Жилье для военнослужащих по решению суда

Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 17 сентября 2013 г. по делу N 33-231/2013 (ключевые темы: социальный наем — военнослужащие — жилой дом — структурное подразделение — гарнизонный военный суд)

Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 17 сентября 2013 г. по делу N 33-231/2013

Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Гордиенко Ю.А., судей — Даутова М.Ф. и Бутенко Р.В., при секретаре Сухановой О.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 » . » Зайцева О.Б. об оспаривании действий начальника «N» отдела Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее — ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ), связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе начальника «N» отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ на решение Читинского гарнизонного военного суда от 25 июня 2013 года по настоящему гражданскому делу.

Заслушав доклад судьи Бутенко Р.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, мнение заявителя Зайцева О.Б. и его представителя Стасько Е.Л., полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения, окружной военный суд

10 декабря 2012 года Зайцев, при наличии более 20 лет выслуги, проходя службу по контракту в войсковой части 00000, дислоцированной в «адрес», направил начальнику ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ документы и заявление с просьбой о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

17 апреля 2013 года начальник «N» отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ письменно отказал Зайцеву для постановки на названный учет с указанием на то, что последний в 2009 году, после развода оставил ранее предоставленную ему квартиру от МО РФ членам своей бывшей семьи, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Зайцев, считая данный ответ незаконным и нарушающим его права, обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать начальника «N» отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента обращения.

Читинский гарнизонный военный суд решением от 25 июня 2013 года удовлетворил настоящее заявление Зайцева.

Начальник «N» отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в апелляционной жалобе, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении заявления Зайцева.

При этом автор жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к выводам, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, приводя в обоснование следующие доводы.

Так, начальник «N» отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», ссылаясь на нормы ст.53 ЖК РФ и п.4 приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, указывает на то, что факт намеренного ухудшения Зайцевым своих жилищных условий доказан в ходе судебного разбирательства.

Однако при вынесении решения судом данное обстоятельство не было учтено, что является неправомерным, поскольку согласно действующему законодательству признание военнослужащих в улучшении жилищных условий должно производиться без наличия предпосылок, препятствующих этому.

В судебном решении судом определено, что Зайцев должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, но в то же время указано о том, что освобождение заявителем служебного жилья будет являться обязательным условием при предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

Такая последовательность действий, по мнению автора жалобы, является нарушением установленного законодательством порядка обеспечения жильем военнослужащих.

Начальники ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по » . «», ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и «N» отдела данного государственного казенного учреждения, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили и об отложении дела не ходатайствовали.

В силу ч.1 ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся названных участников процесса.

Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.

Пунктом 1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно пункту 14 статьи 15 этого же Закона, обеспечение жилыми помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляется указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее — Инструкция).

В пунктах 1,3,8,17 и 18 данной Инструкции закреплены следующие нормы.

Для признания военнослужащих-граждан РФ, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, имеющих в соответствии со статьей 15 Закона право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому прикладываются следующие документы: копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан РФ (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством РФ; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.

Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим выдается справка.

С военнослужащим не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции.

В пункте 1 статьи 51 ЖК РФ указаны следующие основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела видно, что 10 декабря 2012 года Зайцев подал названные заявление и документы в структурное подразделение уполномоченного органа — ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ (л.д.13).

Кроме того, из ордера от 20 марта 2000 года, справки от 5 июля 2011 года, выданной ОАО «Славянка», вступившего в законную силу решения Самарского гарнизонного военного суда от 24 июля 2009 года, справки о сдаче жилья от 26 октября 2009 года и копии финансового лицевого счета от 18 июля 2013 года, выданной данным открытым акционерным обществом, усматриваются следующие обстоятельства.

20 марта 2000 года Зайцеву, во время прохождения службы в войсковой части 11111, дислоцированной в «адрес», была выделена ему и двум членам его семьи служебная квартира.

В 2009 году в связи с расторжением брака, заявителю по решению суда была выдана справка о сдаче жилья, в которой указано, что данную квартиру он оставил бывшей своей семье, а сам Зайцев снялся с регистрационного учета по названному жилью и убыл к новому месту службы.

Однако до настоящего времени финансовый лицевой счет названной служебной квартиры оформлен на заявителя.

С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, суд правильно установив юридически значимые обстоятельства и применив к ним нормы материального права, пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении требования заявителя.

Наличие у названной квартиры статуса служебного жилого помещения исключает возможность применения положений ст.53 ЖК РФ и п.4 Инструкции, поскольку эти нормы регулируют правоотношения, возникающие при предоставлении жилья по договорам социального найма, и не могут быть распространены на специализированный жилищный фонд.

Кроме того, сам по себе выезд Зайцева из служебной квартиры не является основанием для прекращения права собственности государства на такое жилое помещение и (или) других вещных прав, переданных государством уполномоченному органу.

Из дела не усматривается, что заявитель является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, равно, как и членом семьи таких граждан.

Следовательно, утверждение в апелляционной жалобе о том, что Зайцев, разведясь и оставив служебное жилье своей бывшей семье, намеренно ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем он не может быть признан нуждающимся в получения жилья по договору социального найма, является несостоятельным.

Вместе с тем, отсутствие справки о сдаче жилого помещения не может служить основанием для отказа в признании заявителя нуждающимся в получении жилья по договору социального найма, поскольку данный документ в соответствии с приведенными выше нормами Инструкции не требуется при решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в получении данного жилья.

Поэтому у начальника «N» отдела не имелось законных оснований для отказа Зайцеву в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма.

Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого из материалов дела не усматриваются.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.328 и ч. ч. 1-3 ст.329 ГПК РФ, окружной военный суд

решение Читинского гарнизонного военного суда от 25 июня 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 » . » Зайцева О.Б., оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника «N» отдела «Востокрегионжилье» МО РФ — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Реутовский гарнизонный военный суд Решение Гражданское дело 2-84/2017

Гражданское дело № 2-84/17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Реутов 27 июня 2017 года

Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Татаринова А.В. при секретаре Калайчеве С.А. с участием ответчика Гончарова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к военнослужащему войсковой части № Гончарову Д.В. о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

начальник федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» (далее – Управление) обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что в ходе внеплановой комбинированной аудиторской проверки вопросов выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим войсковой части № , проведенной аудиторской группой Управления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, выявлены факты неправомерности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим названной воинской части. Указал, что временно исполняющим обязанности командира войсковой части № в спорный период был Гончаров, который издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ № , послуживший основание для выплаты Сушко денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8825 руб. 80 коп. Ссылаясь на п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № , приходит к выводу, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения возможна лишь при необеспеченности военнослужащего жилым помещением по месту прохождения военной службы, подтвержденной нахождением его на жилищном учете. Полагал, что телеграммой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № на командиров воинских частей возложена обязанность по согласованию документов военнослужащих, изъявивших желание получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений с территориальными подразделениями Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Однако данные действия ответчиком в спорный период не осуществлялись, ввиду чего были изданы неправомерные приказы на выплату денежной компенсации, которые послужили основанием незаконной выплаты денежных средств. Ссылаясь на положения Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», начальник Управления просил суд привлечь Гончарова к материальной ответственности за ущерб, причи­ненный излишними денежными выплатами, в сумме 8825 руб. 80 коп.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. В письменном заявлении, адресованном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик в своих письменных возражениях, а также в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что решение о производстве выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений принималось в соответствии с порядком и в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № , которыми до ДД.ММ.ГГГГ не предусматривалось предоставление военнослужащими сведений об обращении в территориальный орган жилищного обеспечения и проверки такой информации командованием воинской части при принятии оспариваемых решений. Обратил внимание на то, что представленным актом аудиторской проверки его вина не установлена, а сумма ущерба является ошибочной, поэтому в целях всестороннего и правильного установления всех обстоятельств командир воинской части обязан был назначить административное расследование.Анализируя положения Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», приходит к выводу, что правонарушений, свидетельствующих о необходимости привлечения его к материальной ответственности, не совершал.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № -ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Согласно п. 3 ст. 4 названного Федерального закона командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Таким образом, действующим законодательством определено, что военнослужащий, в том числе командир (начальник), может быть привлечен к материальной ответственности только за причиненный по его вине реальный ущерб при установленном факте причинно-следственной связи между виной военнослужащего в совершении противоправного действия или бездействия и причинением материального ущерба.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № -ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 3 ст. 15 названного Федерального закона, военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих — граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих — граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действующего на момент возникновения спорных правоотношений), установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.

При этом абз. 2 п. 2 названного Положения, который предусматривает выплату компенсации не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № .

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм основаниями к производству выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в спорный период являются необеспеченность и невозможность обеспечения военнослужащего жилым помещением по месту его службы, а также заявление военнослужащего с просьбой о производстве таковой с приложением необходимых для этого документов.

Как следует из материалов гражданского дела, войсковая часть № состоит на финансовом обеспечении в Управлении с ДД.ММ.ГГГГ .

Из акта аудиторской проверки от ДД.ММ.ГГГГ , справки о выявленных нарушениях аудиторской проверкой, проведенной в период с 19 октября по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № , и расчета выплаченной в ДД.ММ.ГГГГ денежной компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащим войсковой части № , несостоящим на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях, усматривается, что аудиторской проверкой выявлены нарушения в вопросах обоснованности и правомерности выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, не признанным нуждающимися в получении служебного жилья. В частности, военнослужащему Сушко В.В., поставленному на учет нуждающихся ДД.ММ.ГГГГ , выплачивалась компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 28800 руб., при этом необоснованно выплачено 8825 руб. 80 коп. поскольку до ДД.ММ.ГГГГ он не состоял на учете нуждающихся в получении служебного жилья.

Выписками из приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (исх. № , 704, 705) подтверждается, что временно исполняющим обязанности командира воинской части Гончаровым издавались соответствующие приказы о выплате военнослужащим, в том числе Сушко В.В., денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании их рапортов и представленных документов.

Расчетом взыскиваемой денежной суммы установлена сумма ущерба в размере 8825 руб. 80 коп.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком в пределах его компетенции в оспариваемый период принимались решения, оформленные соответствующими приказами. Финансовым органом обоснованность данных приказов не оспаривалась, а, напротив, на их основании принимались решения по выплате военнослужащим денежных средств в качестве компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. При этом совершение Гончаровым каких-либо умышленных действий, направленных на причинение государству материального ущерба и незаконное расходование денежных средств, из материалов дела не усматривается. Не следует из имеющихся материалов и того, что на ответчика в рассматриваемый период была возложена обязанность по проверке включения федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Ссылка истца на телеграмму начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № является несостоятельной, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, а потому, исходя из положений п. 10 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» как не прошедший в установленном порядке государственную регистрацию и опубликование, не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, в связи с чем на указанный акт нельзя ссылаться при разрешении спора.

Не может быть принята во внимание судом и ссылка истца в исковом заявлении на судебные акты, принятые по иным гражданским делам, поскольку эти судебные решения касались спора между другими сторонами и, исходя из условий, предусмотренных ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, преюдициального значения для настоящего дела не имеют.

Кроме этого, согласно сообщению федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , направленному в адрес командира войсковой части № , и расчету выплаченной в ДД.ММ.ГГГГ денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим войсковой части № , отказавшимся от предложенных служебных жилых помещений, Сушко не числится в списках таковых военнослужащих.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что, предъявляя иск о привлечении ответчика к материальной ответственности в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», предусматривающим таковую в случае, когда ущерб причинен командиром (начальником), нарушившим своим приказом (распоряжением) установленный порядок расходования имущества или не принявший необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, истец обязан был представить в суд доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств для привлечения ответчика к такой ответственности.

Между тем, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ таких доказательств суду представлено не было, несмотря на то, что представитель истца ссылается на них в своем иске.

Бесспорно не подтвержден факт незаконности спорных выплат и противоправности действий Гончарова. Не представлено истцом и доказательств совершения ответчиком действий, направленных на причинение материального ущерба.

При таких обстоятельствах в отсутствие доказательств виновных действий ответчика и причинно-следственной связи между его действиями и причиненным материальным ущербом у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного иска.

Принимая такое решение, суд также руководствуется положениями п. 3 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», согласно которым не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный в результате правомерных действий, поскольку в судебном заседании установлено, что спорные приказы издавались Гончаровым в соответствии с действующим на тот период порядком организации выплат компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим.

Доводы представителя истца об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ,

в удовлетворении искового заявления федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к Гончарову Д.В. о взыскании денежных средств отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу А.В. Татаринов

При необходимости можно задать вопрос об Реутовский гарнизонный военный суд Решение Гражданское дело 2-84/2017

Служебное жилье: понятие, правовой статус, порядок предоставления.

Вы можете ознакомиться со статьей про служебное житлье также на украинском языке.

В указанной публикации рассмотрим, что такое служебные жилые помещения, какой их правовой статус, в каком порядке и на каких основаниях предоставляется служебное жилье, как проводится выселение из служебных жилых помещений согласно украинсокого законодательства. Кроме того, разберемся с аналогичными вопросами в отношении военнослужащих.

Правовой статус служебного жилья

Нормативно-правовыми актами Украины, которые определяют правовой статус служебного жилья, являются:

  • Жилищный кодекс УССР;
  • Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользование ими в УССР, утвержденное постановлением Совета Министров УССР от 04.02.1988 № 37.

Законодательство не содержит четкого определения понятия «служебное жилое помещение». При этом, из анализа положений указанных выше нормативно-правовых актов следует, что служебное жилое помещение — это жилое помещение, находящееся в государственной, коммунальной, а в отдельных случаях и в частной собственности (но кроме жилых помещений, находящихся в частной собственности физических лиц), которое в связи с характером трудовых отношений предназначено для более близкого проживания работников.

Для того, чтобы жилое помещение получило статус служебного, соответствующий орган местного самоуправления на основании ходатайства администрации органа, учреждения, предприятия должен принять решение о включении жилья в число служебных. При этом согласно такому решению служебное жилое помещение закрепляется как служебное за соответствующим органом, учреждением, организацией, предприятием.

Предоставления служебных жилых помещений

В соответствии со статьей 119 Жилищного кодекса УССР служебные жилые помещения могут быть предоставлены только категориям лиц, которые определены в соответствующем Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров УССР от 04.02.1988 № 37.

Назначением служебного жилья является обеспечение возможности работников проживать вблизи от работы, учитывая особый характер их работы.

Служебные жилые помещения предоставляются лицам по решению администрации органа, учреждения, учреждения, предприятия без учета их пребывания / непребывание на учете, льгот, а также очередности.

Лицо, которому предоставляется служебное жилье, должно постоянно проживать и быть зарегистрировано в населенном пункте, где находится такой орган, предприятие, учреждение, организация.

Служебное жилье предоставляется на всех членов семьи, проживаются вместе с ним. При этом, служебное жилое помещение может быть также предоставлено на жену и несовершеннолетних детей, проживающих отдельно, в том числе в другом населенном пункте.

Например: лицо проживает и зарегистрировано по месту нахождения предприятия вместе с матерью. Жена, ребенок 5 лет и отец зарегистрированы и проживают в другом населенном пункте. В этом случае лицо может получить служебное жилье на себя, мать (как лицо, проживающего семьей с получателем служебного жилья), а также на жену и ребенка. На отца (поскольку последний не зарегистрирован вместе с таким лицом) служебное жилье не предоставляется.

По общему правилу служебное жилье предоставляется лицам, которые не обеспечены жилыми помещениями в населенном пункте, где они работают. В то же время, когда расположение собственного жилья делает невозможным надлежащее выполнение своих трудовых (служебных) обязанностей, лицо также может быть обеспечено служебным жилым помещением.

Как и в случае предоставления жилья для постоянного проживания служебные жилые помещения предоставляются из расчета не более 13,65 кв.м жилой площади на каждого члена семьи. Следует также заметить то, что при предоставлении служебного жилья не учитывается наличие у лица, которому предоставляется служебное жилье, а также членов семьи приватизации.

Документы, представляемые для получения служебного жилья

Законодательством не установлено исчерпывающего перечня документов, необходимых для получения служебного жилого помещения.

В то же время, учитывая приведенные выше положения, документами, необходимыми для получения служебного жилья, являются:

  • заявление на руководство органа, предприятия, учреждения, организации о предоставлении служебного жилого помещений. В указанной заявлении целесообразно отметить составе семьи, на который будет предоставляться жилье;
  • документы, подтверждающие родственные отношения заявителя с другими членами семьи (в частности, свидетельство о браке, свидетельства о рождении и т.д.);
  • копии паспортов с отпечатками штампов о регистрации. Указанное имеет большое значение в контексте необходимости проживания членов семьи (кроме другого супруга и несовершеннолетних детей) по месту регистрации заявителя.

Порядок предоставления служебного жилья для военнослужащих

Право на обеспечение военнослужащих служебным жильем закреплено в ст. 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей». Более подробно данный вопрос раскрыт в Порядке обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.2006 № 1081).

Прежде всего следует отметить, что указанный Порядок предусматривает возможность предоставления служебного жилья только военнослужащим, у которых отсутствует жилье для постоянного проживания по месту прохождения службы.

Решение о предоставлении служебного жилья принимается командиром воинской части по согласованию с квартирно-эксплуатационным органом.

Служебное жилье предоставляется также без учета льгот, очередности, пребывания или непребывания военнослужащего на квартирном учете.

Перемещение военнослужащего для прохождения военной службы в другое место прохождения службы влечет необходимость освобождения служебного помещения. Также когда военнослужащий освобождается от военной службы он подлежит выселению из служебного жилого помещения, кроме случаев, когда иное не установлено законодательством Украины.

Вопрос об исключении жилья из числа служебных может быть инициирован военнослужащим только при наличии у него 20 календарных лет выслуги на военной службе, учитывая положения ст. 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Приватизация служебных жилых помещений

В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» не подлежат приватизации квартиры, признанные в установленном порядке служебными жилыми помещениями.

В связи с этим для того, чтобы жилье можно было приватизировать, первым шагом должен быть его вывод из числа служебных. В соответствии с Положением-37 основаниями для исключения квартиры из числа служебных являются:

  • отсутствие потребности в дальнейшем использовании жилья в качестве служебного;
  • исключения в установленном порядке жилья из числа служебных.

Исключение жилья из числа служебных осуществляется по ходатайству администрации органа, учреждения, учреждения, предприятия.

При этом, исключение жилья из числа служебных без принятия решения о выселении семьи (необходимости освобождения) фактически следует рассматривать как предоставлениее жилья этой семье для постоянного проживания.

Таким образом, при изучении возможности принятия решения об исключении жилья из числа служебных должен быть одновременно выяснен вопрос о наличии правовых оснований для предоставления указанного жилья для постоянного проживания семье, проживающего в таком служебном жилье. В частности, в таких случаях в обязательном порядке выясняются вопросы пребывания лица, а также членов его семьи на квартирном учете, наличие в их собственности жилья, приватизации и тому подобное.

Учитывая указанное, приватизация занимаемого служебного жилья возможна только после исключения его в установленном порядке из числа служебных.

Выселение из служебных жилых помещений

Следует отметить, что нормы жилищного законодательства являются достаточно устаревшими. Кроме того, в некоторых случаях положения по обеспечению жильем для постоянного проживания и положения, касающиеся служебных жилых помещений, не в полной мере согласуются между собой. Указанное приводит к возникновению достаточно интересных и дискуссионных с правовой точки зрения ситуаций.

Прежде всего стоит обратить внимание, что по общему правилу лица, прекратившие трудовые отношения с органом, учреждением, организацией, предприятием, подлежат выселению из служебного жилого помещения вместе со всеми другими членами семьи без предоставления другого жилого помещения.

Статьей 125 Жилищного кодекса УССР установлен перечень случаев, когда лица, проживающие в служебных жилых помещениях, не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

К таким категориям лиц, в частности, относятся:

  • лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет;
  • инвалиды;
  • лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников;
  • одинокие лица с несовершеннолетними детьми, которые проживают вместе с ними;
  • семьи военнослужащих.

Помещение, предоставляемое в связи с выселением должно находиться в этом же населенном пункте и отвечать санитарным и техническим требованиям.

Предоставление служебного жилья и обеспечение жильем для постоянного проживания

Несогласованность отдельныз положений законодательства может приводить к возникновению следующих ситуаций:

Лица, получившие служебное жилье и находящиеся на квартирном учете, после 10 лет работы на предприятии, учреждении, организации или наличии других оснований, определенных ст. 125 Жилищного кодекса УССР, фактически приобретают право на получение этого жилья для постоянного проживания без соблюдения очередности, что не в полной мере согласуется со ст. 43 Жилищного кодекса УССР, которым предусмотрено предоставление жилья в порядке очередности.

Лица, получившие служебное жилье и даже не находятся на квартирном учете, не подлежат выселению из служебного жилого помещения после 10 лет работы на предприятии, учреждении, организации или наличии другой на основаниях, определенных ст. 125 Жилищного кодекса УССР. Указанное жилое помещение фактически приобретает «зависший статус», то есть лицо из него не может быть выселено без предоставления другого помещения и в то же время оно не имеет права инициировать вопрос об исключении жилья из числа служебных и предоставлении его для постоянного проживания.

Как было отмечено выше, лицо может получить служебное жилье в том числе без учета обеспеченности жильем и наличии приватизации. В связи с этим, в случае наличия у лица и членов его семьи приватизации, служебное жилье не может быть в дальнейшем исключено из числа служебных и предоставлено для постоянного проживания. Указанное обусловлено необходимостью учета при предоставлении жилья для постоянного проживания наличии другого жилья на праве частной собственности (в том числе приватизации) в соответствии со ст. 48 ЖК УРСР. Как и в вышеупомянутом случае жилое помещение фактически приобретает «зависший статус», то есть лицо из него выселено не может быть и в то же время лицо, которое в нем проживает не имеет права инициировать вопрос об исключении жилья из числа служебных, предоставлении его для постоянного проживания .

Возможными вариантами при решении сложившейся ситуации является принятие решения о предоставлении другого жилья для постоянного проживания, соответствующий по площади установленным законодательством требованиям, и одновременно принятие мер по выселению лица из служебного жилья.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, следует отметить, что:

  1. Законодательством Украины достаточно подробно урегулированы вопросы предоставления служебного жилья.
  2. Приватизация служебного жилья возможна только после исключения такого помещения из служебных и предоставление его лице для постоянного проживания, как таковой, нуждающейся в улучшении жилищных условий (находится на квартирном учете).
  3. Законодательством Украины установлены случаи, когда выселение человека из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается.

Оцініть змістовність та корисність статті

(20 голосів, середняя оцінка: 4,80 из 5)