Ст83 коап рф

Содержание:

Статья 8.31 КоАП РФ. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (действующая редакция)

1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.31 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 98 ЛК мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса регламентируются санитарными правилами, утверждаемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, федеральным органом управления лесным хозяйством является МПР России.

Санитарные правила о лесах РФ утверждены Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10 (в ред. Приказа Рослесхоза от 24 декабря 1998 г. N 214). См. п. 6, 7 комментария к ст. 8.24 КоАП.

Соблюдение санитарных правил в лесах является одной из обязанностей лесопользователя, установленных ст. 83 ЛК.

О статусе санитарных правил см. комментарий к ст. 6.3. О статусе лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, см. п. 1, 2 комментария к ст. 7.9, п. 1, 3 комментария к ст. 8.24.

2. Лесопользователь обязан вести работы способами, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов.

Деятельность лесопользователя не должна оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду, данная обязанность лесопользователя предусмотрена ст. 83, 86, 101 ЛК.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом МПР России с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения лесхоза, относящегося к системе МПР России.

В данном разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей природной среды.

В случае, если выполнение этих работ связано с рубками, вышеуказанный лесхоз выписывает лесорубочный билет.

Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.

3. Согласно ст. 92 ЛК леса подлежат защите от вредителей и болезней леса.

Защита лесов осуществляется с учетом их биологических и иных особенностей и включает в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.

Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством, базами авиационной охраны лесов и другими организациями МПР России.

Общие обязанности лесопользователей и граждан по предотвращению загрязнения лесов и иных негативных последствий предусмотрены ЛК, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также иными законами и подзаконными актами. Согласно ст. 86 ЛК граждане обязаны, в частности, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур и засорение лесов.

Административно-правовой охране лесов от загрязнения подлежат леса, входящие в лесной фонд, а также не относящиеся к нему.

Предотвращение вредоносного воздействия на леса обеспечивается и лицензированием отдельных видов деятельности, осуществление которых может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежат, в частности, деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов, а также деятельность по обращению с опасными отходами.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами соискатель лицензии представляет в МПР России или его территориальный орган наряду с другими документами экологическое обоснование осуществления указанной деятельности.

О понятии опасных отходов см. п. 1 комментария к ст. 8.2. О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами см. п. 5 комментария к ст. 8.2. О понятии загрязняющего вещества см. п. 1 комментария к ст. 8.22.

4. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территории лесопарковых, лечебно-оздоровительных зон. Указанным Федеральным законом установлены, в частности, требования по размещению, хранению, захоронению и использованию отходов. Общие требования к лесопользователям, направленные на предотвращение повреждения леса, определены ст. 83, 86, 101 ЛК.

Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 694), под указанными бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, использования крупногабаритных предметов домашнего обихода, нецентрализованной канализации и др.).

При причинении указанного вреда нарушитель — гражданин или юридическое лицо — обязан его возместить (см. ст. 85, 111 ЛК, а также комментарий к ст. 4.7 КоАП).

5. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Разделение указанных лесов на категории защитности предусмотрено ст. 56 ЛК.

6. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, выражаются в указанных противоправных действиях лесопользователей, а также граждан и юридических лиц, не наделенных правомочиями лесопользователя, например при пользовании участками лесного фонда, а также участками, не входящими в лесной фонд, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Выявление фактов систематического (более двух раз) загрязнения лесов является основанием принудительного прекращения права лесопользования.

7. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами квалифицируется как преступление (ч. 2 ст. 261 УК).

8. Помимо должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, указанных в п. 9 комментария к ст. 8.24, дела о правонарушениях, определенных ч. 2, 3 комментируемой статьи, вправе также рассматривать должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. п. 2 комментария к названной статье).

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ)

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

1. Призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Призыв граждан на военную службу производится в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно ст. 1 этого Закона граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

2. Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственному инспектору труда предоставлено право предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав работников, в том числе о восстановлении на работе незаконно уволенного и выплате заработка за время вынужденного прогула. Увольнение по указанному основанию возможно и в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда.

3. Неизбрание на должность.

Неизбрание на должность как основание прекращения трудового договора может быть применено только в отношении некоторых категорий работников. Например, работники, трудовые отношения с которыми возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность (ст. 17 ТК РФ) либо в результате избрания по конкурсу на замещение ими соответствующей должности (ст. 18 ТК РФ).

4. Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

К наказаниям, исключающим возможность продолжения работы, в соответствии со ст. 44,45 УК РФ относятся:

o лишение свободы на определенный срок;

o пожизненное лишение свободы;

o смертная казнь;

o лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

5. Признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Нетрудоспособность работника устанавливается органами медико-социальной экспертизы (МСЭ), которые определяют степени ограничения способности к трудовой деятельности и соответствующие группы инвалидности. Порядок и условия признания лица инвалидом регламентированы постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» при комплексной оценке основных категорий жизнедеятельности человека выделяются три степени ограничения к трудовой деятельности. Лица, которым установлена третья степень, признаются неспособными к трудовой деятельности.

6. Смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим.

Документами, подтверждающими указанные обстоятельства, являются:

o акт гражданского состояния — свидетельство о смерти работника либо работодателя — физического лица, выдаваемое органами ЗАГС;

o решение суда о признании работника или работодателя- физического лица умершим или безвестно отсутствующим.

На территориях, где отсутствуют органы ЗАГС, могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органы местного самоуправления муниципальных образований, созданные в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», законом субъекта РФ, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти.

7. Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Прекращению по данному основанию подлежат только те трудовые договоры, по которым невозможно их исполнение в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, и лишь в пределах границ зоны их действия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Под зоной чрезвычайной ситуации понимается территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

При решении вопроса о прекращении трудового договора по п. 7 ст. 83 ТК РФ необходимо учитывать и нормы Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Так, чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя

России, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации и пр., которые повлекли или могут повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии со ст. 88 Конституции РФ Президент России при обстоятельствах и порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Введение военного положения регулируется Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действий) военного положения.

8. Дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Срок дисквалификации может быть определен от шести месяцев до трех лет.

В ст. 32.11 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления его в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности.

Исполнение постановления о дисквалификации производится посредством прекращения трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

Порядок формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц предусмотрен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805.

Административный арест в качестве административного наказания установлен ст. 3.9 КоАП РФ. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест применяется только в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (мелкое хищение, неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и т.д.).

Административное выдворение за пределы Российской Федерации в качестве меры административного наказания может применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Оно заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы России.

Прекращение трудового договора по п. 8 ст. 83 ТК РФ возможно только после вступления в законную силу постановления судьи о привлечении работника к одной из указанных мер административного наказания.

9. Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет (ст. 3.8 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия, т.е. специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Прекращение трудового договора по данному основанию возможно и в случае, когда действие лицензии приостанавливается в связи с нарушением работником лицензионных требований.

Кроме того, невозможность исполнения трудовых обязанностей работником может быть и не связана с применением мер административной ответственности, а быть обусловлена, например, истечением срока действия специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия и др.).

10. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.

Согласно ст. 23 Закона РФ «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

o расторжения трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

o однократного нарушения работником предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

o возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне (например, признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом; нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Минздравсоцразвития России; постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление названными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства; и др.).

Основание, условия и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне предусмотрены разд. V Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утв. Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Прекращение допуска к государственной тайне не связано с волей работодателя.

11. Отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ и 396 ТК РФ решения суда о восстановлении на работе подлежат немедленному исполнению, т.е. до вступления их в законную силу. В связи с пересмотром вышестоящим судом (апелляционной, кассационной либо надзорной инстанцией) незаконное решение суда о восстановлении на работе отменяется и, как следствие, работодатель применяет данное основание прекращения трудового договора.

12. Приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством РФ для работодателей, осуществляющих на территории РФ определенные виды экономической деятельности.

Появление такого основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, обусловлено установлением новых правил организации рынка и привлечения к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства, которые характеризуются определенными запретами и ограничениями (Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России. При этом, устанавливая допустимую долю, Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемой ими иностранных работников.

13. Возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

В ч. 2 ст. 83 ТК РФ закреплены дополнительные гарантии прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по некоторым основаниям. Так, прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 2, 8, 9,10 или 13 ч. 1 данной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовой договор по основанию, предусмотренному п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории РФ определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников.

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Обстоятельства, не зависящие от воли сторон

В ст. 83 Трудового кодекса РФ конкретизировано одно из общих оснований прекращения трудового договора, установленное в п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, – обстоятельства, не зависящие от воли сторон.

Основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

  1. Призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
  2. Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда.
  3. Неизбрание на должность.
  4. Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.
  5. Признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  6. Смерть работника либо работодателя – физического лица, а также признание судом работника либо работодателя – физического лица умершим или безвестно отсутствующим.
  7. Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
  8. Дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
  9. Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
  10. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.
  11. Отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.
  12. Приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством РФ для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.

Общим для всех оснований прекращения трудового договора, установленных в п. п. 1 – 12 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, является то, что по любому из указанных оснований прекращение трудового договора происходит без инициативы работника или работодателя. При возникновении указанных обстоятельств заключенные трудовые договоры прекращаются независимо от волеизъявления сторон, т.е. такие обстоятельства являются юридическими фактами, прекращающими трудовые отношения.

1. Призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

При поступлении работника на военную службу по контракту расторжение трудового договора может осуществляться, например, по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ), по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ).

Условиями прекращения трудового договора по п. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ могут являться только два обстоятельства:

  • Призыв работника на военную службу.
  • Направление его на альтернативную гражданскую службу.

2. Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда или государственной инспекции труда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

Восстановление работника на работе осуществляется по решению государственной инспекции труда или суда. Речь идет о случаях, когда работник, чье увольнение было признано незаконным государственной инспекцией труда или судом, на основании решения соответствующего органа подлежит восстановлению на работе.

3. Неизбрание работника на должность (п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

Неизбрание на должность как основание прекращения трудового договора применяется при увольнении работника, занимавшего выборную должность, в случаях и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации. Термин «неизбрание» относится к двум предусмотренным Трудовым кодексом РФ случаям, когда трудовые отношения возникают на основании трудового договора:

  • Избрания (выборов) на должность (ст. 17 ТК РФ) .
  • Избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности (ст. 18 ТК РФ).

4. Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 43 УК РФ).

Вступление приговора в законную силу и его исполнение регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

5. Признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможность расторжения трудового договора с работником, чья нетрудоспособность носит временный характер, независимо от ее продолжительности. Гарантии работнику при временной нетрудоспособности предусмотрены ст. 183 Трудового кодекса РФ.

Однако в случае подтверждения медицинским заключением факта полной утраты работником трудоспособности трудовой договор расторгается на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Под нетрудоспособностью понимается состояние здоровья, при котором работник вследствие заболевания или увечья либо лицо, здоровью которого причинен вред вне связи с его трудовой деятельностью, не имеют возможности выполнять свою трудовую функцию либо вообще не способны к труду.

Прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, следует считать возможным при наличии соответствующего заключения медико-социальной экспертизы.

6. Смерть работника либо работодателя – физического лица, признание судом работника либо работодателя – физического лица умершим или безвестно отсутствующим (п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

Смерть гражданина является актом гражданского состояния, подлежащим государственной регистрации по правилам ФЗ «Об актах гражданского состояния». Основанием для регистрации смерти является: документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом; решение суда об установлении факта смерти или об объявлении умершим, вступившее в законную силу; документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий.

Объявление гражданина умершим и признание гражданина безвестно отсутствующим осуществляется по правилам гражданского законодательства Российской Федерации.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ст. 45 ГК РФ).

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года (ст. 42 ГК РФ).

7. Наступление чрезвычайных обстоятельств, которые препятствуют продолжению трудовых отношений (п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

Чрезвычайные обстоятельства, наступление которых может влечь прекращение трудового договора, перечислены в открытом перечне. Это означает, что чрезвычайными обстоятельствами, возникновение которых может обусловить прекращение трудового договора, при определенных условиях могут быть признаны и другие обстоятельства, помимо перечисленных в п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Необходимо иметь в виду, что стороны трудового договора не вправе самостоятельно оценивать юридическое значение указанных обстоятельств для прекращения трудового договора. Наступление любого такого чрезвычайного обстоятельства может рассматриваться в качестве установленного в п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ основания прекращения трудового договора только при условии, что данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Поэтому прекращение трудового договора по указанному основанию возможно только в том случае, если факт чрезвычайного обстоятельства подтвержден соответствующим правовым актом (не обязательно нормативным), принятым в установленном порядке Правительством РФ или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого имело место данное чрезвычайное обстоятельство.

8. Дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

9. Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

Данное основание прекращения трудового договора по своему содержанию отчасти дублирует основание, предусмотренное п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса, так как лишение специального права – вид административного наказания.

Лицензия, право на управление транспортным средством, право на ношение оружия, другие специальные права имеют срочный характер. Истечение срока действия и приостановление действия специального права соответственно прекращают соответствующее право или приостанавливают его действие. В обоих случаях бывший правообладатель утрачивает возможность на законных основаниях использовать принадлежавшее ему специальное право (постоянно или на определенный срок). Если трудовая функция работника (например, водителя) предполагает обязательное наличие специального права, то утрата этого права влечет прекращение трудового договора.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

10. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

Согласно ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений. Правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне предусмотрены ст. 21 указанного Закона РФ.

Установлены три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 указанного Закона РФ основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, допускается только в том случае, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую работу у этого же работодателя.

11. Отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе (п. 11 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

В соответствии со ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда общей юрисдикции в кассационном порядке являются: а) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; б) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; в) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; г) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Решение государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе может быть отменено самой соответствующей государственной инспекцией труда, вышестоящей инстанцией или судом общей юрисдикции. Работодатель вправе инициировать отмену решения.

12. Приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей работников, установленной Правительством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)

В соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников.

Согласно ч. 3 ст. 83 ТК РФ, трудовой договор по основанию, предусмотренному п. 12 ч. 1 этой же статьи, прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников.

Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 8, 9 или 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.