Урок личные права и свободы

Тема: Политические права и свободы

Главная > План урока

Конспект по обществознанию. 9 класса

По учебнику под редакцией Боголюбова 9 класс М.: Просвещение 2006 год

Тема: Политические права и свободы

Цель: Рассмотреть политические права и свободы

Образовательная: Познакомить с политическими правами и свободами. Расширить спектр знаний в сфере политики.

Развивающая: Развить умение рассуждать, выделять главное, делать выводы, творчески подходить к заданию

Воспитательная: Сформировать определенную позицию по отношению к политическим правам и свободам

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: доска, учебник

Основные понятия: Политика, Публичное право, выборы, референдум, заявление, предложение , жалоба.

Организационный момент (1-2 мин)

Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодня мы изучим новую тему: Политические права и свободы. Запишите тему, сегодняшнего урока в тетрадь, так же запишите домашнее задание.

Ученики записывают Тема: Политические права и свободы. Домашнее задание: параграф 46, написать сочинение на тему: Человек в политической системе.

Изучение нового материала

По названию темы ясно, что мы будем говорить о политике. А что для каждого из вас политика?

Теперь запишем определение политики, которое есть в учебнике. Политика – это область общих интересов публичной жизни. Отношения граждан и государства регулирует публичное право.

Публичное право — право, которое закрепляет и регулирует порядок деятельности органов государственной власти, отношения, построенные в началах власти подчинения. Как политика государства влияет на жизнь населения?

Каждому из нас интересно, а что он может сделать в политике. Чтобы ответить на этот вопрос мы рассмотрим политические права и свободы.

Вы разделитесь на группы каждая группа представит свое право. Существует три основных права, поэтому делимся на три группы. Я раздаю жетоны цветов флага РФ. По цветам объединяются в группы. Первая группа рассматривает право участвовать в управлении делами государства. Вторая группа право на равный доступ к государственной службе. Третья право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Задание: прочитать пункт в параграфе о своем праве и инсценировать ситуацию, которая бы раскрывала все новые понятия и связи. На подготовку дается 10 минут. Группы представляют свои инсценировки за 5 минут.

Кроме прав существуют свободы собраний, ассоциаций, слова. На странице 295 выпишите, что подразумевает каждая свобода.(3 мин)

Высказывают свое мнение о том, что такое политика.

Ученики предлагают свои варианты влияние политики на жизнь всего населения.

Первая группа представляет , как гражданин РФ участвует в управлении государством сам и через посредников. Указывают ,кто может быть посредниками как их выбирают. Как проходят выборы у нас в стране и за рубежом. Кто вправе участвовать на выборах, а кто нет. Что такое референдум.

Вторая группа знакомит с тем, что такое государственная служба, кто может занимать должности государственных служащих и какие это именно должности.

Третья группа представляет виды обращений: жалобу, заявление, предложение.

Подведение итогов. Рефлексия

Назовите, с какими правами и свободами вы сегодня познакомились? Что такое референдум, государственная служба? Какие виды обращений в органы самоуправления существуют? Что подразумевает свобода слова.

Разработка урока по обществознанию на тему «Права и свободы человека и гражданина» (9 класс, параграф 13)

9 класс, параграф 13

Права и свободы человека и гражданина. Международные документы о правах человека

1. Рассмотреть с учащимися основные права и свободы человека и гражданина.

2. Познакомить с основными международными документами по правам человека

3.Формирование основ правовой и политической культуры.

2. «Мозговой штурм» (краткий опрос).

3. Знакомство с международными документами о правах человека.

4. Знакомство с Конституцией РФ, гл. 2.

5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

6. Обобщение материала. Домашнее задание.

Тип урока: комбинированный, урок с использованием ИКТ.

Учебник «Обществознание». 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.

Международные документы о правах человека (ООН). «Всеобщая Декларация прав человека».

Конституция РФ (1993 г.).

Обязанности граждан по Конституции РФ.

1. Организационный момент.

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

Учитель знакомит учащихся с темой урока: «Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в России». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?» Учащиеся участвуют в определении задач урока.

2. «Мозговой штурм».

1. Как вы считаете, что такое права человека? Что такое свобода человека?

2. Подумайте и вспомните историю, обладали ли люди древнего мира, средних веков и нового времени правами и свободами?

3. Как вы думаете, когда мир впервые заговорил о торжестве прав и свобод во всем мире? И что для этого было сделано, создано?

Обычно юристы, говоря о праве, понимают под ним систему установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается гос. механизмом. И это есть объективное, позитивистское право.

Но люди чаще понимают под правом совокупность их собственных прав и свобод, принадлежащих им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права , когда право есть охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность, что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Субъективное право — это мера дозволенного поведения. Но любой индивид наделён определённой степенью свободы, он должен учитывать интересы других. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Может ли быть свобода абсолютной? (Выслушиваются мнения учащихся). Свобода – это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает опред. независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.

3. Международные документы о правах человека.

Впервые понятие «права человека» встречается во французской « Декларации прав человека и гражданина », принятой в 1789г. , хотя до этого были и английская Великая хартия вольностей ( 1215 ), и английский Билль о правах ( 1689 ), и американский Билль о правах ( 1791 ). Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов дали толчок к развитию института прав человека и гражданина. 10 декабря 1948г. была принята и провозглашена « Всеобщая декларация прав человека ». Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , ее главное отличие – это создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав – Европейского суда по правам человека .

Каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.

Международные документы (материалы на доске).

1. 1948 – «Всеобщая декларация прав человека». Генеральная Ассамблея ООН приняла основные стандарты прав и свобод и человека. Они были разосланы в разные страны мира для того, чтобы зафиксировать в своих Конституциях. Декларация – это международный документ рекомендательного характера.

2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.

3.1966 – «Международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав человека».

4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.

У человека должно быть множество прав и свобод, так как без них невозможно физическое и моральное существование человека, поэтому среди них нельзя выделить главные и второстепенные.

Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в указанных выше международно-правовых документов и конституциях правовых государств. Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

4. Знакомство с Конституцией РФ. 1993 г. (2глава)

Работа с демонстрационным плакатом.

В России права и свободы зафиксированы в гл. 2 Конституции РФ 1993 года. Эта глава соответствует всем нормативно-правовым актам, принятым ООН, и является наиболее полной. Конституция РФ высоко подняла статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).

Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.

В Конституции РФ нашли отражение общие принципы прав человека и гражданина :

признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

равенство мужчины и женщины;

приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

В Конституции зафиксированы гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права граждан РФ.

Работа с документом (Конституция РФ).

Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». 1 группа: получает задание изучить политические права человека. 2 группа: изучить экономические права человека. 3 группа: гражданские права. 4 группа: социальные права. 5 группа: культурные права человека.

Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу.

Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права – это возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права – это притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права – это возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

Учащиеся представляют отчет.

5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

заботиться о детях (ст. 38);

заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

получить основное общее образование (ст. 43);

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Итог. Учащиеся делают вывод о многообразии, фундаментальности и неизменности прав человека.

6. Обобщение материала. Домашнее задание.

Итак, ребята, мы с вами живем в счастливое время, когда гражданин нашего государства обладает всеми правами и свободами, необходимыми человеку для существования. Наша задача – сберечь то, что было достигнуто нашими предками.

Домашнее задание. К следующему уроку учащимся рекомендуется повторить права и свободы человека («Всеобщая Декларация прав человека») и принести Конституцию РФ.

Урок «Права и свободы человека и гражданина»

Во 2 главе конституции изложены права и свободы человека и гражданина.

Единая система прав охватывает все сферы жизни человека и общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ

Наименование группы прав

Гражданские (личные) права – принадлежат каждому человеку как биосоциальному существу от рождения и неотчуждаемы

Ст.19-25; 27-29; 45-54, 60-63

Право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на свободу совести, на свободу слова; на тайну переписки, телефонных переговоров, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения

Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создания союзов и объединений; направлять личные и коллективные прошения в органы власти; свобода массовой информации, свобода мысли и слова, Право на создание объединений; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Экономические – обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления.

Право быть собственником, право наследования, право на труд, на свободный выбор профессии и рода занятий, на отдых, на защиту от безработица.

Социальные права – обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; на жилище, на образование; на медицинскую помощь; на защиту материнства и детства; на благоприятную окружающую среду.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества, на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями и традициями); в праве определять и указывать свою национальную принадлежность

Однако существуют и другие классификации прав и свобод человека и гражданина РФ

Ограждающие права – те права, которые защищают человека от любого вмешательства других в его частную жизнь: право на жизнь, на неприкосновенность личности, на жилище, на защиту чести и репутации

Свободная активность самого человека – эта группа обеспечивает свободу для активных действий: право на свободу творчества, право на выбор профессии, право на свободу собраний, право на свободу получать и распоряжаться информацией

Обязывают государство заботится о человеке – те, которые выражают защищенность человека от плохой, недостойной жизни: право на охрану здоровья, на жилье, социальное страхование (социально-экономические права)

Так же у гражданина есть обязанности перед государством

Ст.15. Ч.2 – соблюдать конституцию РФ и законы

Ст.43. Ч.4 – обязанность получить основное общее образование

Ст. 44. Ч.3 – обязанность заботится о сохранении исторического и культурного наследия

Ст.57 — Обязанность платить налоги и сборы

Ст. 58 – обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам

Ст.59 – обязанность защищать Отечество

Юридические гарантии и система защиты прав и свобод

Гарантом всех наших прав и свобод является президент РФ.

При президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека. Его задача: изучать реальное состояние нашего законодательства.

Обеспечение прав и свобод гражданина является одной из главных задач Правительства РФ.

В стране введена должность Уполномоченного по правам человека

Наиболее мысовый вид защиты прав человека – Судебная система

Если человек не доволен решением суда, он может пойти в вышестоящую инстанцию

Ребенок – каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста

На генеральной Ассамблее ООН в 1959г. была принята Декларация прав ребенка. Основные принципы:

Равенство всех детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения.

Ребенок должен расти на попечении под ответственностью своих родителей

Малолетний ребенок (до 14 лет) не должен быть разлучаем со своей матерью (кроме исключительных обстоятельств)

20 ноября 1989г. на генеральной Ассамблее ООН принята Конвенция о правах ребенка

Введение международного каталога прав ребенка: на жизнь, на гражданство, на сохранение своей индивидуальности, свободу мысли, слова, религии, право на уровень жизни, необходимый для развития ребенка и т.д.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется

Органом опеки и попечительства

Несовершеннолетний – физическое лицо в возрасте от 14 до 18 лет.

Несовершеннолетний вправе самостоятельно:

Распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами

Совершать мелкие бытовые сделки

Совершать сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации

Достигший 16-лет может по решению органами опеки или суда быть объявлен полностью дееспособным. Условия

Работа по трудовому договору

Занятие предпринимательской деятельностью

Выступление в брак

Самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки

Личные (гражданские) права российских граждан

Урок 8. Обществознание 7 класс

Конспект урока «Личные (гражданские) права российских граждан»

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с правами человека. Сегодня мы поговорим более подробно о ваших личных (гражданских) правах, как граждан Российской Федерации.

Так что же это за права?

Личные (гражданские) права это основные права и свободы, ᅠ которыеᅠ принадлежатᅠ человекуᅠ сᅠ моментаᅠ рожденияᅠ иᅠ отражающиеᅠ ценностьᅠ жизниᅠ человека, ᅠᅠ егоᅠ достоинствоᅠ иᅠ неприкосновенность.

Личные (гражданские) права являютсяᅠ правамиᅠ каждого, ᅠ они принадлежатᅠ человекуᅠ независимоᅠ отᅠ егоᅠ гражданства, ᅠ пола, ᅠ возраста, ᅠ национальностиᅠ ᅠ илиᅠ религии.ᅠ Иᅠ, хотяᅠ ихᅠ ещёᅠ принятоᅠ называтьᅠ гражданскими, ᅠ ониᅠ неᅠ связаныᅠ напрямуюᅠ сᅠ принадлежностьюᅠ человекаᅠ кᅠ гражданствуᅠ государства.

К личным (гражданским) правам и свободам обычно относят:

· правоᅠ наᅠ жизнь;

· правоᅠ наᅠ личнуюᅠ неприкосновенность;

· правоᅠ наᅠ личнуюᅠ иᅠ семейнуюᅠ тайну;

· свободуᅠ совестиᅠ иᅠ вероисповедания;

· свободуᅠ выбораᅠ местаᅠ жительства;

· свободуᅠ отᅠ пытокᅠ иᅠ жестокогоᅠ обращения.

Этиᅠ праваᅠ былиᅠ законодательноᅠ закрепленыᅠ человекомᅠ однимиᅠ изᅠ первых.ᅠ Правда, ᅠ добиватьсяᅠ ихᅠ закрепленияᅠ людямᅠ пришлосьᅠ неᅠ совсемᅠ мирнымиᅠ средствами.

Например французамᅠ иᅠ американцамᅠ пришлосьᅠ взятьᅠ вᅠ рукиᅠ оружиеᅠ иᅠ совершитьᅠ вᅠ своихᅠ странахᅠ революции, ᅠ чтобыᅠ добитьсяᅠ провозглашенияᅠ личныхᅠ прав.

Сегодняᅠ личныеᅠ праваᅠ закрепленыᅠ вᅠ международныхᅠ документах.ᅠ Этоᅠ ужеᅠ знакомыеᅠ вамᅠ Всеобщаяᅠ декларацияᅠ правᅠ человекаᅠ иᅠ Международныйᅠ пактᅠ оᅠ гражданскихᅠ иᅠ политическихᅠ правах. А на национальном уровне данные права гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Самым главным личным правом человека, безусловно, можно назвать право на жизнь. Двадцатая статья Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на жизнь». Это значит, что никто не может отнять у человека жизнь.

Гарантируя право на жизнь, государство берет на себя обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь была в безопасности.

Помните, мы говорили с вами о том, какие разрушения и беды принесла Вторая мировая война, во время которой ценность человеческой жизни была под большим вопросом. Погибло более семидесяти миллионов жителей нашей планеты. А это больше, чем сегодняшнее население таких европейских стран как Великобритания, Франция и Италия. Поэтому в современном мире право на жизнь настолько ценно.

Одним из условий реализации этого права является отмена смертной казни.

Смертная казнь – это один из наиболее древних видов наказания человека за совершенные преступления.

Изначально она возникла в ходе применения на практике уже знакомого вам принципа «око за око, зуб за зуб». Напомним, что согласно ему, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смерть.

Свой отпечаток наложила и традиция кровной мести, которая практиковалась во многих странах как законный акт правосудия. Постепенно кровная месть была заменена смертной казнью, осуществляемой теперь от лица государства, а не родственниками пострадавшего.

Правда, в случае с кровной местью смертная казнь, как бы это ни звучало странно, защищала жизнь человека.

Как такое может быть, спросите вы? Ведь это невозможно. Дело в том, что родственники убитого считали своим священным долгом пролить кровь убийцы, неважно, текла она в его жилах или его родных, и каждое убийство порождало ещё одно, ответное, со стороны родственников убитого, таким образом, некоторые семьи враждовали целыми поколениями.

Взять хотя бы Ромео и Джульетту. Их кланы, Монтекки и Капулетти, мстили друг другу не одно поколение, и к чему это привело в итоге?

В той же Италии только на острове Сицилия за 32 года (с 1683 по 1715) из-за кровной мести было совершено около 28 000 убийств. Поэтому государство и было вынужденно взять такую ответственность на себя.

Вынесению смертного приговора должно предшествовать длительное судебное разбирательство на разных уровнях, а обвиняемому обязательно должна быть предоставлена возможность обжаловать решение суда. В ряде случаев смертная казнь может быть заменена пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы по решению суда.

В современном мире наметилась тенденция к сокращению применения или полной отмене смертной казни.

Как мы видим на карте, сегодня смертная казнь как вид наказания полностью или с оговорками не применяется во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации. Ещё в 1999 году исполнение смертных приговоров у нас в стране было приостановлено, а в 2009 году Конституционный суд Российской Федерации принял решение, согласно которому никакие суды в России более не могут выносить такое решение.

Как и у любого общественного явления, у смертной казни есть свои противники и сторонники. Сторонники смертной казни утверждают, что её применение снижает уровень преступности в государстве, так как суровость наказания должна остановить преступника.

Их оппоненты указывают на то, что судебные ошибки неминуемо приводят к казням невиновных, ведь нигде ещё не удалось создать судебную систему, работающую без ошибок. И действительно, ошибки при вынесении смертных приговоров встречаются относительно часто.

Например, в 1987 году среди смертных приговоров, вынесенных в США, было 349 ошибочных, причём 23 из них было приведено в исполнение.

В России в 1998 году Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда отменила приговоры в отношении 11 лиц, осуждённых к смертной казни, а в 2006 году на новое рассмотрение было отправлено или прекращено 61,2 % дел, по которым были вынесены смертные приговоры.

Кроме этого, по мнению противников такого рода наказаний, отмена или введение смертной казни в стране сами по себе не изменяют количества тяжких преступлений, а иногда способствуют их росту. Например, в 1954 году в СССР была введена смертная казнь за умышленное убийство. Результатом стал рост числа совершаемых убийств за счёт того, что преступники, чтобы уменьшить вероятность привлечения к ответственности, стали убивать не только потерпевших, но и свидетелей.

Наверное, вы уже сделали для себя вывод, сторонниками или противниками смертной казни вы являетесь.

Конституция Российской Федерации также гарантирует гражданину свободу и личную неприкосновенность. Двадцатая вторая статья Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».

Никто не может насильно удерживать другого человека против его воли. Например, согласно Конституции, арест или заключение под стражу допускаются только по решению суда. При этом до судебного решения человек не может быть задержан на срок более 48 часов.

С правами на жизнь и личную неприкосновенность тесно связана охрана государством достоинства личности. Двадцать первая статья Конституции Российской Федерации гласит: «Достоинство личности охраняется государством».

Государство гарантирует, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Данное положение было закреплено в международных документах и конституциях множества стран после Второй мировой войны, во время которой только в немецких концентрационных лагерях от медицинских экспериментов, принудительного труда и пыток погибло одиннадцать миллионов человек.

Гражданам России гарантировано право и на частную жизнь. Это личная жизнь каждого из нас, со своими интересами, мечтами и переживаниями, кругом своих друзей и заботами.

Конституция гарантирует каждому неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Никто не имеет права читать ваши письма или сообщения в социальных сетях, а также подслушивать ваши телефонные разговоры. Конституция запрещает собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни без вашего согласия.

Как мы с вами видим, частная жизнь защищается государством. Вмешательство в неё возможно лишь с целью выявления противоправных поступков и только на основании закона. Например при возбуждении уголовного дела.

Боле того, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность своего жилища. Его возможно нарушить только в особых случаях, связанных с расследованием проступков или неисполнением приговоров. Так, законом допускается проведение обыска в жилище или наложение ареста на имущество, если есть основания предполагать, что совершенно правонарушение. Нарушение неприкосновенности жилища в других случаях является преступлением.

Государство гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания. Это позволяет человеку поступать в соответствии со своими убеждениями, а именно исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой.

Кроме этого, закон запрещает требовать от граждан заявлений о том, каких религиозных взглядов они придерживаются.

Согласно социологическим исследованиям в нашей стране шестьдесят три процента населения считают себя православными, шесть процентов исповедуют ислам, по одному проценту приходится на иные христианские конфессии и на другие вероучения соответственно. Причислить себя к определённой конфессии не могут около четырёх процентов населения. И двадцать пять процентов граждан Российской Федерации не считают себя верующими.

Важное значение в жизни человека имеет свобода передвижения. Например, до отмены крепостного права 1861 году в Российской Империи крепостные крестьяне без разрешения помещика не могли покинуть своё постоянное местожительство и уйти, куда им захочется. В наши дни свобода передвижения гарантируется каждому, это возможность самостоятельно выбирать себе место жительства, переезжать в любую часть страны, свободно выезжать за пределы нашей страны и беспрепятственно возвращаться обратно.

Как мы с вами увидели, личные права и свободы принадлежат человеку от рождения. Они являются неотъемлемыми, по общим правилам не подлежащими какому-либо ограничению. Эти права выражают жизненные стремления человека, а их охрана – обязанность государства.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1. Что такое личные (гражданские) права?

2. Какие права можно отнести к личным (гражданским) правам?

3. О каком праве идёт речь: «Никто не может насильно удерживать другого человека против его воли»?

4. Какие международные документы гарантируют личные (гражданские) права?

5. Какой документ гарантирует личные (гражданские) права у нас в стране?

Урок № 19-20. Права и свободы человека и гражданина.

Презентация «Права и свободы человека и гражданина» ориентирована на 9 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знаний, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 19-20. Права и свободы человека и гражданина.»

Обществознание, 9 класс

Поэтом можешь ты не быть,

а гражданином быть обязан”.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

  • подвести учащихся к пониманию важности звания гражданина;
  • продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу, излагать «сквозные вопросы» темы урока
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за звание гражданина Российской Федерации, пониманию ответственности, которое оно даёт.

  • гражданин;
  • государство;
  • Конституция;
  • право;
  • права человека;
  • ответственность;
  • декларация;
  • правозащитник, диссидент;
  • демократия;,
  • тоталитаризм;
  • Комитет по правам человека

характер прав человека;

термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

находить в СМИ информацию по заданной теме;

— приводить примеры правовых отношений

Знать термины и понятия: права человека, гражданские права, политические права, экономические, социальные, культурные права,

Проверка знаний учащихся

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНСТИТУЦИИ.

ПРАВА И СВОБОДЫ

1. ЗАКРЕПИТЬ И ГАРАНТИРОВАТЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

НАРОДОВЛАСТИЕ И РЕСПУБЛИКА., ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

2.УПОРЯДОЧИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ.

СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА.

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА КОНСТИТУЦИИ.

Проверка знаний учащихся

КОНСТИТУЦИЯ РФ – ГЛАВНЫЙ……………………… ДОКУМЕНТ, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСШЕЙ……………………. СИЛОЙ , НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. ОНА ПРОВОЗГЛАШАЕТ И ГАРАНТИРУЕТ…………………… И ……………… ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ОПРЕДЕЛЯЕТ ОСНОВЫ ………………….. И …………………… СТРОЯ ,

Изучение нового материала

  • Гражданин — человек, имеющий права.
  • Конституция РФ.
  • Конституция США. Декларация независимости.
  • Декларация прав человека и гражданина.
  • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

1. Гражданин — человек, имеющий права

1. Гражданин — человек, имеющий права

ПОНЯТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА- САМОЕ СПОРНОЕ ПОНЯТИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — ЭТО ПРАВА, ПРИСУЩИЕ САМОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА, БЕЗ КОТОРЫХ ОН НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ КАК БИОСОЦИОДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ДАНЫ ОТ РОЖДЕНИЯ И НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ПРИЗНАНИЯ ИХ ГОСУДАРСТВОМ.

ГОСУДАРСТВО МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАКРЕПИТЬ И ГАРАНТИРОВАТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ .

1. Гражданин — человек, имеющий права

ПРАВА И СВОБОДЫ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ВОЛЕЙ ГОСУДАРСТВА И ЗАВИСЯТ ОТ НЕГО. ГОСУДАРСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПЕРЕЧЕНЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ.

ПОЗИТИВИСТСКОЕ (НОРМАТИВНОЕ ) ПРАВО

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ФОРМАЛЬНО ОПРЕДЕЛЕННАЯ , ЮРИДИЧЕСКИ ГАРАНТИРОВАННАЯ МЕРА ВОЗМОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГОСУДАРСТВЕННО — ОРГАНИЗОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ.

1. Гражданин — человек, имеющий права

ПУБЛИЧНЫЕ, Т.Е. ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ПРАВА РИМСКИХ ГРАЖДАН

ЧАСТНЫЕ – те, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ ПОЛЬЗУ ОТДЕЛЬНОМУ ЛИЦУ

1.ПРАВО НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ЗЕМЛЮ.

2.ПРАВО НА БРАК С РИМСКОЙ ГРАЖДАНКОЙ.

(ЕСЛИ У ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ ТОЛЬКО ЧАСТНЫЕ ПРАВА, И НЕ БЫЛО ПУБЛИЧНЫХ (ВОЛЬНООТПУЩЕНИК, КОЛОНН И Т.Д. – НЕПОЛНОЦЕННЫЙ ГРАЖДАНИН

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА:

1.ПРАВО ГОЛОСА И ПРВО ЗАИМАТЬ ДОЛЖНОСТЬ.

2.ПРАВО ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ .

3. Конституция США. Декларация независимости

1215- АНГЛИЯ – КОРОЛЬ ИОАНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ ПОДПИСЫВАЕТ «ВЕЛИКУЮ ХАРТИЮ ВОЛЬНОСТЕЙ.»

1679 – ХАБЕАС КОРПУС – ОСНОВЫ ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ.

1689 – БИЛЛЬ О ПРАВАХ

4 ИЮЛЯ 1778 ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США .

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА – 1789 .

ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

3. Конституция США. Декларация независимости

СВОБОДА СОСТОИТ В ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО НЕ ВРЕДИТ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ, ДОЗВОЛЕНО.

НИКТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАКАЗАН ИНАЧЕ, КАК ПО ЗАКОНУ.

АВТОРЫ ПЕРВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБЬЯСНИЛИ ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ

ЧЕЛОВЕК, ГРАЖДАНИН ИМЕЕТ ПРАВА, НО И НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ ПЕРЕД ЗАКОНОМ — ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

ЗАКОН – ВЫРАЖЕНИЕ ОБЩЕЙ ВОЛИ И ГРАЖДАНЕ ИМЕЮТ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В СОСТАВЛЕНИЕ ИХ

Попробуйте выделить три этапа в борьбе за права человека:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ САМОЙ ИДЕИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

ПОЧЕМУ ТАКОЙ ДОЛГИЙ ПУТЬ!?

ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИХ ЗАЩИТЫ.

4. Декларация прав человека и гражданина

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХАРТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПАКТ О СОЦИАЛЬНЫХ , ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО .

4. Декларация прав человека и гражданина

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

САМЫМ ВАЖНЫМ ДОКУМЕНТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ПРИНЯТАЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЬЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ 10 ДЕКАБРЯ 1948 ГОДА.

5. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

  • ПРАВО НА ЖИЗНЬ
  • ПРАВО НА СВОБОДУ
  • ПРАВО НА УВАЖЕНИЕ И ЗАЩИТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
  • ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
  • ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ
  • ЗАПРЕТ ПЫТОК

ЗАПРЕТ ЖЕСТОКОГО И УНИЖАЮЩЕГО ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

  • ЗАПРЕТ РАБСТВА
  • ЗАПРЕТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА
  • ЗАПРЕТ НЕПРАВОМЕРНОГО АРЕСТА И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  • ПРАВО НА УБЕЖИЩЕ
  • ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА
  • ПРАВО НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ,ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ
  • ЗАПРЕТ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ,ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ
  • СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
  • ПРАВО ВЛАДЕТЬ ИМУЩЕСТВОМ
  • ПРАВО НА ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК
  • СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами, провозглашенными Всеобщей декларацией прав человека.

5. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Политические права (права первого поколения)

  • воля народа должна быть основой власти
  • свобода мирных собраний
  • свобода мирных ассоциаций
  • право участвовать в управлении своей страной
  • право избирать и быть избранным в представительные органы власти
  • право занимать государственные должности
  • право выражения мнения
  • право искать, получать, распространятьинформацию

5. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА (права второго поколения)

  • право на жизненный уровень, достаточный для поддержания здоровья и благосостояния
  • право на справедливые условия труда
  • право на отдых и досуг
  • право на защиту от безработицы
  • право на создание профессиональных союзов
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • право на образование
  • право на социальное обеспечение

5. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Гражданские процедурные права

  • все люди равны перед законом
  • право на судебную защиту прав и свобод
  • право на справедливый суд
  • право на квалифицированную юридическую помощь
  • право на презумпцию невиновности
  • право не свидетельствовать против себя и своих близких
  • право на апелляцию

5. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина