Закон о защите чести и достоинства учителей

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
СОЮЗОВ СВОБОДНЫХ ПРОФСОЮЗОВ

  • Навигация по сайту

    СОЦПРОФ

    Наша структура

    Состав объединения

    Новости

    Видео

    Консультация

    Обращение Президенту РФ

    Инициативы СП

    Наши партнёры

    ОД «ЧЕСТНОЕ ЖКХ»

    Соглашение о сотрудничестве

    Защита профсоюзного лидера

    Фермеры и земля

    Cельскохозяйственный кооператив «ТАН»

    Поиск по сайту

    Учитель — имея доказательства, не смог в суде защитить свою честь и достоинство

    25 апреля 2017 года в Советском районном суде города Казани судья отказал учителю в защите чести и достоинтстве.

    Решение будет получено через 5 дней, судья сказал, что 02 мая приходите за решениеМ.

    Протокол судебного заседания будет готов к 15:00 28 апреля 2017 года.

    На судебном заседании присутствовал журналист из газеты «Вечерняя Казань» (кратко отразили судебное заседание в статье читайте ниже).

    Полно сможем написать только после ознакомления с рещением суда, одно можно сказать, что наши доказательства основанные на результатах проверки Министерства Образования РТ, вероятно суд не учел.

    Также суд не учел, что даже в отзыве директор школы подтвердила, что обращалась устно проверить спихологическое состояние учителя.

    Наверное, что-то не понимаем, но в ЗАКОне нигде не написано, что директор школы, может спокойно звонить в мед учреждение и просить проверить учителя.

    Однако судья решил, как решил, но Славо богу, что есть вышестоящие судебные инстанции, в которых будем опротестовывать решение суда.

    Да и обратимся в квалификациолнную коллегию судей.

    Добавай, «сегодня 26 апреля учитель пришла в школу, а ее вместе с учениками не пустили на урок, пошла писать докладную на имя директора, через 15 минут вроде открыли кабинет и впустили учителя и учеников – вот так живет и работает учитель изо в школе 175»

    Возможно, что-то не так в школе 175 и пора Министерству Образования Республики Татарстан вмешаться и навести порядок.

    Закон один для всех, как для учителя, так и для директора.

    СУД ОТКАЗАЛ КАЗАНСКОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ РИСОВАНИЯ В ИСКЕ О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

    Сегодня Советский райсуд оставил без удовлетворения иск преподавателя ИЗО Фании Башировой к школе №175 в лице директора Амины Валеевой.

    Напомним, Фания Баширова потребовала 100 тысяч рублей компенсации морального вреда за то, что при прохождении профмедосмотра в апреле 2016 года врач-психиатр, получивший сигнал от директора школы, якобы предложил ей пройти медосвидетельствование на специальной комиссии. Факт устного обращения в медучреждение руководителя школы по поводу Башировой позже подтвердила проверка, проведенная департаментом надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ.

    На судебном заседании представляющая интересы школы юрист Галина Куликова отметила, что «устная просьба директора обратить внимание врача-психиатра на эмоциональную неустойчивость сотрудника, который работает с детьми» не является действием, порочащим репутацию учителя. Кроме того, согласно постановлению правительства РФ от 23 сентября 2002 года обязательное психиатрическое освидетельствование педагогов проводится не реже одного раза в пять лет.

    — Мы намерены обжаловать решение суда, — заявил председатель Татарского территориального союза объединения профсоюзов России «СОЦПРОФ» Сергей Ромадановский, представляющий интересы учительницы.

    Всё верно — «устная просьба директора школы обратить внимание врача-психиатра на эмоциональную неустойчивость» преподавателя при прохождении профосмотра является действием, порочащим репутацию директора школы))) С чем директора школы и «поздравляем»!))

    Не хочу, чтобы в школе, руководимой такой директрисой учились мои внуки .

    почему нет ни единого отзыва от родителей, чьи дети учатся в этой школе?

    не хотят ввязываться, видимо

    и почему учительница борется одна, если она такая хорошая, почему ее не поддерживают родители?
    вопросов много, журналистам есть над чем работать.

    Lira Magdeeva Гость • 11 часов назад

    В школе всегда так! Нас не мало, с которыми директор этой школы «боролась «. Она любым способом делает так, как она хочет. Я собирала информацию о ней , обратилась к учителям давайте защитим себя. Многие сказали » бук белэн бук булганчы» с татарского типа не стоит с говном связываться — не обмоешься. Авторитарного человека не исправишь — я тоже успокоилась. Хочу Фанию поддержать, но не знаю как.

    А родители по-старинке считают,что воспитанием их чад должны заниматься только педагоги.Прошли те времена,когда в школах работали высококультурные,благородные, имеющие чувство собственного достоинство люди.Каких граждан могут поставлять обществу боящиеся собственной тени лизоблюды? Как такие деффективные коллеки могут поддержать порядочного специалиста?

    Lira Magdeeva гость • 10 часов назад

    Потому что директор начнёт терроризировать ребёнка и его родителей. Это дело она любит.

    женщина испортила государственные показатели формирования людей со сломленной волей(быдла)на,что направленна вся административная практика.

    Оппозиция стране не нужна,суды всегда на стороне власти, власть финансирует судебную систему.

    Lira Magdeeva • 10 часов назад

    Хочу познакомиться с Башировой. В этой школе я была в такой ситуации.

    Опубликовано: 26.04.2017г. (9:57:44)

    Всего просмотров: 516
    Оценка пользователей: (не забудьте оценить)
    Проголосовали: 111, средняя оценка: 4,8
    Если заинтересовала статья, то поставьте плюсик

    Комментарии:
    При публикации комментариев, не допускается использование html кодов, размещение ссылок, не цензурных слов и т.п. Текст не на русском языке или на транслите публиковаться не будет!

    Права учителей

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    5. Учитель, классный руководитель имеет право на:

    5.1. Защиту профессиональной чести и достоинства.

    (Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

    5.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

    (Конституция РФ, ст.23 п.1)

    5.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

    5.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

    5.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.

    (Трудовой кодекс РФ, ст.22)

    5.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

    5.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

    5.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

    5.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

    (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

    5.10. Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

    5.11. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)

    5.12. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

    5.13. Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст.2 п.1)

    5.14. Предупреждение о замене уроков заранее.

    5.15. Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

    (Трудовой кодекс РФ, ст.153)

    5.16. Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.67)

    — от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

    (Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

    — от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

    5.18. Не допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под присмотром учителя).

    (Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)

    5.19. Не допускать учеников к занятиям физической культурой без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

    (Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)

    6. Учитель обязан:

    6.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67).

    6.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером учеников.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.1,6)

    6.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

    (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)

    6.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

    (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)

    6.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам. (Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)

    6.6. Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

    6.6. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

    6.7. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

    6.8. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

    6.9. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

    6.10. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

    6.11. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

    6.12. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639, п.1.12)

    6.13. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)

    6.14. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

    (Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.8 п.5)

    1. Обязанности классного руководителя:

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21″Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

    7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

    7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося. 7.3. Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

    7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

    7.5.Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.

    7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

    7.7. Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

    7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

    7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

    7.10. Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

    7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

    7.12. Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

    7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

    7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

    7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

    7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

    8. Учителю запрещено:

    8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

    ( Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

    8.2. Опаздывать на урок.

    (Трудовой кодекс РФ, ст.21)

    8.2. Выгонять ученика с урока.

    (Конституция РФ, ст.43)

    8.3. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

    8.4. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

    (Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п.2.9.19.)

    Права учителя

    Здравствуйте! Куда обратиться учителю с целью защиты своего человеческого достоинства от оскорбительного поведения работодателя? Считается ли создание морально неблагоприятной атмосферы в коллективе, система слежки и наушничества, поощрение группы приближённых к директору сотрудников и порицание всех остальных, отсутствие возможности для «неблизкого» сотрудника попасть к директору на приём, неуважительное отношение к учителям (напр., высказывания типа «закройте рот», «закройте дверь с той стороны», «вас вообще не спрашивают» ), травля неугодных сотрудников и трудоустройство родственников основанием для постановки в офиц.органах вопроса о проф. непригодности директора или злоупотреблении ролномочиями?

    Ответы юристов (10)

    Добрый день, Тамара.

    В данном случае если есть конкретные факты оскорблений, то можно привлечь директора к административной ответственности. Однако здесь могут быть проблемы с доказательствами, в частности Вам нужно будет подтвердить, что оскорбление имело место быть. Подойдут свидетельские показания, аудиозаписи, возможно переписка.

    КоАП РФ, Статья 5.61. Оскорбление
    1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
    2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    3. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Если доказательства есть, то еще как вариант можно обратиться в суд и взыскать компенсацию морального вреда.

    То есть все упирается в доказательства.

    ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
    1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
    По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
    2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
    3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
    4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
    5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
    6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных впунктах 2 — 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
    7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.
    8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
    9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.

    С Уважением.
    Васильев Дмитрий.

    Есть вопрос к юристу?

    травля неугодных сотрудников и трудоустройство родственников основанием для постановки в офиц.органах вопроса о проф. непригодности директора или злоупотреблении ролномочиями?
    Тамара

    По конкретным фактам нужно написать жалобу в орган управления образованием (райОНО) и в Рособрнадзор.

    отсутствие возможности для «неблизкого» сотрудника попасть к директору на приём, неув
    Тамара

    Данный вопрос регламентируется Уставом. Обычно указывается конкретное время приема по личным вопросам и конкретный день недели. Если в это время прием не осуществляется — это неправомерно.

    По поводу приема на работу родственников

    Статья 16. Закона о гос. службе. Ограничения, связанные с гражданской службой
    1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находится на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

    Любая жалоба прежде всего должна подкрепляться доказательствами, без доказательств любую жалобу могут признать необоснованной. Вам, прежде чем обращаться в различные инстанции следует позаботиться о сборе доказательств, коими могут быть

    — свидетельские показания, желательно тех, кто с вами непосредственно работает;

    — фиксация незаконного поведения руководства путем аудиозпаписи либо видеосъемки;

    — приказы о назначении родственников, штатные расписания и иные письменные доказательства свидетельствующие о привилегиях родственников перед иными работниками.

    После сбора всей вышеуказанной информации вы можете обратиться в инспекцию по труду, прокуратуру, управление образования администрации. Кроме того вы можете обратиться в суд с требованиями возмещения морального вреда работодателем.

    Статья 151. Компенсация морального вреда
    Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
    При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

    Я бы советовала вам написать две жалобы 1. В Отдел образования администрации вашего района и вторую жалобу 2. написать в трудовую инспекцию. Просить проверить все, разобраться и защитить ваши права.

    Если же у вас есть доказательства этой травли, например, аудио запись хамства или люди готовые подтвердить это, то вы можете обратиться в суд

    Статья 5.61. Оскорбление
    [Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 5] [Статья 5.61]
    1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
    2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

    По поводу оскорблений и принижений обращайтесь к начальнику Управления Образования. Можно одновременно обращаться с заявлением в прокуратуру, предварительно собрав доказательства и если возможно привлечь свидетелей. Прокуратура проведет проверку. Если результата не будет то напрямую в суд

    Для начала вам необходимо обратиться с жалобой в Управление образования по вашему округу и одновременно такую же жалобу направить в Департамент образования. Хорошо бы, чтобы под ней подписались не только вы, но и другие сотрудники. Полагаю, что последует разбирательство, как минимум директора «вызовут на ковер».

    Если реакции не последует, жалуйтесь в Рособрнадзор. Можно подать жалобу через общественную приемную на сайте. Если считаете, что имеют место незаконные действия работодателя, можете обратиться также в прокуратуру.

    система слежки и наушничества

    Знаете, я бы посоветовала Вам на такое поведение директора написать еще жалобу и в прокуратуру.Именно вот на эти факты отдельно

    Для того, чтобы привлечь к ответственности директора нужно собрать доказательственную базу( аудиозапись, видеозапись, переписка, свид. показания) указанных вами фактов. Подкрепив свое обращение доказательствами вы можете обратиться в следующие инстанции:

    1. Департамент образования.2.Инспекция по труду. 3. Прокуратура. 4. Суд.

    С уважением, Гюзель Б.

    Отвечу Вам не как теоретик, а как практик, много лет проработавший именно в департаменте образования.

    Писать в управление (департамент) образования совершенно бесполезно, поскольку кандидатура каждого директора общеобразовательного учреждения всегда предварительно согласуется и утверждается руководителями (директором, начальником) управления (департамента) образования. Поэтому через месяц Вы просто получите отписку (руководитель управления (департамента) образования всегда будет на стороне директора школы, ведь он должен отстаивать свой выбор!), а директор школы будет предупрежден, а значит вооружен.

    В Вашем случае эффективнее всего обращаться в прокуратуру с просьбой провести проверку по указанным Вами фактам. Прокуратуру все без исключения руководители боятся как огня, поскольку этот орган обладает очень широкими полномочиями по надзору за законностью. Но предварительно соберите доказательства незаконных действий директора, поскольку без доказательств прокуратура не станет всерьез заниматься Вашим вопросом.

    В заявлении в прокуратуру обязательно укажите ссылки на статьи 47 и 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
    3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
    13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
    1. Педагогические работники обязаны:
    2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Как защитить права учителя от несправедливых нападок родителя?

    Подскажите какая должна быть последовательность действий в ситуации: в Московской школе, один из родителей ученика начальных классов не доволен тем как обучают его ребенка- претензия в том что именно для этого ребенка созданы не выносимые эмоциональные условия в классе, что его избивают(однажды учитель тянулся к другому ребенку и задел его,случайно, что было интерпретировано как избиение) учитель, третирует и вообще не умеет учить. Все претензии голословные, но постоянные — » Я вас уволю, потому что Вы мне не нравитесь.»Конфликт идет с сентября месяца, директор и заучи разводят руками и не могут ничего сделать и как-то урегулировать этот конфликт. Все согласны, что родитель «хочет крови учителя» уволить его по статье, что бы он не мог нигде больше преподавать. Педагог с более чем 40 стажем, высшей категории. Родитель отказывается переводить ученика в другой класс и сегодня сообщил, что написал письмо в прокуратору и организацию занимающеюся защитой прав ребенка. Что может предпринять учитель в свою защиту и как это юридически обосновать? Как можно оградить себя учителю по сути от унижения и лжи(так как идет вопрос об избиении. который ни чем не подкреплен кроме слов ребенка и родителя)?

    Ответы юристов (7)

    Добрый вечер, Светлана!

    постарайтесь записать на видео и на аудио запись как можно больше данных — факты высказываний, «выступления» родителя, угрозы.

    Также заручитесь поддержкой свидетелей. Можете взять с них расписки, либо на видео зафиксировать их свидетельские показания.

    Вы в свою очередь не волнуйтесь. НАймите адвоката, как только получите письмо или приглашение с прокуратуры. они ведь могут и запгивать.

    адвокату предъявите доказательства, которые соберете. Можете и родителей других привлечь. Пусть напишут письмо коллективное. в дело все пойдет. суд что то примет, а что то нет.

    по факту, если у ребенка нет наличия справки об экспертизе — вам ничего не грозит. И самое главное — ОСТАВАЙТЕСЬ ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОКОЙНОЙ. НЕРВЫ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ, А ТАКИХ ЛЮДЕЙ В НАШЕМ МИРЕ ПРУД-ПРУДИ.

    Есть вопрос к юристу?

    На данный момент, на мой взгляд, можно попробовать разрешить проблему двумя путями:

    1. Этический — попробовать поговорить с родителем, что называется, по душам, так сказать дать ему шанс показать себя с человеческой стороны.

    2. Юридический — собирать доказательства нарушения прав учителя, имея в виду права на честь и достоинство. Стараться общаться с родителем только в присутствии кого-то из коллег, чтобы потом их показания использовать для своей защиты. Если есть возможность, фиксировать манеру общения, угрозы об увольнении, то есть весь этот поток негатива.

    При этом необходимо отметить, что если в высказываниях родителя присутствуют оскорбления, то за это можно привлечь его к административной ответственности:

    Статья 5.61. Оскорбление
    1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Если он допускает распространение ложных сведений, то это уже уголовная ответственность:

    Статья 128.1. Клевета
    1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

    Вы сами понимаете — за такое уволить нельзя, сколько бы жалоб он не писал, иное дело если учитель не соответствует занимаемой должности- вот под это он подвести может если будут основания

    заучи разводят руками и не могут ничего сделать и как-то урегулировать этот конфликт
    Светлана

    это не в их силах на самом то деле — они могут только рассматривать его письма и жалобы, но обязать его прекратить- в общем то нельзя

    что родитель «хочет крови учителя» уволить его по статье, что бы он не мог нигде больше преподавать.
    Светлана

    не понятная цель конечно, но по статье уволить не так просто- это либо прогул, появление в состоянии опьянения, какое то насилие к детям — зафиксированное

    прокуратору и организацию занимающеюся защитой прав ребенка.
    Светлана

    ну вот организацию по правам ребенка я бы не особо боялся — у них нет полномочий проводить какие то проверки, будут больше рассуждать и трепать нервы чем проверять- а вот прокуратура или департамент образования москвы- проблема

    они обязаны провести проверку учителя и у них есть все полномочия для этого

    готовьтесь писать объяснительные — как можно подробнее, но без двояких толкований — что насилия- не было, избиений- не было, они никак не зафиксированный

    то что он говорит- еще не доказательство- вы можете утверждать обратное, как и иные дети в классе например или учителя

    Как можно оградить себя учителю по сути от унижения и лжи(так как идет вопрос об избиении. который ни чем не подкреплен кроме слов ребенка и родителя)?
    Светлана

    только объяснительными по проверкам и на вопросы руководства -главное чтобы его жалобы признавали необоснованными каждый раз

    если не было прямых оскорблений — а только жалобы — на это сослаться не получиться- подача жалобы это не нарушение чести или достоинства — тут надо все сводить к необоснованности самих жалоб, но увы- жалобщика наказать нельзя — тут практически невозможно доказать что он злоупотребляет своими правами

    В вашем случае действуйте так же радикально, как и родитель ученика, если Вы не виноваты.

    Если родитель по сути распространяет про Вас слухи о том, что Вы не компетентны, да еще заведомо обвиняет Вас в преступление (избиение ребенка) которого Вы не совершали, напишите заявление в полицию по факту клеветы.

    Статья 128.1. Клевета[Уголовный кодекс] [Глава 17] [Статья 128.1]

    1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
    2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
    3. Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, — наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.
    4. Клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, — наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.
    5. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, — наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

    Сотрудники полиции обязаны провести проверку по Вашему заявлению.

    Даже если дело и не возбудят, то сам факт общения с сотрудниками полиции, может заставить родителя перестать обвинять Вас голословно.

    также, если вы соберете достаточную доказательную базу, как было мной указано выше — вы сможете подать заявление о защите деловой репутации и возмещении морального вреда.

    если вы учитель с 40 стажем, значит и квалификация имеется, и высшая категория, и имя.

    Соответственно нарушаются ваши права на работу, чем вам причиняется моральный вред. обратитесь к врачу, к школьному психологу. фиксируйте где только можете и как только можете. все это будет доказательствами ваши страданий.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»
    ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 24 февраля 2005 г. N 3
    О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ
    О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ГРАЖДАН,
    А ТАКЖЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГРАЖДАН
    И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
    Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Применительно к свободе массовой информации на территории Российской Федерации действует статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с частью 1 которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
    Вместе с тем в части 2 статьи 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в его постановлениях.
    Предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.
    Обсудив материалы проведенного изучения судебной практики по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что суды России в основном правильно, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматривают дела данной категории. Вместе с тем в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней в судебной практике возникли неясные вопросы, требующие разрешения.
    Учитывая это, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего указанные правоотношения, постановляет дать судам следующие разъяснения:
    1. Обратить внимание судов на то, что право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц — одним из условий их успешной деятельности.
    В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
    Принимая во внимание эти конституционные положения, суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами — свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статьи 23, 29, 33 Конституции Российской Федерации), с другой.
    По делам данной категории необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
    При разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует руководствоваться не только нормами российского законодательства (статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и в силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» учитывать правовую позицию Европейского Суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения данной Конвенции (прежде всего статьи 10), имея при этом в виду, что используемое Европейским Судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    2. Иски по делам данной категории вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения.
    При распространении таких сведений в отношении несовершеннолетних или недееспособных иски о защите их чести и достоинства в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут предъявить их законные представители. По требованию заинтересованных лиц (например, родственников, наследников) защита чести и достоинства гражданина допускается и после его смерти (пункт 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
    Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать). В соответствии с пунктом 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства (подраздел IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.)

    Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации(утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.)
    Положения части 1 статьи 21, статей 23 и 34, статьи 45 и части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому право на судебную защиту своей чести и доброго имени.
    В силу предписания части 3 статьи 17, статьи 29 Конституции Российской Федерации устанавливается возможность выражения каждым своего мнения и убеждения любым законным способом, не нарушающим права и свободы других лиц. Это обязывает суд как орган правосудия при разрешении возникающих споров обеспечивать баланс конституционно защищаемых прав человека на свободное выражение взглядов и прав на защиту всеми своей чести, достоинства и деловой репутации.
    Реализация конституционных прав, направленных на защиту нематериальных благ, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 12, пунктом 5 статьи 19, статьями 150, 152, 1099 и 1100, пунктом 3 статьи 1251, пунктом 2 статьи 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Требования об их защите сроком давности не ограничены (статья 208 ГК РФ), исключение из этого правила установлено в пункте 10 статьи 152 ГК РФ в отношении сведений о гражданине, распространенных в средствах массовой информации.
    В рамках проводимой в последнее время в Российской Федерации реформы гражданского законодательства были изменены правовые нормы о судебной защите нематериальных благ, устанавливающие более широкие средства правовой защиты для лиц, в отношении которых распространены сведения диффамационного характера, в том числе и в сети «Интернет».
    С 1 октября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», которым в том числе были внесены изменения в главу 8 ГК РФ «Нематериальные блага и их защита».
    Помимо редакционных уточнений в названную главу введен ряд следующих новелл.
    Одной из них является норма, определяющая дополнительные способы защиты нарушенных прав гражданина: принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо (пункт 2 статьи 150 ГК РФ).
    В пункте 1 статьи 152 ГК РФ предусмотрена возможность обеспечения после смерти гражданина судебной защиты не только его чести и достоинства, но также его деловой репутации.
    Кроме того, в тех случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданину предоставлено право требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно (пункт 4 статьи 152 ГК РФ).
    Пункт 10 статьи 152 ГК РФ гарантирует судебную защиту в случаях распространения о лицах не только сведений, порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию, но также любых распространенных о них сведений, если эти сведения не соответствуют действительности.
    Верховный Суд Российской Федерации проанализировал практику рассмотрения судами в 2010 — 2015 годах дел о защите чести, достоинства и деловой репутации.
    Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что количество таких дел, рассматриваемых ежегодно как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах, разрешающих споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является стабильным. В среднем в год рассматривается 5000 дел в судах общей юрисдикции и 800 дел в арбитражных судах.
    В целях восстановления нарушенных прав заявители используют как специальные способы защиты чести, достоинства и деловой репутации — опровержение распространенных порочащих сведений, опубликование своего ответа, удаление соответствующей информации, например, из сети «Интернет», так и общие гражданско-правовые способы защиты о компенсации морального вреда или возмещении убытков, которые причинены распространением порочащих сведений.
    По делам, рассмотренным до 1 октября 2013 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ), требования о компенсации морального вреда заявлялись и юридическими лицами, которым на основании пункта 7 статьи 152 ГК РФ (в ранее действующей редакции) такое право было предоставлено в случае распространения о них сведений, порочащих их деловую репутацию. Ныне действующая статья 152 ГК РФ исключает применение нормы о компенсации морального вреда при распространении сведений, затрагивающих деловую репутацию юридического лица (пункт 11).
    С учетом этого юридические лица и индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности вправе защищать свою деловую репутацию путем опровержения порочащих их сведений или опубликования своего ответа в печати, а также заявлять требования о возмещении убытков, причиненных распространением таких сведений.
    Надлежащими ответчиками по делам анализируемой категории являются авторы не соответствующих действительности сведений, а также лица, распространившие эти сведения, например, средства массовой информации, которые, как показывает обзор судебной практики, привлекаются в качестве ответчиков по делам указанной категории в четыре раза реже, чем граждане или юридические лица.
    Решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий: сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности. При этом заявитель обязан доказывать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений. На ответчика же возложена обязанность доказать, что распространенные им сведения соответствуют действительности.
    При разрешении дел данной категории суды общей юрисдикции и арбитражные суды руководствуются разъяснениями высших судебных органов, которые ориентируют на правильное толкование и применение гражданско-правовых норм в целях разрешения споров по вопросам защиты нематериальных благ.
    Источниками таких разъяснений являются:
    — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»;
    — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»;
    — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»;
    — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»;
    — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“;
    — постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 „О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе»;
    — постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе»;
    — обзор практики рассмотрения судами Российской Федерации дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также неприкосновенности частной жизни публичных лиц в области политики, искусства, спорта (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2007, N 12).
    При рассмотрении дел анализируемой категории суды также учитывают решения Конституционного Суда Российской Федерации, в частности его постановления от 30 июня 2011 г. N 14-П, от 9 июля 2013 г. N 18-П и др.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.