Вузы готовящие юристов

Юридические вузы Москвы: места и проходные баллы

Выпускникам юридических вузов устроиться на работу по специальности совсем непросто, несмотря на это, данное образование на протяжении многих лет остаётся одним из самых востребованных и престижных. А средневзвешенный балл ЕГЭ по направлению «Юриспруденция» неизменно держится в лидерах – 80,4 балла.

Что ж, спрос рождает предложение, поэтому на сегодняшний день получить высшее юридическое образование в Москве можно почти в 100 вузах. Но, как говориться, юридический вуз юридическому вузу рознь…

По результатам итогов зачисления студентов в 2011 году мы составили рейтинг самых популярных юридических вузов Москвы:

Факультет права НИУ «Высшая школа экономики» никогда не значился в списках самых престижных мест для получения высшего юридического образования в Москве. Однако в 2011 году конкурс на данный факультет оказался одним из самых высоких по университету и по направлению «Юриспруденция» в целом – 356 баллов из 400 возможных. Несомненным преимуществом данного вуза является чрезвычайно гуманная система скидок на платное образование. Так, например, абитуриенты, недобравшие до «бюджетного» места не более 30 баллов, платят всего 30% от указанной в контракте суммы. За «недобор» каждых последующих 10 баллов придётся выложить ещё по 10% от стоимости обучения.

Для того чтобы стать студентом бюджетного отделения юридического факультета этих престижных московских вузов, в 2011 году абитуриентам пришлось набрать минимум 342 балла из 400 возможных. Проходной балл в Высшую школу государственного аудита МГУ, где также ведётся обучение по направлению «Юриспруденция», был ещё выше – 361 из 400 возможных, что стало абсолютным рекордом 2011 года.

Не прошедшим по конкурсу в эти юридические вузы Москвы, придётся сильно потратиться. Стоимость обучения на юридическом факультете МГУ составляет 265 тыс. рублей в год (очная форма обучения) и 200 тыс. рублей в год (очно-заочная форма обучения). На факультете Высшая школа государственного аудита в год за обучение придётся отдать 271 тыс. рублей. В финансовом университете год обучения стоит 249 тыс. рублей. А в свете того, что по направлению «Юриспруденция» в данном вузе в прошлом году было выделено всего 32 бюджетных места (с конкурсом 12 человек на место), учиться здесь бесплатно суждено лишь самым способным школьникам.

Далеко не все юридические институты Москвы могут похвастаться ажиотажем, всегда окружающим МГИМО. Впрочем, данный вуз гарантирует, что вы получите отменное образование, будете учиться вместе с детьми политической и экономической элиты и, почти наверняка, немедленно по окончании института получите хорошую работу.

В МГИМО безусловно стоит пытаться поступить абитуриентам, которые хотят посветить свою жизнь международному праву, а в сочетании с отменной языковой подготовкой данного вуза, его диплом становится буквально на вес золота. Однако задача не так проста: всего 77 бюджетных мест, четверть из которых займут победители олимпиад… или же рекордные 7 тысяч евро в год. Тем не менее, МГИМО один из немногих вузов России, где даже при поступлении на коммерческое отделение, необходимо показать весьма достойный результат – средний бал по ЕГЭ почти 70.

Пятое место в списке лучших юридических вузов Москвы ожидаемо занимает Мекка будущих юристов, адвокатов и судей – Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина, для поступления в которую в прошлом году необходимо было набрать 312 баллов из 400 (средний бал по ЕГЭ – 85,5). Хотя данный бал на первый взгляд кажется высоким, но, в отличие от лидеров списка, в МГЮА не надо сдавать дополнительные экзамены – достаточно предоставить великолепные результаты ЕГЭ по четырём предметам: русский язык, обществознание, история и иностранный язык. С другой стороны, почти половину бюджетных мест этот государственный юридический вуз Москвы обычно отдаёт целевикам.

РАНХиГС всегда отличалась налётом элитарности: строгая пропускная система, охрана настоящей полицией и… гарантированная работа по специальности в крупной государственной или коммерческой организации по окончании обучения. Единственная проблема – получить высшее юридическое образование в Москве в данном вузе довольно сложно – всего 46 бюджетных мест и очень высокая конкуренция.

С одной стороны, РУДН никак не должен был попасть в число лучших юридических вузов Москвы. Тем не менее, он достойно замыкает наш ТОР-7. Объяснений этому два. Во-первых, в данном вузе отличная языковая подготовка, которая очень важна для студентов, планирующих работать юристами в интернациональных компаниях. Во-вторых, невероятно маленькое количество бюджетных мест для вуза таких размеров – всего 35.

Юрист как призвание

Как ясно следует из вышеприведённого рейтинга, получить качественное высшее юридическое образование в Москве под силу только самым лучшим школьникам или же детям тех родителей, для которых не составит труда заплатить 5-6 тысяч евро в год. А что делать остальным? Ответ очевиден – подавать документы в другой вуз. Однако сразу хотим заметить, что после обучения на юриста «просто так», шансы получить хорошую работу стремятся к нулю. Среди работодателей есть негласный список вузов Москвы примерно из 10 лучших юридических вузов, среди которых, разумеется, нет ни одного из нижеперечисленных учебных заведений.

«Проблемы высшего юридического образования в Украине: новые вызовы современных реалий». Именно такой теме был посвящен «круглый стол» по вопросам подготовки юридических кадров в высших учебных заведениях Украины, который состоялся на днях в Академии правовых наук Украины и проводился под эгидой редакционной коллегии журнала «Право Украины» и ректората Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого. В диспуте приняли участие руководители ведущих юридических школ Украины, известные отечественные ученые в области права, представители профильных министерств, правовых учебных заведений негосударственной формы собственности. Специалисты отметили: такой откровенный профессиональный разговор состоялся впервые за все годы существования украинского государства, проблемы высшего юридического образования в Украине уже устарели, возникли они еще на заре становления украинской государственности, но, к сожалению, не решаются годами.

«Судите сами, — обратил внимание ректор Национальной юридической академии имени Я. Мудрого Василий Таций. — В Украине диплом о юридическом образовании выдают почти 300 (!) факультетов и вузов. Это почти столько, как во всех странах Европы вместе взятых».

Предлагаем вниманию наших читателей и прежде всего специалистам в области отечественного права, руководителям профильных министерств и ведомств, от решений которых и зависит будущее юридического образования и правовой защищенности граждан и общества, фрагменты интереснейших выступлений участников этого заседания.

Неподобающе подготовленные юристы — это опасность как для государства, так и для общества

Василий Таций, ректор Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, президент Академии правовых наук:

— Уважаемые участники «круглого стола»! Нам необходимо обсудить, обдумать сложную и, наверное, весьма важную тему для нашего государства, для всех учебных заведений, которые готовят специалистов в области права, да и, безусловно, для всех граждан Украины — проблемы высшего юридического образования Украины. Ибо так или иначе почти каждый из нас не раз в жизни сталкивался с проблемами, законное, а значит, успешное и справедливое решение которых зависит от квалификации юриста и его этическо-моральных качеств.

Участники нашего «круглого стола» — это представители ведущих юридических учебных и научных учреждений страны, Министерства юстиции Украины, общественных организаций и представители средств массовой информации. Мы рады, что к работе присоединились коллеги из Германии. Еще раз напоминаю, что идея проведения этого «круглого стола» принадлежит редакционной коллегии журнала «Право Украины» и ректорату Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого. Я думаю, что присутствующих, авторитетных специалистов в области отечественного права не следует лишний раз убеждать в том, насколько важна и ответственна наша сегодняшняя дискуссия.

Как ректор учебного юридического заведения, в первую очередь хотел бы отметить, что высшее юридическое образование занимает особое место в системе образования Украины. Это обусловлено той ролью, которую играет профессия юриста в решении очень многих задач, связанных с нормальным функционированием государства и всесторонней защитой гражданских прав и свобод. Я хотел бы в связи с этим подчеркнуть, что практикующий юрист в своей деятельности принимает решения, которые определяют авторитет и уважение к государству и являются чрезвычайно важными для судьбы человека. Но когда эти решения идут вразрез с законодательством, нарушают или не защищают права граждан и интересы государства, то это уже не что иное, как беззаконие, что противоречит самой идее правового государства.

Не случайно именно в Конституции Украины указано, что Украина — суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Безусловно, чтобы термин «правовое государство» приобрел новое качественное содержание, нам необходимо пройти непростой и продолжительный путь. Но как быстро мы его преодолеем — зависит прежде всего от деятельности представителей нашей профессии. Безусловно, юридическое сообщество должно брать на себя ответственность за состояние дел охраны прав человека и гражданина, за развитие в Украине действительно правового демократического государства.

На сегодняшний день, на мой взгляд, перед нами стоят две главные проблемы: насколько система юридического образования отвечает реальным нуждам государства и общества, и насколько уровень подготовки кадров отвечает стандартам качества юридического образования. К величайшему сожалению, в государстве до сих пор окончательно не определен на нормативном уровне перечень тех профессий и видов деятельности, которой должны заниматься люди, имеющие высшее юридическое образование. А если так, то мы не имеем достаточно обоснованного государственного заказа на подготовку юристов. В стране, кроме того, создана такая разветвленная сеть юридического образования, что не отвечает не только реальным нуждам государства и общества, а и здравому смыслу. По нашим данным, в Украине функционирует 288 высших учебных заведений (вместе с отделенными подразделениями), выдающих выпускникам диплом юриста.

Для сравнения хотел бы отметить: до 1991 года в Украине было лишь пять высших учебных заведений, готовивших юристов как для нашего государства, так и для других государств. Безусловно, необходимость в юристах с развитием демократических, рыночных институтов возрастает. Но опять стоит вопрос о качестве подготовки, о том разумном пределе между количеством и качеством, который нельзя переходить. По данным статистики, сегодня на первых местах по безработице — юристы и экономисты. Но в то же время как государственным структурам, так и хозяйствующим субъектам сложно найти квалифицированного юриста. Поэтому очевидно, что только широкая сеть вузов не отвечает поставленным задачам, объективным нуждам общества, а лишь отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов. И потому перед Министерством образования, Министерством юстиции, правительством в целом надо ставить вопрос о наведении элементарного порядка в системе юридического образования, поскольку такое положение вещей уже действительно таит опасность для нормального функционирования органов власти и экономических институтов.

В последнее время в этом направлении многое делается, но, к сожалению, желаемый результат не достигнут. Вопрос качества высшего образования вновь поднял министр образования и науки Иван Вакарчук, этому было посвящено последнее заседание ГАКа. Установлены факты, когда высшие учебные заведения получали лицензии или проходили аккредитацию с существенными нарушениями установленного порядка.

По моему убеждению, вузы должны обеспечивать высокий уровень научно-преподавательской деятельности, надлежащий уровень обучения, научной деятельности студентов (современные учебные корпуса, библиотеки, информационные подразделения, центры научных исследований) и т. п. Но и этого мало! Надо также обеспечить современные бытовые условия для проживания (общежития, отели, питание, медицинское обслуживание), наличие подразделений, влияющих на развитие физических и духовных нужд молодого человека (спортивные сооружения, стадион, бассейн, дворец студентов, студенческие творческие клубы и многое другое).

Не могут быть похожи друг на друга университеты (академии), как и не могут быть похожи друг на друга их выпускники. Каждый вуз должен готовить своих, во многом уникальных, особых выпускников, поэтому важно сформировать портрет (модель) такого выпускника. Он должен по уровню знаний, навыков и умений, уровню культуры, интеллигентности и порядочности, готовности служить человеку и закону, отличаться, в лучшем смысле, от многих других. Это непростая задача, и поэтому для ее решения необходимо привлекать как преподавателей, так и студентов, а возможно, и выпускников вузов.

Серьезной проблемой является обеспечение качества подготовки специалистов. Это непосредственно связано с корректированием модели профессиональной подготовки, которая нынче практически носит «догоняющий» характер. Формирование содержания юридического образования осуществляется «от практики», что могло бы быть допустимым для стабильного правового общества, с постоянными профессиональными традициями и стабильным социальным порядком. Для общества и государства, находящихся в состоянии реформирования, такой подход явно не оправдывает себя. Следование упрощенной модели спроса на юридическую профессию, с большой долей достоверности, приведет к перепрагматизации. В связи с этим считают, что базовая подготовка юриста всех квалификационных уровней должна опираться на подготовку юриста широкого профиля, что позволит обеспечить академическую и профессиональную мобильность специалиста. Таким образом, такая модель, ориентированная на определенный уровень юридического образования, должна привести, с одной стороны, к формированию широкого мировоззрения специалиста-юриста, а с другой стороны, должна включать в себя требования к объему знаний и навыков в определенных видах юридической деятельности.

Повышение качества юридического образования связано с его ориентацией на спрос со стороны наиболее динамичных отраслей хозяйственного комплекса, социальной и культурной сфер жизнедеятельности общества, формированием инновационных форм и уровней юридического образования, подготовкой специалистов-юристов на основе коррекции содержания и характера юридического образования, ориентацией на нужды социального развития.

Актуальной проблемой является углубление международных аспектов юридического образования, разработка учебных программ, других материалов, направленных на интеграцию высшего юридического образования в Европейское и мировое образовательное пространство. Важным направлением сотрудничества является участие в совместных европейских проектах с ведущими вузами Европы, что поможет преодолеть неконкурентоспособность украинских вузов на европейском и мировом рынках образовательных услуг.

То есть следует провести ряд практических мер на пути интернационализации высшего юридического образования. Интернационализация как процесс международной ориентации вузов имеет в своей основе три основных элемента: наличие международного компонента в содержании учебных планов и программ, международная мобильность студентов и профессоров, наличие программ технического сотрудничества и взаимопомощи. Актуальность этой проблемы вызвана прежде всего интеграцией экономик разных стран, международного экономического рынка, глобальными проблемами человеческой цивилизации, обязательствами Украины относительно гармонизации национального законодательства с международным, присоединением Украины к Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций по высшему образованию в европейском регионе».

Естественно, что нынче весьма актуальны вопросы модернизации высшего образования в контексте Болонского процесса. Болонский процесс — революционное явление для Европы XXІ века. Декларация министров образования стран Европы (Болонья, 19 июня 1999 г.) стала фактором интенсификации образовательного сотрудничества как инструмента развития демократических обществ, поскольку университеты всегда играли значительную роль в интеллектуальном, культурном, социальном и техническом развитии Европы.

Миссия современного университета — быть центром знаний высокого уровня

Вячеслав Комаров, проректор Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого:

— Проблематика, волнующая нас сегодня, не только украинская. Совсем недавно прошла серьезная реформа юридического образования в Японии, можно наблюдать определенные коррекции американского образования и в других странах. И это не случайно, поскольку в современных условиях повышается роль образования в социальном развитии. Оно все в большей степени становится важнейшим фактором общественного прогресса, когда возникает необходимость поиска новых систем образования, более демократичных, диверсифицированных, результативных с позиций интересов общества, которые преодолевают профессиональную замкнутость и культурную ограниченность и ориентируются на широко образованную личность.

В этом году Институтом высшего образования китайского университета Цзяо Тун проводился всемирный рейтинг университетов и опять в первой десятке — шесть университетов США и четыре университета Великобритании. Как правило, для определения рейтинга используются следующие показатели: довольны ли студенты, успешность научных исследований, критерии поступления в университет, соотношение студентов и преподавателей, финансовые расходы на библиотечное и компьютерное обеспечение студентов, расходы на студентов, не связанные с учебным процессом (спорт, здравоохранение), качество выпускников (процент выпускников, получивших диплом с отличием), перспективы трудоустройства выпускников, процент студентов, полностью прошедших курс обучения.

Составляющие качества образования разные, но определяющими являются отбор студентов, эффективность процедуры допуска к высшему образованию, кадры, материальные ресурсы вузов, уровень их научных школ, общая репутация учебных заведений, готовящих юристов для государства. Социологи образования хорошо знают, что такое «миссия современного университета», который, во-первых, должен быть центром трансляции культуры, знаний высокого уровня, а во-вторых, особым инструментом влияния на общество. Я думаю, каждое учебное юридическое заведение, равно как и законодательство о высшем образовании, должны быть ориентированы на то, что вузом можно будет признать лишь то учреждение, которое способно выполнить эту миссию. Надеюсь, что новая редакция закона о высшем образовании будет способствовать этому.

Модернизация высшего юридического образования вызывает разработку принципиально новых теоретических, методологических и организационных основ усовершенствования системы высшего юридического образования. Как известно, Кабинет Министров Украины 10 апреля 2001 г. утвердил Программу развития юридического образования на период до 2005 г. В программе шла речь о необходимости приведения юридического образования в соответствие к мировым требованиям, создания условий для удовлетворения нужд граждан в современном юридическом образовании и реализации права на работу по полученной специальности, полное обеспечение потребностей органов государственной власти, правоохранительных органов, других сфер юридической практики в специалистах-юристах.

К сожалению, не все положения этой программы были реализованы. Наиболее актуальной остается проблема оптимизации сети юридических учебных заведений с учетом их возможностей осуществлять образовательную деятельность, о чем уже говорилось. В то же время необходимо обратить внимание на потенциал сети вузов вразрез регионов (индикатор мощности). Он существенно дифференцирован. Так, приблизительно распределение общего лицензионного объема по направлению «право» по регионам составляет: Северный — 39 процентов, Восточный — 27, Южный — 14, Западный — 11, Центральный — 9 процентов. Только в Киеве существует около 50 учебных заведений, готовящих юристов.

Неравномерное распределение высших учебных заведений и лицензированного объема порождает определенные социальные проблемы, поскольку для молодежи разных регионов создаются неравные возможности для получения высшего юридического образования.

Остается актуальным вопрос усовершенствования юридического образования. В современных социокультурных условиях можно выделить ряд генеральных тенденций, определяющих изменения в содержании, характере образования. Некоторые из них уже нашли свое определенное выражение в развитии украинской высшей юридической школы. Однако сегодня необходимо, по нашему мнению, полнее учитывать главные факторы, определяющие развитие содержания высшего юридического образования, а именно: реализация личностно-ориентированной парадигмы в системе высшего юридического образования; фундаментализация высшего юридического образования; профессионализация высшего юридического образования; переход к многообразию образовательных программ (по срокам, уровням и направлениям обучения), что создает предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий согласно запросам и возможностям человека; разработка и внедрение в образовательную практику нового поколения государственных стандартов высшего юридического образования; информатизация высшего юридического образования, переход от изучения компьютерной техники к освоению информационных коммуникационных технологий.

Утверждение стандартов — задача Министерства образования и Министерства юстиции

Александр Святоцкий, главный редактор юридического журнала «Право Украины», доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии правовых наук:

— Сегодня в Великобритании около 100 университетов, во Франции — около 80, в Италии — около 60, в Польше — 11, а в Украине — 904 (!), из них в 288 (!) учат будущих юристов. Положительный в свое время процесс существующая система лицензирования и аккредитации превратила в своеобразный фарс юридического образования. Поэтому аккредитационные комиссии должны быть выведены за бюрократические структуры. Они должны быть прозрачными и осуществлять свою деятельность под контролем общественности. Общество должно знать, почему то или иное учебное заведение лишено аккредитации. Эти данные необходимо обнародовать как в специализированных, так и в общественных изданиях. Это будет значительная помощь процессу оптимизации юридического образования в Украине.

Владимир Богатырь, заместитель министра юстиции Украины:

— Проблемы высшего юридического образования в Украине — кричащие. Юрист едва ли не единственный профессионал, от которого зависит обеспечение в обществе гражданских прав и свобод, развитие процессов создания государства. Уже почти два года Министерство юстиции не имеет представителей в Государственной аккредитационной комиссии. Отстранение Министерства юстиции от этого процесса, к сожалению, фактически привело к тому, что не все из вузов, как государственной, так и других форм собственности, отвечают лицензионным условиям относительно кадрового, методического и материально-технического обеспечения. Эта проблема порождает неудовлетворительное качество подготовки юристов. Довольно большое количество высших учебных заведений вовсе не приспособлены к конкурентоспособным условиям. Открытие учебных заведений, отделов, филиалов, факультетов в других городах приводит к тому, что даже лицензированное и аккредитованное учебное заведение привлекает за пределами места своего нахождения такое количество студентов, учить которых некому. Периодические выезды в эти подразделения преподавателей главного учебного заведения не могут обеспечить проведение качественной просвещенской деятельности. Кроме того, часто государственные вузы не используют объем набора студентов, заявленный в лицензиях, не обеспечивают достаточное количество преподавателей с учеными званиями и научными степенями.

Профессия юриста на сегодняшний день весьма многогранна. На первом плане — личные характеристики, высокий уровень морального и правового сознания и правовой культуры специалистов. Для этого высшие учебные заведения должны так осуществлять систему образования, чтобы выпускники не только много знали, умели, но и владели высокой правовой культурой. Традиционные юридические школы как раз показывают лучшие образцы такой подготовки.

Но общее состояние высшего юридического образования в Украине нуждается в применении радикальных мер как на государственном уровне, так и на уровне взаимодействия высших учебных заведений. Именно утверждение государственных стандартов высшего юридического образования и квалификационных уровней — первейшая задача, над которой должны работать и Министерство образования, и Министерство юстиции как профессиональный представитель нашей профессии в правительстве.

Александр Святоцкий, главный редактор юридического журнала «Право Украины», доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии правовых наук:

— Скажите, пожалуйста, а есть ли вообще необходимость в частном юридическом образовании? Мне обидно, когда все время крутят на телевидении рекламу об одном из киевских вузов, который круглогодично осуществляют набор на юридический факультет. Есть ли потребность вообще в частных юридических учреждениях, которых уже 124?

Владимир Богатырь, заместитель министра юстиции Украины:

— Украине необходимо профессиональное, квалифицированное высшее юридическое образование. Однако и в государственной, и в частной форме юридического образования должны быть достигнуты единые стандарты, обеспечивающие возможность выпуска профессионального, квалифицированного юриста, который сможет ответить на вызовы сегодняшнего дня. Поэтому я не противопоставлял бы частную и государственную формы образования. Тем не менее именно те юридические школы, которые были созданы до независимости Украины, являются той колыбелью, которая выпускает наиболее квалифицированные юридические кадры. Кстати, в Германии есть лишь одно частное учебное заведение, готовящее юристов.

Практика сегодня не воспринимает сложившуюся ситуацию

Анатолий Селиванов, председатель научного совета журнала «Право Украины», доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии правовых наук:

— Поздравляем преподавателей, профессоров, ректоров, так как, наверное, это первое мероприятие, первый «круглый стол» за существование высшей юридической школы в независимой Украине, который мы проводим с Академией правовых наук, с Национальной юридической академией, с нашим ведущим журналом по этим наболевшим проблемам. Я припоминаю, как лет десять назад тогдашний декан юридического факультета Киевского университета сенсационно заявлял на телевидении, что развитие юридического образования в Украине — лучшее в мире. И вот прошло столько лет, и мы на «круглом столе» убеждаемся, что состояние юридического образования в Украине можно охарактеризовать как стагнация, низкое качество преподавания.

Мы не можем в дальнейшем так безразлично относиться к выработке критериев качества высшего образования. Практика сегодня не воспринимает ситуацию, сложившуюся в высшей школе, когда даже учебники по теории государства и права переписываются из базовых учебников ведущих ученых, профессоров, компилируются, дублируются целые разделы, не отображаются новые доктрины. Учебники уже пытаются издавать даже студенты, составляя их из известных научных трудов. Я уже не упоминаю сомнительные пособия по конституционному праву. Почему в этом связи не слышно весомое слово Минобразования и науки Украины, в составе которого есть методический совет и лица, дающие разрешение на учебники? Срочная необходимость реформы юридического образования является общественной потребностью. В юридических вузах, в частности, России, уже продолжительное время читают лекции студентам по этим дисциплинам, выпускают специалистов по конституционному праву. А в базовых классических университетах Украины, к сожалению, к этому даже не подошли. Потому что учебные программы построены так, что, например, в Киевском университете на юридическом факультете 58 часов посвящено архаической «квазидисциплине» организации делопроизводства на четвертом курсе, а о курсе законодательной техники и законотворчестве студенты даже не слышали.

Я должен сказать и то, что дифференциация в традиционных областях права не приводит к качественному улучшению учебного процесса. Появилось, например, коммерческое договорное, семейное право в области гражданского законодательства, транспортное, воздушное и т. п., но где у нас новейшая школа по подготовке юристов именно по таким направлениям?

Не поэтому ли на практике нельзя провести действенный конкурс на занятие должностей на государственной службе. Почему? Так как мало кто может пройти этот конкурс, даже из выпускников наших лучших юридических школ. О «специалистах» из других вузов можно говорить по отдельным личностям. В юридических фирмах уже давно не объявляют конкурсы, так как они знают, что кадры можно подобрать лишь в нескольких вузах страны. Это живые картинки для понимания того, какое качество мы сегодня имеем в юридическом образовании.

Надо привлекать общественность

Василий Нор, заведующий кафедрой криминального процесса и криминалистики Львовского национального университета имени Ивана Франко, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии правовых наук:

— Знаете, мы немного сами виноваты в разладе, наставшем в высшем юридическом образовании. Находясь в высших аккредитационных комиссиях, мы либерально подходим к аттестации, лицензированию и аккредитации вузов. Юридическое образование сегодня, безусловно, расплылось, разделилось на государственное и частное, и те цифры, которые сегодня прозвучали, о многом говорят. Конечно, в наличии большого количества юридических вузов есть определенный позитив. Население получает юридическую помощь и, я думаю, что от этого общество лишь выигрывает. Но необходимо все-таки четко различить приоритеты: для чего готовится юрист, в какой сфере он будет применять приобретенные знания. Если это для повышения квалификации менеджера, руководителя какого-то предприятия, учреждения — то здесь должны быть одни требования. Но если молодой человек готовится стать профессиональным юристом, работать в государственных структурах — то здесь, очевидно, надо подходить с другой, более высокой мерой, с другими требованиями.

Мне кажется весьма положительным было бы на сегодняшний день, чтобы организаторы «круглого стола» и наш ведущий журнал «Право Украины» при участии общественных юридических структур построили рейтинг юридических вузов страны.

Я считаю, что мы что-то делаем неправильно, когда расширяем, например, сеть юридических учреждений в системе Министерства внутренних дел. Подобные специализированные учебные заведения в мире не прижились. Думаю, что для того, чтобы поднять на надлежащий уровень юридическое образование в государстве, нужно к этому в большей степени привлекать общественность. Когда-то, в 1997 году, у нас действовала Ассоциация юридических вузов Украины. Мне кажется, мы недооценили эту организацию в свое время и теперь ее работа сошла на нет. Ее роль надо поднимать.

Сегодня это элемент бизнеса

Юрий Бошицкий, ректор Киевского института права Национальной академии наук, профессор:

— Прежде всего благодарю организаторов за этот разговор. Для меня честь участвовать в обсуждении такой крайне важной проблемы для нашей страны, как юридическое образование. Мы выразили уже много разных мнений, которые в моем понимании можно констатировать так: в юридическом образовании очень много проблем, но есть и определенные достижения. По крайней мере большинство из нас работает каждый день именно с этой целью. Но возвращаясь все-таки к тому, что проблем больше, и это, возможно, объективно, я хотел бы сказать следующее. Неужели мы не понимаем сегодня, что юридическое образование стало элементом бизнеса, заработчанства? Вузы просто зарабатывают немалые средства на дипломах о якобы полученном юридическом образовании.

Здесь уже говорилось о том, что в условиях рынка со временем все нормализуется, сильные останутся, слабые уйдут с арены. Приводились примеры как континентальной системы права, так и американской. Но процессом обучения все-таки необходимо управлять и развивать систему юридических учебных заведений. Так как в Соединенных Штатах на одну тысячу граждан 34 юриста, в Германии — 17, в Японии — 14, в Украине — только 3.

Серьезной проблемой действительно являются: стандарты высшего юридического образования, количество юридических вузов, их кадровый, материально-технический потенциал. Но не менее важен вопрос, о чем мы сегодня мало говорили, — это морально-этический климат в профессиональной подготовке молодежи. Обращают ли вузы, особенно недавно созданные, на это внимание? В основном — нет. В нынешних условиях все пытаются как можно быстрее выдать студенту диплом. И если мы готовим для страны юристов, которые знают законодательство и могут им пользоваться, но не имеют соответствующей морально-этической базы, — это еще больше ошибка, она обязательно спустя некоторое время проявится. Поэтому очевидно, что с этой точки зрения юридическое образование должно опекаться проблемой становления современных специалистов. Например, в Германии (сегодня здесь присутствуют немецкие коллеги) юридическое образование находится под юрисдикцией Министерства образования и само Министерство образования определяет сколько надо специалистов в той или иной отрасли, существуют институты мониторинга качества юридического образования.

У нас существуют пять классических юридических вузов, которые были еще в советский период. Поэтому эта база и должна в дальнейшем обеспечивать государственные учреждения юридическими кадрами, а частные вузы пусть готовят юристов не для публичной сферы, а для работы в частной, хозяйственной сферах. Если такой подход был бы определен, нам бы легче всем было готовить кадры.

Студенты обязательно должны знать иностранные языки

Армин Хелланд, доктор, профессор, заведующий кафедрой гражданского и трудового права Университета имени Мартина Лютера Галл-Виттенберг:

— Уважаемые коллеги, вы дали мне возможность ознакомиться с очень интересной панорамой подготовки юридических специалистов в Украине. Все эти актуальные проблемы, которые вы затронули, напоминают мне проблематику, с которой я сталкиваюсь в Германии. С момента воссоединения Германии в нашей стране существует 93 университета и приблизительно половина из них готовит юридических специалистов. Действительно, как вы вспомнили, есть только один частный вуз в пределах этой системы. Но как и у вас, у нас также складывается определенная диспропорция между нуждами общества и предложением вузов. Однако эту диспропорцию не всегда можно решить каким-то математическим способом, то есть не все можно урегулировать. Тем не менее, по моему мнению, в Германии есть система, которая регулирует процессы подготовки юридических кадров. С одной стороны, за всем стоит государство, которое все контролирует. С другой — университеты сами решают, сколько специалистов они могут подготовить. То есть сами университеты, сами юридические факультеты принимают решение, как им обустроить юридическое образование.

Что касается экзаменов для специалистов, то обе стороны — и вузы, и государство — вмешиваются в этот процесс. Но относительно допуска, который получают юристы для работы на должностях нотариуса, прокурора, или может адвоката, то его могут предоставить только по решению университета и государственных органов.

Немецкое юридическое образование, как образование в целом, состоит из двух этапов. На первом — происходит подготовка кадров на протяжении пяти лет. На втором — сдается экзамен перед государственными органами власти. И только после этих двух этапов юридического образования и сдачи соответствующих экзаменов можно занимать соответствующую юридическую должность. Наши студенты имеют и четкое представление о том, какие из 43 юридических факультетов дают качественные знания, а какие не очень.

Хотел бы сказать, что у нас также проводится юридическая реформа, главная цель которой — объединить практику и теорию. Кроме того, мы поставили цель — студенты юридических вузов обязательно должны знать иностранные языки.

В какой стране лучше учиться на юриста?

Статья о плюсах и минусах юридического образования в разных странах мира.

Юриспруденция – популярное направление в зарубежном образовании. Большое количество будущих юристов стремятся поступить в престижные заграничные университеты, чтобы получить глубокие знания в области права, а также диплом о высшем образовании международного образца.

Если вы решили изучать юриспруденцию за рубежом, не стоит забывать о том, что в каждой стране есть свои особенности преподавания права, которые нужно учитывать при выборе места учебы. Из этой статьи вы узнаете о том, как юриспруденция преподается в Австралии, Новой Зеландии, Англии и США, и сможете решить для себя – знания, полученные в какой из стран, в наибольшей степени будут соответствовать вашим ожиданиям.

На территории Австралии находятся 32 университета, в которых можно изучать юриспруденцию и получить степень бакалавра, магистра или доктора права. Выпускники правовых школ Австралии высоко ценятся по всему миру по нескольким причинам.

Во-первых, в этой стране можно получить действительно глубокие и фундаментальные знания юриспруденции. Во-вторых, в процессе обучения упор делается на усвоение не только местных правовых норм, но и на изучение мирового права. И, наконец, австралийские университеты выдают дипломы международного образца. Все это позволяет выпускникам правовых школ Австралии успешно работать по всему миру.

Университеты Австралии разнообразны по своим традициям, истории и методам преподавания. Здесь вы можете поступить в традиционный вуз с устоявшимися порядками, а можете выбрать одну из сравнительно новых школ права, которые отличаются современным подходом к процессу обучения и активно пользуются новыми методиками.

Вне зависимости от того, какой вуз вы выберите, изучение права в бакалавриате займет 3 года, за которые вы узнаете о фундаментальных принципах юриспруденции, получите практические профессиональные навыки, теоретические знания и опыт участия в судебных процессах, научитесь юридической этике и осознаете роль права в современном обществе.

Как и Австралия, Новая Зеландия с радостью принимает в свои учебные заведения иностранных студентов, а право здесь можно изучать в 9 крупных университетах, некоторые из них были основаны еще в 19 веке, отличаются легендарной историей и вековыми традициями. В отличие от многих стран, изучение юриспруденции в вузах Новой Зеландии начинается уже с первого года, т.е. вы можете поступить в университет после школы, не имея высшего образования, и сразу начать изучать право.

Для тех, кто уже имеет университетское правовое образование, в местных вузах предусмотрены программы магистратуры и докторантура по юриспруденции. Отличительная особенность программ по изучению юриспруденции в Новой Зеландии заключается в том, что здесь вы можете изучать не только фундаментальное право, но и специализироваться на Спортивном Праве, Праве Масс-Медиа, Компьютерном Праве и других областях.

Кроме того, в университетах Новой Зеландии студенты могут совмещать изучение юриспруденции с изучением других дисциплин и получить степень бакалавра в двух областях, в таком случае обучение продлится 5 вместо 4 стандартных лет.

Как известно, английское образование славится во всем мире, а выпускники местных университетов принимаются на престижные должности в десятках стран. Изучение юриспруденции, как одной из фундаментальных наук, широко развито в Англии, и сегодня здесь представлено более 200 программ по изучению права, причем подобные программы предлагают как старейшие английские вузы, так и молодые развивающиеся университеты.

Таким образом, если вы решили изучать юриспруденцию в Англии, перед вам открывается широкий выбор учебных заведений и образовательных программ.

Как и в Новой Зеландии, в Англии не нужно иметь правового образования для поступления в университет и изучения юриспруденции. Здесь вы можете получить степень бакалавра, магистра или доктора, а также пройти специальные программы специализации и повышения квалификации, минимальная продолжительность которых составляет 1 год.

Стандартное обучение в бакалавриате занимает 4 года и может быть совмещено с изучением бизнеса, экономики, политики, инженерии или иностранных языков. Помимо этого, для выпускников существует широкий спектр стажировок и специализированных на той или иной области юриспруденции курсов, которые помогают студентам английских вузов укрепить свои знания и получить опыт работы на международной правовой арене.

Изучать юриспруденцию с США, как и в Англии, очень престижно, однако, у местной системы преподавания права есть свои особенности, которые необходимо учитывать. В отличие от вышеперечисленных стран, где для поступления на юридический факультет требуется только диплом о среднем образовании, американские школы права предлагают только докторантуру в области юриспруденции с последующим получением степени Juris Doctor (J.D.), также возможно получение степени Магистра Права, но уже после присвоения степени J.D.

Таким образом, для поступления в любую американскую школу права необходим диплом о получении степени бакалавра в любой области, которая может никак не соприкасаться с правовыми дисциплинами.

Обучение в правовой школе в Америке длятся 3 года, при этом каждый год учебы имеет свою специфику, а за весь период обучения студент постигает все возможные теоретические и практические аспекты юриспруденции. Важно помнить о том, что каждый штат США имеет свою систему законодательства, что накладывает отпечаток и на правила, заведенные в правовых школах, в зависимости их месторасположения.