Статья 5 закона 129-фз

Содержание:

Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

С 1 января 2016 г. вступают в силу многочисленные поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ). Целью внесенных изменений является обеспечение достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту — ЕГРЮЛ). Проанализируем практические аспекты обновленного Закона №129-ФЗ.

Большая часть внесенных поправок, о которых пойдет речь в настоящей статье, внесена в Закон №129-ФЗ Федеральными законами от 30.03.2015 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №67-ФЗ), от 29.06.2015 г. №209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее по тексту — Закон №209-ФЗ) и от 13.07.2015 г. №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту — Закон №237-ФЗ).Прокомментируем основные изменения по порядку.

Содержание государственных реестров

В редакции Закона №129-ФЗ, действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. Обновленной редакцией Закона №129-ФЗ уточнено, что теперь будут вноситься сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

В чем отличия этих терминов? Обратимся к нормам гражданского законодательства:

1) Место нахождения организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) — определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), отражается в уставе юридического лица. Например, г. Москва.

2) Адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ) — указывается в ЕГРЮЛ в пределах места нахождения юридического лица.Например, 125047, г. Москва, Оружейный переулок, д.19

На практике возможны ситуации, когда организация меняет адрес внутри одного города (населенного пункта). В этом случае потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ в части нового адреса организации. При этом в устав юридического лица можно не вносить изменения (Письмо ФНС РФ от 31.01.2014 г. №СА-4-14/[email protected]).

Если же организация принимает решение о смене своего места нахождения (например, переезжает из г.Москвы в г.Магадан), то она обязана представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также решение о смене места нахождения.

Функции нотариусов при государственной регистрации

Нововведением является предоставленная возможность электронного документооборота с налоговыми органами. Так, в Законе №129-ФЗ прописана возможность подачи документов в регистрирующий орган через нотариуса в электронном виде, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст.9 Закона №129-ФЗ). Таким образом, нотариус может предоставить возможность заявителю избежать «живого» общения с налоговыми органами. На сегодняшний день вид таких электронных документов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлен.

Проверка достоверности сведений

Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.

Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

Так, в указанном деле налоговые органы, доказывая нереальность осуществленных налогоплательщиком операций, установили, что деятельность контрагента носила номинальный характер, по адресу регистрации данное общество с момента его государственной регистрации до момента исключения из ЕГРЮЛ не находилось, при этом финансовых, трудовых, технических ресурсов, имущества, транспортных средств, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств не имелось.

Начиная с 1 января 2016 г., налоговые органы будут проверять достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ приведен закрытый перечень проверочных мероприятий, включающих в себя:

-изучение документов и сведений, которые имеются в базе налоговых органов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

-получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по специальной форме, которая будет утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ).

При этом обоснованность требований заинтересованного лица должны проверить налоговые органы.

-получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

-проведение осмотра объектов недвижимости;

-привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения изложенных мероприятий установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п.4.3 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц.

В этом случае в адрес юридического лица направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Решение о государственной регистрации

Первая новация связана с возможностью электронного документооборота с нотариусами. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или факт отказа в государственной регистрации, направляются налоговым органом нотариусу в форме электронных документов.

И уже нотариус выдает документы заявителю на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам или в форме электронных документов (п.3 ст.11 Закона №129-ФЗ).

Вторая новелла связана с возможностью регистрирующего органа вносить так называемые «черные метки» — запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В каких случаях и в каком порядке налоговыми органами вносятся подобные записи?

Запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вносится:

1) на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.11 Закона №129-ФЗ);

2) на основании проведенных налоговым органом проверочных мероприятий, если по их результатам установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

Такая запись вносится, если установлена недостоверность в отношении:

-адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп.«в» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);

-сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп.«д» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);

-фамилии, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп.«л» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ).

Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ заключается в следующем:

1) юридическому лицу направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений;

2) по истечении тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

«Черная метка» проставляется в случае игнорирования юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Таким образом, установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов (Письмо ФНС РФ от 27.03.2015 г. №СА-4-14/[email protected]). На практике это означает, что если добросовестный налогоплательщик по тем или иным причинам пропустит данный срок, то в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений. Наличие «черной метки», безусловно, осложнит жизнь такому юридическому лицу, поскольку в перечне документов для предоставления контрагенту с целью заключения договора содержится выписка из ЕГРЮЛ.

Процедура смены места нахождения юридического лица

C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).

По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Отказ в государственной регистрации

Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало судебных баталий по поводу неправомерного отказа налоговых органов в регистрации юридического лица. Практика подобных споров обобщена в Письме ФНС РФ от 01.07.2015 г. №СА-4-14/11453.

Статьей 23 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. А с 1 января 2016 г. появились новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Прежде всего, внесенные дополнения — основания для отказа в регистрации касаются лиц (учредителей (участников) юридического лица либо лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Такие ограничения применяются, если на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Так, пп.«ф» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ установлены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ будет применяться в отношении лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью либо имевших право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, если:

— юридическое лицо на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;

-юридическое лицо имеет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице;

-имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

Еще одним основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (пп.«х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ).

Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации, т.е. в течение трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что ранее такое решение принималось в течение пяти дней.

Ужесточение ответственности за представление недостоверных сведений

Принятие поправок вызвало необходимость ужесточения административной и уголовной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

Усиление административной ответственности

Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ (в редакции Закона №67-ФЗ) предусматривает штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе.

Для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ). Данная норма действует с 31.03.2015 г.

Изменение уголовной ответственности. Понятие «подставного лица»

Законом №67-ФЗ изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Само понятие «подставное лицо» также претерпело изменение.

Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст.173.1 УК РФ).

Расширив понятие «подставных лиц», законодатель не определил четкие критерии, по которым будет определяться наличие либо отсутствие цели управления юридическим лицом.

Уголовно наказуемым преступлением считается образование (создание, реорганизация) юридического лица и внесение изменений в ЕГРЮЛ через подставных лиц, которое карается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.1 ст.173.1 УК РФ).

Усиливается ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (п.1 ст.173.2 УК РФ).

А приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем для регистрации юридического лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2 ст.173.2 УК РФ).

Данная норма также действует с 31.03.2015 г.

Таким образом, предоставление и приобретение документов с целью регистрации юридического лица через подставное лицо в любом случае будет считаться преступлением, за которое предусмотрены реальные сроки лишения свободы.

Но это пока на бумаге. Насколько помогут усиленные меры в пресечении создания фирм-однодневок, покажет время.

Статья 5 закона 129-фз

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы гражданского права ›
  • Создание юридического лица (организационно-правовые формы и процедура), ›
  • Кто сообщает в ИФНС о смене руководства ООО (АО): новый гендиректор или прежний?

Кто сообщает в ИФНС о смене руководства ООО (АО): новый гендиректор или прежний?

Кто сообщает в ИФНС о смене руководства ООО (АО): новый гендиректор или прежний?

В соответствии с пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней с момента изменения ряда содержащихся в ЕГРЮЛ сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

К сведениям, об изменении которых необходимо сообщить в налоговую инспекцию (ИФНС), относятся сведения о смене руководства организации.

Таким образом, в случае смены генерального директора необходимо подать заявление в ИФНС. Заявление в ИФНС подается по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Соответствующее заявление должно быть подано в налоговый орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, в противном случае должностному лицу грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

Сообщение в ИФНС о прекращении полномочий физического лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа должно быть связано с наступлением факта прекращения у данного лица таких полномочий.

То есть заявление по форме N Р14001, необходимо представлять в ИФНС тогда, когда полномочия указанного физического лица уже прекращены.

На практике нередко возникали вопросы о том, кто должен подписывать заявление по форме N Р14001: прежний руководитель ООО (АО) или вновь избранный?

В соответствии с пп. 1.3 п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявителем при изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, должен быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.

Учитывая изложенное, при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об ООО или АО в связи с прекращением полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа общества заявителем может выступать только новый руководитель юридического лица.

Таким образом, правовых оснований для обращения в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001 прежнего генерального директора ООО (АО), полномочия которого исполнять функции единоличного исполнительного органа общества прекращаются или прекращены, не имеется. То есть он обращаться в ИФНС с заявлением по форме N Р14001 не должен.

Закон 129 «О государственной регистрации юридических лиц»

Правовые нормы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются ФЗ-129. В конце предыдущего года, закон №129 подвергся значительным изменениям. Далее более подробно рассмотрим последние изменения, а также проанализируем их влияние на общество в целом.

Описание закона

Федеральный закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был принят Государственной Думой 13 июля 2001 года и одобрен Советом Российской Федерации 20 июля того же года. Закон №129-ФЗ рассматривает все вопросы, касающиеся регистрации субъектов предпринимательства. Государственная регистрация юридических лиц подразумевает внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр.

Закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит следующую информацию:

  • сущность госреестров и нормы их ведения;
  • пошаговую инструкцию при внесении информации о юрлице и ИП;
  • регистрирование новых юридических лиц;
  • внесение в госреестр информацию, связанную с реорганизацией юрлиц или ИП, сменой собственников или места расположения;
  • удаление всей информации из госреестра о юридическом лице и ИП;
  • причины, которые послужили отказом в регистрации соответствующего лица, а также порядок действий при обжаловании данного решения.

Нововведения в Федеральный закон 129-ФЗ вносились в конце 2016 года, вступили в законную силу с 01 января 2017 года. Основной целью соответствующих изменений является обеспечение Единого государственного реестра юридических лиц, достоверной информацией. В последующем пункте, предоставим краткое содержание закона 129, а также подробно опишем последние изменения, которые были введены в новую редакцию Закона №129-ФЗ.

Последние изменения ФЗ 129 о государственной регистрации юридических лиц

Для регистрации индивидуального предпринимателя, налоговый орган потребует предоставить целый пакет документов:

  • акт, доказывающий госрегистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме P21001;
  • квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины;
  • ксерокопию паспорта с пропиской;
  • акт о переходе на упрощенную систему налогообложения.

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц в конце 2016 года подвергся ряду изменений. Согласно новой редакции Федерального закона 129-ФЗ изменилось общее содержание государственных реестров, функции нотариусов при госрегистрации, а также усилилась программа по проверки достоверности сведений. Законодательство Российской Федерации приняло постановление об усилении административной и уголовной ответственности.

Отдельно стоит отметить ряд статей, которые была изменены или доработаны:

Статья 5 Закона №129-ФЗ

Изменения в Федеральном законе 129, внесенные в 5 статью, коснулись сведений и документов о юрлице, которые содержатся в государственном реестре. А также порядка предоставления документации при регистрировании. Было принято решение расширить круг случаев, когда можно отказать в госрегистрации. Последние изменения в 5 статью вносились 28 декабря 2016 года, а вступили в законную силу 28 июля 2017 г.

Теперь в пункте 1.2 сказано: информация о возбуждении производства по делу о дефолте соответствующего лица и о проводимых в отношении него процедур, применяется в деле о банкротстве.

Пункт 4.2. Информация, которая заносится в регистрирующий орган, осуществляется на основании сведений, поступивших из Арбитражного суда и предоставляемых сведений от оператора Единого федерального реестра.

Статья 9

В ст 9 Федерального закона 129-ФЗ в предыдущем году корректировки не вносились. Последние изменения были введены в 2015 г. и коснулись:

  • пункта 1. Они были связаны с заявителями, которые имеют право быть участниками общества, исполнять завещания, при внесении изменений в ГРЮЛ;
  • пункта 4. Была ужесточена проверка достоверности информации, предоставляемая в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • пункта 6. Заинтересованный гражданин имеет полномочия направить в соответствующее учреждение письменное возражение относительно предстоящей госрегистрации.

Статья 11

Последние изменения в ст 11 Федерального закона №129 вносились 30 марта 2015 г. Теперь в пункте 3, при предоставлении документации в регистрирующую службу нотариусом, направляются регистрационным органом в строго установленный срок. Нотариус выдает заявителю бумаги, на основании удостоверения равнозначности на электроном или бумажном носителе.

Пункт 5 ст 11 ФЗ-129 обязывает вносить в документ запись о недостоверности информации.

Статья 12

Корректировки касаемо ст 12 были внесены в конце декабря 2015 года. В законе был отрегулирован процесс подтверждения заявления. Сейчас юридическое лицо должно руководствоваться соответствующим уставом, утвержденным его учредителем или учредительским договором. А также документация должна подаваться в двух экземплярах.

Статья 17

Внесенные нововведения в 2016 г. связаны с увеличением статутного капитала общества, данное решение принимается на основании общего собрания общества или решения единого участника сообщества.

Пункт 2 гласит: если юрлицу или индивидуальному предпринимателю надо внести изменения, касающиеся перехода доли или части дома, следует предоставить судебный акт, полученный в Третейском или Арбитражном суде.

Статья 21

В конце 2016 г. (28.12.2016) много изменений претерпела 21 статья Федерального закона №129-ФЗ. Согласно новым внедрениям в 4 пункте, заявление обязательно должно быть мотивированным и составляется по специальной форме, утвержденной Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Срок подачи — не позднее 3 месяцев со дня опубликования решения. Юридическое лицо исключается из службы по решению регистрирующего органа. А также постановление о предстоящем исключении не принимается при наличии сведений, предусмотренных 5 статьей.

По новой редакции закона, порядок исключения юрлица из Единого государственного реестра применяется, если:

  • у юридического лица недостаточно средств на расходы, требуемые для его ликвидации;
  • была внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности информации.

Статья 22

В новой редакции закона, служба регистрирования не исключает недействующее юрлицо из ЕГРЮЛ, предусмотренных в пункте 1 статьи 5.

Статья 23

В обновленном законодательстве получение настоящего Федерального закона следует только от органа регистрации прав, а не от органа исполнительной власти, осуществляющие функции по госрегистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.

ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» включает в себя 9 глав:

  • I глава — Общие положения закона;
  • II глава— Государственные реестры;
  • III глава— Порядок госрегистрации;
  • IV глава — Госрегистрации юридических лиц при их создании;
  • V глава — Госрегистрация юрлиц путем реорганизации и внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • VI глава — Госрегистрация изменений, вносящихся в учредительские документы ;
  • VII глава — Госрегистрация в связи с ликвидацией или исключением лица из Единого государственного реестра;
  • VII.1 глава— Госрегистрация индивидуальных предпринимателей;
  • VIII глава — Отказ в государственной регистрации и ответственность за нарушение порядка;
  • VIII.1 глава — Порядок обжалования решения;
  • IX глава— Переходные и заключительные решения закона.

Всего закон №129-ФЗ содержит 27 статей. Скачать закон №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» можно по следующей ссылке.

Риски при регистрации — ЮрСервис — избавление от бизнеса

При выполнении регистрационных действий, в основном с 2016г., возникают проблемы вызванные различными препятствиями контролирующими органами (суды и судебные приставы), письмами «собственников» юридических лиц о том, что те (псевдоучастники и псевдодиректора) пишут отказы в налоговые органы об отказе от фирм в которых участвуют или которыми руководят, возможно не прошел срок дисквалификации директора или участника компании или не прошли три года после ликвидации компании имеющей долг на момент исключения её из ЕГРЮЛ которым руководил директор. Подобные нововведения закона могут препятствовать регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица.

Мы не можем нести и не несём ответственность за подобные препятствия и в том числе за достоверность сведений, предоставленных заказчиком в целях исполнения заказа; соответствие предоставленных заказчиком сведений о заказчике, его участниках и единоличном исполнительном органе сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (Исполнитель не проверяет идентичность этих сведений); за подписание подготовленных документов указанными в них представителями заказчика; за изменение сроков государственной регистрации (внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ) в регистрирующем органе; изменение форм заявлений и уведомлений по решению уполномоченного органа власти к моменту подачи документов на государственную регистрацию и необходимость в связи с этим повторного нотариального заверения подписи Заявителя — Генерального директора (Участника) в исправленной форме заявления; за действия работников Межрайонных ИФНС (регистрирующих органов) при государственной регистрации (внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ), повлёкшие указание неверных сведений в документах заказчика, если это не вызвано недостатками документов, подготовленных Исполнителем.

Примеры отказов, выдержки из отказов.

В компании два участника, заказчик предоставил информацию и пожелания о выводе участника физического лица и вводе в своё общество юридическое лицо, налоговая выдала отказ:

На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подпункта «ф»

в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица, являющемся учредителем (участником) общества с ограниченной ответственностью, владеющим не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента внесения такой записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

При обращении клиента за регдействиями по внесении изменений в Устав госпошлину оплатил не руководитель компании с личной карточки сбербанка на что регистрирующий орган одного из южного региона страны выдал отказ:

ЗАЯВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (ФОРМА №Р13001), ЗАПОЛНЕННОЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН, УТВЕРЖДЕННЫМИ ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ОТ 25 ЯНВАРЯ 2012Г. №ММВ-7-6/[email protected] (ДАЛЕЕ — ТРЕБОВАНИЯ), ПОДАННОЕ ОТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЛИЦА, А ИМЕННО:
В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 333.17 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЛАТЕЛЬЩИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ОБЯЗАН САМОСТОЯТЕЛЬНО УПЛАТИТЬ ЕЕ В БЮДЖЕТ. УПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ИНЫМ ЛИЦОМ ЗА ЗАЯВИТЕЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ ОТ 09.08.2016г.) УПЛАЧЕНА «ФИО«, КОТОРЫЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ ООО «ФИРМА».
ПРИ НАЛИЧИИ ДАННОГО НАРУШЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ ЗАЯВИТЕЛЕМ ДОКУМЕНТ ОБ УПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ НЕ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ.

При внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой единоличного исполнительного органа (Генерального директора, Директора и т.п.) регистрирующий орган (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области) вынес отказ:

— Заявление о государственной регистрации изменений, не вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р14001, в виде файлов, подписанных электронно-цифровой подписью Фамилия Имя Отчество (директор ООО «Компания»), где заявитель Фамилия Имя Отчество (директор ООО «КОМПАНИЯ»)

Представленные документы должны повлечь внесение в ЕГРЮЛ сведений:

о возложении полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, на Фамилия И. О. и прекращении соответствующих полномочий у Мурз. И.Н.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме Р14001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорится, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы, являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации (статья 3 настоящего Федерального закона).

Таким образом, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона о регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и их соответствие принципам законности, а также достоверность представленной информации, в том числе, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц запись, которая является производной от принятых решений регистрирующего органа.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В роли единоличного органа корпорации может выступать не только физическое, но и юридическое лицо. Так же возможно предусмотреть в уставе конкретной корпорации наличие в ней нескольких лиц, наделенных полномочиями ее единоличного органа и действующих в соответствии с ее уставом либо совместно, либо даже независимо друг от друга (см. также абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ).

В силу ст. 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Указанная норма имеет принципиальное значение для регулирования труда руководителей, так как весьма определенно закрепляет трудоправовой статус руководителя как наемного работника, с которым должен заключаться именно трудовой договор. Поэтому, с одной стороны, на руководителя как наемного работника распространяются все гарантии, предусмотренные ТК, обязанность обеспечивать которые лежит на его контрагенте по трудовому договору — работодателе, а с другой стороны, руководитель — наемный менеджер в своей деятельности, осуществляемой от имени собственника организации, должен руководствоваться положениями не только трудового, но и гражданского, налогового, административного и иного законодательства, что представляет собой неотъемлемую часть его трудовой функции.

В связи с этим необходимо констатировать, что руководитель является специальным субъектом административного правонарушения и уголовного преступления. При этом к административной и уголовной ответственности руководитель как работник привлекается именно за неисполнение обязанностей, предусмотренных его трудовым договором.

В связи с тем, что руководитель организации является специфическим работником, в обязанности которого входит распоряжение имуществом организации, а также совершение иных управленческих действий, для кандидатов на эту должность могут устанавливаться некоторые ограничения.

В обществах с ограниченной ответственностью избрание на должность единоличного исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников (п. 4 ст. 33 и п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

В соответствии со ст. 276 ГК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Федеральными законами установлен ряд правил, ограничивающих права руководителей на работу по совместительству. Причинами ограничений выступают: а) возможность злоупотреблений руководителями своими полномочиями вопреки имущественным интересам собственников организаций и б) ограниченный ресурс рабочего времени руководителя, которое он должен продуктивно использовать в интересах работодателя.

Рабочее время является универсальным измерителем, применяемым при характеристике количества, качества труда, его эффективности.

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР) и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (ст. 91 ТК РФ).

Не являются рабочим временем, но в силу своего функционального назначения приравниваются к нему следующие периоды: перерывы для кормления ребенка (ч. 4 ст. 258, ст. 264 ТК РФ), время простоя (ст. 157 ТК РФ), перерыв для приема пищи в месте выполнения работы (ч. 3 ст. 108 ТК РФ), специальные перерывы в течение рабочего времени (ст. 109 ТК РФ, письмо Роструда от 11.04.2012 N ПГ/2181-6-1), период командировки, междусменный отдых во время пребывания на вахте и др.

Правовое регулирование рабочего времени — это установление в нормативных правовых актах продолжительности нормального рабочего времени, определение видов рабочего времени, а также его режимов и учета. Трудовым законодательством установлена предельная мера труда (максимальная продолжительность рабочего времени), равная 40 часам, которую ни работодатели, в том числе и по соглашению с работниками, ни сами работники не имеют права превышать.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник, помимо прочего, обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.

Таким образом, работник должен исполнять свои трудовые обязанности в течение всего рабочего времени, установленного ему правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

Если для определенного работника режим рабочего времени и времени отдыха отличается от общих правил, действующих у данного работодателя, то он должен в обязательном порядке указываться в трудовом договоре. Это требование зафиксировано в ст. 57 ТК РФ.

В соответствии со ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

Порядок работы по формированию и использованию при государственной регистрации юридических лиц сведений о физических лицах, являющихся «массовыми» участниками (учредителями), руководителями, заявителями (далее — Порядок) утвержден Приказом ФНС России от 12 августа 2010 года № ЯК-7-6/[email protected] Пунктом 1.1 Порядка определено, что «массовыми» считаются физические лица, являющиеся участниками (учредителями), руководителями, заявителями более чем в 10 юридических лицах.

В ходе рассмотрения документов, зарегистрированных за № 10000А от 16.12.2016 г., проведены мероприятия по контролю сведений о физических лицах, содержащихся в представленных на регистрацию юридического лица документах, на предмет наличия в отношении этих лиц признаков «массовый» руководитель, заявитель. В результате установлено следующее:

по сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 23.12.2016 г., Фамилия И. О., является действующим руководителем в 27 юридических лицах, значительная часть которых зарегистрирована в г. Москва.

Таким образом, лицо (в рассматриваемом случае Фамилия И. О.), принимающее на себя функции руководителя в более чем 27 юридических лицах, не может выполнять возложенные на него трудовые обязанности, действуя тем самым добросовестно в интересах работодателя, в силу ограниченного ресурса рабочего времени руководителя. При таких обстоятельствах, в действиях самого юридического лица ООО «КОМПАНИЯ» усматриваются признаки недобросовестности.

Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей Фамилия И. О., выразившееся в: непредставлении налоговой отчетности, представлении «нулевой» налоговой отчетности, отсутствии работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера; отсутствии расчетных счетов и основных средств, что установлено мероприятиями налогового контроля, подтверждено документально в отношении 27 юридических лиц.

Исполнительный орган юридического лица имеет важное значение в гражданских и возникающих на их основе коммерческих правоотношениях, поэтому указание сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица в ЕГРЮЛ является обязательной нормой. Следовательно, указание сведений для внесения в ЕГРЮЛ о лице, заведомо являющемся «номинальным» руководителем (управляющей организацией) недопустимо.

Кроме того, сведения Единого государственного реестра юридических лиц являются открытыми и общедоступными в силу п. 1 ст.6 Закона № 129-ФЗ. Сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет п. 8 ст.6 настоящего закона. Пользователями указанных государственных реестров является неопределенный круг лиц, которые могут вступить в правоотношения с указанным юридическим лицом. Таким образом, назначение лица на должность руководителя, имеющего признаки «массового», и, следовательно, «номинального» руководителя, нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, из смысла вышеуказанных положений законодательства следует, что представленные для регистрации документы юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.

Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Следовательно, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном ст.17 Федерального закона № 129-ФЗ, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.

На основании вышеизложенного, регистрирующим органом сделан вывод о том, что при такой высокой степени занятости Фамилия И. О., данное лицо не может в соответствии с нормами действующего законодательства и в интересах ООО «КОМПАНИЯ» выполнять возложенные на него функции директора, в связи с чем указанные сведения являются недостоверными, а заявление рассматривается как непредставленное.