Статей 448 гк рф

Содержание:

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Комментарий к Ст. 448 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи предусматривается деление торгов (аукционов и конкурсов) на открытые и закрытые. Основанием такого деления служит степень свободы участия в торгах. В то время как в открытых торгах могут участвовать любые лица, в закрытых торгах участвуют только специально приглашенные для этого лица.

Возможность участия в открытых торгах любого лица не означает, что законодательством не могут быть установлены определенные требования, ограничения в отношении лиц, которые могут участвовать в открытых торгах. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в открытых торгах покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований превышает 25%. Указанные ограничения для покупателей государственного и муниципального имущества означают и ограничения для лиц, которые могут участвовать в открытых приватизационных торгах. Однако такого рода ограничения не превращают приватизационные торги в закрытые. Таким образом, закрепленный в п. 1 ст. 448 ГК РФ признак открытых торгов, согласно которому «в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо», следует понимать в том смысле, что в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, удовлетворяющее установленным законом требованиям (в случаях, когда они установлены).

Вид торгов (открытые или закрытые) часто устанавливается законом. Например, согласно ст. 13 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» публичные торги по продаже не востребованной из ломбарда вещи проводятся в форме открытого аукциона.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает основные правила, касающиеся извещения о проведении торгов, в том числе правила, предусматривающие сроки, в которые должно быть сделано извещение о проведении торгов, а также требования к содержанию извещения о проведении торгов.

Извещение является важнейшим и притом обязательным в процедуре торгов правовым актом, фиксирующим основные параметры торгов.

Извещение о проведении торгов не является публичной офертой (как иногда утверждается в литературе), поскольку договор, заключаемый на торгах, не может быть заключен с любым лицом, которое отзовется на оферту, что согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ является существенным признаком публичной оферты.

Извещение является актом, выражающим волю организатора торгов заключить договор путем проведения торгов и фиксирующим основные параметры торгов, включая необходимые характеристики договора.

Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором торгов не менее чем за 30 дней до проведения торгов, если иное не предусмотрено законом.

Извещение, согласно п. 2 комментируемой статьи, должно содержать сведения:

— о времени торгов;

— о предмете торгов;

— о порядке проведения торгов (в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги);

— о начальной цене (для аукционов, а также конкурсов, в которых одним из условий является условие о цене);

— о сроке подписания договора с лицом, выигравшим торги (для торгов, предметом которых является только право на заключение договора).

Указанные обязательные требования к содержанию извещения о проведении торгов являются минимальными для проведения всех торгов.

Организатор торгов вправе указать в извещении о проведении торгов иные сведения помимо обязательных.

Законом могут быть установлены дополнительные требования к содержанию извещения о проведении торгов.

Комментируемый пункт не устанавливает требований к форме извещения о проведении торгов. Однако характер и значение извещения обусловливают в качестве преобладающей письменную форму извещения о проведении торгов. Мыслима и устная форма извещения о проведении торгов, например в случае, когда собственник вещи, желая продать ее подороже, сам выступает в роли организатора торгов в форме закрытого аукциона и устно по телефону делает извещение о проведении аукциона в отношении каждого из лиц, приглашаемых к участию в аукционе.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет возможность, условия и последствия отказа организатора торгов от проведения торгов.

Комментируемый пункт в качестве общего правила устанавливает возможность организатора открытых торгов, сделавшего извещение, отказаться от проведения открытых торгов. В законе или в извещении о проведении торгов может быть сделано исключение из этого общего правила, т.е. предусмотрена невозможность отказа от проведения торгов. Что касается закрытых торгов, то возможность отказа от их проведения прямо не предусматривается, но косвенно подразумевается, о чем свидетельствует ч. 3 комментируемого пункта, регламентирующая последствия отказа от закрытых торгов.

По общему правилу отказ от проведения открытого аукциона может последовать в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а отказ от проведения открытого конкурса — не позднее чем за 30 дней до его проведения. Законом или извещением о проведении открытых торгов могут быть предусмотрены иные сроки отказа от проведения открытых торгов.

В случае, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением сроков для отказа от торгов, установленных комментируемым пунктом, иным законом или извещением о проведении торгов, он обязан возместить участникам торгов нанесенный им реальный ущерб. Если же законом или извещением о проведении открытых торгов предусмотрена невозможность отказа от таковых, организатор этих торгов, отказавшийся от их проведения, обязан возместить участникам торгов реальный ущерб независимо от времени отказа от их проведения.

Если организатор закрытых торгов (аукциона или конкурса), в отношении которого отказ от торгов в п. 3 комментируемой статьи не предусмотрен, все же отказался от проведения торгов, то он обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

4. В п. 4 комментируемой статьи предусматривается внесение участниками торгов задатка и определяется его судьба в зависимости от развития отношений в ходе торгов.

Задаток, вносимый участниками торгов, существенно отличается от задатка, предусмотренного ст. ст. 380, 381 ГК РФ. Поэтому законодатель в п. п. 4 и 5 комментируемой статьи достаточно полно урегулировал связанные с задатком отношения между организатором и участниками торгов, причем настолько, что не возникает практической необходимости в применении к этим отношениям правил о задатке, предусмотренных ст. ст. 380, 381 ГК РФ (коль скоро будет признано, что эти правила распространяются на задаток, вносимый при проведении торгов).

Размер задатка, сроки и порядок его внесения указываются в извещении о проведении торгов.

Задаток подлежит возврату всем участникам торгов, если последние не состоялись.

Если торги состоялись и в результате определен победитель торгов, задаток возвращается участникам, проигравшим торги.

Если с лицом, выигравшим торги, заключен договор, сумма внесенного этим лицом задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору при условии, что заключенный договор предусматривает соответствующие обязательства. При заключении на торгах государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд поставщику возвращается внесенный им задаток, несмотря на то что он выиграл торги, поскольку по договору не возникает обязательства поставщика уплатить денежную сумму контрагенту по договору.

5. Пункт 5 комментируемой статьи регулирует последнюю стадию торгов — заключение договора с лицом, выигравшим торги.

Для уяснения смысла п. 5 необходимо четко различать виды торгов, выделяемые в зависимости от предмета торгов, а именно торги, предметом которых является заключение договора (т.е. торги, в которых состязание между участниками торгов проводится непосредственно за заключение договора, а результатом торгов является договор, заключенный с лицом, выигравшим торги), и торги, предметом которых является право на заключение договора (т.е. торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только за право на заключение договора, а результатом торгов является право на заключение договора, обретенное лицом, выигравшим торги).

Часть 1 п. 5 сориентирована в основном на торги, предметом которых является заключение договора. В то же время она имеет в определенной мере и общее значение для обоих видов торгов. Часть 2 п. 5 распространяется только на торги, предметом которых является право на заключение договора.

Общее значение ч. 1 п. 5 для обоих указанных видов торгов состоит в том, что необходимость подписания протокола о результатах торгов, а также последствия неподписания протокола о результатах торгов в виде утраты задатка (уплаты двойной суммы задатка) и возмещения убытков распространяются как на торги, предметом которых является заключение договора, так и на торги, предметом которых является право на заключение договора. Предписание ч. 1 п. 5 о том, что протокол о результатах торгов имеет силу договора, касается только торгов, предметом которых является непосредственно заключение договора (но не право на заключение договора).

С учетом сказанного из п. 5 следует, что:

— лицо, выигравшее торги (как торги, предметом которых было заключение договора, так и торги, предметом которых было право на заключение договора), и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол о результатах торгов;

— протокол о результатах торгов, предметом которых было заключение договора, имеет силу договора, ради заключения которого проводились торги;

— протокол о результатах торгов, предметом которых было право на заключение договора, является правовым актом (документом), закрепляющим результаты торгов и подтверждающим право на заключение договора;

— лицо, выигравшее торги (как торги, предметом которых было заключение договора, так и торги, предметом которых было право на заключение договора), при уклонении от подписания протокола о результатах торгов утрачивает внесенный им задаток;

— организатор торгов (как торгов, предметом которых было заключение договора, так и торгов, предметом которых было право на заключение договора) при уклонении от подписания протокола о результатах торгов обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей двойную сумму задатка;

— договор по результатам торгов, предметом которых было право на заключение договора, должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении о проведении торгов срока после завершения торгов и оформления (подписания) протокола о результатах торгов. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Из сопоставления ч. ч. 1 и 2 п. 5 следует еще одно (вряд ли оправданное) различие между торгами, предметом которых является заключение договора, и торгами, предметом которых является право на заключение договора. Если в отношении торгов, предметом которых является право на заключение договора, в случае уклонения одной из сторон от заключения договора предусмотрено право другой стороны обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, то в отношении торгов, предметом которых является заключение договора, в случае уклонения одной из сторон от подписания протокола о результатах торгов, имеющего силу договора, право другой стороны обратиться в суд с требованием о понуждении к подписанию протокола (что равносильно принуждению к заключению договора) не предусмотрено.

Пункт 5 комментируемой статьи не дает четкого ответа на вопрос о том, когда считается заключенным договор по результатам торгов, предметом которых было непосредственно заключение договора. Однако, поскольку в таких торгах протокол имеет силу договора, моментом заключения договора следует считать момент подписания протокола о результатах торгов.

Ст. 448 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов.

Какой документ подтверждает заключение договора между сторонами, если он заключался по результатам электронного аукциона?

Согласно п 4 ст 447 торги можно организовать как конкурс либо как аукцион. Аукцион подразумевает торг на условиях, когда состязание между участниками основано только на цене.

Согласно п 5 ст 448 ГК РФ в день проведения торговой процедуры (аукциона) по её итогам выигравшее лицо и организатор подписывают протокол о результатах торгов. Этот протокол и имеет силу договора.

Таким образом, протокол электронного аукциона выступает документом, подтверждающим факт подписания договора между организацией, проводившей торги, и организацией, эти торги выигравшей. Данный документ размещается на электронной торговой площадке, на которой проводится аукцион.

Можно ли условиями аукциона установить более продолжительные сроки подписания протокола об участии в торгах по телефону или онлайн?

Договор можно заключить при помощи торгов, если иное не предусмотрено его сутью. Торги в свою очередь проводятся путем аукциона или конкурса.

Аукцион выигрывает тот, кто назначит более высокую цену, а победителя конкурса определяет комиссия, исходя из предложенных конкурсантами условий.

Согласно п 5 ст 448 ГК РФ организатор аукциона и его победитель подписывают по результатам мероприятия протокол, имеющий силу договора. Неподписание этого документа ведет к материальным потерям: выигравшее лицо, уклонившись от подписи, теряет задаток; а организатор, не подписав протокол, должен вернуть уплаченный победителем задаток в двойном размере, возместив при необходимости убытки. Подписание протокола должно происходить в день проведения торгов.

Иногда предметом аукциона бывает само право на заключение договора. В этом случае последующий договор подписывается по истечении не более чем 20 дней после него, если иной срок не отмечен в извещении о торгах.

Таким образом ГК устанавливает конкретный срок подписания протокола о проведении торгов. Если условиями аукциона предусмотреть иные, более длительные сроки его подписания для ситуаций, когда торги проводятся не непосредственно, а по телефону или через интернет, то такие условия будут ничтожными. Ведь в таком случае договор будет противоречить законодательству.

Можно ли признать недействительными торги, проводимые для распродажи заложенного имущества, если в сообщении об их проведении указано неверное местонахождение реализуемого имущества?

Кредитор имеет право при неисполнении обязательств должником получить необходимую сумму из стоимости заложенного имущества.

Согласно п 1 ст 449 торги можно признать недействительными, если они проведены с нарушением правил, и заинтересованное лицо подаст соответствующий иск. Но, выдвигая такие требования, истец должен доказать нарушение закона при их проведении, и следующее за этим нарушение его прав.

Суд оценивает, являются ли нарушения существенными, и меняют ли они результат торгов.

Порядок проведения торгов и основные нормы, согласно которым проводится их организация, установлены статьей 448 ГК РФ.

Согласно п 2 ст 448 ГК РФ, уведомление о предстоящих торгах должно быть сделано за 30 дней до их проведения или ранее. Организатор должен указать в извещении сведения о времени, месте, форме торгов, предмете, начальной цене и правилах участия.

Согласно ст 350.2 ГК РФ, при продаже заложенного имущества с публичных торгов (если оно является движимым) судебный пристав-исполнитель также обязан известить залогодержателя, залогодателя и должника о времени, дате и месте их проведения. Он это делает не позднее чем за 10 дней до указанной даты.

В ст 350.2, также как и в ст 448 ГК РФ нет требований об указании местоположения реализуемого имущества.

Соответственно, информация о местоположении имущества не является существенным фактом (если только речь не идет о недвижимости), который мог бы повлиять на результат торгов. А значит торги нельзя признать недействительными на основании недостоверности такой информации.

Согласно ст. 448 ГК РФ при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Был проведен аукцион на право заключения договора водопользования, в котором приняли участие несколько лиц, одно из которых был признано его победителем. Указанное лицо считает, что внесенный задаток может использоваться им в счет оплаты как предмета аукциона, так и в счет оплаты по договору водопользования. Прав ли победитель аукциона?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае предметом аукциона являлось именно право на заключение договора водопользования, а не собственно заключение этого договора. В связи с этим положения п. 5 ст. 448 ГК РФ к данной ситуации применены быть не могут.
Внесенный задаток должен быть зачтен в счет оплаты предмета аукциона (права на заключение соответствующего договора), а не в счет оплаты по договору водопользования.

Обоснование вывода:
Действительно, п. 5 ст. 448 ГК РФ предусматривает, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Однако необходимо учитывать, что действующее законодательство различает два вида торгов в зависимости от их предмета, а именно: торги, предметом которых является собственно заключение договора, и торги, предметом которых является только право на заключение договора. При этом победа участника в аукционе по продаже права на заключение договора еще не свидетельствует о заключении договора между сторонами, а только порождает взаимные обязательства сторон заключить договор в течение определенного периода времени после завершения торгов и оформления протокола, который имеет силу предварительного договора (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2017 г. N Ф06-23089/17 по делу N А55-25281/2016 и от 4 сентября 2014 г. N Ф06-14449/13 по делу N А72-1091/2014, Второго арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2015 г. N 02АП-3091/15, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 г. N 11АП-17084/14 и от 17 июня 2014 г. N 11АП-7826/14).
На основании п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. В таком случае договор заключается с лицом, выигравшим торги. При этом в определенных случаях, указанных в ГК РФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов (п. 3 ст. 447 ГК РФ). В силу ч. 1 ст. 16 ВК РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи. Согласно ч. 3 ст. 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством РФ. Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (далее — Правила), а также Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее — Правила проведения аукциона) были утверждены постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230.
Пунктом 20 Правил проведения аукциона предусмотрено, что задаток вносится заявителем в срок и в порядке, которые устанавливает организатор аукциона, на счет, реквизиты которого указываются организатором аукциона в извещении. Размер задатка составляет 100 процентов начальной цены предмета аукциона. С 20 февраля 2018 начальная цена предмета аукциона устанавливается в размере платы за пользование водным объектом за весь период действия договора водопользования, но не более чем за 10 лет, исходя из установленных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципальных образований (п. 9 Правил проведения аукциона)*(1).
Основанием для заключения договора водопользования являются протокол аукциона, а также документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона в течение 10 рабочих дней, следующих за датой завершения аукциона, путем перечисления денежных средств в размере окончательной цены предмета аукциона на счет, указанный организатором аукциона, с учетом внесенного задатка (п. 9 Правил). Согласно п. 10 Правил победитель аукциона в течение 10 рабочих дней с даты подписания протокола аукциона представляет организатору аукциона подписанный им договор водопользования, а также документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона. Иными словами, в счет платы за право заключения договора водопользования — предмета аукциона должны быть зачтены все денежные средства, внесенные победителем аукциона.
В рассматриваемом случае предметом аукциона являлось именно право на заключение договора водопользования (п. 2 Правил проведения аукциона, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2017 г. N 08АП-16116/16), а не собственно заключение этого договора. Поэтому положения п. 5 ст. 448 ГК РФ к данной ситуации применены быть не могут (смотрите также кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда УР от 6 июня 2011 г. по делу N 33-1952). Внесенный участником аукциона задаток должен быть зачтен в счет оплаты предмета аукциона (права на заключение соответствующего договора), а не в счет оплаты по договору водопользования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

28 февраля 2018 г.

————————————————————————-
*(1) Ранее начальная цена предмета аукциона устанавливалась в размере годовой платы за пользование водным объектом в соответствии с договором водопользования, исходя из установленных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципальных образований.

Статья 448 ГК РФ. Организация и порядок проведения торгов

Новая редакция Ст. 448 ГК РФ

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Комментарий к Ст. 448 ГК РФ

Хотя в ст. 448 ГК РФ речь идет о задатке, суммы, вносимые участниками торгов, не являются задатком в значении этого слова, определенном ст. 380 ГК РФ. Они не являются доказательством заключения договора, поскольку договор будет заключен в будущем (путем проведения торгов) и лишь с лицом, выигравшим торги. По той же причине переданную участником торгов сумму нельзя считать частью «причитающихся с нее по договору платежей другой стороне» (договора еще нет, и будет он лишь с одним из участников торгов). Не приходится говорить и об обеспечительной функции в том смысле, в котором она определяется в ст. 380 ГК РФ. Обеспечительная функция задатка по смыслу ст. 380 состоит в стимулировании к исполнению обязательства под угрозой наступления неблагоприятных последствий (неисполнение повлечет для виновной стороны потерю суммы задатка).

Другой комментарий к Ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В дополнение к п. 4 ст. 447 ГК, где торги подразделяются на аукционы и конкурсы, п. 1 комментируемой статьи вводит еще одну классификацию торгов: они подразделяются на открытые и закрытые.

Основания этой классификации указаны не совсем ясно.

С одной стороны, устанавливается, что в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. Здесь, таким образом, применен критерий неограниченного круга лиц.

С другой стороны, указывается, что в закрытом аукционе и в закрытом конкурсе участвуют только специально приглашенные для этой цели лица. Здесь применен иной критерий: лица, участвующие в торгах, заранее определяются организатором торгов, о чем им посылаются персональные извещения.

Именно этот последний критерий и следует считать определяющим при делении торгов на открытые и закрытые.

Таким образом, во всех тех случаях, когда организатор торгов заранее не определяет точный круг лиц, которые вправе принять в них участие, торги должны считаться открытыми, даже если их организатор ограничил круг участников торгов (по возрасту, по образованию).

Хотя об открытых торгах извещение обычно дается через средства массовой информации (СМИ), способ извещения о них не является определяющим при отнесении торгов к открытым или закрытым. Если некоторая часть извещений о торгах оформлена как персональные извещения, то это не делает торги закрытыми; они не могут считаться открытыми для одних лиц и закрытыми для других лиц.

На практике в некоторых случаях условия торгов устанавливают обязанность представления участниками торгов материалов в закрытом (запечатанном) виде, например в виде конвертов с условными обозначениями. Это обстоятельство не имеет отношения к классификации торгов на открытые и закрытые.

Выражения «публичные торги» и «открытые торги» являются одинаковыми по смыслу.

2. В первой фразе абз. 1 п. 2 содержится общее правило о сроке извещения о торгах: оно должно быть сделано не менее чем за 30 дней до проведения торгов. Если речь идет об извещении в СМИ, Интернете или путем вывешивания оповещения в открытом месте, то дату оповещения определить легко. Неясности могут возникать в тех случаях, когда дело касается закрытых торгов, где оповещения, являющиеся персональными, могут быть разосланы участникам и получены ими в разное время. В такой ситуации 30-дневный срок должен исчисляться с даты получения последнего такого персонального оповещения; разумеется, в расчет должен приниматься нормальный срок «пробега корреспонденции».

Вместе с тем сам организатор торгов может установить более продолжительный срок.

Кроме того, специальный закон (только закон, но не подзаконный акт) может установить более короткий или более продолжительный срок для оповещения о торгах.

Во второй фразе абз. 1 п. 2 содержится минимальный набор тех сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении торгов.

Под «начальной ценой», указываемой в извещении о торгах, следует понимать минимальную цену, с которой организатор торгов согласен начать торги.

Абзац 2 п. 2 относится к тем случаям, когда предметом торгов является только право на заключение договора. О праве на заключение договора речь шла в ст. 429 ГК (предварительный договор). Срок, в течение которого стороны, заключившие предварительный договор, обязаны заключить основной договор, указан в п. 4 ст. 429.

Аналогичный по своей сути срок указан и в абз. 2 п. 5 ст. 448. Этот срок должен быть указан в извещении о проведении торгов, о чем говорится в абз. 2 п. 2.

3. Пункт 3 устанавливает правила, касающиеся отказа от проведения торгов и последствий такого отказа. Эти правила различаются в зависимости от того, идет ли речь об аукционе или о конкурсе, а также от того, являются ли торги открытыми или закрытыми.

Эти правила состоят в следующем:

1) организатор открытого аукциона вправе отказаться от его проведения не позднее чем за три дня до проведения аукциона, при этом он не несет никакой ответственности в связи с таким отказом;

2) организатор открытого конкурса вправе отказаться от его проведения не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса, при этом он не несет никакой ответственности в связи с таким отказом.

Вместе с тем и в первом, и во втором случаях в законе или в извещении о проведении открытых торгов могут быть установлены иные сроки (более короткие или более длительные), в течение которых организатор открытых торгов может отказаться от проведения торгов, не неся никакой ответственности в связи со своим отказом. Между тем организатор открытых торгов может сделать извещение о том, что торги являются безотзывными.

Абзац 2 п. 3 устанавливает, что если организатор открытых торгов отказался от их проведения «с нарушением указанных сроков», то он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

О каких указанных сроках здесь идет речь? По нашему мнению, это не только трех- и 30-дневные сроки, прямо указанные в абз. 1 п. 3, но и иные сроки для отзыва извещения, предусмотренные в соответствующих случаях в законе или в извещении о проведении торгов.

В абз. 3 п. 3, по сути дела, содержится норма о том, что организатор закрытых торгов не вправе отзывать сделанное им извещение о проведении торгов (или — что, вероятно, имеет место более часто — отзывать сделанные им персональные извещения). Но если он все же отзовет извещение (извещения) о проведении закрытых торгов, то он всегда обязан возместить участникам реальный ущерб. Разумеется, что, если участник закрытых торгов получит отказ организатора торгов от проведения торгов ранее, чем он получит извещение о торгах или одновременно с этим извещением, у него не может возникнуть никакого реального ущерба.

4. В п. 4 регламентируются вопросы, относящиеся к задатку, вносимому участниками торгов.

Из п. 4 следует, что условия торгов могут предусматривать обязанность лиц, участвующих в торгах, внести задаток «в размере, сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов». Условия о внесении задатка и о размере, сроках и порядке его внесения не могут быть изменены после извещения о проведении торгов.

Условия о задатке устанавливаются организатором торгов, за исключением случаев, установленных в законе.

Задаток, о котором говорится в п. 4, отличается по своему существу от задатка, установленного ст. ст. 380, 381 ГК.

Задаток по ст. 380 подтверждает заключение договора, а по п. 4 ст. 448 он вносится для побуждения стороны заключить договор. Поэтому внесение этих разных задатков влечет разные правовые последствия.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 448 задаток возвращается, если торги не состоялись (причем независимо от времени, когда об этом было сделано оповещение). Кроме того, задаток возвращается лицу, которое участвовало в торгах, но не выиграло их. Таким образом, задаток не возвращается, если лицо внесло задаток, но не участвовало в проведенных торгах. По нашему мнению, эта последняя норма может быть изменена организатором торгов.

В законе ничего не говорится о сроках возвращения задатка. В связи с этим подлежат применению правила ст. 314 ГК.

Абзац 2 п. 4 предусматривает, что если лицо, выигравшее торги, заключает договор (с организатором торгов или с их заказчиком), то сумма задатка, как и в случае, указанном в п. 1 ст. 380, засчитывается в счет исполнения договорного обязательства.

5. В первой фразе абз. 1 п. 5 предусмотрена взаимная обязанность лица, выигравшего торги, и организатора торгов подписать в день проведения торгов протокол. Этот протокол имеет силу договора.

Подписание протокола не освобождает стороны от обязанности дальнейшего оформления своих договорных обязательств (ст. ст. 163, 164 ГК РФ).

Вместо организатора торгов или наряду с ним в договоре может участвовать заказчик торгов — это вытекает из п. 2 ст. 447 ГК.

Во второй фразе абз. 1 п. 5 указывается, что если лицо, выигравшее торги, уклоняется от подписания протокола, то оно утрачивает внесенный им задаток. Никакие другие меры ответственности при этом не могут быть применены.

Иначе решается вопрос, если от подписания протокола уклоняется организатор торгов. В этом случае организатор торгов (здесь — именно организатор, а не их заказчик) обязан не только вернуть победителю двойную сумму задатка, но и возместить ему убытки, причиненные участием в торгах (реальный ущерб и упущенная выгода), в части, превышающей сумму задатка. Следует обратить внимание на то, что норма, содержащаяся в третьей фразе абз. 1 п. 5, сформулирована как императивная.

Под «суммой задатка», которая вычитается из суммы убытков, по нашему мнению, имеется в виду одинарная (а не двойная) сумма задатка.

В отличие от п. 2 ст. 381 ГК, где под убытками понимаются те суммы, которые сторона понесла в связи с тем, что договор не был исполнен, в третьей фразе абз. 1 п. 5 ст. 448 говорится только о тех убытках, которые возникли у победителя торгов в связи с участием в них, а не в связи с тем, что договор не состоялся.

Абзац 2 п. 5 относится к особому случаю торгов: их предметом является только право на заключение договора (об этих торгах упоминается в абз. 2 п. 2 ст. 448). Эти торги по своей сути напоминают предварительные договоры (ст. 429 ГК РФ).

Существенным условием таких торгов является срок, текущий со дня их завершения до момента подписания договора.

В этих случаях подписание протокола должно осуществляться так, как это предусмотрено в абз. 1 п. 5. Такие торги тоже могут предусматривать внесение задатка; при этом к задатку применяются нормы, содержащиеся в п. 4 и в абз. 1 п. 5 ст. 448.

Отличие торгов, предметом которых является только право на заключение договора, от всех иных торгов состоит в том, что кроме подписания протокола здесь требуется в качестве отдельного и самостоятельного акта подписание сторонами самого договора. Оно должно последовать либо в течение 20 дней после подписания протокола, либо в течение иного срока, если он указан в извещении о торгах.

Вторая фраза абз. 2 п. 5 устанавливает, что если торги касались только права заключения договора и после проведения торгов стороны подписали протокол, но затем одна из сторон уклоняется от заключения самого договора, то другая сторона вправе понудить уклоняющуюся сторону к заключению договора, а также потребовать возместить убытки, причиненные уклонением от заключения договора.

Несмотря на то что формулировки, содержащиеся во второй фразе абз. 2 п. 5 ст. 448, не полностью совпадают с формулировками п. 4 ст. 445 ГК, полагаем, что следует руководствоваться формулировками п. 4 ст. 445, тем более что именно к нему отсылает п. 5 ст. 429 ГК.

Если в тот период, когда нежилое помещение находится в аренде, проведен конкурс на заключение арендного договора на это нежилое помещение на новый срок, прежний арендатор имеет право требовать заключения с ним арендного договора на новый срок на условиях, предложенных победителем конкурса, или перевода на себя прав аренды, приобретенных победителем конкурса (п. 1 письма ВАС РФ от 28 июля 1995 г. N С1-7/ОП-434 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике»).