Ст 30 44-фз отчёт

Заказчик обязан разместить в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНО, даже если все закупки осуществлялись у единственного поставщика

Закупки у единственного поставщика, предусмотренные ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), не входят в расчет СГОЗ для целей определения минимального объема закупок у СМП и СОНО. Следовательно, если все без исключения закупки заказчик осуществляет у единственного поставщика, то СГОЗ и, соответственно, минимальный объем закупок, которые нужно осуществить у СМП и СОНО, будут равны нулю. Иными словами, осуществлять в этом случае закупки у СМП и СОНО заказчик не обязан (письмо Минфина России от 8 ноября 2017 г. № 24-01-10/73595).

По мнению представителей Минфина России, в том случае, когда все закупки заказчик осуществляет в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, обязанность формировать и размещать в ЕИС отчет об объеме закупок у СМП и СОНО у заказчика сохраняется. Специалисты Минфина России полагают, что в такой ситуации в отчете целесообразно указывать значение показателей равным нулю.

Каким образом рассчитывается объем закупок, осуществленный у СМП, СОНО? Ответ – в материале «Годовой отчет заказчика по Закону № 44-ФЗ об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» в «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что в силу ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ до 1 апреля заказчики обязаны разместить в ЕИС отчет об объеме закупок у СМП и СОНО за 2017 год.

Готовим отчет о закупках у СМП и СОНО

Формальные особенности и алгоритм формирования отчетности о закупках у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17.03.2015 № 238. О том, как заполнять отчет о СМП и СОНО, расскажем в статье.

Отчет СМП по 44-ФЗ, форма 2018 года

Каждая организация-заказчик должна проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Объем таких заказов не может быть ниже 15 % от совокупного годового объема закупок, рассчитанного в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Важно помнить, что учитываются только заказы, проведенные при помощи конкурентных процедур, то есть конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений, а НМЦК каждой из них не должна превышать лимит в 20 млн рублей.

Отчет СМП 2017 года подлежит обязательному ежегодному размещению в Единой информационной системе до 01.04.2018, в соответствии с ч. 4 ст. 30 44-ФЗ, следующего за отчетным (последний срок — 31 марта). Например, размещенный в ЕИС отчет о СМП до 01 апреля 2016 года отражает данные за 2015 г. А в 2017 г. ответственные за публикацию отчетной документации сотрудники размещали в Единой информационной системе отчет СМП за 2016 год.

Ответственность

При размещении документов с нарушением требований, установленных действующим законодательством, на ответственное лицо (контрактный управляющий или другой уполномоченный сотрудник) налагается взыскание в размере 15 000 руб., на организацию-заказчика — 50 000 руб.

Если необходимая отчетность была размещена в ЕИС с нарушением указанного срока или же вовсе не была опубликована, то, в соответствии с ч. 3 ст. 7.30 КоАП, должностному лицу грозит штраф в размере 50 000 руб., а юридическому — в размере 500 000 руб.

Если организация-заказчик пренебрегла установленными нормами закупок у СМП и СОНКО, то штрафная санкция может быть принята в размере 50 000 руб. на ответственное лицо (п. 11 ст. 7.30 КоАП).

Скачать форму отчета СМП по 44-ФЗ

Инструкция по заполнению отчета по СМП

Формально отчетность по закупкам у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций состоит из трех разделов:

  • раздел I — сведения о заказчике;
  • раздел II — информация об объеме закупок;
  • раздел III — информация о заключенных контрактах.

Далее рассмотрим, как пошагово заполнить отчет о закупках у СМП.

1. В первый раздел вносятся полные организационные сведения об учреждении — ИНН, КПП, адрес, электронная почта, контакты. Затем заполняются все имеющиеся у заказчика коды, присвоенные ему в соответствии с различными общероссийскими классификаторами — ОКОПФ, ОКПО, ОКТМО.

2. Второй раздел отведен для введения количественной информации об объемах закупаемой продукции.

В 1 поле 2-го раздела отмечается совокупный годовой объем закупок организации-заказчика за отчетный год, рассчитанный в соответствии с п. 16 ст. 3 44-ФЗ. Исключение составляют заказы, сведения о которых содержат государственную тайну. СГОЗ — это финансовые ассигнования, выделенные для ведения заказчиком закупочной деятельности (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28И2868).

Во 2-ой строке раздела II указывается суммарная величина контрактов, заключенных на основании ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ (кроме контрактов, содержащих государственную тайну). Это поле представляет собой сумму последующих пунктов.

Повторный учет сведений о финансовом обеспечении в течение одного финансового периода запрещен. Каждый контракт вносится в нужное поле только один раз.

В ячейке 3 отмечается разница между показателем СГОЗ и показателем объема финансовых средств, предусмотренных на оплату товаров, работ, услуг по п. 2 ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Строка 4 отражает рассчитанные 15 % от полученного в предыдущем пункте значения. Эта величина и будет требуемым годовым объемом закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

В 5-й строке рассчитывается сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам состоявшихся конкурентных процедур при условии, что в извещении было установлено ограничение: «Закупки проводятся только среди СМП и СОНКО».

В строку 6 вносятся аналогичные сведения относительно субподрядчиков — субъектов малого предпринимательства в виде предусмотренного процента.

Поле 7 суммирует значения строчек 5 и 6.

Строка 8 — это процентная доля объема, указанного в поле 7, по отношению к 3-й ячейке, иллюстрирующая % фактически произведенных с целью соблюдения законодательных требований о предоставлении преимущества СМП и СОНКО заказов.

9-я строка отображает суммарный показатель НМЦК несостоявшихся конкурентных процедур, в которых предоставлялось преимущество, и по результатам проведения которых контракт не был заключен либо заключался согласно п. 25 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.

3. Третий раздел включает информацию об уникальных номерах реестровых записей контрактов, заключенных с СМП и СОНКО. Эти позиции можно прикрепить из базы реестра контрактов, ведущейся организацией-заказчиком:

  • поле 1 — реестровые номера контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства;
  • поле 2 — аналогичная информация по контрактам, заключенным с привлечением субподрядчиков;
  • поле 3 — реестровые номера контрактов, заключенных согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Бумажная форма отчета по СМП закрепляется подписью ответственного должностного лица с указанием его фамилии, имени и отчества, а также даты составления документа.

Отчет по СМП по 223-ФЗ

Учреждения, ведущие свою закупочную деятельность в соответствии с 223-ФЗ, на основании положений ч. 19 ст. 4 должны ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Отчетность формируется после авторизации в личном кабинете в установленной форме. Файл в формате Word или Excel в сформированный в ЕИС документ можно не прикреплять.

В отчетном документе заполняются только показатели общего количества заключенных договоров и итоговой суммы. Учреждения, которые не подпадают под Постановление Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014, тоже обязаны публиковать отчетность, даже с нулевыми показателями.

Организации-заказчики, на деятельность которых распространяются положения ПП РФ № 1352, не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим финансовым периодом, предоставляют в ЕИС сведения о годовом объеме закупок, проведенных с субъектами малого и среднего предпринимательства. Подробнее об этом читайте в статье «Кто обязан сдать годовой отчет по 223-ФЗ».

Ст 30 44-фз отчёт

Положение о закупке необходимо актуализировать в соответствии с действующим законодательством! Актуализация Положения о закупке от 25 т.р. Разработка нового Положения о закупке от 20 т.р. Подробнее

Новости госзакупок
Заполняем отчет об объеме закупок среди СМП и СОНО правильно

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – отчет) составляется заказчиками, которые проводили в предыдущем году закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Тем заказчикам, кто закупался только по федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) такой отчет готовить не надо. Отчет подлежит размещению в Единой информационной системе (далее – ЕИС) на сайте в сети Интернет по адресу www.zakupki.gov.ru до 01 апреля года следующего за отчетным, согласно ч. 4 ст. 30 Закона №44-ФЗ. В 2018 году заказчикам следует разместить отчет за 2017 год не позднее 31 марта 2018 года.

Требования к форме отчета и правила по его заполнению установлены в постановлении Правительства РФ от 17.03.2015 N 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (далее – Порядок).

Чтобы не делать двойную работу, рекомендуем сразу заполнять отчет в структурированной форме в личном кабинете заказчика на сайте ЕИС. В личном кабинете заказчика имеется раздел «Отчеты», внутри которого имеется подраздел «Отчеты заказчиков». В указанном подразделе имеется кнопка «Создать информацию об отчете заказчика», нажав которую Вы перейдете к выбору типа отчета. В выпадающем списке выберите первый тип отчета, который так и называется «Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Если указанных разделов в личном кабинете нет, значит Вам не назначены права на составление отчетов. Исправить ситуацию можно зайдя в личный кабинет заказчика через электронный ключ с правами «Администратора организации» и в разделе «Администрирование» найти подраздел «Пользователи организации», в котором для каждого пользователя организации можно назначить права доступа, в том числе права на составление отчета, проставив галочки в необходимых полях.

В следующем окне после выбора типа отчета Вам будет представлена «Общая информация об отчете», которая соответствует первому разделу отчета, предусмотренному формой отчета. Она будет автоматически заполнена, только надо будет выбрать «Отчетный период», т.е. 2017 год.

Также на первой странице требуется прикрепить «Копию размещаемого отчета», т.е. сканированный вариант оригинала отчета. Без копии отчета разместить информацию в ЕИС не получится, поэтому придется вернуться к этой странице, когда заполним отчет в структурированной форме, чтобы прикрепить файл с отчетом.

Нажимая на кнопку «Далее» внизу страницы, Вы перейдете к заполнению второго раздела отчета «Информация об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций».

В начале данного раздела необходимо указать «Расчет объема закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году».

Первым пунктом данного раздела указывается «Совокупный годовой объем закупок, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну» в тысячах рублей.

Согласно п. 16 ст. 3 Закона №44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок (далее – СГОЗ) — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Для составления отчета мы считаем СГОЗ по сумме фактически оплаченных контрактов, поскольку неоплаченные по контрактам суммы не были освоены заказчиком и не использовались для закупок. При этом сумма утвержденного объема финансового обеспечения и сумма фактически оплаченных контрактов могут расходиться. Утвержденный объем финансового обеспечения закупок мы определяем на основе финансовых документов заказчика (бюджетной сметы для получателей бюджетных средств и плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных учреждений и унитарных предприятий) для того, чтобы указать справочную информацию о СГОЗ в плане-графике при его утверждении. В процессе осуществления закупок нам придется корректировать планируемые платежи по каждой позиции в плане-графике и сам СГОЗ с учетом фактических платежей по контрактам. Законодательством такого требования не установлено, но учтите, что ту информацию, которую Вы укажете в отчете, контролеры смогут проверить на основании Ваших планов-графиков, поэтому постарайтесь привести в соответствие планируемые платежи по каждой позиции в плане-графике и сам СГОЗ с учетом фактических платежей. То есть если сумма начальной (максимальной) цены контракта или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, указанные в плане-графике, отличаются от суммы, фактически оплаченной по контракту, приведите их в соответствие, внеся изменения в планируемые платежи по каждой позиции, где есть расхождения, в том числе по особым закупкам.

Таким образом, в первом пункте второго раздела указывается СГОЗ по сумме фактически оплаченных контрактов за счет средств, утвержденных на 2017 год. При этом в СГОЗ не включаются суммы закупок, проведенные заказчиками (бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями) по Закону №223-ФЗ.

Во втором пункте второго раздела указывается «Общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Закона №44-ФЗ, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей)». В ч. 1.1. ст. 30 Закона №44-ФЗ указаны виды закупок, которые в расчет совокупного годового объема закупок не включаются. В частности, это закупки:

  • 1)для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • 2)услуг по предоставлению кредитов;
  • 3)у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
  • 4)работ в области использования атомной энергии;
  • 5)при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В отчете необходимо указать суммы фактически оплаченных контрактов по таким закупкам в тысячах рублей, которые затем будут отниматься от суммы СГОЗ. Полученную разницу мы включаем в третий пункт второго раздела «Совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона». Указанные арифметические действия сайт проводит самостоятельно.

Четвертый пункт второго раздела «Объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона) (тыс. рублей)» содержит минимальную сумму закупок, на которую заказчик должен провести закупки среди СМП и СОНО, согласно ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ она должна быть не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона №44-ФЗ. То есть мы должны в указанном пункте по своему выбору указать любую сумму, которая составляет не менее 15% от суммы, указанной в пункте третьем отчета.

Далее в отчете отражается «Объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году».

Пятый пункт второго раздела содержит «Объем закупок в отчетном году, осуществленных по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (тыс. рублей)». В указанный пункт мы включаем сумму фактически оплаченных контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, проведенных с соблюдением требований п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 30 Закона №44-ФЗ, а именно конкурентных закупок, в которых было установлено ограничение об участии в закупке только СМП и СОНО. При этом важно, чтобы в закупке было допущено не менее двух участников, и был определен победитель, поскольку только такие закупки считаются состоявшимися.

В шестой пункт второго раздела включается «Объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций к исполнению контрактов, заключенных по результатам определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (тыс. рублей)». Указанный объем представляет собой сумму средств, которая была фактически перечислена поставщиками (подрядчиками, исполнителями) своим субподрядчикам и соисполнителям из числа СМП и СОНО в размере процентов, установленных в контрактах, заключенных по итогам конкурентных закупок, в которых было установлено требование, предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ. Такое требование обязывает победителя закупки, не являющегося СМП или СОНО, привлекать в качестве субподрядчиков, соисполнителей субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 5 % от цены заключенного с ним контракта. При этом если победитель является СМП или СОНО, то ему привлекать субподрядчиков, соисполнителей не надо, но в зачет объема закупок среди СМП и СОНО заказчик сможет взять только тот процент от цены контракта, который был указан в самом контракте.

В седьмом пункте второго раздела ЕИС автоматически показывает сумму показателей пятого и шестого пункта отчета, и называется это «Объемом закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (тыс. рублей)».

Восьмой пункт второго раздела отражает «Долю закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона (процентов)». В указанном пункте сайт автоматически рассчитывает процентное отношение пункта седьмого и третьего. В результате у заказчика должно получиться не менее 15% от СГОЗ.

В информации о несостоявшихся определениях поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций заполняется девятый пункт второго раздела «Сумма начальных (максимальных) цен контрактов несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (тыс. рублей)». В девятом пункте отражается сумма начальных (максимальных) цен контрактов тех конкурентных закупок, которые были проведены заказчиком по правилам п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ, но не состоялись по причине допуска к участию в них только одного участника закупки, следствием чего стало заключение контракта по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Указанная сумма также входит в объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона, который мы указывали в пункте втором отчета.

В последнем третьем разделе отчета отражается «Информация о заключенных контрактах», в качестве которой выступают «Уникальные номера реестровых записей из реестра контрактов». Сайт ЕИС позволяет осуществить поиск указанных номеров прямо в реестре контрактов, нажав на кнопку в виде лупы.

При указании параметров поиска контрактов обратите внимание на строку «Статус поставщика», где будут отмечены галочками субъект малого предпринимательства и социально ориентированная некоммерческая организация. Если галочки оставить, то поиск выдаст только те контракты, при заполнении которых в реестре контрактов был указан статус поставщика (подрядчика, исполнителя) СМП или СОНО. Поэтому галочки следует оставлять только при поиске в пункте первом раздела «Контракты, заключенные заказчиками с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями» и втором пункте «Контракты, содержащие условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций».

При поиске контрактов при заполнении пункта третьего раздела третьего оставлять указанные галочки не надо, поскольку при внесении в реестр контрактов сведений о контрактах, заключенных по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 30 Федерального закона, Вы вряд ли указывали в статусе поставщика (подрядчика, исполнителя) СМП или СОНО. Сайт просто не найдет необходимые Вам контракты.

При попытке сохранить информацию об отчете сайт может выдать ошибку о «Нарушениях, допускающих сохранение и размещение: В перечне контрактов заключенных с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, отсутствуют следующие реестровые номера контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона….». Не обращайте внимания на эту ошибку, поскольку она содержит противоречивую информацию. В ч. 1.1. ст. 30 Закона указаны закупки, которые не проводятся среди СМП и СОНО, поэтому в перечне контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями не может быть реестровых номеров контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона.

Также при сохранении отчета и попытке его размещения в ЕИС сайт выдаст ошибку об отсутствии прикрепленного файла в блоке «Копия размещаемого отчета». Поэтому нам следует нажать на кнопку «Сохранить и закрыть». После чего Вы перейдете на страницу «Перечень отчетов заказчика», где будет строчка с проектом отчета, в меню отчета нажмите на пункт «Посмотреть в карточке». На следующей странице войдите в раздел отчета «Документы», где будет строка с «Проектом информации об отчете» в самом конце такой строчки будет значок в виде принтера, нажав на который Вы сможете распечатать отчет, подписать его у руководителя, поставить печать организации. Отсканированную копию отчета надо прикрепить на первой странице отчета «Общая информация об отчете» после чего Вы сможете разместить отчет в полном объеме на сайте ЕИС.

Тем заказчикам, которые обходятся при осуществлении закупок только статьей 93 Закона №44-ФЗ, надо указать в перовом пункте второго раздела СГОЗ, который должен быть равен сумме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), который содержится в пункте втором второго раздела. Тогда во всех остальных пунктах отчета у заказчика будут нулевые показатели.

Статья 30 ФЗ-44: закупка у субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон о закупках под номером 44-ФЗ регламентирует порядок обеспечения государственных и муниципальных предприятий требуемыми товарами, работами или услугами. Одним из обязательных предписаний является участие субъектов малого предпринимательства. На его долю должно приходиться не менее 15% от общего объема закупок. Все вопросы, связанные с поставками от СМП, регулируются статьей 30 ФЗ 44.

Последние изменения, внесенные в статью 30

С момента публикации закона в 2013 году, статья 30 ФЗ 44 претерпела ряд изменений. Первые незначительные поправки были внесены уже в декабре 2013 и коснулись формулировки части 4.

Основные изменения были внесены 4 июня 2014. Они затронули следующие аспекты:

  • полностью изменилась редакция части 1 ст 30 44 ФЗ;
  • была добавлена часть 1.1, регулирующая те закупки у субъектов малого предпринимательства, которые не входят в расчет общего годового объема;
  • введена часть 1.2, регламентирующая включение поставок из части 1.1 в годовой отчет в качестве закупок, полученных от субъектов малого предпринимательства;
  • в части 4 была изменена редакция второго предложения;
  • введена часть 4.1, предписывающая, что порядок подготовки отчета, его форма и процедура определяются Правительством РФ;
  • в части 5 исключено второе предложение;
  • изменена редакция части 6;
  • введена часть 8, регулирующая указание в контракте дополнительных условий при введении ограничений на проведение закупки исключительно среди субъектов малого предпринимательства.

Последние поправки в данную статью были внесены 1 июля 2017. Они изменили в части 8 срок оплаты контракта с 30 дней до 15 с момента подписания документа о приемке.

Краткое содержание ст 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно рассмотреть по ее следующим предписаниям:

  • обязательство заказчика проводить закупку товаров, работ или услуг у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не меньшем, чем 15% от годового объема поставок;
  • ограничение на отдельные виды закупок, которые не включаются в расчет общего годового объема;
  • возможность включать поставки из части 1.1 в объем закупок от субъектов малого предпринимательства;
  • порядок определения поставщика исключительно из числа субъектов малого предпринимательства, предписывается, что в этом случае соискателям необходимо декларировать свою принадлежность к данной категории юридических лиц;
  • по итогам прошедшего года до 1 апреля следующего составляется отчет, где выделяются все закупки, проведенные у субъектов малого предпринимательства;
  • возможность выдвигать требование к поставщику о дополнительном привлечении субъектов малого предпринимательства, соответствующие условия обозначаются в контракте с указанием объема поставок, который приходится на каждую из сторон;
  • форма и составление отчета, типовые условия контрактов и порядок информирования регламентируются Правительством РФ;
  • п 8 ст 30 ФЗ 44 указывает, что если определяются ограничения на закупку, указывающие на ее проведение исключительно среди субъектов малого предпринимательства, в контракт включается условие об обязательной оплате услуги в течение 15 дней с момента подписания акта приемки.

За невыполнение условий проведения закупки у субъектов малого предпринимательства или несоблюдение минимального объема на предприятие налагается взыскание. Полный перечень штрафов перечислен в статье 7.30 КоАП РФ.

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Текст статьи 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно скачать здесь. Приведенная редакция содержит последние поправки за июль 2017.

Скачать Федеральный закон “О контрактной системе закупок” под номером 44 можно по следующей ссылке. Документ представлен в актуальной редакции и подойдет как для ознакомления с отдельными вопросами в проведении закупок у субъектов малого предпринимательства, так и для углубленного изучения данной области законодательства.

Комментарии к статье 30 ФЗ 44 о госзакупках

Для наглядного и полного изучения документа следует обратиться к комментариям его положений. Основным аспектом, на который следует обратить внимание, является взаимосвязь статьи 30 ФЗ 44 о поставках от субъектов малого предпринимательства с иными законодательными актами.

Данный аспект важен при оптимизации и актуализации законодательной базы. Принятие нового акта влечет за собой внесение поправок в сопутствующие законы. Комментарии позволяют выявить таковые, а также те нюансы, которые возникают при многозначном толковании.

Двойная трактовка возникает и при рассмотрении отдельных положений. Комментарии экспертов позволяют исключить ее и определить единственно верную. На их основе впоследствии вносятся уточняющие поправки, постановления суда и иные акты, регламентирующие однозначность трактовки в осуществлении поставок от субъектов малого предпринимательства.

Скачать комментарий к статье 30 Федерального закона “О контрактной системе закупок” можно здесь.

Когда нужно размещать отчет об объеме закупок у СМП в ЕИС

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций нужно разместить до 31 марта года, следующего за отчетным годом, включительно. Соответствующие разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 30.05.2016 № ОГ-Д28-6777.

Как следует из пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) также заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить отчет в единой информационной системе (п. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Причем отчет об объеме закупок должен быть размещен до 31 марта включительно.

В отчет включают информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНКО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с их участием.

Обратите внимание: размещение заказчиком в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением сроков, влечет штраф для должностных лиц в размере 15 000 рублей; для юридических лиц — 50 000 рублей (п. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).