Закон о лицензировании охраны

Содержание:

Штатный охранник – нужна ли лицензия?

Здравствуйте. У нас автозаправочная станция, на которой раньше не было никакой охраны (кроме, разумеется, замков и сигнализации). В последнее время возникла необходимость ввести позицию охранника. Насколько я понимаю, для охраны собственного имущества нам не нужно получать каких-либо специальных лицензий, но смущает сам факт, что для такого вида деятельности лицензия все-таки нужна. Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то нюансы или особые условия, при наличии которых определяется, нужна лицензия или нет? Спасибо.

Добрый день. Действительно, для такого вида деятельности как охранные услуги требуется лицензия в соответствии с законом, который содержит перечень всех услуг, подлежащих лицензированию. Более того, для правового регулирования охранной деятельности был принят отдельный специальный закон.

Однако, необходимо четко понимать, что получение такого документа как лицензия является необходимым лишь в том случае, если предприятие оказывает такую услугу, т.е. охрана имущества либо граждан является видом деятельности субъекта хозяйствования.

Определение понятий «охранная деятельность», «охрана граждан» или «охрана имущества» содержатся в законе «Об охранной деятельности», из содержания которого мы можем видеть, что речь идет именно об услугах. Т.е. предприятие будет считаться субъектом охранной деятельности в том случае, если оно оказывает эти услуги. В этом случае, разумеется, предприятие должно получить соответствующую лицензию, которая даст правовые основания заключать договора и получать вознаграждение за оказываемые услуги охраны.

В Вашем же случае, видом деятельности предприятия является реализация нефтепродуктов, и позиция охранника Вам понадобилась потому, что Вы сами нуждаетесь в такой услуге, как охрана, а не собираетесь ее кому-то оказывать. Вы можете заключить соответствующий договор с субъектом хозяйствования, у которого уже имеется лицензия и получать услугу по охране Вашей автозаправочной станции на основании этого договора. Или же, Вы можете добавить в штатное расписание Вашего предприятия позицию «охранника» и взять соответствующего специалиста на работу.

Таким образом, получать лицензию на охранную деятельность Вам не нужно, поскольку данную услугу Вы не оказываете, а, наоборот, получаете. Именно этот «нюанс» и является определяющим в Вашем случае, согласно формулировки Вашего вопроса. Удачи.

Нормативное регулирование охранной деятельности

  • Автор: Марина Лосенко
  • Стандартные процедуры: Получение лицензий и разрешений
    Лицензия на охранную деятельность
  • Дата публикации: 24/11/16

Охранная деятельность является особым видом хозяйственной деятельности, которая направлена на предоставление услуг по обеспечению сохранности объектов собственности юридических и физических лиц, а также и самих владельцев, физических лиц. Субъекты хозяйствования могут заниматься такой деятельностью только после получения специального разрешения от государства – лицензии на охранную деятельность. В связи с введением государственного контроля над сферой предоставления услуг по охранной деятельности появляется много вопросов – какова процедура получения лицензии, по поводу организации ведения работы охранного агентства, требований к персоналу, перечня услуг, которые предоставляются охранными агентствами, процедуры предоставления охранных услуг и т.д. Ответы на все эти услуги можно найти в нормативных документах, рассмотрению которых и посвящен этот комментарий.

Законодательное регулирование охранной деятельности

Главными нормативно-правовыми актами в сфере регулирования охранной деятельности являются Закон Украины «Об охранной деятельности», Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», Постановление КМУ «Об утверждении Лицензионных условий ведения охранной деятельности», Постановление КМУ «Об утверждении перечня органов лицензирования…» и т.д.

Закон Украины «Об охранной деятельности» устанавливает основы и принципы осуществления охранной деятельности в Украине. В нем есть перечень организационных, технических, профессиональных требований к ведению охранной деятельности. Нормативный акт регулирует широкий круг вопросов, в частности:

  • виды охранной деятельности, которые может предоставлять субъект хозяйствования в этой сфере;
  • перечень требований к персоналу;
  • какими правами и обязанностями обладают охранники при исполнении своих функций;
  • как они обязаны применять специальные средства и меры физического воздействия;
  • как предоставляются охранные услуги в Украине и т.д.

Основание собственного охранного агентства и ведение охранного бизнеса невозможно без ознакомления с содержанием этого документа. Закон также предусматривает необходимость получения лицензии для занятия охранной деятельностью, но самому лицензированию в нашей стране, в том числе и охранной деятельности, посвящен другой закон — Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности».

Лицензирование охранных услуг

Закон о лицензировании является главным нормативно-правовым актом в сфере лицензирования. Он закрепляет основные элементы процедуры лицензирования – срок действия лицензии; плата за лицензию; орган, который выдает лицензию; как долго оформляется лицензия; какие документы необходимые для получения лицензии; процедуру их рассмотрения и т.д.

Но и эти два закона не раскрывают ряд других важных условий ведения охранной деятельности, которые нужны для правильного осуществления такого вида деятельности субъектом хозяйствования. Например, после ознакомления с текстом закона о лицензировании так и остается открытым вопрос по поводу необходимого перечня документов для получения лицензии либо органа, который выдает эту лицензию. Закон об охранной деятельности отправляет нас к другому нормативному акту и с вопросом об уровне образования специалиста по организации охраны.

Одним из основных подзаконных актов в этой сфере является Постановление КМУ «Об утверждении Лицензионных условий ведения охранной деятельности».

Именно этот документ дает подробное описание процедуры получения лицензии для ведения охранной деятельности, устанавливает правила проведения охранной деятельности и порядок проверки лицензиатов, условия, которые вызывают аннулирование лицензии.

Так, Постановление устанавливает перечень документов, которые подаются для оформления лицензии. К ним относятся:

  • заявление;
  • копия паспорта руководителя получателя лицензии;
  • документы, что подтверждают способность работников для исполнения охранных функций;
  • опись полученных документов.

Этот перечень стал больше, в сравнении с предыдущими Лицензионными условиями, которые были утверждены приказом МВД. Например, к пакету документов добавлена копия паспорта руководителя фирмы-получателя лицензии и опись полученных документов. Также в новых лицензионных условиях подробно расписаны документы, которые подтверждают годность работников для исполнения охранных функций – в частности справки о несудимости, медицинские справки, документы о получении квалификации и конкретного разряда.

Закон о лицензировании определяет, что утверждение органов лицензирования осуществляется Кабинетом Министров Украины. Согласно Постановлению КМУ «Об утверждении перечня органов лицензирования…» таким органом в сфере охранной деятельности определено Министерство внутренних дел Украины.

Требования к персоналу охраны

Для ведения охранной деятельности необходимо иметь персонал, но следует помнить, что не все граждане могут исполнять такие функции. Так Закон об охранной деятельности устанавливает требования к будущим работникам:

  • совершеннолетие (достижение 18 лет);
  • дееспособность
  • гражданство Украины;
  • наличие пройденного профессионального обучения или профессиональной подготовки;
  • наличие трудового договора с субъектом охранной деятельности.

Все привлекаемые к работе охранники должны отвечать таким общим требованиям, однако устанавливаются и специфические требования для отдельных видов услуг. Для этого существует деления охранников на 4 разряда, которые в зависимости от уровня образования или стажа работы на конкретных должностях приобрели такую специализацию, предусмотренную приказом Министерства труда и социальной политики Украины «Об утверждении Выпуска 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников». В зависимости от наличия того или иного разряда, конкретный сотрудник может быть допущен к исполнению определенных видов охранных услуг, на него могут быть возложены соответствующие функции, например, физической охраны, постовой охраны или другие.

Многих интересует вопрос организации работы в охранном агентстве, в частности – как необходимо вести документацию, нужен ли журнал – регистрации на предприятии, есть ли обязательным наличие униформы и удостоверений в охранников, каким технологическим требованиям должен соответствовать пункт центрального наблюдения и т.д.

Законодательство не обязывает субъектов охранной деятельности по поводу ведения значительного количества документации по общему правилу. Основной закон в этой сфере дает прямое указание на необходимость обеспечить сохранность лицензионных документов, фото – и видеоматериалов, полученных во время осуществления охранной деятельности. Если говорить о каких–то дополнительных документах, то надо сказать, что уже сам субъект хозяйствования определяет обязательность их ведения.

По поводу униформы и удостоверений охранников можно сделать вывод, что обязательный характер носят только удостоверения с информацией о сотруднике, в котором также указан срок действия документа. Подробные требования по поводу организационных вопросов имеются в Лицензионных условиях – специальные отметки на одежде должны иметь только охранники, которые охраняют имущество. Отдельное внимание посвящается технологическим стандартам, которые необходимы для использования субъектом охранной деятельности пункта центрального наблюдения. В этом случае требуется наличие постоянных дежурных охранников, систем видео– и аудионаблюдения, транспорта быстрого реагирования, журнала регистрации событий и т.д.

Порядок использования спецсредств в охранной деятельности

В охранной деятельности часто используются специальные средства, которые повышают эфективность охранных мероприятий. Это могут быть специальные средства, меры физического влияния, служебные собаки и инструменты транспортного реагирования. Вопрос использования специальных средств регулируется множеством нормативных актов:

  • Постановление КМУ «Об утверждении перечня специальных средств, приобретение, сохранение и использование которых применяется субъектами охранной деятельности»;
  • Постановление КМУ «О порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражительного действия»;
  • Указ МВД «Об утверждении Порядка оборудования транспорта реагирования субъекта охранной деятельности средствами радиотехнической связи, цветографическими схемами (надписями), световыми и звуковыми сигналами»;
  • Указ МВД «Об утверждении Инструкции о порядке изготовления, приобретения, сохранения, учета, перевозки и использования огнестрельного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, оснащенных резиновыми или аналогичными по своим качествам метательных снарядов несмертельного действия, и патронов к ним, а также боеприпасов к оружию, основных частей оружия и взрывных материалов».

Общие принципы применения спецсредств установлены также основным законом, согласно которому использование таких средств допускается только в исключительных случаях, с целью предотвращения правонарушений, и в большинстве случаев квалифицированными охранниками. Например, запрещается применять специальные средства или служебных собак при любых условиях в толпе. Использование специальных средств возможно только при наличии соответственных разрешений в субъекта охранной деятельности.

Наконец, необходимо отметить, что предоставление охранных услуг совершается только на основании договора с заказчиком о предоставлении таких услуг. Это требование предусмотрено не только Законом об охранной деятельности, а и Гражданским кодексом Украины. Существенными условиями договора охраны есть – цена, строк, условия предоставления таких услуг, права, обязательства и ответственность участников.

Итак, нормативное регулирование охранной деятельности является сложным, комплексным вопросом, который нуждается в изучении и исследовании на почве многих актов в их взаимозависимости между собой.

Лицензия на охранную деятельность

Согласно законодательству Украины охранная деятельность (оказание услуг по охране имущества и физических лиц) подлежит лицензированию.

Получить лицензию на охранную деятельность может субъект хозяйствования любой формы собственности (как юридическое, так и физическое лицо), который создан и зарегистрирован на территории Украины.
Также мы поможем с получением Свидетельства/Сертификата про окончание курсов по охране.

Лицензия на охранную деятельность является бессрочной и действует по всей территории Украины.

Наша организация готова оказать Вам комплекс услуг по получению лицензии для охранной деятельности.

Сроки и стоимость:

Срок получения лицензии – до одного месяца.

Стоимость юридических услуг – 6 000 гривен.

Скидка участникам АТО — 500 грн.

Обязательные платежи государству – один минимальный прожиточный минимум (состоянием на 01.01.2018 составляет 1762 гривен).

Михаил

Позвоните нашему юристу прямо сейчас

Лицензия на охрану

Документы и информация, которые необходимы для получения лицензии на охранную деятельность:

1. Копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей;

2. Ведомости из ЕГРПОУ (статистика);

3. Банковские реквизиты;

4. Сведения о специалисте (специалистах) по организации мероприятий охраны:

1) документ, подтверждающий, что лицо не имеет непогашенной или не снятой судимости за совершение умышленных преступлений;

2) копия паспорта;

3) копия трудовой книжки;

4) копия диплома о высшем образовании.

5. Сведения о персонале, который привлекается к охранной деятельности:

1) документ, подтверждающий, что лицо, не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленных преступлений;

2) копия сертификата о прохождении обязательного предварительного (периодического) профилактического наркологического осмотра;

3) копия справки о прохождении обязательного предварительного (периодического) психиатрического осмотра;

4) копия сертификата (справки) работника, который подлежит предварительному (периодическому) медицинскому осмотру;

5) документ, подтверждающий приобретение квалификации охранника.

6 основных преимуществ, которые Вам даёт лицензия на охранную деятельность:

1. Вы получаете возможность законно осуществлять данную деятельность.

2. Возможность рекламировать свою деятельность.

3. На Вас в полной мере распространяются права субъекта охранной деятельности (использовать технические средства охранного назначения, служебных собак, транспорт реагирования и другое).

4. Наличие лицензии на охранную деятельность привлекает внимание и вызывает доверие большинства потребителей, особенно, когда речь идет о безопасности.

5. Субъект хозяйствования, который легально занимается охранной деятельностью, значительно конкурентоспособней.

6. Вы не будете привлечены к административной ответственности за оказание услуг по охране без лицензии.

Вы получаете следующий комплекс юридических услуг:

1. Консультация опытного юриста по поводу необходимости и порядка получения лицензии.

2. Составление пакета документов, который необходимо подать для получения лицензии на охранную деятельность.

3. Подача пакета документов.

4. Получение лицензии на охранную деятельность.

Дополнительная услуга:

1. Получение справки о наличии / отсутствии судимости.

2. Получение свидетельства о присвоении квалификации охранника.

3. Получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

4. Получение справки из органов статистики.

Наша компания предоставляет юридические услуги субъектам предпринимательской деятельности с 2009 года. Наши юристы имеют многолетний опыт в оказании юридической помощи, в том числе и в получении лицензий на охранную деятельность.

Если у Вас возникли вопросы по поводу получения лицензии охрану – звоните, наши юристы готовы оказать бесплатную консультацию.

Правовые аспекты охранной деятельности.

Органом лицензирования данной деятельности является Министерство внутренних дел Украины.

ВАЖНО! Существует условие, которое влияет на получение лицензии на охранную деятельность:

В штат субъекта охранной деятельности, его филиала, другого обособленного подразделения должен входить специалист по организации охраны, который имеет один из образовательных и (или) квалификационных уровней:

1) высшее образование и стаж работы не менее трех лет на должностях офицерского состава в следственных и оперативных подразделениях органов внутренних дел, милиции охраны, Службы безопасности Украины или стаж (не менее 3 лет) на командных должностях строевых частей и учебных заведений Вооруженных Сил Украины, на должностях старшего и среднего начальствующего состава правоохранительных органов, военных формирований, которые созданы в соответствии с законами Украины, и ведомственной военизированной охраны;

2) высшее образование и стаж работы на руководящих должностях (директора, заместителя директора, руководителя филиала, другого обособленного подразделения) субъекта охранной деятельности как минимум 3 года или стаж на должностях, ответственных за направление охраны (не менее 3 лет);

3) высшее юридическое образование и стаж работы по специальности у субъекта охранной деятельности как минимум 3 года.

При осуществлении охранной деятельности необходимо соблюдать нормы законодательства, устанавливающие условия:

1. охраны опасных и ценных грузов при их перевозке;

2. по оборудованию транспорта реагирования средствами радиотехнической связи, цветографическими схемами (надписями), световыми и звуковыми сигналами;

3. по организации охраны объектов и помещений, в которых используются, культивируются, хранятся и уничтожаются наркосодержащие растения, а также используется, хранится и уничтожается полученная из них готовая продукция или отходы таких растений;

Лицензионные условия осуществления охранной деятельности определяют организационные и квалификационные требования, которые являются обязательными для всех субъектов охранной деятельности.

Правовое регулирование охранной деятельности составляют:

1. Закон Украины «Об охранной деятельности»;

2. Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»;

3. Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»;

4. Приказ МВД Украины № 365 от 15.04.2013 года «Об утверждении лицензионных условий осуществления охранной деятельности»;

5. Постановление Кабинета Министров Украины № 609 от 05.08.2015 года «Об утверждении перечня органов лицензирования и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины».

Законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка использования огнестрельного или холодного метального оружия (штраф от 170 гривен до 255 гривен с конфискацией оружия, устройств для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия и боевых припасов или без таковой) и за осуществление охранной деятельности без лицензии (штраф от 17 000 гривен до 34 000 гривен с конфискацией орудий производства и денег, полученных вследствие совершения этого административного правонарушения, или без такой).

Также существует уголовная ответственность за незаконное (без разрешения) ношение, хранение, приобретение, изготовление, ремонт, передача или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (от 2 до 5 лет лишения свободы – преступление средней тяжести). За действия, связанные с хищением, присвоением, вымогательством огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или радиоактивных материалов, а также завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением законодательством установлена более строгая санкция (от 3 до 7 лет лишения свободы – тяжкое преступление).

Закон Украины «Об охранной деятельности» завтра 18 октября 2012 года вступает в силу. Настоящий Закон определяет организационно-правовые принципы осуществления хозяйственной деятельности в сфере предоставления услуг по охране собственности и граждан. В законе дается определение терминов, цель Закона, сфера действия и государственное регулирование в сфере охранной деятельности на виды охранных услуг. Обеспечения охранной деятельности обеспечивается согласно лицензирования охранной деятельности. Так или иначе, по этому закону будут жить и трудиться полмиллиона специалистов охранного назначения и несколько тысяч частных охранных компаний.

Об охранной деятельности

Настоящий Закон определяет организационно-правовые принципы осуществления хозяйственной деятельности в сфере предоставления услуг по охране собственности и граждан.

Статья 1. Определение терминов

1. В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

  • охранная деятельность — предоставление услуг по охране собственности и граждан;
  • объект охраны — физическое лицо и / или имущество;
  • субъект охранной деятельности — субъект хозяйствования любой формы собственности, создан и зарегистрирован на территории Украины, осуществляет охранную деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии;
  • охрана имущества — деятельность по организации и практического осуществления мер охраны, направленных на обеспечение неприкосновенности, целостности определенных владельцем и принадлежащих ему зданий, сооружений, территорий, акваторий, транспортных средств, валютных ценностей, ценных бумаг и другого движимого и недвижимого имущества, с целью предотвращения и / или недопущение или пресечение противоправных действий к нему, для сохранения его физического состояния, прекращение несанкционированного владельцем доступа к нему и обеспечения осуществления владельцем этого имущества всех принадлежащих ему полномочий по нему;
  • охрана физического лица — деятельность по организации и практического осуществления мер охраны, направленных на обеспечение личной безопасности, жизни и здоровья индивидуально определенного физического лица (группы лиц) путем предотвращения или недопущения негативного непосредственного влияния факторов (деятельности или бездеятельности) противоправного характера;
  • персонал охраны — работники, которые непосредственно выполняют функции по охране имущества или физических лиц согласно своего квалификационного уровня;
  • специалист по организации мероприятий охраны — руководитель субъекта охранной деятельности или его заместитель, начальник филиала, иного обособленного структурного подразделения или его заместитель, в должностные обязанности которого входят организация и проведение мероприятий охраны, контроль за выполнением персоналом охраны возложенных на него обязанности » связей;
  • пропускной режим — установленный в пределах объектов охраны порядок, который обеспечивается комплексом организационно-правовых и инженерно-технических мероприятий, осуществляемых в целях исключения возможности бесконтрольного перемещения лиц, транспортных средств и имущества на объекты и с объектов охраны;
  • режим — порядок, установленный в пределах объектов охраны, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил внутреннего распорядка, обязательных для исполнения лицами, которые на них находятся;
  • транспорт реагирования — транспортное средство, находящееся в собственности субъекта охранной деятельности, предназначен для обеспечения немедленного реагирования персонала охраны на противоправные действия в отношении объекта охраны или на события и обстоятельства, которые наносят (могут нанести) имущественного ущерба либо создают возможную угрозу личной безопасности граждан или персонала охраны на объектах охраны;
  • технические средства охраны — технические средства, используемые при осуществлении охранной деятельности: системы, приборы и оборудование для обнаружения, оповещения и предупреждения о наличии опасности для жизни людей и / или имущества;
  • пункт централизованного наблюдения — центр с работающим персоналом, который наблюдает за состоянием систем передачи тревожных извещений.

Статья 2. Цель Закона

1. Основной целью этого Закона является создание условий для:

1) защиты имущества, обеспечения прав и законных интересов субъектов хозяйствования и физических лиц;

2) обеспечение государственного контроля за осуществлением мероприятий по охране имущества и физических лиц;

3) развития и совершенствования сферы услуг по охране собственности и граждан.

Статья 3. Сфера действия Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения субъектов хозяйствования во время организации и осуществления ими охранной деятельности.

2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения правоохранительных органов и воинских формирований в процессе предоставления ими услуг по охране собственности и граждан в части, которая не регулируется законодательными актами, регламентирующими их деятельность.

Статья 4. Государственное регулирование в сфере охранной деятельности

1. Органами государственного регулирования в сфере охранной деятельности является Кабинет Министров Украины, а также центральный орган исполнительной власти в сфере охранной деятельности.

2. Государственное регулирование в сфере охранной деятельности осуществляется указанными органами в соответствии с требованиями настоящего Закона, Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и других законодательных актов.

3. Центральный орган исполнительной власти в сфере охранной деятельности:

  • утверждает лицензионные условия осуществления охранной деятельности;
  • утверждает порядок контроля за соблюдением лицензионных условий осуществления охранной деятельности;
  • выдает и переоформляет лицензии на осуществление охранной деятельности, выдает дубликаты таких лицензий и принимает решение о признании их недействительными;
  • осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением субъектами охранной деятельности лицензионных условий путем проведения плановых и внеплановых проверок;
  • принимает решение об устранении недостатков, аннулировании лицензии на охранную деятельность;
  • формирует и ведет лицензионный реестр.

Деятельность субъектов охранной деятельности

Статья 5. Виды охранных услуг

1. Субъект охранной деятельности на основании полученной в установленном порядке лицензии предоставляет такие охранные услуги:

1) охрана имущества граждан;

2) охрана имущества юридических лиц;

3) охрана физических лиц.

Статья 6. Обеспечения охранной деятельности

1. Охрана имущества и физических лиц обеспечивается персоналом охраны путем осуществления следующих мер:

1) использование пунктов централизованного наблюдения, технических средств охраны, транспорта реагирования, служебных собак;

2) контроль за состоянием имущественной безопасности объекта охраны;

3) предотвращения угроз личной безопасности физического лица, охраняется;

4) реагирования в пределах предоставленных законом полномочий на противоправные действия, связанные с посягательством на объект охраны.

2. Перечень отдельных особо важных объектов права государственной собственности, охрана которых осуществляется исключительно государственными предприятиями и организациями, определяется в порядке, который устанавливает Кабинет Министров Украины.

3. Условия охраны опасных и ценных грузов при перевозке и их перечень определяет Кабинет Министров Украины.

4. Требования по строительному, конструктивного и технического обеспечения пунктов централизованного наблюдения определяются в лицензионных условиях.

5. Транспорт реагирования субъекта охранной деятельности является специальным транспортом и оборудуется средствами радиотехнической связи, цветографическими схемами и надписями, соответствующими световыми и звуковыми сигналами в порядке, определенном Министерством внутренних дел Украины.

Статья 7. Лицензирование охранной деятельности

1. Лицензирование охранных услуг осуществляется в порядке, определенном Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

2. В случае аннулирования лицензии субъекта охранной деятельности по основаниям, предусмотренным пунктами четвертым — восьмым части пятой статьи 7 настоящего Закона, выдача новой лицензии этому субъекту, созданным им или его учредителем (учредителями) новым субъектам хозяйствования допускается не ранее чем через год со дня аннулирования лицензии.

3. К заявлению о выдаче лицензии на охранную деятельность прилагаются документы, подтверждающие соответствие установленным условиям привлечения и отсутствие ограничений в отношении работников, задействованных в осуществлении охранных мероприятий.

4. Решение об устранении субъектом охранной деятельности недостатков, выявленных при осуществлении государственного надзора (контроля), принимается центральным органом исполнительной власти в сфере охранной деятельности на основании нарушения требований настоящего Закона по:

1) условий привлечения граждан к охранной деятельности и / или порядка подготовки и переподготовки персонала охраны;

2) заключение договоров о предоставлении услуг по охране.

5. Основаниями для аннулирования лицензии на охранную деятельность являются:

1) заявление лицензиата об аннулировании лицензии;

2) прекращения юридического лица (слияние, присоединение, разделение, преобразование или ликвидация);

3) смерть физического лица — предпринимателя;

4) акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;

5) акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;

6) акт об отказе лицензиата от проведения проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования;

7) акт о невыполнении субъектом охранной деятельности решения по устранению недостатков;

8) акт о несоблюдении субъектом охранной деятельности пунктов 1, 3, 5, 12 части первой статьи 10 настоящего Закона.

Статья 8. Договор о предоставлении услуг по охране

1. Субъект охранной деятельности предоставляет услуги по охране на основании договора, заключенного с заказчиком в письменной форме в соответствии с законодательством.

2. В договорах о предоставлении услуг по охране имущества и физических лиц в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины определяются условия возмещения субъектом охранной деятельности вреда, причиненного вследствие ненадлежащего исполнения им своих обязательств.

3. Заказчик услуг по охране имущества обязан предоставить субъекту охранной деятельности для ознакомления оригиналы документов или заверенные в установленном порядке их копии, подтверждающие его право владения или пользования имуществом на законных основаниях, охрана которого является предметом договора, а также правомерность нахождения такого имущества , транспортного средства или лица в определенном месте охраны.

Статья 9. Права субъекта охранной деятельности

1. Субъект охранной деятельности имеет право:

1) для обеспечения охранной деятельности приобретать, хранить и использовать в установленном законодательством порядке специальные средства, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;

2) для обеспечения радиосвязи использовать в установленном порядке радиочастоты;

3) использовать в охранной деятельности служебных собак;

4) использовать в охранной деятельности технические средства охранного назначения;

5) использовать транспорт реагирования;

6) получать по своему письменному запросу от заказчика услуг по охране сведения и копии документов, необходимые для осуществления мер охраны на объекте охраны;

7) с согласия заказчика услуг по охране (его представителя) осматривать территорию, здания, помещения, имущество, охраняются.

Статья 10. Ограничения в охранной деятельности

1. При организации и осуществлении охранной деятельности запрещается:

1) приобретать и использовать имущество, определенное законодательством для исключительного использования военными формированиями и правоохранительными органами;

2) использовать признаки принадлежности (элементы символики, форменная одежда и т.п.) в Министерство внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Управление государственной охраны Украины, Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, правоохранительных, природоохранных и контролирующих или иных органов исполнительной власти, их специальных подразделений , в том числе в названии субъекта охранной деятельности, на одежде, транспорте реагирования, зданиях, в документации;

3) создавать препятствия или мешать деятельности представителей правоохранительных и других органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также гражданам в осуществлении ими полномочий, предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами;

4) разглашать сведения о принятых мерах по организации и осуществления охранной деятельности, а также информацию с ограниченным доступом и информацию о охраняемое лицо, которые стали известны в связи с осуществлением охранной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

5) скрывать факты о преступлениях, совершаемых или готовящихся независимо от интересов заказчика услуг охраны;

6) охранять физическое лицо, совершающее преступные действия, административное правонарушение или пытается их совершить;

7) осуществлять действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также ставят под угрозу их жизнь и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию;

8) использовать средства радиосвязи без наличия разрешения на их использование на предоставленных радиочастотах;

9) осуществлять мероприятия, относящиеся к оперативно-розыскных соответствии с Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»;

10) привлекать в охранные мероприятия лиц, которые не подали документов, необходимых для устройства на работу, или не отвечают квалификационным требованиям;

11) участвовать в исполнении судебных решений в ходе исполнительного производства;

12) прибегать к действиям, направленных на силовое противостояние между персоналом охраны разных субъектов хозяйствования.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ субъектов охранной деятельности

Статья 11. Условия привлечения граждан к охранной деятельности

1. Персоналом охраны могут быть дееспособные граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста, прошедшие соответствующее обучение или профессиональную подготовку, заключивших трудовой договор с предприятием и подали документы, что они:

1) не состоят на учете в органах здравоохранения по поводу психической болезни, алкоголизма или наркомании;

2) не имеют непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленных преступлений;

3) не имеют ограничений, установленных судом по выполнению возложенных на них функциональных обязанностей;

4) не имеют ограничений по состоянию здоровья для выполнения функциональных обязанностей;

5) зарегистрированы по месту жительства в установленном законодательством порядке.

2. Специалист по организации мероприятий охраны и работники, задействованные в работе на пункте централизованного наблюдения, должны соответствовать требованиям части первой настоящей статьи, иметь образование, определенный лицензионным условиям, утвержденным центральным органом исполнительной власти в сфере охранной деятельности, и в установленные специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки, молодежи и спорта сроки и порядке повышать уровень квалификации.

3. Персонал охраны выполняет функции по охране имущества при обязательном наличии на его одежде признаков принадлежности к соответствующего субъекта охранной деятельности согласно его уставными документами.

4. Персонал охраны при исполнении функциональных обязанностей должен иметь при себе удостоверение с подписью руководителя субъекта охранной деятельности, скрепленной печатью, в котором указываются фамилия, имя, отчество лица, принадлежащего к персоналу охраны, дата выдачи и срок действия удостоверения и содержится фотография лица, которому выдано удостоверение.

5. Субъект охранной деятельности обязан обеспечивать соблюдение законодательства в организации и функционировании охраны, приеме на работу персонала охраны, в организации правил ношения соответствующей одежды и опознавательных знаков, а также в оснащении средствами обороны и индивидуальной защиты.

6. Трудоустройство инвалидов осуществляется субъектом охранной деятельности согласно действующему законодательству исходя из количества штатных работников, не задействованных непосредственно в выполнении охраны.

Статья 12. Права персонала охраны

1. Персонал охраны при исполнении функциональных обязанностей имеет право:

1) требовать от лиц прекращения противоправных действий, соблюдения законности и правопорядка;

2) требовать от должностных лиц объектов охраны и других лиц соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

3) не допускать проникновения лиц и задерживать тех, которые пытаются проникнуть (проникли) на объект охраны или оставить его, нарушая установленные правила, с обязательным незамедлительным сообщением об этом территориальный орган внутренних дел;

4) противодействовать правонарушителям и немедленно уведомлять органы внутренних дел о совершении ими преступления или административного правонарушения;

5) применять меры физического воздействия, специальные средства и использовать служебных собак в соответствии с настоящим Законом;

6) при осуществлении пропускного режима на объектах охраны проводить досмотр вещей физических лиц (по их добровольному согласию), транспортных средств, изъятие вещей и документов, являющихся орудиями или предметами правонарушения, проверку документов, удостоверяющих личность, дающих право на вход (выход) лиц, внесения (вынос), ввоз (вывоз) имущества, въезд (выезд) транспортных средств, в частности относительно их соответствия состава материальных ценностей, перемещаемых на объекты охраны (с объектов охраны);

7) проводить открытую видео-и фотосъемку событий как вспомогательное средство предупреждения противоправных действий с обязательным оповещением на охраняемом объекте, информации об осуществлении таких мероприятий.

2. Субъект охранной деятельности обязан обеспечить надлежащее хранение видео-и фотоматериалов, полученных при осуществлении мер охраны в течение одного года с возможностью использования их исключительно в служебной деятельности. По истечении срока хранения указанных материалов проводится их уничтожения комиссией в составе трех представителей субъекта охранной деятельности с составлением акта уничтожения видео-и фотоматериалов.

Статья 13. Обязанности персонала охраны

1. Персонал охраны при исполнении функциональных обязанностей обязан:

1) обеспечивать целостность объектов охраны и неприкосновенность имущества, что на них хранится, неприкосновенность физических лиц;

2) прекращать путем осуществления мер реагирования правонарушения против собственности, физических лиц, нарушение режима работы объектов охраны;

3) немедленно в любой способ уведомлять соответствующие правоохранительные органы о совершении противоправных действий в отношении собственности, физических лиц и других незаконных действий, имеющих признаки преступления, в местах осуществления мер охраны;

4) сохранять тайну, охраняемую законом, а также конфиденциальную информацию о хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, объявленную таковой в установленном порядке, сведения о личной и семейной жизни физических лиц, которые стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

5) не совершать действий, нарушающих общественный порядок.

Статья 14. Подготовка и переподготовка персонала охраны

1. Персонал охраны учится, проходит подготовку, переподготовку, повышение квалификации в учебных заведениях разных форм собственности. Представители центрального органа исполнительной власти в сфере охранной деятельности могут привлекаться в состав квалификационных комиссий профессионально-технических учебных заведений, которые готовят специалистов в сфере охранной деятельности. Подготовка персонала охраны 1-3 разряда может также осуществляться субъектами охранной деятельности.

2. Учебные программы, порядок и уровень подготовки, сроки подготовки, переподготовки (специализации) и повышение квалификации персонала охраны определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки, молодежи и спорта по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере охранной деятельности.

Статья 15. Ответственность персонала охраны

1. Персонал охраны за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, установленную законом.

ПРИМЕНЕНИЕ В ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕР ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Статья 16. Порядок применения персоналом охраны мер физического воздействия и специальных средств

1. При осуществлении охранной деятельности персонал охраны имеет право применять к лицам, посягающие на объект охраны, меры физического воздействия и специальные средства в особых случаях, если другие меры не привели к прекращению посягательства или к выполнению лицом законного требования персонала охраны, в случае :

1) защиты себя или другого лица от нападения, представляющего угрозу жизни и здоровью или имуществу;

2) предотвращение незаконной попытке насильственным путем завладеть специальными средствами;

3) необходимости задержать правонарушителя, который незаконно проник на охраняемый объект, или который совершает другие противоправные действия и сопротивляется;

4) обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью персонала охраны или других лиц.

2. Задержание лица персоналом охраны не является административным задержанием. Задержанное лицо немедленно передается органу внутренних дел по месту совершения правонарушения.

3. Применять меры физического воздействия и специальные средства разрешается только после предупреждения голосом и жестами о намерении их применения.

4. Меры физического воздействия и специальные средства могут применяться без предупреждения в случае:

1) внезапного нападения;

2) нападения или сопротивления с использованием оружия или предметов, представляющих угрозу жизни и здоровью лица, или с использованием механических транспортных средств.

5. Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом сложившейся ситуации, характера правонарушения и личности правонарушителя.

6. Запрещается применять меры физического воздействия и специальные средства в отношении женщин с явными признаками беременности, лиц преклонного возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетних лиц, а также против лиц, которые согласно законодательству являются носителями специального статуса неприкосновенности, кроме случаев совершения ими нападения, составляет угрозу жизни и здоровью физических лиц, персонала охраны, или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления.

7. В случае если невозможно избежать применения мер физического воздействия и специальных средств, их применение должно осуществляться в пределах правомерности с соблюдением условий и обстоятельств, исключающих преступность деяния, и должно ограничиваться причинением минимального вреда здоровью лица или других негативных последствий. В случае причинения такого вреда персонал охраны должен немедленно вызвать скорую медицинскую помощь и оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.

8. Персонала охраны запрещается применять специальные средства в местах значительного скопления людей, если это может привести к причинению вреда жизни и здоровью посторонних лиц, кроме случаев самообороны (самозащиты).

9. Обо всех фактах прекращения правонарушения по персоналу охраны, имущества или физических лиц, охраняемых применения мер физического воздействия, специальных средств, использования служебных собак персонал охраны обязан немедленно в устной или письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя и территориальный орган внутренних дел, а в случае нанесения телесных повреждений правонарушителю — немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.

10. В случае выявления признаков преступления персонал охраны обязан до прибытия сотрудников правоохранительных органов принять все возможные меры для охраны места происшествия и сохранение следов преступления, выявление очевидцев и фиксации их персональных данных. По прибытии сотрудников правоохранительных органов персонал охраны обязан действовать по их указанию.

11. Оказание сопротивления, угроз или насилия в отношении лиц, осуществляющих охранную деятельность, влечет ответственность согласно законодательству.

Статья 17. Порядок использования служебных собак

1. Персонал охраны во время и в местах выполнения мер охраны имеет право использовать служебных собак, прошедших в установленном порядке соответствующий курс дрессировки, признанные годными для служебного пользования и имеют ветеринарный паспорт, исключительно для выявления:

1) проникновений (попыток проникновений) на охраняемые объекты;

2) лиц, незаконно находящихся на охраняемых объектах.

2. Запрещается использование служебных собак в охранной деятельности без наличия проводника собаки в общественных и общедоступных местах. При этом собаки должны быть на поводке и в отношении них должны соблюдаться установленные ветеринарные правила.

3. На закрытых территориях, где отсутствуют люди, разрешается держать собак без привязи, если на видных местах размещены четкие и разборчивые предупредительные надписи об охране объекта с помощью служебных собак. При этом за ними должен обеспечиваться постоянный контроль со стороны персонала охраны.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ субъектов охранной деятельности с правоохранительными органами и общественностью


Статья 18. Организация взаимодействия с правоохранительными органами

1. Субъекты охранной деятельности и правоохранительные органы могут совместно организовывать взаимодействие и оказывать взаимопомощь в деятельности, направленной на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и обеспечение охраны общественного порядка.

2. Мероприятия по взаимодействию с правоохранительными органами не могут нарушать обязательства субъектов охранной деятельности по договору о предоставлении услуг по охране.

Статья 19. Формы взаимодействия с правоохранительными органами

1. Субъекты охранной деятельности организуют взаимодействие с правоохранительными органами в форме:

1) проведение совместных совещаний, консультаций

2) обмена информацией по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений;

3) иных не запрещенных законодательством мер при условии, что не нарушаются права и обязанности субъектов и осуществления таких мер относится к компетенции соответствующего правоохранительного органа.

1. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования.

2. Внести в статью 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г., № 36, ст. 299 с последующими изменениями) следующие изменения:

часть вторую изложить в следующей редакции:

  • «Согласно этому Закону и с учетом особенностей, определенных законами Украины» О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах «,» Об охранной деятельности «, лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, охранная деятельность»;
  • пункт 29 части третьей исключить.

3. Кабинета Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

  • привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений настоящего Закона.