падение аварийного дерева рассматривается аналогично падению любого другого дерева – в зависимости от обстоятельств падения на застрахованный автомобиль. Если дерево было аварийным, страховая компания может обратиться к балансодержателю объекта с требованием компенсации осуществленной клиенту выплаты. Для реализации такого рода прав необходимо будет доказать аварийность дерева», – пояснили в компании АСКА.

«Ключевую роль по решению страхового случая решают условия страхования. Если страхователь заявит, что дерево упало на авто в результате урагана, то страховая компания может потребовать справку из компетентных органов о факте урагана. Если же указать причиной ущерба падение дерева на авто, то этот случай будет расценен страховой как падение постороннего предмета», – говорит Марина Дутлова, управляющий директор Talisman (СК «Ритейл-Страхование»).

3. Как снег на крышу

В случае других стихийных явлений природы (падение снега, льда, града, подтопление в результате обильных осадков), о факте происшествия также необходимо уведомить страховую, которая, в свою очередь, обращается в Укргидрометцентр с запросом о возможности формирования налипания снега, льда, о подтверждении града, обильных осадков в день происшествия. «Без этой справки страховая компания может не признать страховой случай, что, соответственно, доставит много лишних хлопот и неприятностей», – говорит Марина Дутлова. И только после получения такой справки выплачивается компенсация.

Непредоставление справки из компетентных органов может лишить водителя права на страховое возмещение, или же гарантировать минимальный размер выплаты за ущерб, заявили в Talisman. По некоторым договорам КАСКО есть условие «выплата возмещения в объеме 1-5% страховой суммы без предоставления документов компетентных органов», пояснили в компании АСКА (в зависимости от вида страхового договора процент может отличаться).

4. Въезд в лужу

Поймать гидроудар на легковом автомобиле в городе – дело одной глубокой лужи. К сожалению, из-за внушительных ям на наших дорогах после дождя каждая лужа является потенциально опасной (гидроудар тянет за собой последующий ремонт или замену двигателя). В договорах большого количества страховых компаний повреждение двигателя вследствие попадания в него воды не является страховым случаем. «Гидроудар – классическое исключение из договора КАСКО, только если водитель либо его страховой брокер не согласовали каких-то особых условий при заключении договора», – подтвердил Юрий Островский.

По словам Марины Дутловой, в основном такие риски не выплачиваются, так как высока вероятность мошенничества и размер ущерба будет очень большим. «Как правило, от полного или частичного затопления авто страхуют на автостоянках, что снижает вероятность того, что ущерб нанесен умышленно. При попадании воды в двигатель вследствие проезда глубоких луж или потоков воды – ущерб не покрывается страховыми компаниями», – заявила она.

А вот в договорах КАСКО страховой компании АСКА гидроудар признается страховым случаем, хоть и встречается на практике крайне редко.

5. За колеса страховая не отвечает

В компании BritMark говорят, что если водитель повредил или у него украли мелкие детали авто, такие как шины, колпаки, диски, дворники, антенны, то страховая компания вправе отказать в компенсации. Но только в случае, если отсутствуют другие повреждения автомобиля. «Если пострадала, например, шина, а вместе с ней и бампер/крыло/ходовая (не важно какая часть) – оплатят и за шину в том числе», – говорит Юрий Островский.

6. Ночной сюрприз

В договоре КАСКО может быть указана опция «защищённая ночная парковка», которая предполагает, что водитель оставляет машину на ночь (с 23:00 до 06:00) в защищённом месте – на охраняемой стоянке или в гараже.

«Некоторые страховщики такую опцию предлагают по умолчанию. Если в договоре страхования присутствует такой пункт, то ущерб, полученный клиентом вследствие угона или повреждения автомобиля в это время, страховая компания не возместит», – говорит Юрий Островский.

7. Поджог авто

Риск возгорания авто является частью стандартного страхового покрытия КАСКО. Но компенсация ущерба зависит от условий договора – часть рисков покрываются страховкой, а часть являются исключением. «В случае возгорания автомобиля получение справки от МВД необходимо, тогда как наличие справки из управления пожарной охраны необязательно», – говорит Марина Дутлова.

В такой справке должна быть указана причина возгорания, которая будет ключевой при принятии решения о выплате компенсации.

8. Грубое нарушение ПДД

Грубое нарушение Правил дорожного движения может быть весомым основанием для отказа в выплате страхового возмещения. Если водитель ехал в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, либо под воздействием лекарств, противопоказанных при управлении транспортом, то ни о каком возмещении ущерба речь не идет.

В условиях договора может быть на особых условиях оговорено, что компания осуществляет выплаты по КАСКО за грубые нарушения ПДД – превышение скорости, проезд на красный свет, обгон с выездом на встречку в запрещенном месте, въезд на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме или запрещающем знаке светофора выезд и т.д.

9. Автомобиль требует бережного отношения

Ущерб, произошедший в результате неправильной технической эксплуатации (правила эксплуатации автомобиля установлены производителем), а также использования в несвойственных техническому назначению целях, не подлежит компенсации.

Кроме того, не являются страховыми случаи, когда под капотом были оставлены посторонние предметы. Страховая не возместит ущерб, причиненный в результате проникновения в авто воды, снега, града и грязи через незакрытые стекла, двери, уплотнители, а также неправильного использования либо неиспользования стояночного тормоза.

Страховая также может отказать в выплате, если установит, что авария произошла из-за эксплуатации неисправного авто (согласно ПДД). К ним относятся неисправные тормоза и рулевое управление, поломка лампы левой фары в режиме ближнего света, неработающие стеклоочистители и стеклоомыватели, отсутствие зеркал заднего вида, поломка звукового сигнала и т.д.

«Если, например, вы обратитесь в страховую компанию с убытком, который произошел вследствие отказа тормозов автомобиля, что привело к повреждениям – выплаты не будет», – говорит Юрий Островский.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Как после ДТП получить деньги от страховой компании

Быстро получить от страховщика выплату в случае ДТП – мечта любого автовладельца. Однако, иногда страховщики согласны возмещать ущерб без всякого суда, а иногда, наоборот, – затягивают выплаты до бесконечности, дожидаясь судебного решения. Рассмотрим эти ситуации.

В тоже время, нужно учитывать, что законодательство Украины активно меняется и гарантированно актуальную информацию можно получить только проконсультровавшись у наших специалистов.

При возмещении ущерба по автоКАСКО, как известно, до суда дело доходит редко. Чтобы осуществить выплаты, для страховой компании достаточно только справки ГАИ, из которой можно будет понять, клиент был пьян или трезв, нарушил или не нарушил Правила дорожного движения, каковы были причины аварии и так далее.

Обычная справка ГАИ подтверждает лишь факт наступления ДТП, в ней указано конкретное лицо, управлявшее автомобилем во время аварии, а также марка и номер автомобиля. В этом документе содержится описание видимых повреждений машины.

Как после ДТП получить деньги от страховой компании

Быстро получить от страховщика выплату в случае ДТП – мечта любого автовладельца. Однако, иногда страховщики согласны возмещать ущерб без всякого суда, а иногда, наоборот, – затягивают выплаты до бесконечности, дожидаясь судебного решения. Рассмотрим эти ситуации.

В тоже время, нужно учитывать, что законодательство Украины активно меняется и гарантированно актуальную информацию можно получить только проконсультровавшись у наших специалистов.

При возмещении ущерба по автоКАСКО, как известно, до суда дело доходит редко. Чтобы осуществить выплаты, для страховой компании достаточно только справки ГАИ, из которой можно будет понять, клиент был пьян или трезв, нарушил или не нарушил Правила дорожного движения, каковы были причины аварии и так далее.

Обычная справка ГАИ подтверждает лишь факт наступления ДТП, в ней указано конкретное лицо, управлявшее автомобилем во время аварии, а также марка и номер автомобиля. В этом документе содержится описание видимых повреждений машины.

Расширенная справка ГАИ вдобавок включает в себя информацию о всех участниках аварии (вместе с адресами их проживания), серии и номера их водительских удостоверений, определяет трезвость и вменяемость водителя в момент аварии, содержит данные о нарушителе Правил дорожного движения и конкретном пункте Правил, который им был нарушен, а также название суда, в который будут направлены материалы по делу об административном правонарушении.

В случае наступления страхового события по полису автоКАСКО страховщик может затребовать решение суда по факту ДТП только как дополнительный документ при проведении служебного расследования (когда есть подозрение в том, что клиент – мошенник). Не обойтись без суда и в том случае, если стороны не нашли взаимопонимания в вопросах оценки ущерба или размера выплаты. Но большинство выплат (или отказов в них) по КАСКО происходят все же “без суда и следствия”.

Более того, именно по КАСКО многие страховщики переходят на ускоренное урегулирование при повреждении хрупких элементов (стекол, фар, бамперов, спойлеров), и при незначительной сумме убытка (до 2-5% стоимости авто). Больше всего радует то, что регистрировать ДТП и предоставлять справку ГАИ вовсе необязательно.

А вот при возмещении ущерба по “автогражданке” все не так-то просто. Ведь получить выплату имеет право только тот, кто пострадал от зачинщика аварии, вина которого доказана судом. Такой порядок предусмотрен законодательством, это удобно подчас и страховщикам: больше возможностей увильнуть от выплаты или хотя бы затянуть ее.

При этом по ОСАГО процедуры выплаты без привлечения суда индивидуальны у каждой компании. Одни страховщики, не получив решения суда, вообще не платят возмещения (таких, к слову, большинство). Но есть и те, кто устанавливают определенный лимит (до $600-1200), в рамках которого выплату производят по расширенной справке ГАИ – не дожидаясь решения суда. Могут быть установлены и типы ДТП, при которых выплата происходит также по справке ГАИ (наезд на пешехода, столкновение с другим авто и повреждение при этом только транспортного средства и так далее).

Так что, прежде чем покупать ОСАГО, нужно поинтересоваться у страховщика, а как он обычно проводит урегулирование убытков? Если в компании принято ждать решения суда, то иногда это может быть просто невыгодно страхователю, на которого, скорее всего, будет “давить” пострадавшая сторона, требуя денег.

Расширенная справка ГАИ

Если компания согласна произвести выплату потерпевшим по расширенной справке ГАИ, то добиться возмещения ущерба можно в рекордно короткие сроки – 3-5 дней после предоставления всех документов. Для сравнения: решения суда иногда приходится ждать 2-12 месяцев, в зависимости от сложности дела.

Но расширенную справку ГАИ тоже еще нужно получить! Обычно запрос на получение справки подает сама страховая компания. Срок, в течение которого ГАИ обязана отреагировать на полученный запрос, составляет 30 дней, хотя страховщики жалуются, что инспекция часто затягивает выдачу справки, поэтому они вынуждены ее немного “встряхивать”, дабы ускорить процесс.

Получение справки не бесплатное. Если дело касается договора КАСКО, то страховщик обязан перечислить ГАИ 83 грн. Это может сделать и клиент, а в будущем данная сумма должна быть учтена при расчете страхового возмещения и включена в сумму страховой выплаты.

А вот владельцам ОСАГО расширенную справку ГАИ должны выдавать бесплатно. Хотя, к сожалению, это не всегда так. Есть области, где документ, действительно, выдают “за красивые глаза”, но есть и те, где выдают только при наличии оплаты (обычно до 100 грн.).

Процесс урегулирования убытков по “автогражданке” очень сильно зависит от поведения самого страхователя после ДТП. Многие отказы в выплате бывают связаны с нарушением условий страхования и изменением обстановки ДТП после аварии.

При нарушении обстановки ДТП ГАИ или аварийному комиссару бывает непросто восстановить реальную картину происшествия, в итоге дело с выдачей справки и, соответственно, с выплатой может затянуться.

Изменение обстановки аварии грозит и тем, что у страховщика появляется возможность выдвинуть обвинение в попытке страхового мошенничества. В этом случае компания может и вовсе отказать в выплате, а виновнику ДТП придется самому решать свои проблемы с возмещением ущерба пострадавшим.

Поэтому, чтобы ускорить процесс урегулирования убытков, при аварии всегда нужно следовать “памятке” – рекомендациям страховщика, прилагающимся к основному договору.

Как правило, суть инструкции сводится к следующему: при наступлении страхового случая необходимо сразу же вызвать ГАИ и аварийного комиссара своей компании, записать контакты второй стороны и, желательно, очевидцев, не перемещать предметы в зоне аварии, дожидаться приезда инспектора и оформления документов на месте.

Кроме того, авто нельзя ремонтировать, пока страховщик не выдал свое экспертное заключение, так как потом могут возникнуть споры относительно заявленных повреждений, которые нужно видеть, фотографировать, оценивать.

В случае, если страхователь не согласен с выводом страховщика относительно размера ущерба, можно привлечь независимого эксперта. Конечно, это выльется в дополнительные 100–300 грн. (в зависимости от масштабов аварии).

Однако если дело все же дошло до разбирательства, и компания отказывается идти навстречу, клиент в силах хотя бы не допустить затягивания судебного процесса.

Быстрый расчет. Что делать в случае ДТП, чтобы обойтись без суда?

1. При аварии выполнить все требования страховщика (сообщить о страховом случае, вызвать ГАИ).

2. Заполнить заявление о наступлении страхового события.

3. Предоставить поврежденный автомобиль для осмотра представителем страховой компании (при необходимости – привлечь независимую экспертизу).

4. Получить расширенную справку ГАИ, на которой обязательно должны быть печать компетентного органа, а также должность, фамилия, инициалы и подпись человека, который ее выдал (по КАСКО она стоит 83 грн., по ОСАГО – бесплатная).

5. Предоставить страховщику все необходимые для выплаты страхового возмещения документы, которые указаны в договоре страхования:

заявление о наступлении страхового события и выплате страхового возмещения;
копию договора страхования;
копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
копию водительского удостоверения водителя, который управлял транспортным средством во время наступления страхового события;
копию паспорта страхователя–физического лица;
копию справки о присвоении идентификационного номера страхователя–физического лица;
копию документов, которые свидетельствуют о праве водителя управлять транспортным средством страхователя (если за рулем был не собственник);
документы ремонтных предприятий (наряд-заказ, калькуляции, счета), где будет производиться восстановительный ремонт транспортного средства, с перечислением восстановительных работ и их стоимости, а также стоимости деталей, которые подлежат замене;
– справки ГАИ (первичную и расширенную).

6. Получить возмещение.

Если страховая компания отказывается платить деньги.

Пожалуй, вечный вопрос очень многих клиентов страховых компаний – “как выбить деньги в страховой?”

Мы решили систематизировать способы “выбивания” денег в СК, чтобы сразу ответить на множество вопросов. Можно выделить 5 основных способов, как заставить страховую компанию заплатить возмещение. Однако необходимо помнить, что для любого разбирательства со страховщиком нужно документировать все взаимоотношения.

Итак, рассмотрим 4 способа выбить деньги из СК по степени их сложности и затратности:

Вариант 1: письменная претензия.

Этот вариант хорош в случае, когда страховая компания затягивает выплату. Обращаем внимание на то, что для написания претензии клиентом должны быть поданы все документы в страховую. После этого у страховой компании есть определенный срок, отведенный на принятие решения (это вообще страховой случай или нет) и саму выплату. Поэтому кричать раньше времени, что страховая компания Вас жестоко обманывает, нельзя. Это будет некорректно. Если же по прошествии 2-3 недель Вы видите, что никаких движений со стороны страховой компании нет, имеет смысл действительно написать претензию.

Еще раз акцентируем внимание, что подобную претензию надо подать в письменном виде, обязательно зафиксировать дату передачи претензии. Само письмо должно содержать суть претензии, а также описание ситуации, которая сложилась (задержка, необоснованный отказ, др.). С одной стороны у компании есть 30 дней на ответ, с другой – это эффективный способ заставить их “шевелиться”, если Ваше дело где-то залежалось. В случае глубокого молчания со стороны страховой компании можно переходить к другим способам.

Вариант 2: заявление в Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг.

Госфинуслуг – главный государственный орган, контролирующий деятельность страховых компаний. Собственно эта организация может влиять на выдачу и изъятие лицензий у страховых компаний. Поэтому ссориться с этой организацией страховщики не любят. Однако мы бы не советовал писать туда письма без серьезной на то надобности. Они и так перегружены подобными обращениями. К тому же, на каждое обращение Госфинуслуг должна в течение 15 дней отреагировать и опять же пойти с проверкой в СК. Так что стоит прибегать к их услугам только тогда, когда уже ничего не помогает. Для этого у вас должны быть веские аргументы и доказательства вашей правоты. Учитывайте также то, что если после проверки страховой компании Госфинуслуг нарушения не будут выявлены, то при последующем судебном разбирательстве страховая может этим прикрываться. Не забывайте и то, что в Госфинуслуг тоже работают люди, имеющие свои “слабости”.

Вариант 3: обращение в МТСБУ.

МТСБУ – является объединением страховых компаний, которое следит за реализацией обязательных видов страхования, в частности в сфере их внимания – обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев (автогражданка). Вы можете обращаться в МТСБУ, если не можете получить выплату в страховой компании, как потерпевший. В ряде случаев Вам нужно будет обращаться именно в МТСБУ, а не в страховую компанию для получения выплаты.

Ситуация первая – когда страховая компания, куда вы обратились как пострадавшая сторона, не платит денег, или затягивает процесс, или сумма выплаты по вашему мнению занижена. В данном случае вы обращаетесь в МТСБУ для содействия, в качестве судьи. Однако учитывая загруженность данной организации, а также физическое нахождение только в Киеве это может оказаться малоэффективным.

Ситуация вторая – когда вы должны обращаться в МТСБУ для получения выплаты (например, если вас ударил афганец или инвалид 1-й группы). К слову, вы можете обращаться в МТСБУ как пострадавший даже если виновник не приобрел полис автогражданки, но такой полис есть у вас. Процедура получения выплаты такая же как в страховой компании. Однако по ряду причин получить выплату не так легко и не так быстро.

Вариант 4: обращение в суд.

Наиболее (как правило) длительный и сложный процесс, поскольку связан с расходами на юриста (адвоката), возможные экспертизы и прочее. Срок решения вопроса может колебаться до нескольких лет. Все зависит от ситуации, вашей правоты и желания страховой потянуть процесс. Помимо этого не стоит забывать, что страховая компания (если очень заинтересована в решении вопроса в свою пользу) обладает большими возможностями (как финансовыми, так и человеческими), нежели клиент. Поэтому начиная судебное разбирательство нужно трезво оценивать свои возможности и целесообразность такого способа решения проблемы.

В любом случае, если все остальное не помогает судиться стоит. Есть много случаев, когда клиент выигрывает суд и наказывает нерадивую страховую компанию. Однако надо запастись терпением, деньгами и желанием победить. Не забывайте также, что многое зависит от хорошего юриста.

Независимо от способа, к которому вы прибегнете, стоит помнить главное – любые взаимоотношения со страховой компанией необходимо оформлять документально. Это не только помогает в процессе получения выплаты, но и может стать единственным способом вообще выбить деньги из страховой компании. Нередко бывают случаи, когда сотрудники страховой компании теряют документы или же намеренно их уничтожают. Без подтверждения того, что клиент предоставлял такие документы и фиксации даты передачи, доказать что-то будет сложно.

Поэтому фиксируйте даты и факт передачи документов, необходимых для выплаты, делайте себе копию акта осмотра автомобиля, когда приезжаете в страховую компанию с автомобилем. Это может тоже понадобится в ряде случаев. Обязательно иметь копию заявления о событии и заявления на выплату возмещения. Последнее заявление, как правило, последний документ, подаваемый клиентом. С даты подачи этого заявления начинается отсчет времени, отведенного для выплаты денег. Когда срок заканчивается, можно писать претензию или воспользоваться одним из описанных выше способов.

Есть еще и пятыйспособ, который иногда хорошо влияет на сознательность страховой компании – это публичная огласка конфликта. Сделать это можно различными путями:

статья в журнале/газете (желательно с большим тиражем)
передача на ТВ (затратное дело, но также возымеет большой эффект)
статья на различных веб-форумах, посвященных подобной тематике (большая аудитория, быстрое распространение информации)
негативный отзыв (с детализацией) на сайте компании и прочих сайтах страховой тематики, где можно оставлять отзыв.

Главное, чтобы информация была подана правильно, последовательно и правдиво. Проблемы у всех одни, поэтому люди с удовольствием вас поддержат. Обратите также внимание на то, что иногда полезно написать претензию (заявление) непосредственному руководителю департамента/отдела/управления, если проблема заключается в исполнителях.

Если вы запутались, не можете найти выходи из сложившейся ситуации или просто не в состоянии бодаться со страховой компанией, обращайтесь к нам за помощью. Мы с удовольствием поможем вам защитить свои права.

Дата актуализации статьи – 2012г.

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться ею: