Викторина права и обязанности детей презентация

Содержание:

Классный час на тему «Права, обязанности и ответственность ребенка»

Цель:

  • закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
  • формировать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, проектор, ноутбук, презентация (Приложение 1).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Сценка «Игра».

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Коля: Давайте поиграем в войну!

Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.

Саша: А я не хочу.

Коля: Чего не хочешь?

Саша: Играть в войну.

Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Саша: Что же вы меня заставите?

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(Дети садятся на места)

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

– Может, кто догадался о теме нашего разговора?

3. Объявление темы и постановка цели занятия:

(Права, обязанности и ответственность.) и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

На одном из классных часов мы с вами познакомились с книгой Шабельника «Ваши права» (демонстрация книги).

О чем говориться в этой книге? (ответы детей)

Давайте еще раз вспомним, почему возникла необходимость создания такого документа?

(Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе). [2]

Декларация о правах ребенка – ответы детей?

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, (в чем особенности деклараций?) (дети) их нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело — конвенция; (чем конвенция отличается от декларации?) (дети) это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

Чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

I группа прав — базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

В Конституции.

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

В нашей школе, как и в любом учреждении, что существует? (дети)

Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Он находится в вестибюле школы.

4. Презентация Вики «Права ребенка»

Мы с вами уже не раз знакомились с презентациями мамы, которая знакомит своего маленького ребенка с окружающим нас миром. Сегодня мы предлагаем вам посмотреть, как мама знакомит его с правами детей.

Физминутка – гимнастика для глаз.

5. Какие права вы реализуете в нашей школе?

(работа в группах – построение и расчет при делении групп — физминутка) результаты работы группы вывешивают на доску. (Во время работы звучит спокойная музыка)

Выводы по результатам.

6. Обсуждение иллюстраций к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека.

Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию?

Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.

Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества.

7. (работа по желанию в группе или индивидуально)

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: (слайд со статьями, распечатка статей и ситуаций детям. Приложение 2)

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)

Волк: «Козлятушки — ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)

8. Физминутка игра «Спина к спине»

предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и сыграть в игру.

9. Обязанности. Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Кто прав?

Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)

Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

10. Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы. Плакат о МРОТ

Ложный звонок

Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Ведущий зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации .

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Ведущий зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК — побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– Это нас-то, маленьких. Какой с нас штраф?

– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи — ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК — умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:

– . Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК — Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:

Ведущий: ст. 130 УК РФ — оскорбление — штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Каждый день, заходя в подъезд, мы видим следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта или звонков, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм — осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах — штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц — влечет более строгое наказание. [3]

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов — вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов — вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

13. Рефлексия

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

14. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа — твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай — помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

Викторина Права ребенка. 1020304050 1020304050 1020304050 1020304050 1020304050 СЛОВАРЬ ОБЯЗАННОСТИ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА ГЕРОИ СКАЗОК НАША РОДИНА. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемМаксим Губин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Викторина Права ребенка. 1020304050 1020304050 1020304050 1020304050 1020304050 СЛОВАРЬ ОБЯЗАННОСТИ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА ГЕРОИ СКАЗОК НАША РОДИНА.» — Транскрипт:

1 Викторина Права ребенка

2 СЛОВАРЬ ОБЯЗАННОСТИ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА ГЕРОИ СКАЗОК НАША РОДИНА

3 Конституция Основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д.

4 Право Совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство. Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять.

5 Конвенция Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.

6 Декларация Объявление, провозглашение. ……….. как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств ее подписавших.

7 1 июня – Международный день защиты детей. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации 1 июня –…………………………………… ………………– Всемирный день прав ребёнка. 12 декабря – ……………………………………………………

8 на личную неприкосновенность, жизнь и свободу; Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на ……….

9 Брак королевича Елисея и царевны был заключен при свободном и обоюдном согласии; Брак королевича Елисея и царевны был заключен при …

10 Право на жизнь и свободу Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: Какое право нарушила Баба- Яга в сказке?

11 Право на собственное жилье Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»

12 Вспомните сказку, где у героя нарушили права.

13 Российская Федерация Каково официальное название нашей страны?

14 Береза Какое дерево считают символом России?

15 Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне Кто изображен на государственном гербе Российской Федерации?

16 Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова Назовите авторов гимна Российской Федерации

17 Белый цвет — благородство и откровенность; Синий цвет — безупречность, верность, честность, целомудрие; Красный цвет любовь, мужество, смелость и великодушие Что означают цвета на флаге РФ?

18 18 Ребенком считается человек не достигший возраста ….. лет

19 На образование Рассмотри картинку и определи на что ты имеешь право.

20 Право на медицинское обслуживание Рассмотрите картинку и назовите право?

21 Родители Кто несет ответственность за ваше воспитание и развитие?

22 Право на имя Коля, Света, Вася, Петя, Лена, Марина, Лиза, Кристина, Никита, Егор, Варя, Семен, Саша, Надя, Федя…. Что это за право?

23 Перечислите ваши обязанности по дому

25 Перечислите ваши обязанности перед родителями

26 Золушка Вспомните сказку или литературное произведение, в котором у героя были обязанности нарушающие его права.

27 Перечислите ваши обязанности перед школой

28 jpg идея кнопки «домик» знак вопроса с человечком мудрая сова

29 Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей 21 г. Иваново Сайт:

Методическая разработка (5 класс) на тему:
Викторина «Права ребенка»

Викторина для учащихся 5-7 классов. Проводится в рамках Дня правовой помощи детям.

Предварительный просмотр:

Викторина «Права детей» 5-7 классы

Цель : определить степень понимания и уровень знания своих прав и свобод детей

Оборудование: листы бумаги, проектор, компьютер, презентация, конституция РФ, Конвенция о правах ребенка.

Для проведения игры формируются команды.

Словарь мероприятия
Декларация – объявление, провозглашение. Декларация как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств ее подписавших.
Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.
Конституция — Основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д.

Право – совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство (объективное право). Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять (субъективное право).

Календарь правовых дат.
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня — Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
10 декабря – День прав человека.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
1-й этап. Организационный

Учитель: Правам детей уделяется большое внимание в законодательной базе, в том числе международной. Права детей закреплены в большом количестве международных актов. Самые известные из них – это “Декларация прав ребёнка” 1959 года, и “Конвенция о правах ребёнка” 1989 года принятая ООН (Организация Объединенных Наций). А гражданами, какой страны вы являетесь? Наша страна Россия – правовое государство и оно о вас заботится. Информацию основополагающих документов мы получаем из разных источников: книг, журналов, учителей, юристов, компьютера и Интернет.
А сейчас давайте поиграем. Придумывают название своей команде. Представляют свою команду перед другими ребятами.

Презентация с игрой.

Вопрос на 10 баллов.

Основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д.

Вопрос на 20 баллов.

Совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство. Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять.

Вопрос на 30 баллов.

Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.

Вопрос на 40 баллов.

Объявление, провозглашение. ……….. как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств ее подписавших.

Вопрос на 50 баллов.

………………– Всемирный день прав ребёнка.
12 декабря – ……………………………………………………

Ответ: 1 июня – Международный день защиты детей.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Раздел: Герои сказок.

Вопрос на 10 баллов.

Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на ……….

Ответ: на личную неприкосновенность, жизнь и свободу;

Вопрос на 20 баллов.

Брак королевича Елисея и царевны был заключен при …

Ответ: Брак королевича Елисея и царевны был заключен при свободном и обоюдном согласии;

Вопрос на 30 баллов.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

Какое право нарушила Баба- Яга в сказке?

Ответ: Право на жизнь и свободу

Вопрос на 40 баллов.

Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»

Ответ: Право на собственное жилье

Вопрос на 50 баллов.

Вспомните сказку, где у героя нарушили права.

Раздел Наша Родина

Вопрос на 10 баллов

Каково официальное название нашей страны?

Ответ: Российская Федерация

Вопрос на 20 баллов.

Какое дерево считают символом России?

Вопрос на 30 баллов

Кто изображен на государственном гербе Российской Федерации?

Ответ: Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне

Вопрос на 40 баллов.

Назовите авторов гимна Российской Федерации

Ответ: Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова

Вопрос на 50 баллов.

Что означают цвета на флаге РФ?

Ответ: Белый цвет — благородство и откровенность;

Синий цвет — безупречность, верность, честность, целомудрие;

Красный цвет — любовь, мужество, смелость и великодушие

Вопрос на 10 баллов.

Ребенком считается человек не достигший возраста ….. лет

Вопрос на 20 баллов.

Рассмотри картинку и определи на что ты имеешь право.

Ответ: Право на образование.

Вопрос на 30 баллов.

Рассмотрите картинку и назовите право?

Ответ: На медицинское обслуживание.

Вопрос на 40 баллов.

Кто несет ответственность за ваше воспитание и развитие?

Вопрос на 50 баллов.

Коля, Света, Вася, Петя, Лена, Марина, Лиза, Кристина, Никита, Егор, Варя, Семен, Саша, Надя, Федя….

Что это за право?

Ответ: право на имя.

Вопрос на 10 баллом

Перечислите ваши обязанности по дому

Вопрос на 20 баллов.

Творческое задание: Стихи, песни.

Вопрос на 30 баллов.

Перечислите ваши обязанности перед родителями

Вопрос на 40 баллов.

Вспомните сказку или литературное произведение, в котором у героя были обязанности нарушающие его права.

Вопрос на 50 баллов.

Перечислите ваши обязанности перед школой

Подводятся итоги и награждаются команды.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Викторина Права ребенка

10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 Словарь Обязанности Конвенция о правах ребенка Герои сказок НАША РОДИНА

Конституция Основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д. СЛОВАРЬ 10

Право Совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство. Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять. СЛОВАРЬ 20

Конвенция Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились. СЛОВАРЬ 30

Декларация Объявление, провозглашение. ……….. как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств ее подписавших. СЛОВАРЬ 40

1 июня – Международный день защиты детей. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации 1 июня –…………………………………… ………………– Всемирный день прав ребёнка. 12 декабря – …………………………………………………… СЛОВАРЬ 50

ГЕРОИ СКАЗОК 10 на личную неприкосновенность, жизнь и свободу; Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на ……….

ГЕРОИ СКАЗОК 20 Брак королевича Елисея и царевны был заключен при свободном и обоюдном согласии; Брак королевича Елисея и царевны был заключен при …

ГЕРОИ СКАЗОК 30 Право на жизнь и свободу Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: Какое право нарушила Баба- Яга в сказке?

ГЕРОИ СКАЗОК 40 Право на собственное жилье Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»

ГЕРОИ СКАЗОК 50 Вспомните сказку, где у героя нарушили права.

НАША РОДИНА 10 Российская Федерация Каково официальное название нашей страны?

НАША РОДИНА 20 Береза Какое дерево считают символом России?

НАША РОДИНА 30 Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне Кто изображен на государственном гербе Российской Федерации?

НАША РОДИНА 40 Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова Назовите авторов гимна Российской Федерации

НАША РОДИНА 50 Белый цвет — благородство и откровенность; Синий цвет — безупречность, верность, честность, целомудрие; Красный цвет — любовь, мужество, смелость и великодушие Что означают цвета на флаге РФ?

КОНВЕНЦИЯ 10 18 Ребенком считается человек не достигший возраста ….. лет

КОНВЕНЦИЯ 20 На образование Рассмотри картинку и определи на что ты имеешь право.

КОНВЕНЦИЯ 30 Право на медицинское обслуживание Рассмотрите картинку и назовите право?

КОНВЕНЦИЯ 40 Родители Кто несет ответственность за ваше воспитание и развитие?

КОНВЕНЦИЯ 50 Право на имя Коля, Света, Вася, Петя, Лена, Марина, Лиза, Кристина, Никита, Егор, Варя, Семен, Саша, Надя, Федя…. Что это за право?

ОБЯЗАННОСТИ 10 Перечислите ваши обязанности по дому

КОТ В МЕШКЕ 20 Творческое задание

ОБЯЗАННОСТИ 30 Перечислите ваши обязанности перед родителями

ОБЯЗАННОСТИ 40 Золушка Вспомните сказку или литературное произведение, в котором у героя были обязанности нарушающие его права.

ОБЯЗАННОСТИ 50 Перечислите ваши обязанности перед школой

http://www.hereisfree.com/content1//pic/zip/201122421113324977801.jpg идея кнопки «домик» http://gatet.files.wordpress.com/2010/06/me.jpg знак вопроса с человечком http://www.design-web.com.ua/wp-content/uploads/2012/11/owl.jpg мудрая сова

Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.

Тема: Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности на кружке ритмическая гимнастика.

Выступление на родительском собрании.Цель: напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребенка от насилия.

Цель: изучение данных документов.

доклад для МРИО.

Школа приемных родителей.

Разработка родительского собрания для родителей обучающихся 5 класса.

Классный час «Права ребёнка» (8 класс)

классного часа для учащихся 8-го класса «Право быть ребёнком»

Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни;

воспитывать уважение к правам других людей;

способствовать осознанию ответственности за свои права.

Презентация (Приложение 1), компьютер, проектор, экран,

памятки для учащихся «Знай свои права»

Форма: беседа, решение задач-ситуаций

Ход классного часа

— Чтение отрывка из книги А.Усачева «Всеобщая декларация для детей и взрослых» — Приключения Маленького Человека:

Большие люди удивительно безграмотны, — подумал Маленький Человек.

– Надо это исправить.

И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках: «Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры».

Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

– Глупость какая-то написана, — заявил один Большой гражданин.

– Люди не могут рождаться равными. Я, например. Когда родился, весил 4 кг 500 г, а мой сосед всего 3 кг 100 г, а вы.

– Послушайте! – сказал Маленький Человек. — Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

? Как вы понимаете смысл плаката? Что вы возразите Маленькому Человеку?

Объявление темы классного часа и цели (слайд 1 презентации)

А) Знакомство с правами ребёнка

— Ребята, 20 ноября – всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка» (слайд 2).

— Как вы думаете, почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка?

(Работа сл слайдами 3 — 6, демонстрирующими проблемы голода, продажи детей, физической и других угроз их жизни…).

Вывод: Дети требуют защиты потому, что имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите.

— Обмен мнениями учащихся по вопросам:

— Какими правами вы пользуетесь?

— Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

— А приходилось ли вам нарушать права других людей?

– Существует немало документов, в которых обозначены права детей. Это и Семейный Кодекс, и Уголовный Кодекс РФ. Документ, о котором мы с вами сегодня говорим – это Конвенция о правах ребенка.

В Конвенции — 54 статьи, и они касаются, прежде всего, прав детей, а также обязательств государств по защите прав детей. Наше государство приняло на себя обязательства выполнять этот документ.

— Работа со слайдами

Итак, внимание на экран. Статья 1 Конвенции даёт определение «ребёнок» (слайд 7)

Далее учитель называет основные права детей и работает со слайдами 8 – 24:

— Вопросы по ходу демонстрации слайдов:

— Как понимаете данное право?

— В чём оно проявляется?

— Как обеспечивается данное право?

(Пример работы со слайдом №10: В статье 6 Конвенции записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы.

— Как вы думаете, справедливо ли поступали жители Спарты?

— Объясните свою точку зрения.

Вывод: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. Провёл 70 сражений и все выиграл. Свой знаменитый поход через Альпы Суворов совершил в 69 лет).

2. Связь прав и обязанностей (слайд 25)

— Почему вы видите равновесие на весах?

— О чём это говорит?

— Почему не бывает прав без обязанностей?

3. Организации по защите прав ребёнка

– Куда же можно обратиться в случае нарушения ваших прав? (Слайд 26)

А) «Литературно-правовая викторина»

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

(Ответ: статья, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством — ст. 31)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

5 ситуация: В классе остались две девочки, освобождённые от урока физкультуры. Они начали рисовать, и вдруг обнаружилось, что у них не оказалось ластика. Одна из девочек решила взять у подружки Оли, которая в это время занималась физкультурой. Девочка стала рыться в портфеле Оли. Она нашла блокнот и стала читать. Затем ей попался дневник и она начала его читать тоже. В это время входит Оля: «Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Б) Викторина «Права литературных героев»

Ребята, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы ещё одной викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Ледяная избушка»).

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Белоснежка и семь гномов», «Квартет»).

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? («Айболит»).

В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («По щучьему велению, по моему хотенью»).

В) Дерево эмоций

— Ребята, на доске – дерево без листьев. Давайте дополним его листочками разного цвета. У меня на столе зелёные, жёлтые и красные листья. Если вам понравился классный час, был для вас значимым, вы прикрепите зелёный листок, если не очень — жёлтый, если совсем классный час ничего не дал – прикрепите красный листок.

Г) Заключительное слово учителя:

Спасибо за участие в нашем разговоре! Я надеюсь, что он не прошёл бесследно. Хочу обратить ваше внимание на то, что правильно пользоваться своими правами не менее важно, чем их просто знать. Но в первую очередь их надо знать, поэтому я раздам сейчас каждому ПАМЯТКУ « Знай свои права» (Приложение 2).

Сейчас, сидя за партами в школе, вы пользуетесь правом на образование. Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права. А ещё подробнее узнать о правах и о том, как ими пользоваться, можно на Интернет-сайте pravadetey.ru. (слайд 27)

ЗНАЙ СВОИ ПРАВА
(из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.