Закон о госслужащих в украине

«Президент готовится ко второму сроку и расставляет лояльных людей на местах»

Для чего парламент принял скандальные изменения к закону о госслужбе

За год и 4 месяца до ближайших плановых выборов (на март 2019-го года намечены очередные выборы президента Украины) соратники президента укрепляют его контроль над носителями административного ресурса на местах.

Именно это и означает принятые накануне Верховной Радой изменения к закону о госслужбе.

Как принимали этот закон в парламенте и что он изменит, анализирует «Страна».

Изменения прикрыли патриотизмом

— Я искренне попросил бы всех вас сегодня поддержать своим голосованием законопроект, который касается местных государственных администраций и того, чтобы повысить их эффективность в условиях, когда сегодня страна-агрессор значительное количество своих усилий направила на то, чтобы раскачивать ситуацию внутри страны. Давайте посмотрим, как растет количество негативных событий сегодня. Мы видим все теракты, которые происходят. — глава президентской фракции — Блока Петра Порошенко — Артур Герасимов увещевал своих коллег голосовать за изменения к закону о госслужбе патриотическими речами.

— Его основная цель — напомнить власти, что это такое политическая ответственность. В стране война, в стране убивают патриотов за их проукраинскую позицию, а власть доигралась до того, что ни за что не отвечает, вторил коллеге по парламенту депутат Сергей Шахов (являющийся одним из лидеров партии «Наш край», которая, как считается в украинском политикуме, курируется из Администрации президента).

На самом деле рассматриваемые изменения к принятому в 2015 году закону о госслужбе к патриотизму имеют весьма отдаленное отношение.

Две самые главные нормы этого закона — это отмена конкурсов на назначение глав обладминистраций и разрешение губернаторам заниматься политикой — состоять в партиях и вести партийную работу.

«Реформа государственной службы в значительной степени определяет успех других реформ. Эта реформа обеспечивает новое качество государственной службы в соответствии с лучшими европейскими практиками и делает государственную службу политически беспристрастной на благо государства и общества. Выступая на государственную службу проходить только по конкурсу на основе личных качеств. Государственная служба станет деполитизированной». Это слова президента Украины, это не мои слова. Это цитата выступления президента Украины от 31 декабря 2015 года, когда он подписал Закон «О государственной службе» и хвастался этим законом перед нашими международными партнерами», — в сессионном зале депутат от «Батькивщины» Алена Шкрум критиковала доводы провластного большинства.

Она говорила о том, что рассматриваемые изменения полностью противоречат тому, что заявлял ранее президент. Противоречат не только Закону «О государственной службе», а и требованиям здравого смысла — политической беспристрастности государственных служащих: губернаторам вновь разрешили быть членами политических партий. Они снова могут возглавлять фракции власти в местных советах. По сути, аккумулировать в своих руках исполнительную, законодательную власть, а также админресурс.

«Президент Украины решил админресурсом провести выборы президента и парламента, чтобы олигархат остался в Верховной Раде и на местах. Это экономия денег партии. Потому что сегодня руководители госадминистраций будут руководителями избирательных штабов за государственный счет и будут выбираться, и выбирать тех, кто служит деспотии. Эти два года, когда реформа государственной службы казалась успешной, нивелированы полностью росчерком пера и голосами депутатов. Это позор», — вещал в сессионном зале глава фракции «Самопомощь» Олег Березюк.

Собственно, голосования за этот проект в этот день вообще могло бы не быть. Но глава фракции БПП Артур Герасимов обратился к спикеру и депутатам с просьбой перенести голосование за проект именно на этот день. Перед голосованием за этот документ парламентариям уже удалось успешно поддержать революцию в сфере жилищно-коммунального хозяйства — проголосовать за закон, который может привести к удорожанию коммунальных услуг. Однако с трех попыток депутатам не удалось поставить проект по госслужбе на повестку дня: не набралось голосов. Тогда спикер по просьбе фракций «Народного фронта» (НФ) и депутатской группы «Видродження» объявил получасовой перерыв.

Народный депутат Виктор Чумак (внефракционный) в комментарии «Стране» утверждает, что фракция НФ предлагала отложить законопроект в сторону и двигаться дальше — в повестке дня стояли не менее важные законопроекты о внесении изменений в закон о государственном бюджете на 2017 год и приватизации госимущества. В принятии обоих проектов НФ заинтересован персонально.

«Но БПП сказал, что ничего не будет, пока не примут проект об изменениях для госслужбы. Я лично видел, как Ирина Луценко (заместитель главы фракции БПП, представитель президента в парламенте — Прим.Ред.) собрала карточки депутатов из группы УДАР, которые являются достаточно самостоятельными в принятии решений, чтобы они не могли ни за что голосовать», — рассказал Чумак «Стране».

«Как вы видите, ни в одном гнезде, где должна стоять карточка для голосования, — ее нет», — так подписал депутат Виктор Чумак это фото.

Потом же за внесение документа на повестку дня нашлись 234 голоса. А позднее ровно столько же депутатов утвердили этот документ. Среди 234 голосов парламентариев, которые проголосовали за этот закон, — 118 из БПП, 66 — от «Народного фронта», 24 – «Видродження», 16 – «Воля народа», 9 – внефракционные и 1 – Радикальная партия. Совсем не голосовали за изменения в законы о госслужбе члены «Оппозиционного блока», «Самопомощи» и «Батькивщины».

На вопрос журналиста «Страны», почему группа «Видродження» поддержала законопроект о госслужбе, один из ее представителей ответил: «Просто это правильный закон, который убирает анархию». Впрочем, вечером должно было состояться голосование за перераспределение бюджета на текущий год, в результате чего депутаты получили более 1 миллиарда гривен на соц-экономразвитие — то есть, на округа. Видимо поэтому в группе и решили поддержать «борьбу с анархией».

Подготовка к будущим выборам

«Не надо тут прикрываться благими намерениями и войной, делается это с одной целью — провести выборы под админресурсом с помощью абсолютно ручного назначения глав местных государственных администраций. Маски сняты. Игра в демократию, я так понимаю, в нашей стране завершилась. Президент отказывается от всех своих слов, сказанных два года назад и возвращает все на «ручник», без конкурсов, без процедур, без вакансий, без открытости», — позже пояснила Алена Шкрум свою позицию «Стране». По ее словам, документ означает только одно: Петр Порошенко уже сейчас готовится к выборам.

Виктор Чумак солидарен с коллегой. В разговоре со «Страной» он говорит, что закон необходим Администрации президента для подготовки к будущим выборам.

О чем идет речь.

Предыдущая редакция закона предполагала, чтобы губернаторы избирались на конкурсе специальной комиссией. Впрочем, большинство проходивших до сих пор конкурсов на губернаторское кресло были профанацией. Побеждали обычно те, на кого указала Банковая. Ни разу не сложилась такая ситуация, чтобы Администрация президента лоббировала одного кандидата, а «независимая комиссия» на конкурсе выбрала совершенно другого.

Но теперь задача президента еще более упростится, а главное — ускорится.

Во-вторых, возвращается уже опробованная всеми предшественниками Порошенко схема, когда именно губернатор возглавляет партийный штаб партии власти в своем регионе. Разумеется, с так сказать, «социальной нагрузкой», — обеспечить партии власти или ее кандидатам победу в доверенном ему регионе.

Таким образом о деполитизации госслужбы можно навсегда забыть — тяжело представить, что губернатор будет членом одной партии, а его подчиненные — например, оппозиционными политиками.

Кроме того, новый закон еще решает задачи помельче, например, поможет удержать в орбите президента мэра Киева Виталия Кличко, который из-за прошлой редакции закона о госслужбе написал заявление о сложении полномочий главы БПП. Теперь он сможет и дальше возглавлять президентскую политсилу.

«Порошенко привязывает Кличко, и тот теперь никуда не дернется из его партии. Но это одно. Другое — это фактически начало подготовки к будущей кампании по выборам президента. Глав местных администраций вывели из зоны действия закона о госслужбе, чтобы они могли строить штабы и «сетки». Начинается «прокачка» админресурса», — говорит «Стране» Чумак. Он также прогнозирует массовое вхождение глав местных администраций, прежде всего, областных, в партию президента.

«Принятие закона — это прискорбный факт. Те главы ОГА, которых назначит президент, будут служить не государству, а лично президенту. Возобновляется вся патронклиентская президентская вертикаль постсоветского пошива, которая довела свою эффективность за последние 26 лет независимости. Те, кто при власти, заинтересованы в наличии именно такой госслужбы, которая подчиняется именно им. В то же время общество отстраняется от управления страной. Президент очень активно готовится к президентским выборам, ко второму сроку, поэтому создает такие правила, когда он сможет расставить своих людей на местах, которые обеспечат ему победу», — считает политолог Вадим Карасев.

Но помимо того, что этот закон вновь концентрирует власть в руках президента, никто не обратил внимание и на другой важнейший аспект перераспределения полномочий в государстве. Если до сегодняшнего дня влиять на исполнительную власть на местах мог премьер-министр, как руководитель всей исполнительной власти, после принятия этого закона, глава правительства остается не у дел. Теперь губернаторы смогут попросту месяцами саботировать решения Кабмина, если будет дана такая команда Банковой.

«Принятие этого закона является доказательством недоверия президента Владимиру Гройсману. Правительство будет полностью отстранено от возможности влиять на исполнительную власть на местах. Это значительное ослабление правительства, и даже возможный знак его скорого переформатирования. Теперь реально всю систему исполнительной власти в парламентско-президентской республике возглавит президент», — считает политолог Руслан Бортник.

«Помните, как Черномырдин говорил, какую партию не строй, получится КПСС. Теперь можно перефразировать, что какое не строй государство, получается президентская вертикаль. Мы повторяем то, что происходит в России, когда к выборам Путин расставил своих людей везде», — говорит «Стране» Карасев.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 10 декабря 2015 года №889-VIII

О государственной службе

(В редакции Законов Украины от 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 13.07.2017 г. №2136-VIII, 03.10.2017 г. №2147-VIII (см. сроки вступления в силу), 09.11.2017 г. №2190-VIII, 19.12.2017 г. №2249-VIII, 03.07.2018 г. №2475-VIII)

Этот Закон определяет принципы, правовые и организационные основы обеспечения общественной, профессиональной, политически беспристрастной, эффективной, ориентированной на граждан государственной службы, которая функционирует в интересах государства и общества, а также порядок реализации гражданами Украины права равного доступа к государственной службе, основанный на их личных качествах и достижениях.

Раздел I Общие положения


Статья 1. Государственная служба и государственный служащий

1. Государственная служба — это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства, в частности относительно:

1) анализа государственной политики на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях и подготовки предложений по ее формированию, в том числе разработка и проведение экспертизы проектов программ, концепций, стратегий, проектов законов и других нормативно-правовых актов, проектов международных договоров;

2) обеспечения реализации государственной политики, выполнения общегосударственных, отраслевых и региональных программ, исполнения законов и других нормативно-правовых актов;

3) обеспечения предоставления доступных и качественных административных услуг;

4) осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства;

5) управления государственными финансовыми ресурсами, имуществом и контроля за их использованием;

6) управления персоналом государственных органов;

7) реализации других полномочий государственного органа, определенных законодательством.

2. Государственный служащий — это гражданин Украины, который занимает должность государственной службы в органе государственной власти, другом государственном органе, его аппарате (секретариате) (далее — государственный орган), получает заработную плату за счет средств государственного бюджета и осуществляет установленные для этой должности полномочия, непосредственно связанные с выполнением задач и функций такого государственного органа, а также придерживается принципов государственной службы.

Статья 2. Основные понятия

1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

1) непосредственный руководитель — ближайший руководитель, которому прямо подчинен государственный служащий;

2) государственный язык — украинский язык, которому Конституцией Украины предоставлен статус языка официального общения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления при исполнении должностных обязанностей, а также языка делопроизводства и документации этих органов и должностных лиц;

3) руководитель государственной службы в государственном органе (далее — руководитель государственной службы) — должностное лицо, занимающее высокую должность государственной службы в государственном органе, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по вопросам государственной службы и организации работы других работников в этом органе;

4) должность государственной службы — определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа с установленными в соответствии с законодательством должностными обязанностями в пределах полномочий, определенных частью первой статьи 1 настоящего Закона;

5) профессиональная компетентность — способность лица в пределах определенных по должности полномочий применять специальные знания, умения и навыки, выявлять соответствующие моральные и деловые качества для надлежащего выполнения установленных заданий и обязанностей, обучения, профессионального и личностного развития;

6) равнозначная должность — должность государственной службы, что относится к одной группе оплаты труда с учетом юрисдикции государственного органа;

7) субъект назначения — государственный орган или должностное лицо, которым в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность государственной службы в государственном органе и освобождать от такой должности;

8) функции по обслуживанию — деятельность работников государственного органа, которая не предусматривает осуществления полномочий, непосредственно связанных с выполнением задач и функций, определенных частью первой статьи 1 настоящего Закона;

9) профессиональное обучение — приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации государственного служащего для его профессиональной деятельности;

10) служебная дисциплина — неукоснительное соблюдение Присяги государственного служащего, добросовестное выполнение служебных обязанностей и правил внутреннего служебного распорядка.

2. Термины «близкие лица», «коррупционное правонарушение», «потенциальный конфликт интересов», «реальный конфликт интересов», «прямое подчинение» в этом Законе употребляются в значении, определенном Законом Украины «О предотвращении коррупции».

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, определяет правовой статус государственного служащего.

2. Действие настоящего Закона распространяется на государственных служащих:

1) Секретариата Кабинета Министров Украины;

2) министерств и других центральных органов исполнительной власти;

3) местных государственных администраций;

4) органов прокуратуры;

5) органов военного управления;

6) заграничных дипломатических учреждений Украины;

7) государственных органов, особенности прохождения государственной службы в которых определены статьей 91 настоящего Закона;

8) других государственных органов.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) Президента Украины;

2) Главу Администрации Президента Украины и его заместителей, Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым и его заместителей;

3) членов Кабинета Министров Украины, первых заместителей и заместителей министров;

4) Председателя и членов Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Председателя и членов Антимонопольного комитета Украины, Председателя и членов Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Председателя и членов Счетной палаты, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, председателей и членов других государственных коллегиальных органов;

5) Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместителей;

6) Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины и его заместителей, Председателя Фонда государственного имущества Украины и его заместителей;

7) народных депутатов Украины;

8) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и его представителей;

9) служащих Национального банка Украины;

9-1) глав местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей;

10) депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председателя Совета министров Автономной Республики Крым и его заместителей, министров Автономной Республики Крым;

11) депутатов местных советов, должностных лиц местного самоуправления;

11-1) судей Конституционного Суда Украины;

11-2) постоянного представителя Кабинета Министров Украины в Конституционном Суде Украины;

14) работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию;

15) работников государственных предприятий, учреждений, организаций, других субъектов хозяйствования государственной формы собственности, а также учебных заведений, основанных государственными органами;

16) военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом;

17) лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работников других органов, которым присваиваются специальные звания, если иное не предусмотрено законом;

18) работников патронатных служб.

4. Критерии определения перечня должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере государственной службы.

Перечень должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере государственной службы, по представлению руководителя государственной службы в соответствующем органе.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 13.07.2017 г. №2136-VIII, 09.11.2017 г. №2190-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Принципы государственной службы

1. Государственная служба осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1) верховенства права — обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина согласно Конституции Украины, которые определяют содержание и направленность деятельности государственного служащего во время выполнения задач и функций государства;

2) законности — обязанность государственного служащего действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины;

3) профессионализма — компетентное, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, постоянное повышение государственным служащим уровня своей профессиональной компетентности, свободное владение государственным языком и, при необходимости, региональным языком или языком национальных меньшинств, определенной в соответствии с законом;

4) патриотизма — преданность и верное служение Украинскому народу;

5) добропорядочности — направленность действий государственного служащего на защиту публичных интересов и отказ государственного служащего от превалирования частного интереса при осуществлении предоставленных ему полномочий;

6) эффективности — рациональное и результативное использование ресурсов для достижения целей государственной политики;

7) обеспечения равного доступа к государственной службе — запрет всех форм и проявлений дискриминации, отсутствие необоснованных ограничений или предоставления необоснованных преимуществ определенным категориям граждан при поступлении на государственную службу и ее прохождения;

8) политической беспристрастности — недопущение влияния политических взглядов на действия и решения государственного служащего, а также воздержание от демонстрации своего отношения к политическим партиям, демонстрации собственных политических взглядов во время выполнения должностных обязанностей;

9) прозрачности — открытость информации о деятельности государственного служащего, кроме случаев, определенных Конституцией и законами Украины;

10) стабильности — назначение государственных служащих бессрочно, кроме случаев, определенных законом, независимость персонального состава государственной службы от изменений политического руководства государства и государственных органов.

Статья 5. Правовое регулирование государственной службы

1. Правовое регулирование государственной службы осуществляется Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины и центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы.

2. Отношения, возникающие в связи с поступлением, прохождением и прекращением государственной службы, регулируются настоящим Законом, если иное не предусмотрено законом.

3. Действие норм законодательства о труде распространяется на государственных служащих в части отношений, не урегулированных настоящим Законом.

4. Особенности правового регулирования государственной службы в системе правосудия определяются законодательством о судоустройстве и статусе судей.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 21.12.2016 г. №1798-VIII)

Статья 6. Категории должностей государственной службы

1. Должности государственной службы в государственных органах подразделяются на категории в зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий и необходимых для их выполнения квалификации и профессиональной компетентности государственных служащих.

2. Устанавливаются следующие категории должностей государственной службы:

1) категория «А» (высший корпус государственной службы) — должности:

Государственного секретаря Кабинета Министров Украины и его заместителей, государственных секретарей министерств;

руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не являются членами Кабинета Министров Украины, и их заместителей;

руководителей аппаратов Конституционного Суда Украины, Верховного Суда, высших специализированных судов и их заместителей, руководителей секретариатов Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и их заместителей, Председателя Государственной судебной администрации Украины и его заместителей;

абзац пятый пункта 1) исключен ;

руководителей государственной службы в других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

2) категория «Б» — должности:

руководителей структурных подразделений Секретариата Кабинета Министров Украины и их заместителей;

руководителей структурных подразделений министерств, других центральных органов исполнительной власти и других государственных органов, их заместителей, руководителей территориальных органов государственных органов и их структурных подразделений, их заместителей;

руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений местных государственных администраций, аппаратов местных государственных администраций, их структурных подразделений;

руководителей аппаратов апелляционных и местных судов, руководителей структурных подразделений аппаратов судов, их заместителей;

заместителей руководителей государственной службы в других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

3) категория «В» — другие должности государственной службы, не отнесенные к категориям «А» и «Б».

3. Количество должностей государственной службы категорий «А» и «Б» в государственном органе должно составлять не более трети его штатной численности.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 21.12.2016 г. №1798-VIII, 09.11.2017 г. №2190-VIII)

Раздел II Правовой статус государственных служащих


Статья 7. Основные права государственного служащего

1. Государственный служащий имеет право на:

1) уважение к своей личности, чести и достоинства, справедливое и уважительное отношение со стороны руководителей, коллег и других лиц;

2) четкое определение должностных обязанностей;

3) надлежащие для работы условия службы и их материально-техническое обеспечение;

4) оплату труда в зависимости от занимаемой должности, результатов служебной деятельности, стажа государственной службы и ранга;

5) отпуск, социальное и пенсионное обеспечение в соответствии с законом;

6) профессиональное обучение, в том числе за государственные средства в соответствии с потребностями государственного органа;

7) продвижение по службе с учетом профессиональной компетентности и добросовестного выполнения своих должностных обязанностей;

8) участие в профессиональных союзах с целью защиты своих прав и интересов;

9) участие в деятельности объединений граждан, кроме политических партий, в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

10) обжалование в установленном законом порядке решений о наложении дисциплинарного взыскания, освобождении от должности государственной службы, а также заключения, содержащего негативную оценку по результатам оценки его служебной деятельности;

11) защиту от незаконного преследования со стороны государственных органов и их должностных лиц в случае сообщения о фактах нарушения требований настоящего Закона;

12) получение от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного самоуправления необходимой информации по вопросам, относящимся к его полномочиям, в случаях, установленных законом;

13) беспрепятственное ознакомление с документами о прохождении им государственной службы, в том числе выводами по результатам оценки его служебной деятельности;

14) проведение служебного расследования по его требованию с целью снятия безосновательных, по его мнению, обвинений или подозрений.

2. Государственные служащие также реализуют другие права, определенные в положениях о структурных подразделениях государственных органов и должностных инструкциях, утвержденных руководителями государственной службы в этих органах.

Статья 8. Основные обязанности государственного служащего

1. Государственный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию и законы Украины, действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины;

2) соблюдать принципы государственной службы и правила этического поведения;

3) уважать достоинство человека, не допускать нарушения прав и свобод человека и гражданина;

4) с уважением относиться к государственным символам Украины;

5) обязательно использовать государственный язык при выполнении своих должностных обязанностей, не допускать дискриминацию государственного языка и противодействовать возможным попыткам его дискриминации;

6) обеспечивать в пределах предоставленных полномочий эффективное выполнение задач и функций государственных органов;

7) добросовестно и профессионально выполнять свои должностные обязанности;

8) выполнять решения государственных органов, приказы (распоряжения), поручения руководителей, предоставленные на основании и в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины;

9) соблюдать требования законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции;

10) предотвращать возникновение реального, потенциального конфликта интересов при прохождении государственной службы;

11) постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и совершенствовать организацию служебной деятельности;

12) хранить государственную тайну и персональные данные лиц, которые стали ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей, а также другую информацию, которая в соответствии с законом не подлежит разглашению;

13) предоставлять публичную информацию в пределах, определенных законом.

Государственные служащие выполняют и другие обязанности, определенные в положениях о структурных подразделениях государственных органов и должностных инструкциях, утвержденных руководителями государственной службы в этих органах.

2. В случае выявления государственным служащим во время его служебной деятельности или за ее пределами фактов нарушения требований этого Закона со стороны государственных органов, их должностных лиц он обязан обратиться для обеспечения законности в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы.

Статья 9. Подчинение государственного служащего и исполнение приказа (распоряжения), поручения

1. Государственный служащий при исполнении должностных обязанностей действует в пределах полномочий, определенных законом, и подчиняется своему непосредственному руководителю или лицу, исполняющему его обязанности.

2. Государственный служащий обязан исполнять приказы (распоряжения), поручения руководителя, изданные в пределах его полномочий, кроме случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

Во время исполнения своих обязанностей государственный служащий не обязан исполнять поручения работников патронатной службы.

3. Приказ (распоряжение), поручение должен содержать конкретную задачу, информацию о его предмете, цель, срок выполнения и лицо, ответственное за исполнение.

Приказ (распоряжение) должен быть письменным, а поручение может быть письменным или устным.

4. Если государственный служащий получил приказ (распоряжение), поручения не от непосредственного руководителя, а от руководителя высшего уровня, он обязан сообщить об этом непосредственному руководителю.

5. Приказ (распоряжение), доверенность может быть отменена руководителем, который его выдал, а также руководителем высшего уровня или органом высшего уровня.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон о госслужащих в украине

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

(Закон утратил силу на основании Закона
N 889-VIII от 10.12.2015,
кромe статьи 37, что применяется к лицам,
указанных в пунктах 10 и 12 раздела XI Закона
N 889-VIII от 10.12.2015, ВВР, 2016, N 4, стр.43)

О государственной службе

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, охватывающие деятельность государства по созданию правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины права на государственную службу.

Он определяет общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и их аппарате.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Государственная служба и государственные служащие

Государственная служба в Украине — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Эти лица являются государственными служащими и имеют соответствующие служебные полномочия.

Статья 2. Должность и должностное лицо

Должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Должностными лицами в соответствии с настоящим Законом считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

Статья 3. Основные принципы государственной службы

Государственная служба базируется на следующих основных принципах:

служения народу Украины;

демократизма и законности;

гуманизма и социальной справедливости;

приоритета прав человека и гражданина;

профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу;

персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей и дисциплины;

соблюдения прав и законных интересов органов местного и регионального самоуправления;

соблюдения прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан.

Статья 4. Право на государственную службу

Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, получившие соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошедшие в установленном порядке конкурсный отбор, или по иной процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины.

Статья 5. Этика поведения государственного служащего

Государственный служащий должен:

добросовестно исполнять свои служебные обязанности;

уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, соблюдать высокую культуру общения;

не допускать действий и поступков, которые могут повредить интересам государственной службы либо отрицательно повлиять на репутацию государственного служащего.

Государственному служащему запрещается:

участвовать в действиях, противоречащих национальным интересам Украины, осложняющих функционирование государственных органов;

совершать действия, которые могут быть расценены как использование своего служебного положения в корыстных целях в собственных интересах, а также действия, которые в соответствии с действующим законодательством считаются коррупционными;

проявлять вопреки интересам дела предубежденность или благосклонность к какому-либо предприятию, учреждению, организации, органу, объединению граждан либо конкретному лицу;

проявлять бюрократизм, ведомственность и местничество.

Раздел II. Государственная политика в сфере
государственной службы

Статья 6. Основные направления государственной политики в сфере государственной службы

Государственная политика в сфере государственной службы определяется Верховным Советом Украины.

Основными направлениями государственной политики в сфере государственной службы является определение основных целей, задач и принципов функционирования института государственной службы, обеспечение эффективной работы всех государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Для проведения единой государственной политики и функционального управления государственной службой образуется Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины.

Вопросы функционирования государственной службы в других государственных органах, правовое положение которых регулируется специальными законами Украины, решаются этими органами.

Статья 7. Орган управления государственной службой

Органом управления государственной службой в государственных органах и их аппарате является Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины.

Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины:

прогнозирует и планирует потребность государственных органов и их аппарата в кадрах;

обеспечивает совместно с другими государственными органами реализацию общих направлений политики в сфере государственной службы в государственных органах и их аппарате;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты нормативных актов по вопросам государственной службы в государственных органах и их аппарате;

разрабатывает, координирует и контролирует осуществление мер по повышению эффективности государственной службы в государственных органах и их аппарате;

осуществляет методическое руководство проведением конкурсного отбора государственных служащих в государственных органах и их аппарате;

организует обучение и профессиональную подготовку государственных служащих государственных органов и их аппарата;

контролирует соблюдение определенных настоящим Законом условий реализации гражданами права на государственную службу;

организует, координирует и обеспечивает условия для развития научных исследований по вопросам государственной службы.

Статья 8. Координационный совет по вопросам государственной службы

В целях определения путей, средств и форм реализации основных направлений государственной политики в сфере государственной службы, объединения всех усилий государственных органов по повышению эффективности государственной службы создается межведомственный совещательный орган — Координационный совет по вопросам государственной службы в государственных органах.

Положение о Координационном совете по вопросам государственной службы в государственных органах утверждается Кабинетом Министров Украины.

Раздел III. Правовой статус государственных служащих
государственных органов и их аппарата

Статья 9. Особенности правового регулирования статуса государственных
служащих государственных органов и их аппарата

Правовой статус Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины и его заместителей, председателей постоянных комиссий Верховного Совета Украины и их заместителей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя и членов Конституционного Суда Украины,

Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и арбитров Высшего арбитражного суда Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей регулируется Конституцией и специальными законами Украины.

Регулирование правового положения государственных служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и других, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законами Украины.

Статья 10. Основные обязанности государственных служащих

Основными обязанностями государственных служащих являются:

соблюдение Конституции Украины и иных актов законодательства Украины;

обеспечение эффективной работы и выполнение задач государственных органов в соответствии с их компетенцией;

недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина;

непосредственное исполнение возложенных на них служебных обязанностей, своевременное и точное выполнение решений государственных органов или должностных лиц, распоряжений и указаний своих руководителей;

сохранение государственной тайны, информации о гражданах, которая стала им известна при исполнении обязанностей государственной службы, а также другой информации, которая согласно законодательству не подлежит разглашению;

постоянное совершенствование организации своей работы и повышение профессиональной квалификации;

добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, инициатива и творчество в работе.

Государственный служащий должен действовать в пределах своих полномочий. В случае получения поручения, противоречащего действующему законодательству, государственный служащий обязан безотлагательно в письменной форме доложить об этом должностному лицу, давшему поручение, а в случае настаивания на его исполнении — уведомить вышестоящее по должности лицо.

Статья 11. Основные права государственных служащих

Государственные служащие имеют право:

пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам Украины Конституцией и законами Украины;

участвовать в рассмотрении вопросов и принятии в пределах своих полномочий решений;

получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного и регионального самоуправления необходимую информацию по вопросам, относящимся к их компетенции;

на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, сотрудников и граждан;

требовать утверждения руководителем четко определенного объема служебных полномочий согласно должности служащего;

на оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, ранга, который ему присваивается, качества, опыта и стажа работы;

беспрепятственно ознакомляться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;

на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей, участие в конкурсах на замещение должностей более высокой категории;

требовать служебного расследования с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрения;

на здоровые, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда;

на социальную и правовую защиту в соответствий с его статусом;

защищать свои законные права и интересы в вышестоящих государственных органах и в судебном порядке.

Конкретные обязанности и права государственных служащих определяются на основе типовых квалификационных характеристик и отражаются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.

Статья 12. Ограничения, связанные с приемом на государственную службу

Не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе и его аппарате лица, которые:

признаны в установленном порядке недееспособными;

имеют судимость, которая несовместима с занятием должности;

в случае приема на службу будут непосредственно подчинены или подведомственны лицам, которые являются их близкими родственниками либо свояками; в других случаях, установленных законами Украины.

Статья 13. Декларирование доходов государственных служащих

Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего третьей — седьмой категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, представляет по месту будущей службы сведения о доходах и обязательства финансового характера, в том числе и за границей, в отношении себя и членов своей семьи. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего первой и второй категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, должно представить также сведения о принадлежащих ему и членам его семьи недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Указанные сведения представляются государственным служащим ежегодно. Порядок представления, хранения и использования этих сведений устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 14. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, порочащий его как государственного служащего или дискредитирующий государственный орган, в котором он работает.

К служащим, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

предупреждение о неполном служебном соответствии;

задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.

Раздел IV. Прохождение государственной службы в
государственных органах и их аппарате

Статья 15. Прием на государственную службу

Прием на государственную службу на должности третьей — седьмой категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, осуществляется на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украины.

Порядок проведения конкурса для поступления на государственную службу регулируется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Данные о вакансиях должностей государственных служащих подлежат публикации и распространению через средства массовой информации не позднее чем за один месяц до проведения конкурса.

Запрещается требовать от кандидатов на государственную службу сведения и документы, представление которых не предусмотрено законодательством Украины.

Президент Украины, Председатель Верховного Совета Украины, члены Правительства Украины, главы местных государственных администраций имеют право самостоятельно подбирать и принимать лиц на должности своих помощников, руководителей пресс-служб, советников и секретарей согласно штатному расписанию и категории, соответствующей должности (патронатная служба). Порядок пребывания на государственной службе таких лиц устанавливается соответствующими органами.

Статья 16. Ограничения, связанные с прохождением государственной службы

Государственный служащий не имеет права:

заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно либо через посредников, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, или быть поверенным третьих лиц в делах государственного органа, где он работает, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики);

содействовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с целью получения за это вознаграждения в денежном либо ином виде, услуг, льгот;

самостоятельно или через представителя входить в состав руководящих органов предприятий, хозяйственных обществ и т. п., организаций, союзов, объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

принимать подарки либо услуги от физических или юридических лиц в связи со своей служебной деятельностью.

Государственные служащие не могут принимать участие в забастовках и совершать иные действия, препятствующие нормальному функционированию государственного органа.

Иные ограничения, связанные с прохождением государственной службы отдельными категориями государственных служащих, устанавливаются исключительно законодательными актами Украины.

Статья 17. Присяга государственных служащих

Граждане Украины, которые впервые зачисляются на государственную службу, принимают Присягу следующего содержания:

«Полностью сознавая свою высокую ответственность, торжественно клянусь, что буду верно служить народу Украины, строго соблюдать Конституцию и законы Украины, содействовать воплощению их в жизнь, укреплять их авторитет, охранять права, свободы и законные интересы граждан, с достоинством нести высокое звание государственного служащего, добросовестно исполнять свои обязанности».

Государственный служащий подписывает текст Присяги, который хранится по месту работы. О принятии Присяги производится запись в трудовой книжке.

Статья 18. Испытание при приеме на государственную службу

При приеме на государственную службу может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев.

Статья 19. Стажировка государственных служащих

В целях приобретения практического опыта, проверки профессионального уровня и деловых качеств лица, претендующего на должность государственного служащего, может проводиться стажировка в соответствующем государственном органе сроком до двух месяцев с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Статья 20. Рабочее время

Продолжительность рабочего времени государственных служащих определяется в соответствии с законодательством о труде Украины с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

Для выполнения неотложной и непредвиденной работы государственные служащие обязаны по распоряжению руководителя органа, в котором они работают, являться на службу в выходные, праздничные и нерабочие дни, работа за которые компенсируется в соответствии с действующим трудовым законодательством.

По решению руководителя органа государственные служащие могут быть отозваны из ежегодного или дополнительного отпуска. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска предоставляется государственному служащему в любое другое время соответствующего года либо присоединяется к отпуску в следующем году.

Статья 21. Служебные командировки

Государственным служащим возмещаются расходы на служебные командировки и выплачиваются другие компенсации в соответствии с законодательством о труде Украины.

Во время командировки государственные служащие пользуются правом бронирования мест в гостиницах и на все виды транспорта, а также первоочередного приобретения проездных документов.

Государственным служащим по месту командировки предоставляется место для работы, возможность пользоваться связью, транспортом, множительной техникой, иными услугами технического характера.

Статья 22. Отстранение от исполнения полномочий по должности

Неисполнение служебных обязанностей, повлекшее человеческие жертвы или причинившее значительный материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации либо объединению граждан, является основанием для отстранения государственного служащего от исполнения полномочий по должности с сохранением заработной платы. Решение об отстранении государственного служащего от исполнения полномочий по должности принимается руководителем государственного органа, в котором работает этот служащий.

Продолжительность отстранения от исполнения полномочий по должности не должна превышать времени служебного расследования. Служебное расследование проводится в срок до двух месяцев в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Если правомерность решения об отстранении государственного служащего от исполнений полномочий по должности не подтверждается результатами служебного расследования, настоящее решение отменяется.

Статья 23. Предельный возраст пребывания на государственной службе

Предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с Начальником Главного управления государственной службы при Кабинете Министров Украины может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет.

В исключительных случаях по истечении этого срока государственные служащие могут быть оставлены на государственной службе лишь на должностях советников или консультантов по решению руководителя соответствующего государственного органа.

Раздел V. Служебная карьера

Статья 24. Прохождение службы

Прием на государственную службу, продвижение по ней служащих, стимулирование их труда, решение других вопросов, связанных со службой, проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются.

Статья 25. Классификация должностей

Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа.

Устанавливаются следующие категории должностей служащих:

первая категория — должности председателей государственных комитетов, не являющихся членами Правительства Украины, председателей других центральных органов государственной исполнительной власти при Кабинете Министров Украины, Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, представителей Президента Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, первых заместителей министров, первых заместителей председателей государственных комитетов, входящих в состав Правительства, руководителей Администрации Президента Украины, Секретариата Верховного Совета Украины и другие приравненные к ним должности;

вторая категория-должности заместителей руководителя Администрации Президента Украины, заместителей руководителя Секретариата Верховного Совета Украины, заместителей руководителя аппарата Кабинета Министров Украины, руководителей структурных подразделений Секретариата Верховного Совета Украины, секретариатов постоянных комиссий Верховного Совета Украины, Администрации Президента Украины, аппарата Кабинета Министров Украины, советников и помощников Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины, Премьер-министра Украины, заместителей министров, заместителей председателей государственных комитетов, входящих в состав Правительства, первых заместителей, заместителей председателей комитетов и других центральных органов государственной исполнительной власти при Кабинете Министров Украины, первого заместителя Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, первых заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

третья категория — должности заместителей руководителей структурных подразделений, заведующих секторами, главных специалистов, экспертов, консультантов Администрации Президента Украины, Секретариата Верховного Совета Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, заместителей Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, представителей Президента Украины в районах, районах городов Киева и Севастополя, начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти и другие приравненные к ним должности:

четвертая категория — должности специалистов Администрации Президента Украины, Секретариата Верховного Совета Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, заместителей начальников управлений, самостоятельных отделов (подотделов) министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти, руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

пятая категория — должности специалистов министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, заместителей представителей Президента Украины в районах, районах городов Киева и Севастополя, заместителей руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, специалистов аппарата этих администраций и другие приравненные к ним должности;

шестая категория — должности руководителей управлений, отделов, служб районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, специалисты управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

седьмая категория — должности специалистов районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, их управлений и отделов и другие приравненные к ним должности.

Отнесение существующих должностей государственных служащих, не перечисленных в настоящей статье, а также отнесение к соответствующей категории новых должностей государственных служащих проводится Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующим государственным органом.

Статья 26. Ранги государственных служащих

Устанавливаются следующие ранги государственных служащих:

служащим, занимающим должности, отнесенные к первой категории, может быть присвоен 3, 2 и 1 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные ко второй категории, может быть присвоен 5, 4 и 3 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к третьей категории, может быть присвоен 7, 6 и 5 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к четвертой категории, может быть присвоен 9, 8 и 7 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к пятой категории, может быть присвоен 11, 10 и 9 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к шестой категории, может быть присвоен 13, 12 и 11 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к седьмой категории, может быть присвоен 15, 14 и 13 ранг.

Положение о рангах служащих утверждается Кабинетом Министров Украины.

Ранг служащему присваивается в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы.

Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины.

Ранги, соответствующие должностям второй категории, присваиваются Кабинетом Министров Украины.

Ранги, соответствующие должностям третьей — седьмой категорий, присваиваются руководителем государственного органа, в системе которого работает государственный служащий.

При приеме на государственную службу служащему присваивается ранг в пределах соответствующей категории должностей.

Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должности государственный служащий должен успешно отработать на занимаемой должности два года. За выполнение особо ответственных задач государственному служащему может быть присвоен очередной ранг досрочно в пределах соответствующей категории должностей.

За добросовестный труд государственному служащему при выходе на пенсию может быть присвоен очередной ранг вне пределов соответствующей категории должностей.

Государственный служащий может быть лишен ранга органом, присвоившим ему этот ранг, лишь по приговору суда.

Если государственный служащий перешел на должность более низкой категории или оставил государственную службу, на которую потом возвратился, за ним сохраняется присвоенный ранг.

Народным депутатам Украины, которые до избрания пребывали на государственной службе, время исполнения этих обязанностей засчитывается в стаж государственной службы.

В трудовой книжке государственного служащего производится запись о присвоении, изменении и лишении соответствующего ранга.

Статья 27. Продвижение по службе

Продвижение по службе государственного служащего осуществляется путем занятия более высокой должности на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украины и Кабинетом Министров Украины, или путем присвоения государственному служащему более высокого ранга.

Государственный служащий имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности. Преимущественным правом на продвижение по службе пользуются государственные служащие, достигшие наилучших результатов в работе, проявляющие инициативность, постоянно повышающие свой профессиональный уровень и зачисленные в кадровый резерв.

Статья 28. Кадровый резерв государственной службы

В государственных органах создается кадровый резерв для занятия должностей государственных служащих, а также для продвижения по службе.

Кадровый резерв формируется из:

специалистов местного и регионального самоуправления, производственной, социально-культурной, научной и иных сфер, а также выпускников учебных заведений соответствующего профиля;

государственных служащих, повысивших квалификацию или прошедших стажировку и рекомендованных для продвижения на более высокие должности.

Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом регулируются Положением о кадровом резерве государственной службы, которое утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 29. Обучение и повышение квалификации государственных служащих

Государственным служащим создаются условия для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) и путем самообразования.

Государственные служащие повышают свою квалификацию постоянно, в том числе через обучение в соответствующих учебных заведениях, как правило, не реже одного раза в пять лет. Результаты обучения и повышения квалификации являются одним из оснований для продвижения по службе.

Раздел VI. Прекращение государственной службы

Статья 30. Основания прекращения государственной службы

Кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае:

1) нарушения условий реализации права на государственную службу (статья 4 настоящего Закона);

2) несоблюдения связанных с прохождением государственной службы требований, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона;

3) достижения государственным служащим предельного возраста прохождения государственной службы (статья 23 настоящего Закона);

4) отставки государственных служащих, занимающих должности первой или второй категории (статья 31 настоящего Закона);

5) выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию государственного служащего на государственной службе (статья 12 настоящего Закона);

6) отказа государственного служащего от принятия или нарушения Присяги, предусмотренной статьей 17 настоящего Закона;

7) непредставления или представления государственным служащим неправдивых сведений о его доходах, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.

Смена руководителей или состава государственных органов не может быть основанием для прекращения государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных руководителей, кроме государственных служащих патронатной службы.

За государственными служащими, которые занимали должности первой категории не менее трех лет и освобождены в связи со сменой состава органа, где они работали, или истечением срока полномочий настоящего органа, сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не более одного года.

Статья 31. Отставка государственного служащего

Отставкой является прекращение государственной службы служащим, занимающим должность первой или второй категории, по его письменному заявлению.

Основаниями для отставки являются:

принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе;

принуждение государственного служащего к выполнению решения государственного органа или должностного лица, противоречащего действующему законодательству, что может причинить значительный материальный либо моральный ущерб государству, предприятиям, учреждениям, организациям или объединениям граждан, гражданину;

состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения).

Отставка принимается или в ней дается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, назначившими государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки или отказе в ней принимается в месячный срок. В случае отказа в отставке государственный служащий должен продолжать исполнение служебных обязанностей и имеет право на увольнение в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Украины.

В случае отставки государственного служащего, не достигшего пенсионного возраста, но имеющего достаточный для назначения пенсии стаж (для мужчин — 25, для женщин — 20 лет) и отработавшего на должностях первой или второй категории не менее пяти лет, ему выплачивается ежемесячно 85 процентов его должностного оклада с учетом надбавок за ранг и за выслугу лет до достижения пенсионного возраста.

По достижении пенсионного возраста государственным служащим, находящимся в отставке, ему назначается пенсия как государственному служащему.

В случае назначения пенсии по возрасту, трудоустройства, осуждения за совершение преступления выплаты, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, прекращаются.

Статья 32. Обжалование решения о прекращении государственной службы

Решение о прекращении государственной службы может быть обжаловано государственным служащим непосредственно в суд.

Раздел VII. Материальное и социально-бытовое обеспечение
государственных служащих

Статья 33. Оплата труда

Оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей, способствовать укомплектованию аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд.

Заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

Должностные оклады государственных служащих устанавливаются в зависимости от сложности и уровня ответственности исполняемых служебных обязанностей.

Доплата за ранг производится в соответствии с рангом, присвоенным государственному служащему.

Надбавка за выслугу лет выплачивается государственным служащим ежемесячно в процентах к должностному окладу с учетом доплаты за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в следующих размерах: свыше 3 лет — 10, свыше 5 лет — 15, свыше 10 лет — 20, свыше 15 лет — 25, свыше 20 лет — 30, свыше 25 лет — 40 процентов.

Государственным служащим могут устанавливаться надбавки за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы, доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников и другие надбавки и доплаты, а также предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов.

Условия оплаты труда государственных служащих, размеры их должностных окладов, надбавок, доплат и материальной помощи определяются Кабинетом Министров Украины.

Источником формирования фонда оплаты труда государственных служащих является Государственный бюджет Украины.

Сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения должностных окладов, надбавок к ним и финансирования иных, предусмотренных настоящим Законом, гарантий, льгот и компенсаций.

Статья 34. Поощрение за добросовестный труд

За добросовестную непрерывную работу в государственных органах, образцовое исполнение трудовых обязанностей государственным служащим выдается денежное вознаграждение в размере и порядке, устанавливаемых Кабинетом Министров Украины.

За особые трудовые заслуги государственные служащие представляются к государственным наградам и присвоению почетных званий.

Статья 35. Ежегодные и дополнительные отпуска государственных служащих

Государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрен более длительный отпуск, с выплатой пособия для оздоровления в размере должностного оклада.

Государственным служащим, имеющим стаж работы в государственных органах более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 36. Социально-бытовое обеспечение государственных служащих

Государственные служащие обеспечиваются жильем в установленном порядке из государственного фонда.

Государственные служащие, занимающие должности первой — четвертой категорий, имеют право на первоочередную установку квартирных телефонов.

На индивидуальное и кооперативное жилищное строительство или для приобретения квартир либо индивидуальных жилых домов государственным служащим, нуждающимся в соответствии с действующим законодательством в улучшении жилищных условий, предоставляется земельный участок и беспроцентный кредит на срок до 20 лет. Условия предоставления кредита определяются Кабинетом Министров Украины.

Государственные служащие и члены их семей, проживающие совместно с ними, пользуются в установленном порядке бесплатным медицинским обслуживанием в государственных учреждениях здравоохранения. Этими же учреждениями они обслуживаются после выхода на пенсию.

Статья 37. Пенсионное обеспечение и денежное пособие государственным служащим

Пенсия государственным служащим выплачивается за счет государства.

На получение пенсии государственных служащих имеют право лица, достигшие установленного законодательством Украины пенсионного возраста, при наличии общего трудового стажа для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет, в том числе стажа государственной службы — не менее 10 лет. Указанным лицам назначаются пенсии в размере 80 процентов суммы их должностного (действующего) оклада с учетом надбавок, предусмотренных настоящим Законом, без ограничения предельного размера пенсии.

Пенсия государственному служащему выплачивается в полном размере независимо от его заработка (дохода), получаемого после выхода на пенсию.

За каждый полный год работы свыше 10 лет на государственной службе пенсия увеличивается на один процент заработка, но не более 90 процентов должностного (действующего) оклада с учетом надбавок, предусмотренных настоящим Законом, без ограничения предельного размера пенсии.

Государственным служащим в случае выхода на пенсию при наличии стажа государственной службы не менее 10 лет выплачивается денежное пособие в размере 10 месячных должностных окладов.

В случае выхода на пенсию государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 10 лет пользуются условиями по коммунально-бытовому обслуживанию, предусмотренными настоящим Законом.

Раздел VIII. Ответственность за нарушение законодательства
о государственной службе

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства о государственной службе

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственной службе, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству.

Президент Украины Л.КРАВЧУК

г. Киев, 16 декабря 1993 года
N 3723-XII