Статья 83 трудового кодекса часть 1

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ в статью 83 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

3) неизбрание на должность;

4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим;

7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

8) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе;

12) приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности;

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения:

— вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей;

— предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;

— по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением

13) возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 12 части первой настоящей статьи, прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников.

См. комментарии к статье 83 Трудового кодекса РФ

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

1. Статья 83 посвящена обстоятельствам, которые возникают независимо от воли сторон и влекут за собой прекращение трудового договора. Перечислим эти обстоятельства:

1) призыв работников на военную службу или направление их на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Решение о призыве может быть принято только после достижения гражданами 18 лет. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, призываются на военную службу два раза в год — с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ, за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля и с 1 ноября по 31 декабря;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, — с 1 мая по 15 июля.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования принято соответствующее решение.

Основанием для прекращения трудового договора с работником, призванным на военную службу, является повестка военного комиссариата о явке на призывной пункт для отправки по месту прохождения военной службы, а направленным на альтернативную гражданскую службу — предписание военного комиссариата для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы (см. Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663*(72), ст. 14 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).

Если трудовой договор прекращается в связи с призывом на военную службу (направлением на альтернативную гражданскую), работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Пункт 2 ч. 1 ст. 83 применим только к лицам, которые приняты на работу на место (должность) работника, незаконно уволенного и позднее восстановленного на прежнее место работы (в должности) решением государственной инспекции труда или суда. Основанием для увольнения в данном случае будет являться соответствующее решение о восстановлении на этой работе работника, ранее ее выполнявшего.

Таким образом, по п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нельзя уволить работника, если нет решения государственной инспекции труда или суда о восстановлении на том же рабочем месте (в той же должности) ранее уволенного работника. Так, не может быть уволен работник, принятый на место уволенного и восстановленного на прежнее место работы работника по решению самого работодателя. То же касается работника, принятого вместо лица, призванного на военную службу, но впоследствии освобожденного от несения службы и возвратившегося на работу в ту же организацию, если вопрос о его восстановлении на прежней работе не решен судом или государственной инспекцией труда.

Согласно ч. 2 ст. 83 работнику, подлежащему увольнению с работы в связи с восстановлением ранее уволенного, работодатель обязан предложить другую имеющуюся в организации работу. И только в том случае, если он не имеет такой возможности или работник отказывается от перевода на другую работу, прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 83 будет правомерным.

Работникам, увольняемым на основании п. 2 ч. 1 ст. 83, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

3) неизбрание на должность. Это обстоятельство прекращает трудовой договор лишь в том случае, если он был заключен в связи с избранием данного работника на должность на определенный срок, в том числе по результатам конкурса.

При этом выборы (неизбрание) или конкурс должны проводиться в точном соответствии с условиями и порядком проведения выборов (конкурса), установленными законом, иным нормативным правовым актом или уставом организации. Если же будут установлены существенные нарушения, то прекращение трудового договора нельзя считать обоснованным;

4) осуждение работника к наказанию. Данное обстоятельство прекращает трудовой договор только при наличии следующих условий:

а) работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы;

б) приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в законную силу.

К числу наказаний, исключающих возможность продолжения прежней работы, относятся:

— лишение права занимать определенные должности (ст. 47 Уголовного кодекса РФ);

— арест (ст. 54 Уголовного кодекса РФ);

— лишение свободы (ст. 56, 57 Уголовного кодекса РФ).

Если примененная к работнику мера наказания не исключает возможность продолжения прежней работы, он не может быть уволен по п. 4 ч. 1 ст. 83;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности. Оно служит основанием для прекращения трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 83 при условии, что этот факт установлен медицинским заключением.

Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (см. Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»*(73)).

При увольнении работников, признанных полностью неспособными к трудовой деятельности, им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

6) факт смерти работника либо работодателя — физического лица, являющийся основанием для прекращения трудового договора по п. 6 ч. 1 ст. 83, устанавливается органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»*(74). Трудовой договор в связи со смертью работника (работодателя — физического лица) прекращается на основании копии свидетельства о смерти, выданного в установленном порядке соответствующим органом записи актов гражданского состояния.

Признание работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, — в течение шести месяцев (ст. 45 Гражданского кодекса РФ). Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 Гражданского кодекса РФ).

Требование о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим рассматриваются в порядке особого производства. Он заключается в том, что лицо, обратившееся в суд, должно объяснить, для какой цели ему необходимо такое признание. Например, работник просит признать безвестно отсутствующим работодателя — физического лица для прекращения с ним трудового договора и получения не выплаченной ему заработной платы. Или работодатель выдвигает данное требование в отношении работника, с которым не может прекратить трудовой договор до признания его безвестно отсутствующим.

Обращаясь в суд с требованием о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, заявитель должен доказать не только отсутствие сведений о таком гражданине, но и то, что невозможно установить место его нахождения;

7) прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 83, т.е. в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, допускается только в том случае, если это обстоятельство (т.е. невозможность продолжения трудовых отношений в связи с чрезвычайными ситуациями) признано таковым решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ. Полномочия Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ в данной области определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(75).

Правительство РФ в соответствии с этим Законом, а также на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение (ст. 10). Так, для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них применяется положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304*(76).

Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (ст. 11).

Под чрезвычайной ситуацией данный Закон (ст. 1) понимает обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное положение в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции РФ может вводиться на территории РФ или в отдельных ее местностях при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»*(77). Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

— попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межрелигиозные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»*(78));

8) дисквалификация или иное административное наказание, если это наказание исключает возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Если же к работнику применено, например, административное наказание в виде предупреждения (ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или штрафа (ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях), то он не может быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 83, так как подобные наказания не мешают исполнению обязанностей по трудовому договору. В то же время дисквалификация работника исключает возможность выполнения им работы, предусмотренной трудовым договором.

Дисквалификация (как вид административного наказания) применяется к работникам, занимающим руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях), а суть дисквалификации заключается в лишении работника права занимать указанные должности или осуществлять указанные функции. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Прекращение трудового договора на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 возможно независимо от того, на какой срок дисквалифицирован работник. Однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи увольнение работника по данному основанию допускается, если работодатель лишен возможности перевести работника с его письменного согласия на другую работу.

Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805*(79), определяет Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ (далее именуются соответственно — реестр, уполномоченный федеральный орган) и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

Соответствующий федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с Кодексом составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

— по истечении срока дисквалификации;

— во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права). Эти обстоятельства служат основанием для прекращения трудового договора, если влекут за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 9 ч. 1 ст. 83).

По данному основанию трудовой договор прекращается только в случае, если работник с его письменного согласия не может быть переведен на другую имеющуюся у данного работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья.

Необходимо обратить внимание на двухмесячный срок, о котором говорит законодатель в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи. Если же срок, на который приостановлено специальное право, не превышает двух месяцев, то работодатель в соответствии со ст. 76 ТК должен отстранить работника от работы на соответствующий срок (см. комментарий к этой статье);

10) прекращение допуска к государственной тайне, когда выполняемая работа требует такого допуска. Данное обстоятельство влечет прекращение трудового договора, если:

— условие о неразглашении государственной тайны предусмотрено трудовым договором с работником;

— исполнение обязанностей по занимаемой в соответствии с договором должности связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

— основание прекращения допуска к государственной тайне соответствует действующему законодательству (см. комментарий к ст. 57 и пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК).

В ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» перечислены следующие основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:

— признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

— наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

— постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

— расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

— возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Работник вправе обжаловать решение руководителя организации о прекращении допуска его к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора с ним в вышестоящую организацию или в суд.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи не допускается, если работодатель имеет возможность перевести работника с его согласия на другую работу;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

Данное основание прекращения трудового договора дает работодателю право прекратить трудовой договор с работником, неправомерно восстановленным на работе, независимо от того, как долго работник проработал после восстановления. При этом работодатель не обязан предлагать увольняемому работнику другие имеющиеся у него вакантные должности. Однако он вправе это сделать, если сочтет необходимым;

12) прекращение трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства по п. 12 ч. 1 ст. 83 допускается, если количество указанных работников у данного работодателя превышает их допустимую долю, предусмотренную постановлением Правительства РФ для работодателей, осуществляющих определенные виды экономической деятельности на территории РФ.

С учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ (ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

По данному основанию трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников (ч. 3 ст. 83).

Потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы ежегодно определяет Правительство РФ. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(80) квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли;

13) возникновение установленных ТК, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, если эти ограничения исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Так, ст. 351.1 ТК перечисляет сферы трудовой деятельности, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Это следующие сферы: образование, воспитание, развитие несовершеннолетних, организация их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеский спорт, культура и искусство с участием несовершеннолетних.

2. Как уже отмечалось, прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 2, 8, 9, 10 или 13 ч. 1 комментируемой статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Иначе говоря, работодатель обязан в этой ситуации предлагать работнику соответствующие вакансии не только непосредственно в организации, где занят работник, но и в ее структурных подразделениях, если они расположены в той же местности. Если же вакансии имеются в структурных подразделениях, расположенных в других местностях (например, в филиале или представительстве организации), работодатель обязан предлагать их при условии, что это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если у работодателя отсутствует соответствующая работ или работник отказывается от предложенной ему другой работы, трудовой договор с ним прекращается со ссылкой на соответствующее основание, предусмотренное комментируемой статьей.

Статья 83 трудового кодекса часть 1

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

3) неизбрание на должность;

4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) смерть работника либо работодателя – физического лица, а также признание судом работника либо работодателя – физического лица умершим или безвестно отсутствующим;

7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

8) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе;

12) приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности;

13) возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 12 части первой настоящей статьи, прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников.

Порядок расторжения трудового договора в связи с обстоятельства ми, не зависящими от воли сторон, определен частью первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, а соответствующее основание для увольнения – пунктом 10 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ. Факт возникновения перечисленных в статье 77 обстоятельств должен быть документально подтвержден – либо работником, либо работодателем (в зависимости от того, о каких именно обстоятельствах идет речь). К числу таких документов можно отнести:

повестку о призыве на военную службу или документально оформленное решение соответствующего органа военного управления (напри мер, военного комиссариата) о направлении работника на альтернативную гражданскую службу (п. 1 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

решение государственной инспекции труда или суда о восстановлении на работе работника, выполнявшего ее ранее (п. 2 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

решение соответствующего выборного органа о неизбрании работника, ранее занимавшего выборную должность (п. 3 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

вступивший в законную силу приговор суда, в соответствии с которым работник осужден к наказанию, исключающем продолжение прежней работы (п. 4 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

медицинское заключение, в соответствии с которым работник признан полностью нетрудоспособным (п. 5 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

свидетельство о смерти работника либо решение суда о признании работника (работодателя – физического лица) умершим или безвестно отсутствующим (п. 6 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

документы, подтверждающие наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (п. 7 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

документы, подтверждающие дисквалификацию (иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работни ком обязанностей по трудовому договору) (п. 8 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

лицензия, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия и т.п. с истекшим сроком действия либо документ, в соответствии с которым работник лишен лицензии (прав и т.п.) (п. 9 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

документ, в соответствии с которым работнику прекращен допуск к государственной тайне либо истечение срока действия допуска (п. 10 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

решение об отмене предыдущего решения суда или об отмене (признании незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе (п. 11 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

постановление Правительства РФ об установлении допустимой доли иностранных работников в области, в которой работает организация (п. 12 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ);

наличие документов (свидетельств о собственности иностранной недвижимости), подтверждающих возникновение ограничений на занятие определенными видами деятельности (п. 13 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ).

Все обстоятельства, по которым происходит расторжение трудового договора, являются либо юридическими фактами, либо обуславливаются волей третьих лиц.

Об увольнении работника работодателем издается соответствующий приказ (распоряжение). На основании приказа (распоряжения) производится оформление иных необходимых документов. Днем увольнения считается день, когда возникли указанные выше обстоятельства.

В случае если увольнение работника происходит по основаниям, предусмотренным п. 1, п. 2 и п. 5 комментируемой статьи, работнику также полагается выплатить компенсацию в размере двухнедельного среднего заработка. Такое условие содержится в части третьей ст. 178 Трудового кодекса РФ.