Статья 641 гк рф

Статья 641. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Комментарий к статье 641 Гражданского Кодекса РФ

Аренда отдельных видов транспортных средств, прежде всего морских судов и судов воздушного флота, имеет свои особенности, связанные со спецификой их эксплуатации, технического обслуживания и др. Комментируемая статья отсылает в части регулирования таких особенностей к соответствующим транспортным уставам и кодексам. Согласно ст. 104 ВК аренда воздушных судов осуществляется по договору фрахтования (воздушный чартер). К этим договорам применяются правила воздушных перевозок, установленные названным Кодексом.

Ими определены, в частности, условия допуска судов к эксплуатации (ст. 36 ВК). В соответствии с п. 2 ст. 36 порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в т.ч. на условиях аренды, устанавливается федеральными авиационными правилами. Любое воздушное судно может быть допущено к эксплуатации лишь при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Арендатор воздушного судна обязан соблюдать установленные правила воздушных перевозок пассажиров и грузов. Применяются и иные правила, предусмотренные Кодексом, например, определяющие случаи, когда органу транспорта (фрахтовщику) предоставлено право прекратить перевозку (ст. 107 ВК).

В КТМ аренде морских судов посвящены две главы: гл. X, регулирующая отношения по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) с предоставлением услуг членов экипажа судна, и гл. XI, посвященная договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

В гл. X дается определение договора тайм-чартера, перечислены требования к его содержанию, причем перечень условий, подлежащих включению в такой договор, значительно шире, чем установленный общими нормами по договору аренды. В нем, помимо наименования сторон, названия судна, его технических и эксплуатационных данных (т.е. определения объекта аренды), указываются район плавания, цель фрахтования, время и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ). Договор тайм-чартера заключается в письменной форме (ст. 201 КТМ).

В гл. X предусмотрено право фрахтователя судна заключать договоры субтайм-чартера; определены обязанности судовладельца по обеспечению мореходного состояния судна и обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации его и возврату. Ряд норм этой главы — о подчиненности членов экипажа судна, об освобождении от ответственности фрахтователя за убытки, причиненные гибелью или повреждением судна, если не будет доказано, что они причинены по вине фрахтователя, и некоторые другие совпадают с нормами о договоре аренды транспортных средств, содержащимися в ГК. В гл. X КТМ указано, что ее положения применяются, если иное не установлено соглашением сторон.

В специальную главу выделены вопросы аренды судов в КВВТ. В нем так же, как и в других транспортных кодексах, содержится общая норма о договоре аренды и несколько специальных. Так, в соответствии с п. 5 ст. 60 КВВТ передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой судна в указанный пункт, несет сторона, передающая судно. Арендатор (при аренде судна с экипажем) вправе назначить на судно своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана обязательными (п. 3 ст. 62 КВВТ). Арендодатель обязан передать арендатору документы, предусмотренные законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, необходимые для эксплуатации судна (п. 1 ст. 63 КВВТ). В случае задержки внесения арендной платы более чем на 15 «суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки» (п. 5 ст. 65 КВВТ). Установлены и некоторые другие специальные правила. В указанной главе, также как и в КТМ, имеется норма, в которой говорится, что установленные ею правила применяются, если иное не предусмотрено договором аренды. Эта норма придает диспозитивный характер всем положениям гл. X КВВТ. Следует, однако, иметь в виду, что она не может распространяться на положения, связанные с обеспечением надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатации сдаваемого в аренду судна. Принцип диспозитивности не распространяется на нормы, регулирующие вопросы, которые в силу своего характера и общих предписаний закона не подлежат регламентации договором.

Статья 641. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Комментарий к Ст. 641 ГК РФ

1. Для того чтобы отразить особенности аренды отдельных видов транспортных средств, продиктованные спецификой их эксплуатации, технического обслуживания и т.п., помимо общих положений ГК РФ об аренде транспортного средства с экипажем указанные отношения регулируются также нормами транспортных уставов и кодексов.

Транспортные уставы и кодексы представляют собой источники специального (отраслевого) регулирования отношений, складывающихся на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном транспорте.

В соответствии с комментируемой статьей и ст. 625 ГК РФ нормативно-правовое регулирование отношений по аренде транспортных средств осуществляется на трех уровнях: а) положения об аренде транспортных средств (§ 3 гл. 34 ГК); б) предписания транспортных уставов и кодексов, устанавливающие особенности аренды отдельных видов транспортных средств; в) общие положения об аренде (§ 1 гл. 34 ГК).

2. Аренда морского судна с экипажем называется договором фрахтования судна на время (тайм-чартером), по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

Среди особенностей аренды морских судов следует обратить внимание на установление существенных условий тайм-чартера (ст. 200 КТМ), возложение на фрахтователя обязанности внести плату за задержку возврата судна (ст. 204 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 208 КТМ), особенности уплаты фрахта в случае гибели судна (ст. 209 КТМ) и др.

Необходимо учитывать, что все установленные гл. X КТМ РФ специальные правила о тайм-чартере носят диспозитивный характер, т.е. их применение может быть исключено (изменено) соглашением сторон (ст. 199 КТМ).

3. Вопросы регулирования аренды судов выделены в КВВТ РФ в специальную гл. X. В соответствии с п. 6 ст. 60 КВВТ РФ договор аренды обязательно должен предусматривать срок передачи судна в распоряжение арендатора (т.е. это условие является существенным).

Другие особенности аренды судов на внутреннем водном транспорте во многом аналогичны специальным правилам КТМ РФ об аренде морских судов: о плате за задержку возврата судна, праве арендодателя изъять судно у арендатора при просрочке внесения платы (п. п. 4 и 5 ст. 65 КВВТ) и др.

Точно так же, как предписания КТМ РФ, положения КВВТ РФ об особенностях аренды судов на внутреннем водном транспорте применяются, если иное не установлено договором аренды (п. 1 ст. 60 КВВТ).

4. Воздушный кодекс РФ не отграничивает четко договор фрахтования воздушного судна на время (аренда) от договора чартера (воздушная перевозка) и не устанавливает каких-либо особенностей договора аренды воздушного судна с экипажем (ст. 104).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве. Под «иным правом» в данном случае следует понимать и право аренды по соответствующему договору. Однако, как и Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ не содержит специальных предписаний относительно договоров аренды железнодорожного подвижного состава.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержит норм об аренде автомобилей с экипажем.

2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг

Статья 641 ГК РФ. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Новая редакция Ст. 641 ГК РФ

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Комментарий к Ст. 641 ГК РФ

1. Фрахт и аренда. В специальном законодательстве, посвященном воздушному и морскому транспорту, используются понятия «фрахтование» и «чартер». Договору фрахтования (чартера) как договору, регулирующему перевозку грузов, пассажиров и багажа, посвящена ст. 787 ГК. Разграничение фрахтования от аренды транспортного средства (особенно аренды с экипажем) является подчас непростым делом.

В отличие от договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства по договору фрахтования (чартера) само транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость (либо ее часть) транспортного средства. Это означает только то, что за фрахтователем резервируется место для пассажиров, грузов, багажа при сохранении в неизменном виде существа обязательства по их перевозке в пункт назначения.

Другой комментарий к Ст. 641 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Особенности аренды транспортных средств с экипажем не только предусмотрены нормами § 3 гл. 34 ГК, но могут быть установлены также транспортными уставами и кодексами. Наиболее подробно данные отношения урегулированы КТМ (ст. 198 — 210) и КВВТ (ст. 60 — 65). В них воспроизводится ряд положений ГК об аренде транспортных средств, а также содержатся специальные нормы, регулирующие аренду морских и речных судов. К ним можно отнести, например, п. 3 ст. 204 КТМ, предусматривающий за несвоевременный возврат судна фрахтователем уплату фрахта, установленного договором, а если рыночная ставка фрахта превышает договорную, то по рыночной ставке (соответствующая норма в КВВТ — п. 4 ст. 65), или п. 2 ст. 208 КТМ, в соответствии с которым в случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 дней судовладелец вправе без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки (аналогичное правило в КВВТ, предусматривающее аналогичные последствия при просрочке в 15 суток, сформулировано в п. 5 ст. 65), и некоторые другие.

Устав железнодорожного транспорта РФ не только не определяет особенности аренды железнодорожных локомотивов, но и вообще не содержит норм, регулирующих аренду транспортных средств. Вместе с тем в связи с реформированием отношений в сфере железнодорожного транспорта договор аренды подвижного состава должен быть востребован. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 12) (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169), допуская, что перевозчик может не обладать собственным локомотивом, предусматривает, что он обязан заключить договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования. Думается, что правоотношение между собственником локомотива и перевозчиком как договор услуги определено неточно. Скорее всего, эти отношения должны складываться как договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Воздушный кодекс содержит термин «аренда транспортного средства». В нем употребляется понятие «фрахтование» (воздушный чартер). Однако в отличие от КТМ, где фрахтование (чартер) как вид морской перевозки четко отграничено от фрахтования судна на время как разновидности аренды, в ВК (ст. 104) в одной статье сопряжены признаки и договора перевозки (когда говорится о предоставлении фрахтователю части воздушного судна), и договора аренды (когда речь идет о предоставлении одного или нескольких воздушных судов). Причем данная ст. 104 ВК не упоминает о возможности фрахтования воздушного судна с экипажем и без такового. Кстати, ранее действовавший ВК СССР не допускал такого объединения в одной статье признаков договоров, относящихся к разным типам. Других норм, регулирующих фрахтование воздушного судна, ВК не содержит. Поскольку аренда воздушных судов находит практическое применение, данные отношения регулируются нормами § 3 гл. 34 ГК.

Устав автомобильного транспорта предусматривает прокат легковых автомобилей (ст. 97 — 99, 153 — 156), не разделяя его на разновидности (с экипажем и без такового). Поскольку автомобиль относится к транспортному средству, требующему технической эксплуатации и квалифицированного управления, представляется, что на данные отношения распространяются нормы § 3 гл. 34 ГК, как и § 2 данной главы.

2. Толкование комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что названные в ней правовые акты могут устанавливать лишь такие особенности аренды транспортных средств, которые не предусмотрены ст. 632 — 640 ГК (иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, но не вместо них). К нормам, устанавливающим такие особенности, можно отнести, например, ст. 200 КТМ, определяющую круг существенных условий тайм-чартера, ст. 209 КТМ, регулирующую отношения по уплате фрахта в случае гибели судна, и некоторые другие.

3. С учетом ст. 625 ГК и комментируемой статьи иерархия правовых предписаний, регулирующих аренду транспортных средств, представляется следующей: § 3 гл. 34 — транспортные уставы и кодексы — § 1 гл. 34 ГК.

Статья 641 ГК РФ. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Комментарии к ст. 641 ГК РФ

Положения Гражданского кодекса, регулирующие отношения, возникающие по поводу аренды транспортного средства с экипажем, носят общий характер. Специальные нормы аренды в отношении определенных транспортных средств могут быть установлены другими кодексами или транспортными уставами. Речь идет о таких кодексах, как Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и др. Необходимо иметь в виду, что специальные нормы, закрепленные в других кодексах и уставах, имеют приоритет перед ГК РФ.

2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг

Статья 641 ГК РФ. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств (действующая редакция)

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 641 ГК РФ

1. Комментируемая статья является бланкетной, поскольку она определяет возможность установления иных особенностей договоров аренды транспортного средства с экипажем в соответствии с иными нормативными правовыми актами.

Так, например, ст. 61 КВВТ РФ устанавливает особый круг прав и обязанностей арендодателя при аренде судна с экипажем, в частности, арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды.

Статья 202 КТМ РФ устанавливает, что в случае, если тайм-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных тайм-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна на время с третьими лицами на весь срок действия тайм-чартера или на часть такого срока (субтайм-чартер). Заключение субтайм-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения им тайм-чартера, заключенного с судовладельцем.

2. Применимое законодательство:

3. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 22.08.2013 N ВАС-7470/13;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 N 08АП-269/2010;

— Постановление восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 N 08АП-4752/2009;

— Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 N 05АП-8120/2014;

— Определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 21.07.2011 по делу N 33-2517;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 10.04.2014 N Ф06-5003/13 по делу N А06-3489/2013;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 28.03.2013 N Ф06-1552/13 по делу N А06-916/2012.