Закон о дорожная полиция казахстан

Содержание:

Что нужно знать при разговоре с сотрудником дорожной полиции

Действия сотрудника дорожной полиции четко регламентированы законом. И если водитель знаком с ними, то любая остановка транспортного средства по требованию инспектора может иметь одинаково серьезные последствия как для одной, так и для другой стороны.

Новые правила поведения автоинспекторов на дороге прописаны в инструкции МВД РК по обеспечению безопасности дорожного движения, вступившей в силу 16 апреля этого года. Только мало кто из водителей об этом знает.

А между тем, проблемы в отношениях водителя и автоинспектора чаще всего возникают из-за того, что водитель не знает своих прав и обязанностей сотрудника полиции. Портал 365info решил восполнить этот «пробел» и публикует «свод правил», которые обязан соблюдать дорожный полицейский при общении с водителем.

В кусты не прятаться!

Глава 4 пункт 17 гласит: «патрульный транспорт не располагается за какими-либо преградами, ограничивающими обзорность (деревья, здания и сооружения, рекламные щиты), а также в местах, где остановка и стоянка запрещена, эти же требования распространяются и на пешие наряды».

Остановка ради проверки правомерна

Кстати, пунктом 47 главы 8 запрещаются беспричинные остановки и задержки транспортных средств. Но похоже, что пресловутая остановка ради проверки документов таковой не считается. Об этом говорится в главе 4 пункт 21: «на сотрудников СПДПП возлагается проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений».

Автобусы надолго не тормозить

В новых правилах говорится: «остановка транспортных средств осуществляется на минимально короткий срок и в местах, не создающих помех для движения. Останавливать городской общественный транспорт (автобусы, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следования, разрешается в случаях нарушения требований ПДД только для объяснения водителям существа нарушения и уточнения расположения конечной остановки на маршруте для последующего составления протокола об административном правонарушении».

Твердо, решительно, но доброжелательно

Впрочем, самая интересная для водителей – это глава 11 «Взаимодействие с участниками дорожного движения»:

  • Согласно ей, взаимодействия сотрудников дорожно-патрульной полиции с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
  • При обращении к участникам дорожного движения сотрудник дорожно-патрульной полиции представляется, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, подразделение, в котором он служит, и сообщает о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан, сотрудник, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции принимает меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъясняет, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
  • В разговоре с гражданами сотрудникам дорожно-патрульной полиции не допускается вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость, при этом необходимо проявлять спокойствие и выдержку.
  • Действия сотрудников дорожно-патрульной полиции должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям, во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования) — подаваться своевременно.
  • При остановке транспортного средства сотрудник дорожно-патрульной полиции незамедлительно подходит к водителю и объясняет причину остановки.
  • Не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления. При этом сотрудник дорожно-патрульной полиции находит предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений.
  • Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.
  • Разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования ПДД и КРКоАП.
  • При привлечении к административной ответственности правонарушителя за нарушение ПДД сотрудники дорожно-патрульной полиции разъясняют им их права согласно статье 584 КРКоАП.
  • При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения сотрудник сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет права и порядок обжалования своих действий, предлагает гражданину в письменной форме изложить свое несогласие. Обо всем этом делается запись в протоколе об административном правонарушении и дополнительные материалы приобщаются к основным материалам.
  • При пресечении правонарушений сотрудники дорожно-патрульной полиции исходят из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов, серьезности допущенного правонарушения и возможных последствий.

Закон на стороне водителя

Если водитель твердо уверен в своей невиновности и нет свидетелей и доказательной базы в виде фото- или видеосъемки, а только показания сотрудника дорожно-патрульной полиции, то закон в этом случае на стороне водителя.

По закону, не допускается привлечение водителя к ответственности на основе неподтвержденных обвинений. При несогласии водителя с нарушением, в соответствии с презумпцией невиновности, водитель должен быть освобожден от наказания, потому что не он должен доказывать свою невиновность, а уполномоченные органы должны предоставить объективные доказательства виновности.

Советы юристов

Чтобы исключить возможность фальсификации дела, юристы советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Подписывая протокол, обязательно указывайте, что вы с ним ознакомлены, но не согласны. Опишите, с чем именно не согласны.
  2. Запишите данные сотрудника полиции, который оформляет нарушение, в случае неправомерных действий с его стороны вы всегда сможете подготовить обоснованную жалобу.
  3. Записывайте весь разговор с инспектором на диктофон, большинство современных сотовых снабжены этой функцией. Сообщите,что вы проводите запись разговора и покажите «прибор», даже если мобильный телефон не поддерживает этой функции.
  4. Но самое главное, постарайтесь вести себя уверенно. Переведите разговор из категории «торга» (виноват – не виноват) в категорию законных отношений. Настаивайте на составлении протокола и пригласите свидетелей.

C 1 ноября дорожная полиция в Казахстане окончательно упразднена

После объединения дорожной и патрульной полиции пользоваться жезлом запрещено

C 1 ноября дорожная полиция в Казахстане окончательно упразднена. Бывшие инспекторы УДП вошли в состав управлений административной полиции. Отныне экипаж автомобиля дорожно-патрульной полиции состоит из трех человек: двух полицейских и одного автоинспектора. Руководство МВД заявило о проводимой работе по универсализации сотрудников.

«Мы теперь запрещаем останавливать машины жезлом, — рассказал командир полка дорожно-патрульной полиции Управления административной полиции ДВД Айтжан Альмуханбетов. — Ни в коем случае полицейский не должен применять жезл для остановки машины. После объединения дорожной и патрульной полиции такие требования поставили. Если обнаружится нарушение, универсальные полицейские могут останавливать только методом патрулирования. При этом полицейские должны включить маячки и дать команду остановиться. Стоять на дороге с жезлом категорически запрещено».

Эксперимент по объединению полиции начался в прошлом году в Павлодаре и Таразе. Он показал положительные результаты, и руководством МВД было принято решение внедрить подобную практику по всей стране.

Если остановил сотрудник дорожно-патрульной полиции…

В череде повседневных дел мы иногда не задумываемся о том, насколько правильно с правовой точки зрения мы их совершаем. Будь то продажа/приобретение автомобиля, его «растаможка» или даже страхование. Добавим к этому списку ситуацию, с которой сталкивался каждый казахстанский водитель, – остановка водителя сотрудником дорожно-патрульной полиции. В каких случаях вас может остановить сотрудник ДПП, какие документы потребовать и какие штрафные санкции предусмотрены в случае нарушения Правил дорожного движения. Представляем вашему вниманию список наиболее часто задаваемых вопросов в случаях, если вас остановил сотрудник дорожно-патрульной полиции.

В каких случаях вы должны остановиться?

Какие служебные сведения водитель может запросить у сотрудника ДПП?

Какие требования должен соблюдать сотрудник дорожно-патрульной полиции при патрулировании?

Обязательное страхование ТС и доверенные лица на управление ТС

Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

Какие документы необходимо при себе иметь при остановке сотрудником дорожной полиции?

Если вас остановили за нарушение ПДД, при себе необходимо иметь следующие документы:

  • водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством;
  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • в установленных законодательством случаях страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и/или страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;
  • в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз.

Нарушение правил дорожного движения является административным правонарушением, за которое предусматривается штраф согласно Кодексу РК об административных правонарушениях.

Имеется ли срок давности у административных правонарушений?

Какие права вы имеете при остановке вас инспектором ДПП:

  • водитель вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;
  • при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
  • выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;
  • порядок обжалования постановления по делу.

При возникновении конфликтных ситуаций, как говорилось ранее, водитель вправе запросить у инспектора номер нагрудного знака (жетона) и ознакомиться со служебным удостоверением . При несогласии с нарушением Правил дорожного движения или иным причинам остановки сотрудником ДПП вы можете письменно изложить свое несогласие в протоколе об административном правонарушении.

Что исключено из обязанностей пассажира ?

Покидать транспортное средство в случае остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения.

При остановке в течение какого времени ожидать инспектора?

На каком основании сотрудник ДПП имеет право снимать номера?

Какая ответственность наступает при превышении на 9 км/ч установленного скоростного режима?

Превышение установленного скоростного режима допускается до 10 км/час, иначе, при превышении на величину:

  • — на 10-20 км/ч — штраф 10 МРП;
  • — на 20-40 км/ч — штраф 15 МРП;
  • — более 40 км/ч — штраф 30 МРП;
  • — при повторном превышении скорости в течение года — штраф 40 МРП.

Размер МРП в 2018 году составляет 2 405 тенге.

Водители и полицейские — права и обязанности

С 15 июля вступили в силу поправки в ряд документов, регулирующих отношения водителей и полицейских, дорожное движение в целом. Итак, что же это за документы и какие изменения в них внесены? Разобраться во всех тонкостях нам помогли порталы kolesa.kz и zakon.kz.

Закон «о дорожном движении»

Итак, 15 июля 2017 года вступили в силу поправки, которые поставили точку во многих разночтениях, допущенных в прежней редакции документа. Так, теперь и в Законе «О дорожном движении» прописано, что доверенность не обязательна, а кроме того, стать хозяином авто можно на основании волеизъявления (продавца и покупателя – прим. kolesa.kz.) без оформления письменной формы сделки. Ранее эти нормы отсутствовали.

Мопедом будет считаться двух- или трехколесное транспортное средство, не только оснащенное двигателем внутреннего сгорания, но и электродвигателем. Соответственно их также придется регистрировать в полиции и получать для управления ими права категории А1.

Из закона убрали норму, запрещающую пассажирам покидать авто без разрешения остановившего машину инспектора.

Полицейские теперь будут иметь право останавливать водителей не на основании показаний «технических средств фиксации», а «сертифицированных специальных технических средств и приборов».

А вот как расписаны обязанности сотрудников МВД при остановке автомобилей:
1) незамедлительно подойти к транспортному средству;
2) представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение для ознакомления и установления фамилии и должности;
3) разъяснить причину остановки транспортного средства;
4) в случае если нарушение водителем транспортного средства требований настоящего закона и (или) правил дорожного движения зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами, предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления.

А ведь сколько раз водители жаловались, что не могут оспорить предъявляемое им якобы нарушение – полицейские ссылались на то, что видеофиксаторы опечатаны и вскрывать, чтобы отмотать запись назад, они права не имеют.
А обязанности водителя? Он обязан выполнить законные требования сотрудника органов внутренних дел. Расписаны в законе и специальные мероприятия, дающие полиции право на остановку транспортного средства: «оперативно-профилактические, оперативно-розыскные, охранные, антитеррористические операции, проводимые правоохранительными и специальными государственными органами».

Помните, сколько шуму было по поводу видеозаписей? Полицейские заявляли, что снимать их на камеру категорически запрещено. Хотя нигде конкретно этот самый запрет не оговаривался (разве что в Законе о СМИ, но он не регулирует отношений между полицейским и водителем, согласитесь). Так вот, теперь, полицейских, остановивших вас, официально разрешено снимать на фото и видео.

Разрешили и нерегулярные перевозки пассажиров автобусами и микроавтобусами в междугородном, межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях в ночное время (с 23:00 до 6:00). Ранее на это действовал запрет, который не соблюдался.

Обязанности пешеходов расширились. «Безлошадные» должны:
1) передвигаться по тротуарам и обочинам, пешеходным дорожкам и другим местам, обустроенным и приспособленным для движения;
2) пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, при их отсутствии в пределах видимости – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка – под прямым углом к краю проезжей части дороги;
3) не создавать при пересечении проезжей части дороги вне пешеходного перехода помех для движения транспортных средств и не выходить из-за стоящего транспортного средства, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств;
4) выходить на проезжую часть дороги на нерегулируемых пешеходных переходах, будучи уверенным, что переход для него безопасен;
5) ожидать маршрутное транспортное средство и такси на остановочных пунктах, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

Наконец-то водителям мопедов и велосипедов законодательно запретили ездить по пешеходному переходу – только пешком.
Иностранцам – гражданам государств-членов ЕАЭС разрешили заниматься коммерческим извозом (пассажиры, грузы и т. д.).
Права на управление трамваем (категория Tm) отныне будут выдавать не с 25 лет, а с 21 года.
Военнослужащим водительские удостоверения категории D и D1 выдавать не в 19, а в 18 лет.
В случае истечения срока водительского удостоверения сдавать экзамены на знание ПДД отныне будет не нужно.

Кодекс «Об административных правонарушениях»

С 15 июля 2017 года вступили в силу и поправки в Административный кодекс, подписанный 4 июля 2017 года президентом Казахстана. Разработчики обещали значительные послабления по штрафам, вот только чуда не случилось.
На два МРП меньше теперь будем платить за нарушение по части 1 статьи 601 за несоблюдение требований разметки (разворот через сплошную теперь отдельная статья. О ней ниже). Теперь это стоит – 3 МРП (раньше – 5). За повторное нарушение в течение года будут также взимать 10 МРП.

И убрали наказание для пассажиров, покидающих салон авто без разрешения полицейских.
А вот в части ужесточения наказаний законотворцы постарались на славу.
Теперь полицейские могут лишать прав инвалидов за управление авто в состоянии опьянения.

Кроме того, абзац первый части 3 статьи 596 (выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях если это запрещено ПДД, влечет лишение права на управление транспортными средствами сроком на один год) дополнили: «в том числе сопряженный с разворотом или поворотом». Отныне выездом на встречку считается не только движение «против шерсти», но и поворот с разворотом через сплошную. Ранее это трактовалось как нарушение требований разметки, за которое положен был только штраф.

Отказываетесь пройти медосвидетельствование (ст. 613 КоАП) – лишитесь прав сроком не на два (как раньше), а на три года, как за управление авто в нетрезвом виде.

Что делать, если автомобиль остановил полицейский с радаром

Действия сотрудников дорожно-патрульной службы в связи с использованием ими радаров часто становятся темой для дискуссий в социальных сетях. Что должен знать водитель в таких случаях?

В социальных сетях летом этого года была опубликована видеозапись, на которой сотрудник актауской дорожно-патрульной службы прячется за столбом у дороги с радаром для измерения скорости передвижения автотранспорта. Такую картину можно наблюдать часто. Если приходилось ездить в села близ города Алматы, то, возможно, замечали сотрудников дорожной полиции, которые прячутся за деревьями вдоль дороги или в другом укромном месте, чтобы приближающиеся автолюбители не смогли их заметить.

В комментарии Азаттыку председатель комитета административной полиции при министерстве внутренних дел Игорь Лепеха эти действия сотрудников дорожной полиции назвал неправомерными. Он ответил на вопросы о том, что должен знать водитель в случае, если его автомашину остановил сотрудник дорожно-патрульной службы с радаром.

ПАТРУЛЬНЫЙ С РАДАРОМ НЕ ДОЛЖЕН ПРЯТАТЬСЯ

В соответствии с пунктом 17 «Инструкции об обеспечении безопасности дорожного движения», утвержденной 16 апреля 2014 года, патрульный транспорт и сотрудники дорожной полиции должны быть видны участникам дорожного движения.

Если сотрудник полиции прячется за деревья, здание, строительные ограждения, рекламные щиты, то этим он нарушает закон. Патрульный транспорт также не располагается в местах, где запрещены остановка и стоянка.

СЕРТИФИКАТ РАДАРА

Если остановленный сотрудником дорожной полиции водитель сомневается в правильном измерении скорости своего автотранспорта, он может потребовать сертификат о прохождении метрологической поверки радара.

У сотрудника дорожно-патрульной службы на руках должна быть копия сертификата, где указывается марка радара, номер и срок годности. Не прошедшие метрологическую поверку или имеющие просроченные свидетельства о поверке средства измерения к применению запрещены.

ЧУЖОЙ ТРАНСПОРТ

Сотрудники дорожной полиции не могут самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы. На каждый пост и маршрут патрулирования выписывается по две карточки (маршрут патрулирования). Одна карточка передается в дежурную часть строевого подразделения, другая — сотруднику дорожной полиции.

Если водители не могут потребовать у сотрудников дорожной полиции предъявить карточку поста, то выяснить, на своем ли участке находится этот полицейский, можно в строевом подразделении, где он работает. Сотрудники подразделения контролируют, чтобы полицейские работали на территории, которую им определили.

Сотрудники полиции не могут устанавливать радары на неслужебном транспорте, в соответствии с инструкцией полицейские ДПС должны держать радары в руках.

Нуртай ЛАХАНУЛЫ

Нуртай Лаханулы родился в 1973 году. В 1998 году окончил филологический факультет Казахского национального университета имени Аль-Фараби. Работал в газете «Казахстан-Заман» и на Казахском радио. С 2010 года работает на Азаттыке.