Защита прав и свобод человека и гражданина прокуратура

ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В ПОРЯДКЕ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При выявлении нарушений прав и свобод граждан прокурор может использовать различные меры прокурорского реагирования, в том числе обращение с заявлением в суд (ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Действующим законодательством право прокурора на обращение с заявлением в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер(1).

Ведомственные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации как раз нацеливают на активное использование прокурорами полномочий по защите в порядке гражданского судопроизводства прав и свобод гражданина в случаях, когда он по состоянию здоровья, возрасту или по иным уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы(2).

Защиту прав, свобод и законных интересов граждан предполагает и такая форма участия прокурора в деле, как дача заключения по отдельным категориям гражданских дел (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в ряде определений, прокурор в таких делах выступает в качестве защитника интересов лиц, участвующих в деле, интереса законности(3).

С момента принятия Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прошло более десяти лет. За это время проведено достаточно много исследований по вопросам участия прокурора в гражданском процессе, которые в основном касаются защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации.

По этой причине постановка вопроса, связанного с защитой прав, свобод и законных интересов иностранных граждан, должна, по нашему мнению, представлять интерес, особенно для практических работников. Участие в деле иностранного гражданина требует от прокурора знания процессуальных особенностей рассмотрения судами гражданских дел с участием иностранных лиц. В данной статье хотелось бы остановиться на некоторых из них.

1. С точки зрения положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обладает правом на обращение с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов не

только российских граждан, но и иностранных.

Иностранные граждане составляют особую категорию субъектов конституционного права и находятся в специфических отношениях с государством.

Общие начала их правового статуса, неотъемлемым элементом которого является право на судебную защиту, закреплены в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 62)(1). Это положение Конституции Российской Федерации получило свое развитие в гражданском процессуальном законодательстве. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные организации и международные организации имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с гражданами и организациями Российской Федерации (ст. 398 ГПК РФ).

Предоставление иностранным гражданам национального режима в области гражданского процесса действующее законодательство не связывает с проживанием их в России. Таким правом пользуются как постоянно проживающие иностранные граждане, так и временно находящиеся на территории Российской Федерации.

Обращение прокурора с заявлением в суд в интересах любого гражданина, в том числе имеющего гражданство иностранного государства, предполагает наличие уважительных причин, по которым гражданин не может сам обратиться в суд(2).

К числу уважительных причин процессуальный закон относит недееспособность лица (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). В связи с этим важно знать порядок определения гражданской процессуальной дееспособности иностранного гражданина.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность такой категории лиц определяются личным законом. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет (ч. 1 ст. 399 ГПК РФ). Гражданское процессуальное законодательство регулирует также вопросы определения гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности при наличии у гражданина двойного гражданства (российского и иностранного), нескольких иностранных гражданств (чч. 2, 3 ст. 399 ГПК РФ).

При этом закон предоставляет суду право признания на территории Российской Федерации процессуально дееспособным лица, не являющегося по своему личному закону процессуально дееспособным, если оно в соответствии с законом Российской Федерации обладает процессуальной дееспособностью (ч. 5 ст. 399 ГПК РФ).

По мнению некоторых авторов, национальный режим в отношении процессуального положения иностранных лиц в Российской Федерации предполагает именно такое разрешение коллизий подобного рода(3).

И как справедливо отмечается, «было бы странным в условиях бесспорного признания за любым лицом права на судебную защиту и одновременной реализации принципа равного отношения к сторонам в процессе применять различные правила для определения их право-, дееспособности»(4).

Вместе с тем, допуская возможность признания российским судом иностранного гражданина процессуально дееспособным, закон не устанавливает гражданскую процессуальную форму такого признания.

Известно, что одним из признаков гражданской процессуальной формы является закрепление ее нормами гражданского процессуального права. Гражданской процессуальной форме присуще законодательное оформление всего хода процессуального порядка осуществления правосудия по гражданским делам, требований, предъявляемых к совершению процессуальных действий, составлению процессуальных документов(1).

Гражданское процессуальное законодательство некоторых иностранных государств, так же как и российское, не исключает применение коллизионной привязки «закона суда» при определении процессуальной дееспособности иностранного гражданина. Например, немецкий судья имеет право принять иск путем признания достаточной процессуальной дееспособности согласно немецкому закону, но в то же время вынести особое решение об использовании вместо привязки «личного закона» привязки «закона суда»(2).

Представляется, что аналогичным образом этот вопрос может быть разрешен и в ГПК РФ.

И все же правила определения гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности имеют практическую значимость, поскольку двусторонние международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с участием Российской Федерации включают только норму о гражданской дееспособности, которая определяется по закону страны, гражданином которой является это лицо(3).

Аналогичное правило определения гражданской дееспособности лица закреплено и в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г. Минске 22 января 1993 г.

2. В связи с участием иностранного гражданина в гражданском процессе возникает вопрос о компетенции российского суда на рассмотрение гражданского дела, т. е. о международной подсудности.

При толковании термина «международная подсудность» следует исходить из того, что она распределяет «дела между судами не одного, а разных государств»(4).

Нельзя не согласиться с мнением Н. Г. Елисеева о том, что «характерным признаком нормы международной подсудности является указание не на конкретный суд, компетентный рассматривать дело, а суды государства вообще»(5). Подтверждением тому служат следующие формулировки в ГПК РФ: «…суды в Российской Федерации также вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц» (ч. 3 ст. 402 ГПК РФ); «к исключительной подсудности судов в Российской Федерации…» (ч. 1 ст. 403 ГПК РФ); «суды в Российской Федерации рассматривают дела особого производства…» (ч. 2 ст. 403 ГПК РФ).

Правила международной подсудности по делам с участием иностранных лиц закреплены в гл. 44 ГПК РФ(6).

В качестве основного правила международной подсудности действует следующее: российским судам подсудны дела по искам, если организация-ответчик

находится на территории Российской Федерации или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации (ч. 2 ст. 402 ГПК РФ).

Таким образом, при разрешении вопроса о подсудности дела весьма важно установить место жительство ответчика на момент обращения с иском в суд, а если место жительства неизвестно или он не имеет места жительства в Российской Федерации, применяются правила гл. 3 ГПК РФ (ч. 1 ст. 29 ГПК РФ).

Помимо общего правила подсудности ГПК РФ устанавливает основания исключительной и альтернативной международной подсудности.

Перечень дел с участием иностранных лиц, отнесенных к исключительной подсудности российских судов, носит исчерпывающий характер (ст. 403 ГПК РФ). Например, только российским судам подсудны некоторые дела особого производства, дела, возникающие из публичных правоотношений.

Нарушение исключительной подсудности является одним из оснований отказа в признании и исполнении решений иностранных судов (п. 3 ч. 1 ст. 412 ГПК РФ).

Альтернативная международная подсудность означает выбор суда того или иного государства.

ГПК РФ (ч. 3 ст. 402) оперирует формулировкой «вправе также рассматривать», что как раз и указывает на альтернативную подсудность.

Вне всяких сомнений, как утверждают некоторые исследователи, правила ч. 3 ст. 402 ГПК РФ должны рассматриваться как применяемые вне зависимости от усмотрения суда, поскольку отсутствует механизм оценки судом «тесноты» связи предполагаемого спорного материального правоотношения с территорией России(1).

При определении места жительства иностранного гражданина необходимо учитывать не только гражданское законодательство (ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и положения Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, который закрепляет понятия «регистрация по месту жительства» (п. 5 ст. 2) и «учет по месту пребывания» (п. 6 ст. 2) иностранного гражданина.

Местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (п. 3 ст. 2); местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 2).

Судебная практика свидетельствует о том, что порой данные положения не учитываются при определении подсудности дела, что впоследствии приводит к отмене судебного постановления(2).

Нормы о подсудности дел с участием иностранных лиц закреплены не только в ГПК РФ, но и в иных федеральных законах. Примером может служить Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ). Дела о расторжении брака проживающих за границей российских граждан с проживающими там же лицами (независимо от их гражданства) подсудны российским судам (ст. 160 СК РФ).

Подсудность дел с участием иностранных лиц урегулирована и международными договорами, прежде всего двусторонними договорами о правовой помощи

по гражданским, семейным и уголовным делам. Международные договоры являются основным источником правового регулирования подсудности дел с участием иностранных лиц.

Договорные нормы в основном закрепляют правила о подсудности по отдельным категориям дел. Лишь немногие договоры содержат общие правила международной подсудности. Они сводятся к основному правилу подсудности — по месту жительства (нахождения) ответчика. Примерами таких договоров могут служить двусторонние договоры Российской Федерации с Латвией, Литвой, Эстонией, Молдовой, Киргизией и др.

Из многосторонних соглашений в этой области следует назвать Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Она содержит как общие правила подсудности, так и специальные, т. е. разграничивающие подсудность по отдельным категориям дел (наследственные дела, дела о расторжении брака, о признании гражданина недееспособным, о признании гражданина безвестно отсутствующим и др.). Так, иски к лицам, имеющим место жительства на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляются независимо от их гражданства в суды этой Договаривающейся Стороны. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал (ч. 1 ст. 20). Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство (местонахождение) на территории разных Договаривающихся Сторон, спор рассматривается по месту жительства (местонахождению) любого ответчика по выбору истца (ч. 2 ст. 20). Суды Договаривающихся Сторон могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам (ч. 1 ст. 21).

3. Участие в деле иностранного гражданина не исключает представления в суд в качестве доказательств письменных документов, изготовленных за границей. Такие документы нуждаются в легализации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Россия является участницей Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. Вместо легализации официальных документов государства — участники Конвенции используют апостиль, который подтверждает подлинность подписи, качества, в котором выступает лицо, подписавшее документ, подлинности штампа, которым скреплен документ. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом(1).

Более упрощенный порядок может быть установлен международными договорами о правовой помощи. Например, такой порядок установлен Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В соответствии с договорными нормами документы, подготовленные на территории одной из стран-участниц либо засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным на то лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные гербовой печатью, принимаются на территории других стран-участниц без какого-либо специального удостоверения.

Таким образом, необходимо заключить, что рассмотрение судами гражданских дел с участием иностранных граждан имеет процессуальные особенности, которые следует учитывать прокурору, участвующему в деле как в форме обращения с заявлением в суд, так и в форме дачи заключения по делу.

Прокуратура РФ в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина

Главная > Закон >Государство и право

Новосибирский государственный технический университет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

по Конституционному праву РФ.

Прокуратура РФ в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина

студент 1 курса

Понятие и деятельность прокуратуры РФ

Принципы деятельности прокуратуры РФ

Функция прокуратуры РФ

Иные функции прокуратуры РФ

Для сохранения правопорядка в обществе государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ.

На прокуратуру возлагается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов Российской Федерации, органа­ми местного самоуправления, органами контроля, их должностны­ми лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерче­ских организаций, что особенно актуально в наше время. Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает значительное усиление правозащитной функции прокуратуры. Особенно, что касается прав и свобод человека. Реальная защита юридическими средствами прав и свобод человека и гражданина — задача огромной политической значи­мости. Безусловно, большую роль в этом деле при­званы играть суды. Но в реальной действительности сложилось обширное поле для внесудебной, контрольной и управленческой деятельности, для функционирования механизма защиты прав и свобод граждан. Здесь есть над чем потрудиться и исполнитель­ной власти, и органам местного самоуправления, и контролирую­щим органам, всем остальным звеньям государственного механиз­ма и. конечно же, — органам прокуратуры.

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения Прокуратуры, как одного из основных правоохранительных органов Российской Федерации. Изучение данного аспекта также позволяет ознакомиться с функциями Прокуратуры РФ (расследование преступлений, прокурорский надзор) для достижения которых она создана.

Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть Прокуратуру Российской Федерации, ее систему, а также изучить основную функцию Прокуратуры РФ – прокурорский надзор и его виды, дать им характеристику.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

— дать характеристику Прокуратуре РФ (понятие о ее деятельности);

— выяснить принципы организации ее деятельности;

— рассмотреть функцию Прокуратуры РФ — прокурорский надзор;

— обобщить материал и сделать выводы.

Понятие и деятельность Прокуратуры РФ

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, составляют в целом систему правоохранительных органов.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве. Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации 1 . Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”. Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

Принцип централизации органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов Федерации по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором, они подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. 2 Важность такого подхода обусловлена тем, что обеспечение единой законности на всей территории страны возможно при условии проведения единой иллинии практической деятельности всех органов прокуратуры, едином руководстве Генеральным прокурором со строгим подчинением ему всех нижестоящих прокуроров. 3

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследования преступлений и другие) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.
В первом своем проявлении принцип независимости означает наличие собственной компетенции органов прокуратуры, в осуществление которой недопустимо вмешательство, воздействие в какой-то форме других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей и должностных лиц. 4

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора или следователя, чтобы воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дела, преследуется в уголовном порядке (ст.294 УК РФ).

Принцип законности является важнейшим общеправовым началом деятельности всех субъектов правоприменения. Этот принцип – необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Его соблюдение служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Особое значение соблюдение законности имеет для деятельности государственного аппарата, органов власти всех уровней, органов местного самоуправления. Для прокуратуры принцип законности выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку она направляется на обеспечение исполнения законов. Это главная цель прокуратуры — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, средства массовой информации сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно работает на процесс укрепления законности.

3. Функция Прокуратуры РФ

Прокурорский надзор является главным направлением деятельности Прокуратуры РФ. Предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше 5 .

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурорский надзор имеет самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц.

В соответствии с Законом “О прокуратуре РФ” выделяются четыре направления прокурорского надзора 6 :

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выше перечисленными органами;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого общего надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий.

Акты реагирования на установленные нарушения закона могут быть: принесение протеста на противоречащий закону правовой акт; внесение представления об устранении нарушений; обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа; письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности; предостережение 7 .

Такая отрасль прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства. Предметом этой отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении этого надзора прокурор рассматривает и проверяет заявления и жалобы о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора в сфере данного надзора установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами 8 .

Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений, признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются 9 :

— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.

4. Иные функции прокуратуры

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ органами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений — дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание гособвинения в суде 10 .

Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний 11 .

В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции. Другими формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.

Рассмотрев тему – «Прокуратура РФ» можно сказать следующее. Прокуратура РФ – это один из главных правоохранительных органов Российской Федерации. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации

Законодательно организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».

В данном законе и иных нормативно — правовых актах определены цели деятельности Прокуратуры Российской Федерации. Они заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основное содержание деятельности Прокуратуры РФ составляет прокурорский надзор. Помимо него Прокуратура РФ осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности страны.

Принципами организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации являются централизация, независимость, законность и гласность.

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов (в том числе и Прокуратуры РФ) осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

1. Галустьян О.А. и др. Правоохранительные органы.- М., 2002.- 381c.

2. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.235

3. Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации.- Санкт-Петербург, 2000.- c.123

4.Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.530

5.Чувилев А.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2005.– с. 53

1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

2 п.1 ст. 17 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации»

3 Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.235

4 Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.530

5 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

6 Чувилев А.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2005.– с. 53

7 Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации.- Санкт-Петербург, 2000.- c.123

8 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

9 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

10 Галустьян О.А. и др. Правоохранительные органы.- М., 2002.- 381c.

11 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Защита прав и свобод человека

(Бывальцева С.) («Законность», 2008, N 9) Текст документа

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Бывальцева С., доцент кафедры прокурорской деятельности Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

Защита прав и свобод граждан — одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры. Однако предоставленный арсенал средств далеко не всегда позволяет прокурору достичь целей, установленных Законом о прокуратуре, — обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. При выявлении нарушений прав и свобод граждан прокурор может применить одно или несколько полномочий из тех, что закреплены в гл. 2 («Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина») Закона о прокуратуре. Среди основных — право принесения протеста и право внесения представления. Ответственность за неисполнение требований прокурора, содержащихся в указанных актах реагирования, законом не установлена, и в случае неудовлетворения его требований прокурор, казалось бы, должен воспользоваться предоставленным ему правом обратиться в суд в интересах граждан (п. 4 ст. 27). Порядок этого обращения и участия прокурора в рассмотрении гражданских дел судами регулируется ГПК РФ. Однако если раньше прокурор мог обратиться в суд с заявлением в защиту прав любого гражданина, то по новому ГПК он может это сделать, только если гражданин по уважительным причинам (состояние здоровья, возраст, недееспособность и др.) не может самостоятельно обратиться в суд (ст. 45). Но тогда получается, что и надзор может осуществляться лишь за соблюдением прав и свобод именно этих граждан, поскольку при отклонении (а то и просто игнорировании) органом или должностным лицом соответствующего акта реагирования прокурор лишен возможности обратиться в суд и восстановить нарушенное право в отношении иных граждан. Между тем очевидно, что любое полномочие по реагированию, не подкрепленное реальными мерами ответственности за неисполнение законных требований прокурора или правом обращения прокурора в суд, не может быть достаточно эффективным. Неопределенность формулировки ст. 45 ГПК порождает множество проблем в реализации прокуратурой своих правозащитных функций. Помимо очевидного факта невозможности для прокурора в полной мере реализовать свою функцию по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в отношении лиц, не входящих в перечень, закрепленный ст. 45, по нормам этой статьи можно отказать прокурору в приеме заявления буквально в любом случае. В частности, как свидетельствует практика, сам по себе определенный возраст (несовершеннолетний или престарелый) не является достаточным основанием для констатации невозможности обращения гражданина в суд. Так, в январе 2006 г. определением Кушвинского городского суда Свердловской области прокурору было отказано в принятии заявления в интересах несовершеннолетней. Отказ в принятии заявления мотивирован тем, что Законом о прокуратуре и ст. ст. 45, 46 ГПК не предусмотрено право прокурора подменять права и обязанности родителей и органов опеки и попечительства, обязанных осуществлять защиту нарушенных прав и интересов ребенка . И это далеко не единственный пример. Но тогда прокурор не имеет права подавать заявление и в интересах недееспособного гражданина — за него это должен делать опекун. ——————————— Байкин И. Реализация права несовершеннолетнего на судебную защиту при предъявлении иска прокурором // Законность. 2008. N 4. С. 27.

Весьма сомнительно право прокурора на подачу иска в интересах престарелого гражданина, так как в этом случае прокурор обязан доказывать именно невозможность обращения гражданина в суд самостоятельно, а преклонный возраст как таковой этого не подразумевает, поскольку даже в 80 лет физические и умственные качества гражданина могут быть весьма удовлетворительными и позволяющими ему самому обратиться в суд. Далее возникает вопрос о том, какое состояние здоровья будет достаточно уважительной причиной для констатации прокурором (а главное — судом) факта невозможности обращения гражданином в суд самостоятельно. Должны ли это быть такие серьезные и (или) длительные расстройства здоровья, как слепота, глухота, невозможность самостоятельно передвигаться, либо это могут быть и менее тяжелые или временные заболевания; относятся ли к этим заболеваниям и состояниям психические расстройства и какие? В конечном итоге можно прийти к выводу, что единственные не вызывающие сомнение основания, по которым прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов гражданина, это либо полная невозможность лица явиться в суд (неподвижность) или физически написать заявление, либо наличие такого психического заболевания, которое действительно серьезно затрудняет мыслительную деятельность гражданина. Но при этом неизбежно возникнет вопрос: а существует реальное нарушение права или это плод больного воображения? Таким образом, решение вопроса оставлено на усмотрение суда, а именно каждого конкретного судьи, что нередко приводит не только к возникновению сомнений у прокуроров при подаче таких исков, но и к отказам судей в их принятии, а в конечном итоге — к снижению качества защиты прав граждан. Яркий пример — трудовые правоотношения. При необходимости защиты трудовых прав граждан у прокуроров нередко возникают проблемы. Прокурор не всегда может обратиться с иском в защиту трудовых прав работников по той причине, что зачастую работники не подпадают под категорию лиц, в интересах которых прокурор имеет право подавать иск. Как правило, это не инвалиды, лица, достигшие совершеннолетия, не престарелые, не лишенные дееспособности. Даже если нарушены права значительного количества работников, прокурор и здесь не имеет права должным образом отреагировать на выявленные нарушения, поскольку согласно ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор может обратиться в суд только в интересах неопределенного круга лиц. Верховный Суд РФ неоднократно разъяснял, что понятия «значительное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не равнозначны и прокурор вправе обратиться в суд с заявлением лишь в защиту неопределенного круга лиц. Неопределенный круг — это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, если даже работников, чьи трудовые права нарушены, сотни тысяч, но они могут быть индивидуально определены, прокурор не может выступить в защиту их прав. Между тем трудовые отношения — непростой вид отношений, и подача иска самими работниками зачастую невозможна, поскольку работники предпочтут терпеть нарушения своих трудовых прав, так как им невыгодно идти на конфликт с работодателем. Очевидно, что в случае обращения работников в суд, даже если и решение вынесено в их пользу, в результате последующих действий работодателя могут пострадать прежде всего обратившиеся, ведь работодатель — более влиятельная сторона правоотношения. Кроме того, не каждый еще обратится в суд по причине недостаточного знания правовых и процессуальных моментов. Прокуроры оказались лишены и такого существенного полномочия, как право возбуждать уголовное дело. Теперь, согласно п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре, при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Нельзя не признать, что такой порядок приводит к значительному оттягиванию момента возбуждения дела и, вполне вероятно, утрате важных сведений. Ежегодно на сферу соблюдения прав и свобод человека и гражданина приходится порядка 30% нарушений законодательства, выявляемых прокурорами, в 2005 г. эта цифра составила почти 50%, а при осуществлении правозащитной функции прокуроры ежегодно рассматривают ок
оло полутора миллионов обращений граждан. И очень часто для восстановления нарушенных прав граждан прокурорам необходимо обращаться в суд. Представляется, что прокуратуру и так нельзя было обвинить в злоупотреблении своими полномочиями и в нерациональном использовании своего права на подачу в суд заявлений в интересах граждан. Гораздо чаще этим грешат сами граждане, которым сложно бывает оценить реальность своих притязаний и обоснованность требований. Необходимо пересмотреть нормы, закрепляющие полномочия прокурора по реагированию на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, расширить и конкретизировать право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав граждан либо закрепить право на обращение в суд в интересах граждан по усмотрению прокурора.