Задать вопрос налоговое управление

Содержание:

Державна фіскальна служба України

Про Службу

Законодавство

Фізичним особам

Юридичним особам

Самозайнятим особам

Ведення митної статистики

Почтовый адрес:

04053, г. Киев, Львовская пл., 8

График работы:

С понедельника по пятницу с 09:00 до 13:00 и с 13:45 до 18:00 (в пятницу — до 16:45)

Электронная почта:

Телефоны:

Контактные телефоны службы делопроизводства:

тел. +38 (044) 2725159, тел. +38 (044) 2726255, тел. +38 (044) 2722956,

факс (автомат) +38 (044) 2720841.

Информационно-справочный департамент:

0-800-501-007 (бесплатно со стационарных телефонов) с 8.00 до 20.00 (кроме субботы и воскресенья).

Граждане, находящиеся за пределами Украины, имеют возможность позвонить в Контакт-центр со стационарного или мобильного телефона по номеру +380 44 454 16 13.

[email protected] (для получения информационно-справочных услуг без использования электронной цифровой подписи)

Сервис «Пульс» Государственной фискальной службы Украины принимает обращения граждан и субъектов хозяйствования (далее — Заявители) относительно неправомерных действий или бездействия, возможных коррупционных правонарушений в сфере служебной деятельности со стороны конкретных должностных лиц структурных подразделений ГФС и ее и территориальных органов (далее — информация).

Заявители могут предоставить информацию по телефону 0800-501-007, выбрав на интерактивном голосовом автоответчике направление «4», и на электронный адрес: [email protected]

Информацию о достоверности сведений и применения запретов, определенных Законом Украины «Об очистке власти» о лицах, в отношении которых проводится проверка, можно сообщить по телефону 0800-501-007, выбрав на интерактивном голосовом автоответчике направление «5», или на электронный адрес: [email protected]

Граждане могут выложить устные обращения к ДФС в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан» (с изменениями и дополнениями), средствами телефонной связи через Контакт-центр ГФС по телефону 0800-501-007, выбрав на интерактивном голосовом автоответчике направление «3 ».

Электронные обращения от граждан принимаются в ДФС на электронный адрес [email protected] в виде сканкопий или фотокопий письменных обращений с подписью заявителя.

Запрос на получение публичной информации в соответствии с Законом Украины от 13 января 2011 № 2939-VI «О доступе к публичной информации», может быть подан:

— на почтовый адрес: 04053, г. Киев, Львовская площадь, 8;

— * на электронный адрес: [email protected];

— по факсу: (044) 272-08-41;

— по телефону: 0-800-501-007;

* Примечание: на указанный электронный адрес не направляются предложения, заявления, жалобы граждан, юридических лиц, физических лиц — предпринимателей, самозанятых лиц, а также вопросы практического использования отдельных норм налогового законодательства, вопросы практического применения отдельных норм законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела , вопрос по разъяснению прав и обязанностей плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, порядка уплаты единого взноса.

Приемная граждан:

Предварительная запись граждан на личный прием к должностным лицам ГФС осуществляется с понедельника по пятницу с 09:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00 (в пятницу — до 16:45) в телефонном режиме по номеру : (044) 247-35-14.

Запись на очередной прием к руководству ДФС прекращается за десять рабочих дней до даты личного приема, к должностным лицам структурных подразделений ГФС — за пять рабочих дней до даты личного приема. Запись на следующий прием начинается в день прекращения записи на очередной прием.

График личного приема граждан

Электронная почта администратора веб-портала ГФС:

Программно-техническая поддержка веб-портала ГФС:

0-800-501-007 (бесплатно со стационарных телефонов) с 8.00 до 20.00 (кроме субботы и воскресенья).

Граждане, находящиеся за пределами Украины, имеют возможность позвонить в Контакт-центр со стационарного или мобильного телефона по номеру +380 44 454 16 13.

Все форумы ФНС

Как задать вопрос ИФНС .

  • Нравится
  • Не нравится

Julia Doronina 14 Apr 2009

  • Нравится
  • Не нравится

Lent 04 Sep 2009

  • Нравится
  • Не нравится

amfin 07 Sep 2009

  • Нравится
  • Не нравится

Sofi-sv 14 Oct 2009

  • Нравится
  • Не нравится

assagai 08 Dec 2009

пользовался несколько раз — мне ни разу ответ не пришел
все требования (адрес и т.д.) были выполнены
может кому-то повезет больше

в уфнс по Москве сдавал тоже запрос письменный.
потеряли.
вместо извинений нахамили
большую часть вопросов проигнорировали
на те что ответили, ответили в виде отписок, типа каждый должен платить налоги

  • Нравится
  • Не нравится

Alexeiche 25 Dec 2009

пользовался несколько раз — мне ни разу ответ не пришел
все требования (адрес и т.д.) были выполнены
может кому-то повезет больше

в уфнс по Москве сдавал тоже запрос письменный.
потеряли.
вместо извинений нахамили
большую часть вопросов проигнорировали
на те что ответили, ответили в виде отписок, типа каждый должен платить налоги

Подскажите, будет ли данный сервис доступен?

  • Нравится
  • Не нравится

Dmitry_K 25 Dec 2009

пользовался несколько раз — мне ни разу ответ не пришел
все требования (адрес и т.д.) были выполнены
может кому-то повезет больше

в уфнс по Москве сдавал тоже запрос письменный.
потеряли.
вместо извинений нахамили
большую часть вопросов проигнорировали
на те что ответили, ответили в виде отписок, типа каждый должен платить налоги

Подскажите, будет ли данный сервис доступен?

Будет доступен через 2 недели. У Вас есть возможность обратиться в региональное управление, зайдя на сайт и перейти по соответствующей ссылке.

  • Нравится
  • Не нравится

Lara_dr 12 Jan 2010

До сих пор сервис не доступен.

А нельзя ли ссылку на этот сервис разместить на официальном сайте налоговой службы? Я его там не нашла. Не вижу и на сайте моего региона (Чувашская Республика).

  • Нравится
  • Не нравится

serj_g 20 Jan 2010

пользовался несколько раз — мне ни разу ответ не пришел
все требования (адрес и т.д.) были выполнены
может кому-то повезет больше

а мне сразу, как только заполнил форму, пришло уведомление о принятии обращения и его регистрационный номер — на email )
так что, наверно, что-то Вы неправильно делали )
и потом уж все прошло в установленные сроки — письменный (по Почте России) ответ дали )

  • Нравится
  • Не нравится

eon 22 Jan 2010

  • Нравится
  • Не нравится

Ptuch 25 Jan 2010

  • Нравится
  • Не нравится

casik 25 Jan 2010

Пытался задать вопрос на форуме своего региона (Красноярского края), но там похоже модератор принципиально не пропускает сообщения, содержащие критику в адрес налоговых инспекций. Пытался не я один, у знакомого сообщение тоже не опубликовали. Ну и для чего нужен такой форум.

отчитаться перед начальством 🙂
на сайте моего региона (Оренбург) я вообще не нашел формы запроса-ответа.
а при попытке кликнуть на ссылку «контакты, e-mail, телефон, факс» открывается пустой вордовский файл 🙂
информатизация полным ходом 🙂

  • Нравится
  • Не нравится

tacitus 25 Jan 2010

  • Нравится
  • Не нравится

nik65 27 Jan 2010

  • Нравится
  • Не нравится

BeVaS 15 Feb 2010

Аналогично и по Белгородской области!
Не публикуют сообщения!

Вопрос задавал о пересчете налогов на имущество физических лиц за 2009 г, т.е речь идет практически обо всех налогоплательщиках, имеющих в долевой собственности часть жилого помещения — дома или квартиры.

Задать вопрос налоговое управление

Афоризмы:

В этом мире неизбежны только смерть и налоги.

Бенджамин Франклин

Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки.

Новалис

Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

Оливер Уэнделл Холмс-старший

На городской земле лучше всего растут налоги.

Чарлз Уорнер

Политика есть искусство постоянного нахождения обоснований для новых налогов.

Гарольд Нар

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Шарль Монтескье

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит.

Пьер Данинос

При нынешних налогах жениться можно и по любви.

Слава богу, что мы не платим налогов с наших долгов.

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ «ПО-НОВОМУ»: или как «остаться в живых»

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЕБИНАРА ОТ 21.02.2017г.

  • «Проверочные» новшества – что обязательно стоит учесть в работе в 2017 году?
  • Типичные претензии и новые уловки налоговиков
  • Как уменьшить риск проверки?!
  • Нестандартные приемы налогоплательщиков при проведении проверок!
  • Шаги, которые позволят избежать уголовной ответственности легально!
  • Неоформленные трудовые – как не заплатить 320000 тыс.?

В программе мероприятия:

Блок 1. Мораторий «очень уж хитрый предмет…он вроде бы есть, но его как бы нет»

§ Как мораторий бизнес «спасал»?! Подводим итоги!
§ Как “старый” мораторий помагает налоговикам в новом 2017?
§ Быть ли мораторию-2017? Разгадываем загадки законодателя!

Блок 2. Проверочные новшества – 2017

Блок 3. Допроверочный этап: критерии фискального отбора и меры эффективного противодействия

§ Плановые проверки: принципы отбора «жертвы»
§ «Налоговый блок» и как не попасть под «прицел»?
§ «Счастливые» списки для отработки: «налоговая яма», «транзитер», «выгодополучатель»
§ Уменьшаем риски проверок – «33 простых шага»
§ Запросы фискалов – отрабатываем грамотно
§ «Трендовые» основания для направления запросов – п.п.78.1.1., п.п.78.1.4. п.78.1. ст.78 НКУ
§ Как «сверка» превращается в проверку?
§ Страховочные меры
§ Выбираем вид проверки
§ Проверка не во время? Нет документов? – переносим!

Блок 4. «Вас еще не проверяли, тогда мы идем к ВАМ»

  • «Интересные» основания для проведения проверок – применяем ошибки законодателя на практике
  • Встреча на «пороге» – «первое» общение, перечень «разрешительных» документов на проверку и что в них нужно увидеть?
  • «Допускать или не допускать? вот в чем вопрос»
  • Отбор пояснений у налогоплательщика/сотрудников – имеют ли право?
  • Фото- и видео-фиксация процесса проверки налоговиками! Что делать?
  • Допуск/не допуск налоговиков в помещения – чем грозит?
  • «Фискальная» инвентаризация – как отказать вежливо, но безопасно?
  • Пишут акт? нужно «помочь»! – создаем задел для результативного обжалования
  • Эффективное обжалование результатов проверок – практические советы налогового адвоката
  • Чтобы не загнали в «угол» (ст.ст.205, 212, 358 УК) – шаги, которые спасают

Блок 5. Неоформленные трудовые – как случайно не “попасть” на 320000?

Блок 6. Что год текущий нам «проверит»? – о тенденциях 2017 года!

ВЕДУЩИЙ ВЕБИНАРА:

АНДРЕЙ ТАМОШЮНАС – адвокат, налоговый консультант, партнер Law Group ALBION, ассоциированный парнер Аудиторской фирмы «ТРИАДА». Практический опыт в области налогообложения составляет более 13 лет. Сферы экспертности: оптимизация налоговых платежей, комплексный налоговый аудит,сопровождение проверок фискальных органов, обжалование результатов проверок, действий/ бездействий контролирующих органов, защита от уголовной ответственности и уголовного преследования налогоплательщиков

tamoshyunas@mail.ru, тел. 0979165519

Карьеру юриста начал в органах государственной налоговой службы, где проработал 8 лет. Последние 6 лет представляю интересы частного бизнеса во взаимоотношениях с налоговыми и правоохранительными органами.

Моя деятельность сосредоточена на налоговом консалтинге в сфере финансово-хозяйственной деятельности, операций с активами с акцентом на налоговые аспекты, международное налогообложение.

Имею большой опыт правового консультирования по вопросам индивидуального и корпоративного налогообложения, представления интересов клиентов в спорах с налоговыми органами. Принимал участие в более 800 административных дел по спорам с контролирующими органами. Более 90% указанных дел положительно разрешились для налогоплательщиков.

Защита от уголовной ответственности и уголовного преследования налогоплательщиков также относится к сфере моей компетенции.

Являюсь автором более 30 публикаций по вопросам налогообложения в изданиях «Юридическая практика», «Адвокатское бюро», «Вестник Национальной ассоциации адвокатов Украины», «Интерактивная бухгалтерия», «БУХГАЛТЕРИЯ», «FORBESУкраина» и др.

БЛОК №1 Проверки (налоговые (документальные, фактические),

инспекцией по труду)

1. ВОПРОС: А если налоговая не находит предприятие по месту регистрации? Предприятие приостановило хозяйственную деятельность и расторгло договор аренды по месту государственной регистрации, все люди уволены, кроме, разумеется, директора. Как тогда с проверкой? Предприятие было очень маленькое. Четыре штатных работника. Оборот до 800 тыс. грн. в год.

ОТВЕТ: В принципе, фискалы «умеют» проводить невыездные проверки и без первичных документов (на основании того, что есть в налоговых органах), а также при отсутствии компании по своему местонахождению. Это может быть сделано при наличии соответствующей задачи! Но, при прочих равных условиях (отсутствие уголовных производств по Вашей компании или Ваших контрагентах, отсутствие фиктивного статуса у контрагентов и т.д.), оборот в размере 800 тыс. грн. в год, например, в контексте плановых проверок, не составляет для фискалов интереса!

2. ВОПРОС: А как определить уровень оплаты налога на прибыль или НДС по отрасли?

ОТВЕТ: В данном случае возможны 3 пути:

— направление официального запроса в органы ГФС/статистики;

— на сайте органа статистики;

— через «дружественного» сотрудника органа ГФС.

3. ВОПРОС: А если уставный капитал на сегодняшний день мал (12 тыс. грн.) — т.к. предприятие зарегистрировано еще в 2000 году?

Проверки не было вообще с момента регистрации с 2000 года. у нас уставный фонд маленький, — меньше мин з/п на сегодня, т.к. зарегистрировано в 2000 году. УФ не увеличивали, может ли это быть одним из факторов риска.

ОТВЕТ: Само по себе такое обстоятельство не свидетельствует о каких-то рисковых аспектах, связанных с уклонением от уплаты налогов. Обычно этот момент оценивают в совокупности с рядом других критериев рисковости.

4. ВОПРОС: Как можно проследить, что КВЭДа нет у поставщика. ну в рамках проверки можно. А как этот критерий налоговая до проверки выявит? Тем более, если это услуги, а не товар?

ОТВЕТ: Поскольку вопрос касается Раздела вебинара «Налоговый блок», то в данном случае такое сопоставление производится в автоматическом режиме на основании данных из Единого госреестра юрлиц и ФЛП и Реестра налоговых накладных.

5. ВОПРОС: Если юридическое лицо оказало услугу того вида деятельности, которого нет в его справке ЭДРПОУ . как это отследит налоговая . до проверки. или нам оказали услугу..а в справке статистики такого вида нет. Раньше и сейчас это только к ФОП применялось.

ОТВЕТ: Сначала о том, как это могут отследить фискальные органы – это может увидеть «Налоговый блок», который подключен к таким реестрам, как ЕГРЮЛ и реестр налоговых накладных. При этом, действующее законодательство не запрещает компании заниматься лишь теми видами деятельности, которые внесены в Госреетр или содержаться в справке статистики. Однако, этот момент может быть оценен критично налоговиками в совокупности с другими «нехорошими» признаками при их наличии (например, лицо является директором на нескольких предприятиях, адрес – место массовой регистрации и т.д.).

6. ВОПРОС: 800 тыс. НДС? или с НДС?

ОТВЕТ: На вебинаре речь шла о том, что каждый день происходит анализ общей суммы, на которую регистрируются налоговые накладные. Так вот, если в день вы сработали с «конвертом» на сумму более 800 тыс. НДС, то ваша компания сразу же попадает в отработку. Более того, высока вероятность, что в данном случае расторгнут договор о признании электронной документации.

7. ВОПРОС: Как вы считаете какой вид проверки предпочтительнее: выездная или невыездная?

60% ответивших считают, что выгоднее невыездная.

ОТВЕТ: С одной стороны, выездная проверка может привести к нарушению нормального режима работы компании (как правило, это продолжительное присутствие проверяющих на территории (в помещениях) налогоплательщика, необходимость обеспечивать им доступ ко всей необходимой документации и возможность проведения самых разных мероприятий налогового контроля.

Невыездная же проверка, поскольку она проводится в помещении ГФС нивелирует все указанные негативные аспекты.

Однако, с другой стороны, проверка в выездном режиме позволит в большей мере контролировать ее ход, постоянно комуницируя с проверяющими.

Кроме того, непредоставление копий документов и проведение проверки на основании оригиналов документов позволит после составления акта проверки применить положення п.44.7. ст.44 НКУ и оставить себе возможность для определенных маневров.

Так что, с точки зрения таких критериев как целесообразность, безопасность и возможность контролировать ход проверки выездная проверка все же выглядит предпочтительнее.

8. ВОПРОС: Можно ли не допустить к невыездной проверке.

40% опрошенных считают, что можно!

ОТВЕТ: С одной сторон, НКУ предусматривает лишь порядок недопуска к выездной проверке.

С другой стороны, законодатель не запрещает налогоплательщикам принимать решение о недопуске к невыездной првоерке и направлять его в письменном виде в контролирующий орган.

Однако, скорее всего в такой ситуации проверяющий орган будет просто напросто будет игнорировать такое решение. Имеющаяся у нас практика свидетельствует именно о таком подход.

9. ВОПРОС: В какие сроки могут назначить проверку после подачи документов?

ОТВЕТ: Если речь касается сроков для назначения внеплановой документальной проверки при предоставлении ответа (информации и ее документального подтверждения) на запрос, направленный, к примеру, в рамках п.п.78.1.1., п.п.78.1.4. п.78.1. ст.78 НКУ, то законодательство таких сроков не устанавливает. С 01.01.2017г. действует общий срок давности в 1095 дней (ст.102 НКУ)!

Исходя из имеющейся практики, могу сказать, что если проверка назначалась, то это происходило в пределах 6 месяцев.

10. ВОПРОС: Можно ли проводить документальную проверку на основании копий первичных документов?

Около 90% считают, что такой возможности нет!

ОТВЕТ: Да, можно, поскольку НКУ (ст.ст.44, 86) предусматривает проведение проверок на основании документов. При этом, ни одна норма кодекса не предусматривает, что это должны быть именно оригиналы документов. В свою очередь документы имеют 2 формы: оригинал и копия (заверенная надлежащим образом), которые имеют одинаковую юридическую силу!

(определение Днепропетровского апелляционного админсуда от 09.08.2016г. по делу №808/85-04/15)

11. ВОПРОС: Какой срок для приказа на проверку (вопрос касается просроченного приказа на проверку)?

ОТВЕТ: На вебинаре я рассказывал, что одним из оснований для законного недопуска к проверке является наличие просроченного приказа на проверку. В данном случае имелась ввиду следующая ситуация – приказ как «разрешительный» документ на проверку содержит такой обязательный реквизит, как дату начала и длительность проверки. Так вот, на момент прихода проверяющих дата окончания проверки уже истекла.

12. ВОПРОС: Можно ли не допустить к проверке после того, как проверяющие уже были допущены?

Примерно 59% опрошенных считают, что нельзя!

ОТВЕТ: На самом деле НКУ не содержит запрета для налогоплательщика поступать т.о. и это логично. Ведь к примеру об отсутствии реальных оснований налогоплательщик мог узнать уже после допуска.

Но при этом, Вы должны понимать, что орган ГФС скорее всего проигнорирует такое решение и составит акт проверки, скорректировав затратную часть, т.е. без документов.

Или же фискалы могут составить акт недопуска и применить админ арест.

Поэтому, принимая любое из указанных решений целесообразно сразу обращаться в суд за обжалованием приказа и действий.

13. ВОПРОС: Номер статьи НКУ по письменному отбору пояснений у сотрудников?

ОТВЕТ: Во-первых, действующее законодательство не разрешает фискальным органам отбирать пояснения у сотрудников налогоплательщиков по устному требованию.

Во-вторых, положения подпункта 20.1.2. пункта 20.1. статьи 20 НКУ предоставляют налоговикам право получать от налогоплательщиков пояснения в порядке, предусмотренном законом. А данный порядок предусмотрен п.73.1., п.73.3. ст.73 НКУ – ПО ОТДЕЛЬНОМУ ПИСЬМЕННОМУ ЗАПРОСУ!

14. ВОПРОС: Управління праці в плані перевірок віднесло наше підприємство до високого ступеню ризику і призначило перевірку на травень 2017, хоча ми дуже невеличке підприємство з невеликою кількістю

ОТВЕТ: В данном случае можно действовать следующим образом:

— сделать запрос в Управление труда с просьбой аргументировать отнесение Вашего предприятия в группу высокой степени риска, попросить указать на обнародование на сайте http://dsp.gov.ua/ утвержденных унифицированных актов, в которых учитывается перечень вопросов к проверке зависимо от степени риска от хоздеятельности, сообщить: когда и каким именно приказом были утверждены такие унифицированные акты,

— обратиться в админсуд с иском об обжаловании плана и действий по отнесению в план на основании отнесения компании к высокой степени рисков (в качестве примера постановление Окр. Админ. Суда г. Киева от 20.01.2017г. по делу № 826/6720/16);

— направление в правоохранительные органы заявления о совершении преступления по ст. ст.364 – злоупотребление служебными полномочиями, ст.365 – превышение власти, ст.366 – составление, выдача служебным лицом заведомо неправдивых официальных документов, ст.367 – служебная халатность.

15. ВОПРОС: Получать акт проверки или пусть направляют почтой?

Чуть более 90% считают, что нужно получать, остальные придерживаются позиции, пусть направляют почтой, чтобы потянуть время!

ОТВЕТ: Каждый сам должен решать, исходя из конкретной ситуации, но я всегда считаю, что при прочих равных условиях лучше забрать акт сразу, нежели потом гоняться за ним по налоговым органам и почтовым отделениям!

Хотя бывают и такие ситуации, когда плательщику нужно, чтобы результаты проверки подольше не были согласованными (на практике этого можно достичь, если вы в дружественных отношениях с почтовым отделением).

16. ВОПРОС: Подскажите, после замены директора, какие претензии от ГФС могут быть к старому директору по его периоду? В дополнению к вопросу о смене директора — предприятие сменило директора, нынешний директор на контакт с налоговой не идет, обращаются к старому директору дать пояснения о деятельности предприятия за его период, старый директор может не давать пояснений? все нотариально оформлено, документы переданы, можно элементарно не помнить? какая ответственность за такую забывчивость»?»

ОТВЕТ: К сожалению, в вопросе не указано, в рамах какого мероприятия у бывшего директора хотят отобрать пояснения (проверка, уголовное производство). При прочих равных условиях «старый» директор имеет полное право не давать никаких пояснений. Не лишней в данном случае будет ст.63 Конституции Украины. За «забывчивость» никакой ответственности законодательство Украины не предусматривает. Аргументация в данном случае может быть следующая – прошло значительное количество времени, предприятие работало с большим количеством контрагентов, плохая память и т.д.

17. ВОПРОС: Могут ли налоговики при проверке требовать документацию за период более 1095 дней, если до этого проверки не проводились?

ОТВЕТ: По общим правилам:

— положения ст.102 НКУ после их корректировок с 01.01.2017г. устанавливают граничные сроки в 1095 дней как для доначислений обязательств, так и для самого факта проведения проверок. Причем, указанный срок начинает свое течение со дня, следующего за граничным сроком подачи налоговой декларации (по общему правилу).

— налогоплательщики обязаны обеспечить сохранность документов не менее 1095 дней со дня подачи налоговой декларации, для составления которой используются указанные документы.

В связи с этим в одном из своих разъяснений на аналогичный вопрос фискалы ответили утвердительно для случая, если такие документы связаны с предметом проверки (скорее всего в данном случае имелось ввиду, что объект налогообложения мог возникнуть в проверяемом периоде – например, истечение срока исковой давности по задолженности, которая возникла по правоотношениям, имевшим место более 3х лет назад). Думаю, что доля логики в этом есть.

Однако, считаю целесообразным, в любом случае истребования у Вас документов, которые старше 1095 дней, обращаться в орган ГФС с письменным запросом, в котором просить аргументировать такую просьбу.

18. ВОПРОС: Где можно посмотреть график налоговых проверок?

ОТВЕТ: Планы-графики документальных плановых проверок на сегодняшний день невозможно посмотреть нигде. Но с 01.01.2017г. в п.77.1. ст.77 НКУ была внесена норма, согласно которой план-график на текущий год должен быть обнародован на веб-сайте ГФС до 25 декабря предыдущего года. Проблема в том, что на сегодня не ясен порядок применения указанной нормы в отношении плановых проверок в 2017 году.

19. ВОПРОС: Какие документы предъявляют проверяющие гоструда (направление, приказ)?

ОТВЕТ: По общему правилу инспектора должны иметь при себе приказ, направления на проверку, служебные удостоверения.

20. ВОПРОС: Считается ли документальная плановая выездная проверка по вопросам НДФЛ и ЕСВ по плану-графику комплексной, т.е. и по налогу на прибыль?

ОТВЕТ: Прежде всего, стоит отметить, что такого понятия как «комплексная» проверка действующий НКУ не содержит. При этом, стоит помнить, что приказ и направления на проверку содержат такой обязательный реквизит, как «цель» проверки. Соответственно, если согласно указанных «разрешающих» документов целью является проверка НДФЛ и ЕСВ, то фискальный орган, уполномоченный проводить такую проверку, не имеет право проверять и другие налоги в рамках этой проверки. Нарушение такого ограничения может быть основанием для признания неправомерными результатов всей проверки.

21. ВОПРОС: Несколько отвлеченный от основной темы вопрос. Частный нотариус закрыл деятельность в ноябре 2013 года. В январе 2014 года подали форму 8ОПП в налоговую. В феврале 2016 года по описи подали документы для проверки на закрытие, по просьбе инспектора дополнительно в марте 2016 года подали письмо о просьбе провести проверку для закрытия. В телефонном режиме инспектор периодически просит еще какие-то документы и говорит буду открывать проверку». На сегодняшний день никаких сдвигов нет. Как действовать? И какие действия чтоб сняться. та же инспектор. если они реально начнут проверять сейчас, в 2017 году, они уже не смогут проверять документы за 2013 и 2012 год?

ОТВЕТ: Дело в том, что на сегодняшний день действительно работает правило 1095 дней как в отношении доначислений, так и касательно проведения проверок (ст.102 НКУ).

Поэтому Вам даже на руку, что ситуация сложилась таким образом.

В связи с этим Вы можете либо ничего не делать, либо же написать жалобу на бездействия сотрудника налогового органа. Но при этом, имейте ввиду, что с 01.01.2017г. проверочные функции из районных инспекций переданы на областной и центральный уровни ГФС.

БЛОК №2 Первичные документы

22. ВОПРОС: Чем сегодня подтверждать хозяйственные операции, если первичный документ уже такую функцию не исполняет (ваша рекомендация)?

ОТВЕТ: На сегодняшний день действительно акцент по подтверждению реальности (товарности) хозопераций сместился в сторону формирования доказательственной базы из тех документов/сведений, которые ранее играли роль дополнительных. К примеру, это могут быть фото, видеофиксация заключения сделки и выполнения ее этапов, показания свидетелей, ТУ, госты, лицензии, сертификаты качества, добровольная сертификация, результаты экспертиз, заключения специалистов, решения судов, складская документация, переписка с контрагентами (в т.ч. по электронной почте), нотариально заверенные пояснения директора контрагента, доказательства проведения инвентаризаций у себя на предприятии и др.

23. ВОПРОС: Утеря документов – какой пакет документов оформлять?

ОТВЕТ: На практике составляют следующий пакет документов при утере: приказ о назначении инвентаризации и установлении пропажи/уничтожения, приказ о создании комиссии для проведения служебного расследования, акт утери документов, приказ о необходимости восстановления утраченных документов, уведомление органов ГФС об утере документов (в течении 5 дней), письма в адрес контрагентов с просьбой помочь восстановить документы. Налоговики также требуют обращение в правоохранительные органы, но НКУ этого не требует.

Проекты полного пакета документов вы можете приобрести у нас.

24. ВОПРОС: Если теперь есть норма 1095дней по проведению проверки, то можно ли уничтожать документы старше, например, 5 лет? Например, с торжественной комиссий спалить во дворе?

ОТВЕТ: Вопросы хранения первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финотчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов регламентированы положениями ст.44 НКУ.

Так, согласно п.44.3. ст.44 НКУ плательщики налогов обязаны обеспечить хранение указанных документов не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности. В случае ликвидации налогоплательщика документы, определенные в пункте 44.1 этой статьи, за период деятельности плательщика налогов не менее 1095 дней (2555 дней для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием согласно статье 39 этого Кодекса), предшествовавших дате ликвидации налогоплательщика, в установленном законодательством порядке передаются в архив.

В соответствии с п.44.4. ст.44 НКУ если указанные документы связаны с предметом проверки, проведением процедуры административного обжалования принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного рассмотрения, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не меньше сроков, предусмотренных пунктом 44.3 этой статьи

Однако, положеннями статьи 102 НКУ с 01.01.2017г. право фискальных органов на проведение проверки стало ограничиваться сроком в 1095 дней.

Т.е., учитывая то, что фискалы не имеют права на проведение проверки за периоды, которые находятся за рамками 1095 дней, то документы за такие периоды не связаны с предметом проверки и налогоплательщик не обязан их хранить более 1095 дней.

Таким образом, у такого налогоплательщика возникает право на их уничтожение (за некоторым исключением). При этом, порядок уничтожения указанных документов прописан в Законе Украины «О национальном архивном фонде и архивных учреждениях», Постановления КМУ №1004 от 08.082007г.

Однако, на практике предприятия очень редко соблюдают порядок, предусмотренный положениями названных нормативно-правовых актов, и производят уничтожение соответствующих документов следующим образом: на предприятии приказом создается комиссия в количестве не менее 3х человек. В этом же приказе указываются сроки, способ уничтожения документов и их перечень. Некоторые налогоплательщики (с целью усиления позиции) обращаются к услугам специализированных организаций (к примеру, мусоросжигающие заводы). Также стоит отметить, что на сегодня отсутствует устоявшаяся практика привлечения к ответственности за несоблюдение установленного законодательством порядка уничтожения первичных документов.

25. ВОПРОС: Какие первичные документы должны храниться у ФЛП (кадровые и по хозяйственной деятельности). Торговля розничная. товар высылается через Новую Почту, есть ВЭД (импорт товара), счет в банке. С учетом, что ФЛП бухгалтерский учет не ведут. 2 группа

ОТВЕТ: Это должны быть: регистрационные документы, правоустанавливающие документы на помещение, в котором ведется деятельность, документы на оформление сотрудников, книга учета доходов, первичные документ, причем, как на реализацию, так и на приобретение ТМЦ, работ, услуг, банковские выписки; товарные чеки; расчетные квитанции и т.д..

Отдельно стоит остановиться на необходимости иметь в наличии документы, подтверждающие факты приобретения ТМЦ работ, услуг. Хотя действующее законодательство не обязывает единщиков вести учет расходной части своей деятельности, но такая мера продиктована практикой. Так, к примеру, если ФОП на 2 группе ЕН занимался реализацией ТМЦ, то возникает логичный вопрос относительно источников происхождения таких товаров. И если отсутствуют документы, подтверждающие приобретение у юрлиц/ФЛП, то фискалы могут квалифицировать такие товары как приобретенные у граждан, а значит ФОП на ЕН 2 группы в данной ситуации является налоговым агентом со всеми вытекающими последствиями. Или же налоговики могут сделать вывод, что такие товары подарены ФОПу-единщику, а значит это уже доход для него!

26. ВОПРОС: Если ФО-П на едином налоге, штат — несколько человек, производство — первичные документы на приобретение комплектующих и сырья нужны в каком объёме?

ОТВЕТ: В объеме, достаточном для уверенного объяснения контролирующим органам источники происхождения/приобретения комплектующих и сырья.

Прохождение документальной проверки без указанных документов также на практике возможно, но в таком случае необходима дополнительная подготовка ФОПа к данной ситуации.

27. ВОПРОС: Если по месту регистрации нет договоров аренды, какая может быть ответственность?

ОТВЕТ: Самое главное, чтобы эти договора существовали в принципе и были правомерными, действующими и Вы имели возможность предоставить из при необходимости (например, к проверке). Но за их отсутствие по месту регистрации ответственность не предусмотрена.

БЛОК №3 Зарплата, ЕСВ

28. ВОПРОС: Нарушение или нет, если у всех сотрудников оклады 3200 с 01.01.2017? Не соблюдаются межквалификационные разграничения в окладах (уточнение к вопросу по окладам 3200)?

ОТВЕТ: Да, такая ситуация может быть квалифицирована как нарушение законодательства об оплате труда.

29. ВОПРОС: Предприятие работает с неполной рабочей неделей по трехдневке. Оклады за полный месяц больше минималки. Налоговая требует и при трехдневке платить минималку. Что делать?

ОТВЕТ: Для начала нужно выяснить в какой форме выражено такое требование. Если в устной, можете на него вообще никак не реагировать, поскольку НКУ не дает фискалам право что-то требовать в устной форме. Если же Вами было получено письменное требование, то направьте письмо-запрос с просьбой аргументировать со ссылками на нормы действующего законодательства такое требование. При этом, необходимо помнить, что налоговики не имеют права требовать от работодателя начислять заработную плату в размере не меньше минимального.

30. ВОПРОС: Платить 700 грн. ЕСВ ? Если неполное рабочее время (по ситуации с не работающим предприятием) Если директор работает» 1 час в неделю, платить все равно много! 700 грн. ЕСВ!»

ОТВЕТ: К сожалению, сумма ЕСВ в таких ситуациях рассчитывается от минимальной зарплаты, т.е. от 3200 грн. и равняется 704 грн. Таким образом, сэкономить в таких случаях удастся лишь по НДФЛ и военному сбору. Но, если это неосновное место работы, то в таком случае удастся сэкономить и на ЕСВ (базой для начисления взноса в таких случаях является сумма полученного дохода).

При этом, если директор одновременно является и учредителем, то на практике иногда применяют следующий механизм экономии: такой директор должен уволиться с должности, в связи с чем он не будет больше находится в трудовых отношениях с предприятием (управление предприятием в таком случае осуществляется согласно ч.2 ст.65 ХКУ), а значит и получать зарплату. Следовательно, никакие налоги, сборы и взносы уплачиваться не должны. НО: в таком случае необходимо грамотно оформить данную процедуру. Однако, даже такой подход не гарантирует 100%-ое отсутствие претензий со стороны налоговиков.

31. ВОПРОС: Директор он же учредитель, зарплату не начисляем?

ОТВЕТ: Директор, даже не смотря на наличие у него статуса учредителя, находится в трудовых взаимоотношениях с предприятием, которое он возглавляет. В свою очередь, законодательство обязывает выплачивать зарплату всем наемным сотрудникам. При этом, отказаться от заработной платы директор не может. Но если такой директор увольняется с должности и, соответственно, больше не находится в трудовых отношениях с предприятием, то он не должен начислять себе зарплату. Такой подход можно реализовать на основании ч. 2 ст. 65 ХКУ, согласно которой владелец предприятия может осуществить свои права на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом и другими учредительными документами.

32. ВОПРОС: Если предприятие временно не работает, все работники, кроме директора уволены, можно ли не начислять зарплату директору, который числится на предприятии?

ОТВЕТ: По общему правилу, пока директор находится в трудовых отношениях с предприятием зарплата должна начисляться. При этом, такая обязанность не зависит от финансово-экономических показателей самого предприятия. О способах оптимизации затратной части см. в ОТВЕТах на ВОПРОСы 30-31.

33. ВОПРОС: Часть работников предприятия работает на часов.тар.ставке из расчета минималки, но не вырабатывают норму времени, могут ли требовать доначисление до 3200?

ОТВЕТ: В случаях, когда база начисления ЕСВ не превышает размера МЗП, ЕСВ рассчитывается как произведение МЗП и ставки ЕСВ 22 % (ч. 5 ст. 8 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»).

БЛОК №4 Гражданско-правовые договора

34. ВОПРОС: Увольнение работников и оформление их цивильно-правовым договором – это фактор риска для работодателя?

ОТВЕТ: Действующее законодательство не предусматривает на сегодняшний день данное обстоятельство в качестве фактора риска. Но на практике контролирующие органы могут усмотреть в данном случае скрытые трудовые правоотношения с необоснованным налоговым подтекстом.

Более того, имейте ввиду, что ПФУ обнародован проект Порядка обмена между ПФУ, Гоструда и ГФС информацией о свеедниях, которые содержат признаки использования труда неоформленных сотрудников и нарушений законодательства о труде (приказ №13 от 24.01.2017г.). Так вот, согласно положений указанного проекта критичным будет являться наличие у ФОПа правоотношений с физлицами, оказывающими ему услуги на основании ГПД более года, а также – если количество лиц, оказывающих услуги на основании ГПД больше количества штатных сотрудников или же количество первых значительно увеличилось в сравнении с предыдущим отчетным месяцем.

35. ВОПРОС: Надо ли регистрировать Гражданско-правовые договора в налоговой?

ОТВЕТ: Действующее законодательство не предусматривает регистрации ГПД в налоговых органах.

БЛОК № 5 Инвентаризация

36. ВОПРОС: Внеплановая, фактическая проверка торгового объекта. Как можно не допустить или отсрочить проведение инвентаризации? И всегда ли ГФС может ее проводить?

ОТВЕТ: Дело в том, что с 01.01.2017г. положения ст.94 НКУ предусматривают возможность применения административного ареста за отказ в проведении инвентаризации. В связи с этим не допуск/отсрочка проведения инвентаризации на сегодня являются достаточно рискованными.

Учитывая указанное, целесообразно при прочих равных условиях проводить инвентаризацию, но обязательно в отсутствие проверяющих. А затем их лишь ознакомить с результатами (позитивными).

При этом, помните, что налогоплаельщик не обязан включать в состав комиссии или проводить саму инвентаризацию в присутствии инспекторов. Кроме того, НКУ не предоставляет налоговикам право принимать участие в ходе проведения инвентаризации. Сотрудники ГФС имеют право лишь требовать проведения инвентаризации в соответствии с п.п.20.1.9. п.20.1. ст.20 НКУ (при любой проверке), а не проводить ее самостоятельно (это ответ на 2-ой вопрос).

37. ВОПРОС: При фактической проверке требовать письменный запрос на проведение инвентаризации?

ОТВЕТ: При любой проверке целесообразно требовать письменный запрос на проведение инвентаризации. Во-первых, это даст возможность выиграть время. Во-вторых, Вы покажете Ваш настрой и знание своих прав. В-третьих, в этом заинтересованы и сами налоговики, т.к. иначе они не смогут доказать, что вообще обращались к вам с требованием о проведении инвентаризации. Поэтому, как правило, никаких возражений с их стороны не поступает.

38. ВОПРОС: Подскажите, как по поводу внеплановой проверки подакцизных товаров. Фискалы при проверке требовали повторную инвентаризацию в их присутствии

ОТВЕТ: Для начала целесообразно выяснить, чем они аргументируют свое требование и почему их не устроили результаты первичной инвентаризации?

При этом, если НКУ читать дословно, то п.п.20.1.9. п.20.1. ст.20 НКУ дает фискалам право требовать проведения инвентаризации, а не повторной инвентаризации. С другой стороны, возможно, чтобы не нарываться на риск применения админареста, целесообразнее провести еще одну инвентаризацию, но обязательно в отсутствие проверяющих, а затем их проинформировать лишь о результатах.

39. ВОПРОС: Как отказать инспектору в требовании присутствия в инвентаризации подакцизных товаров?

А как сделать инвентаризацию без их присутствия?

ОТВЕТ: Самый лучший способ – это поставить инспектора в известность о том, что инвентаризация уже была проведена и ознакомить с ее результатами. При этом, помните, что Вы не обязаны проводить инвентаризацию немедленно или же в течение конкретного срока. Проведите ее тогда, когда инспектора не будет на проверке.

Вы также можете сказать, что инвентаризация уже была проведена, а результаты направлены с сопроводительным письмом в ГФС.

Возможен, конечно, и вариант с недопуском проверяющего на инвентаризацию, поскольку п.п.20.1.9. п.20.1. ст.20 НКУ предоставляет фискалам лишь право требовать проведения инвентаризации, а не проводить или участвовать в ней. Но это т.н. «жесткий» вариант.

БЛОК №6 Суд, др. доказательства

40. ВОПРОС: Для подачи иска в суд, действует ли срок 3 года?

ОТВЕТ: Если речь идет об обжаловании налоговых уведомлений-решений или других решений органа ГФС, то положения п.56.18. ст.56 и ст.102 НКУ действительно предусматривают срок 1095 дней.

НО: при этом нужно обязательно помнить и о сроке 10 дней (с момента получения НУР). Дело в том, что по истечении указанного срока доначисленная сумма превращается в налоговый долг и начинает действовать другой режим взаимоотношений органа ГФС с налогоплательщиком-должником. При этом, даже последующее обжалование согласованной суммы не гарантирует ее вывод из статуса налогового долга. Поэтому, чтобы этого не допустить, всегда соблюдайте 10-дневный срок. В свою очередь, чтобы его не нарушить, саму процедуру необходимо начинать (т.е. подавать иск) уже на 3-4 день с момента получения НУРа (ведь Вам еще нужно будет дождаться открытия производства судом, получить соответствующее определение и уведомить орган ГФС об обжаловании).

В других случаях (обжалование неправомерности действий/бездействий и т.д.) срок для обращения в суд составляет 6 месяцев (ст.99 КАСУ).

41. ВОПРОС: Какой срок для подачи иска в суд?

ОТВЕТ: Конкретный срок зависит от предмета спора. Более подробно см. ОТВЕТ на ВОПРОС 40.

42. ВОПРОС: Если не заключен договор, точнее он отправлен для подписи, но не возвращен. Деньги перечислены за товар. Как можно воздействовать на нерадивого поставщика, чтобы поставил товар или отдал деньги?

ДОПОЛНЕНИЕ К ВОПРОСУ: Обратились в суд, есть и покупатели, которые нарушают свои договорные обязательства , не платят. Не подписывают акты сверки, якобы они являются главным документом для взыскания задолженности. так ли это?

ОТВЕТ: Обычно для решения любой проблемы целесообразно использовать комплекс мер. Думаю, данная ситуация не является исключением из правила. Так, в частности (досудебный порядок разрешения проблемы не рассматриваем) можно предложить следующие меры:

— обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления (мошенничество, присвоение);

— направить жалобы в ГФС (к примеру, если не предоставлена налоговая накладная – это основание для внеплановой проверки);

— обратиться в суд с обеспечением иска.

По своей сути акты сверок лишь подтверждают наличие задолженности на определенный момент. Но их отсутствие не означает отсутствие долга, в связи с чем, можете идти в суд и просить взыскать суммы задолженности на основании первичных и других документов.

43. ВОПРОС: Как доказать, что видео фиксация оказания услуги снято именно нами и по этой услуге?

ОТВЕТ: В данном случае сам процесс видеофиксации целесообразно проводить нескольким сотрудникам, сопровождать его комментариями о предмете сделки, участниках, используемых составляющих материально-технической базы (например, транспортные средства, станки) и т.д., а также демонстрацией на камеру первичных документов, которыми была оформлена сделка.

БЛОК №7 Другие

44. ВОПРОС: Гл.бухгалтер и учредитель в одном лице?

ОТВЕТ: На практике более распространенными являются связки учредитель-директор или директор-бухгалтер в одном лице, но действующее законодательство не запрещает учредителю работать на этом же предприятии главным бухгалтером.

45. ВОПРОС: Есть ли требование, чтоб место регистрации совпадало с местом нахождения административного аппарата?

ОТВЕТ: Действующее законодательство в ст.93 ГКУ под местонахождением юридического лица понимает не только место расположения офиса, из которого осуществляется руководство деятельностью юрлица (преимущественно находится руководство) и осуществляется управление и учет, но и фактическое место ведения деятельности!

Нюанс еще состоит в том, что на практике достаточно проблематично определить факт «преимущественного нахождения руководства». Кроме того, сотрудники админаппарата могут находиться не в одном здании (точнее, не по одному адресу).

Таким образом, место регистрации (местонахождение) компании может и не совпадать с местом нахождения админаппарата.

Автор консультации: Андрей Тамошюнас