Судебная власть в азербайджане

Законодательство Азербайджана

База данных «Законодательство Азербайджана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Азербайджана

Согласно Конституции Азербайджанское государство — демократическая, правовая, светская, унитарная республика.

Государственная власть в Азербайджанской Республике организуется на основе принципа разделения властей:
  • законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики;
  • исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики;
  • судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики.

В соответствии с положениями Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти взаимодействуют и независимы в рамках своих полномочий.

Главой Азербайджанского государства является Президент Азербайджанской Республики. Он представляет Азербайджанское государство внутри страны и во внешних сношениях. Президент Азербайджана воплощает единство народа Азербайджана и обеспечивает преемственность Азербайджанской государственности. Президент Азербайджанской Республики является гарантом независимости и территориальной целостности Азербайджанского государства, соблюдения международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика. Президент Азербайджанской Республики является гарантом независимости судебной власти.

В Азербайджанской Республике исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики. Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджанской Республики не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Азербайджанской Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, имеющий высшее образование, не имеющий двойного гражданства.

Законодательную власть в Азербайджанской Республике осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики, который состоит из 125 депутатов. Депутаты Милли Меджлиса избираются на основе мажоритарной избирательной системы и всеобщих, равных и прямых выборов путем свободного, личного и тайного голосования. Срок полномочий каждого созыва Милли Меджлиса — 5 лет. Выборы Милли Меджлиса Азербайджанской Республики проводятся каждые пять лет в первое воскресенье ноября.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики принимает Конституционные законы, законы и постановления.

С целью организации осуществления исполнительных полномочий Президент Азербайджанской Республики создает Кабинет Министров Азербайджанской Республики. Кабинет Министров Азербайджанской Республики является вышестоящим органом исполнительной власти Президента Азербайджанской Республики, подчиняется Президенту Азербайджанской Республики и ему подотчетен.

Исполнительную власть на местах осуществляют главы исполнительной власти. Полномочия исполнительной власти на местах определяются Президентом Азербайджанской Республики.

Судебную власть в Азербайджанской Республике осуществляют посредством правосудия только суды. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд

Азербайджанской Республики, Верховный Суд Азербайджанской Республики, апелляционные суды Азербайджанской Республики, общие и специализированные суды Азербайджанской Республики.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства и других форм, предусмотренных законом.

В уголовном судопроизводстве участвуют Прокуратура Азербайджанской Республики и защита.

Применение не предусмотренных законом правовых средств в целях изменения полномочий судов и создания чрезвычайных судов запрещается. Суды выносят решения от имени государства, исполнение этих решений обязательно.

Конституционный Суд Азербайджанской Республики состоит из 9 судей. Судьи конституционного Суда Азербайджанской Республики назначаются Милли Меджлисом Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики. Конституционный Суд Азербайджанской Республики на основе запроса Президента Азербайджанской Республики, Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, Кабинета Министров Азербайджанской Республики, Верховного Суда Азербайджанской Республики, Прокуратуры Азербайджанской Республики, Али Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики решает вопросы соответствия нормативно-правовых документов Конституции Азербайджанской Республики.

Верховный Суд Азербайджанской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, отнесенным к производству общих и специализированных судов; он осуществляет правосудие в кассационном порядке, установленном законом; дает разъяснения по вопросам, касающимся практики судов.Судьи Верховного Суда Азербайджанской Республики назначаются Милли Меджлисом Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики.

Апелляционные суды Азербайджанской Республики являются судами вышестоящей инстанции по делам, отнесенным законом к их полномочиям. Судей апелляционных судов Азербайджанской Республики назначает Милли Меджлис Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики.

Нахичеванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики. Статус Нахичеванской Автономной Республики устанавливается Конституцией Азербайджанской Республики. Нахичеванская автономная Республика является неотъемлемой составной частью Азербайджанской Республики.

Конституция Азербайджанской Республики, законы Азербайджанской Республики, указы Президента Азербайджанской Республики и постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики обладают обязательной силой на территории Нахичеванской Автономной Республики.

Конституция и законы Нахичеванской Автономной Республики, принятые Али Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики, не должны противоречить соответственно Конституции и законам Азербайджанской Республики; постановления, принятые Кабинетом Министров Нахичеванской Автономной Республики — Конституции и законам Азербайджанской Республики, указам Президента Азербайджанской Республики и постановлениям Кабинета Министров Азербайджанской Республики.

Конституция Нахчыванской Автономной Республики представляется Милли Меджлису Азербайджанской Республики Президентом Азербайджанской Республики и утверждается Конституционным законом.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Судебная власть в азербайджане

Современный этап развития российского государства, строящего демократический общественный строй, характеризуется фундаментальными социально-экономическими преобразованиями, в ходе которых наблюдаются последовательные и существенные изменения основных общественных институтов. Формирование правового государства, установление стабильности и порядка в социальных отношениях и связях, четкое научно-обоснованное определение социальных ориентиров и ценностей требует правовой упорядоченности, чего невозможно достичь, не имея хорошо отлаженной национальной судебно-правовой системы, отвечающей потребностям сегодняшнего этапа общественно-исторического развития в России. Совершенствование судебной деятельности и государственное строительство в рамках судебной реформы немыслимы без выявления общих закономерностей и тенденций развития зарубежных судебных систем, в том числе. Бывших советских республик. Особый интерес для научного исследования представляет национальная судебная система Азербайджана, которая, с одной стороны, имеет много общего с российский, что объясняется вхождением Азербайджана в состав СССР, а с другой стороны уже продолжительным периодом независимости и самостоятельного развития системы судов. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного изучения особенностей судебной системы Азербайджана, выявления общих закономерностей ее развития. Целью настоящей работы является комплексное теоретическое исследование судебной системы Азербайджана. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: -рассмотреть возникновение судебной системы Азербайджана; -провести ретроспективный анализ становления судебной системы Азербайджана; -выявить нормативную основу деятельности судов Азербайджана; -охарактеризовать структуру судов Азербайджана; -выявить особенности деятельности судов общей юрисдикции рассмотрение уголовных дел ; -проанализировать проблемы судебной системы Азербайджана; -обозначить перспективы развития судебной системы Азербайджана. Предметом исследования является судебная система Азербайджана. Теоретической основой работы послужили научные публикации, посвященные выбранной теме исследования. Методологическую базу исследования составили диалектико-материалистический метод познания государственно-правовой действительности, общие и частно-научные методы и логические приемы, такие как: сравнительного правоведения, толкования, индукции, синтеза в сочетании с системным анализом. Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Подведем итоги настоящего исследования. 1. Процесс становления суда в Азербайджане протекал в различные исторические периоды, когда в обществе господствовали традиции и обычаи зороастризма (IV век до н.э.- VII век н.э.), ислама (с VII до ХVIII вв.), христианства (с III до начала VII и с ХVIII до начала Хх вв.) и коммунистической идеологии (с 1920 по 1991 гг.). 2. Азербайджан почти сто лет находился в составе Российской империи и свыше 70 лет — СССР, в силу чего его судебная система была основана, главным образом, на ценностях русской и советской моделей правосудия, влияние которых сохраняется и сейчас. 3. В настоящее время нормативную сынову деятельности судов Азербайджана составляет Конституция Азербайджана, УПК И ГПК, законы «О конституционном суде», «О судах и судьях» и другие. 4. В качестве суда первой инстанции функционируют районные (городские) суда, осуществляющие свою деятельность по территориальной юрисдикции военные, местные административно-экономические суды и суды по тяжким преступлениям. 5. Судами второй инстанции являют апелляционные суды, третьей – кассационные. 6. Уголовное судопроизводство в Азербайджане строится на общепризнанных принципах уголовного процесса. 7. Законодательство Азербайджана в основном отвечает стандартам обеспечения независимости судов. Главная проблема заключается в исполнении законодательства. В общей сложности, в стране существуют серьезные проблемы в области исполнения закона, это касается и законодательства, регулирующего деятельность судебной власти Таким образом, налицо проблема низкого уровня независимости судей, и она требует скорейшего решения. 8. Учитывая комплексный характер проблем реформы судебной системы Азербайджанской Республики в свете международно-правовых стандартов и рекомендаций Совета Европы, считаем, должно быть проведено исследование на концептуальном, законодательном, сравнительно-правовом и организационно-правовом уровнях. На концептуальном уровне задача видится в том, чтобы в стратегию судебно-правовой реформы заложить идеи: — о дальнейшем укреплении на законодательном и организационном уровнях судебной власти с тем, чтобы минимизировать вмешательства в деятельность судов; — об упрощении процессуальных форм судебного производства по отдельным категориям уголовных дел с тем, чтобы сделать судебный процесс менее длительным и более эффективным; — о возможности создания ювенального суда с широкими дискреционными полномочиями, допуская при этом по делам несовершеннолетних принципа патернализма, основанного на доктрине parents patrae (государство-родитель); — о целесообразности возложения на органы прокуратуры не только функций уголовного преследования и обеспечения соблюдения законов в ходе предварительного расследования, но и наделения их более широкими полномочиями в осуществлении контроля за исполнением наказаний и иных мер принудительного характера. На законодательном уровне необходимо будет ввести комплекс научно обоснованных предложений, направленных на: — создание в стране оптимальной модели системы судоустройства и судопроизводства, обеспечивающей широкий доступ граждан к правосудию и надлежащую охрану их прав и свобод; — законодательное уточнение конституционных основ деятельности судебной власти и соответствующих норм Конституции Азербайджанской Республики, касающихся расширения неприкосновенности судей; — совершенствование процедуры отправления правосудия в Азербайджане, ее адаптацию к международно-правовым стандартам и рекомендациям Совета Европы в этой области; — совершенствование Закона «О судах и судьях» в части, касающейся процедуры замены председателей судов, их заместителей, председателей коллегий и судей судов всех инстанций, а также порядка работы президиумов апелляционных судов и Пленума Верховного суда страны; — расширение подсудности и полномочий общих судов первой инстанции; — подготовку основных направлений концепции Этического кодекса судей. На сравнительно-правовом уровне будет целесообразно изучить положительный законодательный и правоприменительный опыт зарубежных стран, в том числе государств — членов Совета Европы и СНГ, по организации и деятельности судебной системы и разработать комплекс предложений по его реализации в судебной системе Азербайджанской Республики. На организационно-правовом уровне представляется важным рассмотреть круг вопросов относительно: — целесообразности сохранения в системе судов Азербайджанской Республики военных судов; — создания региональных судов по делам о тяжких преступлениях; — разработки правовых механизмов, способных оградить судей от вмешательства в их профессиональную деятельность, обеспечить безопасность судей и членов их семей, регулирующих процедуру оценки деятельности судей и продвижения их по службе, привлечения судей к дисциплинарной ответственности и т.д.; — доведения штатной численности судей страны до среднеевропейских норм; — необходимости создания в Азербайджане школы судей и государственных обвинителей, в которой судьи и государственные обвинители не только повышали бы свою квалификацию, но и проходили первоначальную профессиональную переподготовку, будучи еще кандидатами на должность судьи и государственного обвинителя, на основе специально разработанного учебно-тематического плана, охватывающего широкий спектр дисциплин правового (в т.ч. международно-правового), социально-экономического и медико-психологического цикла. Как видно из сформулированных выше задач, объектом исследования должны выступать международно-правовые стандарты в сфере организации и отправления правосудия, в частности правовые основы организации и деятельности судебной системы Азербайджанской Республики, проблемы их адаптации к общепризнанным принципам и нормам международного права. Изложенное свидетельствует о том, что комплексное исследование широкого круга фундаментальных и прикладных проблем судебно-правовой реформы, определение основных направлений концепции такой реформы, разработка нормативных правовых основ для качественно обновленной судебной системы страны актуальны для азербайджанской правовой науки.

Судебная власть в азербайджане

В соответствии с Конституцией Азербайджана Судебная система Азербайджанской Республики состоит из совокупности всех судов, действующих в республике и объединенных под принципами единых обязанностей, организации и функционирования судебной власти. Структура судебной системы Азербайджанской Республики определена Законом Азербайджанской Республики «О судах и судьях» от 10 июля 1997-го года.

В Азербайджанской Республике судебную власть путем справедливого разбирательства (правосудия) осуществляют только суды. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд Азербайджанской Республики, Верховный Суд Азербайджанской Республики, Апелляционный Суд Азербайджанской Республики, общие суды и другие специализированные суды Азербайджанской Республики. Судебная власть осуществляется при помощи Конституции, гражданского и уголовного судебного исполнения и предусмотренных законом других способов. Граждане Азербайджанской Республики в возрасте не менее 30 лет, имеющие право участия в выборах, с высшим юридическим образованием и работавшие более 5 лет по специальности юриста могут стать судьями. Судьи независимые, подчиняются только Конституции и законам Азербайджанской Республики и в течение срока полномочий не сменяемы.

Конституционный Суд Азербайджанской Республики состоит из 9 судей, назначаемых Милли Меджлисом (Национальным Собранием) на основании представления Президента. Судей Конституционного Суда Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики назначает Милли Меджлис Азербайджанской Республики. Конституционный Суд имеет право определения соответствия Конституции Азербайджанской Республики законов Азербайджанской Республики, указов и распоряжений Президента Азербайджанской Республики, постановлений Милли Меджлиса, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти.

Наряду со всеми этими Конституционный Суд осуществляет контроль над отдельными государственными органами и высокопоставленными должностными лицами по превышению или не превышению ими своих должностных полномочий. Конституционный суд решает спорные вопросы, связанные с разделением полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями. Постановление Конституционного Суда Азербайджанской Республики имеет обязательную силу на территории Азербайджанской Республики. Верховный Суд осуществляет судебное исполнение по уголовным и другим делам, а Экономический Суд — по рассмотрению экономических споров.

Судебная власть в азербайджане

В соответствии с принципом разделения властей, судебная власть независима, и она осуществляется в независимости от других ветвей власти.

Судебная власть в Азербайджанской Республике осуществляется судами посредством правосудия. Правосудие осуществляется на основе юридического равенства каждого перед законом и судом. Суды по рассмотренным делам выносят решения от имени Азербайджанской Республики и их исполнение является принудительным.

Судебную власть осуществляют Конституционный Суд Азербайджанской Республики, Верховный Суд Азербайджанской Республики, апелляционные суды Азербайджанской Республики, общие и специализированные суды Азербайджанской Республики. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства и других форм, предусмотренных законом. В уголовном судопроизводстве участвуют Прокуратура Азербайджанской Республики и защита.

Судоустройство и судопроизводство в Азербайджанской Республике определяются законом. Применение не предусмотренных законом правовых средств в целях изменения полномочий судов и создания чрезвычайных судов запрещается.

Структура судебной системы Азербайджанской Республики устанавливается согласно «Закону о судах и Судьях» Азербайджанской Республики от 10 июня 1997 года. В соответствии со Статьей 19 этого Закона правосудие в Азербайджанской Республике осуществляют следующие суды, входящие в судебную систему:
— районные (городские) суды;
— суд Азербайджанской Республики по тяжким преступлениям (далее — суд по тяжким преступлениям);
-суд Азербайджанской Республики по тяжким преступлениям Нахичеванской Автономной Республики;
— военные суды;
-военный суд Азербайджанской Республики по тяжким преступлениям (далее — военный суд по тяжким преступлениям);
— местные экономические суды;
— Верховный суд Нахичеванской Автономной Республики;
— Апелляционные суды;
— Верховный Суд Азербайджанской Республики (далее — Верховный суд).

В составе судебной системы Азербайджанской Республики в порядке, установленном законом, могут быть созданы и другие суды. Каждый суд Азербайджанской Республики является независимым юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Азербайджанской Республики.

Судьями могут быть граждане Азербайджанской Республики в возрасте не моложе 30 лет, обладающие избирательным правом, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Судьи не могут занимать никакую другую выборную или назначаемую должность, не могут заниматься предпринимательской, коммерческой и иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой деятельности, не могут заниматься политической деятельностью и состоять в политических партиях, не могут получать иное вознаграждение, кроме должностного оклада и средств, полученных за научную, педагогическую и творческую деятельность.

Судьи независимы, подчиняются только Конституции и законам Азербайджанской Республики, несменяемы в течение срока своих полномочий.

Судьи неприкосновенны. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в предусмотренном законом порядке.

При совершении судьями преступлений Президент Азербайджанской Республики на основе заключения Верховного Суда Азербайджанской Республики может выступить перед Милли Меджлисом Азербайджанской Республики с инициативой отстранения судей от должности. Соответствующее заключение Верховного Суда Азербайджанской Республики должно быть представлено Президенту Азербайджанской Республики по его запросу в течение 30 дней после внесения запроса.

Решение об отстранении от должности судей Конституционного Суда Азербайджанской Республики, Верховного Суда Азербайджанской Республики и апелляционных судов Азербайджанской Республики принимается Милли Меджлисом Азербайджанской Республики большинством в 83 голоса; решение об отстранении от должности иных судей принимается Милли Меджлисом Азербайджанской Республики большинством в 63 голоса.

Судебная власть в азербайджане

Нашим собеседником является министр юстиции, председатель Судебно-правового совета Азербайджана Фикрет Мамедов, к которому мы обратились с просьбой прокомментировать результаты судебной реформы, проводимой в стране.

— Фикрет Фаррухович, как нам стало известно из печати судебные реформы, осуществленные в Азербайджане и их результаты, высоко оценены на международной арене и признаны в качестве примера лучшей практики. Хотели бы узнать об этом поподробнее.

Прежде всего, хотел бы поблагодарить Вас за проявленный интерес к столь актуальной как для Азербайджана, так и для любого государства тематике.

Сегодня во всей Европе остро стоит проблема эффективности судебной системы и ее реформирования во имя достижения этой цели. Вопрос эффективного осуществления правосудия беспокоит всю мировую общественность. Это неудивительно, поскольку без правосудия нет правового государства, нет прав человека и нет демократии. Ведь как говорил известный французский мыслитель Поль-Анри Гольбах: «Правосудие есть основание всех общественных добродетелей». В этой связи, нами уделяется постоянное внимание изучению и использованию положительного международного опыта.

Основа прогрессивных судебных реформ в стране была заложена общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым, благодаря кому была разработана концепция независимой трехзвенной судебной власти, которая начала функционировать в республике с 2000 г. Тогда же впервые стал применяться тестовый отбор кандидатов в судьи.

Вступление страны (в 2001 г.) в Совет Европы, более тесное приобщение ее к европейским демократическим ценностям обусловили дальнейшее реформирование судебной системы. После избрания в конце 2003 г. президентом страны Ильхама Алиева модернизация судебной системы была определена как один из главных приоритетов.

Поэтому совместно с Советом Европы был разработан и в короткие сроки осуществлен План действий по повышению эффективности правосудия в стране. Наряду с целым комплексом законодательных и институциональных мер, было вдвое увеличено число судей. Поэтому вопрос отбора достойных кандидатов на значительное число вакантных судейских должностей представлял особую важность.

В этой связи тщательно изучив передовой европейский опыт, мы разработали и применили в стране, как нам представляется, самый прозрачный, объективный и эффективный порядок отбора кандидатов в судьи. Достигнутые положительные результаты уже привлекли внимание международных организаций.

Так, Комиссия Совета Европы по эффективности правосудия (СЕРЕJ), проявив интерес к отбору судей в нашей стране, специально сформировала авторитетную экспертную группу, которая посетила Азербайджан и непосредственно наблюдала за процессом отбора.

Европейские эксперты высоко оценили многоэтапную процедуру отбора. Чтобы у читателей возникло полное впечатление о том, за чем наблюдали международные эксперты хочу кратко остановиться на самой процедуре. Следует отметить, в первую очередь, что все кандидаты, а их бывало до тысячи, сдают экзамен в единой аудитории, а за ними наблюдают местные и международные наблюдатели, представители СМИ. Отбор вопросов осуществляется компьютерной программой в самом зале на глазах кандидатов и наблюдателей из банка вопросов на основе принципа случайности (100 вопросов из более чем 1000). Кстати, эксперты CEPEJ сами с удовольствием приняли участие в лотерее отбора вопросов. Оглашение результатов проходит в этой же самой аудитории опять-таки в присутствии самих кандидатов. С удовлетворением хочу отметить, что впервые в истории отбора кадров для обеспечения максимальной прозрачности мы организовали прямую трансляцию всех экзаменационных стадий в интернете. В рамках визита эксперты Совета Европы также провели ряд встреч с представителями местных и международных организаций, проанализировали наше национальное законодательство.

По итогам визита эксперты подготовили всесторонний отчет, где подчеркнули, что деятельность созданных в данной сфере институций, и отбор судей отвечают прогрессивным европейским стандартам, а сам процесс отличается прозрачностью, объективностью и честностью.

Данный отчет стал предметом обсуждения на последнем заседании Комиссии в декабре 2011 года при участии представителей всех государств-членов Совета Европы. По результатам обсуждений было принято соответствующее решение, где положительный опыт Азербайджана был оценен в качестве интересного образца лучшей практики.

На данном заседании члены Комиссии также высоко оценили широкомасштабные работы, осуществляемые Азербайджаном по модернизации судебной системы и созданию новой инфраструктуры. При этом было подчеркнуто, что Азербайджан является передовым государством по предпринимаемым мерам, вкладываемым инвестициям, применению новейшего опыта и современных информационно-коммуникационных технологий в этой области. В то же время, особую оценку заслужил тот факт, что Азербайджан стал первым государством, обеспечившим перевод и распространение среди судей всеобъемлющих отчетов СЕРЕJ, отражающих анализы деятельности судебных систем европейских государств, и играющих важную роль в просветительской работе и тренингах судей.

Между прочим, СЕРЕJ — это не единственная институция, которая высоко оценила процедуру отбора судей в Азербайджане. В отчете о Проекте усиления судебных реформ в странах Восточного Партнерства, который осуществляется Европейским Союзом совместно с Советом Европы, методика (modus operandi) применяемая в отборе кандидатов в судьи в Азербайджане также была оценена в качестве положительного примера и более того была рекомендована для применения другим государствам-членам.

Наряду с этим, хотел бы заметить, что изучая передовой международный опыт мы, ни в коем случае, не ограничиваемся европейским континентом. Мы уделяем большое внимание и применению стандартов ООН по совершенствованию системы судопроизводства. Так, учитывая весомую роль в повышении эффективности правосудия так называемых Бангалорских принципов ООН, которые направлены на обеспечение независимости, объективности судей и предотвращение коррупции, мы перевели их на азербайджанский язык и распространили среди судей. Кроме этого, сразу после одобрения данного документа в ООН, Судебно-правовой совет, руководствуясь именно этими принципами, утвердил Кодекс этического поведения судей.

Кстати, недавно с визитом в Баку побывал и сам руководитель рабочей группы по разработке Бангалорских принципов ООН Н.Джаявикрама, в свое время занимавший пост министра юстиции Шри-Ланки. Он как раз выступал в качестве основного докладчика на посвященной данному вопросу специальной международной конференции. Г-н Джаявикрама подчеркнул, что стал свидетелем большого значения, придаваемого в Азербайджане применению этих принципов и высоко оценил тот факт, что Азербайджан является единственным государством, которое обеспечило перевод Бангалорских принципов, их обширного комментария и всех других соответствующих документов на родной язык и распространило их среди судей.

Признание наших достижений на международном уровне в качестве положительной практики и рекомендация нашего опыта к применению являются большим успехом. Особенно радует тот факт, что он был достигнут в период празднования Азербайджаном двадцатилетней годовщины своей независимости.

Однако, естественно, предстоит проделать еще много работы. Мы уже запланировали ряд законодательных, институциональных и практических мер, направленных на дальнейшее совершенствование судебной деятельности.

— Поздравляю Вас г-н министр. Поскольку отбор судей получил международное признание, не могли бы Вы поподробнее рассказать обо всех перипетиях данного процесса?

— С удовольствием. В первую очередь, хочу заметить, что одним из наиболее важных факторов, влияющих на справедливость и беспристрастность судей, качественное рассмотрение дел, является прозрачность и объективность процесса их отбора. С этой целью мы задались идеей разработать и применить в Азербайджане самые прогрессивные правила. Подготовка этих правил проходила совместно с Советом Европы очень тщательно на протяжении нескольких лет. Еще в 2004 году была создана рабочая группа с участием самых авторитетных международных экспертов Франции, Италии и Испании и, с учетом опыта передовых стран, были разработаны новые правила.

Специально для проведения отбора был создан независимый орган — Комитетом по отбору судей. Большинство членов Комитета составляют судьи, куда входят также представители сторон процесса: прокуратуры и адвокатуры, ученый-юрист и др.

Процедура отбора, состоит из многочисленных экзаменов, которые включают тесты, письменные экзамены, включающие разрешение казусов по различным отраслям права, собеседования.

Кандидаты, успешно сдавшие все экзамены, проходят первоначальное долгосрочное обучение: теоретические курсы и практику в судах, которое длится примерно один учебный год.

Мы придаем данному процессу большое значение, ведь роль обучения невозможно переоценить. Как было однажды метко подмечено: «Образование является лучшей гарантией свободы, чем действующая армия». Поэтому мы подходим к организации данных курсов со всей ответственностью.

На курсах организуются лекции судей высших судов, видных ученых, экспертов, обладающих богатыми знаниями и опытом, а также авторитетных зарубежных специалистов. Особое значение придаётся преподаванию тем по защите прав человека, судебной этике, борьбе с коррупцией и другим актуальным вопросам.

Придавая важное значение изучению и применению судьями прецедентного права Европейского суда по правам человека, мы установили хорошие рабочие контакты с Евросудом. С учетом эффективности непосредственных контактов с судьями данного суда мы приглашаем Страсбургских судей в Азербайджан для проведения тренингов. Так за последние годы в нашей стране побывали с визитом 10 судей и в том числе председатель Евросуда, которые выступили на организованных для наших судей конференциях, семинарах и т.д..

Для изучения кандидатами международного опыта в области отправления правосудия учебные курсы организовываются и заграницей. К примеру, во время предыдущего курса для них был организован 2-недельный семинар в Академии Юстиции Турции, который включал не только теоретические занятия, но участие в судебных процессах судов разных инстанций. Кстати, в декабре 2011 года по нашему приглашению в Баку с визитом находился руководитель Академии Юстиции Турции Гусейн Йылдырым. В целях дальнейшего укрепления сотрудничества между Академиями юстиции двух стран была подписана Рабочая программа сотрудничества и достигнута договоренность о продолжении взаимодействия, уже давшего положительные результаты.

Могу сказать, что на основе указанной процедуры из общего числа 2200 кандидатов уже были отобраны 235 высококвалифицированных юристов, которые уже были назначены на различные судейские должности.

И с большим удовлетворением замечу, что отобранные начиная с 2007 года на основании этих максимально прозрачных процедур судьи, уже составляют половину всего судейского корпуса, а по г. Баку аж 80%.

Однако в связи с потребностью в судейских кадрах в прошлом году стартовал очередной, уже 4-й по счету, процесс отбора кандидатов в судьи. В единой для всех кандидатов аудитории — Бакинском Дворце спорта были проведены тестовые и письменные экзамены. Как я уже отмечал, в целях обеспечения прозрачности впервые в истории отбора кадров эти экзамены непосредственно транслировались в Интернете в режиме онлайн.

Хотел бы отметить, что среди обязательств, которые взял на себя Азербайджан при вступлении в Совет Европы, были также и пересмотр сроков назначения и процедуры отбора судей в целях укрепления их независимости. Как вы знаете, ранее судьи назначались в суды первой инстанции на 5 лет, а в вышестоящие инстанции сроком на 10 лет. В результате проведённых судебных реформ определен максимально возможный в мировой практике предел — «пожизненное» назначение судей. Процедура отбора же усовершенствована таким образом, что опыт Азербайджана в этой сфере уже выделяется в качестве модели лучшей практики и рекомендуется к применению.

Помимо отбора судей, какие еще направления затрагивает судебная реформа? Что привлекло внимание Комиссии CEPEJ?

— Конечно же, реформирование судебной системы охватывает множество сфер, где отбор судей является лишь одним из множества важных элементов.

Как я уже отмечал, модернизация судебной реформы является одним из приоритетов государственной политики. Здесь уместно было бы вспомнить высказывание Джорджа Вашингтона, который как-то сказал: «Отправление правосудия является твердым столпом государства».

Поэтому главной целью является повышение эффективности отправления правосудия и обеспечение независимости судебной власти.

В этой связи были приняты последовательные меры по модернизации судебной системы и устранению существующих недостатков. Совместно с экспертами Совета Европы подробно изучена и усовершенствована законодательная база, регулирующая судебную деятельность, с точки зрения ее дальнейшей адаптации к международным стандартам.

Были приняты важные законы и указы программного характера, направленные на усовершенствование правосудия, а также утверждена специальная Государственная Программа по развитию юстиции. Они и заложили основу интенсивной модернизации судебной власти, привели к решению многих проблем и, в конечном счете, наши реформы стали примером для всей Европы.

В результате проведённых реформ, был создан новый институт — Судебно-правовой совет, являющийся органом судебного самоуправления и состоящий в основном из судей.

К компетенции этого органа относятся оценка деятельности судей, изменение места их работы, продвижение по службе, привлечение к дисциплинарной ответственности и другие вопросы, касающиеся судебной деятельности. Основной целью создания данного института, занимающего важное место в демократическом обществе, явилось усиление независимости судебной системы и функций самоуправления судов путем создания новой посреднической единицы между судами и правительством.

Большая работа была проведена с целью обеспечения доступа населения к судам. Здесь хотел бы отметить, что доступ к правосудию, является одним из неотъемлемых элементов права на справедливое судебное разбирательство, которое закреплено в статье 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно прецедентной практике Европейского Суда по правам человека данное право занимает видное место в демократическом обществе. Однако оно теряет всякий смысл при условии необеспечения доступа к правосудию.

Поэтому только за последние 4 года в целях улучшения доступа населения к судам и развития правовых институтов в регионах, было учреждено до 20 новых судов, в том числе региональных апелляционных судов.

Новым важным этапом в этом направлении стали президентские Указы от 15 июля и 9 августа 2010 года. Во исполнение этих указов с начала 2011 года были созданы 4 местных суда по тяжким преступлениям, усовершенствована система военных судов, создана система административной юстиции, основной целью которой является восстановление прав граждан, нарушенных со стороны госорганов. В результате в республике начали работу первые в истории административные суды. Всего таких судов 7 и функционируют они по региональному принципу.

Вы знаете, создание и обеспечение работы только лишь 1-го нового, особенно регионального суда, сопряжено с принятием крупных институциональных, законодательных, финансовых, технических, кадровых и других мер, которым предшествует фундаментальный анализ и изучение передового опыта. Представьте себе, какая напряженная работа была проделана, чтобы в 2011 году начала функционировать абсолютно новая для нашей страны система административной юстиции, заработали 12 новых судов (что составляет до 11% всех судов страны). А их еще нужно обеспечить новыми зданиями и создать соответствующие условия работы, укомплектовать судьями и решить множество других важных вопросов.

Вот уже прошел год с момента начала деятельности этих судов, и мы уже видим положительные результаты.

Я хотел бы отметить еще один важный вопрос. В результате стремительного экономического роста, расширения механизмов судебной защиты, число обращений в суды в последние годы увеличилось в несколько раз, а это в свою очередь, привело к значительному увеличению загруженности судей. Естественно, наличие высокой рабочей нагрузки создает серьезные трудности для качественного и своевременного рассмотрения дел.

В связи с этим, соответствующими указами Президента страны в последние годы штат судей был увеличен в 2 раза и достиг 600. Кроме того, аппарат судов был увеличен на 75% и каждому судье был отдельно выделен штат помощника.

Для сравнения я хотел бы обратить внимание на некоторые цифры. Например, число судей в апелляционной инстанции выросло более чем в 2 раза — с 63 до 135, а в районных судах г. Баку с 45 судей до 97.

Кстати, финансовое обеспечение судей также не осталось без внимания — зарплата судей по сравнению с 2000 годом увеличилась в среднем в 30 раз.

Как обстоят дела с судебной инфраструктурой, применением новых информационно-коммуникационных технологий в судах?

— Знаете, в этой области в стране осуществляются широкомасштабные мероприятия, строятся и сдаются в эксплуатацию либо основательно реконструируются десятки судебных зданий, отвечающие высокому статусу судебной власти.

В качестве примера могу привести новое здание Верховного суда страны, которое оснащено самыми современными информационными технологиями. Это истинный Дворец Правосудия. Многие зарубежные министры, и даже главы государств и правительств посетили данное величественное здание и оценили его как одно из самых красивых судебных зданий в Европе.

В то же время, проводимые судебные реформы в Азербайджане и достигнутые положительные результаты привлекают внимание авторитетных международных финансовых структур. Так, Всемирный Банк, видя прогресс данных реформ, выступил с инициативой оказания нам финансовой поддержки. В связи с этим, мы начали осуществлять совместный проект по модернизации системы юстиции. В рамках данного проекта подготовлены проекты более чем 20 новых судебных зданий и судебных комплексов, которые объединят в себе сразу несколько судов, что имеет ряд существенных преимуществ как с точки зрения удобства граждан, так и в экономическом плане.

В ближайшие месяцы завершится строительство новых зданий для ряда районных судов, в том числе городов Баку и Гянджи, а также Гедабекского района.

А в этом году в рамках данного проекта в различных районах республики будет начато строительство судебных комплексов.

В строящихся зданиях особое внимание уделяется организации процесса работы в свете самых современных международных требований, упрощению возможностей обращения граждан в суды, создается вся необходимая инфраструктура для электронного документооборота, здания оснащаются самым современным информационно-коммуникационным оборудованием.

В рамках проекта в ноябре прошлого года было сдано в эксплуатацию новое здание Огузского районного суда, строительство которого было начато в конце 2010-го года.

Новое здание Огузского районного суда отличается от зданий других судов рядом новшеств. Так, здание разделено на административную и общественную зоны, каждая из которых имеет отдельный вход. Административная зона предусмотрена для судей и работников суда, а общественная — для граждан. Судебные исполнители Министерства юстиции, государственный обвинитель и адвокаты будут пользоваться общественной зоной. Тем самым ограничиваются непроцессуальные отношения между судьями и гражданами, и они будут встречаться лишь в залах судебных заседаний.

В общественной зоне установлены специальные мониторы для получения информации о суде. В залах судебных заседаний смонтирована система «Фемида», ведущая аудио- и видеозаписи судебных процессов, создана вся необходимая инфраструктура для проведения видеоконференций и презентаций, электронного документооборота, установлены современные IP камеры безопасности. Залы судебных заседаний оснащены современным ИКТ-оборудованием, позволяющим получать показания свидетелей. Созданные условия позволяют также судьям и работникам суда напрямую подключаться к пленумам Верховного суда, а также заседаниям, совещаниям и собраниям Министерства юстиции.

Кстати, в залах обвиняемые содержатся не за решеткой, как в других судах, а в специально отведенной стеклянной кабине.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, в суде созданы все условия для их свободного передвижения.

На входах установлены электронные металлоискатели и турникеты, что играет особую роль с точки зрения обеспечения безопасности во время судебных процессов.

Граждане смогут, не выходя из здания, пользоваться здесь банковскими, медицинскими и почтовыми услугами. Здесь также имеются зал для тренинга и электронная библиотека.

Заслуживает внимание тот факт, что на открытии здания принял участие президент страны господин Ильхам Алиев, что является ярким примером оказываемого на государственном уровне высокого внимания к судебной власти и политической воли по продолжению реформ в этой области. Президент даже проверил работу системы видеоконференций, самолично проведя такую конференцию с председателем Верховного суда, находившимся в Баку.

Следует отметить, что применение таких технологий на практике стало возможным благодаря разработке стратегии Единой информационной инфраструктуры судов. Этому предшествовало изучение опыта применения современных информационно-коммуникационных технологий в судах передовых стран.

Стратегия включает взаимосвязанные системы коммуникации, комплексы средств автоматизации, информационные ресурсы, доступные судам, органам судебного самоуправления и Минюсту. Эта технологическая система обеспечит быстрый доступ к банкам законодательных данных, к обобщенным материалам судебной практики, особенно в новых и развивающихся областях права, повысит возможность аналитических исследований. Она позволяет унифицировать судебное делопроизводство, обеспечивает высокое качество исполнения судебных документов.

Кроме этого, данная система упрощает управленческую работу, посредством которой станет возможным получение всех сведений о состоянии и ходе дел (регистрация, процессуальная переписка, статистика, передача в архив), нагрузке судей и т.д.

В реализации стратегии уже имеются определенные успехи. Так, была создана самая полная, точная и постоянно обновляемая интернет-база законодательства (www.e-qanun.az). Кроме этого, учитывая также необходимость предоставления доступа к законодательным актам не только судьям, прокурорам, адвокатам и другим юристам, а также и простым гражданам, мы обеспечили бесплатный доступ к базе всего населения.

В Конституционном и Верховном Судах страны уже применяется электронный документооборот, в судебных залах функционирует конгресс-система, предусматривающая и услуги перевода. Коммуникационная система, созданная в новом здании Верховного Суда, создает возможность проведения видеоконференций с различными структурами, которая и была использована для телемоста с Президентом в Огузском суде.

Применение этих высоких технологий, в том числе видеосвязи, предусматривает участие лиц, не имеющих возможности присутствовать по тем или иным обстоятельствам в судебном заседании, дистанционный допрос свидетелей и применение других новшеств во всех судах.

Также, в рамках совместно осуществляемого со Всемирным Банком проекта в целях облегчения доступа граждан в суды и улучшения правовых услуг создан единый интернет портал судебной системы (www.courts.az). Данный портал дает возможность получения всесторонней информации о верховном суде, судах апелляционной и первой инстанций, их юрисдикции, рассматриваемых делах и вынесенных решениях, документах, необходимых для приложения к обращениям, приемных днях и т.п., образцов исковых заявлений и других судебных документов. Посредством портала можно направлять обращения и получать ответы в режиме онлайн. В портале отражена информация и обо всех судьях.

Наряду с этим, в портале будет размещен перечень дел, назначаемых к рассмотрению в судах и формирующаяся в настоящее время электронная информационная база итоговых судебных решений. Это тоже одно из передовых новшеств, которое мы смогли запустить в день профессионального праздника работника юстиции — 22 ноября.

Однако хотел бы заметить, что с применением информационных технологий у статуи правосудия не появится телефон Блэкберри, она все еще будет держать в руках меч и весы. Нельзя не согласиться с этими словами заместителя генерального секретаря Совета Европы г-жи Мод Де Бур-Букиккио. Действительно, информатизация не может превратить неэффективно функционирующую систему в эффективную, но она может помочь хорошо функционирующей системе работать еще более эффективно и действенно.

В основе всего стоит человеческий фактор и все зависит от нас самих и я уверен, что, проявив твердую волю, усердие, принципиальность и применяя передовой опыт, мы сможем добиться поставленной цели, а именно повысить эффективность отправления правосудия и тем самым всецело гарантировать права человека. Поэтому останавливаться на достигнутых успехах мы не намерены и будем продолжать наши реформы.

— Европейский суд по правам человека имеет важное значение в совершенствовании механизмов судебной защиты прав человека. Как мы знаем, последнее время были проведены Конференции, где обсуждалось будущее Суда .

— Верно. Речь идет об уникальном механизме защиты прав человека во всей Европе. А права человека, как отмечал Бутрос-Бутрос Гали, являются основными ценностями, которые позволяют нам считать себя человечеством. Я думаю, что данное высказывание как никогда актуально сегодня.

Ведь в настоящее время это единственное в своем роде международное средство правовой защиты находится под угрозой «выживания». Принятие Европейской Конвенции по правам человека 1950 году и создание Суда, явилось экстраординарным шагом в создании системы защиты прав человека. Сегодня многими Европейский Суд, под юрисдикцией которого находятся 816 млн., воспринимается как последняя надежда. Однако данная институция не является четвертой инстанцией для национальных судов и его деятельность была задумана на основе принципа «субсидиарности» (дополнительности).

Многие уже утверждают, что Европейский Суд стал «жертвой своего собственного успеха», приведшего к гигантскому увеличению потока жалоб, что вылилось в чрезмерные задержки в вынесении решений.

В этой связи уже с 2004 году Комитет Министров Совета Европы принимает меры по реформированию Суда, призывая государства-члены более активно имплементировать Конвенцию, осуществлять меры по повышению осведомленности. Однако они не дали желаемых результатов. Для информации сообщу, что 57% всех жалоб в Суд поступает только от четырех стран: России, Турции, Румынии и Украины. Еще шестерка стран (Италия, Польша, Молдова, Болгария, Сербия, Словения) добавляет 22%. Таким образом, около 80% жалоб поступает в Суд из 10 стран Совета Европы, тогда как всего членов 47. Более того, 1/3 всех решений была принята против тех же Турции, России, Румынии, Украины. Уместно отметить, что количество заявлений из Азербайджана в 2 раза меньше среднеевропейского показателя.

Более того, согласно анализам Суда, озвученным в ежегодных отчетах, только для рассмотрения находящихся на исполнении около 150 тысяч жалоб потребуется как минимум 20 лет. И это исключая поток все еще поступающих новых заявлений.

Даже, несмотря на вступление в силу Протокола 14, упрощающего процесс рассмотрения жалоб и осуществления соответствующих институциональных мер, количество жалоб не уменьшилось, а напротив, увеличилось еще на 17%.

Советом Европы активно изыскиваются пути решения этой проблемы. В связи с этим, в 2010 году в Интерлакене (Швейцария), а в прошлом году в Измире (Турция) впервые в истории Совета Европы были проведены Конференции министров юстиции, посвященные будущему Суда. Данные форумы стали значимым событием, можно сказать, для всех юристов Европы. Европейский Суд и в целом Совет Европы возлагают большие надежды на результаты Конференций. Поэтому на Конференциях приняли участие Генеральный Секретарь Совета Европа, председатель ПАСЕ, Европейский Комиссар по правам человека. Следует отметить, что наряду с министрами юстиции на мероприятиях участвовали также и министры иностранных дел государств-членов Совета Европы.

Наша страна, придавая важное значение обсуждаемой тематике, была представлена на Конференциях на самом высоком уровне. В своих выступлениях мы выдвинули предложения по реструктуризации Европейского Суда, применению еще более эффективных механизмов, отметили прогрессивные реформы по защите прав человека, проводимые у нас в стране, поделились своими планами на будущее.

На Конференции были приняты Декларации, предусматривающие соответствующие планы действий по повышению эффективности работы Европейского Суда. В документах была оговорена необходимость повышения эффективности правосудия, усиление просветительских мер, в том числе широкое применение прецедентного права Суда в учебных курсах для судей и сотрудников правоохранительных органов, улучшение методов работы Евросуда и т.д.

Учитывая особую значимость этого вопроса с точки зрения обеспечения прав человека, мы провели специальное заседание Коллегии Министерства Юстиции, где широко обсудили задачи, вытекающие из Интерлакенской и Измирской деклараций. По итогам Коллегии было принято решение, предусматривающее соответствующие поручения и конкретные мероприятия. Вопросы, предусмотренные в Декларации, были включены в План работы Министерства, и по их исполнению уже были осуществлены необходимые меры.

В целях доведения до сведения общественности сути Интерлакенской и Измирской деклараций эти документы были безотлагательно переведены на азербайджанский язык и размещены на сайтах Минюста и Судебно-правового Совета (www.justice.gov.az, www.jlc.gov.az). Наряду с этим недавно разработанный судом и особо отмеченный в Измирской Декларации «Практический путеводитель Европейского Суда по критериям приемлемости», играющий важную роль в уменьшении количества неприемлемых жалоб, коих около 90%, был также переведен и размещен на нашем интернет сайте. Здесь тоже мы оказались одной из первых стран, которая полностью перевела данный документ на родной язык.

Мы активно изучаем практику Суда, ведь она является не просто собранием решений о нарушениях фундаментальных прав, но и уникальным источником юридической мысли.

В этой связи, при поддержке местных НПО и международных организаций мы снабжаем судей специальной литературой по правам человека и особенно прецедентному праву Европейского суда. Ежемесячно печатается специальный Бюллетень Европейского суда, который охватывает последние решения Суда, в том числе против Азербайджана, статистические выкладки и другую интересную информацию о работе главного судебного органа Европы.

Наряду с этим, как я уже отмечал, мы активно сотрудничаем с Евросудом, привлекаем страсбургских судей к тренингам у нас в стране. Не буду повторяться, просто приведу пример. В июле прошлого года, то есть всего через несколько месяцев после Измирской Конференции, мы провели семинар для 50 судей с участием судей Евросуда от Испании и Азербайджана, где обсудили как раз имплементацию деклараций и, в частности, Путеводитель о приемлемости, который был там же распространен среди всех участников.

Вместе с тем, Судебно-Правовым Советом по данному вопросу проводятся различные конференции и другие учебные мероприятия. Верховный Суд каждую неделю проводит семинары по прецедентному праву. Отдельного разговора заслуживает углубленное обучение кандидатов в судьи по данной проблеме, в рамках сотрудничества с Советом Европы и другими международными организациями.

Однако принятие мер должно продолжаться. Причем это должно происходить как во всех государствах-членах Совета Европы, так и в самом Суде. Именно так говорится в Декларациях. И тогда достижение целей, поставленных на Конференциях, станет возможным. Ведь как говорил Мартин Лютер Кинг: «Право, обеспечение которого отложено, это право в котором отказано».

Г-н министр, выражаем Вам благодарность за уделенное время и ответы на интересующие нас вопросы.