Законы о сми в европе

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ

В Германии главным документом, который регламентирует вопросы обеспечения информационной безопасности государства, является Основной закон Федеративной Республики Германия. Параграф 1 статьи 5 гласит: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и с помощью изобразительных средств, беспрепятственно получать информацию из всех общедоступных источников. Гарантируется свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Цензура не осуществляется» [1].

Также правовое положение СМИ определяют законы о прессе федеральных земель, решения федерального Конституционного суда и конституционных судов земель и др.

СМИ самостоятельно решают, какую информацию предъявить обществу. Согласно докладам Международного института прессы, Германия значится как государство, которое поддерживает сильную позицию свободной прессы [2]. Важнейшим принципом объявлено уважение к правде и объективное информирование общественности. Стоит отметить, что в ФРГ исключается монопольное право на информацию, а также запрещается заключать договоры на исключительное право на получение информации о том или ином событии.

Провозглашение свободы слова не означает, однако, что в Германии отсутствуют ограничения в этой сфере. Они закреплены законом и носят обязательный характер. Согласно параграфу 2 статьи 5 Основного закона, свобода мнений, информации и печати может быть ограничена нормами общих законов, законодательными положениями об охране молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести [3]. Решение о том, действуют ли СМИ в рамках закона, находится в компетенции независимого Конституционного суда. Нарушением законодательства является разглашение государственной тайны, призыв к насильственному захвату власти и свержению государственного строя, разжигание нетерпимости или национальной розни, пропаганда войны. В случаях доказательства вины журналистам и органам СМИ грозит уголовная, административная или иная ответственность. Особенно сложны в определении и приводят к конфликтам ограничения, касающиеся выражения собственного мнения, поскольку законом гарантируются: защита личного достоинства граждан, защита личности, защита предприятия, защита государства [4].

В стране нет государственных инстанций, которые напрямую руководят СМИ. Ведомство печати и информации федерального правительства осуществляет свою информационную политику, взаимодействуя со средствами массовой информации и исполняя тем самым роль «посредника» между правительством и обществом. Стоит отметить, что ведомство не вмешивается в дела средств массовой информации, не диктует им свои позиции и оценки, а лишь помогает в информировании общественности.

Германский совет прессы, созданный в 1956 г., является своеобразным координатором СМИ, который выступает также и в качестве общественного «морального судьи». Это неправительственное объединение было образовано издателями, рекламодателями и читателями в тот момент, когда разгорелась дискуссия о необходимости принятия закона «О средствах массовой информации». В состав Совета входят два издательских объединения – Федеральное объединение германских газетных издателей и Объединение германских журнальных издателей, а также Германский союз журналистов и Отраслевой профсоюз средств массовой информации. Главными задачами Совета являются наблюдение за осуществлением свободы слова и содействие устранению недостатков в работе прессы, поддержка ее авторитета и престижа. Совет вправе вносить в законодательные органы предложения по издательским вопросам и вопросам печати, а также высказывать свое мнение о законах, относящихся к печати [4].

В немецкой информационной сфере остро стоит вопрос о рекламе. Чтобы пресса не попадала в зависимость от частных или коммерческих интересов, издатели и редакторы обязаны следить за четким разграничением между редакционной частью органа прессы и рекламными публикациями. Об этом гласит параграф 7 Кодекса немецкой прессы. В интересах сохранения доверия к прессе, редакционные публикации, которые рассказывают о продуктах, услугах и т.п., не должны переходить определенной границы, за которой начинается реклама. Иными словами, скрытая реклама в немецком информационном пространстве запрещена.

Дискуссионный вопрос о рекламе не единственный в немецком обществе. Необходимость ежемесячно вносить абонентскую плату за пользование телевизором или радиоприемником также вызывает немало споров среди граждан [5].

Как уже отмечалось, правовую базу информационной политики ФРГ, помимо Основного закона, составляют законы федеральных земель. Каждая земля имеет свою конституцию и закон о СМИ. В некоторых землях, преимущественно старых, они создавались с 1949 до 1966 гг. Ранее действовал Закон о прессе 1874 г. В своей основе земельные законы похожи, значительная часть их разделов совпадает: обязательная публикация выходных данных, право на опровержение в случае опубликования недостоверной информации, право отказа журналистов от дачи свидетельских показаний. Однако некоторые параграфы носят самостоятельный характер [6].

Главными правовыми актами в отдельных землях являются договоры, которые заключаются между правительствами с 1959 г. В то же время в Германии были созданы земельные ведомства по делам СМИ. В сферу их деятельности входит выдача лицензий частным радио- и телеканалам, а также наблюдение за электронными средствами массовой информации и за поддержанием плюрализма мнений. Данные ведомства являются общественно-правовыми институтами и базируются на самоуправлении. При этом компетенция данных органов схожа во всех 16 землях ФРГ.

На сегодняшний день основным документом, регулирующим отношения в области СМИ между землями, является Государственный договор о радиовещании и телевидении в объединенной Германии. Данным документом регламентированы правовые основы функционирования этих видов СМИ. Договор определяет организацию теле- и радиовещательных структур, которые должны гарантировать обществу плюрализм мнений и свободу слова, исключает монополизацию на рынке информационных услуг и т.д.

Следует отметить, что в Германии мало федеральных законов, которые затрагивают сферу электронных СМИ. Основным является Государственный договор о радиовещании и телевидении от 2009 г., представляющий собой отредактированный вариант Государственного договора о радиовещании и телевидении в объединенной Германии от 1991 г. Договор состоит из 7 разделов, в которых ключевыми принципами являются: программная политика, требования к рекламе в издании, лицензиям, к проблеме концентрации СМИ. Согласно этому договору, все электронные версии перед публикацией в Интернете должны проходить так называемый «трехступенчатый тест». Данная проверка подразумевает: анализ, насколько медиапродукт соответствует демократическим, социальным и культурным потребностям общества, а также оценку, какой качественный вклад он вносит в публицистику, и, наконец, каких финансовых затрат он требует [6].

Следующий общенациональный закон – Государственный договор о защите молодежи в СМИ от 2005 г. Данный документ регламентирует правовые основы для защиты прав молодежи в средствах массовой информации (Интернет, телевидение, радио).

Третьим важным общенациональным законом является Закон о телемедиа, принятый в 2007 г. Данный закон является главным законом для Интернета, а также обязательным для всех электронных и коммуникационных служб СМИ.

Помимо этих законов, есть закон о защите данных, вступивший в силу 1 сентября 2009 г.; закон о регулировании народных порталов в Интернете.

Законом, который регулирует информационные и коммуникационные системы и структуры, является вступивший в силу в 1997 г. Закон об информационных и коммуникационных службах. Он состоит из 11 статей и включает в себя Закон о телеслужбах и Закон о защите данных телеслужб. Согласно данному документу, разграничение полномочий между центром и землями происходит в следующих сферах: лицензирование телерадиокомпаний на федеральном уровне, финансовые отчисления прибыли в государственный бюджет и т.п.

Стоит заострить внимание на том, что телерадиовещание – это негосударственный и некоммерческий социальный институт, следовательно, оно не должно находиться в зависимости от государства и экономики. Его основная задача – служение на благо общества. Система телерадиовещания ФРГ в Государственном договоре классифицируется по следующим критериям: правовой, географический, ситуативный.

В данном документе зафиксированы следующие основные принципы:

— недопустимо прославление войн, радикальных настроений, расшатывающих демократический строй государства; разжигание расовой ненависти; распространение порнографии, способной нанести серьезный урон нравственности детей или молодежи, и др.;

— регламентация вещания европейской продукции (предписывается основную часть времени вещания отдавать европейским произведениям, популяризации европейских ценностей в мультикультурном обществе);

— регламентация вещания рекламы и т.д.

Что касается влияния Европейского союза и международного сообщества на развитие немецких СМИ, то правовые основы их деятельности базируются, прежде всего, на таких международных актах, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свободах (1950), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), вступивший в силу 23 марта 1976 г., Хельсинский заключительный акт (1975) и др.

В этой сфере есть и определенные проблемы. Так, например, Европарламент разработал директивы для телевидения, которые порой не стыкуются с правовыми нормами ФРГ. «Проблемы возникают в связи с тем, что Европейская комиссия рассматривает радио и телевидение, прежде всего, с экономических позиций и с точки зрения создания условий для свободного рынка услуг, в то время как согласно германскому правовому пониманию на первый план должны выдвигаться социальная и культурная функции СМИ в государстве и обществе» [7].

Таким образом, основная цель государственной поддержки в области информационной политики – поощрение свободы слова и печати; внесение вклада в социальное, экономическое и культурное развитие стран третьего мира и государств, осуществляющих демократические реформы. Данная цель отвечает задачам внешней политики ФРГ и ее участия в деятельности международного сообщества.

Список использованных источников и литературы

Grundgesetz // Deutscher Bundestag. – URL: https://www.bundestag.de/grundgesetz

Печать, радио и телевидение в Федеративной Республике Германия // МедиаСпрут. – Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/jour/presse-brd/press1.shtml

Grundgesetz // Deutscher Bundestag. – URL: https://www.bundestag.de/grundgesetz

Вороненкова Г.Ф. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности в Германии // Международный правовой курьер. – Режим доступа: http://inter-legal.ru/nekotorye-aspekty-zashhity-intellektualnoj-sobstvennosti-v-germanii

Германия – немецкие СМИ // Evropa. – Режим доступа: http://www.evropa.org.ua/country/germany/1_12.htm

Вороненкова Г.Ф. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности в Германии // Международный правовой курьер. – Режим доступа: http://inter-legal.ru/nekotorye-aspekty-zashhity-intellektualnoj-sobstvennosti-v-germanii

Печать, радио и телевидение в Федеративной Республике Германия // МедиаСпрут. – Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/jour/presse-brd/press1.shtml

Студенческий научный форум — 2016
VIII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

В Германии сочли слишком сложным принятый в России закон о СМИ-иноагентах

В МИД Германии сочли, что атмосферу, «которая создается для СМИ и журналистов, нельзя назвать свободной», как это понимается в Европе и Германии

В МИД Германии сочли, что атмосферу, «которая создается для СМИ и журналистов, нельзя назвать свободной», как это понимается в Европе и Германии

МИД Германии назвал опасным принятый в России закон о СМИ-иноагентах. По словам главы ведомства Зигмара Габриэля, принятый в России закон якобы является сложным и опасным.

«Я рассматриваю как проблематичное, сложное и опасное, независимо от того, по отношению к кому применяются такие меры», — заявил политик.

Он отметил, что даже атмосферу, которая «создается для СМИ и журналистов, нельзя назвать свободной». Габриэль также заметил, что примером для полноценной свободы слова являются условия работы журналистов в Европе и Германии.

Стоит напомнить, что закон, согласно которому СМИ, получающие иностранное финансирование, могут быть признаны в России иностранными агентами, в Москве назвали вынужденным ответом. Причиной таких действий стали репрессивные меры в отношении российских СМИ.

Как регулируют деятельность СМИ в Германии

В Германии вот уже многие годы идет дискуссия о том, в какой мере политические партии могут быть совладельцами печатных изданий и электронных СМИ. Очередным поводом для ее продолжения стало заседание Конституционного суда Германии в Карлсруэ 19 сентября. Он приступил к рассмотрению иска депутатов бундестага от Социал-демократической партии, решивших обжаловать закон о частных радиостанциях в федеральной земле Гессен. Согласно этому закону, СДПГ в Гессене не имеет права быть совладельцем радиокомпаний. Следствием принятия этого закона семь лет назад стал отказ социал-демократов от своих пусть и не больших 2,3 процента активов в одной из самых популярных радиостанций в Гессене «Hitradio FFH».

Немецкие неонацисты беспрепятственно занимаются пропагандой в интернете

Для начала справка или напоминание. Во-первых, в Германии есть два вида средств массовой информации: общественно-правовые и частные. Общественно-правовые теле- и радиокомпании финансируются из абонентской платы слушателей или зрителей, частные — своими владельцами и рекламодателями. И, во-вторых: в каждой земле соответствующие законы по-разному регулируют деятельность СМИ. Так, в Баден-Вюртемберге, Тюрингии и Шлезвиг-Гольштейне политическим партиям запрещено любое долевое участие в СМИ, в Баварии разрешено лишь малозначительное, а вот в Северном Рейне-Вестфалии, например, СДПГ через свой медиахолдинг DDVG владеет около 40 процентами активов некоторых радиостанций. Разумеется, все политические партии в Германии, так или иначе, влияют на рынок средств массовой информации, издавая собственные газеты или размещая рекламу. Но ни одна из них не преуспела в этом бизнесе так, как социал-демократы.

«СДПГ единственная партия в Германии — имеющая такого рода активы в печатных органах», — отмечает директор гессенского ведомства по делам частного радиовещания Вольфганг Тенерт (Wolfgang Thaenert), указывая, прежде всего, на то, что одно время СДПГ принадлежало 90 процентов газеты Frankfurter Rundschau.

Свобода прессы: Хуже России лишь Эфиопия и Гамбия

Прямо или косвенно социал-демократы владеют активами 14 издательств и 27 радиостанций. Об этом говорится в законопроекте о внесении поправок в «Закон о партиях», которые еще три года назад внесла на рассмотрение парламента фракция СвДП. Они хотели ввести запрет на то, чтобы партии владели средствами массовой информации. Но эта инициатива не нашла поддержки в бундестаге, в отличие от схожего законопроекта в парламенте федеральной земли Гессен. Против запрета протестуют социал-демократы.

«Идет ли речь об их экономической выгоде или о возможности распространять свое мнение в средствах массовой информации? Этот вопрос тоже поднимали на слушаниях в Карлсруэ», — подчеркнул присутствовавший на них Вольфганг Тенерт. Возглавляемое им ведомство по делам частного радиовещания следит за соблюдением земельного законодательства в сфере СМИ и выдает лицензии на вещание.

Радиовещание должно быть независимо от государства

Принадлежащий СДПГ холдинг заявил, что в первую очередь речь идет об экономической стороне дела, но одновременно и о возможности выражать свое мнение. Против этого и выступают власти земли Гессен. Они хотят не допустить, чтобы какая-либо партия использовала частную радиостанцию для распространения своего мнения.

Между тем один из лидеров фракции СДПГ в бундестаге Олаф Шольц (Olaf Scholz) заявил в среду журналистам: он опасается, что принятие подобного рода законов является инструментом в политической борьбе. По словам Шольца, целью запрета было ударить социал-демократов по карману и лишить их возможности зарабатывать деньги в партийную кассу. Эти аргументы отверг Штефан Грюттнер (Stefan Grüttner)- глава ведомства премьер-министра Гессена, христианского демократа Роланда Коха (Roland Koch). То, что партии могут иметь активы в электронных средствах массовой информации, считает Грюттнер, противоречит принципу независимого от государства радиовещания в Германии.

Социал-демократы в свою очередь говорят, что этот основополагающий принцип работы немецких СМИ не нарушается, если политические партии имеют столь незначительные активы, как это было в случае с гессенским «Hitradio FFH». Решающее слово остается за членами Конституционного суда ФРГ. Их вердикт ожидается к концу этого года.

ЕС подверг критике закон о СМИ – «иностранных агентах»

Европейский союз подверг критике подписанный Владимиром Путиным закон, позволяющий правительству России объявлять средства массовой информации, получающие финансирование из-за рубежа, «иностранными агентами» и вводить против них ограничительные меры. Майя Коцьянчич, представитель Европейской комиссии по политике добрососедства и переговоров по расширению, в заявлении от 26 ноября отметила, что это «законодательство противоречит обязательствам России в области прав человека».

Коцьянчич назвала закон «дополнительной угрозой для свободных и независимых СМИ и доступа к информации» и «еще одной попыткой сократить пространство для независимых голосов в России». Закон был принят 22 ноября Советом Федерации РФ, а неделей ранее был единогласно одобрен Государственной Думой. Ранее Министерство юстиции России направило Радио Свобода и телеканалу «Настоящее время» уведомление о возможных ограничениях в их работе. Такое же уведомление получил еще один проект корпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода – сайт «Idel.Реалии», а также новый медиапроект Русской службы Радио Свобода «Сибирь.Реалии».

Мобильное приложение Радио Свобода.

Как заявил в субботу президент медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода Том Кент, невозможно оценить эффект от применения нового закона до той поры, пока не получена точная информация о том, какие ограничения и на какие именно редакции он накладывает. «Мы продолжаем нашу журналистскую работу, предоставляя достоверную и объективную информацию нашей русскоязычной аудитории», – подчеркнул Кент.

Глава МИД Германии назвал принятый в РФ закон о СМИ-иноагентах опасным

Москва. 17 ноября. INTERFAX.RU — Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль назвал принятый в России закон о СМИ-иногентах опасным.

«Такого вида законодательство — не важно, где оно применяется — в мире рассматривается, как опасное», — заявил Габриэль журналистам в пятницу в Минске.

Дипломат подчеркнул, что независимо от того, к кому оно применяется «оно создает атмосферу, которую нельзя назвать свободной».

«Мы критикуем такие вещи», — добавил министр. Вместе с тем он заметил, что в данном случае необходимо избегать двойных стандартов, поскольку этот закон был принят в ответ на действия США.

Госдума 15 ноября приняла поправки в действующее законодательство, в соответствии с которыми предусмотрена возможность признания иностранных средств массовой информации, действующих на территории РФ, иностранными агентами. В ближайшее время они будут внесены на рассмотрение Совета Федерации. В случае утверждения верхней палатой парламента закон поступит на подпись президенту.