Закон о полиции азербайджана

Законом не запрещено, но запрещено: Вагиф Асадов пояснил табу на съемки телефоном

БАКУ, 25 мая — Sputnik, Зарина Оруджалиева. В дорожной полиции объяснили, почему нет необходимости водителям снимать все контакты с полицией на камеру мобильного телефона или видеорегистратора.

Как прокомментировал Sputnik Азербайджан глава отдела по связям с общественностью Главного управления государственных дорожной полиции города Баку Вагиф Асадов, водители должны беспрекословно подчиняться требованиям дорожных полицейских. В противном случае их действия можно подвести под статью.

То есть, если дорожный полицейский требует у автомобилиста не снимать происходящее, то последний обязан отложить свое занятие. Наряду с этим, Асадов добавил, что сам запрет на видеосъемки пока никак не регулируется законом.

Но неподчинение представителям власти уже является основанием для административной ответственности.

По его словам, отказ водителя в ответ на требование полицейского прекратить снимать можно квалифицировать по статье 535 Кодекса об административных правонарушениях АР (умышленное неподчинение законному требованию сотрудника полиции или военнослужащего). За нарушение этой статьи в отношении физических лиц предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере 200 манатов, либо, если принимая во внимание личность нарушителя, эти меры будут недостаточными, то применяется административный арест сроком на один месяц.

Асадов объяснил, что согласно этой статье, если полицейский потребует не снимать его, то водитель должен положить телефон на место. В противном случае будет составлен протокол согласно положениям Кодекса.

При этом Асадов уточнил, что незаконные требования сотрудников полиции, в свою очередь, тоже являются административным правонарушением. В таких случаях на основе жалоб гражданина проводится разбирательство. Если выяснится, что полицейский виноват, то он будет наказан.

Асадов отметил, что воителям нет необходимости снимать все на телефон, так как каждый сотрудник полиции снабжен диктофоном. В то же время, на служебных автомобилях имеются видеокамеры, снимающие контакты сотрудников полиции и граждан. Кадры с этих камер изучаются в случае жалоб граждан.

Представитель дорожной полиции объяснил, что автомобилисты любят снимать все на камеры в отместку дорожным полицейским, остановивших их.

«Что делать. Сразу включают камеры, начинают снимать, придираясь, что нет нагрудного знака, фуражка надета криво, сотрудник полиции не представился. «Почему я неправильно припарковался?», «Нет, я не представлю документов», — это все претензии водителя. В таком случае полицейский выписывает ему протокол за не пристегнутый ремень безопасности и вдобавок за нарушение 535-й статьи КоАП», — отметил Асадов.

Он посоветовал автомобилистам, считающим себя незаконно наказанными, оспаривать правоту в суде.

Честно говоря, слова глубокоуважаемого нами Вагифа Асадова звучат несколько абсурдно. Закон видеосъемку не запрещает, но полицейские могут потребовать у водителя ничего на камеру не снимать. При этом если водитель не подчинится — значит, он нарушил закон.

Но как полицейский может потребовать от водителя не снимать, нарушая тем самым защищенное законом право гражданина? Почему водитель не может застраховаться на случай, если решит обратиться в соответствующие органы с жалобой — вдруг произойдет «технический сбой» или «потеря данных» с регистраторов полиции?

И еще. Отсутствие нагрудного знака, криво надетая фуражка, нежелание сотрудника полиции представиться — это не «претензии» водителей, а законное требование к полицейским. Называя все вышеупомянутые законные права «претензиями водителей», сотрудники дорожной полиции сами лишаются права требовать от водителя следовать букве закона. В таком случае и водители могут называть требования «гаишника» не снимать на видео «пустыми претензиями», и даже — попыткой скрыть незаконное действие.

Если полицейский профессионально выполняет свой долг, зачем ему беспокоиться насчет видеокадров, которые в таком случае никак не могут его скомпрометировать? Любой грамотный зритель такого видео или эксперт сразу увидит кто прав, а кто нет. Так что, если моя полиция меня бережет по всем канонам закона, ей незачем беспокоиться и требовать не снимать!

Больше штрафов — больше зарплаты: что ждать от изменений в указ?

БАКУ, 7 июн — Sputnik, Тарана Худабахшиева. Совершенно очевидно, что применение закона, согласно которому к зарплате всех служащих дорожной полиции причисляется 25% от суммы выписанных штрафов, приведет к повышению их заинтересованности в том, чтобы штрафовать как можно большее число людей. Об этом Sputnik Азербайджан сказал юрист Эльяр Гасанов, комментируя изменения в закон, регулирующий меры по социальной защите работников дорожно-патрульной службы.

В постановление Президента АР «Об усилении мер по социальной защите сотрудников дорожно-патрульной службы министерства внутренних дел АР и некоторых мероприятиях в сфере регулирования дорожного движения» внесены изменения. В частности, отмечено, что 25% от средств, перечисляемых в бюджет виде штрафов за нарушение правил дорожного движения и правил обеспечения безопасности дорожного движения, будут начисляться вдобавок к месячной зарплате сотрудников дорожно-патрульной службы МВД АР.

Гасанов считает, что для улучшения социального благосостояния государственного служащего ему должна выплачиваться заработная плата, и такая схема существует во всем мире. В то же время он не исключает, что вышеуказанная практика, применяемая в отношении полицейских в Азербайджане, применяется и в других странах.

В свою очередь, эксперт в сфере дорожно-транспортных вопросов Эльмаддин Мурадлы считает, что данный шаг направлен на усиление социальной защиты сотрудников патрульно-постовой службы. Эксперт указал, что цель подписанного в мае президентом решения — исключить противоречия в действующем законодательстве: «Решение было принято давно, просто оно противоречило другим законодательным актам. Чтобы избавиться от этого противоречия, были внесены чисто технические изменения».

Он отметил, что предыдущее решение, действовавшее в отношении дорожных полицейских, должно было поддержать в определенной степени борьбу с коррупцией. Так оно и случилось.

«Правда, некоторые водители утверждают, что дают взятки и избегают наказаний. Недавно подобный случай был зафиксирован в Гяндже. Виновного сотрудника дорожной полиции даже уволили с работы», — отметил эксперт.

Дорожные полицейские сами признают, что в свое время аналогичное решение заметно повлияло на их работу, продолжил Мурадлы. Вместо того, чтобы брать у водителей 10-20 манатов и стыдиться содеянного, они на законном основании при нарушении правил дорожного движения выписывают водителям протокол и получают дополнительные деньги. Некоторые дорожные полицейские вместе с процентами, начисленными за выписанные протоколы, получают в месяц от трех до пяти тысяч манатов, сказал эксперт.

Мурадлы утверждает, что при этом заведующие отделами, работающие в управлении, получают по 700-800 манатов, что, конечно же, их не устраивает. «Поэтому работники, которые сидят в кабинетах, начинают брать взятки. Думаю, если и в их работе будет применяться аналогичная практика, негативные случаи будут устранены», — заключил эксперт.

Полиция Азербайджанской Республики

В настоящее время в Азербайджане основными документами, регулирующими функционирование полиции, являются: Закон «О полиции» 2006 г. , Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» , Закон «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Азербайджанской Республики» 2001 г. , другие документы.

1. Полиция Азербайджанской Республики: общие положения
В Азербайджане полиция является частью Министерства внутренних дел республики .
К основным обязанностям азербайджанской полиции относятся:
1) охрана общественного порядка и безопасности;
2) принятие мер по предотвращению преступлений и других правонарушений;
3) защита личности, прав и свобод человека и собственности от противоправных действий;
4) охрана государственных учреждений и других объектов;
5) регистрация и учет преступлений;
6) раскрытие преступлений, выявление и задержание преступников;
7) применение мер административного взыскания или другого воздействия,
8) содержание задержанных и арестованных за административное правонарушение лиц;
9) осуществление оперативно-розыскной деятельности;
10) осуществление визово-регистрационной деятельности;
11) контроль за соблюдением правил дорожного движения;
12) выполнение других функций, предусмотренных законом.

Полиция Азербайджанской Республики защищает предусмотренные Конституцией и межгосударственными договорами права и законные интересы всех лиц, независимо от расы, национальности, вероисповедания, языка, пола, происхождения, имущественного положения, служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзам и другим общественным объединениям, от противоправных действий. Сотрудничество органов полиции Азербайджанской Республики с органами полиции зарубежных стран и международными полицейскими организациями регулируется международными договорами Азербайджана, договорами, заключенными с органами полиции зарубежных стран, а также уставами и положениями международных полицейских организаций.

Полиция Азербайджанской Республики

2. Структура полиции

Полиция Азербайджанской Республики имеет следующие уровни.

Первый – Министерство внутренних дел.
Министр внутренних дел Азербайджана организует деятельность МВД и осуществляет руководство органами внутренних дел и Внутренними Войсками. В МВД республики имеется свыше 20 главных управлений, главными из которых являются следующие.

1) Главное управление по борьбе с наркотиками осуществляет руководство и оперативно-розыскную деятельность в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических, психотропных средств и прекурсоров, а также координируют деятельность служб территориальных и линейных органов полиции в этом направлении.

2) Управление криминалистических расследований проводит криминалистические исследования, обеспечивает участие специалистов в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятий и применение технических и средств в ходе их осуществления.

3) Главное управление общественной безопасности определяет основные направления деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и безопасности, обеспечивающее проведение в жизнь комплекса мер по профилактике и раскрытию преступлений, осуществляющее охрану и сопровождение задержанных лиц, охрану дипломатических представительств, проведение карантинных мероприятий, безопасность экспортных нефте- и газопроводов, организующее профилактическую работу с несовершеннолетними, а также обеспечивающее действие пропускного режима и осуществляющее перевозки специальных и военных грузов в рамках полномочий Министерства. В структуру Управления входят: Отдел организации профилактической работы, Отдел организации профилактической работы с несовершеннолетними, Отдел организации пост-патрульной службы, отдел безопасности экспортных нефте — газопроводов, Отдел контроля над организацией службы на местах временного задержания, Отдел организации работы участковых инспекторов, Отдел по национальным, религиозным вопросам, Отдел системы разрешения, Отдел организации работы по охране природы и работы, связанного с санитарно-эпидемиологическими услугами, Организационно-аналитический отдел, группа специальной перевозки и канцелярия.

4) Главное управление внутренних войск осуществляет руководство Внутренними войсками, полномочия которых определены Законом «О статусе Внутренних Войск» 1994 года. Внутренние войска выполняют следующие функции: совместно с другими органами внутренних дел несут патрульно-постовую службу, а также обеспечивают общественный порядок в ходе массовых мероприятий; охраняют важнейшие государственные объекты, коммуникационные сооружения и специальные грузы; участвуют в розыске и задержании лиц, незаконно проникших на территорию охраняемых объектов; охраняют склады и военных баз; участие в розыске и задержании бежавших из-под стражи осужденных и арестованных лиц; при необходимости участие в защите территории Азербайджана.

5) Главное управление полиции на транспорте отвечает за борьбу с правонарушениями на объектах железнодорожного, воздушного и морского транспорта, с экологической преступностью в бассейне Каспийского моря, в реках, озерах и иных водоемах на территории республики, а также за охрану общественного порядка и общественной безопасности и осуществление оперативно-розыскной деятельности.

6) Главное управление дорожной полиции обеспечивает безопасность дорожного движения, контроль над обеспечением безопасности дорожного движения, административное производство по фактам нарушения Правил дорожного движения и ДТП, разработку стандартов и технических норм, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, регистрацию, выдачу государственных регистрационных свидетельств и номерных знаков для автотранспортных средств и прицепов, принятие экзаменов по ПДД и водительских навыков, выдачу водительских прав, а также устанавливающее единый государственный учёт показателей дорожного движения и его безопасности.

7) Главное управление полиции на транспорте отвечает за борьбу с правонарушениями на объектах железнодорожного, воздушного и морского транспорта, с экологической преступностью в бассейне Каспийского моря, в реках, озерах и иных водоемах на территории республики, а также за охрану общественного порядка и общественной безопасности и осуществление оперативно-розыскной деятельности.

8) НЦБ Интерпола в Азербайджане (на правах главного управления) обеспечивает обмен информации в области борьбы с преступностью между правоохранительными службами Азербайджана и соответствующими структурами государств-членов Интерпола.

9) Управление внутренних расследований осуществляет контроль над соблюдением прав человека и гражданина сотрудниками органов внутренних дел во время исполнения своих должностных обязанностей, а также ведение служебного расследования по жалобам, заявлениям и сведениям, поступившим в связи со случаями нарушения закона, действиями сотрудников МВД. В составе управления функционируют: отдел по работе с заявлениями и обращениями, организационно-аналитический отдел и секретариат

10) Управление Международного сотрудничества организует осуществление взаимных связей с зарубежными правоохранительными органами, координацию деятельности Министерства в сфере осуществления обязательств, вытекающих из международных Конвенций, участником которых является Азербайджанская Республика, а также изучение международного опыта в борьбе с преступностью.

11) Главное Управление Уголовного Розыска отвечает за борьбу с преступностью, осуществление профилактических мер и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов следствия, дознания и правосудия, уклоняющихся от отбывания вынесенного приговора, розыск без вести пропавших лиц, похищенного имущества, идентификацию неопознанных трупов, поиск похищенного имущества, а также осуществление оперативно-розыскной деятельности в порядке и случаях, предусмотренных в национальном законодательстве.

Другие структуры Министерства осуществляют управленческие и обеспечивающие функции.

Министр внутренних дел непосредственно руководит образовательными учреждениями полиции, в числе которых :Академия полиции, Учебный центр, Образовательный полк Внутренних войск, Пожарно-техническое училище).

Второй уровень азербайджанской полиции образуют региональные управления внутренних дел, в том числе Управление г. Баку и Управление по Нахичеванской АО .

Третий уровень – городские, районные управления внутренних дел .

3. Служащие полиции

На службу в органы внутренних дел принимаются на добровольной основе граждане Азербайджанской Республики в возрасте не младше 20 и, как правило, не старше 30 лет, пригодные по своим личным качествам, физической и профессиональной подготовке, состоянию здоровья и уровню образования для службы в данных органах, а также прошедшие военную службу и военнообязанные (за исключением женщин), владеющие государственным языком Азербайджана.

В учебные заведения полиции могут быть приняты и лица, не достигшие 18-летнего возраста, имеющие среднее образование.

Лица, принятые на службу в полиции, должны пройти подготовительные курсы.
Не могут быть приняты на службу в полиции Азербайджана лица:
а) имеющие двойное гражданство,

б) имеющие обязательства перед другими государствами,

в) религиозные деятели,

г) лица, признанные судом недееспособными или с ограниченной дееспособностью,

д) ранее осужденные за преступления, а также лица, в отношении которых исполнение уголовного дела было прекращено без оправдательных оснований,

е) лица, отстраненные от работы в полиции и других правоохранительных органах за серьезные недостатки в работе, за занятие деятельностью, не совместимой со службой в полиции, полную непригодность для службы в полиции, недостойные поступки, позорящие звание сотрудника полиции.

Министр внутренних дел Азербайджанской Республики назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Азербайджана. Сотрудникам полиции присваиваются специальные звания:
1) рядовой полиции,

2) младший сержант полиции;

3) сержант полиции;

4) старший сержант полиции;

5) младший лейтенант полиции,

6) лейтенант полиции,

7) старший лейтенант полиции,

8) капитан полиции,

9) майор полиции,

10) подполковник полиции

11) полковник полиции,

12) генерал-майор полиции,

13) генерал-лейтенант полиции;

14) генерал-полковник полиции.

Лицам, работающим на должностях высшего начальствующего состава, могут быть присвоены высшие воинские звания.

Прием на службу в органы внутренних дел осуществляется на основе конкурса и прозрачности (конкурс состоит из тестовых экзаменов и собеседования). Порядок объявления, проведения конкурса и принятия соответствующего решения по его итогам устанавливается соответствующим органом исполнительной власти Азербайджанской Республики.

Лица, принятые на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава, приступают к исполнению своих обязанностей после прохождения подготовительных курсов в учебном заведении.

На службу на должности среднего и старшего начальствующего состава принимаются, как правило, лица, имеющие специальное среднее специальное или высшее юридическое образование.

Для лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава назначаемых на должности по распределению после окончания высших и специальных средних специальных учебных заведений соответствующего органа исполнительной власти, испытательный срок не устанавливается.

На службу на должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются только лица, имеющие среднее и среднее специальное образование.

Сотрудник полиции не может заниматься политической деятельностью и состоять в политической партии .

4. Полномочия сотрудника полиции

При ограничении прав и свобод того или иного лица сотрудник полиции должен разъяснить основания и причины ограничения, а также связанные с этим права и обязанности данного лица. Недопустимо обращение полиции с тем или иным лицом в форме, унижающей человеческое достоинство. Запрещается принуждать лиц, совершивших преступление или подозреваемых в совершении преступления, к даче показания или признанию себя виновным в совершении преступных действий, угрожать с этой целью им и другим лицам, пытать их, оказывать на них то или иное физическое или моральное воздействие.

В области предотвращения преступлений и других правонарушений и их раскрытия сотрудник полиции:

1) осуществление мер по предотвращению преступления и другого правонарушения, выявлению совершенного преступления и установлению совершившего его лица, изучению и устранению причин, приводящих к преступлению;

2) обеспечение приема, регистрации поступивших заявлений и сообщений о преступлении и других правонарушениях, и принятия мер в порядке, установленном законодательством;

3) возбуждение уголовных дел, производство дознания и следствия;

4) осуществление оперативно-розыскной деятельности;

5) исполнение решений суда или прокурора, а также решений и письменных поручений следователя или лица, ведущего дознание.

Сотрудник полиции имеет право:

1) требовать от каждого лица прекращения действий, создающих условия для преступления и других правонарушений, представляющих угрозу личности и общественному порядку;

2) проверять документы подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения лиц с целью установления их личности;

3) задерживать лиц, совершивших преступление или другое правонарушение, либо подозреваемых в совершении;

4) входить в жилые здания или другие строения, на земельные участки, на территорию и строения предприятий, учреждений, организаций;

5) применять физическую силу, а также хранить, носить и применять специальные средства и огнестрельное оружие.

В области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности сотрудник полиции имеет следующие права:

1) при возникновении угрозы общественному порядку или безопасности людей ограничивать вход на территории и в здания и пребывание там, останавливать проводимые работы, ограничивать или запрещать движение транспорта;

2) составлять протокол о лице, совершившем административное правонарушение, осуществлять личный досмотр, проверять принадлежащие ему вещи, содержать его в полиции;

3) задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, и передавать их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

4) доставлять в специальные медицинские учреждения лиц, находящихся в общественных местах в нетрезвом состоянии и неспособных самостоятельно передвигаться, могущих причинить вред себе или окружающим;

5) фотографировать и брать отпечатки пальцев лиц. арестованных в административном порядке, находящихся под административным надзором, а также на профилактическом учете в полиции;

6) доставлять лицо, занимающееся бродяжничеством или попрошайничеством в приемник-распределитель;

7) задерживать и доставлять в специальные медицинские учреждения душевнобольных, хронических алкоголиков, наркоманов, уклоняющихся от назначенных решением судов принудительных мер медицинского характера за общественно опасные действия;

8) задерживать и доставлять в специальное воспитательное учреждение несовершеннолетнее лицо, уклоняющееся от назначенных принудительных мер воспитательного характера;

9) проводить досмотр мест хранения и использования лицами огнестрельного оружия, боеприпасов, вредных веществ, а также объектов их оборота, давать обязательные для исполнения письменные указания;

10) изымать документы с признаком фальсификации, а также выведенные из гражданского оборота и хранящиеся без специального разрешения предметы, вещества, материалы и приборы, обеспечивать хранение бесхозного имущества и принимать в порядке, установленном законодательством, меры по решению вопроса о них.

В области предотвращения преступлений и других правонарушений и их раскрытия сотрудник полиции вправе:

1) проверять заявления и сообщения о готовящихся и совершенных преступлениях;

2) получать у юридических и физических лиц необходимые объяснения, сведения, документы в связи с раскрытием преступления, проведением дознания и следствия, брать отпечатки пальцев у лиц, подозреваемых в совершении преступления, осуществлять процессуальные действия;

3) осуществлять в связи с оперативно-розыскной деятельностью права, установленные законодательством.

В области обеспечения безопасности дорожного движения сотрудник полиции имеет следующие права:

1) останавливать транспортное средство, проверять документы на право вождения управляющего им лица и документы перевозимого груза;

2) использовать технические средства для установления факта нахождения управляющего транспортным средством лица в нетрезвом состоянии или организовать медицинское обследование данного лица;

3) отстранять лицо, управляющее транспортным средством, и транспортное средство от участия в дорожном движении;

4) получать объяснение у нарушителей правил дорожного движения, участников и свидетелей ДТП;

5) применять меры административного воздействия за нарушение правил дорожного движения, направлять в суд материалы о лишении водительских прав;

6) ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ;

7) запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям;

8) преследовать транспортное средство в случае наличия точной информации о совершении управляющим транспортным средством лицом и находящимися вместе с ним пассажирами преступления или подозрении в совершении преступления, а также в случае, когда управление транспортным средством создает реальную опасность совершения преступления.

Сотрудник полиции может ограничивать право лица на свободу на основании решения судьи путем задержания и ареста в следующих случаях:

1) в случае подозрения в совершении преступления или административного правонарушения;

2) при осуществлении воспитательного надзора за несовершеннолетним лицом или препровождении его в полномочный орган;

3) при предотвращении распространения инфекционных заболеваний, а также обезвреживании душевнобольных, алкоголиков, наркоманов и занимающихся бродяжничеством;

4) при пресечении незаконного въезда лица в страну или при выдворении лица из страны, либо передачи его другому государству;

5) при обеспечении присутствия обвиняемого лица, ответчика, свидетеля на судебном процессе, проведении теста на установление отцовства, проведении психического обследования или обеспечении выполнения того или иного обязательства (за исключением договорных обязательств).

Неотложное задержание сотрудником полиции того или иного лица без решения суда (судьи) на срок не более 48 часов может допускаться только в следующих случаях:

1) в случае задержания лица при совершении преступления или административного правонарушения, или сразу после совершения;

2) в случае указания непосредственными свидетелями происшествия, в том числе пострадавшими лицами, на совершение преступления или административного правонарушения именно этим лицом;

3) в случае обнаружения у подозреваемого лица или в его одежде, других принадлежащих ему предметах или в его квартире следов преступления или административного правонарушения.

Лицо, задержанное или арестованное в связи с совершением преступления или административного правонарушения, имеет право требовать скорейшего рассмотрения его дела в суде.

Сотрудник полиции, осуществляющий полномочия, связанные с ограничением права на свободу, должен:

1) в момент задержания или ареста лица представиться, предъявив служебное удостоверение;

2) в момент задержания или ареста сообщить тому или иному лицу основания для его задержания или ареста и разъяснить его права, за исключением лиц, оказывающих сопротивление или находящихся в невменяемом состоянии;

3) безотлагательно препроводить задержанное или арестованное лицо в орган полиции, запротоколировать в порядке, установленном законодательством, факт задержания или ареста, ознакомить задержанное или арестованное лицо с этим протоколом, зарегистрировать каждый факт задержания или ареста в соответствующем органе полиции;

4) безотлагательно сообщить о задержании или аресте близким родственникам задержанного или арестованного лица, по его требованию — по месту работы или учебы, за исключением лица, совершившего особо опасное государственное преступление;

5) обеспечить право задержанного или арестованного лица по его требованию на помощь защитника;

6) до истечения 24 часов письменно уведомить судью о задержании или аресте лица, задержанного или арестованного на срок более 3 часов.

Ограничение сотрудником полиции права того или иного лица на неприкосновенность жилья и вхождение в жилье помимо воли проживающих там лиц допускается лишь: по решению судьи; при осуществлении неотложных мер в целях защиты прав и свобод других лиц, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности или предотвращения тяжких преступлений, несчастных случаев, стихийных бедствий, аварий, эпидемий и эпизоотии и ликвидации их последствий.

Без решения судьи сотрудник полиции может входить в жилье помимо воли проживающих там лиц в случае, если у него имеется точная информация или обоснованные подозрения о наличии одного из следующих оснований:

1) совершение в квартире тяжкого преступления против личности или особо опасного государственного преступления;

2) в случае, если лицо, совершившее преступление, бежавшее из мест заключения или лишения свободы, скрывается в данной квартире;

3) в случае преследования лица, совершившего преступление, по «горячим следам»;

4) при наличии в квартире трупа человека;

5) в случае, если в квартире имеется реальная угроза жизни или здоровью человека, а также происходят аморальные действия, могущие по законодательству повлечь за собой уголовную ответственность.

Сотрудник полиции должен:

1) перед вхождением в квартиру уведомлять проживающее там лицо или временно проживающее там другое лицо об основаниях вхождения в квартиру;

2) разъяснять права лица, проживающего в квартире, в связи с вхождением в квартиру, в случае же, если данное лицо не позволяет войти в квартиру, разъяснять противозаконность его действий;

3) при вхождении в квартиру помимо воли проживающих там лиц использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести и достоинству, жизни и здоровью, собственности находящихся в квартире лиц, не допускать без необходимости причинения ущерба, за исключением случаев вынужденной обороны или крайней необходимости;

4) безотлагательно запротоколировать и зарегистрировать в соответствующем органе полиции в порядке, установленном законами, факт вхождения в квартиру помимо воли проживающих там лиц;

5) в течение 24 часов письменно уведомлять судью о факте вхождения в квартиру помимо воли проживающих там лиц.

Сотрудник полиции может применить физическую силу против того или иного лица, не выполняющего его законные требования, только:

1) для предотвращения готовящегося или совершаемого преступления;

2) при задержании лица, совершающего административное правонарушение или преступление;

3) в случае применения силы при совершении того или иного правонарушения.

Сотрудник полиции, применяющий силу, спецсредства и огнестрельное оружие, должен:

1) применять физическую силу, спецсредства или огнестрельное оружие только в случае крайней необходимости или при необходимой обороне, в случае, если применение всех остальных средств воздействия не дало нужного результата;

2) применять огнестрельное оружие только при предотвращении реальной опасности;

3) до применения огнестрельного оружия сделать устное предупреждение или предупредительный выстрел ;

4) стараться сохранить без изменения место применения огнестрельного оружия.

В случаях применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия сотрудник полиции должен:

а) безотлагательно в письменной форме уведомить орган полиции, в котором служит, или орган полиции территории, где было применено огнестрельное оружие;

б) в течение 24 часов в письменной форме уведомить прокурора.

Физическая сила, спецсредства, оружие не применяется в отношении женщин, несовершеннолетних, лиц, рядом с которыми находятся несовершеннолетние, лиц, с явными признаками инвалидности и других физических и психических недостатков, в случаях, когда могут пострадать посторонние лица, за исключением случаев нападения с применением огнестрельного оружия или оказания вооруженного сопротивления. Огнестрельное оружие не должно применяться в местах скопления людей.

При исполнении своих полномочий сотрудник полиции прямо и непосредственно подчиняется своему начальнику. Сотрудник полиции обязан также исполнять приказы и указания вышестоящего по субординации начальника. При получении явно противоречащих закону приказа ими указания сотрудник полиции должен руководствоваться законом и уведомить об этом руководство полиции. Неисполнение явно незаконного приказа или указания не влечет за собой ответственности. Сотрудник полиции, исполнивший подобный приказ или указание, привлекается к ответственности.

День работников полиции Азербайджана

День работников полиции Азербайджана — профессиональный праздник работников правоохранительных органов Республики, отмечаемый ежегодно 2 июля.

Дата для учреждения праздника была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1918 году министр внутренних дел Азербайджанской Демократической Республики подписал «Циркуляр о кадровых назначениях в полиции». Этот документ стал основой для создания национальной полиции молодого независимого государства. С тех пор эта дата и считается днем рождения азербайджанской полиции.

В законе Азербайджанской Республики «О полиции» M727-IQ от 28 октября 1999 года дается следующее определение полиции: единый централизованный правоохранительный орган, принадлежащий исполнительной власти Азербайджанской Республики.

Законодательство о полиции состоит из Конституции Азербайджанской Республики, вышеуказанного закона «О полиции», других нормативно-правовых актов Азербайджанской Республики, международных договоров, поддерживаемых Азербайджанской Республикой.

В 2008 году азербайджанская полиция отмечала 90-ю годовщину своей деятельности. Личный состав органов Внутренних дел Азербайджанской Республики имеет исключительную заслугу в укреплении государственности, в обеспечении упрочнения независимости, а также достиг большого успеха в деятельности, направленной на взятие под контроль криминогенного состояния и обеспечение общественной безопасности.

Сейчас основной служебный показатель полиции — это еще более эффективная служба, привязанность народу, верность государству. Сегодня азербайджанский гражданин с полной уверенностью имеет основание говорить: «Моя полиция меня бережет».

И в этот день в Азербайджане поздравляют с профессиональным праздником и чествуют всех сотрудников и ветеранов азербайджанской полиции и, конечно же, вспоминают полицейских, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Видеозапись инспекторов не является доказательством для дорожной полиции Азербайджана

БАКУ, 28 апр – 1NEWS.AZ

Данные, зафиксированные установленными в автомобилях видеорегистраторами, не могут расцениваться как доказательства.

Использование видеорегистраторов считается вмешательством в законную деятельность полиции, и закон «О полиции» запрещает это, сказал завотделом Главного управления дорожной полиции Кямран Алиев.

Об этом сообщает 1news.az со ссылкой на Trend.

«Регистрация посредством камер действий сотрудников дорожной полиции расценивается как вмешательство в деятельность полиции. Возникший в связи с каким-либо нарушением конфликт между сотрудником дорожной полиции и водителем можно расследовать посредством данных, регистрируемых установленными на дорогах камерами», — сказал завотделом.

Если в будущем будут внесены соответствующие изменения в законодательство, то дорожная полиция, как исполнительный орган, будет выполнять возложенные на нее обязанности по исполнению закона, сказал Алиев.

Отметим, что в международной практике (в России) кадры, зафиксированные видеорегистраторами, расцениваются как доказательство, и дорожная полиция поддерживает установку в автомобилях этих камер. Это расценивается как помощь в работе сотрудников полиции. Водитель на месте должен предъявить сотруднику дорожной полиции кадры, зафиксированные видеорегистраторами.