Ст217 гпк рф

Статья 217 ГПК РФ. Сроки приостановления производства по делу

Новая редакция Ст. 217 ГПК РФ

Производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных:

абзацами вторым и третьим статьи 215 настоящего Кодекса, — до определения правопреемника лица, участвующего в деле, или назначения недееспособному лицу законного представителя;

абзацем четвертым статьи 215 настоящего Кодекса, — до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу;

абзацем пятым статьи 215 настоящего Кодекса, — до вступления в законную силу судебного постановления, решения суда, приговора, определения суда или до принятия постановления по делу об административном правонарушении;

абзацем шестым статьи 215 настоящего Кодекса, — до принятия Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего постановления;

абзацем седьмым статьи 215 настоящего Кодекса, — до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, или определения о прекращении производства по этому делу, или определения об оставлении судом заявления, указанного в абзаце седьмом статьи 215 настоящего Кодекса, без рассмотрения;

абзацем седьмым статьи 216 настоящего Кодекса, — до определения правопреемника лица, участвующего в деле.

Комментарий к Статье 217 ГПК РФ

Статья 217 ГПК РФ устанавливает временные отрезки, в течение которых ни суд, ни лица, участвующие в деле, не вправе совершать какие-либо процессуальные действия по приостановленному делу. Исключение составляют только направляемые судом запросы, касающиеся обстоятельств, вызвавших приостановление дела.

Сроки приостановления производства по делу установлены только в отношении обстоятельств, обязывающих суд приостановить производство по делу (ст. 215 ГПК РФ). В то же время ГПК РФ не устанавливает сроки приостановления по обстоятельствам, дающим суду право приостановить производство по делу (ст. 216 ГПК РФ). Судебная практика свидетельствует о том, что направление судом запросов и напоминаний о более быстром совершении отдельных процессуальных действий (производство экспертизы, выполнение судебных поручений и др.) не исключается и в этом случае.

Круг материальных правоотношений, допускающих правопреемство, регулируется нормами гражданского, семейного и других отраслей права. В гражданское дело правопреемник вступает только после того, как займет место субъекта материального правоотношения, оформив в необходимых случаях свое правовое положение официальным путем. Например, наследник получает свидетельство о праве на наследство; юридическое лицо получает передаточный акт или разделительный баланс, свидетельство о государственной регистрации и т.д.

Однако абз. 2 ст. 217 признан не соответствующим Конституции Постановлением КС РФ от 01.03.2012 N 5-П в той мере, в какой они, закрепляя обязательность приостановления судом производства по делу во всех случаях реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле, не предполагают установления судом необходимости в таком приостановлении и возможности продолжить производство с учетом оценки всех обстоятельств конкретного дела.

Граждане, назначаемые опекунами над недееспособными или попечителями над ограниченно дееспособными, вправе вступать в гражданский процесс после того, как состоится решение органа местного самоуправления о назначении их опекунами или попечителями.

Приостановление производства по делу должно прекращаться со дня, с которого ответчик прекратил участие в боевых действиях (а не со дня прекращения самих боевых действий). Днем прекращения участия в боевых действиях может быть акт о демобилизации как общего (например, указ Президента РФ), так и индивидуального характера (приказ командира воинской части).

Чрезвычайное и военное положения отменяются соответствующими указами Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для их введения, о чем население Российской Федерации оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного или военного положений. С момента отмены этих обстоятельств суд обязан возобновить производство по приостановленному гражданскому делу.

Вступление в законную силу решения или приговора определяется соответственно гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством (см. ст. 209 ГПК РФ, ст. 180 АПК и ст. 390 УПК). Постановления суда апелляционной инстанции, определения и постановления судов кассационной инстанции и постановления надзорной инстанций вступают в силу немедленно с момента их вынесения (см. ст. 329, 388, 391.13 ГПК РФ).

Срок приостановления производства по гражданскому дел считается истекшим после того, как КС РФ, рассмотрев запрос суда общей юрисдикции, вынесет постановление о разрешении дела по существу или определение об отказе в принятии обращения (запроса) к рассмотрению. Так как постановление или определение КС РФ вступает в законную силу немедленно и обжалованию не подлежит (см. ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»), день их провозглашения считается днем окончания приостановления производства по гражданскому делу.

Другой комментарий к Ст. 217 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья устанавливает процессуальные сроки, на которые может быть приостановлено производство по делу по обязательным для суда основаниям (см. ст. 215 ГПК).

Срок данного процессуального действия длится до устранения обстоятельств, послуживших причиной для приостановления производства по делу (см. ст. 219 ГПК).

Статья 217. Сроки приостановления производства по делу

СТ 217 ГПК РФ

Производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных:

абзацами вторым и третьим статьи 215 настоящего Кодекса, — до определения правопреемника лица, участвующего в деле, или назначения недееспособному лицу законного представителя;

абзацем четвертым статьи 215 настоящего Кодекса, — до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу;

абзацем пятым статьи 215 настоящего Кодекса, — до вступления в законную силу судебного постановления, решения суда, приговора, определения суда или до принятия постановления по делу об административном правонарушении;

абзацем шестым статьи 215 настоящего Кодекса, — до принятия Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего постановления;

абзацем седьмым статьи 215 настоящего Кодекса, — до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, или определения о прекращении производства по этому делу, или определения об оставлении судом заявления, указанного в абзаце седьмом статьи 215 настоящего Кодекса, без рассмотрения;

абзацем седьмым статьи 216 настоящего Кодекса, — до определения правопреемника лица, участвующего в деле.

Комментарий к Статье 217 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья определяет сроки приостановления производства по делу.

Установлены следующие сроки приостановления производства по делу.

В случае смерти гражданина, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями, если спорное правоотношение допускает правопреемство, а также признания стороны недееспособной или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным, производство по делу приостанавливается до определения правопреемника лица, участвующего в деле, или назначения недееспособному лицу законного представителя.

Если ответчик участвует в боевых действиях, выполняет задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или при наличии просьбы истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов — до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

При невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве, а также дела об административном правонарушении — до вступления в законную силу судебного постановления, решения суда, приговора, определения суда или до принятия постановления по делу об административном правонарушении.

В случае обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции Российской Федерации — до принятия Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего постановления.

Если по делу, связанному со спором о ребенке, поступили копии определения суда о принятии к производству поданного на основании международного договора Российской Федерации заявления о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа, если ребенок не достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка, — до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, или определения о прекращении производства по этому делу, или определения об оставлении судом заявления, указанного в абзаце седьмом ст. 215 ГПК РФ, без рассмотрения.

В случае реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями, — до определения правопреемника лица, участвующего в деле.

Согласно разъяснениям, содержащимися в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. N 13 (ред. от 9 февраля 2012 г.) «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», поскольку ст. 217 ГПК РФ связывает сроки приостановления производства по делу с обстоятельствами, наступление которых обязывает суд возобновить производство, судья должен периодически проверять, не наступили ли эти обстоятельства. Суду следует также разъяснять лицам, участвующим в деле, их обязанность информировать суд об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу.

Время, истекшее с момента приостановления производства по делу до его возобновления, не включается в срок рассмотрения дела .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 10.

Статья 217 ГПК РФ. Сроки приостановления производства по делу

Текущая редакция ст. 217 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных:абзацами вторым и третьим статьи 215 настоящего Кодекса, — до определения правопреемника лица, участвующего в деле, или назначения недееспособному лицу законного представителя;
Абзац второй статьи 215 настоящего Кодекса и абзац второй настоящей статьи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 46 (часть 1) в той мере, в какой они, закрепляя обязательность приостановления судом производства по делу во всех случаях реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле, не предполагают установления судом необходимости в таком приостановлении и возможности продолжить производство с учетом оценки всех обстоятельств конкретного дела, — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 года N 5-П. ____________________________________________________________________
абзацем четвертым статьи 215 настоящего Кодекса, — до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу;абзацем пятым статьи 215 настоящего Кодекса, — до вступления в законную силу судебного постановления, решения суда, приговора, определения суда или до принятия постановления по делу об административном правонарушении;(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ.абзацем шестым статьи 215 настоящего Кодекса, — до принятия Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего постановления;абзацем седьмым статьи 215 настоящего Кодекса, — до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, или определения о прекращении производства по этому делу, или определения об оставлении судом заявления, указанного в абзаце седьмом статьи 215 настоящего Кодекса, без рассмотрения;(Абзац дополнительно включен с 17 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 126-ФЗ) Абзац шестой предыдущей редакции считается с 17 мая 2014 года абзацем седьмым настоящей редакции — Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 126-ФЗ.____________________________________________________________________абзацем седьмым статьи 216 настоящего Кодекса, — до определения правопреемника лица, участвующего в деле.(Абзац дополнительно включен с 3 мая 2013 года Федеральным законом от 22 апреля 2013 года N 61-ФЗ)

Комментарий к статье 217 ГПК РФ

1. В определении суда должен быть указан срок (период), на который приостанавливается производство по делу и который, как правило, связан с принятием определенного правового акта либо наступлением определенного события. Сроки приостановления производства по обязательным основаниям установлены ст. 217 ГПК.

Поскольку ст. 217 ГПК связывает сроки приостановления производства по делу с обстоятельствами, наступление которых обязывает суд возобновить производство, судья должен периодически проверять, не наступили ли эти обстоятельства. Суду следует также разъяснять лицам, участвующим в деле, их обязанность информировать суд об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу. Время, истекшее с момента приостановления производства по делу до его возобновления, не включается в срок рассмотрения дела. Поскольку ст. 217 ГПК связывает сроки приостановления производства по делу с обстоятельствами, наступление которых обязывает суд возобновить производство, судья должен периодически проверять, не наступили ли эти обстоятельства. Суду следует также разъяснять лицам, участвующим в деле, их обязанность информировать суд об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу. Время, истекшее с момента приостановления производства по делу до его возобновления, не включается в срок рассмотрения дела (п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 года N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»).

_______________
БВС РФ. 2008. N 10.

Порядок процессуального правопреемства в случае смерти гражданина или реорганизации юридического лица регламентируется ст. 44 ГПК. Правопреемник умершего гражданина считается определенным со дня выдачи наследнику свидетельства о праве на наследство (ст. 1162 ГК). Вступление в права правопреемника реорганизованного юридического лица осуществляется с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица либо с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п.4 ст. 57 ГК).

Порядок и сроки назначения органами опеки и попечительства законного представителя лицу, признанному судом недееспособным или ограниченно дееспособным, регулируются гражданским законодательством (ст. 35 ГК).

2. Завершение участия истца или ответчика в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного или военного положения должно быть подтверждено соответствующими документами.

3. Порядок и сроки вступления в законную силу судебных решений, приговоров, постановлений и определений устанавливаются соответственно гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.

Обжалование вступившего в законную силу судебного акта в кассационном или надзорном порядке не является основанием для продления срока приостановления производства по делу. Что касается постановлений, принятых по материалам административного производства, например по делам об административных правонарушениях, то в случае их обжалования в установленном законом порядке (ст. 30.1 КоАП) срок приостановления производства по гражданскому делу продлевается на время рассмотрения соответствующей жалобы.

При направлении запроса в Конституционный Суд РФ производство по гражданскому делу приостанавливается до принятия Конституционным Судом РФ постановления по существу направленного запроса (ст. 72 ФКЗ от 21 июля 1994 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О Конституционном Суде Российской Федерации»)* либо определения об отказе в принятии запроса к рассмотрению или прекращении производства по делу (ст. 43, 68 названного Закона).

_______________
СЗ РФ. 1994. N 13. Ст.1447.

Консультации и комментарии юристов по ст 217 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 217 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 217 ГПК РФ. Сроки приостановления производства по делу (действующая редакция)

Производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных:

абзацами вторым и третьим статьи 215 настоящего Кодекса, — до определения правопреемника лица, участвующего в деле, или назначения недееспособному лицу законного представителя;

абзацем четвертым статьи 215 настоящего Кодекса, — до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу;

абзацем пятым статьи 215 настоящего Кодекса, — до вступления в законную силу судебного постановления, решения суда, приговора, определения суда или до принятия постановления по делу об административном правонарушении;

абзацем шестым статьи 215 настоящего Кодекса, — до принятия Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего постановления;

абзацем седьмым статьи 215 настоящего Кодекса, — до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, или определения о прекращении производства по этому делу, или определения об оставлении судом заявления, указанного в абзаце седьмом статьи 215 настоящего Кодекса, без рассмотрения;

абзацем седьмым статьи 216 настоящего Кодекса, — до определения правопреемника лица, участвующего в деле.

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 217 ГК РФ

1. В комментируемой статье закреплены основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность граждан и юридических лиц путем приватизации.

Непосредственно ГК РФ, определяя признаки осуществления приватизации, не раскрывает юридическое содержание данного понятия. В литературе содержатся достаточно многочисленные суждения по поводу данного понятия, в особенности в сопоставлении с другими понятиями, затрагивающими или сопровождающими процесс приватизации, такими как разгосударствление, коммерциализация, денационализация и т.п. Понятие приватизации рассматривают как в широком, так и в узком смысле. По утверждению Э.С. Савас, появление в юридической литературе термина «приватизация» в 1983 г. было использовано для обозначения процесса преобразования общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную. В широком же смысле, по его мнению, приватизация представляет собой проведение разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами или в предпринимательской деятельности . Герберт Бинер считал, что приватизация в широком смысле «представляет собой всеобъемлющую передачу прав собственности от государства к его гражданам, выделение общественных услуг в частный сектор, а также отказ от активной деятельности государственных органов, для того чтобы дать простор частной инициативе» . С правовой точки зрения более точным представляется определение, данное С.И. Комарицким: «Под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности. Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности» . В данном случае в результате приватизации в специально установленном порядке осуществляется переход в частную собственность права собственности на объекты приватизации, находящиеся в собственности государства или муниципальной собственности. Вместе с тем предусмотренный комментируемой статьей производный способ приобретения права собственности находится вне рамок правовой регламентации ГК РФ. Необходимо отметить, что ГК РФ устанавливает возможность передачи имущества: на каком основании, в каком порядке, какого имущества, на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, — все эти вопросы составляют предмет правовой регламентации специального законодательства. При этом положения ГК РФ в зависимости от определяемых законодательством о приватизации условий передачи государственного или муниципального имущества могут либо подлежать применению, либо применяться с существенными ограничениями.

———————————
Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992. С. 15.

Бинер Г. Приватизация и разгосударствление в ФРГ. М., б/г. С. 63.

Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций // Исследовательский центр частного права; Российская школа частного права. М.: Статут, 2000. С. 7.

2. К основным признакам приватизации следует отнести:

1) нахождение имущества в собственности публичных субъектов права — Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований;

2) осуществление передачи имущества в собственность частных субъектов права — граждан и юридических лиц;

3) соблюдение специально установленной федеральным законом процедуры передачи имущества;

4) приоритет специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ.

Иных признаков приватизации ГК РФ не содержит. Вместе с тем законами о приватизации могут быть установлены такие дополнительные признаки приватизации, как возмездность или безвозмездность передачи государственного или муниципального имущества, а также вид подлежащих приватизации объектов права. При этом рамочного закона о приватизации, который определял бы общие правила и порядок приватизации в отношении любых видов имущества, не существует.

3. Установление комментируемой статьей приоритета специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ имеет важное правовое значение, в особенности учитывая, что согласно закрепленным в п. 2 ст. 3 ГК РФ основным положениям гражданского законодательства, наоборот, установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.

Приоритет законодательства о приватизации содержится и в иных положениях ГК РФ. В частности, согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. При этом особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем указанной приватизации с учетом п. 5 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1996 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

Установление ограниченного действия гражданского законодательства применительно к приватизации государственного и муниципального имущества не случайно, учитывая, что предусматриваемые законами о приватизации особенности правового регулирования могут существенно отличаться в зависимости от способов приватизации, видов передаваемого имущества и в полной мере не отвечают закрепленным в ст. 1 ГК РФ основным началам (принципам) гражданского законодательства.

Законодательство о приватизации состоит из комплекса частно-публичных, а в большей степени административных норм, основная задача которых сведена к подготовке создаваемых в порядке приватизации частноправовых субъектов права к участию в гражданском обороте. Самым сложным представляется вопрос, связанный с определением момента вхождения в этот оборот образуемого в порядке приватизации субъекта права как полноправного субъекта гражданского оборота, в отношении которого уже не действуют установленные законами о приватизации особенности.

Нестабильность и ненадежность таких участников гражданского оборота послужили предпосылкой внесения изменения в ст. 181 ГК РФ, которой устанавливаются сроки исковой давности по недействительным сделкам. Именно из-за активного процесса образования в порядке приватизации юридических лиц до недавнего времени действовал специальный срок исковой давности в 10 лет для подачи исков о применении последствий недействительности ничтожной сделки . В этой связи совершенно обоснованно С.А. Хохлов указывал: «…ненормально будет, если у нас возникнут две системы собственности — одна система собственности и правового регулирования собственности, созданная на основе приватизационного законодательства, а другая — на основе общего гражданского законодательства» . Высвечивая проблемы параллельного действия указанных систем, С.А. Хохлов также отмечает актуальные и сегодня проблемы, связанные с необходимостью определения момента окончания приватизационного законодательства и применения без изъятий гражданского законодательства.

———————————
В действующей с 26 июля 2005 г. «новой» редакции п. 1 ст. 181 ГК РФ предусмотрено, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. При этом течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки, в отличие от установленного в п. 1 ст. 200 ГК РФ общего порядка определения начала течения срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8. С. 124 — 125.

Совершенно очевидно, что вопрос применения специальных приватизационных механизмов лежит в плоскости политической и экономической целесообразности. Действующее гражданское законодательство рассматривает государство и муниципальное образование как равноправных собственников по отношению к любым иным субъектам гражданского оборота, что получило соответствующее закрепление в гл. 5 ГК РФ. При этом ничто не мешает в том числе распоряжению находящимся в государственной и муниципальной собственности имуществом в соответствии с положениями ГК РФ. В противном случае логично было бы предположить, что если отчуждение государственного (муниципального) имущества возможно только в результате приватизации, то приобретение — только в результате национализации. Однако, конечно же, это не так. Говорить о достоинствах и недостатках одной из форм собственности, будь то государственная или частная, можно только по прошествии времени применительно к конкретному историческому периоду в противопоставлении и сравнении эффективности той или иной формы собственности. Приватизация стала основой системных изменений в обществе и экономике, однако оценка достигнутого результата — это предмет исследования экономической эффективности приватизированных предприятий.

Подводя итог рассмотрению приватизации как правового института, можно констатировать, что под законодательством о приватизации следует понимать совокупность нормативных правовых актов, регулирующих не только отношения, возникающие при приватизации, но и отношения собственности, реализацию иных вещных прав, арендные, корпоративные и иные отношения; и, как справедливо отмечает С.И. Комарицкий, — это «совокупность всех тех актов, которые прямо либо косвенно затрагивают регулирование общественных отношений при приватизации государственного имущества» .

———————————
Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций. С. 24.

4. Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства, конечно, создает определенные сложности в правоприменительной практике, в частности при определении круга нормативных правовых актов, подлежащих применению в конкретной ситуации с участием образованного в порядке приватизации юридического лица, которые вызваны их многоуровневостью в сфере приватизации.

Во-первых, приватизация регламентируется не только Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Отдельные особенности в части условий и порядка осуществления приватизации содержатся в множестве других законов. К примеру, особенности и порядок приватизации организаций кинематографии установлены Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке организаций кинематографии Российской Федерации» , в сфере приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта — Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», в сфере оборота полученных в результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения — Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также значительным множеством иных федеральных законов.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

Для наглядности устанавливаемых особенностей правового регулирования отношений с имуществом, полученным в собственность в результате приватизации, можно отметить положения п. 1 ст. 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, с учетом которых передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, в соответствии со ст. 18 этого Закона — без государственной регистрации недвижимости возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю .

———————————
Следует также учитывать, что согласно ст. 18 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Закона о регистрации недвижимости, а при их отсутствии — выписки из принятых до вступления в силу Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Кроме того, федеральными законами может быть также установлен запрет на приватизацию используемого в определенных целях государственного (муниципального) имущества, находящегося в пользовании отдельных государственных муниципальных организаций. К примеру, согласно ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» любое имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит. И наоборот, отдельными законами могут устанавливаться изъятия из уже установленных запретов по поводу одного и того же имущества. Так, согласно п. 1 ст. 30 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищный фонд и объекты его инфраструктуры. Одновременно п. 15 ст. 43 этого же Закона допускается приватизация жилищного фонда в составе единого хозяйствующего субъекта при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также при приватизации имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.

Во-вторых, наряду с Президентом РФ и Правительством РФ также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, определяющие особенности осуществления приватизации государственного (муниципального) имущества. В частности, согласно п. 3 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1996 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок и условия приватизации имущества субъекта Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Также с учетом положений п. 3 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе в соответствии с федеральными законами определять своими нормативными правовыми актами порядок и условия приватизации муниципального имущества.

5. Начало отечественной приватизации связано с принятием Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1104-1 «О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР» , в котором содержалось поручение Совету Министров РСФСР по подготовке единой Государственной программы приватизации на 1991 г. Одновременно в целях упорядочения стихийного развития процессов приватизации до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР о приватизации было введено предписание о проведении продажи гражданам, в том числе членам трудового коллектива и созданным ими товариществам и акционерным обществам, принадлежащих государству или местным Советам долей (паев, акций) в уставном фонде акционерных обществ и товариществ, зданий и сооружений исключительно на аукционах, гласно, с предварительным оповещением населения за 15 дней до аукциона. При этом для трудовых коллективов приватизируемых предприятий при прочих равных условиях устанавливалось преимущественное право на приватизацию.

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 569.

Вместе с тем возможность осуществления перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность была предусмотрена несколько ранее указанного Постановления Законом РСФСР от 4 декабря 1990 г. N 443-1 «О собственности в РСФСР» , в ст. 25 которого было установлено, что предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.

Позднее Законом РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» были установлены организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации.

В числе первых законодательных актов, регламентирующих вопросы приватизации, также следует отметить Закон СССР от 1 июля 1991 г. N 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации», которым были определены правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, в СССР.

Рассматривая период начала приватизационных процессов, нельзя не отметить роль указов Президента РФ, в особенности принимая во внимание имевшееся в это время противостояние между Верховным Советом РСФСР и Президентом РФ, а также установленной процедуры вступления в силу этих указов. Так, согласно п. 3 Постановления V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» указы Президента РФ, по существу, имели силу законодательного акта . Кроме того, необходимо отметить, что вплоть до 25 декабря 1993 г. согласно Указу Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» правовое регулирование, в том числе в части компетенции Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, осуществлялось исключительно указами Президента РФ .

———————————
Названным пунктом Постановления было установлено, что проекты указов Президента РСФСР по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения, компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов, издаваемые в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами РСФСР, представляются Президентом РСФСР в Верховный Совет РСФСР, а в период между сессиями — в Президиум Верховного Совета РСФСР. При этом если в течение семи дней Верховный Совет РСФСР, а в перерывах между сессиями — Президиум Верховного Совета РСФСР не отклоняют проект указа Президента РСФСР, то указ вступает в силу. В случае отклонения проекта указа Верховный Совет РСФСР в 10-дневный срок рассматривает его в качестве законопроекта, представленного Президентом РСФСР (Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1456).

В соответствии с п. 1 раздела второго Конституция России вступила в силу со дня официального опубликования (опубликована в «Российской газете» 25 декабря 1993 г.).

С учетом п. 2 названного Указа до начала работы Федерального Собрания РФ правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ вопросам республиканского бюджета Российской Федерации, федеральных налогов и сборов, банковской, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной защиты населения осуществляется Президентом РФ путем издания по названным вопросам нормативных актов в форме указов Президента РФ.

В 1992 г. был принят, пожалуй, самый известный акт, положивший начало ваучерной приватизации и принятый во исполнение Государственной программы приватизации. Согласно Указу Президента РФ от 14 июля 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» было установлено право каждого гражданина Российской Федерации на получение одного приватизационного чека равной номинальной стоимости. С учетом утвержденного названным Указом Положения о приватизационных чеках запускался механизм приобретения объектов приватизации наряду с оплатой денежными средствами также приватизационными чеками, выполнявшими функцию платежного документа. При этом приватизационные чеки считались ценной бумагой, имели ограниченный срок действия (от одного года, но не более двух лет) и могли использоваться в качестве средства платежа в процессе приватизации только один раз, после чего подлежали погашению. С учетом Указа Президента РФ от 28 июня 1994 г. N 1374 «О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации» 31 июля 1994 г. было определено днем завершения ваучерной приватизации. В связи с завершением приватизации с использованием приватизационных чеков и необходимостью определения дальнейших путей приватизации Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» были определены механизмы проведения денежной приватизации предприятий, а также условия и порядок передачи акций приватизированных предприятий их работникам.

———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. 24 авг.

Собрание законодательства РФ. 1994. N 10. Ст. 1115.

Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1478.

Только через три года после принятия последнего из поименованных указов Президента РФ 24 июня 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» , устанавливавший организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям и действовавший на протяжении пяти лет (до 27 марта 2002 г.). Этим Законом впервые Правительство РФ было наделено широкими полномочиями в сфере приватизации, в том числе по изданию нормативных правовых актов по вопросам приватизации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3595.

6. В настоящее время основным законодательным актом, определяющим порядок приватизации государственного и муниципального имущества, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В сферу регулирования данного Закона не входит достаточно широкий круг отношений, возникающих при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном ст. 84.8 Закона об акционерных обществах;

13) имущества, переданного Центру исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации (регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами).

Данный Федеральный закон установил четкие процедуры приватизации на основе ежегодного планирования подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2006 г. N 806 утверждены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества . Действующий Закон не допускает ускоренных механизмов осуществления приватизации и обязывает Правительство РФ представлять в Государственную Думу ежегодно, не позднее 1 мая, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год. Вместе с отчетом в Государственную Думу также представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 1. Ст. 150.

Следует отметить, что отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год содержит перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Согласно п. 1 ст. 13 рассматриваемого Закона используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

7. Непосредственная возможность получения в собственность граждан жилых помещений возникла несколько ранее рассмотренного начала масштабных приватизационных процессов с государственным и муниципальным имуществом. С принятием Советом Министров СССР Постановления от 2 декабря 1988 г. N 1440 «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда» у граждан впервые появилась практическая возможность на возмездной основе приобрести в личную собственность квартиры. В России Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 21 апреля 1989 г. N 134 «Об утверждении Положения о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт» было утверждено одноименное Положение, в соответствии с которым в личную собственность гражданам могли быть проданы:

СП РСФСР. 1989. N 13. Ст. 72.

а) занимаемые ими квартиры в домах государственного и общественного жилищных фондов;

б) незаселенные квартиры в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, все квартиры в которых предназначены для продажи;

в) освобожденные за выездом граждан квартиры и квартиры во вновь построенных домах, а также в домах, реконструированных или капитально отремонтированных исполкомами местных Советов народных депутатов, предприятиями, объединениями и организациями, и заселенные после их освобождения в установленном порядке.

Одновременно допускалась продажа квартир в домах, являющихся памятниками истории и культуры, в соответствии со ст. 137.1 ГК РСФСР с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников.

Вместе с тем продажа в личную собственность допускалась при соблюдении условия, что одна семья имеет право занимать только одну квартиру или индивидуальный жилой дом. Устанавливалось, что право владения, пользования и распоряжения приобретенной квартирой осуществляется аналогично праву владения, пользования и распоряжения жилым домом, находящимся в личной собственности граждан. Продажа осуществлялась на основании оформленного в соответствии со ст. 239 ГК РСФСР договора купли-продажи, после чего он представлялся в бюро технической инвентаризации для регистрации и получения регистрационного удостоверения на право собственности.

Как отмечает П.В. Крашенинников, правом на покупку воспользовалось незначительное число граждан (было продано 0,2% от всего объема жилья государственного и общественного жилищных фондов), которые не были заинтересованы выкупать даже за сравнительно невысокую плату фактически находившееся в их владении имущество. При этом выкуп осуществлялся на основе цены, определяемой оценочными комиссиями, которые создавались исполкомами местных Советов народных депутатов и которые во многих регионах так и не были созданы .

———————————
Крашенинников П.В. Приватизация жилья. Права граждан до и после приватизации. М.: Статут, 2006. С. 12.

С принятием Закона о приватизации жилищного фонда были установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Приватизация гражданами занимаемых ими помещений имеет существенные отличия от приватизации предприятий и иного государственного и муниципального имущества:

1) передается имущество, находящееся в фактическом владении и пользовании лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении;

2) проводится на безвозмездной основе;

3) осуществляется на основе свободного волеизъявления и не требует разрешения какого-либо органа, включения в программу приватизации, соблюдения множества установленных приватизационным законодательством процедур;

4) имеет четко обозначенный срок окончания (до 1 марта 2013 г.);

5) предоставляется один раз;

6) регламентируется существенно более узким кругом нормативных правовых актов;

7) имеется возможность деприватизации.

Конечно, приведенные основные отличия имеют некоторые изъятия (к примеру, на первых этапах имели место частичная платность, возможность повторного участия в приватизации, если первая осуществлялась в несовершеннолетнем возрасте, невозможность реализации свободного волеизъявления при отсутствии согласия на приватизацию хотя бы одного из совместно проживающих), но в целом сама передача жилых помещений в порядке приватизации регулировалась гражданским, а не специальным приватизационным законодательством.