Временное хранение это по тктс

Комментарий к СТ 168 ТК ТС

Статья 168 ТК ТС. Места временного хранения товаров

Комментарий к статье 168 ТК ТС:

Для хранения товаров в соответствии с процедурой временного хранения предусмотрены специальные места — склады временного хранения. Согласно п. 1 ст. 168 ТК местами временного хранения товаров могут быть и иные места в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Такие исключения установлены ст. ст. 260 и 265 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», ст. ст. 129 — 131 Таможенного кодекса Республики Беларусь, ст. 198 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Довольно обширный перечень иных мест установлен Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». К таким местам отнесены:

1) склад таможенного органа;

2) склад получателя товаров;

3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;

4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;

5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;

8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

9) места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.

В Республике Казахстан перечень мест хранения, не являющихся складом временного хранения, более краткий:

1) склады хранения собственных товаров;

2) таможенные и свободные склады;

3) помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченных экономических операторов;

4) склад получателя, не включенный в реестр владельцев мест или складов временного хранения;

5) автомобильные транспортные средства при условии нахождения транспортного средства на территории, принадлежащей получателю или используемой им на праве аренды;

6) железнодорожные транспортные средства, находящиеся на участке железнодорожного пути, который является собственностью лица, обладающего полномочиями в отношении товара, либо используется указанным лицом на праве аренды.

В Республике Беларусь возможность временного хранения товаров в иных местах может быть предусмотрена как самим Таможенным кодексом, так и актами Президента Республики Беларусь. В частности, к числу иных мест временного хранения согласно положениям Таможенного кодекса Республики Беларусь отнесены: склад получателя товаров, транспортные железнодорожные средства, места общего пользования железнодорожных станций, водные суда, воздушный транспорт, порт, аэропорт, аэродром.

Как можно заметить, во всех трех государствах — членах Таможенного союза в качестве иных мест перечислен склад получателя товаров. Временное хранение на складе получателя товаров позволяет ускорить товарооборот, упростить осуществление таможенных операций для отдельных категорий участников внешнеэкономической деятельности. Хранение на складах получателей товаров допускается, в частности, для государственных органов или учреждений. Получатель может разместить товар на своем складе при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в достаточной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров.

В Российской Федерации ст. 201 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлена возможность хранения товаров на складе таможенного органа. Склады временного хранения таможенных органов являются складами открытого типа, т.е. они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. Отношения таможенных органов, являющихся владельцами складов временного хранения, с лицами, помещающими товары на хранение, как и отношения других владельцев складов временного хранения открытого типа с указанными лицами, строятся на основе публичного договора. Такой договор в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ должен заключаться складом с каждым, кто к нему обратится, на равных для всех условиях. За хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа взимаются таможенные сборы в соответствии с главой 14 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

———————————
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

Временное хранение товаров в иных местах временного хранения осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица. Как правило, разрешение на временное хранение в иных местах выдается с условием представления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Места временного хранения являются зонами таможенного контроля, которые могут быть постоянными и временными. Так, ч. 2 ст. 198 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со ст. 163 федерального закона.

Места временного хранения товаров должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств — членов Таможенного союза. К обустройству склада временного хранения могут предъявляться, в частности, требования об ограждении территории, прилегающей к помещению склада (при расположении склада временного хранения вблизи автомобильных магистралей и дорог), либо обозначении на местности (при расположении складов временного хранения в зонах морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, на железнодорожных станциях); требования целостности территории склада временного хранения в пределах периметра; неразрывности помещений склада и территории, прилегающей к помещениям склада; наличия на территории, прилегающей к помещениям склада, условий для маневра и размещения автотранспортных средств, перемещающих товары.

Примерами требований к оборудованию склада временного хранения являются требования о наличии на складе временного хранения охранной сигнализации, противопожарной сигнализации и средств пожаротушения, проверенного оборудования для взвешивания товаров с различными пределами взвешивания, погрузочно-разгрузочной техники.

В качестве требований к месту расположения склада временного хранения могут предъявляться такие, как разумная близость от автомагистралей и главных дорог, наличие подъездных путей.

В ст. 260 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» установлены отдельно требования к складам хранения собственных товаров. Таможенным кодексом Республики Беларусь установлено, что при временном хранении товаров в транспортных железнодорожных средствах на местах общего пользования железнодорожных станций, должна быть обеспечена сохранность товаров и исключен доступ к ним посторонних лиц (п. 1 ст. 129 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Предъявляемые требования обусловлены основными целями временного хранения товаров, а также обязанностями, возложенными ТК на владельца склада временного хранения (обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов). Несоблюдение требований к обустройству, оборудованию и месту расположения склада временного хранения товаров является основанием для отказа в выдаче свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения (подп. 1 п. 1 ст. 24 ТК), а невыполнение возложенных обязанностей — основанием для исключения владельца склада временного хранения из указанного реестра (подп. 2 ст. 25 ТК).

Кроме того, ТК установлены ограничения к хранению товаров, требующих особых условий хранения или которые могут причинить вред другим товарам: они должны храниться на складах или в отдельных помещениях складов временного хранения, которые специально приспособлены для хранения таких товаров (п. 3 ст. 168 ТК). Указанное положение соответствует рекомендуемому правилу 3 главы 2 Специального приложения A к Киотской конвенции, согласно которому опасные товары, товары, могущие повредить другие товары, или товары, требующие специальных условий хранения, должны разрешаться к временному хранению на складах, специально оборудованных и назначенных компетентными органами для их приемки.

В соответствии с п. 4. ст. 168 ТК размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств — членов Таможенного союза. Так, в Республике Беларусь товары признаются помещенными под таможенную процедуру временного хранения товаров с момента выдачи таможенным органом письменного разрешения на временное хранение товаров (п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Республики Беларусь). В соответствии со ст. 266 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» в качестве документов, подтверждающих помещение товаров и транспортных средств на временное хранение, таможенный орган, расположенный в пункте пропуска, принимает копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, а таможенный орган назначения принимает транзитную декларацию или иные документы, определенные международными договорами Республики Казахстан. Прием и регистрация документов, подтверждающих помещение товаров и транспортных средств на временное хранение, и подтверждение помещения товаров в местах временного хранения осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. В Российской Федерации также установление порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля делегированы соответствующему федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела (ч. 7 ст. 198 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Статья 167. Общие положения о временном хранении товаров

СТ 167 ТК ТС

1. Временное хранение товаров — хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

3. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 167 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

Временным хранением товаров, согласно части 1 комментируемой статьи, является хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Временное хранение совершается с целью обеспечения сохранности товаров до их выпуска, а также в целях проведения таможенного контроля в отношении таких товаров. Данная операция отнесена к таможенным операциям, предшествующим подаче таможенной декларации, осуществляется до таможенного декларирования, т.е. до заявления декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС).

Комментируя статью 167 ТК ТС ЕврАзЭС, необходимо обратить внимание на то, что в ранее действующем законодательстве присутствовал термин «процедура временного хранения». В настоящее время такой процедуры не существует, все виды таможенных процедур перечислены в ст. 202 ТК ТС ЕврАзЭС, а временное хранение согласно п. 29 ч. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС относится к таможенным операциям, т.е. к определенным таможенным законодательством действиям, совершаемым лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

В комментируемом Кодексе (п. 10 ч. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС) установлено, что на временное хранение помещаются только иностранные товары, т.е. товары, которые не являются товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с нормами ТК ТС ЕврАзЭС (например, товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и полученные в результате операции по переработке товаров (ч. 2 ст. 239 ТК ТС ЕврАзЭС); товары, помещенные под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, полученные в результате операции по переработке товаров (ч. 3 ст. 265 ТК ТС ЕврАзЭС)).

Вместе с тем временное хранение товаров согласно ч. 2 ст. 167 ТК ТС ЕврАзЭС не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Исключением из общего правила является также и то, что и товары для личного пользования согласно ч. 4 ст. 354 ТК ТС ЕврАзЭС помещаются на временное хранение по желанию физического лица, перемещающего такие товары через таможенную границу. Если же такие товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и уже ввезены физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза, то они не могут поместить такой товар (или товары) на склад временного хранения даже при желании, а в соответствии с ч. 2 ст. 152 ТК ТС ЕврАзЭС такие товары подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза.

При помещении товаров на склад временного хранения они приобретают особый статус, в силу которого лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных комментируемым Кодексом (ч. 3 ст. 167 ТК ТС ЕврАзЭС).

Согласно части 3 комментируемой статьи лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных комментируемым Кодексом.

Такие правила установлены главами 22, 23 ТК ТС ЕврАзЭС. В частности, в ч. 3 ст. 150 ТК ТС ЕврАзЭС устанавливается, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

При ввозе товаров в местах прибытия (в местах перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза) может совершаться, в частности, таможенная операция, связанная с временным хранением товаров. Перевозчик товара или иное заинтересованное лицо в соответствии с заявленной таможенной процедурой (ч. 4 ст. 160 ТК ТС ЕврАзЭС) обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, в течение 3 часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия.

Иной срок может быть установлен таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств — членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

Кроме того, товары на временное хранение не помещаются в случае, если в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (ч. 6 ст. 225 ТК ТС ЕврАзЭС) или в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (ч. 4 ст. 160 ТК ТС ЕврАзЭС), при условии, что иные сроки не установлены таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств — членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом:

— таможенному органу подана и им зарегистрирована таможенная декларация (ч. 3 ст. 190 ТК ТС ЕврАзЭС);

— представлены все сведения, необходимые для таможенного декларирования товаров (ст. 181 ТК ТС ЕврАзЭС);

— представлены документы, необходимые для выпуска товаров, за исключением случая, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, и по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов после выпуска товаров (ст. 183 ТК ТС ЕврАзЭС).

В других случаях товары в соответствии с пунктом 6 статьи 225 ТК ТС ЕврАзЭС в течение трех часов должны быть помещены на склад временного хранения. Данная информация содержится в письме ФТС РФ от 01.10.2010 N 01-11/48055 «Об исполнении требований статей 160 и 225 Таможенного кодекса Таможенного союза».

Статья 168. Места временного хранения товаров

1. Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза (далее — места временного хранения).Места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств — членов таможенного союза.
2. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.

3. Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров.

4. Размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств — членов таможенного союза.

Комментарий к статье 168 ТК ТС

1. Согласно части 1 комментируемой статьи под местами временного хранения товаров понимаются склады временного хранения (далее — СВХ) и иные места в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Склады временного хранения аналогичны таможенным складам, временное хранение товаров на складе временного хранения сходно с хранением товаров на таможенном складе. В обоих случаях на хранение могут помещаться только иностранные товары, в отношении которых также предоставляется освобождение от уплаты таможенных платежей. Но, в отличие от временного хранения товаров, которое представляет собой таможенную операцию, предшествующую помещению товаров под таможенную процедуру — хранение товаров на таможенном складе осуществляется в соответствии с таможенной процедурой, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока (не более трех лет) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. В Российской Федерации согласно ст. 69 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 склады временного хранения могут быть двух типов: открытого или закрытого типа.

Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для использования любыми лицами.

Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров (например, пищевых продуктов, нефтепродуктов и т.д.), в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения. Владелец склада временного хранения вправе ограничить сферу своей деятельности путем определения типа склада временного хранения. В данном случае в роли участника таможенных правоотношений выступает не лицо, перемещающее товары через таможенную границу, т.е. участники внешнеэкономической деятельности, а взаимоотношения таможенных органов осуществляются с одним из лиц, которые в таможенном законодательстве называются лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (то есть лица, оказывающие посреднические услуги, которые, однако, также могут одновременно выступать и в роли лица, перемещающего товары через таможенную границу).

Иными местами временного хранения иностранных товаров в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза (в нашем случае в Российской Федерации) могут являться согласно ч.1 ст. 168 ТК ТС и ст. 198 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311:
1) склад таможенного органа;
2) склад получателя товаров;
3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;
4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;
5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;
6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;
8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;
9) места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.

2. Вторым условием, согласно абз.2 ч.1 комментируемой статьи, является то, что места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств — членов таможенного союза. Соответственно в Российской Федерации согласно статье 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 детализировано устанавливаются следующие обязательные требования:
1) помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля;
2) к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Данное требование не применяется к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, который расположен в пункте пропуска и на который не будут доставляться товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Территория, предназначенная для использования в качестве склада временного хранения, является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать на указанную территорию в любое время суток. За въезд транспортного средства, перевозящего находящиеся под таможенным контролем товары на указанную в ч.2 комментируемой статьи территорию и его нахождение на ней в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, плата не взимается;
3) к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляются также следующие требования:
— наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);
— расположение помещений, предназначенных для склада временного хранения открытого типа, только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости;
— наличие обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр в любое время года без нанесения ущерба досматриваемым товарам;
— ограждение прилегающей территории, указанной в части 2 статьи 71 вышеупомянутого Закона. Если технологические особенности функционирования склада временного хранения делают невозможным либо нецелесообразным ограждение прилегающей территории, то по решению таможни указанная территория может быть обозначена в порядке, установленном для обозначения зон таможенного контроля;
— ограждение либо обозначение на местности открытой площадки, если она используется в качестве склада временного хранения (учитывая специфику склада в зависимости от вида транспорта при перемещении товаров и транспортных средств от таможенной границы Российской Федерации до склада временного хранения);
— территория склада временного хранения не должна включать объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;
— наличие на складе временного хранения обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения (если на указанном складе предполагается хранение таких товаров);
— наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения;
— обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, необходимость, количество и тип которых таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов, действующих в Российской Федерации. Тип технических средств для проведения радиационного контроля, критерии принятия решений об их необходимости и о количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
— наличие досмотровой рентгеновской техники, необходимость и количество которой таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом. Тип досмотровой рентгеновской техники, критерии принятия решений о ее необходимости и количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
— наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на складе временного хранения, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки товаров, которые планируется хранить на складе временного хранения;
— наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом;
— наличие телефонной и факсимильной связи, оргтехники и множительной техники;
— обеспечение возможности передачи таможенному органу в электронном виде сведений, содержащихся в отчетности о товарах, находящихся на складе временного хранения, и получения в электронном виде от таможенного органа сведений о выпуске товаров, находящихся на складе временного хранения;
— наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники и иная погрузо-разгрузочная техника);
— наличие электронной системы размещения и учета товаров (для складов временного хранения, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров), совместимой с программными продуктами, используемыми таможенными органами, и позволяющей таможенному органу контролировать размещение и нахождение товаров в ячейках, а также проведение осмотров, измерений, пересчетов, взвешивания товаров работниками склада и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров с определением даты и времени проведения указанных операций;
— склад временного хранения открытого типа должен располагаться в достаточной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей;
— склад временного хранения должен располагаться в пределах неразрывной по периметру территории;
— склад временного хранения не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов;
4) в пункте пропуска или в месте, приближенном к Государственной границе Российской Федерации, в том числе исходя из специализации, пропускной способности и оборудования пункта пропуска, при соблюдении которых на территории склада временного хранения будет размещаться таможенный орган, ФТС России вправе устанавливать дополнительные и (или) иные требования к обустройству, оборудованию, месту нахождения склада временного хранения и прилегающей территории.

Согласно ч.6 ст. 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 в отношении складов закрытого типа, могут не применяться требования к обустройству и оборудованию и месту нахождения. В ч.6, 11, 15 и 18 ч.4 ст. 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 указаны следующие требования:
1) территория склада временного хранения не должна включать объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;
2) наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники и иная погрузо-разгрузочная техника);
3) наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на складе временного хранения, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки товаров, которые планируется хранить на складе временного хранения;
4) склад временного хранения должен располагаться в пределах неразрывной по периметру территории.

Данные исключения из общих правил принимаются по решению таможенного органа исходя из специфики хранимых товаров и соблюдения критериев, установленных ч.1 ст. 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 (т.е. при условии обеспечения сохранности товаров и исключения доступа к ним посторонних лиц).

Следует учитывать, что согласно ч.2 ст. 168 ТК ТС все места временного хранения являются зоной таможенного контроля, что определяет, например, ч.1 ст. 97 ТК ТС, в соответствии с которой такими зонами являются территории складов временного хранения и иные места, определенные законодательством государств — членов таможенного союза. А ч.2 и 3 ст. 97 ТК ТС предусмотрено, что зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств — членов таможенного союза.

За несоблюдение данных правил законодательством государства установлена ответственность.

Например, в Российской Федерации ст. 16.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.

В сложившейся судебной практике уже имеются случаи привлечения к ответственности по данной категории дел.

Так, в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 N 17АП-8387/2013-АКу по делу N А60-10354/2013 и от 27.09.2013 N 17АП-10265/2013-АК по делу N А60-10388/2013 дважды одному и тому же юридическому лицу в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности таможенным органом по ст. 16.14 КоАП РФ за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций отказано, поскольку наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности подтверждены.

В частности, суд указал, что поскольку срок, установленный решением начальника таможни о создании временной зоны таможенного контроля в иных местах (в данных случаях по месту нахождения лица, привлекаемого к ответственности) — истек, то таможенным органом обоснованно была применена ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения в виде наложения административного штрафа на юридическое лицо согласно статье 16.14 КоАП.

3. Частью 3 комментируемой статьи установлено также, что товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров. Это, как правило, согласно ч.2 ст. 69 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 — склады закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

Согласно части 4 комментируемой статьи размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств — членов таможенного союза.

В настоящее время в Российской Федерации в целях реализации положений ч.2 ст. 121, ч.4 ст. 168 ТК ТС такая процедура утверждена Приказом ФТС России от 29 декабря 2012 года N 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах».

Порядок предусматривает, что перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее — уполномоченные лица) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом — 12 часов).

Уполномоченное лицо не позднее 3 часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом — 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) представляет таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если указанные документы уже представлены таможенному органу, в частности, представлены перевозчиком при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, уполномоченное лицо представляет таможенному посту письменное обращение, составленное в произвольной форме и содержащее сведения о реквизитах этих документов.

Если на момент представления указанных документов товары уже размещены в месте их временного хранения, в качестве указанных документов используется отчетность по форме ДО-1.

Если в качестве документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, используется отчетность по форме ДО-1, подтверждением о регистрации документов является экземпляр указанной отчетности, возвращаемый владельцу СВХ (иного места временного хранения товаров) и содержащий отметки, предусмотренные вышеназванным Порядком.

Журнал регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, ведется в электронном виде. Регистрация осуществляется в срок не более одного часа после подачи таких документов таможенному органу.

Если временное хранение товаров будет осуществляться не в месте расположения таможенного поста, производящего завершение таможенной процедуры таможенного транзита, либо таможенного поста, которому предъявляются товары в месте прибытия, указанный таможенный пост контролирует фактическое размещение товаров в месте временного хранения в ходе проведения проверки товаров.

Перемещение товаров из места расположения таможенного поста до места их временного хранения осуществляется таможенным органом с применением таможенного наблюдения в соответствии со ст. 114 ТК ТС, в том числе с применением технических средств, (за исключением случаев, когда документы, представлены в таможенный орган владельцем СВХ (иного места временного хранения)).

Если при осуществлении таможенного наблюдения таможенным постом устанавливаются факты незапланированных остановок транспортного средства, изменения маршрута движения в случае, если перемещение товаров из места прибытия на СВХ (иное место временного хранения товаров) осуществляется по постоянному маршруту, начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) принимает решение о дальнейших действиях по контролю за перемещением товаров, в случае необходимости организует выезд уполномоченного должностного лица таможенного поста на место возникновения нештатной ситуации в целях установления причины происшествия.

В случае установления факта невозможности осуществления дальнейшей перевозки товаров на СВХ (иное место временного хранения) начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) принимает решение о дальнейших действиях в отношении товаров, а также обеспечивает оформление спецсообщения согласно установленному порядку и направление его в оперативно-дежурную службу таможни.

Консультации и комментарии юристов по ст 168 ТК ТС

Если у вас остались вопросы по статье 168 ТК ТС и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Временное хранение это по тктс

Войти через социальные сети

По истечении срока временного хранения товаров товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами. Что может предпринять организация для соблюдения требований таможенного законодательства?

Действительно, у организаций во внешнеэкономической предпринимательской деятельности часто возникают затруднительные ситуации, однако не стоит забывать о возможностях выхода из них без значительных финансовых потерь и штрафных санкций. Рассмотрим наиболее распространенный в последнее время пример.

Белорусская организация заключила с польской организацией контракт на поставку товара. На момент прибытия товара у организации возникли финансовые трудности, вследствие которых у нее отсутствуют средства для уплаты таможенных платежей для выпуска товара таможенными органами в свободное обращение. Товар помещен на временное хранение. Срок временного хранения истекает. Что может в данной ситуации предпринять организация для соблюдения требований таможенного законодательства с учетом того, что основания для отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин отсутствуют?

В первую очередь необходимо отметить, что в соответствии со ст. 170 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) по истечении срока временного хранения товаров товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами в соответствии с гл. 21 ТК ТС. Таким образом, до истечения срока временного хранения организации для избежания задержания необходимо поместить товары под какую-либо таможенную процедуру.

В соответствии со ст. 203 ТК ТС лицо, перемещающее товары через таможенную границу, самостоятельно выбирает определенную таможенную процедуру, под которую помещает товары в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств — членов Таможенного союза. Виды таможенных процедур определены статьей 202 ТК ТС, а содержание каждого вида таможенной процедуры определено главами 30–43 ТК ТС. При этом в соответствии со ст. 179 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию, а согласно ст. 185 ТК ТС таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено ТК ТС.

Как следует из вопроса, белорусская организация изначально планировала поместить товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которая согласно ст. 209 ТК ТС представляет собой таможенную процедуру, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 210 ТК ТС одним из условий помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является согласно уплата ввозных таможенных пошлин, налогов.

Соответственно, в связи с тем, что у организации нет средств на уплату таможенных платежей, ей необходимо поместить товар под таможенную процедуру, содержание и условия которой не предусматривают уплату таможенных платежей.

Ряд таможенных процедур не предусматривают уплату таможенных платежей, в частности, возможно использовать в рассматриваемой ситуации таможенные процедуры реэкспорта, отказа в пользу государства, таможенного склада.

Таможенная процедура реэкспорта, содержание которой определено ст. 296 ТК ТС, является таможенной процедурой, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Таким образом, ее возможно применить, если организация не рассматривает в перспективе возможность использовать рассматриваемые товары на территории Евразийского экономического союза.

Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства определено ст. 310 ТК ТС и установлено, что это таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства — члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования. При ее использовании на владельца не ложатся расходы на последующее таможенное декларирование с уплатой всех соответствующих таможенных платежей, а также транспортные расходы на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза. Однако он отказывается непосредственно от самих товаров.

Согласно ст. 229 ТК ТС таможенный склад — это таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока (максимальный срок 3 года — ст. 231 ТК ТС) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Полагаем, что с определенными допущениями можно согласиться, что в рассматриваемом случае выбор таможенной процедуры таможенный склад будет наиболее обоснованным, поскольку при помещении под нее необходимо будет уплатить таможенные сборы, а во время нахождения товаров на таможенном складе заинтересованная организация может найти финансовые средства для последующего помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей.