У обособленного подразделения меняется адрес

Смена «обособленного» адреса

При смене адреса самой фирмы постановка на налоговый учет по новому местонахождению осуществляется на основании документов, полученных новыми контролерами от «старой» инспекции. А вот если переезжает обособленное подразделение компании, «повесить» бумажную волокиту на инспекторов не удастся.

Для начала разберемся, что считать обособленным подразделением и когда оно имеет налоговую прописку.

Принципы идентификации

Как указали специалисты главного финансового ведомства в письме от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73, Налоговый кодекс предусматривает два признака, при наличии которых подразделение признается обособленным:

  • осуществление фирмой деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от ее места нахождения;
  • создание по месту ведения этой деятельности рабочих мест на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК).

Таким образом, подчеркнули финансисты, оборудование хотя бы одного стационарного рабочего места компании вне места ее нахождения уже признается созданием обособленного подразделения независимо от того, отражен данный факт в учредительных документах фирмы или нет.

Правила регистрации

Встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения хозяйствующих субъектов обязывают пункты 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в местную инспекцию не позднее чем по истечении одного месяца со дня создания «обособленца». Специальная форма такого заявления утверждена приказом ФНС от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/[email protected]

Вместе с тем, если компания по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, уже состоит на учете в одной из инспекций муниципального округа, на территории которого открыто подразделение, то ставить на учет такого «обособленца» нет нужды. Достаточно лишь сообщить «своим» налоговикам о его создании (п. 2 ст. 23 НК). Однако сделать это необходимо также в месячный срок и по строго установленной форме, которая утверждена приказом ФНС России от 17 января 2008 г. № ММ-3-09/[email protected] Обратите внимание, что фирма обязана подобным образом ставить в известность контролеров в отношении каждого созданного подразделения, независимо от того, подлежит оно постановке на учет или нет.

Упрощенный порядок налогового учета организаций предусмотрен и для случаев, когда у фирмы насчитывается несколько «обособленцев» в рамках одного муниципального округа, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям. В этом случае постановка на учет осуществляется ревизорами по месту нахождения того подразделения, которое выберет сама компания.

«Документальные» нормы

Итак, в течение месяца с момента создания обособленного подразделения фирме необходимо представить в налоговую инспекцию следующие документы:

  • сообщение о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3, которое направляется в родную инспекцию по месту нахождения головной организации;
  • заявление о постановке на учет обособленного подразделения по форме № 1-2-Учет, направляемое ревизорам по месту создания «обособленца».

Кроме того, к заявлению нужно приложить заверенные в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в инспекции головной организации и документы, подтверждающие создание обособленного подразделения.

Проблемы переезда

Можно было бы сказать, что Налоговым кодексом достаточно ясно прописан порядок постановки на учет обособленных подразделений, если бы не одно «но». Главный налоговый закон не содержит нормы, предусматривающей возможность изменения местонахождения «обособленца», а соответственно и специальных правил по постановке на налоговый учет по новому адресу.

В сущности это означает, что, к примеру, при заключении нового договора аренды помещения для осуществления деятельности через подразделение по адресу, подведомственному иному налоговому органу, фирма должна осуществить процедуру закрытия одного «обособленца» и открытия новой аналогичной структуры. Более того, скорее всего, аналогичным образом компании придется поступать даже в том случае, если подразделение меняет адрес в рамках территории одной и той же налоговой инспекции.

Таким образом, получается, что организация в данной ситуации обязана, во-первых, направить в инспекцию по месту нахождения головного офиса два сообщения по форме № С-09-3 о закрытии одного подразделения и об открытии нового. Во-вторых, ей необходимо подать заявление налоговикам по месту нахождения прежнего «обособленца» о снятии с учета по форме № 1-4-Учет, утвержденной приказом ФНС от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/[email protected] И, наконец, по месту нахождения вновь созданной структуры представить ревизорам уже упомянутое заявление о постановке на учет по форме № 1-2-Учет и сопровождающий комплект документов. Не стоит также забывать, что закрытие обособленного филиала является законным основанием для проведения контролерами выездной налоговой проверки. В частности, пункт 5 статьи 84 гласит, что снятие с учета подобной структуры налоговики должны произвести в течение 10 дней с даты подачи соответствующего заявления налогоплательщика, но не ранее окончания выездной проверки в случае ее проведения.

Перспективы

Справедливости ради необходимо отметить: подобная проблема не осталась незамеченной Минфином. Так, в упомянутом письме от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73 финансисты рассмотрели вопрос об установлении порядка внесения налоговиками изменений в имеющиеся у них сведения о подразделении в случае если «обособленец» меняет месторасположение в рамках района, подведомственного одним и тем же налоговым инспекторам. Как это нередко бывает в нашей стране, причиной всех бед оказались пробелы в законодательстве. В своем опусе специалисты главного финансового ведомства указали, что согласно российским законам местонахождение организации и ее филиалов и представительств определяется через соответствующие адреса. Адрес же является и одним из идентификационных признаков иных обособленных подразделений хозяйствующих субъектов. При этом, посетовали эксперты Министерства финансов, ни Налоговым, ни Гражданским кодексами не определено, что необходимо понимать под изменением местонахождения филиала, представительства или иного «обособленца». Не установлен налоговым законодательством и порядок учета в налоговых органах подразделений компании в связи с изменением мест их нахождения.

Вместе с тем нужно отдать чиновникам Минфина должное: оставлять все как есть они не намерены. Другое дело, что, по их мнению, предложение об упрощении порядка учета «блуждающих обособленцев» требует дополнительной доработки. В частности, они считают, что упростить необходимо и «переезды» с территории одной инспекции на территорию другой. Правила же смены местонахождения филиалов и представительств финансисты предполагают сделать аналогичными учету сведений об изменении местонахождения головной организации.

С. Котова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Смена адреса обособленного подразделения

Добрый день.
Сменился адрес обособленного подразделения внутри одного города, сведения об изменении адреса поданы по месту учета головной организации . Надо ли подавать сведения об изменении адреса в НИ по месту учета обособленного подразделения? Как происходит изменение КПП обособки в этом случае?

Добрый вечер, Ольга!
«Налогоплательщики – головные организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях (далее ОП) российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

  • в течение одного месяца со дня создания ОП российской организации;
  • в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об ОП российской организации».

Сообщение об изменении адреса ОП по форме № С-09-3-1, действительно подается в налоговый орган по месту нахождения головной организации, что вы совершенно правильно сделали. Далее налоговый орган по месту старого нахождения ОП снимает с учета ОП и передает его на постановку на учет по новому адресу места нахождения ОП и сразу же присваивается новое КПП, если при смене адреса меняется и налоговый орган. В любом случае налогоплательщик никаких сообщений больше не делает, а только ждет Уведомление от налогового органа по месту учета ОП по новому адресу.

Организация меняет адрес: что надо знать бухгалтеру

Когда организация меняет адрес, бухгалтеру приходится искать ответы на множество вопросов. В предыдущей статье мы подробно ответили на главный «бухгалтерский» вопрос: «Как платить налоги и сдавать отчетность при смене юридического адреса». Однако помимо него переезд порождает другие процедурные и технические проблемы, бремя решения которых, зачастую, ложится на плечи бухгалтера. О них мы и расскажем в нашей сегодняшней статье.

Общий алгоритм

Переезд в другой населенный пункт

Рассмотрение сложностей, возникающих при переезде, мы начнем с общего алгоритма действий, которые нужно совершить. Этот алгоритм бухгалтер компании-переселенца вполне может использовать как шпаргалку, или своеобразный список дел. Необходимые пояснения к этому алгоритму вы найдете дальше по тексту статьи.

Для начала возьмем более сложный вариант: переезд в другой населенный пункт. Он, помимо бухгалтерско-налоговых, затрагивает еще и кадровые вопросы (см. «Переезд офиса за город: оформляем отношения с работниками»). Такой переезд организации требует последовательного выполнения следующих шагов.

1. Уведомление работников о предстоящем переезде не менее чем за 2 месяца.

2. Увольнение работников, отказавшихся от переезда.

3. Принятие и оформление в соответствии с уставом решения о смене места нахождения организации и внесении соответствующих изменений в устав.

4. Предоставление в течение 3-х рабочих дней заявления и документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ в налоговый орган по новому месту нахождения.

5. Сверка расчетов по налогам с инспекцией по прежнему месту учета.

6. Переезд и оформление кадровой документации, связанной с переводом работников.

7. Уведомление обслуживающего банка.

8. Уведомление о смене места нахождения контрагентов.

Переезд в пределах населенного пункта

Теперь рассмотрим более простой вариант — смена адреса в пределах одного населенного пункта организацией, у которой адрес в уставе не зафиксирован. Алгоритм действий упрощается, поскольку никаких подготовительных действий тут не требуется.

  1. Переезд.
  2. Предоставление в течение 3 рабочих дней с момента переезда заявления по форме Р14001.
  3. Сверка расчетов по налогам с инспекцией в случае ее смены.
  4. Уведомление обслуживающего банка
  5. Уведомление контрагентов.

Кадровые вопросы при переезде в другой населенный пункт

Как видим, начинать процедуры, связанные с «отъездом» из населенного пункта, необходимо вовсе не с внесения изменений в устав или ЕГРЮЛ. После того, как решение о переезде принято, первым делом надо уведомить об этом работников. Особенно если речь идет о переезде в другой населенный пункт. Ведь, согласно ст. 72.1 ТК РФ, перевод работников при переезде в другой город допускается только с их письменного согласия. Однако нет четкого ответа на вопрос, нужно ли при таком переводе соблюдать предусмотренную ст. 74 ТК РФ процедуру и, в частности, уведомлять работника в порядке ч. 2 указанной статьи о предстоящих изменениях и причинах, вызвавших необходимость таких изменений.

Не дает ответа и судебная практика. Так, некоторые суды считают, что ст. 74 ТК РФ в данном случае не применяется (см., например, апелляционное определение Московского областного суда от 30.09.13 по делу № 33-19078/2013). Вместе с тем есть и иные решения. Они содержат выводы о том, что в случае перевода работника при переезде в другой город необходимо соблюдать положения ч. 2 ст. 74 ТК РФ. Их несоблюдение является существенным нарушением процедуры увольнения и основанием признания его незаконным (см., например, апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.05.2014 по делу № 11-4933/2014).

Поэтому во избежание рисков мы рекомендуем уведомить работников о переводе по правилам ч. 2 ст. 74 ТК РФ, то есть не позднее чем за два месяца. При согласии работника на работу в другой местности оформляется перевод, а в случае отказа — увольнение на основании п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом в случае расторжения трудового договора по указанному основанию помимо прочих сумм, которые могут причитаться работнику при увольнении, ему выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (абз. 5 ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Если же работник согласен на переезд, работодатель обязан возместить работнику расходы по его переезду, переезду членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также по обустройству на новом месте жительства (ч. 1 ст. 169 ТК РФ). Обратите внимание, что стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества выплачивается в том случае, если они переезжают на новое место жительства работника до истечения одного года со дня его переезда.

Поправки в устав

После решения кадровых вопросов следует заняться корпоративными процедурами. Прежде всего необходимо внести поправки в устав в части, касающейся места нахождения организации. Ответ на вопрос, в каких случаях это надо делать, а в каких можно ограничиться лишь изменениями в ЕГРЮЛ, достаточно прост. Вносить изменения в устав надо всего в двух случаях.

Первый — компания переезжает в другой населенный пункт (не важно в пределах субъекта РФ, или вообще в другой регион). Второй — в уставе организации указан четкий адрес, по которому находится организация.

Под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 федерального закона от 28.12.13 № 443-ФЗ о федеральной информационной адресной системе).

Соответственно, если в уставе нет указания на точный адрес расположения компании, то при переезде в пределах одного населенного пункта достаточно будет внести поправки в ЕГРЮЛ (для этого подается заявление по форме Р14001).

Объясняется такой подход следующим. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Место нахождения юрлица наряду с наименованием и фирменным наименованием указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ. Одновременно в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юрлица в пределах места нахождения юрлица и о том, что юрлицом принято решение об изменении места нахождения. (п. 5 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП). Получается, в уставе организации достаточно указать наименование населенного пункта, в котором находится компания, а не точный адрес. Соответственно, смена адреса всегда влечет изменения в ЕГРЮЛ, но не всегда — изменения в уставе.

ЕГРЮЛ и налоговая

После того, как изменения в устав внесены, в течение трех рабочих дней нужно предоставить в налоговый орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц, по новому месту определенные документы. Это бумаги, необходимые для регистрации изменений в уставных документах в связи с изменением места нахождения организации (п. 5 ст. 5, п. 6 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона № 129-ФЗ). В частности, для регистрации изменений в учредительные документы в связи со сменой местонахождения организации, в налоговый орган предоставляется:

  1. Заявление (форма № Р13001, утв. приказом ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/[email protected]);
  2. Решение об изменении места нахождения и о внесении в связи с этим изменений в учредительные документы (пп. б п. 1 и п. 6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ);
  3. Изменения, вносимые в учредительные документы (пп. в п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ);
  4. Документы, подтверждающие право пользования помещением по новому месту нахождения организации (п. 6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ);
  5. Документ об уплате государственной пошлины (пп. г п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

Эти действия повлекут (а в случае со сменой адреса в рамках одного населенного пункта — могут повлечь) снятие с налогового учета по прежнему месту нахождения и постановку на налоговый учет по новому месту нахождения. Что, в свою очередь, означает необходимость провести сверку расчетов налогоплательщика (п. 3 регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/[email protected]).

Срок проведения сверки, формирования и оформления акта в случае отсутствия расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений указанный срок не должен превышать 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни, приходящиеся на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.

Фонды, банк и контрагенты

Уведомлять о смене места нахождения организации государственные внебюджетные фонды не нужно. Эта информация представляется им налоговым органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 3.1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

А вот обслуживающий банк и контрагентов организации обязательно следует уведомить о переезде. Порядок уведомления банка обычно устанавливается договором банковского счета либо отдельным документом, принятым банком (пп. 1 и 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ, постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.10 № 1307/10).

Ответы на часто задаваемые вопросы о переезде

Как правильно действовать, если на дату переезда у компании еще не истек срок аренды помещения по прежнему месту нахождения? Надо ли будет регистрировать там обособленное подразделение?

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ, организации подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При этом обособленным подразделением организации, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. А рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как следует из п. 4 ст. 83 НК РФ, постановка организации на учет по месту нахождения подразделения осуществляется налоговыми органами самостоятельно на основании сведений, представляемых организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, организации обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, а также об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях. При этом о создании обособленного подразделения налоговый орган нужно уведомить в течение месяца со дня его создания (т.е. со дня оборудования стационарного рабочего места), а об изменении сведений об уже имеющемся подразделении (в т.ч. места его нахождения) — в течение 3-х дней.

С учетом изложенного, в рассматриваемой ситуации значение имеет не заключение или прекращение договора аренды помещения, а оборудование либо ликвидация стационарных рабочих мест. Соответственно, после переезда организация должна будет уведомить налоговый орган по месту своего учета о создании по прежнему адресу подразделения лишь в том случае, если там на срок более месяца останутся оборудованные рабочие места. В таком случае после переезда надо будет подать уведомление об открытии нового подразделения (форма № С-09-3-1). А после ликвидации стационарных рабочих мест и (или) истечения срока аренды — уведомление о его закрытии (форма № С-09-3-2).

Момент оборудования стационарных рабочих мест, а равно момент ликвидации таковых определяется на основании внутренних распорядительных документов организации (приказов о переводе сотрудников, приказов о прекращении деятельности подразделения и т.п.).

Надо ли подавать заявление о смене адреса при переезде из одного офисного помещения в другое в рамках одного бизнес-центра? И как быть, если помещение фактически находится в другом здании?

В ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица и о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (п. 1 ст. 5 федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

Как следует из разъяснений, приведенных в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61, адрес отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом. А согласно п. 1 ст. 2 федерального закона от 28.12.13 № 443-ФЗ о федеральной информационной адресной системе, адрес — это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Поскольку в рассматриваемой ситуации у организации меняется адрес, по которому может быть осуществлена связь с юридическим лицом, необходимо внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Поскольку в данном случае у организации меняется адрес, но местонахождение (населенный пункт, муниципальное образование) остается прежним, то не позднее 3-х рабочих дней после смены адреса организация, у которой адрес не зафиксирован в уставе, обязана сообщить об этом в регистрирующий орган (форма № Р14001).

Данная обязанность не зависит от того, осуществляется переезд в помещение, расположенное в том же здании либо в ином здании на территории бизнес-центра, так как это в любом случае иной объект адресации.

Может ли ИФНС выставлять по старому адресу компании требования о представлении документов в рамках камеральных проверок по декларациям, поданным до переезда?

В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Каких-либо особенностей проведения камеральной проверки деклараций, представленных налогоплательщиком, который в дальнейшем изменил свое местонахождение, ст. 88 НК РФ не содержит.

Пленум ВАС РФ разъяснил, что, если организация сменила адрес и инспекцию, ИФНС по прежнему месту учета по поданным ранее нерассмотренным декларациям обязан:

  • вынести решения по существу;
  • совершить необходимые действия по принятию и исполнению решений.

Поэтому если ИФНС по прежнему месту учета начала проводить камеральную проверку декларации, а налогоплательщик в ходе проверки изменил место нахождения, завершить камеральную проверку должна та же ИФНС (п. 1 ст. 30 НК РФ, п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Соответственно, за данным налоговым органом сохраняются все права, предоставленные ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки, в том числе и право на истребование документов в порядке ст. 93 НК РФ (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Компания собирается переехать и зарегистрироваться по адресу, по которому располагается ее обособленное подразделение. Нужно ли в таком случае подавать заявление о закрытии подразделения?

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах, в том числе и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Места нахождения организации, ее обособленных подразделений определяются через соответствующие адреса.

Поэтому в случае, когда место нахождения подразделения организации перестает быть территориально обособлено от места нахождения самой организации, это подразделение больше не обладает признаками, которые определены ст. 11 НК РФ. Соответственно, организация будет должна закрыть данное подразделение и сняться с налогового учета по месту его нахождения в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 84 НК РФ (письмо Минфина России от 08.07.13 № 03-02-07/1/26374). Для этого в налоговый орган в течение 3-х рабочих дней с момента переезда подается сообщение по форме № С-09-3-2 (утв. приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/[email protected]).

У обособленного подразделения меняется адрес

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

+ информация с сайта ФНС

Уважаемые налогоплательщики – российские организации!

Федеральная налоговая служба информирует о внесении со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ существенных изменений в статьи 23, 83 — 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части учета организаций.

В частности, со 2 сентября 2010 года:
постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения филиала, представительства осуществляются на основании сведений единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) осуществляются на основании сведений сообщений, представляемых российской организацией согласно подпунктам 3 и 3.1 пункта 2 статьи 23 Кодекса;
в связи с вышеизложенным заявление о постановке на учет по форме №1-2-Учет, заявление о снятии с учета по форме №1-4-Учет, утвержденные приказом ФНС России от 01.12.2006 №САЭ-3-09/826, не применяются;
уведомление о выборе налогового органа, в котором может быть осуществлена постановка на учет российской организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, на территориях, подведомственных разным налоговым органам (далее – уведомление о выборе налогового органа) представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации.

В настоящее время ФНС России ведет работу по изданию соответствующих приказов, утверждающих новые редакции форм сообщений, представляемых российскими организациями согласно пункту 2 статьи 23 Кодекса, иных документов, используемых при учете организаций и физических лиц, а также заявлений №Р13001, №Р14001 и уведомления №Р13002, предусматривающих возможность внесения сведений об изменении места нахождения филиала (представительства), наименования филиала (представительства).

До утверждения в установленном порядке вышеуказанных форм в новой редакции ФНС России рекомендует:

1) В случае изменения места нахождения филиала (представительства) одновременно с действующими формами заявлений №Р13001, №Р14001 и уведомления №Р13002, которые заполняются с указанием сведений о создании филиала (открытии представительства) и прекращении филиала (закрытии представительства), представлять (направлять) в регистрирующий орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного филиала (представительства). При заполнении форм прежний и новый адреса филиала (представительства) указываются полностью (почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (офиса)).

ФНС России обращает внимание, что невыполнение организацией указанных условий приведет к невозможности осуществления налоговым органом процедуры снятия с учета организации в налоговом органе по прежнему месту нахождения филиала (представительства) и постановки ее на учет в налоговом органе по новому месту нахождения филиала (представительства) в связи с изменением места нахождения данного филиала (представительства).

2) Сообщение, представляемое организацией в соответствии с подпунктами 3 и 3.1 пункта 2 статьи 23 Кодекса в налоговый орган по месту ее нахождения, о создании обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства), о внесении изменений в ранее сообщенные сведения о таком обособленном подразделении, о закрытии обособленного подразделения представлять (направлять) в налоговый орган по рекомендуемым формам соответственно №С-09-3-1, №С-09-3-2 (прилагаются). При этом документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, организацией не представляются.

3) Если сведения об изменении места нахождения обособленного подразделения организации сообщаются налоговому органу с использованием действующей формы сообщения №С-09-3 (со сведениями о закрытии и об открытии обособленного подразделения), то одновременно представлять в налоговый орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного обособленного подразделения. Непредставление указанного заявления приведет к невозможности осуществления налоговым органом процедуры снятия с учета организации в налоговом органе по прежнему месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения в связи с изменением места нахождения данного обособленного подразделения.

4) Уведомление о выборе налогового органа представлять (направлять) в налоговый орган по месту нахождения организации по рекомендуемой форме №1-6-Учет (прилагается).

Одновременно ФНС России обращает внимание, что реализация положений Кодекса, предоставляющих право организациям и физическим лицам представлять в налоговые органы сообщения согласно пункту 2 статьи 23 Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) и уведомления о выборе налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), а также получать по запросу документы, подтверждающие постановку на учет (снятие с учета) в электронном виде по ТКС, возможна после утверждения соответствующих порядков, предусмотренных нормами Кодекса, наличия у организаций и физических лиц электронной цифровой подписи и внедрения в промышленную эксплуатацию соответствующего программного обеспечения.

У обособленного подразделения меняется адрес

Статьи по теме

Минфин и ФНС уверены, что, если у подразделения компании изменился адрес, пусть и в пределах одной инспекции, его сначала необходимо закрыть и снять с учета. А затем создать новый дополнительный офис и поставить его на учет уже по новому адресу (письма Минфина России от 28.12.09 № 03-02-07/1-575, ФНС России от 21.08.09 № 3-6-03/345). Четкого порядка перерегистрации в Налоговом кодексе на этот случай нет, поэтому безопаснее придерживаться рекомендаций чиновников. Алгоритм действий следующий.

1 Снять подразделение с учета по старому адресу

В инспекцию по прежнему местонахождению подразделения необходимо подать заявление по обновленной форме 1-4-Учет (утв. приказом ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-09/[email protected] в редакции приказа ФНС России от 15.02.10 № ММ-7-6/[email protected]). К нему прикладывают копию решения компании о закрытии подразделения. Например, это может быть приказ руководителя. Причем сроков для подачи такого заявления в инспекцию нет, но лучше сдать документы сразу после того, как подписан приказ руководителя о ликвидации допофиса.

2 Зарегистрировать подразделение по новому адресу

В течение месяца со дня создания подразделения по другому адресу в новую инспекцию подают заявление по форме 1-2-Учет (утв. приказом ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-09/[email protected] в редакции приказа ФНС России от 15.02.10 № ММ-7-6/[email protected]). К нему прикладывают копию свидетельства о постановке компании на учет по месту ее нахождения. А также копию выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о филиале (представительстве), если его создание отражено в учредительных документах, в остальных случаях – копию положения об обособленном подразделении или приказа о его создании.

КСТАТИ. Если новый и старый адреса подразделения находятся на территории одной инспекции, то порядок не меняется. Просто документы о постановке и снятии с учета допофиса подают в одну ИФНС. Это можно сделать одновременно.

3 Уведомить инспекцию по месту учета головного офиса

В течение месяца со дня закрытия подразделения по старому адресу и открытия по новому об этом необходимо сообщить в инспекцию по местонахождению головного офиса (п. 2 ст. 23 НК РФ). В свою налоговую потребуется направить сообщение по форме № С-09-3 (утв. приказом ФНС России от 21.04.09 № ММ-7-6/[email protected]). Для сообщения о создании и закрытии подразделения используется одна и та же форма. В бланке просто ставится соответствующий код (1 – при создании, 2 – при закрытии). То есть необходимо сдать два одинаковых бланка, но с разными данными.

Образцы новых форм заявлений, которые потребуются, чтобы поставить или снять с учета подразделение, есть на сайте в разделе «Электронные помощники»>«Ваш налоговый секретарь»>«Создание и ликвидация обособленного подразделения».