Уголовный кодекс уклонение от налогов

Статья 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

Новая редакция Ст. 199 УК РФ

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Статье 199 УК РФ

1. Объект преступного посягательства — финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями.

2. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями (см. коммент. к ст. 198).

3. Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации) (п. 2 ст. 11 НК).

3.1. К организациям, о которых говорится в коммент. статье, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.

3.2. Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК).

3.3 Юридическое лицо действует через свои органы, порядок назначения или избрания которых определяется законом и учредительными документами (ст. 53 ГК).

3.4. Не являются юридическими лицами представительства и филиалы, которые наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, указываются в его учредительных документах, действует на основании утвержденных им положений, а руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 55 НК).

3.5. Филиалы и представительства российских юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов и сборов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

4. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

4.1. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащийся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате, и фактически перечисленных налогов и сборов.

4.2. Альбомы унифицированных форм первичной документации утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 «О первичных учетных документах» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3448.

5. С объективной стороны преступление выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации только указанными в законе способами, которые аналогичны тем, которые определены в ст. 198.

6. О моменте окончания рассматриваемого преступления см. коммент. к ст. 198.

7. Обязательным условием наступления УО за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации является предельный размер неуплаченных налогов и сборов, устанавливаемый дифференцированно в зависимости от суммы неуплаты за период трех финансовых лет подряд от общей суммы подлежащих уплате платежей.

Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).

8. Квалифицированный состав преступления образует то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); б) в особо крупном размере, т.е. когда сумма налогов и (или) сборов составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает 7 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).

8.1. По смыслу закона уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации может быть признано в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченных налогов и (или) сборов образует указанные последствия по какому-либо одному из видов налогов и (или) сборов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом нескольких различных налогов и (или) сборов. Это положение распространяется и на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в особо крупном размере (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

9. К субъектам преступного посягательства могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

9.1. В тех случаях когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 (см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика, иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сбора), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии на то оснований привлечены к УО по соответствующей части ст. 199 как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33), умышленно содействующие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного коммент. статьей, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующим частям ст. 33 и 199 (см. п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

9.2. Руководители филиалов организации, не являющихся налогоплательщиками, не могут быть непосредственными исполнителями комментируемого преступления, но могут выступать в качестве соучастников преступления.

10. О субъективной стороне уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации см. коммент. к ст. 198.

11. В том случае если руководитель или главный (старший) бухгалтер уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с организации, а также от уплаты налогов и (или) сборов, подлежащих уплате им как физическим лицом, то его деяния надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199.

11.1. Должностное лицо может быть субъектом посягательства в том случае, если оно, являясь руководителем или главным (старшим) бухгалтером в государственной или муниципальной организации, уклонилось от уплаты налогов и (или) сборов. При наличии признаков злоупотребления должностными полномочиями вопреки интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления эти действия могут быть квалифицированы дополнительно по соответствующим статьям УК РФ (ст. 285, 292).

12. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — к категории тяжких.

Другой комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК РФ.

2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.

3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.

Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).

Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.

А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.

Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:

умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.

Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).

На это указано в пункте 3 постановления № 64.

Также руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, от степени участия в содеянном могут быть привлечены к ответственности:

— за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;

— за сокрытие денежных средств либо имущества организации, которые должны быть направлены на взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Таким образом, по статье 199 Уголовного кодекса РФ субъектами преступления могут быть признаны не только руководитель организации, но и главный бухгалтер (п. 7 постановления № 64):

Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Состав правонарушения и норма УК РФ

К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания:

Статья 212. Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей

1. Умышленное уклонение от уплаты налогов, собрания, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, содеянное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или любым другим лицом, которое обязанное они платить, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственных целевых фондов средств в значительных размерах, —

наказывается штрафом от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те самые действия, содеянные за предыдущим заговором группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственных целевых фондов средств в больших размерах, —

наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправимыми роботами на срок до двух лет, или ограничением воли на срок до пяти лет, с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Действие, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, содеянные лицом, раньше судимой за уклонение от уплаты налогов, собрания, других обязательных платежей, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственных целевых фондов средств в особенно больших размерах, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

4. Лицо, которое впервые совершило действие, предусмотренные частью первой и второй этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если она к привлечению к уголовной ответственности уплатила налоги, собрание (обязательные платежи), а также возместила вред, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).

Примечание. Под значительным размером средств следует понимать суммы налогов, собрания и других обязательных платежей, которые в тысячу и больше раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан, под большим размером средств следует понимать суммы налогов, собрания и других обязательных платежей, которые в три тысячи и больше раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан, под особенно большим размером средств следует понимать суммы налогов, собрания, других обязательных платежей, которые в пять тысяч и больше раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, что нужно знать?

Возможность наступление уголовной ответственности зависит от двух факторов:

  1. умысел;
  2. размер уклонения от уплаты налогов (сумма штрафов и пени сюда не учитываются).

С учетом примечания к ст. 212 Уголовного кодекса Украины, а также пункта 5 Подраздела 1 раздела ХХ «Переходные положения», подпункта 169.1.1. пункта 169.1. статьи 169 Налогового кодекса Украины, в 2016 году и в 2017 году, для наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), входящих в систему налогообложения, суммы уклонения (без учета санкций) должны составлять следующие размеры:

За 2016 год (прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо 1378 грн.)

Что может грозить за неуплату налогов

Основанием для привлечения к уголовной ответственности является уклонение от уплаты налогов, осуществленное умышленно.

Привлечение к уголовной ответственности, а еще чаще – угроза привлечения по статье 212 уголовного кодекса Украины за уклонение от уплаты налогов является одной из самых «ходовых» статей в хозяйственной деятельности.

В зоне риска 212-й находятся должностные лица, независимо от формы собственности предприятия или организации, ФОПы, а также любые другие лица, обязанные уплачивать налоги.

К должностным лицам в данном случае относятся те, кто занимает руководящую должность и уполномочен принимать решения, касающиеся денежных средств, коллектива, имущества. Следовательно, руководители и бухгалтера юридических лиц, их структурных подразделений, а также лица, которые связанны с уплатой налогов (временно исполняющие обязанности, действующие на основании доверенности и т.д.) в глазах следственных органов потенциальные преступники по 212 статье уголовного кодекса Украины. Но этим список причастных к преступлению лиц может не ограничиваться. В Едином реестре судебных решений можно без труда найти приговоры, в которых следственным органам удалось доказать, что в уклонении от уплаты налогов задействованы так называемые соучастники. К примеру, действия работника предприятия, который по поручению руководства внес в документы налогового учета и отчета заведомо ложные сведения могут быть квалифицированы как пособничество в уклонении от уплаты налогов. Более сложной выглядит ситуация с фактическими руководителями юридического лица, когда, например, собственник бизнеса дает поручение директору всеми возможными способами «минимизировать» налоговою нагрузку. Такие действия чаще всего носят признаки подстрекательства, что также уголовно наказуемо.

Основанием для привлечения к уголовной ответственности по 212 статье уголовного кодекса Украины является именно уклонение от уплаты налогов, осуществленное умышленно. Доказать или опровергнуть умышленность таких действий можно при помощи документов, которыми оформлены хозяйственные операции, а также показаний должностных лиц, сотрудников юридического лица, его контрагентов. От того, как будут оформлены эти документы и какие показания будут даны, зависит исход уголовного преследования. Важную роль имеет умышленный характер в осуществлении таких действий, поскольку неуплата налогов, произошедшая по неосторожности, исключает их квалификацию по 212 статье. Но в таком случае у соответствующих органов появляется возможность «провести» содеянное по статье 367 уголовного кодекса Украины, которой предусмотрена ответственность за служебную халатность.

Уголовная ответственность по 212-й может наступить, если неуплата налогов повлекла за собой фактическое непоступление в бюджеты либо государственные целевые фонды денежных средств в значительных, крупных или особо крупных размерах.

Для вычисления этих сумм есть примечание к статье, в котором указано, что за основу их расчета взят необлагаемый налогом минимум доходов граждан. В Налоговом кодексе необлагаемый минимум, в части квалификации уголовных правонарушений, установлен на уровне 50% от размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, на данный момент это 881 грн (с 01.01.18 по 30.04.18 необлагаемый налогом минимум доходов граждан — 1 762 грн/мес.).

Исходя из этого, минимальная сумма неуплаченных налогов в значительном размере равняется 881 тыс. грн, в крупном – 2,64 млн грн и в особо крупном размере – 4,4 млн грн.

Если же сумма неуплаченных налогов меньше значительного размера, то «виновника» можно привлечь не к уголовной, а к административной ответственности.

Если же факт неуплаты налогов, по тем или иным причинам, имел место быть, то и в этом случае еще можно избежать уголовного наказания. Для этого «уклоняющемуся» нужно уплатить неуплаченные ранее налоги, сборы или обязательные платежи, а также возместить ущерб, причиненный государству их несвоевременной уплатой (покрыть финансовые санкции, оплатить пеню).

В зависимости от условий нарушения уплаты налогов, на их плательщика (статья 126 налогового кодекса) может быть наложен штраф в размере 10% — 20% от суммы налогового долга. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, включая день погашения, из расчета 120% годовых учетной ставки НБУ.

Практически каждый документ, относящийся к хозяйственной деятельности предприятия, может стать решающим. Доначисление налоговых обязательств со стороны фискальных органов повышает вероятность привлечения в дальнейшем к уголовной ответственности. Об этом нужно всегда помнить и все соответствующие документы заблаговременно оформлять и оценивать на предмет своей защиты.