Трудовой кодекс правовые основы

Трудовой кодекс правовые основы

Регулирование труда муниципальных служащих, равно как и регулирование вопросов организации местного самоуправления вообще, осуществляется комплексно, нормами ряда отраслей права – прежде всего трудового права и муниципального права. Основные постулаты заложены в Конституции Российской Федерации [1] . Статья 130 основного закона страны устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В развитие конституционных норм, заложивших правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания, были приняты федеральные законы по основным вопросам организации и деятельности местного самоуправления:

— «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] . Новый Закон, частично вступивший в силу с 1 января 2006 года, а частично вступающий в силу только с 1 января 2009 года, нацелен на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения, повышение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан. В связи с этим законодателем предпринята попытка значительно модифицировать существующую территориальную организацию местного самоуправления, четко разграничить полномочия и предметы ведения между субъектами РФ и муниципальными образованиями (а также распределить полномочия внутри системы местного самоуправления), создать основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления [3] .

— «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» [4] ;

— «Об обеспечении гарантий конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [5] ;

— «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [6] .

Новый федеральный закон о местном самоуправлении предусматривает, что правовое регулирование муниципальной службы должно осуществляться в основном на федеральном и региональном уровнях. Так, в соответствии с новым законом из обязательных положений устава муниципального образования исключены условия и порядок организации муниципальной службы. В настоящее время действует Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» [7] . В то же время на местном уровне могут устанавливаться дополнительные гарантии для муниципальных служащих, определяются размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего.

Итак, закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» является основным в вопросах регулирования труда муниципальных служащих. Данный Закон содержит основные понятия «муниципальная служба», «муниципальная должность»; в нем определена законодательная основа муниципальной службы; основные принципы муниципальной службы; основы статуса муниципального служащего (права, обязанности, ограничения, гарантии и ответственность); основания для прекращения муниципальной службы. Однако данный федеральный закон, как отмечают эксперты, в целом охватив основные вопросы муниципальной службы, содержит недостаточную регламентацию муниципальной службы, что обусловлено необходимостью регулирования местных особенностей муниципальной службы не только на уровне субъекта Федерации, но и на уровне муниципального образования.

Кроме нормативных актов, непосредственно затрагивающих регулирование деятельности муниципальных образований на территории России, в связи с самим фактом образования в стране муниципальных образований, были внесены соответствующие изменения и дополнения в существующие законы, затрагивающие вопросы компетенции местного самоуправления («О милиции», «О пожарной безопасности», «О Государственной границе», «Об особенностях организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях»). Основополагающие федеральные кодексы и законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.), содержат значительное количество норм муниципального права. В настоящее время общее количество федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы муниципального права, превышает 1300, в их числе 150 федеральных законов.

Так как по действующему законодательству значительная часть правового регулирования местного самоуправления должна осуществляться на региональном и муниципальном уровне власти, в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях идет активный процесс формирования нормативной правовой базы местного самоуправления [8] .

Отметим, что муниципальная служба является профессиональной деятельностью лица. Отсюда следует, что будучи разновидностью общественно-полезного труда, муниципальная служба, как и любая иная профессиональная деятельность, должна регулироваться нормами трудового права.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (ст.11 Трудового кодекса [9] ) – т.е. в первую очередь с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы Российской Федерации». Этому соответствует и норма п.3 ст.4 указанного ФЗ.

Возникает логичный вопрос – о соотношении общих норм трудового права со специальными нормами о труде муниципальных служащих.

Согласно ст.5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.

Исходя из изложенных выше положений ст.5 ТК РФ, некоторые юристы делают выводы о том, что если отдельные нормы законодательства о муниципальной службе не соответствуют Кодексу, то должен применяться Кодекс. Однако на наш взгляд, эти выводы не обоснованы, и необходимо учитывать другие положения Кодекса и федеральных законов.

В ст.11 ТК РФ провозглашается, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (то есть, пользуясь формулировкой ТК РФ до изменений от 30.06.06 – распространяют свое действие на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем). Однако далее в этой же статье указывается, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. При внимательном изучении ТК РФ становится очевидным, что в нем фактически не содержится специальных норм о труде муниципальных служащих. Исключение составляют лишь несколько статей, где муниципальные служащие просто упоминаются, или статьи носят отсылочный характер.

Обратимся к ст.251 ТК РФ «Особенности регулирования труда». В ней устанавливается, что особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Отсюда исследователи делают, на наш взгляд, справедливы вывод что положение ст. 5 ТК РФ о том, что в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс, относится лишь к федеральным законам, содержащим общие нормы о труде. Что касается ФЗ «Об основах муниципальной службы», то содержащиеся в них специальные нормы права о труде муниципальных служащих имеют своеобразный приоритет над соответствующими положениями ТК РФ [10] .

Таким образом, в регулировании трудовой деятельности муниципальных служащих с пециальное законодательство – первично, а трудовое законодательство – субсидиарно.

ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» является административно-правовым нормативным актом. Но он же и содержит нормы, которые регулируют отношения, являющиеся по своей сущности трудовыми – это своеобразные вкрапления норм трудового права в нормативно-правовые акты, которые в целом регулируют другие (не трудовые) отношения. Как отмечает Д.А.Липинский, необходимость нахождения подобного рода трудовых норм связана со спецификой труда и обязанностей некоторых категорий служащих. Специфика деятельности государственных и муниципальных служащих обусловлена их особым правовым статусом и ролью в жизнедеятельности общества. Анализ нормативно-правовых актов показывает, что дисциплина труда государственных и муниципальных служащих, помимо требований, указанных в ТК РФ, непосредственно связана с обязанностями соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, Конституцию РФ. Именно поэтому нормы, регулирующие трудовую деятельность муниципальных служащих (в том числе нормы об ответственности муниципальных служащих) содержатся не в Трудовом кодексе, а в иных нормативно-правовых актах. Специфика дисциплинарной ответственности государственных служащих состоит в том, что их обязанности формулируются не только в ТК РФ и специальных законах, посвященных определенному виду государственной службы, но и в иных нормативно-правовых актах, специально не посвященных регламентации трудовой деятельности государственных служащих [11] .

Кстати, примечательно то, что до изменений ТК РФ от 30.06.06 (ФЗ №90-ФЗ [12] ) терминологического разделения «государственных» и «муниципальных» служащих в Кодексе не происходило, и муниципальные служащие причислялись к государственным. Сейчас же такое разделение налицо (см., напр., ст.ст. 11, 28), что подтверждает то, что муниципальные служащие к государственным не относятся (о чем подробнее будет сказано ниже).

[1] Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993г.

[2] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 6 октября 2003 г. — №40 — Ст. 3822.

[3] Экспертное заключение на проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Подготовлено Фондом развития парламентаризма в России. // http://www.legislature.ru/monitor/mestnsamoupravl/ekspfund.html

[4] Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 29 сентября 1997 г., — №39 — Ст. 4464.

[5] Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации — 2 декабря 1996 г. — №49 — Ст. 5497.

[6] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 2002 г. — №24 — Ст. 2253.

[7] Федеральный закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 12 января 1998 г., — №2 — Ст. 224.

[8] Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2001 г. Т2.

[9] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 января 2002 г. №1 (часть I) — Ст. 3.

[10] Шайхатдинов В.Ш. Трудовой кодекс Российской Федерации и вопросы регулирования труда государственных и муниципальных служащих // Чиновникъ — №2, 2002.

[11] Липинский Д.А. О некоторых проблемах системы юридической ответственности // Право и политика, 2004, — №12.

[12] Федеральный закон от 30.06.2006 №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — 03.07.2006 — №27 — Ст. 2878.

Правовые основы БЖД. Трудовой кодекс РФ об охране труда

Реакция общества на действие негативных факторов среды обитания это, в первую очередь, выработка определенных правил поведения, обуславливаемых обстоятельствами. Эти правила закреплены законами, положениями, постановлениями, стандартами, нормами, санитарными правилами и т.п.

Основными законодательными актами в области БЖД в Российской Федерации являются следующие.

1. Конституция РФ, в которой утверждается, что государство заботится о безопасной жизни народа РФ.

2. Второй по важности документ — трудовой кодекс РФ. В нем рассматриваются вопросы: трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, дисциплины труда, охраны труда, а также особенности регулирования труда и защита трудовых прав работников.

3. Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

и ряд других законов, имеющих отношение к БЖД.

Имеется система санитарных норм и правил, которые носят силу закона и необходимы при решении вопросов по БЖД, например, СанПиНы, СНиПы, ГОСТы и т.п.

Имеется система стандартов безопасности труда (ССБТ), невыполнение которых карается по закону.

В статье 212 ТК РФ указано, что работодатель обязан обеспечить:

— применение средств коллективной и индивидуальной защиты;

— на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям безопасности;

— обязательное страхование работников;

— выполнение требований коллективного договора и соглашения по охране труда

Каждый работник обязан:

— соблюдать требования охраны труда, установленные законами и нормативными актами;

— правильно применять средства защиты;

— проходить обучение и проверку знаний по охране труда;

— немедленно извещать руководителя работ о несчастном случае или ЧС;

— проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры.

В соответствии со статьей 219 ТК РФ каждый работник имеет право:

— на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

— обязательное социальное страхование;

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Правовые основы безопасности труда

1. Система нормативно-правовых актов в области БЖД

В основе нормативно-правовых актов в области БЖД лежит Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ «Об административных правонарушени­ях», Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Уголовный ко­декс РФ, Постановление правительства РФ N84 «О мерах по улучшению усло­вий и охране труда».

В зависимости от области распространения всю нормативно-правовую до­кументацию делят на межотраслевую, отраслевую и документацию предпри­ятий. В систему нормативно-правовых актов по БЖД входят:

1. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТы ССБТ);

2.Санитарные правила (СП) и санитарные нормы (СН);

3.Строительные нормы и правила (СНиП),

4.Правила безопасности (ПБ);

5.Правила устройства и безопасности эксплуатации (ПУБЭ);

6.Инструкции по безопасности (ИБ).

2. Трудовой договор.

Трудовой кодекс (ТК) РФ устанавливает государственные гарантии трудо­вых прав граждан на благоприятные условия труда. Кодекс регулирует трудо­вые и иные непосредственно связанные с ними отношения по организации тру­да, материальной ответственности сторон, надзору и контролю, разрешению трудовых споров.

Правовую основу отношений между работником и работодателем состав­ляет трудовой договор. Это соглашение между работодателем и работником в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу по обу­словленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату. Ра­ботник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функ­цию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Условия трудового договора могут быть изменены только по согласию сторон в письменной форме.

Трудовой договор может заключаться на неопределенный срок и на опре­деленный срок не более 5 лет, если иной срок не установлен ТК РФ.

Запрещается требовать от работника выполнение работы, не обусловлен­ной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

3. Режим рабочего времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени работников на пред­приятиях всех форм собственности не может превышать 40 ч. в неделю.

Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда продол­жительность рабочего времени не должна превышать 36 ч. в неделю. При этом продолжительность смены не может превышать 8 ч. при 36 — часовой рабочей недели и 6 ч. — при 30 часовой. Список производств, цехов, профессий и долж­ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокра­щенную продолжительность рабочего времени утверждается в порядке, уста­новленном законодательством. Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается администрацией предприятия совместно с профкомом с уче­том специфики работы, мнения трудового коллектива и по согласованию с ис­полнительными органами власти субъектов РФ.

При работе в ночное время (с 22 ч. до 6 ч.) установленная продолжитель­ность работы сокращается на 1 час. Время начала и окончания работы устанав­ливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Сверхурочные работы могут проводиться работающим с письменного со­гласия работника в исключительном случае, предусмотренном законодательст­вом. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч. в течение 2 дней подряд и 120 ч. в год.

4. Права и обязанности работодателя.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охрану труда возла­гаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:

  1. безопасность технологических процессов, безопасную эксплуата­цию оборудования, зданий, сооружений;
  2. применение средств коллективной и индивидуальной защиты;
  3. режим труда и отдыха — как общий, так и льготный — для различ­ных категорий работников;
  4. расследование и учет несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний;
  5. возмещение материального и морального ущерба работникам в случае получения ими увечья или профессионального заболевания;
  6. обучение, инструктаж и проверку знаний работниками норм, пра­вил и инструкций по охране труда;
  7. недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанно­стей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также при нали­чии медицинских противопоказаний.
  8. информировать работников о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

5. Права и обязанности работника

Работник в области охраны труда обязан:

  1. соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
  2. правильно применять средства коллективной и индивидуальной защиты;
  3. проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи;
  4. немедленно извещать непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, а также о каждом несчастном случае на производстве;
  5. проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.

6. Виды ответственности за проступки и правонарушения в облас­ти охраны труда.

Законодательство предусматривает дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение норм и правил охра­ны труда. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или не­надлежащее исполнение работником возложенных на него обязанностей по ох­ране труда работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные меры:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. перевод на нижеоплачиваемую должность на срок до 3 месяцев;
  4. увольнение по соответствующим основаниям от занимаемой долж­ности.

Дисциплинарная ответственность налагается за нарушение норм и правил охраны труда, которые не повлекли и не могли повлечь за собой тяжелые по­следствия.

Административная ответственность — это наложение на виновное лицо штрафа Она наступает как следствие нарушения норм и правил охраны труда, которые также не повлекли и не могли повлечь тяжелые последствия. Она на­лагается органами федеральной инспекции труда или административными ко­миссиями при органах местного самоуправления на лиц управляющего персо­нала. Решение о наложении штрафа может быть обжаловано. Административ­ная ответственность влечет, как правило, и меры дисциплинарной ответствен­ности.

Материальная ответственность наступает вследствие нарушения норм и правил охраны труда, которые повлекли за собой материальный ущерб для ра­ботодателя или работника. Она стоит в том, что предприятие компенсирует ущерб, причиненный работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Часть суммы в возмещение этого ущерба может быть взыскана с работника этого предприятия, если несча­стный случай произошел по его вине. Возмещение ущерба производится по распоряжению руководителя предприятия путем удержания из заработной пла­ты при наличии письменного согласия работника. При отсутствии согласия во­прос о возмещении ущерба рассматривается судом по заявлению администра­ции.

Уголовная ответственность наступает вследствие нарушения норм и пра­вил охраны труда, которое повлекло или могло повлечь тяжелые последствия. Она определяется судом по соответствующим статьям Уголовного кодекса по иску федеральной инспекции труда.

Статья 274 ТК РФ. Правовые основы регулирования труда руководителя организации (действующая редакция)

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 274 ТК РФ

1. Статья 274, говоря о правах и обязанностях руководителя, отсылает нас к соответствующим нормам ТК, законам, иным нормативным актам и проч.

В соответствии с указанными нормами права и обязанности руководителя могут быть условно разделены на две группы.

Первую группу составляют права руководителя как органа юридического лица. Вторую группу — права и обязанности руководителя как наемного работника. И те и другие права и обязанности взаимосвязаны и составляют единый правовой статус руководителя организации.

2. Первую группу прав и обязанностей руководителя организации закрепляет гражданское законодательство: ГК РФ, федеральные законы, регламентирующие особенности юридических лиц различных организационно-правовых форм. К таким законам относятся: Закон об акционерных обществах, Закон об ООО, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о народных предприятиях, Закон об общественных объединениях, Закон о некоммерческих организациях, Закон о сельскохозяйственной кооперации и др.

Помимо федеральных законов, права руководителя как органа юридического лица закрепляются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами иных государственных органов.

На уровне субъекта РФ и органов местного самоуправления права руководителя как органа юридического лица регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Особое место среди актов, определяющих права и обязанности руководителя организации, его правовой статус, занимают уставы, учредительные документы организаций, внутренние документы, локальные нормативные акты.

Уставы организаций и внутренние документы, как правило, называют конкретные органы, правомочные определять условия трудовых договоров, заключаемых с руководителями организаций, права и обязанности руководителей, порядок заключения с ними трудовых договоров и проч.

Локальные нормативные акты чаще всего определяют квалификационные требования к руководителям, разграничивают компетенцию руководителя и иных органов управления, предусматривают ограничения, налагаемые работодателем при совершении тех или иных действий (например, необходимость одобрения крупных сделок), устанавливают порядок работы руководителя организации по совместительству и проч.

В корпоративных организациях существенную роль играют положения Кодекса корпоративного поведения, утв. распоряжением ФКЦБ от 04.04.2002 N 421/р, закрепляющего правовое положение единоличного исполнительного органа общества в системе других органов управления обществом.

3. Права и обязанности руководителя как работника определены в наиболее общем виде в ст. 21 ТК. Эти права и обязанности могут быть полностью перенесены в трудовой договор, заключаемый с руководителем. Однако в тех случаях, когда этого не сделано, руководитель приобретает данные права и обязанности в силу самого факта существования трудового договора. Иными словами, заключение трудового договора автоматически влечет действие соответствующих норм законодательства.

Нормы ТК распространяются на всех руководителей, находящихся в трудовых отношениях с управляемыми ими организациями, с изъятиями, установленными гл. 43.

4. Как правило, в трудовых договорах с руководителем организации закрепляется, что руководитель:

— является единоличным исполнительным органом предприятия, действует на основе единоначалия;

— самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством РФ или учредительными документами к ведению иных органов;

— организует работу, действует без доверенности от имени организации, представляет ее интересы на территории РФ и за ее пределами;

— распоряжается имуществом организации в порядке и пределах, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами;

— заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, совершает иные юридические действия;

— открывает в банках расчетные и другие счета;

— утверждает штатное расписание;

— применяет к работникам организации меры дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с законодательством РФ;

— делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности;

— в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников организации;

— утверждает положения о представительствах и филиалах, уставы дочерних организаций.

В соответствии с законодательством РФ трудовой договор определяет состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну организации, а также порядок ее защиты.

При прекращении трудовых правоотношений руководитель обязан передать дела вновь назначенному руководителю.

5. Приказом Минэкономразвития России от 02.03.2005 N 49 утвержден Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия. В соответствии с этим документом руководитель является единоличным исполнительным органом предприятия, действует на основе единоначалия. Руководитель организует выполнение решений собственника имущества предприятия. Он самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия, за исключением вопросов, отнесенных законодательством РФ к ведению иных органов. Руководитель:

— организует работу предприятия;

— действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы на территории РФ и за ее пределами;

— распоряжается имуществом предприятия в порядке и пределах, установленных законодательством РФ;

— совершает сделки от имени предприятия в порядке, установленном законодательством РФ;

— выдает доверенности, в том числе руководителям филиалов и представительств предприятия, совершает иные юридические действия;

— открывает в банках расчетные и другие счета;

— утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними;

— осуществляет в установленном порядке прием на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним по согласованию с собственником имущества предприятия;

— применяет к работникам предприятия меры дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с законодательством РФ, обеспечивает выполнение требований трудового законодательства на предприятии;

— делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности;

— в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия, утверждает положения о представительствах и филиалах;

— определяет в соответствии с законодательством РФ состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, а также порядок ее защиты;

— готовит мотивированные предложения об изменении размера уставного фонда предприятия;

— отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества предприятия;

— решает иные вопросы, отнесенные законодательством РФ, уставом предприятия и трудовым договором к компетенции руководителя;

— при расторжении трудового договора осуществляет передачу дел вновь назначенному руководителю предприятия.

6. Включая в трудовой договор с руководителем организации иные права и обязанности, следует помнить, что его правоспособность должна соответствовать законодательству, учредительным документам, иным локальным нормативным актам. Так, нельзя возложить на руководителя исполнение обязанностей, противоречащих закону или не определенных учредительными документами.

Это требование является особенно актуальным для корпоративных организаций, т.к. принятие руководителем такой организации решения, выходящего за рамки его полномочий, или наделение его полномочиями, противоречащими учредительным документам организации, влечет недействительность принятого им решения.

Правовые основы организации и оплаты труда в РФ

В Российской Федерации издается большое количество законо­дательных актов и других документов федерального и регионально­го уровня по вопросам труда и заработной платы.

В Конституции РФ, которая является главным законодательным документом России, имеются статьи, полностью посвященные тру­ду в стране [1].

Так, ст. 34 Конституции РФ определяет, что каждый имеет пра­во на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом эконо­мической деятельности, но при этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Конституция утверждает, что труд свободен (ст. 37). Каждый имеет право свободно распоряжаться своими трудовыми навыками и умениями, выбирать род деятельности или профессию. Принуди­тельный труд запрещен. Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установ­ленного федеральным законом минимального месячного размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому до­говору гражданину гарантируются установленные федеральным за­коном продолжительность рабочего времени, выходные и празд­ничные дни, оплаченный ежегодный отпуск.

Конституция РФ (ст. 39) определяет виды социальной защиты граж­дан страны: каждому гарантируется социальное обеспечение по воз­расту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспи­тания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

Основным законодательным документом по вопросам организа­ции и оплаты труда является Трудовой кодекс Российской Федера-

ции (далее — ТК РФ), который вступил в действие с 1 февраля 2002 г.

Выполнение установленных в его статьях правил является обя­зательным для всех руководителей и работников в РФ независимо от форм собственности и вида деятельности. Нарушение любой ста­тьи ТК РФ является серьезным противозаконным действием и ка­рается в административном или уголовном порядке.

Существует также целый перечень документов, касающихся ор­ганизации и оплаты труда, которые дополняют и расширяют ТК РФ. К таким документам можно отнести Гражданский кодекс РФ, некоторые статьи которого напрямую касаются отношений по дого­ворам гражданско-правового характера как в юридической, так и в экономической части (ст. 746, 735, 781 и т.д.). Важным документом, безусловно, является гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» На­логового кодекса РФ.