Жилое помещение должно быть отапливаемым

Что такое квартира? На что обращать внимание при покупке нестандартного жилья

Украинское законодательство до сих пор пользуется советскими санитарными нормами жилья и жилищным кодексом 1983 года.

Часть постановлений давно устарела, не соответствует современному рынку недвижимости и в частном порядке может опускаться при строительстве новых домов. Но некоторые основополагающие законы, формирующие понятие квартиры, являются фундаментальными и сейчас и обязательными к исполнению. Редакция Domik.ua продолжает исследовать рынок недвижимости, и сегодня предлагаем разобраться, что в Украине по закону считается квартирой, а что — нет.

Главным критерием выбора квартиры для покупателей всегда считалась цена. Для удешевления квартир застройщики урезают площади, используют для жилья технические этажи. Не всегда экономичные решения застройщиков согласованы с государственными требованиями.

Подписывая договор купли-продажи, инвестор может столкнуться, когда вместо одно-, двух-, трехкомнатной квартиры в документе указано «смарт-квартира», «квартира малосемейного типа», «творческая мастерская», «квартира-студия» или «апартаменты». Опуская такой момент, инвесторов ожидают весьма неприятные последствия — жилье может оказаться в нежилом фонде, а это значит:

— Коммунальные тарифы почти в 4 раза выше.

— Нельзя оформить регистрацию места жительства.

— Необходимо оплачивать налоги на землю, где расположена новостройка.

Чтобы избежать возможных неприятных последствий такой беспечности, разобраться в особенностях оформления помещений и узнать, что собой представляет квартира в украинском законодательстве, редакция Domik.ua обратилась за консультацией в компанию «Lexinvest».

— По данным ГСН Украины В.2.2-15:2005, в приложении Б указано, что к жилым помещениям относятся: отапливаемые помещения, которые расположены в надземном этаже и предназначены для постоянного и временного проживания, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям к воздушной среде и микроклимату, естественного освещения, допустимым уровням нормируемых параметров вибрации, шума, ультразвука и инфразвука, ионизирующего излучения, электрических и электромагнитных полей.

ВОПРОС: «Какие условия необходимы для круглогодичного проживания?».

ОТВЕТ: «Каких-либо определенных условий (обязательных требований) для круглогодичного (постоянного) проживания в законодательстве не предусмотрено».

— Согласно ГСН Украины В.2.2-15:2005, общая площадь однокомнатной квартиры составляет минимум 30 квадратных метров. В то же время, для специализированного жилья (общежития, коммунальные квартиры) общая площадь, которая включает в себя жилое помещение и подсобные помещения, по общим подсчетам может составлять 19 квадратных метров.

ВОПРОС: «Могут ли застройщики оформлять помещения площадью от 19 до 30 кв. м, как специализированное жилье? Должен ли в таком случае дом соответствовать требованиям к специализированному жилому фонду?».

ОТВЕТ: «В соответствии с п. 2.37 ДБНУ В.2.2-15-2005 одно-, двухкомнатные квартиры для лиц преклонного возраста (специализированное жилье) должны составлять общую площадь. Она должна быть не менее той, которая указана в таблице 1, с возможным увеличением на 5%. Таким образом, установлено, что общая площадь однокомнатной квартиры в специализированном жилье составляет не менее 30 квадратных метров. Вместе с тем, понятие «специализированный жилой фонд» в ЖК бывшей УССР, отсутствует. При регистрации права собственности на такую квартиру в документах ее статус «специализированная», не указывается».

— В статье 47 жилищного кодекса бывшей УССР от 1983 года сказано, что на одного человека норма жилой площади установлена в размере 13,65 метров квадратных.

ВОПРОС: «Означает ли это, что помещение общей площадью от 13,65 квадратных метров, при соблюдении действующих норм для жилых помещений, может быть признано жилым, приватизировано и использовано для регистрации места проживания? Будет ли такое помещение в документах числиться квартирой?».

ОТВЕТ: «Решая вопрос о том, является ли помещение площадью 13,65 кв. м. квартирой, нужно исходить из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 382 Гражданского кодекса Украины квартира – это изолированное помещение в жилом здании, предназначенное и пригодное для постоянного проживания.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2.24 ДБНУ В.2.2-15-2005 площадь общей комнаты для однокомнатной квартиры должна составлять не менее 15 квадратных метров, в других квартирах составляет не менее 17 квадратных метров.

Кроме того, в соответствии с п. 2.22 ДБНУ в квартирах должны быть предусмотрены следующие помещения: жилые комнаты и подсобные помещения — санузлы, кухня, прихожая, встроенные кладовки, внутриквартирные коридоры, летние помещения, антресоли и др.

Таким образом, отдельное помещение площадью в 13,65 кв. м. не может считаться квартирой.

В соответствии со ст. 3 ЗУ «О приватизации государственного жилищного фонда» приватизация осуществляется путем бесплатной передачи гражданам домов, квартир или жилых помещений в общежитиях из расчета санитарной нормы в 21 метр квадратный общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи, а также дополнительные 10 квадратных метров на семью.

Таким образом, отдельное помещение площадью в 13,65 кв. м. не может быть приватизировано и использовано для регистрации места жительства, так как такое помещение не считается квартирой или домом.

— Согласно нормам ГСН Украины, минимальная площадь спальни для одного человека — 10 квадратных метров, минимальная площадь совмещенного санузла — 3,8 квадратных метров. Кухня в квартире может быть заменена кухней-нишей. Определенных требований к площади в законе нет».

ВОПРОС: Можно ли заявлять, что помещение с удобствами и площадью от 13,8 квадратных метров можно оформить, как жилое помещение, пригодное для постоянного или временного проживания?».

ОТВЕТ: «Вместе с тем, в соответствии с п. 2.24 ДБНУ В.2.2-15-2005 площадь общей комнаты в однокомнатной квартире должна быть не менее 15-ти, а в других квартирах — не менее 17 квадратных метров. Минимальная площадь спальни для одного человека — 10 кв. м, а для двух человек — 14 кв. м. Минимальная площадь кухни для однокомнатной квартиры равняется 7-ми квадратным метрам, в двух- и более комнатных — 8 кв.м. Минимальная площадь кабинета или рабочей комнаты — 10 квадратных метров.

Вместе с тем, пунктом 2.25 предусмотрено, что жилые комнаты в квартирах II категории не могут быть проходными. Исключением являются комнаты в четырех- и пятикомнатных квартирах, в которых через общую комнату может предусматриваться вход в кабинет (рабочая комната) или одну из спален.

Таким образом, при наличии только спальни 10 кв. м. и санузла 3,8 кв. м. такое помещение не может считаться квартирой, поскольку в составе квартиры первоначально должна быть общая комната, площадь которой составляет не менее 15 кв. м.

Если же брать во внимание комнаты в общежитии с удобствами и площадью от 13,8 квадратных метров оформлять как жилое помещение, пригодное для временного и/или постоянного проживания, также невозможно, поскольку первичный переход права собственности в общежитиях возможен путем приватизации. При этом ст. 5 ЗУ «О реализации прав жителей общежитий» устанавливает минимальную норму для приватизации 21 кв. м.

— В ГСН Украины, кроме минимальной площади, прописана также и максимальная площадь, что составляет 98 квадратных метров(5-комнатная квартира). Также, там сказано о том, что площадь отдельных типов квартир может быть увеличена на 5%, что по общим подсчетам составляет 102,9 квадратных метров.

ВОПРОС: «В случае, если площадь больше — считается ли она незаконной? Как по документам такая квартира оформляется?».

ОТВЕТ: «В соответствии с приложением Б к ДБНУ В.2.2-15-2005 предусмотрено две категории жилья:

жилище I категории (коммерческое). Жилье с нормированными нижними и ненормированными верхними пределами площадей квартир и одноквартирных жилых домов (или коттеджей), обеспечивают минимально допустимый уровень комфорта для проживания;

жилище II категории (социальное) — жилье с нормируемыми нижними и верхними пределами площадей квартир и жилых комнат общежитий в соответствии с действующими санитарными нормами, обеспечивают уровень комфорта для проживания не ниже минимально допустимого.

Кроме того, в соответствии с п. 2.33 уровень комфорта и состав помещений квартир и одноквартирных домов в зданиях жилья I категории определяется заданием на проектирование, при этом нижняя граница площади квартир должна быть не ниже соответствующих показателей квартир, приведенных в таблице 1. Таким образом, для квартир 1 категории, а это квартиры, которые свободно обращаются на рынке недвижимости, нет ограничения по максимальной площади.

— Среди проектов застроек практикуется такой формат жилья, как двухуровневые квартиры, где, в некоторых случаях, второй этаж является мансардным или техническим».

ВОПРОС: «В случае, если этаж считается жилым, то насколько законно проектирование двухуровневых квартир и как они оформляются? Если второй этаж технический или мансардный, как оформляются документы на квартиру: половина квартиры жилая, а вторая половина нет? Что необходимо сделать, чтобы перевести второй этаж в жилой фонд?».

ОТВЕТ: «В соответствии с приложением Б к ДБНУ В.2.2-15-2005 квартира в двух уровнях — это квартира, в которой жилые и подсобные помещения размещены на двух смежных этажах и объединены внутриквартирными лестницами.

В соответствии с п. 4.11 ДБНУ в жилых зданиях допускается устройство квартир в двух и более этажах (уровнях). Для таких квартир допускается устройство выхода на лестничные клетки здания через один этаж, который может быть организован на первом (нижнем) или на втором этаже (уровне) квартиры. При этом этаж (уровень), который не имеет непосредственного выхода на лестничную клетку дома, обязан обеспечиваться эвакуационным выходом в соответствии с 4.10 настоящих норм.

В любом случае проектирование квартиры со вторым этажом (двухуровневые) должно происходить с учетом принадлежности 2-го этажа к жилому помещению, что предусматривается в проекте застройки дома, то есть проектируется целостная жилая квартира.

Возникновение ситуации принадлежности второго этажа двухуровневой квартиры к техническому этажу, нужно рассматривать индивидуально.

— Согласно полученной информации, в каждом конкретном случае отступления от закона и общих норм, необходимо согласовывать проекты в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины».

ВОПРОС: «Как официально называется документ, получаемый застройщиком от Минрегионстроя Украины?».

ОТВЕТ: «Вопросы согласования отступления от общих норм урегулированы Приказом Минрегионстроя от 04.07.2008 г. № 301 «Об утверждении порядка рассмотрения в Минрегионстрое обращений по отклонению от действующих государственных строительных норм».

Пунктом 3.6 г.3 Порядка №301 (с изменениями, которые внесены приказом №275) предусмотрено вынесение вопроса о согласовании отклонений на рассмотрение соответствующей секции научно-технического совета Минрегиона Украины.

В то же время, деятельность научно-технического совета Минрегиона Украины урегулирована положением о научно-техническом совете Минрегиона, утвержденным приказом Минрегиона №208 от 23.09.2011 г. (с дальнейшими изменениями).

Согласно пп.2.1.1 и пп.2.1.9 п.2.1 р.2 положения №208 к основным целям работы научно-технического совета, в частности, относится рассмотрение и одобрение к принятию проектов государственных строительных норм; до согласования отклонений от действующих государственных строительных норм в проектной документации объектов строительства.

При этом п.3.7 г.3 Порядка №301 (с изменениями, внесенными приказом №275) установлено, что окончательное решение по согласованию обоснованных отклонений от действующих государственных строительных норм в проектной документации оформляется письмом Минрегионстроя Украины, который подписывает Министр или заместитель Министра в соответствии с распределением обязанностей.

В то же время, в п.3.9 г.3 Порядка №301 установлено, что в случае отказа в согласовании предложенных отклонений Минрегионстрой сообщает об этом авторам обращения письмом за подписью заместителя министра в соответствии с распределением обязанностей, в котором указываются причины такого отказа.

При этом проекты утверждаются на основании порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, где нет ссылки на документ, которым утверждается проект, но есть упоминание о принятии решения уполномоченным органом».

Таким образом, проанализировав полученные ответы от специалистов, можно прийти к следующим выводам:

— Жилье менее 21 квадратного метра не может быть приватизировано и, следовательно, регистрация места проживания в таком помещении невозможна.

— Помещения до 30 квадратных метров не считаются квартирами.

— Помещения, расположенные на технических этажах не относятся к жилым.

— Застройщики могут отступить от норм ДБН и ЖК Украины, согласовав свой проект в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

— Продавая жилье менее 30 квадратных метров или расположенное на техническом этаже, застройщик должен предъявить письмо от Минрегионстроя Украины, где данный проект согласован и относится к жилому фонду.

— В случае отсутствия письма, несмотря на то, что застройщик написал в договоре купли-продажи — по факту, инвестор приобретает нежилое помещение, со всеми вытекающими последствиями.

Проконсультировать по вопросам покупки жилья, сделать анализ документов, проверить законность могут юристы компании «Lexinvest» . Обратиться за услугами можно по номеру: +38(094)907-00-82 или же написав на e-mail: [email protected]

Кроме проблем с оформлением квартиры случаются ситуации, когда новостройки так и не достраивают. Причиной может служить отсутствие основной документации, будь-то разрешение на строительство или договор аренды земельного участка. В государственном градостроительном кадастре публикуют подобные случаи. Чтобы ознакомиться с полным перечнем незаконных новостроек, рекомендуем просмотреть статью «Полный перечень незаконных многоэтажных новостроек Киева по районам».

Поделиться впечатлениями о прочитанном материале, а также проследить за тенденциями на первичном рынке недвижимости Киева можно в комментариях к этому материалу или на форуме Новостройки Киева и области

Узнать, кто строит киевские комплексы, можно ознакомившись с каталогом строительных компаний Киева

Для того чтобы выбрать квартиру в бюджетных новостройках Киева, можно воспользоваться поиском в разделе «Новостройки в Киеве — цены от застройщика».

ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫМ ДОЛЖНО ОТВЕЧАТЬ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса (ЖК) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (статья 32 ЖК).

Рассмотрим, каков же порядок признания помещения пригодным для жилья.

Соответствующий порядок установлен в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (Положение), утвержденном постановлением Правительства от 28.01.2006 №47.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

Так, жилым помещением могут быть признаны:

  • жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;
  • квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
  • комната — часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Многоквартирный дом – совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений:

  • помещения вспомогательного использования;
  • помещения, входящие в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме.

Для признания жилого помещения пригодным для проживания необходимо выполнение перечисленных ниже требований.

  1. Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
  2. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
  3. Жилое помещение должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием.
  4. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
  5. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
  6. Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60%, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
  7. Жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
  8. Доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта.
  9. Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.
  10. В жилом помещении требуемая инсоляция должна обеспечиваться для одно-, двух- и трехкомнатных квартир — не менее чем в одной комнате, для четырех-, пяти- и шестикомнатных квартир — не менее чем в 2 комнатах.
  11. Высота (от пола до потолка) комнат и кухни должна быть не менее 2,5 м (в зависимости от климатического района). Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.
  12. Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.
  13. Размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается.
  14. Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение.
  15. В жилом помещении допустимые уровни звукового давления, вибации, инфразвука, электромагнитного излучения должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах
  16. Концентрация вредных веществ в воздухе жилого помещения не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, установленных в действующих нормативных правовых актах.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Оплата отопления в отсутствие радиаторов

Автор: С. Н. Козырева

Вправе ли исполнитель коммунальных услуг требовать от собственника помещения плату за отопление при отсутствии в нем радиаторов?

На практике у исполнителей коммунальных услуг нередко возникает вопрос, вправе ли они начислять плату за отопление и требовать ее внесения собственниками помещений, в которых отсутствуют отопительные приборы. Рассмотрим, как он решается в двух ситуациях: если в помещении по проекту нет радиаторов отопления и если они были демонтированы.

Основанием для предъявления потребителю платы за отопление является оказание соответствующей услуги. В силу п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Согласно пп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга, как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, жилых и нежилых помещениях в МКД, помещениях, входящих в состав общего имущества дома, надлежащей температуры воздуха.

Нежилое подвальное помещение с транзитными трубопроводами

Как правило, в нежилых помещениях в МКД есть отопительные приборы, соответственно, для их собственников плата за отопление исчисляется в общем порядке. Особую категорию составляют подвальные нежилые помещения, в которых нет радиаторов отопления, однако проходят трубопроводы отопительной системы.

Суды часто ссылаются на не действующую в настоящее время Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105. Согласно примечанию к п. 1 приложения 1 «Отопление» к данному документу отапливаемым подвалом следует считать подвальное помещение, в котором для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети. В свою очередь, если отопление подвала проектом не было предусмотрено, упомянутые выше трубопроводы должны быть покрыты тепловой изоляцией.

Соответственно, если по результатам осмотра помещения установлено, что в нем проходят неизолированные трубопроводы системы отопления (обычно подающий и обратный) или горячего водоснабжения, и температура в помещении соответствует нормативным показателям в отсутствие дополнительных нагревающих приборов (например, электрообогревателей), значит, услуга отопления в данном помещении предоставляется и собственник обязан оплатить ее. Иное означало бы возложение обязанности по оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление помещения ответчика и не относящейся к нормативным потерям ввиду отсутствия тепловой изоляции труб, на иных собственников помещений многоквартирного жилого дома (постановления АС ВВО от 07.08.2015 по делу № А79-6883/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу № А60-16073/2015).

Одновременно, если в помещении проложен изолированный трубопровод и температура воздуха поддерживается электронагревателем, нет оснований для взыскания с собственника платы за отопление. Иное означало бы, что исполнитель намерен взыскать с собственника помещения расход тепловой энергии на технологические потери при ее транспортировке, которые учитываются при утверждении тарифа (в отношении потерь по внешним сетям) и норматива потребления (в отношении внутридомовых потерь), а при наличии ОПУ оплачиваются собственниками отапливаемых помещений (постановления АС УО от 11.02.2015 № Ф09-10034/14, Ф09-9985/14, АС ВСО от 15.10.2014 по делу № А10-2458/2013, АС ЗСО от 20.02.2015 № Ф04-15650/2015, АС СЗО от 27.10.2015 по делу № А42-9616/2014).

Суд встанет на сторону собственника помещения и откажет УК в иске, если последняя не докажет, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированных трубопроводов отопления и горячего водоснабжения дома, проходящих через помещение ответчика, позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру воздуха без установки дополнительного оборудования (Постановление АС ПО от 11.06.2015 № Ф06-23212/2015).

Отсутствие или наличие теплоизоляции на общедомовых магистральных трубопроводах системы отопления стало основным фактором для решения вопроса о взыскании с собственника одного и того же помещения платы за отопление. Так, в рамках одного дела было установлено, что трубопроводы не были изолированы, следовательно, помещение отапливалось, поэтому оплачивать услугу необходимо (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2011 по делу № А76-1160/2011). Впоследствии трубопроводы были заизолированы и суд отказал исполнителю во взыскании с собственника нежилого помещения платы за отопление в связи с отсутствием теплопринимающих устройств (Постановление ФАС УО от 16.10.2013 по делу № А76-21947/2012, в передаче которого на пересмотр отказано Определением ВАС РФ от 19.12.2013 № ВАС-17562/13).

Вместе с тем, как было отмечено выше, в настоящее время указанная методика признана утратившей силу в связи с изданием Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (см. Приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 № 414/пр). Однако суды продолжают опираться на сделанные в ней выводы, хоть и не приводят ссылок на сам недействующий документ. Кроме того, по-прежнему действуют СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденные Госстроем СССР 28.11.1991, согласно п. 3.23* которых тепловую изоляцию следует предусматривать для трубопроводов систем отопления, прокладываемых в неотапливаемых помещениях. Поэтому общий вывод таков: наличие изолированных транзитных трубопроводов указывает на то, что помещение не отапливается.

Помещение с демонтированными радиаторами отопления

Правила предоставления коммунальных услуг запрещают потребителю (п. 35):

  • самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией;
  • осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в МКД будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 °С;
  • несанкционированно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

В свою очередь, согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушениям в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

В подавляющем большинстве случаев демонтаж радиаторов отопления рассматривается как переустройство помещения, проведение которого требует проекта и завершается актом приемочной комиссии (см. ст. 26, 28 ЖК РФ). Соответственно, нарушение установленного порядка демонтажа батарей не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения. Кроме того, такие действия применительно к конкретным обстоятельствам могут рассматриваться как злоупотребление лица, их совершившего, правом в отношении части общедомовой системы отопления, находящейся в помещении, принадлежащем данному лицу, а злоупотребление правом запрещено законом (ст. 10 ГК РФ). Такие выводы были сделаны в постановлениях АС ДВО от 22.07.2015 № Ф03-2697/2015, от 26.08.2015 № Ф03-3356/2015. Итак, обстоятельством, которое можно рассматривать как основание для взыскания с собственника помещения платы за тепловую энергию в отсутствие радиаторов отопления, является самовольный демонтаж таковых (Постановление АС ЗСО от 20.07.2015 № Ф04-20195/2015).

На практике данная позиция популярна у судов общей юрисдикции (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 14.10.2015 № 44г-0033/2015, апелляционные определения Верховного суда Республики Башкортостан от 20.10.2015 № 33-18314/2015, Верховного суда Республики Бурятия от 22.07.2015 по делу № 33-2710/2015, Калининградского областного суда от 15.07.2015 по делу № 33-3524/2015, Сахалинского областного суда от 11.06.2015 по делу № 33-1116/2015, Иркутского областного суда от 05.05.2015 по делу № 33-3652/2015, Определение Приморского краевого суда от 30.06.2015 по делу № 33-5415). Тем более что даже в случае отключения помещения от отопления тепловая энергия подается на содержание общего имущества, соответственно, одна из составляющих платы за отопление (плата за отопление на ОДН) должна вноситься (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.08.2015 № 33-2425/2015). Также суды обращают внимание, что квартира обогревается за счет отопления других рядом расположенных помещений, а это также указывает на невозможность освобождения собственника от оплаты тепловой энергии (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу № 33-5777).

Если же переустройство было проведено в законном порядке, отсутствие радиаторов отопления указывает на то, что коммунальная услуга по отоплению не предоставляется, тепловые потери от стояков не могут рассматриваться как подлежащая оплате услуга. К примеру, такие выводы были сделаны в Постановлении АС СЗО от 23.04.2015 № Ф07-700/2015 в отношении помещения, переведенного из жилого в нежилое с одновременным демонтажом системы отопления и установкой электрообогревателей с терморегулятором, тепловой завесы, теплого пола.

Вместе с тем встречаются ситуации, когда суды принимают во внимание только фактическое отсутствие энергопринимающих устройств, а факт самовольного переустройства центральной системы отопления расценивают как не имеющий правового значения (Постановление ФАС ВВО от 15.04.2014 по делу № А82-5198/2013, в передаче которого на пересмотр в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 28.07.2014 № ВАС-9767/14).

Обратим внимание: если собственник претендует на освобождение от оплаты отопления, в ходе осмотра не должна быть выявлена возможность подключения радиаторов отопления (она существует при наличии врезки подводок к отопительным приборам, кронштейнов для подвески батарей, отсечных шаровых кранов). Если такая возможность есть, суд вряд ли откажет исполнителю коммунальных услуг во взыскании задолженности с собственника помещения (Постановление АС ВСО от 28.08.2015 № Ф02-4259/2015).

Если в помещении никогда не было радиаторов отопления, следует определить, считается ли оно отапливаемым (признак отапливаемого помещения – отсутствие теплоизоляции на магистральных трубопроводах). Если трубопроводы заизолированы, УК следует доказать, что тепловыделения от них достаточно для поддержания в помещении нормальной температуры без использования дополнительного оборудования.

Если в помещении раньше были радиаторы отопления, собственник не обязан оплачивать соответствующую услугу в случае их демонтажа в установленном порядке. Самовольный демонтаж не освобождает его от оплаты отопления. Впрочем, изредка встречаются примеры, когда для принятия решения в пользу потребителя достаточно подтверждения факта отсутствия в помещении радиаторов.

Какой должна быть температура в квартире в отопительный сезон?

Какой должна быть температура в жилых помещениях, прописано в «ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». Этот стандарт устанавливает допустимые значения температуры для жилых помещений в диапазоне плюс 18-25 градусов Цельсия в зависимости от вида комнаты.

В жилых комнатах температура не должна быть ниже плюс 18 градусов, а в ванной комнате — не ниже плюс 25 градусов. При этом верхний предел температуры для жилых комнат составляет плюс 24 градуса.

В ночное время — с ноля до пяти часов утра — для жилых комнат допускаются отклонения температуры в меньшую сторону от нижней границы диапазона, но не более чем на три градуса.

Для угловых квартир минимальная температура в жилых комнатах должна быть не ниже плюс 20 градусов.

На лестничной клетке в подъезде жилого дома должно быть плюс 14-20 градусов, в межквартирном коридоре — плюс 16-22.

Также надо обращать внимание на то, что по действующим нормам (СанПиН 2.1.2.2645-10) системы отопления должны обеспечивать равномерный нагрев воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, не создавая при этом запахов и не загрязняя воздух вредными веществами в процессе эксплуатации. Системы отопления не должны также создавать дополнительного шума.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 г. Москва Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

Изменения и поправки

В соответствии со статьями 15 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3586).

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

1. Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу.

2. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

3. Действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

4. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

5. Жилым помещением признается:

жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;

квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

комната — часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

6. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

7. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях — квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

8. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

II. Требования, которым должно отвечать жилое помещение

9. Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

10. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях — в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

11. Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.

12. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

13. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.

14. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов-изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.

15. Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

16. Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

17. Доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта.

18. Допустимая высота эксплуатируемого жилого дома и площадь этажа в пределах пожарного отсека, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости, установленным в действующих нормативных правовых актах, и обеспечивать пожарную безопасность жилого помещения и жилого дома в целом.

19. В реконструируемом жилом помещении при изменении местоположения санитарно-технических узлов должны быть осуществлены мероприятия по гидро-, шумо- и виброизоляции, обеспечению их системами вентиляции, а также при необходимости должны быть усилены перекрытия, на которых установлено оборудование санитарно-технических узлов.

20. Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.

21. В жилом помещении требуемая инсоляция должна обеспечиваться для одно-, двух- и трехкомнатных квартир — не менее чем в одной комнате, для четырех-, пяти- и шестикомнатных квартир — не менее чем в 2 комнатах. Длительность инсоляции в осенне-зимний период года в жилом помещении для центральной, северной и южной зон должна отвечать соответствующим санитарным нормам. Коэффициент естественной освещенности в комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5 процента в середине жилого помещения.

22. Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IA, IБ, IГ, IД и IVa должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах — не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.

23. Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.

Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.

24. Размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. Размещение уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней допускается в квартирах, расположенных в 2 уровнях.

25. Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение.

Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.). Отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни следует принимать с учетом светотехнических характеристик окон и затенения противостоящими зданиями, но не более 1:5,5 и не менее 1:8, а для верхних этажей со световыми проемами в плоскости наклонных ограждающих конструкций — не менее 1:10.

26. В жилом помещении допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток 55 дБ, в ночное — 45 дБ. При этом допустимые уровни шума, создаваемого в жилых помещениях системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, должны быть ниже на 5 дБА указанных уровней в дневное и ночное время суток.

Межквартирные стены и перегородки должны иметь индекс изоляции воздушного шума не ниже 50 дБ.

27. В жилом помещении допустимые уровни вибрации от внутренних и внешних источников в дневное и ночное время суток должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах.

28. В жилом помещении допустимый уровень инфразвука должен соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах.

29. В жилом помещении интенсивность электромагнитного излучения радиочастотного диапазона от стационарных передающих радиотехнических объектов (30 кГц — 300 ГГц) не должна превышать допустимых значений, установленных в действующих нормативных правовых актах.

30. В жилом помещении на расстоянии 0,2 м от стен и окон и на высоте 0,5 — 1,8 м от пола напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц и индукция магнитного поля промышленной частоты 50 Гц не должны превышать соответственно 0,5 кВ/м и 10 мкТл.

31. Внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м.

32. Концентрация вредных веществ в воздухе жилого помещения не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, установленных в действующих нормативных правовых актах. При этом оценка соответствия жилого помещения требованиям, которым оно должно отвечать, проводится по величине предельно допустимых концентраций наиболее гигиенически значимых веществ, загрязняющих воздушную среду помещений, таких, как оксид азота, аммиак, ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол.

III. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

33. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

34. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

35. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

36. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу.

37. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

38. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

39. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, указанной в пункте 26 настоящего Положения, следует признавать непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.

40. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки, следует признавать непригодными для проживания.

41. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;

отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;

несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

42. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

43. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

44. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее — заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

45. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения — проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

46. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

48. По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.

49. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

50. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

51. Комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.

В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.

52. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

V. Использование дополнительной информации для принятия решения

53. В случае проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения в соответствии с решением, принятым на основании указанного в пункте 47 настоящего Положения заключения, комиссия в месячный срок после уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом об их завершении проводит осмотр жилого помещения, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение, которое доводит до заинтересованных лиц.

54. Для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей. Комиссия оформляет в 3 экземплярах заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания указанных граждан по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению и в 5-дневный срок направляет 1 экземпляр в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, второй экземпляр заявителю (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).