Судебная система рф Конституционный суд рф Суды общей юрисдикции Арбитражные суды

2. Судебная система Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации

Под судебной системой понимается закрепленная в конституции Российской Федерации совокупность судебных учреждений — судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией.

Как видим судебная система — это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе Российской Федерации». В этом законе закреплено, что перечень судов, указанных в законе является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.

Систему судов Российской Федерации составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи, порядок назначение которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной — возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делением государства — так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо соответствии со структурой Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований — военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым — военные суды видов вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим третьим звеном как общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов тоже состоит из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга. Второе — Федеральные арбитражные суды округов. Третье звено — Высший арбитражный суд.

Система государственного управления

5.6. Судебная система Российской Федерации

Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России.[34]

В судебную систему России входят все суды:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;

— Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.

В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Конституционный суд РФ

«Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства[35]».

Частью первой статьи 125 Конституции определен численный состав Конституционного Суда РФ. Он равен 19. Новая Конституция называет членов Конституционного Суда судьями. Они назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.

Часть вторая статьи 125 Конституции РФ регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Суда. Это контроль за соответствием Конституции РФ иных правовых актов. Прежде всего дан четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде. К их числу отнесены: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти РФ. Установлена конкретная форма обращения о проверке конституционности — запрос.

Отправной точкой в сфере конституционного контроля названа Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства.

Определены объемы конституционного контроля. При этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Конституционным Судом с точки зрения их соответствия Конституции. К первой группе относятся акты федерального уровня: федеральные законы; нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Вторую группу составляют акты субъектов Федерации. Однако не подлежат контролю со стороны Конституционного Суда акты, принятые по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ. Третья группа — внутригосударственные, или внутрифедеральные, договоры России. Здесь даны два их вида: договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. К четвертой группе относятся международные договоры России. При этом процедуру конституционного контроля в Конституционном Суде могут проходить лишь не вступившие в силу международные договоры.

В части третей статьи 125 дана характеристика полномочий Конституционного Суда РФ, которую следует определить как разрешение споров, имеющих конституционное значение. Такого рода споры, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, имеют важное значение для жизни государств, их социально-экономических, политических систем, для каждого гражданина.

Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Споры о компетенции органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т.д.

В части четвертой статьи 125 закрепляются прежде всего полномочия Конституционного Суда, имеющие важнейшее значение в реальном обеспечении прав и свобод граждан, закрепленных основным законом страны. Данный орган рассматривает дела о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Жалобы могут быть индивидуальными и коллективными.

В части пятой статьи 125 впервые в отечественной практике за специализированным органом конституционного контроля закреплено право толкования российской Конституции. Эта функция обусловлена самой природой данного органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный контроль. Однако в соответствии с частью пятой статьи 125 давать толкование Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. Толкование Конституции Конституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В части седьмой статьи 125 определены полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения Президента РФ от должности. Именно этот орган рассматривает дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данные действия Конституционный Суд совершает по запросу Совета Федерации.

Верховный суд РФ и система судов общей юрисдикции

Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции — делами, подсудными судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел в нем упомянуты и иные дела. Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, «осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор».

В систему Верховного Суда входят суды субъектов Федерации (республиканские, краевые, областные), городские и районные суды, рассматривающие дела, подсудные судам общей юрисдикции.

Система арбитражных судов РФ

В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

Такой дуализм неизвестен большинству государств «дальнего зарубежья». Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров — государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.

Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время статьями 118—125 и 127 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде» (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г., с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.).

Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону «Об арбитражном суде», высшим экономическим судебным органом РФ, выполнение нескольких функций.

Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.

К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом «Об арбитражном суде», Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в стогом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.

В систему арбитражных судов входят окружные арбитражные суды и арбитражные суды субъектов Федерации.

Кроме федеральных судов в Российской Федерации имеются суды субъектов Федерации. В некоторых субъектах Федерации имеются конституционные (уставные) суды, выполняющие функции, схожие с функциями Конституционного Суда РФ.

К судам субъектов Федерации можно отнести и институт мировых судей.

Из предложенного списка выберите территориальные судебные органы, входящие в системы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ:

Конституционный Суд РФ ____________________________________________________________

Верховный Суд РФ __________________________________________________________________

Высший Арбитражный Суд РФ ________________________________________________________

Образовательный портал — все для студента юриста.

III. Судебная система РФ.

1. Понятие судебной системы РФ.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

— принцип законности. (ссылке на все)

— принцип единства судебной системы РФ

— принцип осуществления правосудия только судом.

— принцип равенства всех перед законом и судом.

— принцип независимости судей.

— принцип презумпции невиновности.

— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

— принцип состязательности сторон.

— принцип открытости судопроизводства.

— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

— принцип обязательности судебных решений.

— принцип государственного или национального языка в судах.

3. Система судов РФ.

Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные суды округов

— Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (суды) субъектов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

6. Органы судейского сообщества.

Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.

В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

— Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

— Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

7. Судья в РФ.

В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья — лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

8. Статус судей в РФ.

Статус судей — это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

Элементы статуса судей:

— правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

— правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

— права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

— правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

— Иметь гражданство Российской Федерации.

— Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

— Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

— Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

— Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

— Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

— Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет — для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности — 10 лет — для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности — 15 лет — для судей Конституционного суда РФ.

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

Порядок наделения судей полномочиями:

В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

9. Гарантии судей в РФ.

Гарантии судей в РФ — совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

Виды гарантий судей в РФ:

— Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

— Гарантии неприкосновенности судей.

— Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

— Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

— Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

Присяжные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ « Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

Судебная система рф Конституционный суд рф Суды общей юрисдикции Арбитражные суды

16. Судебная система Российской федерации

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в России представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Главная функция судебной власти — вершение правосудия которое может осуществляться только судом в особой процессуальной форме. Совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи и связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия, называется судебной системой. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» ( 1996 г.). В настоящее время судебная система РФ состоит из Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебную систему субъектов РФ составляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Судебная система РФ состоит из трех звеньев — высшего, среднего и основного. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные однородными полномочиями. Выполнение определенных функций характеризует суд как инстанцию. Судебная инстанциястадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй (кассационной) и исключительной (надзорной) инстанции. В арбитражном процессе с 1995 г. введена также апелляционная инстанция. Суд первой инстанции — это суд, управомоченный на рассмотрение дела по существу (непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения, приговора, определения). В качестве кассационной инстанции суд в целях проверки законности и обоснованности рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения судов первой инстанции до их вступления в законную силу. Кассационная инстанция, в качестве которой выступает суд, непосредственно вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение, а) оставить приговор или решение без изменений-

б) отменить их (полностью или частично) и на править дело на новое расследование (как правило» в тот же суд первой инстанции, но с иным составом судей);

в) отменить приговор и прекратить производство по делу;

г) изменить приговор или решение.

Указания кассационной инстанции обязательны при вторичном рассмотрении дела, хотя она не вправе считать доказанными факты, которые не были установлены в суде первой инстанции, предрешать вопросы о доказанности обвинения, о достоверности того или иного доказательства.

Апелляционная инстанция, так же как и кассационная, рассматривает не вступившие в силу решения суда первой инстанции. Однако, выступая в качестве апелляционной инстанции, суд проверяет существо решения нижестоящего суда, повторяя заново исследование имеющихся в деле и вновь представленных доказательств, после чего либо утверждает обжалованное решение, либо, отменив его, выносит новое, т. е. пересматривает решение суда первой инстанции не по отдельным вопросам, а по существу всего дела в целом.

В качестве надзорной инстанции суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной и нижестоящих надзорных инстанций, вступивших в законную силу.

Особое место в судебной системе РФ занимает Конституционный Суд РФ, статус которого регулируется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ» и «О Конституционном Суде РФ» ( 1994 г.).

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституцион ный Суд РФ — суд высшего звена (конституционная юстиция в России не имеет среднего и основного звеньев). В состав Конституционного Суда входят 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента. Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Срок полномочий — 12 лет (назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается). В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием из своего состава избирают Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда (сроком на три года). В составе Конституционного Суда образуются две палаты (10 и 9 судей соответственно).

Полномочия Конституционного Суда РФ: 1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституций, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также не вступивших в законную силу международных договоров РФ. Форма обращения — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между высшими государственными органами субъектов РФ. Форма обращения — ходатайство, субъекты обращения — любой из вышеперечисленных органов;

3) проверка конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном

судебном деле. Форма обращения — коллективная (индивидуальная) жалоба граждан (гражданина) РФ на нарушение конституционных прав и свобод или запрос суда, субъекты обращения — граждане РФ, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, или суд при рассмотрении дела в любой инстанции, пришедший к выводу о несоответствии Конституции РФ примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона;

4) толкование Конституции РФ. Форма обращения — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Форма обращения — запрос, субъект обращения — Совет Федерации.

Решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

В компетенции судов общей юрисдикции находится основная масса дел (уголовных, гражданских, административных). Основное звено зтой системы представлено районными (городскими) судами. Именно они рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, проверяют законность и обоснованность собственных решений гражданским делам (по вновь открывшимся обстоятельствам), приговоры и иные решения мировых cудей, а также разбирают дела об административных правонарушениях.

Среднее звено в системе судов общей юрисдик ции — это верховные суды республик, краевые и об ластные суды, суды автономных округов и автономных областей, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга. В составе этих судов действуют президиум и две коллегии — по уголовным и по гражданским делам. В качестве первой инстанции суды среднего звена рассматривают уголовные дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, о преступлениях против государственной власти, мира и безопасности человечества, могут принять к рассмотрению по существу и некоторые другие дела (например, гражданские дела, связанные с государственной тайной). Эти суды выступают в качестве кассационной инстанции в отношении решений судов основного звена и в качестве надзорной инстанции, проверяя законность и обоснованность приговоров и решений районных (городских) судов. Для рассмотрения конкретного дела в суде среднего звена может быть образована коллегия судей-профессионалов, коллегия судьи и 12 присяжных заседателей, коллегия судьи и двух народных заседателей.

В систему судов общей юрисдикции входят и военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляющие судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Они рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также некоторые гражданские дела. Эти специализированные суды состоят из военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов (основное звено), судов военных округов, флотов, видов и групп войск (среднее звено). Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный Суд, в составе которого образуется Военная коллегия.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган (суд высшего звена) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в установленных процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью. Верховный Суд РФ работает в составе Пленума Верховного Суда (общего собрания всех членов Верховного Суда), Президиума, судебных коллегий по гражданским делам и по уголовным делам, Военной и Кассационной коллегий. Судебные коллегии Верховного Суда рассматривают дела в качестве первой инстанции, кассационной инстанции (рассматривают жалобы и протесты на решения и приговоры судов среднего звена), в порядке судебного надзора (в отношении решений и приговоров всех нижестоящих судов). Президиум Верховного Суда рассматривает дела в качестве кассационной инстанции (в том числе и на кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда) и в порядке судебного надзора (в том числе и на приговоры или решения судебных коллегий Верховного Суда). Пленум Верховного Суда, собирающийся не реже одного раза в 4 месяца, не обладает судебными полномочиями: он дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства РФ на основании изучения и обобщения судебной практики (эти разъяснения носят рекомендательный характер), выступает с законодательными инициативами и др.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды как органы правосудия в экономической сфере. Арбитражные суды разрешают так называемые экономические споры, т. е. споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают юридические лица и граждане-предприниматели. После принятия в 1995 г. Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражная подсистема судебной системы РФ тоже стала трехзвенной. Основным ее звеном являются арбитражные суды субъектов РФ, которые рассматривают большинство дел в первой инстанции, а также выступают апелляционной инстанцией в отношении дел рассмотренных этими же судами по существу. Основное звено в системе арбитражных судов представлено федеральными арбитражными судами 10 округов, на которые разделена Российская Федерация. Эти суды рассматривают в качестве кассационной инстанции законность решений арбитражных судов, принятых ими в качестве первой или апелляционной инстанций. Высший Арбитражный Суд РФ по первой инстанции рассматривает дела о признании недействительными ненормативных актов высших органов государственной власти РФ, нарушающих законные экономические интересы граждан и организаций, а также разрешает экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации. Кроме того, Высший Арбитражный Суд является надзорной инстанцией для всех арбитражных судов, изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения арбитражного законодательства.

Председатели Верховного и Высшего Арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Заместители председателя и судьи высших судов назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента, основанному на представлении председателей судов и заключении квалификационной коллегии судей этих судов. Судьи остальных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или Высшего Арбитражного судов (соответственно), основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными органами власти соответствующих субъектов РФ.

Статус судей в Российской Федерации определяется Конституцией и Законом РФ «О статусе судей» ( 1992 г.). Судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе, независимы от других органов государственной власти и подчиняются только федеральным законам. Гарантиями независимости судей является их несменяемость и неприкосновенность, а также достойное материальное обеспечение.